Научная статья на тему '\ макроэкономика \ равенство в бедности'

\ макроэкономика \ равенство в бедности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ макроэкономика \ равенство в бедности»

Равенство в бедности

Анализ пространственного аспекта экономического кризиса показывает крайнюю неравномерность его воздействия на разные территории России. Следует ожидать и различных темпов выхода регионов из кризиса, при этом возможна смена традиционных лидеров роста.

Экономический кризис в России имеет явно выраженную региональную специфику. Он начался в регионах в наибольшей мере связанных с глобальной экономикой (экспортно-ориентированных, столичных агломераций), а затем перекинулся на территории с высокой долей обрабатывающих отраслей. Глубина падения производства, доходов населения, ситуация на рынке труда и в бюджетной сфере существенно различаются по субъектам федерации, несмотря на то, что антикризисные программы реализуются во всех регионах. Продолжительность кризиса, его «дно», время начала оживления в разных местах различны — территории неравномерно входили в кризис и, очевидно, так же неравномерно будут выходить из него.

Экономическое развитие России в 1999-2007 годах характеризовалось устойчивым динамичным ростом, однако оно не было равномерным ни во временном, ни в пространственном аспектах. На фоне общего благополучия ряд регионов испытывал серьезные трудности в экономической и социальной сфере, некоторые районы страны находились в кризисной ситуации еще до начала спада общенациональных показателей.

Динамику кризисных явлений отслеживают органы власти: Минрегионов, Росстат, Минфин, Минсоцздрав, а также исследовательские организации.

Мы попытаемся дать общую оценку кризисных явлений в регионах за 12 месяцев: с сентября 2008 года по сентябрь 2009-го (по отношению к соответствующему периоду 2007-2008 года), основываясь, в частности, на данных Росстата РФ, а также других упоминавшихся мо-ниторингов.

Дальневосточные лидеры

Спад промышленного производства в целом по стране стали фиксировать с ноября 2008 года. Однако для значительной части субъектов федерации первый удар кризиса пришелся на октябрь 2008 года. Тогда произ-

Надежда

михеева,

доктор

экономических

наук, профессор,

заместитель

председателя

государственного

научно-

исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил МЭР и РАН»

Статья подготовлена на основании доклада на I Российском экономическом конгрессе (РЭК-2009).

водство сократилось в 36 субъектах федерации. В ноябре выпуск продукции снижался уже в 71 субъекте из 82. Рейтинги регионов по величине индекса промышленного производства менялись каждый месяц, что свидетельствует о неустойчивости положения практически всех территорий России.

К сентябрю 2009 года кризис в промышленности приобрел всеобщий характер, положительную динамику демонстрировали лишь 16 субъектов федерации. Росло производство лишь в 14, на долю которых в 2008 году приходилось менее 6% отгруженной промышленной продукции РФ. Тогда как на 10 субъектов, производство которых отличалось наибольшей глубиной спада, приходилось более 20%.

По итогам трех кварталов 2009 года по динамике промышленного выпуска лидируют дальневосточные районы с преобладанием добывающей промышленности, Республика Дагестан, Калмыкия, Хакасия, получающие государственную поддержку. Из регионов, промышленность которых заметно пострадала в начале кризиса, положительные изменения демонстрирует только Белгородская область, рост в которой наблюдается с февраля 2009 года.

Неустойчивой к удару кризиса оказалась промышленность крупнейших агломераций. Спад производства в Москве за три квартала 2009 года составил 25,7%, в Московской области — 18,8%, в Санкт-Петербурге — 23,3%.

Положительная помесячная динамика промышленного производства за май — июль 2009 года дала Министерству экономического развития основание говорить о нача-

ле экономического роста. В июле 2009 года подъем по отношению к июню наблюдался в 51 субъекте федерации, на долю которых приходится 70% промышленного производства, в августе — в 40, в сентябре — в 50. Однако устойчивый рост (по крайней мере, в течение трех месяцев) был лишь в девяти субъектах федерации, на долю которых приходится 20% промышленного производства. Динамика восстановления прочих территорий оставалась неустойчивой.

Прогрессирующее ухудшение

Сокращение реальных доходов населения РФ за период кризиса оказалось минимальным: показатель за январь — август 2009 года составил 98,6% к соответствующему периоду 2008-го. Снижение доходов началось позже промышленного спада, происходило оно темпами значительно меньшими, чем в промышленности. Повсеместное наибольшее падение пришлось на январь 2008 года, когда реальные доходы сократились в 53 субъектах федерации.

Первый удар кризис нанес по экономике крупных городов и регионов, тесно связанных с глобальной экономикой (Москва, Самарская, Ленинградская, Калининградская области, чуть позже — Санкт-Петербург).

Несовпадение динамики производства и доходов имеет как субъективные причины — низкое качество региональных статистических данных, так и объективные. Дело в том, что падение доходов в производственной сфере было компенсировано повышением показателя в бюджетной сфере и ростом пенсий. Последний фактор оказался весьма существенным в регионах с низкими доходами. С учетом роста реальных доходов населения в IV квартале 2008 года положительная динамика в целом за период с сентября 2008-го по август 2009 года сохранилась более чем в половине субъектов федерации (49) и четырех федеральных округах (Южном, Уральском, Дальневосточном, Приволжском).

Однако итоги января — августа 2009 года показывают прогрессирующее ухудшение. С начала 2009 года положительная динамика доходов сохранилась лишь в 22 субъектах федерации, реальные доходы снизились во всех федеральных округах, их сокращение было минимальным в Дальневосточном и Южном округах (соответственно, 99,5 и 99,2% к тому же периоду 2008 года).

Самое существенное снижение реальных доходов населения зафиксировано на территориях центральной России с высокой долей обрабатывающих производств (Рязанская область — 78,3%, Ивановская — 82,7, Ярославская — 84, Орловская — 85,5) и в небольших регионах с низким уровнем развития и неблагоприятными социальными условиями — Республике Ингушетии — 73,7%, Республике Алтай — 72,6%.

Стабилизирующий фактор

Прямой зависимости между динамикой доходов и потребления населения, характеризуемой индексом розничного товарооборота, нет. Показатель следовал за снижением доходов с заметным лагом, его падение началось только в 2009 году. Спад в розничной торговле не был повсеместным, торговля оставалась стабилизирующим фактором в большинстве субъектов федерации. С сентября 2008 по август 2009 года индекс розничного

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 2 (94) 2010 35

Республика Саха, Чеченская Республика, Приморский и Краснодарский края — регионы, развивающие строительство.

товарооборота рос в 59 субъектах федерации и всех федеральных округах, исключая Сибирский и Северо-Западный.

Однако дальнейшее развитие кризисных явлений и сокращение доходов населения привели к снижению продаж, хотя масштабы падения были гораздо меньшими, чем в промышленности. За девять месяцев 2009 года розничный товарооборот имел положительную динамику только в 19 субъектах федерации.

Спад товарооборота оказался наибольшим в богатых регионах, доходы в которых даже с учетом их снижения за время кризиса превышают средние по стране. Тем не менее их население уменьшило расходы на покупки. Сокращение розничного товарооборота за три квартала 2009 года составило 20,7% в Кемеровской области, 18,3% в Вологодской, 18,2% в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), 14,6% в Тюменской области. Сходной оказалась ситуация и в сфере платных услуг.

Уровень безработицы по России в целом (по методике Международной организации труда) составлял на февраль 2009 года 9,5%, на май — 8,5%, на август — 7,8%. Тенденция к снижению безработицы наблюдалась во

Наиболее устойчивыми к кризису оказались регионы с высокой долей пищевой промышленности и энергетики.-

всех федеральных округах, кроме Северо-Западного, где стабильность обеспечивали Вологодская область и Санкт-Петербург. В Уральском округе безработица в августе оказалась выше, чем в мае, однако ниже, чем в феврале. Отрицательная динамика была характерна для Свердловской области. В августе 2009 года уровень безработицы колебался от 5,3% в Центральном округе (в основном за счет показателя Москвы — 1,6%, ми-

нимального среди всех субъектов федерации) до 10,5% в Южном и 9,9% в Сибирском. Характерно, что в регионах Южного округа и в Сибири в сложный период не произошло резкого роста безработицы, которая и до кризиса была на достаточно высоком уровне. Это объясняется достаточно умеренным спадом производства на этих территориях.

Окна роста

Статистические данные по строительству за IV квартал 2008 года публикуются накопленным итогом с начала года, поэтому не отражают кризисных явлений конца 2008-го. Между тем реальный спад был в 21 субъекте федерации. Кстати, результаты трех кварталов 2009 года демонстрируют самое существенное снижение именно в строительстве. При падении отрасли по РФ в целом на 18,4%, динамика в строительстве была положительной только в 16 субъектах федерации. В первую очередь в их число входят регионы, в которых реализуются крупномасштабные проекты с федеральной поддержкой, — Республика Саха, Чеченская Республика, Приморский и Краснодарский края.

В наибольшей мере кризис задел инвестиционную сферу ЦФО и СЗФО, ранее лидировавших. По результатам января — августа 2009 года по объемам привлеченных средств выделяется Дальневосточный федеральный округ. Это связано с тем, что подавляющая часть вложений поступает на Дальний Восток как бюджетные инвестиции, следует учесть также вливания в дальневосточные подразделения общенациональных и международных корпораций. Как правило, это финансирование крупных долгосрочных инфраструктурных и сырьевых проектов (в том числе по Федеральным целевым программам (ФЦП) до 2013 года). Наиболее существенным спад инвестиционной активности оказался в Приволжском федеральном округе.

Динамика инвестиций определяла экономический рост в регионах и останется тем фактором, который будет «вытягивать» территории из кризиса. В этой связи резкое сокращение инвестиционной активности в ряде субъектов уменьшает их шансы на быстрое возвращение на траекторию экономического роста в будущем.

Ориентация на внутренний рынок

Промышленный спад в ряде регионов был компенсирован стабильной ситуацией в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг. Это отражается в динамике валового регионального продукта (ВРП), который мы оценивали на основе данных за первое полугодие и три квартала 2009 года.

Кризисные явления конца 2008 года были перекрыты положительной динамикой первых трех кварталов, в результате 2008 год показал рост ВРП во всех федеральных округах при лидерстве Южного (109,9%) и Центрального (107%). Спад производства был в ряде областей Северо-Западного округа (Архангельская, Вологодская, Мурманская), нескольких сибирских (Иркутская и Томская) и дальневосточных регионах (Чукотский автономный округ и Сахалинская область).

Показатели ВРП за 2009 год подтверждают действительно всеобщий характер кризиса. Исследование

36 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 2 (94) 2010

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

данных за первое полугодие 2009 года показало, что положительная динамика ВРП сохранилась лишь в 15 субъектах федерации, из них 6 — дальневосточных. Данные за январь — сентябрь были позитивными в 18 субъектах федерации, из них 6 находятся на Дальнем Востоке, 5 — в Южном округе.

Динамика сводного показателя (оценки ВРП) за девять месяцев 2009 года отрицательна во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. В наиболее тяжелом положении оказались Центральный, Севе-

Положительная динамика инвестиций станет тем показателем, который будет «вытягивать» территории из кризиса.—

Из числа регионов, промышленность которых пострадала в кризис, положительную динамику демонстрирует только Белгородская область (на фото Томаров-ский молочный завод, цех по производству сыров).

ро-Западный и Приволжский округа, однако ситуация по сравнению с первым полугодием улучшилась в Сибирском и Приволжском округах.

На первом этапе кризис в наибольшей степени затронул регионы европейской части России, специализирующиеся на поставках малоконкурентной продукции на внутренний рынок, а также сырья — на внешний. В тяжелом положении оказались территории металлургической специализации — Урала, Сибири, Центральной и СевероЗападной России. Крупные города также пережили шоковый кризисный период, в основном связанный с обвальным сокращением строительства и отчасти — сегмента банковского сектора и сферы услуг.

Наилучшие относительные показатели сопротивления кризису продемонстрировали Южный и Дальневосточный федеральные округа. По совокупности макропоказателей больше всего пострадали Приволжский и Уральский федеральные округа (УФО). Здесь в наибольшей степени проявилось негативное сочетание двух факторов: снижения спроса и цен производителей в доминирующих отраслях, сильно зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры. Ценовой фак-

тор — главный в объяснении максимального среди всех округов сокращения поступлений налогов и сборов в бюджетную систему с территории УФО.

Глубина спада производства в регионах определялась множеством факторов: структурой производства, степенью интегрированности региона в систему мирохозяйственных связей, исходным уровнем производства, финансовым состоянием предприятий, ситуацией на рынке труда, степенью развития малого бизнеса. Наиболее устойчивыми к кризису оказались регионы, ориентированные преимущественно на свой внутренний рынок — с высокой долей пищевой промышленности, энергетики. Относительная устойчивость экономики территорий с преобладанием добывающего сектора обусловлена более высокой инерционностью добывающих отраслей по отношению к конъюнктурным колебаниям рыночного спроса в силу технологических особенностей производства, длительности фьючерсных контрактов и т.д.

Специализация на остальных отраслях тяжелой промышленности, ориентированных на внешний рынок, стала негативным фактором. Спад производства оказался наиболее существенным именно в таких регионах.

В числе факторов, определивших кризисную динамику ВРП в регионах, рассматривались: исходный уровень развития региона (ВРП на душу населения в 2007 году), структурные показатели, как то: доля сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости, доля добывающих производств, пищевой промышленности, машиностроения в отгруженной продукции промышленности, доля экспорта в ВРП, динамика инвестиций, доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в регионе, финансовое положение предприятий региона (количество убыточных структур), доля налога на прибыль в бюджете региона.

Статистическая оценка влияния этих показателей на глубину спада производства в регионах продемонстрировала, что они позволяют объяснить 69% региональных отклонений темпов ВРП от среднего по стране (предполагалось, что динамика последнего объясняется общенациональными факторами). В число статистически значимых в регрессионном уравнении вошли: доля пищевой промышленности в отгруженной продукции региона и доля обрабатывающих отраслей с отрицательным знаком. В число не включенных в анализ факторов, определивших около 30% региональных отклонений, входят показатели, определяемые эффективностью проводимой экономической политики, в том числе реализуемых антикризисных программ, квантифицировать которые не удалось.

В целом анализ пространственного аспекта экономического кризиса показывает крайнюю неравномерность его распространения по территориям. Из чего следует ожидать и различных темпов выхода регионов на траекторию устойчивого роста, а также изменения относительного положения регионов и возможной смены традиционных лидеров роста. Ухудшение экономического положения наиболее благополучных регионов при сохранении господдержки наиболее слабых, скорее всего, приведет к сближению среднедушевых показателей в регионах. Однако это будет движение к «равенству в бедности».

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 2 (94) 2010 37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.