Научная статья на тему 'Макроэкономическое регулирование конкурентоспособности'

Макроэкономическое регулирование конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическое регулирование конкурентоспособности»

Макроэкономическое

регулирование

конкурентоспособности

В.В. Кудрявцев

ООО «Либра»

В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и предприятиями. В этих условиях обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, предприятия. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и в первую очередь от конкурентоспособности предприятий. Современные экономические условия требуют новых концептуальных подходов к решению проблемы повышения конкуренто-способности страны. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества - чем выше конкурентоспособность страны, тем

выше в ней жизненный уровень. Конкурентоспособность - это еще гарантия экономической безопасности страны, позволяющая поставлять на мировой рынок конкурентоспособную продукцию в таких количествах, которые обеспечивают поступление импортной выручки. За последние годы России удалось в значительной степени восстановить макроэкономическую стабильность, однако глубокие структурные преобразования не проводились. Подавляющая часть ВВП по-прежнему обеспечивается высокими экспортными ценами на нефть и другие энергоносители, но намечаются и положительные тенденции. Так, агропродовольствен-ный экспорт растет быстрее, чем импорт. В прошедшем году рост продовольственного экспорта обгонял рост

Таблица 1

Экспорт важнейших видов продовольственных товаров в 2000-2005 гг., тыс. т

Продукция 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 1-Х 2005 г. 1-Х мес 2005 г./ 1-Х мес 2004 г., %

Рыба мороженая 290,6 324,1 292,8 255,0 142,5 158,6 121

Пшеница и меслин 419,0 1635,7 10259,3 7587,9 4671,3 6841,8 250

Мука пшеничная 165,7 Нет данных 122,8 288,6 134,3 135,6 154

Масло подсолнечное 194,8 115,3 74,2 84,1 145,1 187,8 174

Семена подсолнечника 1114,9 Нет данных 86,8 292,1 124,4 59,3 48

Хлеб, мучные кондитерские изделия 34,3 36,9 38,6 52,6 64,4 53,4 117

Молоко и сливки сгущенные 73,7 45,6 35,0 11,3 35,4 29,1 116

Шоколадные изделия 25,7 35,1 35,1 42,2 54,2 45,6 137

Таблица 2

Импорт важнейших видов продовольственных товаров в 2000-2005 гг., тыс. т

Продукция 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 1-Х мес 2005 г./ 1-Х мес 2004 г., %

Говядина 282,3 459,2 504,6 507,8 510,9 133,3

Свинина 212,9 369,6 602,0 535,2 455,2 133,3

Мясо птицы 687,2 1383,3 1375,2 1190,0 1101,3 123,0

Масло сливочное 45,4 81,4 94,1 114,0 70,3 88,2

Масло подсолнечное 149,5 182,8 175,7 200,8 160,4 80,9

Пшеница и меслин 2631,3 916,2 264,8 640,7 1364,1 41,1

Сахар-сырец 4546,6 5410,4 4441,0 4112,0 2582,9 130,7

Сахар белый 271,4 143,1 163,2 151,1 200,1 96,9

Цитрусовые 472,2 562,1 701,3 781,1 858,4 110,6

Кофе 20,3 21,6 25,7 32,0 29,4 135,5

Чай 158,3 154,4 165,3 168,9 172,1 105,1

продовольственного импорта: уже в январе-ноябре экспорт превысил показатели предыдущего года на 40 %, в то время как темпы роста импорта были существенно ниже - 13 %. В табл. 1 приведены данные об экспорте важнейших видов сельхозпродукции и продовольствия (без учета торговли с Белоруссией) [1]. Рост экспортных поставок отмечен практически по всем основным статьям российского экспорта по агропро-довольственной группе товаров: рыбе, пшенице, муке и мучным изделиям, маслу подсолнечному, молочной продукции. В масложировом секторе увеличивается вывоз продукции с добавленной стоимостью (растительного масла и майонеза) при сокращении вывоза сырья (подсолнечника).

Тем не менее Россия по-прежнему является крупным импортером продовольственных товаров, о чем свидетельствуют данные табл. 2 о ввозе важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия (без учета торговли с Белоруссией) [1]. Импорт продовольствия растет в основном за счет увеличившегося ввоза мяса и сахара-сырца. Следует отметить, что импортные поставки мяса в 2005 г. превышают установленные объемы квот, что может быть вызвано снижением таможенных тарифов на мясо. Поставки сахара-сырца в конце 2005 г. существенно возросли, так как с января 2006 г. импорт сырца облагается более высокой пошлиной (248,64 долл./т), чем в 2005 г. (январь-сентябрь 164 долл./т, октябрь-декабрь -140 долл./т). Согласно механизму регулирования импорта сахара-сырца размер пошлины зависит от средней цены на нью-йоркской товарной бирже за последние 3 мес. Рост котировок сахарных фьючерсов в Нью-Йорке начался еще в середине 2005 г., что и обусловило высокий размер пошлины на начало 2006 г. Поэтому до начала действия этой высокой пошлины трейдеры стремились наращивать импорт сырца.

Россия по-прежнему сохраняет традиционное положение нетто-импорте-ра продовольствия (рис.1), о чем свидетельствует торговое сальдо по продовольственным товарам (без учета торговли с Белоруссией) [1].

Для развития экономики РФ большое значение имеет восстановление экспорта зерна. После резкого падения объемов российского зернового экспорта в 2003-2004 гг. вывоз зерна начал постепенно восстанавливаться (рис. 2 и 3) [1]. Падение экспортных поставок произошло на фоне невысокого урожая зерна в 2003 г. в совокупности с временными ограничениями на вывоз ржи, пшеницы и меслина в 2004 г. В 2005 г. был получен хотя и не рекордный, но достаточно высокий валовой сбор зерна (78 млн т). Растущее предложение на внутреннем

ECONOMICS AND MANAGEMENT

рынке сформировало достаточно низкие цены внутреннего рынка. Тем не менее мировое производство зерна также увеличивается (табл. 3) и цены на мировом рынке снижаются, растет конкуренция, что усложняет российский зерновой экспорт[1]. Проводимые зерновые интервенции призваны увеличить внутренние цены, но при этом компенсации экспортерам не предусматриваются. Внутренняя политика по отношению к зерновому сектору не компенсирует ухудшение мировой конъюнктуры, а повышение транспортных тарифов и тарифов на услуги портов еще более ухудшает условия российского зернового экспорта.

В современных условиях без национальной стратегии экономического роста и повышения конкурентоспособности добиться существенных сдвигов в повышении мировой конкурентоспособности страны вряд ли удастся. В качестве наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности страны выделяют два основополагающих подхода. Первый основан на государственном регулировании конкурентоспособности предприятий, предполагающем постановку и реализацию в качестве целей и задач экономической политики формирование равновесной, сбалансированной региональной народнохозяйственной системы, потенциально способной успешно функционировать в условиях рынка и ориентированной на создание условий становления конкурентоспособных отраслей на территориях, а также на федеральном и международном уровнях. Второй подход основан на концентрации инвестиционных ресурсов в приоритетных отраслях и сферах промышленного производства с целью удовлетворения потребностей регионального рынка в потребительских товарах и услугах и продукции производственно-технического назначения.

Макроэкономическое регулирование конкурентоспособности невозможно без использования экономических методов, таких как: амортизационная, инвестиционная политика; налоговое и таможенное регулирование; финансово-кредитная, антимонопольная политика; система государственного страхования; участие в международном разделении труда; стандартизация и сертификация продукции, а также систем ее содержания.

В области антимонопольной политики, особенно в части государственного регулирования и тарифной политики естественных монополий, есть определенные позитивные сдвиги, однако поддержка конкурентоспособного предпринимательства остается недостаточной. Мероприятия по созданию конку рен то-способных промышленных

млрд долл. США 15000

10000

5000

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 1-Х 2005 -5000 Год

-10000

-15000

Рис. 1. Динамика внешней торговли агропродовольственными товарами

групп, меры по развитию малого и среднего бизнеса не реализуются в должной степени. Не выработана четкая система балансирующих мер, с одной стороны, по открытию национального рынка, с другой - по защите отечественного производителя в ситуациях, когда это необходимо. Остается нерешенной проблема реструктуризации естественных монополий в стратегически важных производствах для повышения конкурентоспособности этих структур.

Федеральной службой по тарифам (ФСТ) готовится законопроект «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразования на них». В формировании и реализации государственной политики в сфере регулирования тарифов на первое место выдвигаются долгосрочность периода регулирования тарифов и цен, их сбалансированность, прозрачность и стабильность. Этот проект должен стать законодательной основой ориентации системы государственного регулирования на цели развития. Главными недостатками существующей системы авторы проекта называют: жесткое, избыточное ценовое регулирование в сфере естествен-

тыс. т 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

2000-01 2001-02

2002-03 Год

2003-04 2004-05

Рис. 2. Экспорт зерна в 2000/2001 -2004/2005 с/х гг.

Таблица 3

Мировой баланс ресурсов и использования пшеницы, млн т

Показатель 2003/ 2004 гг. 2004/ 2005 гг. 2005/ 2006 гг.

Производство 555 626 611

Потребление 589 609 620 110 110

Конечные запасы 132 149 140

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

Месяц

Рис. 3. Динамика экспорта зерна в 2004/2005 и 2005/2006 с/х гг.

0

ных монополий, некоторые сегменты которых давно пора подвергнуть дерегулированию; отсутствие в механизме ценообразования сегодня учета качества предоставляемых услуг; невыраженность социальных интересов государства в действующей системе. Назрела необходимость пересмотреть подходы к регулированию тарифов, в частности это касается закона «О естественных монополиях», где не предусмотрено инструментов государственного регулирования в переходный период. Таким образом существуют две крайности: жесткое регулирование либо дерегулирование, альтернативных косвенных методов не закреплено.

Основное отличие законопроекта «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразования на них» заключается в переходе от регулирования деятельности субъектов естественных монополий к регулированию отношений по предоставлению товаров и услуг общеэкономического значения. ФСТ предлагает пойти по пути Европейского союза в модернизации системы регулирования и снижении регуля-торной нагрузки на бизнес. Для агропромышленных предприятий крайне важен вопрос регулирования тарифов

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ В ВЫСТАВКЕ-ЯРМАРКЕ!

www.tvoibusiness.ru

► Оборудование и технологии

для малого бизнеса Бизнес услуги для малых предприятий

► Франчайзинг

^ Товары и услуги малого бизнеса

► Автопарк для семьи и малого бизнеса

Москва, Всероссийский Выставочный Центр (ВВЦ) Павильон №69

22-25 мая 2007

Организатор: ООО «АЗС-ЭКСПО« при поддержке Федерального агентства по промышленности ОПОРЫ России, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Российской Ассоциации Маркетинга Московской Ассоциации Предпринимателей МЦДК «Дельконт» В программе выставки-ярмарки: конференция «Опыт и перспективы внедрения инновационных технологий, развития рынка оборудования и услуг для малого бизнеса», конкурсы, семинары, презентации По всем вопросам обращаться: 123100 г. Москва уп. Мантулинская д. 7 стр. 3 офис 15, тел./факс: (495) 256-05-44. 380-21-37 acs-expo@mtu-net.ru

IОПОРА РОССИИ

АЗС-ЭКСПО

и ценообразования, особенно в области естественных монополий. Однако пока законопроект имеет декларативный характер, в нем отсутствуют конкретные меры реализации.

Правительством РФ также декларируется решение по снижению ставок налога на добавленную стоимость и единого социального налога. Снижение налогов может придать стимул долговременному расширению хозяйственной активности и увеличению производства, что приведет к росту налоговых платежей государству. Облегчение налогового бремени при прочих равных условиях способно вывести «из тени» значительную часть экономической активности, что также расширит налоговую базу. В итоге дополнительные на-лотовые поступления смогут компенсировать планируемое уменьшение доходов бюджета от предлагаемых мер.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла в правительство согласованные с заинтересованными ведомствами и с представителями бизнеса поправки к законопроекту «О защите конкуренции». В частности, по предложению предпринимателей с 5 до 10 % была увеличена доля рынка одной компании, ниже которой к компании не могут быть применены претензии в коллективном доминировании. Поправки также уточняют определение монопольно высокой цены. ФАС предлагает согласиться с мнением компании, если она доказала по одной из методик, что монопольно высокой цены нет (ранее предполагалась необходимость доказательства по различным методикам). ФАС предлагает не декларировать права собственности, если доля бенефициара не превышает 5 %. Кроме того, поправками к законопроекту добавлена девятая глава, в которой прописаны все стадии антимонопольного процесса. Ранее предполагалось все процессуальные моменты антимонопольного регулирования изложить в поправках к Процессуальному кодексу.

Для агропродоволь-ственного сектора большое значение имеет открытие доступа на рынок в рамках соглашения по сельскому хозяйству в случае вступления России в ВТО. Россия имеет достаточно либеральный ре-

жим таможенно-тарифного регулирования по сравнению с другими странами. В ЕС средний уровень связанного тарифа составляет 20,5 %, а в США -11,9 % [2]. Однако при относительно низком среднем тарифе в этих странах очень высокая тарифная дисперсия. Например, максимальный тариф на импорт продовольственных товаров в США достигает 378,7 %, а в ЕС-218,5 %. В России тарифные пики не превышают 100 %. Такие тарифы были установлены на импорт мяса сверх квоты (60 % - на свинину и 40 % - на говядину), сахара (90 %) и этилового спирта (100 %). Поэтому при присоединении к Соглашению по сельскому хозяйству РФ может попасть в более выгодные условия относительно других стран. Согласно поярусному подходу, в котором более высокие тарифы подлежат сокращению в большей мере, Россия, имея более низкий уровень начального тарифа, должна будет осуществить более низкое процентное снижение этого тарифа. Однако в ВТО снижению подвергаются не действующие тарифы, а связанные, т. е. максимально возможные в данной стране. В РФ более высокие уровни связанных импортных тарифов по сравнению с действующими. Такая позиция может привести к тому, что в условиях нового аграрного соглашения в ВТО России придется произвести большее снижение тарифа, в результате чего связанный тариф после снижения может оказаться значительно ниже действующего тарифа [2], что может негативно отразиться на агропромышленном комплексе страны. В силу этой и других причин государственное воздействие на конкурентоспособность страны, отдельных отраслей и предприятий становится особенно необходимым. Одним из основных элементов национальной стратегии повышения конкурентоспособности в современных условиях должна стать система формирования и поддержания конкурентной среды, обеспечивающей условия для развития добросовестной конкуренции и частного предпринимательства. От степени совершенства механизма антимонопольного регулирования, механизма развития малого и среднего бизнеса, механизма антидемпинговой политики, механизма защиты отечественных товаропроизводителей в решающей степени зависит будущее российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская экономика в 2005 г. Тенденции и перспективы. (Вып. 27). -М.: ИЭПП, 2006.

2. Экономико-политическая ситуация в России. Октябрь 2005 г. - М., ИЭПП, ноябрь 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.