Научная статья на тему 'МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ'

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / макроэкономика / производственной сферы / анализ / прогнозирование / планирование.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холикулов А.Н., Эшмуродов З.

В данной статье авторы изучили процессы макроэкономического анализа и их сущность, макроэкономическое прогнозирование и планирование развития отраслей производственной сферы. Кроме того, разработаны предложения и рекомендации с учетом особенностей прогнозирования и анализа факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ»

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СФЕРЫ

Холикулов А.Н.

заведующий кафедрой «Экономический анализ и статистика», СамИЭС, к.э.н., доцент

Эшмуродов З. студент СамИЭС

Аннотация. В данной статье авторы изучили процессы макроэкономического анализа и их сущность, макроэкономическое прогнозирование и планирование развития отраслей производственной сферы. Кроме того, разработаны предложения и рекомендации с учетом особенностей прогнозирования и анализа факторов.

Ключевые слова: экономика, макроэкономика, производственной сферы, анализ, прогнозирование, планирование.

Развитие и совершенствование кластерной политики является приоритетным направлением модернизации экономики УЗБ, что отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития УЗБ на период до 2023 г. Применение кластерного подхода для повышения эффективности реализации экономики характеризуется следующими механизмами. Во-первых, применение данного подхода способствует повышению конкурентоспособности региона в целом, делая акцент не только на отдельные предприятия, а на всю производственную цепочку, включая поставщиков и производителей, смежников, исследовательские и образовательные организации.

Таким образом, кластерный подход стимулирует поддержку коллективных проектов, связанных с развитием инновационной инфраструктуры, механизмов непрерывного образования, продвижения на внутренний и внешний рынки товаров (работ) и услуг. Следует отметить, что раньше основной формой поддержки была поддержка отдельных предприятий, и без достаточной поддержки оставались коллективные проекты, реализации которых была невозможна вследствие отсутствия стимулов координации между предприятиями и отраслевой слабости. Во-вторых, применение кластерного подхода невозможно без эффективного использования механизмов частного и государственного партнерства, при этом поддержка со стороны государства осуществляется тех проектов, которые исходят из потребностей самого бизнеса, содействии его самоорганизации, выявление «узких» и «проблемных» мест, устранение которых максимально важно для повышения конкурентоспособности региона.

При этом территориальная реализация кластерных проектов делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий экономического развития

региона. Отраслевая специфика развития кластеров является важным инструментом отраслевой политики. Партнерству между государством и бизнесом в настоящее время уделяется большое внимание со стороны органов власти. Что касается Самаркандской области, то следует отметить, что 26 ноября 2023 г. состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Самаркандской области и региональным объединением работодателей «Самаркандское объединение промышленников и предпринимателей».

Сотрудничество нацелено на реализацию стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года и основывается на принципах партнерства. Его основные направления - обеспечение устойчивого развития экономической и социальной сфер области, сохранение на ее территории благоприятного инвестиционного климата, формирование инновационной инфраструктуры, внедрение энергосберегающих технологий. Подписание данного документа свидетельствует о сложившейся в регионе положительной практике частного и государственного партнёрства, что нацеливает на достижение новых результатов в этом направлении. В-третьих, необходимость использования кластеров в контексте деятельности институтов развития. Поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формированию инфраструктуры развития экономики, обеспечивая необходимые для развития инвестиционных и инновационных проектов. В настоящее время тематика кластерной политики находится в центре внимания руководителей органов государственной власти, аналитиков, и всех тех, кто серьезно интересуется проблемами региональных экономик и государственного управления.

В этом случае усилия администрации должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д. Для реализации таких серьезных задач необходимо использование не только собственных ресурсов, но и привлечение иных, сторонних организаций, консалтинговых и иных компаний, имеющих опыт работы в проектах по формированию кластерных систем. Можно выделить целый ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в Узбекистане.

При реализации кластерного подхода акцентировать внимание необходимо не на существующей системе организации производства, а на основе анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориального (муниципального) образования. Кластерный подход очерчивает границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты, а также определяет позицию территориального образования (города, региона и т. д.) на этих рынках.

Именно рынок задает требования к организации производства на территории. Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Существует и другая проблема - игнорирование «коммуникативной» природы кластера, где очень важна установка, с одной стороны - на развитие конкуренции между компаниями-поставщиками, а с другой - на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки. В качестве еще одной проблемы следует упомянуть абсолютизацию той или иной схемы кластера. Проведя анализ применяемой кластерной политики в Центральном нацтональное округе (ЦНО), можно выделить наиболее популярные сферы применения кластерного подхода, причем, следует отметить, что зачастую объектами кластерной политики становятся те сферы, которые уже находятся на высоком уровне развития, либо играют значительную роль в экономике региона:

1 место - тяжелая промышленность (машиностроение, энергетика, химическая);

2 место - агропромышленный комплекс (включая с/х и производство продуктов питания);

3 место - наукоёмкое производство;

4 место - строительство;

5 место - легкая промышленность;

6 место - туризм, банковская деятельность, транспорт, медицина.

КЛАСТЕР автомобилесфоения и производства автокомпонентов

Рис. 1. Кластеры Самаркандской области

Анализируя ситуацию по регионам страны в целом, можно сделать вывод, что большая часть проектов по созданию и развитию кластерной политики находится на стадии разработки, планирования, либо на первоначальной стадии реализации и о каких - то ощутимых результатах пока говорить рано. Большинство проектов в силу специфики самого кластерного подхода рассчитаны на долгосрочную перспективу и являются частью стратегий социально-экономического развития регионов.

На получение результата в краткосрочной перспективе направлены создаваемые 1Т - кластеры. Это может быть связано с тем, что специфика работы

в данной сфере не требует больших затрат на основные фонды, а также данные кластеры создаются в крупных городах на базе существующих образовательных и научных центров. Основными проблемами при реализации проектов по созданию кластеров являются сложности в поиске финансирования и инвестиций, устаревшие и изношенные основные фонды, кадровая проблема. В некоторых регионах страны также наблюдается слабая проработка стратегии в части анализов приоритетов развития.

Ключевыми точками роста выбираются практически все отрасли территории, что приводит к распылению сил, нехватке ресурсов на воплощение всех проектов в жизнь. Так как большая часть проектов затрагивает сферу промышленного производства, особенно остро встаёт проблема кадрового голода. В регионах наблюдается практически повсеместно нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. На большинстве промышленных предприятий задействованы сотрудники старшего поколения, кадровый состав практически не обновляется, отсутствует достаточный приток молодой рабочей силы. Для сельскохозяйственной отрасли данная проблема тоже достаточно актуальна и связана, прежде всего, с сокращением сельского населения в принципе. Можно сделать вывод, что успешная реализация кластерной политики должна осуществляться при учёте интересов и активном участии всех сторон - органов государственной власти, представителей бизнес сообщества и некоммерческих организаций, а также населения региона.

Несмотря на то, что многие кластеры уже имеют основу для своего развития, как материально-производственную, так и сложившиеся связи между основными предприятиями и их поставщиками, возникают проблемы, связанные с технологической отсталостью данных производств, низкой производительностью труда, устаревшим парком оборудования и т.д. Для успешной реализации кластерной политики требуется информационная поддержка и формирование образа региональных, либо муниципальных властей как деловых партнеров для бизнеса. При продвижении серьезными преимуществами регионов является состояние системы правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса, низкая степень бюрократизации, наличие ясной и понятной экономической политики, ее преемственность и принятие территориальной элитой. Одной из проблем при реализации данной политики являются сложности с поиском финансирования. Для эффективного решения этого вопроса необходимо внедрение гибкой финансово-кредитной политики для стимулирования развития предприятий кластера. Другой способ решения данной проблемы - привлечение инвесторов, крупных зарубежных партнёров. В Самаркандской области интерес зарубежных партнёров вызвали кластеры связанные с машиностроением и производством автокомпонентов, наукоёмкими производствами, пищевой промышленностью и производством стройматериалов.

Список рекомендуемой литературы

1. Гусаков А. Кластеры предприятий как средство повышения конкурентоспособности региональной экономики / Гусаков А.// Менеджмент сегодня - 2004г.- № 2. - с 46-51;

2. Портер М.Э. Конкуренция; пер. с англ., учебное пособие Портер М.Э., изд. Дом «Вильямс», 2000г. - с. 495.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.