Научная статья на тему 'МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ В РОССИИ В САНКЦИОННЫЙ КРИЗИС'

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ В РОССИИ В САНКЦИОННЫЙ КРИЗИС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ИНФЛЯЦИЯ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиевич Татьяна Ивановна, Рузанов Павел Викторович

2022 год стал годом беспрецедентных испытаний, вызванных антироссийскими санкциями. В статье определяются основные направления антироссийских санкций. Целью статьи является анализ основных макроэкономических индикаторов, оказавшихся под воздействием санкций. Российский валовой внутренний продукт в 2022 году снизился на 2,1 %. Изменяется структура ВВП. Индекс потребительских цен вырос на 11,94 %. Данная макроэкономическая ситуация требует проведения стабилизационной экономической политики. Восстановление экономики возможно благодаря кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политике, государственным программам поддержки национальной экономики, введению политики импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROECONOMIC TRENDS IN RUSSIA DURING THE SANCTIONS CRISIS

2022 has been a year of unprecedented testing caused by anti-Russian sanctions. The article defines the main directions of anti-Russian sanctions. The main macroeconomic indicators affected by the sanctions are analyzed. Russian gross domestic product in 2022 decreased by 2,1 %. The structure of GDP is changing. The consumer price index rose by 11,94 %. This macroeconomic situation requires a stabilization economic policy. Economic recovery is possible thanks to monetary and fiscal policy, government programs to support the national economy, and the introduction of an import substitution policy.

Текст научной работы на тему «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ В РОССИИ В САНКЦИОННЫЙ КРИЗИС»

УДК 338.121

DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-3-124-130 EDN: LFPWUS

Т. И. ГОРДИЕВИЧ П. В. РУЗАНОВ

Омский государственный технический университет, г. Омск

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ В РОССИИ

В САНКЦИОННЫЙ КРИЗИС

2022 год стал годом беспрецедентных испытаний, вызванных антироссийскими санкциями. В статье определяются основные направления антироссийских санкций. Целью статьи является анализ основных макроэкономических индикаторов, оказавшихся под воздействием санкций. Российский валовой внутренний продукт в 2022 году снизился на 2,1 %. Изменяется структура ВВП. Индекс потребительских цен вырос на 11,94 %. Данная макроэкономическая ситуация требует проведения стабилизационной экономической политики. Восстановление экономики возможно благодаря кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политике, государственным программам поддержки национальной экономики, введению политики импортозамещения.

Ключевые слова: антироссийские санкции, Валовой внутренний продукт, инфляция, индекс потребительских цен, экономическая политика, государственные программы поддержки национальной экономики, политика импортоза-мещения.

Введение. Антироссийские санкции вызвали развитие санкционного кризиса, под воздействием которого изменяется макроэкономическая ситуация. Основным макроэкономическим трендом выступает снижение экономического роста, изменение структуры ВВП. Выделились отрасли как имеющие рост производства, так и его снижение. Изменилась динамика и структура расходов экономических субъектов на конечное потребление. Другим макроэкономическим трендом является рост цен на потребительские товары. Происходил рост цен как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Увеличивался индекс-дефлятор ВВП.

Макроэкономические изменения связаны с санкционным шоком, вызванным антироссийскими санкциями. Последние привели к сокращению производства многих отраслей, ограничению притоков капитала в страну и международных расчётов. Для предотвращения финансового кризиса со стороны государства потребовались меры анти-санкционной политики.

Обзор литературы. Итоги макроэкономического развития 2022 года являются широко обсуждаемой темой, затрагиваемой в трудах различных экономистов и политиков. Различными авторами отмечаются особенности развития в условиях экономической турбулентности.

Игольникова И. В. рассматривает основные проблемы российского бизнеса в настоящее время. Антироссийские санкции имели следующие последствия: сократились источники финансирования деятельности для фондового рынка и банковских кредитов, снизилась покупательная способность населения вследствие инфляции, произошло нарушение механизмов расчётов, обнаружился дисбаланс грузопотоков [1, с. 23].

Игольникова И. В. предполагает, что цели антикризисной политики изменились. Ранее она сводилась к сведению бизнеса в зону стабильности. В настоящее время сохраняется зона нестабильности, в рамках которой необходимо создать особый механизм функционирования [1, с. 23].

Казарян Д. Г. и Бонч-Бруевич М. А. рассматривают рисковые ситуации развития малого и среднего бизнеса, выделяют внешние и внутренние факторы.

Авторы считают, что бизнес не имеет реальной поддержки со стороны правительства. Это главный внешний фактор. К нему добавляются факторы повышения курса национальной валюты и отток капитала. Возникают и внутренние проблемы. Бизнес слабо обеспечен недвижимым имуществом. Возникают проблемы с продвижением товаров и услуг на рынке из-за закрытия иностранных соцсетей. Усилился отток за границу квалифицированных кадров [2, с. 138].

Балашов А. М., рассматривая санкции, считает, что последние создают ограничения по нефтяным проектам. В частности, они ограничивают доступ к определенным технологиям и услугам, которые потенциально могут быть использованы для добычи и разведки нефти [3, с. 732].

Поконову А. А представляется, что в целях противодействия санкциям России необходимо решать системные, стоящие уже несколько лет перед отечественной промышленностью задачи. Целесообразно создавать инновационные предприятия с высокой степенью добавленной стоимости, развивать цифровую экономику, развивать транспортную инфраструктуру [4, с. 150].

Глотова И. И. и Смольников С. В. считают, что основными последствиями санкций стал отток ка-

питала из страны. К факторам оттока капитала авторы отнесли ограничение деятельности кредитных организаций, прекращение операций в иностранной валюте, сокращение зарубежных инвестиций, закрытие корреспондентских счетов в иностранных банках, вывод средств иностранными инвесторами, повышение спроса на иностранную валюту. Санкции будут иметь долгосрочные эффекты. В частности, будет происходить замедление темпов роста ВВП России на 1,5 процента в год вплоть до 2030 года [5, с. 23 — 25].

Одинцова Е. В. рассматривает влияние санкций на внешнеэкономическую деятельность. Санкции расстроили отлаженные цепочки приёмо-поставок. Некоторые звенья исчезли вовсе. Субъекты внешнеэкономической деятельности — грузоперевоз-чики, поставщики, экспедиторы и грузополучатели — стали переживать проблемы с нехваткой транспорта, дефицитом вагонов и контейнеров, повышением ставок на перевозки [6, с. 74]. ЕС предъявило дополнительные требования в законодательстве при перевозке грузов. Это осложняет работу и увеличивает срок поставки грузов. С учетом дополнительных проверок согласование проезда по территории ЕС российских грузов занимает 1 — 3 месяца [6, с. 75].

Плотников А. В. и Харламов А. В. считают, что одним из приоритетов экономической политики являются высоко- и среднетехнологическое им-портозамещение в промышленной политике, поддержка отечественного топливно-энергетического комплекса. Россия является крупным поставщиком энергоресурсов. Поэтому она не сможет остаться в стороне от процессов глобального энергообеспечения, даже в условиях возможного изменения географической структуры экспорта. Поддержка ТЭК в среднесрочной перспективе гарантирует устойчивое развитие (благодаря системе межотраслевой кооперации) или хотя бы относительную стабильность российской экономической системе в переходный период к новому состоянию. Также следует отметить, что поступательное развитие экономики невозможно без цифровой трансформации [7, с. 54].

Лобан Н. В. анализирует антикризисное управление. В санкционный период информационная среда отличается недостоверностью и недостаточностью, что сказывается на характере принимаемых управленческих решений, организационной структуре и подходе к процессу управления. Хорошо организованная и сложно структурированная система, состоящая из механизмов управления, экономических, организационных мер и инструментов, создает благоприятные условия для улучшения экономической устойчивости предприятия, а в случае невозможности стабилизации обеспечивает рациональный процесс ликвидации несостоятельного предприятия [8, с. 72].

Любовцева Е. Г. и Гордеева И. А. определяют отрасли, уязвимые в связи с санкциями. На первое место ставится фармацевтическая отрасль. На долю импорта приходится 48,2 % всей продукции этой отрасли. На втором месте химическая промышленность. 44,7 % всего конечного потребления по данной отрасли находится под влиянием санкций. На третьем месте находятся авиа- и кораблестроение, производство железнодорожных локомотивов. Доля конечного потребления 32,2 %. Отрасль автомобилестроения зависит от импорта на 27 %, производство резиновых изделий и изделий

из пластика — на 26,8 %, производство бумаги — на 19,9 %, электрического оборудования — на 19,4 % [9, с. 9].

В целом, Солдатова С. С. и Барсуков Д. Д. делают вывод, что введение в действие антироссийских санкций по своей совокупности нацелено на ослабление российской экономики и снижение уровня национальной безопасности России [10, с. 2309].

Постановка задачи. Основными задачами данной статьи является определение основных трендов развития современной экономики. Выявление тенденций изменения ВВП и его структуры, определение динамики индекса потребительских цен. Важным также является описание экономической политики основных макрорегуляторов.

Результаты исследования. Динамика ВВП в 2022 году находилась под воздействием антироссийских экономических и политических санкций. Существенными стали персональные санкции против ряда политиков и представителей бизнеса, ограничения для финансовых структур РФ, деятельности ведущих российских компаний. Было принято десять пакетов антироссийских санкций. На подходе принятие одиннадцатого пакета. Всего насчитывается 1275 персональных санкций. Запреты коснулись воздушного пространства РФ (были закрыты полётные зоны над Европой), продаж РФ самолётов и запасных частей к ним. Существенной мерой стала блокировка резервов Центробанка, отключение многих банков от международной платежной системы SWIFT. Всего Евросоюз заморозил 23 млрд евро, США — на $100 млрд. Европейское сообщество ввело запреты на импорт и на экспорт определённых видов продукции. В частности, был введён запрет на импорт российской сталелитейной продукции, угля, калийных удобрений, цемента, икры и водки, предметов роскоши. Был запрещён экспорт в РФ оборудования для производства сжиженного газа, оборудования для оборонной промышленности.

Апогеем стало введение потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты. С 5 декабря 2022 года Россия должна была поставлять российскую нефть по морю на уровне $60 за баррель. Основными инициаторами санкций явились США, Канада, Великобритания, страны ЕС.

Антироссийские санкции являются инструментом политического и информационного давления на Россию, выступая способом воздействия на экономические структуры. Основным индикатором макроэкономического развития выступает валовой внутренний продукт (ВВП). Российский ВВП в 2022 году составил 153 435,2 млрд руб., снижение относительно 2021 года составило 2,1 %. Рост ВВП был достигнут за счёт повышения объёма производства определённых отраслей хозяйствования: сельское хозяйство, строительство, гостиницы и рестораны, государственное управление, информация и связь, добыча полезных ископаемых. Наибольшее влияние оказало сельское хозяйство, где был зафиксирован рост в 6,7 %. Понижательная тенденция была зафиксирована в отраслях: оптовая и розничная торговля; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов; деятельности по ликвидации загрязнений; обрабатывающие производства; транспортировка и хранение. Наибольшее падение было зафиксировано в оптовой и розничной торговле. Основной причиной является то, что российский рынок покинули мировые бренды продукции. Это привело к падению продаж

Таблица 1

Таблица 3

Индексы физического объема добавленной стоимости в отраслях хозяйствования в 2022 году (в %) [11]

Индекс потребительских цен в РФ в 2022 году по месяцам, в % [11]

Отрицательное влияние на ВВП Положительное влияние на ВВП

Оптовая и розничная торговля -12,7 Сельское хозяйство 6,7

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений -6,8 Строительство 5

Обрабатывающие производства -2,5 Гостиницы и рестораны 4,3

Транспортировка и хранение -1,8 Государственное управление 4,1

Добыча полезных ископаемых Информация и связь 0,5

0,4

К концу предыдущего месяца 2022 год 2023 год

Январь 1,0099 1,0084

Февраль 1,0117 1,0046

Март 1,0761 1,0037

Апрель 1,0156

Май 1,0012

Июнь 0,9965

Июль 0,9961

Август 0,9948

Сентябрь 1,0005

Октябрь 1,0018

Ноябрь 1,0037

Декабрь 1,0078

Период к декабрю предыдущего года 1,1194 101,67

Таблица 2

Элементы использования ВВП в 2022 году (в ценах 2021 года, в млрд руб.) [11]

Валовой внутренний продукт 132 494,8 Доля расходов в ВВП, в %

в том числе:

расходы на конечное потребление 89 752,4 67,74

домашних хозяйств 64 891,3 48,98

государственного управления 24 105,6 26,86

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 755,5 1,16

валовое накопление 29 843,4 22,52

валовое накопление основного капитала 27 505,3 20,76

экспорт 34 829,6 26,29

импорт 23 765,2 17,94

Статистическое расхождение 1 834,6 5,27

бытовой и электронной техники, одежды и обуви (табл. 1).

Важное значение имеют расходы экономических субъектов на конечное потребление. Расходы на конечное потребление, т.е. на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях составило 8952,4 млрд руб., или 67,74 % ВВП. По сравнению в 2021 годом расходы на конечное потребление сократились на 0,3 %. Основная причина — снижение расходов домашних хозяйств на 1,4 % в результате снижения спроса на непродовольственные товары. Валовое накопление снизилось на 4,9 %. Основная причина — сни-

жение прироста материальных оборотных средств. Сократились объёмы экспорта и импорта продукции. Экспорт сократился на 13,9 %, импорт — на 15 %. Основная причина — вступление в действие антироссийских санкций. Чистый экспорт составил 11 064,4 млрд руб. Его повышение связано с ростом цен экспорта по отношению к ценам импорта. Во внешнеэкономической деятельности наибольшим образом пострадала нефтегазовая отрасль. Установление эмбарго на энергоресурсы приостановило сотрудничество России со многими странами (табл. 2).

Другим макропоказателем являются индекс потребительских цен (ИПЦ), дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен в среднем увеличивался на 1 % в месяц, составив за 2022 год 11,94 % (табл. 3).

Опережающими темпами росли цены на непродовольственные товары (12,7 %) и услуги (13,2 %) (табл. 4).

Индекс-дефлятор ВВП составил в 2022 году 115,8 %. Такой большой рост цен на все товары и услуги обусловлен увеличением мировых цен на энергоресурсы. Так, в добывающих отраслях цены выросли на 22,1 %, в обрабатывающих — на 16 %. Опережающими темпами росли цены на жилую недвижимость (17,6 %), цены в оптовой и розничной торговле (28,1 %).

Для преодоления негативных трендов Правительство РФ и Центробанк проводят соответствующую экономическую политику. Инструментом кредитно-денежной политики выступает ключевая ставка, которая воздействует на инфляционные процессы и систему кредитных ставок, складывающихся в экономике. Ключевая ставка в 2022 году варьировалась от 20 до 7,5 %. С 28 февраля 2022 года до 10 апреля 2022 года ключевая ставка составляла 20 %. Это было связано с высокими инфляционными ожиданиями. Возникла необходимость регулирования инфляции и стимулирование экономических субъектов к использованию финансовых средств в качестве сбережений. В настоящее время ключевая ставка установлена на уровне

Таблица 4

Таблица 6

Индекс потребительских цен на группы товаров и услуг в РФ в 2022 году по месяцам, в % [11]

Динамика и структура денежной массы по месяцам в 2022 году, в млрд руб. [13]

В том числе:

продовольственные товары непродовольственные товары услуги

Январь 1,0144 1,0067 1,0076

Февраль 1,0156 1,0078 1,0113

Март 1,0673 1,1125 1,0399

Апрель 1,0287 1,0053 1,0107

Май 1,006 0,9991 0,9968

Июнь 0,989 0,9959 1,0088

Июль 0,9847 0,9956 1,0141

Август 0,9864 0,9995 1,0005

Сентябрь 0,9962 1,0015 1,0051

Октябрь 1,0028 1,0004 1,0024

Ноябрь 1,004 1,0006 1,0076

Декабрь 1,006 1,0005 1,0204

9 сентября 2022 г. 7,50

25 июля 2022 г.-18 сентября 2022 г. 8,00

14 июня 2022 г.-24 июля 2022 г. 9,50

27 мая 2022 г.-13 июня 2022 г. 11,00

4 мая 2022 г.-26 мая 2022 г. 14,00

11 апреля 2022 г.-3 мая 2022 г. 17,00

28 февраля 2022 г.-10 апреля 2022 г. 20,00

14 февраля 2022 г.-27 февраля 2022 г. 9,50

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика ключевой ставки в 2022 году, в % [12]

Дата денежная масса (М2) В том числе:

наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0) безналичные средства

01.02.2022 65 310,30 13 026,90 52 283,40

01.03.2022 66 659,70 13 913,40 52 746,40

01.04.2022 68 203,50 13 834,30 54 369,20

01.05.2022 68 475,30 13 518,40 54 956,80

01.06.2022 68 993,40 13 233,50 55 759,90

01.07.2022 69 623,20 13 293,10 56 330,10

01.08.2022 70 825,40 13 390,80 57 434,50

01.09.2022 73 333,30 13 481,80 59 851,50

01.10.2022 75 096,80 14 175,00 60 921,80

01.11.2022 75 636,50 14 669,80 60 966,60

01.12.2022 76 873,30 14 740,30 62 133,00

01.01.2023 82 388,00 15 435,70 66 952,30

01.02.2023 82 221,70 15 361,20 66 860,50

01.03.2023 83 955,90 15 576,60 68 379,30

7,5 %. Снижение ключевой ставки связано с умеренными темпами роста цен, восстановлением потребительской и деловой активности. Положительным фактом снижения ключевой ставки стала доступность кредитных ресурсов и предотвращение спада деловой активности в результате появления возможности увеличения притока денежных средств в банковский сектор. Таким образом, макрорегулятор смягчает денежно-кредитную политику с целью стимулирования хозяйственной деятельности бизнеса и создания благоприятных условий для экономического роста (табл. 5).

Денежная масса М2 за 2022 год выросла на 28,5 %, что намного выше, чем за предыдущие годы. Безналичные средства росли на 30,7 %, наличные деньги — на 19,6 % (табл. 6). Одной из причин высокого роста денежной массы является реализация льготного кредитования, целью которого являлась поддержка предпринимателей в условиях санкций. В условиях экономической нестабильности в поддержке нуждались представители малого и среднего бизнеса. В 2022 году для малого бизнеса был установлен тариф до 15 % годовых, для среднего бизнеса —

до 13,5% годовых. Господдержка была предоставлена на сумму 675 млрд рублей. Системообразующие предприятия получили дополнительную поддержку от государства (антикризисные кредиты по ставке 8,5 % годовых). Льготное кредитование направлено на инвестиции и пополнение оборотных средств.

Бюджетная политика в 2022 году также была направлена на преодоление последствий антироссийских санкций. Доходы федерального бюджета составили 28 трлн рублей. План по доходам был перевыполнен по причине высокой конъюнктуры цен на энергоносители и росту ненефтегазовых доходов. Расходы бюджета превысили 31 трлн рублей. Дефицит бюджета составил 3,3 трлн рублей, или 2,3 % ВВП. Для противодействия последствиям санкций Правительством Российской Федерации 15 марта 2022 года был принят и подписан «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления». Его целью является финансовая поддержка социально-экономического развития страны. Первоочередными мероприятиями является реализация программ льготного кредитования предприятий, которые оказались в сложной ситуации под влиянием экономических санкций. Изменившиеся макроэкономические условия потребовали реализацию программ по поддержке малоимущих слоёв населения. Финансирование дефицита бюджета происходило за счет госзаимствований и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Из ФНБ на покрытие дефицита бюджета потрачено 2 трлн рублей.

В рамках налоговой политики проводились стабилизационные меры по освобождению физических лиц от уплаты НДФЛ с доходов по вкладам банков, полученных в 2021 и 2022 годах. Произошло упрощение налогового контроля, введён мораторий

на налоговые санкции за отдельные правонарушения, продлён срок предоставления налоговой отчетности.

Противодействием санкциям стала реализация запущенных ранее и новых проектов по импор-тозамещению. Определены критические области, обеспечивающие независимость от импортных комплектующих. В портфель приоритетных проектов вошли отрасли машиностроения, автомобильной промышленности, фармацевтики, судостроения, авиастроения, производства сжиженного природного газа, радиоэлектроники. 13 октября 2022 года принято постановление, определяющее правила предоставления субсидий из федерального бюджета на создание дизайн-центров электроники. Предполагается, что в 2022 — 2023 годах объем субсидий составит 1 млрд руб.

Анализируя экономическую политику, можно констатировать, что правительство и Центробанк вовремя отреагировали на введение санкций, предотвращая наступление финансового кризиса.

Заключение. Проведённый в статье анализ позволил определить тенденции макроэкономического развития. Основной закономерностью развития 2022 года стало снижение ВВП страны и инфляционные процессы. Результатом исследования стала констатация фактов изменения макроэкономической ситуации. Российский валовой внутренний продукт в 2022 году снизился на 2,1 %. Изменилась структура ВВП. Индекс потребительских цен составил 11,94 %. Для недопущения финансового кризиса макрорегуляторами проводилась антисанкционная политика. Кредитно-денежная политика прежде всего заключалась в манипулировании ключевой ставки Центробанком в связи с меняющимися инфляционными ожиданиями. Бюджетно-налоговая политика связана с реализацией программ поддержки экономических субъектов. В результате проведения стабилизационной политики макрорегуляторам удалось избежать финансового кризиса. Антисанк-ционная политика имела и положительные результаты — экономика взяла курс на цифровизацию и импортозамещение.

Библиографический список

1. Игольникова И. В. Антикризисная трансформация бизнеса в условиях политической турбулентности // Экономика. Социология. Право. 2022. №1 (25). С. 22-16. DOI: 10.22281/2542-1697-2022-01-01-22-26.

2. Казарян Д. Г., Бонч-Бруевич М. А. Развитие малого и среднего бизнеса в условиях социально-экономического кризиса // Economy and Business: Theory and Practice. 2023. Vol. 1-1 (95). C. 137-142. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-1-28332-37.

3. Балашов А. М. Что ждёт российскую нефтяную отрасль в условиях санкционного давления и широкого использования цифровых технологий // Индустриальная экономика. 2022. № 5, т. 8. С. 731-734. DOI: 10.47576/2712-7559_2022_5_8_731.

4. Поконов А. А. О некоторых системных задачах в области технологического развития промышленности России в современных условиях развития мировой экономики // Финансовые рынки и банки. 2022. № 12. С. 149-152.

5. Глотова И. И., Смольняков С. В. Состояние финансового рынка России в период санкционных ограничений // Финансы и учетная политика. 2022. Вып. 2. С. 22 — 27.

6. Одинцова Е. В. Влияние антироссийских санкций на логистику и внешнеэкономическую деятельность // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 2. С.73 —79. DOI: 10.24412/2072-8042-2023-2-73-79.

7. Плотников А. В., Харламов А. В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. URL: https:// https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-neytra-lizatsii-negativnogo-vliyaniya-neekonomicheskih-shokov-na-realnyy-sektor-ekonomiki-rossii/viewer (дата обращения: 10.05. 2023).

8. Лобан Н. В. Особенности управления компаниями в условиях внешних ограничений // Инновации и инвестиции. 2023. № 3. С. 69-73.

9. Любовцева Е. Г., Гордеева И. А. Влияние санкций на развитие экономики России: возможности и ограничения // Oeconomia et Jus. 2022. № 3. C. 8-14. DOI: 10.47026/2499-96362022-3-8-14.

10. Солдатова С. С., Барсуков Д. Д. Актуальные проблемы обеспечения безопасности России в сфере инноваций // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2022. № 4. C. 2306-2315.

11. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.05.2023).

12. Ключевая ставка ЦБ РФ. URL: https://www.cbr.ru/hd_ base/KeyRate/ (дата обращения: 10.05.23).

13. Денежная масса (национальное определение). URL: https://www.cbr.ru/statistics/ms/#highlight = денежная%7Cмас са%7Снациональное%7Сопределение%7Сденежного (дата обращения: 10.05.2023).

ГОРДИЕВИЧ Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими отраслями промышленности» Омского государственного технического университета (ОмГТУ), г. Омск. БРНЧ-код: 7234-2578 АиШотГО (РИНЦ): 570082 Адрес для переписки: tgordievich@mail.ru РУЗАНОВ Павел Викторович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими отраслями промышленности» ОмГТУ, г. Омск. БРНЧ-код: 5896-0254 АиШогГО (РИНЦ): 658038 Адрес для переписки: pluchin2@mail.ru

Для цитирования

Гордиевич Т. И., Рузанов П. В. Макроэкономические тренды в России в санкционный кризис // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 3. С. 124-130. БОН 10.25206/2542-0488-2023-8-3-124-130.

Статья поступила в редакцию 18.05.2023 г. © Т. И. Гордиевич, П. В. Рузанов

S

s

2 О х

О

m

UDC 338.121

DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-3-124-130 EDN: LFPWUS

T. I. GORDIEVICH P.V. RUZANOV

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

MACROECONOMIC TRENDS IN RUSSIA DURING

THE SANCTIONS CRISIS_

2022 has been a year of unprecedented testing caused by anti-Russian sanctions. The article defines the main directions of anti-Russian sanctions. The main macroeconomic indicators affected by the sanctions are analyzed. Russian gross domestic product in 2022 decreased by 2,1 %. The structure of GDP is changing. The consumer price index rose by 11,94 %. This macroeconomic situation requires a stabilization economic policy. Economic recovery is possible thanks to monetary and fiscal policy, government programs to support the national economy, and the introduction of an import substitution policy.

Keywords: anti-Russian sanctions, gross domestic product, inflation, consumer price index, economic policy, government programs to support the national economy, import substitution policy.

References

1. Igol'nikova I. V. Antikrizisnaya transformatsiya biznesa v usloviyakh politicheskoy turbulentnosti [Anti-crisis transformation of business in conditions of politicalturbulence // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. Economics. Sociologiya. Law. 2022. No. 1 (25). P. 22-16. DOI: 10.22281/2542-1697-2022-01-01-22-26. (In Russ.).

2. Kazaryan D. G., Bonch-Bruevicha M. A. Razvitie malogo i srednego biznesa v usloviyah social'no-ekonomicheskogo krizisa [Development of small and medium-sized businesses in conditions of economic instability] // Economy and Business: Theory and Practice. 2023. Vol. 1-1 (95). P. 137-142. DOI: 10.24412/24110450-2022-1-283-32-37. (In Russ.).

3. Balashov A. M. Chto zhdet rossiyskuyu neftyanuyu otrasl' v usloviyakh sanktsionnogo davleniya i shirokogo ispol'zovaniya tsifrovykh tekhnologiy [What expects the russian oil industry under the conditions of sanction pressure and the wide use of digital technologies ] // Industrial'naya ekonomika. Industrial economy. 2022. No. 5, vol. 8. P.731-734. (In Russ.).

4. Pokonov A. A. O nekotorykh sistemnykh zadachakh v oblasti tekhnologicheskogo razvitiya promyshlennosti Rossii v sovremennykh usloviyakh razvitiya mirovoy ekonomiki [On some systemic tasks in the field of technological development of Russian industry in the current conditions of the development of the world economy] // Finansovye rynki i banki. Financial Markets and Banks. 2022. No. 12. P. 149-152. (In Russ.).

5. Glotova I. I., Smol'nyakov S. V. Sostoyaniye finansovogo rynka Rossii v period sanktsionnykh ogranicheniy [The state of the Russian financial market during the period of sanctions] // Finansy i uchetnaya politika. Finance and Accounting Policy. 2022. Issue 2. P. 22-27. (In Russ.).

6. Odintsova E. V. Vliyaniye antirossiyskikh sanktsiy na logistiku i vneshneekonomicheskuyu deyatel'nost' [The Impact of Anti-Russian Sanctions on Logistics and Foreign Economic Activity] // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. Russian Foreign Economic Journal. 2023. No. 2. P. 73-79. DOI: 10.24412/2072-8042-2023-2-73-79. (In Russ.).

7. Plotnikov A. V., Kharlamov A. V. Napravleniya neytralizatsii negativnogo vliyaniya neekonomicheskikh shokov na real'nyy sektor ekonomiki Rossii [Directions to neutralize the negative

impact of non-economic shocks on the real sector of the Russian economy] // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2023. URL: https:// https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-neytra-lizatsii-negativnogo-vliyaniya-neekonomicheskih-shokov-na-realnyy-sektor-ekonomiki-rossii/viewer (accessed: 10.05.2023). (In Russ.).

8. Loban N. V. Osobennosti upravleniya kompaniyami v usloviyakh vneshnikh ogranicheniy [Features of managing companies under external restrictions] // Innovatsii i investitsii. Innovation and Investment. 2023. No. 3. P. 69 — 73. (In Russ.).

9. Lyubovtseva E. G., Gordeyeva I. A. Vliyaniye sanktsiy na razvitiye ekonomiki Rossii: vozmozhnosti i ogranicheniya [The impact of sanctions on the development of russian economy: opportunities and restrictions] // Oeconomia et Jus. Oeconomia et Jus. 2022. No. 3. P. 8-14. (In Russ.).

10. Soldatova S. S., Barsukov D. D. Aktual'nyye problemy obespecheniya bezopasnosti Rossii v sfere innovatsiy [Actual problems of ensuring the security of russia in the field of innovation] // Nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal dlya studentov i prepodavateley «StudNet». Nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal dlya studentov i prepodavateley «StudNet». 2022. No. 4. P. 2306-2315. (In Russ.).

11. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru (accessed: 10.05.2023). (In Russ.).

12. Klyuchevaya stavka TSB RF [Key rate of the Central Bank of RF.]. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (accessed: 10.05.23). (In Russ.).

13. Denezhnaya massa (natsional'noye opredeleniye) [The money supply (national definition)]. URL: https://www. cbr.ru (accessed: 10.05.2023). (In Russ.).

GORDIEVICH Tatyana Ivanovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Organization and Management of Knowledge-Intensive Production Department, Omsk State Technical University (OmSTU), Omsk.

SPIN-code: 7234-2578 AuthorID (RSCI): 570082

Correspondence address: tgordievich@mail.ru RUZANOV Pavel Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Organization and Management of Knowledge-Intensive Production Department, OmSTU, Omsk. SPIN-code: 5896-0254 AuthorID (RSCI): 658038 Correspondence address: pluchin2@mail.ru

For citations

Gordievich T. I., Ruzanov P. V. Macroeconomic trends in Russia during the sanctions crisis // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2023. Vol. 8, no. 3. P. 124-130. DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-3-124-130.

Received May 18, 2023. © T. I. Gordievich, P. V. Ruzanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.