Научная статья на тему 'МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ: ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ГРАЖДАНСКУЮ АВИАЦИЮ РОССИИ'

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ: ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ГРАЖДАНСКУЮ АВИАЦИЮ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УБЫТКИ АВИАКОМПАНИЙ / САНКЦИИ / ЛИЗИНГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюха С.В.

Принципиально важное отличие экономического кризиса, вызванного текущей пандемией, от экономического кризиса 2008 года заключается в том, что кризис первоначально развился в реальном секторе экономики и далее перекинулся на финансовые рынки. В 2008 году было наоборот. Изоляция стран, регионов и отдельных территорий с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции привела к остановке воздушного авиационного сообщения. Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. Отношения России и Европы ухудшились во время пандемии, разлом с США также усилился. Обструктивная внешняя политика США целенаправленно противодействовала развитию России. В 2022 году США и ЕС ожидаемо заняли деструктивную позицию. В результате обструктивная внешняя политика США переросла в гибридную войну. Введен полный запрет лизинга самолётов, вертолётов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания. Ко 02 марта 2022 года Евросоюз полностью закрыл своё воздушное пространство для любых самолётов, принадлежащих, зарегистрированных в или контролируемых из России. Введен режим временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROECONOMIC CRISES: THE IMPACT OF THE PANDEMIC AND GEOPOLITICAL RISKS ON RUSSIAN CIVIL AVIATION

The fundamental difference between the economic crisis caused by the current pandemic and the economic crisis of2008 is that the crisis initially developed in the real sector of the economy and then spread to financial markets. In 2008 it was the opposite. The isolation of countries, regions and individual territories in order to prevent the spread of coronavirus infection has led to the suspension of air traffic. The total net loss of the 15 largest passenger airlines in Russia in 2020 amounted to almost 125 billion rubles. Relations between Russia and Europe deteriorated during the pandemic, and the rift with the United States also intensified. The obstructive foreign policy of the United States purposefully counteracted the development of Russia. In 2022, the US and the EU are expected to take a destructive stance. As a result, obstructive US foreign policy has escalated into a hybrid war. A complete ban on leasing aircraft, helicopters and other aircraft in the Russian Federation, as well as their insurance and maintenance, has been introduced. By March 02, 2022, the European Union has completely closed its airspace to any aircraft owned, registered in or controlledfrom Russia. A temporary flight restriction regime has been introduced at 11 Russian airports.

Текст научной работы на тему «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ: ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ГРАЖДАНСКУЮ АВИАЦИЮ РОССИИ»

УДК 338.124.4

DOI 10.52375/20728689_2022_2_37

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ: ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ НА ГРАЖДАНСКУЮ АВИАЦИЮ РОССИИ

Матюха С.В., к.х.н, заместитель генерального директора ООО «Аэросвет»

Принципиально важное отличие экономического кризиса, вызванного текущей пандемией, от экономического кризиса 2008 года заключается в том, что кризис первоначально развился в реальном секторе экономики и далее перекинулся на финансовые рынки. В 2008 году было наоборот. Изоляция стран, регионов и отдельных территорий с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции привела к остановке воздушного авиационного сообщения. Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. Отношения России и Европы ухудшились во время пандемии, разлом с США также усилился. Обструктивная внешняя политика США целенаправленно противодействовала развитию России. В 2022 году США и ЕС ожидаемо заняли деструктивную позицию. В результате обструктивная внешняя политика США переросла в гибридную войну. Введен полный запрет лизинга самолётов, вертолётов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания. Ко 02 марта 2022 года Евросоюз полностью закрыл своё воздушное пространство для любых самолётов, принадлежащих, зарегистрированных в или контролируемых из России. Введен режим временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов.

Ключевые слова: пандемия, экономический кризис, убытки авиакомпаний, санкции, лизинг, глобализация, ограничения полетов.

MACROECONOMIC CRISES: THE IMPACT OF THE PANDEMIC AND GEOPOLITICAL RISKS ON RUSSIAN CIVIL AVIATION

Matyukha S., Ph.D., Deputy General Director of Aerosvet LLC

The fundamental difference between the economic crisis caused by the current pandemic and the economic crisis of2008 is that the crisis initially developed in the real sector of the economy and then spread to financial markets. In 2008 it was the opposite. The isolation of countries, regions and individual territories in order to prevent the spread of coronavirus infection has led to the suspension of air traffic. The total net loss of the 15 largest passenger airlines in Russia in 2020 amounted to almost 125 billion rubles. Relations between Russia and Europe deteriorated during the pandemic, and the rift with the United States also intensified. The obstructive foreign policy of the United States purposefully counteracted the development of Russia. In 2022, the US and the EU are expected to take a destructive stance. As a result, obstructive US foreign policy has escalated into a hybrid war. A complete ban on leasing aircraft, helicopters and other aircraft in the Russian Federation, as well as their insurance and maintenance, has been introduced. By March 02, 2022, the European Union has completely closed its airspace to any aircraft owned, registered in or controlled from Russia. A temporary flight restriction regime has been introduced at 11 Russian airports.

Keywords: pandemic, economic crisis, airline losses, sanctions, leasing, globalization, flight restrictions.

Текущая международная обстановка характеризуется нарастанием геополитической нестабильности, неустойчивости развития мировой экономики, жестким обострением глобальной конкуренции. В этой связи приоритетной задачей российского государства становится обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются укрепление экономического суверенитета, повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, единства экономического пространства, повышение уровня и улучшения качества жизни населения [1].

В условиях глобализации подобные стратегии разрабатывают правительства крупнейших мировых держав и многие авторитетные международные институты. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) разработали методологию оценки национальной устойчивости в Докладе «Строительство национальной устойчивости к глобальным рискам» [2]. Цель документа - обсуждение путей подготовки государства к глобальным рискам, то есть таким событиям, которые невозможно предотвратить или контролировать и возникновение которых приведет к чрезвычайно тяжелым последствиям для нескольких стран или отраслей в ближайшие 10 лет. Методология ВЭФ предполагает деление на пять подсистем кризисов: экономические, экологические, социальные, технологические и геополитические с оценкой пяти компонентов устойчивости: надежность, резервирование, изобретательность, реакция и восстановление. Первым является временной горизонт до двух лет, в котором возникают события, представляющие критическую угрозу. В горизонте среднесрочного периода 3 - 5 лет лежат события отложенного действия, долгосрочные риски определяются временным горизонтом 5 - 10 лет.

В 2020 году пандемия COVID-19, вызванная распространением коронавируса SARS-CoV-2, стала мировой глобальной угрозой. Подведя черту почти трехлетнему периоду борьбы с пандемией, можно уверенно утверждать, что вопреки ранним комментариям о возможности для своего рода гуманитарной «перезагрузки» гло-

бальных межгосударственных отношений, международных альянсов и институтов перед лицом общемировой проблемы, на практике пандемия только усилила существующие противоречия, обострив экономические конфликты. Для понимания устойчивости экономики России в преодолении кризисных явлений, обусловленных неблагоприятными событиями мирового масштаба и влияния на подотрасль гражданской авиации необходимо оценить влияние международных факторов на отношения между Россией и коллективным Западом.

Россия по-прежнему привержена многополярности, но пандемия ускорила тенденцию к зарождающейся биполярности между США и Китаем. В макроконтексте Россия стремится сохранить свою автономию, развивая институты евразийского центра, используя геостратегические возможности расширенных отношений с Китаем. Российская Федерация изначально пыталась преодолеть историческую изоляцию, предлагая общеевропейское объединение, идею Большой Европы, которая автоматически сделала бы Россию частью политического сообщества. Пандемия в самом начале 2020 года породила надежды на то, что грандиозность проблемы приведет к объединению международных усилий и позволит странам сплотиться. В первые месяцы возникло совместное использование средств индивидуальной защиты. Россия отправила в США несколько инкубаторов и оборудование, в Северную Италию был отправлен госпиталь. Китай также отправил средства индивидуальной защиты на помощь многим странам. Однако вскоре проявилось лежащее в основе политическое недоверие. В разгар пандемии США вышли из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обвинив ее в сговоре с Китаем для сокрытия информации о раннем распространении вируса. Россию обвинили во взломе в лаборатории исследователей в Оксфорде. Именно в этот период появились волны дезинформации о действии России. Таким образом, общемировая угроза не смогла изменить вектор мироустройства. На глобальном уровне пандемия усилила и без того заметное стремление к установлению биполяр-ности, на этот раз с Пекином вместо Москвы в качестве одного из центров. Китай и США обвинили друг друга в ответственности за создание и распространение вируса. Россия, относящаяся теперь

к средншлияипамДвынужвдетодЕнды. гсюшрертшгттшквхияиштан новятся отношения с европейскими странами Великобританией, Германией и Францией. Но в стратегическом ядерном плане Россия остается единственной державой, способной уничтожить США. Именно это определяет отношение к России. Европейский Сошз (ЕС) явно поставил собственное развитие и даже выживание выше приоритета отношения с Москвой. По существу, к сентябрю 2020 года разрыв экономических отношений ЕС и России был окончательно сформулирован. Министр иностранных дел России С. В. Лавров на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 13 октября 2020 года объявил об окончании основного взаимодействия: «Те лшди, которые отвечают за внешншш политику на Западе и не по-нимашт необходимости взаимоуважительного разговора, наверное, мы должны просто на какое-то время перестать с ними общаться, тем более, что глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявляет, что с нынешней российской властьш геополитического партнерства не получается. Так тому и быть, если они этого хотят», - отметил С. В. Лавров. Он обратил внимание на слова главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, заявившей, что «важно расстаться с иллшзией, будто Россия при нынешнем руководстве сможет восстановить статус геополитического партнера ЕС». «Это очень серьезное заявление из уст высшего официального лица Еврокомиссии», - отметил глава МИД России [3]. Далее в разговоре Ж. Борреля и Министра С. В. Лаврова прозвучала позиция ЕС: «Россия должна понимать, что не будет бизнеса как обычно». Глава МИД России С. В. Лавров подвел черту: «Не ясно, можно хоть какой-либо бизнес вести?». Это не означало полного разрыва, но сигнализировало о том, что прежние опекунские отношения закончилась - Россия больше не будет брать уроки у Запада. Стремление России создать некуш «Большуш Европу» пошатнулось во время украинского кризиса 2014 года, а во время пандемии - полностью прекратилось. В то время, как отношения России и Европы ухудшились во время пандемии, разлом с США также усилился. Президент Трамп не скрывал своего пренебрежения к многосторонним организациям, и это вклшчало традиционных союзников в ЕС и НАТО. Победа Дж. Байдена позволила ЕС сосредоточиться на восстановлении связей с США и быстро провести новуш консолидацию Запада с дальнейшей изоляцией России.

Кроме того, пандемия ускорила отход от общепринятой модели глобализации в сторону большей регионализации. Технологические войны усилили тенденцию построения региональных экономических и технологических комплексов. Очевидно, что «открытая экономика более уязвима для международных потрясений, чем та, которая в меньшей степени интегрирована в мировые хозяйственные связи» [4]. Подробный обзор исследований «мировой экономики коронавируса», предшествующих текущему кризису, проведен в работе [5].

Стало очевидным, что не может быть принципиального сближения США и России. Фиктивная новая «перезагрузка», как и инициированная Президентом США Бараком Обамой в 2009 году, ограничивается только вопросами стратегических вооружений. В это же время усиливается упор на санкции, экономическое, финансовое и технологическое давление нарастает. По некоторым вопросам было сотрудничество, например, в случае соглашения ОПЕК+ в апреле 2020 года для стабилизации цены на нефть за счет сокращения добычи. Для США это был способ поддержать производителей сланцевой нефти, которые столкнулись с финансовым крахом в результате обвала цен, спровоцированных избытком предложения и резким падением спроса, вызванным пандемией.

Это позволило России войти в состав новой «энергетической тройки» с США и Саудовской Аравией. Это стабилизировало бюджетные проблемы России в результате обвала цен на нефть и поддержке экономики, пострадавшей от пандемии.

Принципиально важное отличие экономического кризиса, вызванного текущей пандемией, от экономического кризиса 2008 года заключается в том, что кризис первоначально развился в реальном секторе экономики и далее перекинулся на финансовые рынки. В 2008 году было наоборот [6 - 8]. Изоляция стран, регионов и отдельных территорий с целью недопущения распространения корона-вирусной инфекции привела к остановке воздушного авиационного сообщения. Экономический кризис пандемии COVID-19 в первую очередь охватил гражданскую авиацию, смежные отрасли (туризм и путешествия), перекинулся на торговлю и индустрию развлечений. Далее кризис развивался в отраслях строительства и транспорта. Первая группа предприятий высокого риска сформировалась из предприятий с высокой долей постоянных издержек, им стало

игчреосзкиатяь ббеазнокпраостнсотсвтоь.»Вторая группа предприятий высокого риска сложилась из предприятий за пределами США с высоким уровнем долга, номинированного в долларах США. Лидерами этих групп в России, разумеется, стали авиакомпании. Лизинговая нагрузка, то есть постоянные издержки, сформировала гигантские долги номинированные в долларах США.

Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. Это следует из расчетов РБК, выполненных на основании опубликованной бухгалтерской отчетности перевозчиков за 2020 год [9]. На долю этих авиакомпаний в 2020 году пришлось 93,5 % всего пассажиропотока [10]. Основную часть убытков сгенерировала авиакомпания «Аэрофлот» (96,53 млрд руб.), далее - «Уральские авиалинии» (5,85 млрд руб.) и «Сибирь» (5,23 млрд руб.) [9].

Мировое сообщество потрясает череда банкротств авиакомпаний. Десятки тысяч воздушных судов остановлены и законсервированы или брошены в аэропортах.

В России такая же ситуация. Международное пассажирское авиасообщение было остановлено, валютная выручка авиакомпаний устремилась к нулю. Унылый внутренний пассажиропоток регионального воздушного сообщения к постоянным издержкам добавляет долги, формирующие переменные издержки и увеличивает общую долговую нагрузку. Авиакомпании не могут обслуживать долги. В подотрасли гражданской авиации нарушено экономическое равновесие. Причем кризис такого масштаба для гражданской авиации независимой России оказался первым. Представляет теоретический и практический интерес рассмотреть кризисное изменение равновесия спроса и предложения в подотрасли гражданской авиации России, влияние внешних факторов в условиях невозможности самостаби-лиции для поиска нового равновесия. Анализ научной литературы позволяет выделить влияющие факторы на формирование негативных экономических последствий коронавируса и адаптировать их к подотрасли гражданской авиации России [4, 5, 11 - 16].

Со стороны совокупного спроса - падение спроса обеспечивали следующие факторы: неопределенность продолжительности и глубины кризиса, падение реальных доходов населения, сокращение и замораживание накоплений домохозяйств, формирование негативного мнения о текущем материальном положении домохозяйств, запрет на потребление некоторых услуг, например, международные перелеты.

Со стороны совокупного предложения - падение предложения обеспечивали следующие факторы: запрет на авиаперелеты, фактическая остановка деятельности авиакомпаний, объявление локдауна. Неплатежи и дефолты привели к дестабилизации финансовой системы. Дополнительный шок экономики России - падение спроса на нефть и газ, как следствие падение цен на нефть, дефицит государственного бюджета, снижение макроэкономических показателей.

Представляет теоретический интерес рассмотреть модели равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на макроэкономическом уровне для сегмента региональной гражданской авиации. Моделирование целесообразно соотнести с классической моделью АЭ - AS, оценить влияние мер государственной поддержки авиационной отрасли на равновесное состояние спроса и предложения. Впервые на микроэкономическом уровне для авиакомпании и авиапредприятия были описаны и теоретически обоснованы условия равновесия при влиянии мер государственной поддержки в работах [17, 18, 19].

Описанные выше внешние факторы миропорядка, сложившегося к кризису пандемии коронавируса, риски, возникающие на волнах нового кризиса, и их последствия дают однозначное целеуказание необходимости проведения технологической и социально-экономической трансформации экономического уклада России.

Реформы 90-х годов привели к значительному спаду экономики всех регионов РФ, с 2000 года начался подъем экономики, который прервал экономический кризис 2008-2009 гг. Общее экономическое развитие России невозможно без регионального развития и развития межрегионального взаимодействия. Особое внимание должно быть уделено развитию территорий Дальнего Востока, Крайнего Севера, Арктической зоны. В нашей стране широкомасштабная постановка проблем российской Арктики имеет реальную историческую, научную, территориальную, политическую, техническую, экономическую, социальную, экологическую и юридическую основу для решения стратегических задач обеспечения государственной безопасности Российской Федерации [20]. В Российской Федерации

определена государственная политика опережающего развития Дальнего Востока, районов Крайнего Севера, Арктической зоны. Это стратегическая задача государства на весь XXI век [21]. Эта задача становится чрезвычайно важной с учетом враждебного интереса к российским арктическим богатствам. Четыре корабля ВМС США и Королевского флота 04 мая 2020 года вошли в Баренцево море к северу от Норвегии. Свои действия Пентагон назвал «операциями по обеспечению безопасности в Арктике». Надводные корабли США не заходили в этот район с середины 1980-х годов [22].

Для реализации программ по существенному подъёму экономики России нужны инвестиции. Анализ экономического роста за последние 100 лет показывает, что все страны, которые совершили экономическое чудо, начинали его с роста инвестиций [23]. Международный экономический кризис, из года в год длящиеся санкции в отношении нашего государства, пандемия COVID-19, охватившая планету, другие объективные и субъективные причины, серьезно способствовали оттоку инвестиций в экономику Российской Федерации [24].

На фоне эволюции мировой модели экономики модель экономики России остаётся неизменной, экономический рост в которой достигается девальвационным путём, связанным с переложением бремени издержек энергетических госкорпораций на несырьевую экономику и потребителей. В такой модели экономический рост является несистемным и неспособным поддерживать устойчивые процессы интеграционного развития [25].

В современной непростой обстановке (экономической и геополитической) важно не только повышение конкурентоспособности создаваемой авиационной техники, но и повышение требований инновационной безопасности производителей этой наукоемкой техники и учета требований импортозамещений. В период до 2025 года государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» [26] в значительной мере направлена на господдержку проектов МС-21, Ил-114-300 и Ил-96. Ключевые положения проекта «Стратегии авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года», предложенной на Третьем Съезде авиапроизводителей России в апреле 2016 года к ключевым вызовам для российского авиапрома не точно относит «недостаточный внутренний рынок». На самом деле предлагаемый авиапроизводителями размерный ряд новых российских воздушных судов не соответствует масштабам рынка авиационных перевозок России, поэтому формируется низкая востребованность отечественных воздушных судов. При этом российские авиакомпании отдают предпочтение более целесообразному модельному ряду иностранных авиапроизводителей.

Главной инновационной составляющей развития авиационной промышленности России является интенсификация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания и внедрения новейших образцов авиационной техники и ее компонентов [27]. С такими проблемами и задачами подошла подотрасль гражданской авиации России, авиационная промышленность к февралю 2022 года К сожалению, экономическое и промышленное руководство отраслей на услышало оценки политической и экономической ситуации миропорядка, складывающегося по отношению к России, обозначенной Президентом России. Ни экономические санкции в отношении России, введенные в 2014 году, ни четкое определение Главы МИДа России о прекращении экономического взаимодействия с ЕС не явились обязательными для пересмотра стратегии авиационной отрасли и укрепления технологического суверенитета авиационной отрасли России. Остановимся подробнее на экономических факторах.

Обструктивная внешняя политика США целенаправленно противодействовала развитию России. К 1991 оду. политические цели развала СССР были решены. Формально борьба капиталистического строя с коммунистическим закончилась. Экономическое ослабление России с дальнейшим подчинением стало очередной целью США. Лидерство США традиционно реализовывалось через многосторонние международные институты и разветвленные системы союзов. США определили правила и установили контроль над программой свободной торговли, перетоком капитала и услуг, территориальной целостностью и применением силы. Установлены новые программы продвижения «демократии», смены режима и провозглашена универсальная юрисдикция американских норм.

Политическое столкновение США и России явно проявилось в победе антироссийских сил на президентских выборах в Украине в 2004 году. Английский журналист The Guardian Джонатан Стил

справедливо отметил: «Украина превратилась в геостратегический вопрос не Москвой, а Вашингтоном, который не отказывается от своей политики холодной войны по окружению России и стремлению втянуть в свою орбиту все бывшие советские республики. Кампания США против Януковича активизировалась этим летом после того, как уходящий президент Леонид Кучма изменил политику и заявил, что больше не стремится к членству Украины в НАТО. Янукович принял эту линию» [28].

Новый этап антироссийских санкций был развернут в декабре 2012 года. Сильная и независимая Россия была не нужна Западу, поэтому образ врага в лице России был утвержден.

После смены режима президента Януковича под руководством Запада в Украине в 2014 году и поддержки Россией демократических движений в Крыму и на Донбассе США и ЕС ужесточили режим санкций, полагая, что это может изменить поведение России. Вводятся «пять принципов» Федерики Могерини, при этом санкции продлеваются каждый шесть месяцев на фоне опасений, что взаимодействие подорвет европейское единство. Европейский союз слаб и разделен, упустив шанс занять сильную европейскую позицию перед лицом стратегического вмешательства США. ЕС также должен был сделать публичное заявление о том, что он не видит никакой ценности для Украины в членстве в НАТО, и те члены ЕС, которые входят в НАТО, не поддержат ее. Это сразу успокоило бы законные опасения России и дало бы сигнал Вашингтону не продолжать разжигать чисто европейский вопрос. Таким образом, при проведении Россией специальной военной операции на Украине в 2022 году США и ЕС ожидаемо заняли деструктивную позицию. В результате обструктивная внешняя политика США переросла в гибридную войну. Наиболее существенные санкции были наложены на авиатранспортную отрасль и авиационную промышленность России. Второй пакет санкций, введенный 25 февраля 2022 года Евросоюзом, затрагивал в том числе транспортный и технологический сектора, а также визовую политику. ЕС ввел запрет на экспорт товаров и технологий авиационной и космической отрасли, а также запрет на предоставление услуг по страхованию, перестрахованию и техническому обслуживанию, связанных с этими товарами и технологиями. ЕС также запретил предоставление соответствующей технической и финансовой помощи.

«Этот запрет на продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям ухудшит один из ключевых секторов экономики России и связанность страны, поскольку три четверти нынешнего коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде». [29]

Таким образом, введен запрет на продажу самолётов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям. Также под запрет попали их страхование и техобслуживание. Также запрещается продажа, поставка, передача, экспорт в Россию товаров и технологий, предназначенных для использования в авиации или космической индустрии. Введен полный запрет лизинга самолётов, вертолётов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания. Ко 02 марта 2022 года Евросоюз полностью закрыл своё воздушное пространство для любых самолётов, принадлежащих, зарегистрированных в или контролируемых из России.

Бермудские власти заявили о приостановке сертификатов летной годности воздушных судов российских компаний. Управление гражданской авиации Бермудских Островов (Bermuda Civil Aviation Authority, BCAA) 12 марта 2022 года временно приостановило действие всех сертификатов летной годности тех самолетов, которые эксплуатируются в соответствии со статьей 83bis Соглашения между Бермудскими островами и Российской Федерацией. Для любого самолета, находящегося в воздухе в 23:59 UTC 12 марта 2022 года, временная приостановка вступает в силу сразу после приземления [30]. У российских компаний, по данным Росавиации на 24 февраля 2022 года было 768 самолетов с бермудской регистрацией.

Кроме того, Росавиация ввела режим временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов с 24 февраля 2022 года 03:45 по московскому времени. Временно ограничены полеты в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста. Российским авиакомпаниям рекомендовано организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, используя аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы.

Продолжение следует.

Литература:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 13.05.2017г. № 208. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/ all/111512/.

2. Соловьев, А. И. О подходе Всемирного экономического форума к строительству национальной устойчивости / А. И. Соловьев // Эффективное антикризисное управление. - 2015. - № 4 (91). - С.48-59.

3. Лавров, С. В. Выступление на заседании дискуссионного клуба «Валдай» 13 октября 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/10/13/lavrov-esli-v-es-ne-proiaviat-uvazheniia-k-rossii-moskva-prervet-obshchenie.html.

4. Смирнов, Е. Н. Трансформация модели экономической глобализации на постпандемийном этапе развития / Е. Н. Смирнов // Journal of Economy and Business. - 2020. - Vol. 7 (65). - P. 214-218.

5. Смирнов, Е. Н. «Мировая экономика коронавируса»: поиск оптимальных путей преодоления последствий кризиса / Е. Н. Смирнов // Вестник МГИМО-Университета. - 2020. - № 13(3). - С. 243-266.

6. Бельчук, А. И. Мировой финансовый кризис - главные черты, причины и последствия / А. И. Бельчук // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 11. - С. 5-10.

7. Воронин, Ю. М. Россия и кризис-2008 / Ю. М. Воронин // Вестник ФА. - 2009. - № 4. - С. 18-24.

8. Коржубаев, А. Г. Рецессия или смена мирового экономического порядка? / А. Г. Коржубаев, В. Г. Федотович // ЭКО. - 2010. - № 2. - С. 24-34.

9. Убыток российских авиаперевозчиков в 2020-м достиг почти 125 млрд. РБК. Финансы, 14 апреля 2021г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/14/04/2021/607406a69a7947fb223 bd328.

10. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь-декабрь 2019 - 2020 гг. (международные и внутренние перевозки) ФАВТ. [Электронный ресурс]. URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/.

11. Манахова, И. В. Обеспечение национальной экономической безопасности: сценарии выхода из коронакризиса / И. В. Манахова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2022. - Т. 22, вып. 1. - С. 34-41. https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-1-34-41.

12. Клинова, М. В. Проблемы экономики России: представления французских исследователей / М. В. Клинова // ИНИОН РАН. - 2020. - № 4. - С. 48-65. [Электронный ресурс]. URL: https:// инион.рф/en/publishing/ other-journals/economic-and-social-problems-of-russia/arkhiv/2020-4/ problemy-ekonomiki-rossii-predstavleniia-francuzskikh-issledovatelei/.

13. Зуб, А. Т. Кризис как угроза организационной адаптации / А. Т. Зуб, С. С. Кузьмин // Russian Journal of Economics and Law. -2021. - Т. 15, № 3. - С. 425-439. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2021.3.425-439.

14. Никонова, А. А. Трилемма Кейнса с позиций тетрады Клей-нера на фоне катаклизмов в обществе / А. А. Никонова // Russian Journal of Economies and Law. - 2022. - Т. 16, № 1. - С. 5-25. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.L5-25.

15. Папава, В. Корономика, финансовая поддержка экономики и ее зомбирование (в контексте пятого фактора производства). / В

Папава, М. Чкуасели // Финансы: теория и практика. 2021;25(5):6-23. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-5-6-23.

16. Лычагин, А. И. Внешняя политика России в условиях развития коронавирусной пандемии / А. И. Лычагин, А. В. Семенов, И. А. Семенов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2021. - № 1. - С. 55-71.

17. Скрылева, Е. В. О субаддитивности издержек применительно к авиакомпании / Е. В. Скрылева // Транспортное дело России. -2019. - № 2 (141). - С. 187-188.

18. Скрылева, Е. В. Развитие организационно-экономических механизмов повышения эффективности региональных авиаперевозок: 08.00.05. дис. ... канд. экон. наук / Скрылева Елена Владимировна - Москва, 2019 - 147 с.

19. Скрылева, Е. В. Исследование функции разделения субсидий при софинансировании региональных авиаперевозок / Е. В. Скрыле-ва // Транспортное дело России. - 2020. - № 2 (147). - С. 54 - 56.

20. Путин, В. В. Послание Президента Российской Федерации от 01.03.2018 г. б/н: (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) [Электронный ресурс] // Президент России: [офиц. сайт]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/42902.

21. Путин, В. В. Инаугурационная речь Путина. 7 мая 2018: [полный текст: Электронный ресурс] // «БИЗНЕС Online». URL: https://www.businessgazeta.ru/news/381326.

22. Северный флот взял на сопровождение корабли НАТО в Баренцевом море Российская газета, 4 мая 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/05/04/severnyj-flot-sledit-za-korabliami-nato-v-barencevom-more.html

23. Тимофеев, А. Г. Анализ влияния инвестиций и современных технологий на экономический рост / А. Г. Тимофеев, О. Г. Лебединская // Транспортное дело России. - 2018. - № 5. - С. 75-78.

24. Плотников, И. Н. Запуск нового инвестиционного цикла в России, проблемы, мифы, реальность науки / И. Н. Плотников // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 7. - С. 9-42.

25. Бажуков, С. П. Значение иностранных инвестиций для развития российской экономики / С. П. Бажуков, В. А. Маркин // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 3. - С. 7-30.

26. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [Электронный ресурс] - URL: http://minpromtorg.gov.ru.

27. Ефимова, Н. С. Инновационная безопасность разработки наукоёмкой продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности (на примере авиастроения) / Н. С. Ефимова, Ю. Г. Канашова // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 3. - С. 12-14.

28. Steele, J. Ukraine's Untold Story [Электронный ресурс] - URL: https://www.thenation.com/article/archive/ukraines-untold-story//.

29. Индивидуальные и экономические санкции. Пресс-релиз. Европейская комиссия. 25 февраля 2022 года. [Электронный ресурс] - URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/ press-releases/2022/02/25/russia-s-military-aggression-against-ukraine-eu-imposes-sanctions-against-president-putin-and-foreign-minister-lavrov-and-adopts-wide-ranging-individual-and-economic-sanctions/.

30. Заявление Управления гражданской авиации Бермудских Островов. 12 марта 2022 года. [Электронный ресурс] - URL: https: //www.bcaa.bm/international-sanctions-press-statement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.