Научная статья на тему 'Макдональдизация детства как последствие глобализации и тип рациональности в современном обществе'

Макдональдизация детства как последствие глобализации и тип рациональности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
468
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ДЕТСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ДЕТСТВА / СТРАТИФИЦИРОВАННОСТЬ ДЕТСТВА / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ДЕТСТВА / МОБИЛЬНОСТЬ ДЕТСТВА / MCDONALDIZATION OF CHILDHOOD / GLOBALIZATION OF CHILDHOOD / STRATIFICATION OF CHILDHOOD / REFLEXIVITY OF CHILDHOOD / MOBILITY OF CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митрофанова Светлана Юрьевна

В данной статье обсуждается понятие макдональдизации детства в контексте последствий процессов глобализации в современном обществе. На основе идеи Дж. Ритцера о макдональдизации как типе рациональности, имеющем место в современном обществе, доказывается правомерность проекции данной трактовки на пространство детства. Указано, что макдональдизация детства является одним из значимых типов рациональности, набирающих обороты в современном пространстве детства. В статье даны авторские определения понятиям: макдональдизация детства и рефлексивность детства. Обсуждается понимание тенденции глобализации детства, охарактеризованы особенности макдональдизации детства как одного из типов рациональности современного общества. Обоснована необходимость анализа процессов макдональдизации, их взаимосвязь с другими проявлениями глобализации: усиление мировой стратификации и социального неравенства детства, глобализация рисков детства и рост его рефлексивности, увеличение роли потребления в детстве, роста детских мобильностей. Доказывается, что последствия глобализации отражают специфику и направленность изменений в пространстве современного детства. Делается акцент на их взаимозависимости и противоречивости. Показано, что трактовка процессов макдональдизации детства отчасти может противоречить такому последствию процессов глобализации, как усиление рисков детства. Рассматриваются такие проявления глобализации, как рост сферы потребления современных детей, увеличение мобильностей детей. В статье отмечается, что обсуждение макдональдизации детства и других тенденций глобализации детства вводит в повестку дня социологии детства ряд тем, которые пока не находят должного отражения в социологической литературе о детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MCDONALDIZATION OF CHILDHOOD AS A CONSEQUENCE OF GLOBALIZATION AND THE TYPE OF RATIONALITY IN MODERN SOCIETY

The article discusses the concept of McDonaldization of childhood in the context of the consequences of globalization processes in modern society. The validity of the projection of McDonaldization on the space of childhood is proved based on the idea of G. Ritzer about McDonaldization as a type of rationality that takes place in modern society. It is proved that the McDonaldization of childhood is one of the significant types of rationality that are gaining momentum in the space of childhood. The author's definitions of the concepts are given in the article: McDonaldization of childhood and reflexivity of childhood. The understanding of the trend of childhood globalization is discussed, and the features of McDonaldization of childhood as one of the types of rationality of modern society are characterized. The necessity of analyzing the processes of McDonaldization and their relationship with other manifestations of globalization is substantiated: increasing global stratification and social inequality in childhood, globalizing the risks of childhood and increasing its reflexivity, increasing the role of consumption in childhood, and increasing child mobility. It is proved that the consequences of globalization reflect the specifics and direction of changes in the space of modern childhood. The emphasis is placed on their interdependence and inconsistency. It is shown that the interpretation of the processes of McDonaldization of childhood may partially contradict such a consequence of the processes of globalization as an increase in the risks of childhood. But at that time, it successfully explains such manifestations of globalization as the growth of the sphere of consumption of modern children, and the increase in the mobility of children. The article notes that the discussion of the McDonaldization of childhood and other trends in the globalization of childhood introduces a number of topics to the agenda of the sociology of childhood that are not yet properly reflected in the sociological literature on childhood.

Текст научной работы на тему «Макдональдизация детства как последствие глобализации и тип рациональности в современном обществе»

УДК [316.346.32-053.2:392.8]:316.32 ББК 60.542.14-6 М 67

С.Ю. Митрофанова,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева; доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества Самарского государственного технического университета, г. Самара, тел.: +79272668424, e-mail: mit_s@mail.ru

МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ДЕТСТВА КАК ПОСЛЕДСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ТИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

(Рецензирована )

Аннотация. В данной статье обсуждается понятие макдональдизации детства в контексте последствий процессов глобализации в современном обществе. На основе идеи Дж. Ритцера о макдональдизации как типе рациональности, имеющем место в современном обществе, доказывается правомерность проекции данной трактовки на пространство детства. Указано, что макдональдизация детства является одним из значимых типов рациональности, набирающих обороты в современном пространстве детства. В статье даны авторские определения понятиям: макдональдизация детства и рефлексивность детства. Обсуждается понимание тенденции глобализации детства, охарактеризованы особенности макдональдизации детства как одного из типов рациональности современного общества. Обоснована необходимость анализа процессов макдональдизации, их взаимосвязь с другими проявлениями глобализации: усиление мировой стратификации и социального неравенства детства, глобализация рисков детства и рост его рефлексивности, увеличение роли потребления в детстве, роста детских мобильностей.

Доказывается, что последствия глобализации отражают специфику и направленность изменений в пространстве современного детства. Делается акцент на их взаимозависимости и противоречивости. Показано, что трактовка процессов макдональдизации детства отчасти может противоречить такому последствию процессов глобализации, как усиление рисков детства. Рассматриваются такие проявления глобализации, как рост сферы потребления современных детей, увеличение мобильностей детей. В статье отмечается, что обсуждение макдональди-зации детства и других тенденций глобализации детства вводит в повестку дня социологии детства ряд тем, которые пока не находят должного отражения в социологической литературе о детстве.

Ключевые слова: макдональдизация детства, глобализация детства, страти-фицированность детства, рефлексивность детства, мобильность детства.

S.Yu. Mitrofanova,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sociology and Cultural Science, Samara National Research University named after S.P. Korolev; Associate Professor of the Department of Sociology, Political Science and History of the Fatherland, Samara State Technical University, Samara,ph.: +79272668424, e-mail: mit_s@mail.ru

THE MCDONALDIZATION OF CHILDHOOD AS A CONSEQUENCE OF GLOBALIZATION AND THE TYPE OF RATIONALITY IN MODERN SOCIETY

Abstract. The article discusses the concept of McDonaldization of childhood in the context of the consequences of globalization processes in modern society. The validity of the projection of McDonaldization on the space of childhood is proved based on the idea of G. Ritzer about McDonaldization as a type of rationality that takes place in modern society. It is proved that the McDonaldization of childhood is one of the significant types of rationality that are gaining momentum in the space of childhood. The author's definitions of the concepts are given in the article: McDonaldization of childhood and reflexivity of childhood. The understanding of the trend of childhood globalization is discussed, and the features of McDonaldization of childhood as one of the types of rationality of modern society are characterized. The necessity of analyzing the processes of McDonaldization and their relationship with other manifestations of globalization is substantiated: increasing global stratification and social inequality in childhood, globalizing the risks of childhood and increasing its reflexivity, increasing the role of consumption in childhood, and increasing child mobility. It is proved that the consequences of globalization reflect the specifics and direction of changes in the space of modern childhood. The emphasis is placed on their interdependence and inconsistency. It is shown that the interpretation of the processes of McDonaldization of childhood may partially contradict such a consequence of the processes of globalization as an increase in the risks of childhood. But at that time, it successfully explains such manifestations of globalization as the growth of the sphere of consumption of modern children, and the increase in the mobility of children. The article notes that the discussion of the McDonaldization of childhood and other trends in the globalization of childhood introduces a number of topics to the agenda of the sociology of childhood that are not yet properly reflected in the sociological literature on childhood.

Keywords: McDonaldization of childhood, globalization of childhood, stratification of childhood, reflexivity of childhood, mobility of childhood.

Идея глобализации, которая связывается с процессами, направленными на формирование единого мирового пространства, позволяет говорить об обществе не как о номинальной, условной, статистической общности или абстрактной категории, а как о реальной целостности, которая возникает относительно недавно, во второй половине XX в. С тех пор масштаб зависимостей различных сообществ только возрастает, становится глобальным.

Проекция идеи глобализации, связанной с созданием единого мирового сообщества - мегаобщества, на пространство детства позволяет говорить о различных проявлениях, являющихся одновременно и последствиями тенденции глобализации, которые в каждом случае обеспечивают своеобразие

конкретного детства. Цель статьи состоит в анализе макдональдиза-ции детства как одного из последствий тенденции глобализации и одного из современных типов рациональности, чья значимость возрастает в современном обществе. Для достижения поставленной цели укажем следующие задачи: 1) рассмотрение тенденции глобализации детства, 2) анализ особенностей макдональдизации детства как одного из типов рациональности современного общества, 3) рассмотрение специфики макдональдизации детства в контексте других последствий глобализации детства.

Тенденция глобализации детства. Процессы глобализации детства А.В. Толстокорова связывает преимущественно с международной миграцией и мобильностью,

с возможностями перемещений современных детей, которые имеют пространственное и временное измерения [1; 225-232]. Н.К. Поливанова рассуждает о глобализации детства в контексте того, что «растущая миграция населения, глобальная экономическая интеграция, рост демократий по всему миру, новые модели торговли, унификация и глобализация ценностей, а также рост благосостояния и неравенства в доступе к этому благосостоянию, ...стремительное развитие технологий» неоднозначно и разнонаправ-лено трансформируют детство [2; 5]. На наш взгляд, глобализация детства представлена не только процессами возрастающей мобильности детей, усиливающейся зависимостью положения детей от процессов, протекающих на мировой арене, но также и процессами унификации детства. Для нас важно, что сегодня происходит формирования единого глобального пространства детства, размываются, а иногда и стираются, границы между «разными детства-ми», и, что особенно значимо, возникают схожие условия взросления современных детей.

Проявлениями глобализации детства могут быть следующие взаимосвязанные, имеющие место в современном обществе процессы:

1) усиление мировой стратификации и социального неравенства детства;

2) глобализация рисков детства и рост его рефлексивности; 3) увеличение роли потребления в детстве; 4) рост детских мобильностей; 5) информатизация детства; 6) виртуализация детства; 7) распространение идеи прав ребенка, и в том числе - права на участие в решении вопросов, касающихся их жизней, затрагивающих их интересы; 8) макдональдизация детства. Все эти процессы, кроме макдональдизации детства, и ранее привлекали внимание ученых [3, 4, 5], однако авторы не концентрировались на их обсуждении в ракурсе глобализации. В данной работе рассматривается идея

макдональдизации детства в контексте некоторых из указанных проявлений глобализации детства подробнее с учетом того, что выбранная оптика будет задавать общую рамку выявления унифицированных процессов, протекающих у детей в разных точках земного шара, и не поставит своей целью концентрацию на индивидуальных и конкретных детствах. Обращение к последним обусловлено стремлением проиллюстрировать примерами последствия глобализации детства, которые тесно связаны между собой.

Особенности макдональдизации детства как одного из типов рациональности современного общества. Важным проявлением тенденции глобализации детства является макдональдизация последнего. Макдональдизация как один из типов рациональности, характерный для современного общества, на наш взгляд, несомненно, является результатом процессов глобализации, поскольку воспроизводство этого типа рациональности в мире стало возможно благодаря изменившимся коммуникативным технологиям, усилившим процессы интеграции, унификации и взаимозависимости людей по всему миру. На основе концепта макдональдиза-ции Дж. Ритцера [6] под макдональ-дизацией детства мы понимаем процессы и явления в пространстве детства, базирующиеся на принципах работы ресторана быстрого обслуживания: эффективность, каль-кулируемость, предсказуемость и контроль, которые, с одной стороны, предлагают механизм, обеспечивающий наиболее быстрый путь к желаемой цели, но, с другой стороны, влекут непредвиденные последствия в пространстве детства. Можно отметить, что современное детство подвержено процессам мак-дональдизации, как и все сферы современного глобализирующегося общества. Макдональдизация детства проявляется, например, в зачатии и рождении детей, их воспитании

и образовании и других практиках, связанных с детьми. Так, чтение родителями на ночь детям книг может заменяться чтецом в аудиоформате. По данным опроса Института фонда «Общественное мнение» (Еженедельный опрос «ФОМнибус», 18-19 октября 2014 г., 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов), на открытый вопрос, который задавался респондентам, у которых есть дети (отвечали 68% респондентов): «Почему Вы не читаете (не читали) ребенку книжки?», один из полученных вариантов ответа в пункте «другое» звучал так: «Для этого сейчас есть Интернет» [7]. Такие сайты в Интернете, как у российской электронной школы, информационный портал всероссийской олимпиады школьников - являются примерами макдональ-дизированных структур, влияние которых на нашу жизнь неоднозначно. С одной стороны, новые технологии, новые средства коммуникации облегчают ее, делая более комфортной, позволяют быстрее и эффективнее достичь желаемой цели, с другой - способствуют дегуманизации человеческих отношений, на что и указывает Дж. Ритцер [6; 499-500]. Однако в отличие от Дж. Ритцера, который рассматривал различные негативные последствия макдональ-дизации всего лишь как ее иррациональные проявления, мы считаем, что нужно рассматривать непредвиденные латентные последствия макдональдизации детства на более глубоком уровне, а именно - как системное качество.

Макдональдизация детства в контексте последствий глобализации детства. Макдональдизация детства тесно связана с последствиями глобализации, в частности с усилением процессов мировой стратификации детства. Сегодня, как никогда ранее, увеличивается расслоение, непосредственно затрагивающее интересы детей. Мировая стратификация детства предполагает, что повсеместно положение детей

определяется на основе мировых показателей, оснований, факторов утверждения социального неравенства, источником которых преимущественно является западный мир. Макдональдизация как тип рациональности, задаваемый современным обществом, показывает наиболее быстрый и эффективный путь к вершине этих иерархий, путь к желаемой цели, пройти по которому суждено далеко не всем детям, а лишь тем, у кого есть соответствующие возможности. В этом плане макдональдизация детства выступает для каких-то детей механизмом включения, а для кого-то способом исключения из мирового пространства. Например, успешное/неуспешное прохождение процедуры ЕГЭ открывает/закрывает доступ детям к соответствующим возможностям.

С мировой стратификацией детства и процессами макдональди-зации детства как проявлениями глобализации тесно связано и такое последствие глобализации, как усиление мировых рисков детства как системного производства опасностей, затрагивающих всех детей в современном обществе. Риски унифицируют детство, задавая реально или потенциально опасную среду взросления.

«Среда незнания» общества риска как среда, генерирующая риски, как среда неизвестных ответов на неизвестные вопросы становится общей для современного общества и детства, поскольку она определяет и унифицирует всех детей перед новыми рисками, помещает их в ситуацию неопределенности, от которой не существует «страховки». Накопительный эффект новых рисков унифицирует всех детей, задавая рискованную среду взросления для всех них.

Вместе с тем макдональдизация детства может выступить инструментом предвидения возможных рисков детства, что, в конечном счете, работает на рефлексивность детства вообще, повышает рефлексивность

рисков детства в частности и, в конечном итоге, в определенных контекстах может способствовать снижению рискогенности среды детства. Под рефлексивностью детства понимаем концентрацию внимания агентов, которые так или иначе связаны с пространством детства, на критическом анализе принятия ими определенных решений, ситуаций и моментов совершения ими выборов, от которых зависит специфика социальной среды детства. Рефлексивность рисков детства предполагает понимание того, что выбор в пользу производства определенного блага для детей сопровождается ростом опасностей для них.

Современные риски детства, стратифицированность детства и его макдональдизация тесным образом связаны со сферой детского потребления. Рост значимости сферы детского потребления с соответствующей ей инфраструктурой - «соборами» потребления - выступает общей канвой современного глобализирующегося общества. Так же, как и другие проявления глобализации, эта тенденция унифицирует детство, задает потребительские ориентации взросления современных детей, показывает им, к чему нужно стремиться, чем обладать в обществе потребления, чтобы быть вписанным в него. Процессы мак-дональдизации детства, напрямую связанные со сферой детского потребления, рационализируя последнюю, показывают сам механизм вхождения в нее детей.

Д.К. Тихазе, А.С. Курилова указывают на три основные концепции детей-потребителей [8; 209]:

1) дети - это активные субъекты в потребительских практиках;

2) жертвы манипуляции потребительской культуры;

3) реальные потребители, одновременно активные и уязвимые в потребительских практиках.

Мы считаем все эти концепции продуктивными и уместными

в определенных контекстах. Но то, что объединяет их все, - это идея (не)вписанности современных детей в сферу потребления. Эту (не) вписанность можно представить в виде континуума, где на одном полюсе находятся те, кто исключены из этой сферы, это «дети-зрители» чужого «бала», (например, дети из российской глубинки), а на другом - «дети-участники» (например, дети шоу-звёзд) этого «пиршества». Применительно к последней категории, на наш взгляд, макдональдизация детства выступает инструментом утверждения их привилегированных социальных позиций. Но и та, и другая социальная категория детей взрослеют в условиях разной степени приближенности к реалиям общества потребления, и в этом плане можно говорить об унификации ситуации их взросления.

Еще одно проявление глобализации современного социума - это его стремительная изменчивость и подвижность. З. Бауман использует в этом контексте метафору текучести, Дж. Урри говорит о мобильностях. Меняющиеся формы коммуникации в глобализирующемся обществе изменяют социально организованную жизнь. Эти процессы сказываются на всех без исключения членах общества и, в том числе, на детях как важной части его социальной структуры. Фактические и потенциальные перемещения людей, вещей, капиталов, информации, рисков и т.д. трансформируют социальность современного общества в целом и социальность детства в частности, наделяя ее характеристиками мобильности, текучести, изменчивости. В то же время мобильность детей становится в большей степени структурно организованной, регламентированной и контролируемой, что вписывается в идею макдональдизации детства, предполагающей наличие этих базовых характеристик. Доказательствами последнего может служить досуг современных детей, который стал

«запланированной спонтанностью» [9] благодаря, например, возрастающей нагрузке на них как в общеобразовательной школе, так и в рамках дополнительного образования. Желание контролировать детей приводит к тому, что родители стремятся максимально структурировать время ребенка; они устанавливают ребенку и себе на гаджеты программы, позволяющие отслеживать местоположение их детей и т.д. Проблематике детских мобиль-ностей в ракурсе физических перемещений посвящена диссертация Е. Купряшкиной [10].

Мобильности детей в современном глобальном обществе совершаются в различных пространствах: реальном (физическом), виртуальном, воображаемом. М. Линдстром одну из глав своей книги называет «кибернетический ребёнок», в ней автор обсуждает вопросы значения мобильного брендинга для современных детей, проблематику детского маркетинга в виртуальности [11]. Тем самым признается факт того, что виртуальные перемещения, напрямую связанные с информатизацией детства, являются реальностью глобализирующегося общества, предъявляющего требование сегодняшним детям: все 24 часа в сутки быть «на связи», чтобы поспевать за меняющейся реальностью: своевременно получать информацию об изменившемся расписании, задании на дом, сеансах в кинотеатре и т.д. Телефоны, страницы в социальных сетях и т.д. как современные средства коммуникации позволяют достичь этих целей [12], но вместе с тем схлопывают время, делают его структурно организованным, подчиненным конкретной задаче, что соответствует принципам макдональдизации детства как ключевому типу рациональности. В связи с этим доступ к средствам коммуникации детей становится важным стратифицирующим фактором в современном глобализирующемся обществе. По данным нашего опроса,

в котором юноши и девушки, в 2018 г. перешагнувшие законодательную границу, т.е. в возрасте 18-ти лет и +2 года, отмечали, в каком возрасте в их собственной биографии произошло одно из 77 событий (N=774; метод онлайн-анкетирования ВНИК под рук. С.Н. Майоровой-Щегловой, 2018 г.). Так, было выяснено, что средний возраст появления у них телефона - 9,37 года, аккаунта в социальных сетях - 12,06 года. Можно предположить, что у следующего поколения (рожденные в 2010-е гг. и позже) эти возрастные параметры будут еще ниже, т.к. они уже родились в цифровой среде.

К детским мобильностям можно отнести также воображаемые перемещения - например, представления детей о предстоящих перемещениях или воспоминания о прошедших туристических поездках. Мы не склонны рассматривать виртуальные, воображаемые, реальные перемещения исключительно как исчерпывающие, самостоятельные или даже противостоящие типы. Скорее, это дополняющие друг друга перемещения с преобладанием того или иного типа в какие-то моменты времени. Так, например, может быть реальность виртуальной, как и виртуальность реальной (М. Кастельс). Причем границы между ними стираются благодаря тому, что в определенный момент времени одна реальность замещает другую, в другой момент - происходит обратное, благодаря чему дети становятся «челноками» в перемещениях между «пульсирующими» реальностями, и этому также способствует развитие процессов макдональдизации детства. В частности, это происходит, когда дети принимают участие в интернет-олимпиадах, когда родители с помощью электронной регистрации записывают детей в образовательные учреждения, детские лагеря, поликлиники и т.д.

В целом детские мобильности можно считать проявлением

глобализации детства, поскольку жизнь детей в обществе мобильно-стей унифицирует всех детей в плане предъявляемых к ним и их родителям требований: ребёнок должен быть мобильным, использовать современные средства перемещения, способы коммуникации, чтобы быть вписанным в этот социум.

Подчеркнем взаимосвязь и противоречивость последствий глобализации детства, а также отметим, что обозначенными в статье проявлениями эти процессы не ограничиваются. Последовательность рассмотрения последствий глобализации детства в данной статье не отражает соответствующую степень их значимости для детства и общества, мы не выстраиваем иерархии этих последствий, скорее, обсуждаем те из них, что привлекают наше внимание в контексте идеи макдональдизации детства.

Наше пристальное внимание к процессам макдональдизации как типу рациональности и последствию тенденции глобализации, а также его взаимосвязи с другими проявлениями глобализации связно с тем, что именно эти процессы отражают специфику и направленность изменений в пространстве современного детства.

В заключение отметим, что обсуждение макдональдизации детства и других тенденций глобализации детства вводит в повестку дня социологии детства ряд тем, которые пока не находят должного отражения в научной литературе, например, это проблематика доминирующих типов рациональности в пространстве современного детства, это вопросы эмпирических кросс-культурных междисциплинарных исследований последствий глобализации детства и другие.

Примечания:

1. Толстокорова А.В. Глобальный ребёнок или «новый маленький Мук» // Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. Москва: ИС РАН, 2018. С. 225-232.

2. Поливанова Н.К. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология: электронный журнал. 2016. Т. 5, № 2. С. 5-10. URL: https:// www.psyjournals.ru/files/82357/jmfp_2016_n_2_Polivanova.pdf (дата обращения: 14.10.2019) doi: 10.17759/jmfp.201605020.

3. Дементьева И.Ф. Факторы риска развития детства в современной России // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2016. Т. 16, № 2.

4. Майорова-Щеглова С.Н., Губанова А.Ю., Колосова Е.А. Влияние социальной стратификации на событийность детства поколения Z // Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина. Москва: МАКС Пресс, 2019. С. 120-123.

5. Майорова-Щеглова С. Н. Как организовать социологическое сопровождение реализации прав ребенка в Российской Федерации? // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке: материалы науч. конф. к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского / отв. ред. Ю.В. Асочаков. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2016. С. 823-824.

6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Санкт-Петербург: Питер. 2002. 688 с.

7. Читают ли родители своим детям? Россияне вспомнили о любимых детских книжках и рассказали, читают ли они своим детям. 2014 // Официальный сайт ФОМ. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/11848 (дата обращения 7.10.19).

8. Тихазе Д.К., Курилова А.С. Дети и потребительская культура в современных социологических концепциях // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докладов на Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва: РОС, 2014. С. 208-213.

9. Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest; Vienna: European Centre for Social Welfare Policy and Research, 1991.

10. Купряшкина Е.А. Детская мобильность в городской среде: социологический анализ (на примере городов Приморского края): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Хабаровск, 2019.

11. Линдстром М. Детский брендинг/ под ред. И.В. Андреевой. Санкт-Петербург: Нева, 2004. 320 с.

12. Gubanova A.Yu. Internet and IT-technologies in the life of Russian children at the beginning of the XXI century // Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities. View from Russia: сollected papers XIX ISA World Congress of Sociology / the еditor-in-chief is V. Mansurov. 2018. Р. 232-235.

References:

1. Tolstokorova A.V. A global child or "a new little Muk" // 21st Century Childhood: a socio-humanitarian thesaurus. Thematic reference dictionary. Moscow: IS RAS, 2018. P. 225-232.

2. Polivanova N.K. Childhood in a changing world // Modern Foreign Psychology: an electronic journal. 2016. Vol. 5, No. 2. P. 5-10. URL: https://www.psyjournals.ru/ files/82357/jmfp_2016_n_2_Polivanova.pdf (access date: 10/14/2019) doi: 10.17759 / jmfp.201605020.

3. Dementyeva I.F. Risk factors for childhood development in modern Russia // Bulletin of RUDN. Ser.: Sociology. 2016. Vol. 16. No. 2.

4. Mayorova-Shcheglova S.N., Gubanova A.Yu., Kolosova E.A. The influence of social stratification on the events of childhood of generation Z // Social stratification in the digital era: on the 130th anniversary of the birth of Pitirim Sorokin. Moscow: MAX Press, 2019. P. 120-123.

5. Mayorova-Shcheglova S.N. How to organize sociological support for the realization of children's rights in the Russian Federation? // Russian sociological community: history, modernity, place in the world science: proceedings of the scient. conf. dedicated to the 100th anniversary of the Russian Sociological Society of M.M. Kovalevsky / executive ed. by Yu.V. Asochakov. St. Petersburg: Skifiya-print, 2016. P. 823-824.

6. Ritzer G. Modern sociological theory. 5th ed. St. Petersburg: Piter. 2002. 688 pp.

7. Do parents read to their children? The Russians remembered their favorite children's books and told whether they read to their children. 2014 // The official site of the FOM. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/11848 (access date 7.10.19).

8. Tikhase D.K., Kurilova A.S. Children and consumer culture in modern sociological concepts // Children and society: social reality and innovations: collection of reports of All-Russian scient. and pract. conf. with international participation. Moscow: ROS, 2014. P. 208-213.

9. Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest; Vienna: European Centre for Social Welfare Policy and Research, 1991.

10. Kupryashkina E.A. Children's mobility in an urban environment: a sociological analysis (based on the cities of the Primorsky Territory): Diss. for the Cand. of Sociology sciences degree.: 22.00.04. Khabarovsk, 2019.

11. Lindstrom M. Brand Child / ed. by I.V. Andreeva. St. Petersburg: Neva, 2004.320 pp.

12. Gubanova A.Yu. Internet and IT-technologies in the life of Russian children at the beginning of the XXI century // Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities. View from Russia: сollected papers XIX ISA World Congress of Sociology / the еditor-in-chief is V. Mansurov. 2018. Р. 232-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.