Научная статья на тему 'МАХТУМКУЛИ ФРАГИ – ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА'

МАХТУМКУЛИ ФРАГИ – ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
литература / тема воспитания / гуманизм / лирика / творчество.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чарыева Х., Реджепова О.

В этой статье мы рассмотрели произведения Махтумкули Фраги и жизненный путь великого поэта. Привели некоторые примеры из его творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАХТУМКУЛИ ФРАГИ – ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА»

УДК - 80

Чарыева Х. преподаватель кафедра общественных наук Реджепова О. преподаватель кафедра общественных наук Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммеда Азади

Туркменистан, Ашхабад

МАХТУМКУЛИ ФРАГИ - ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ТУРКМЕНСКОГО

НАРОДА

Аннотация. В этой статье мы рассмотрели произведения Махтумкули Фраги и жизненный путь великого поэта. Привели некоторые примеры из его творчества.

Ключевые слова: литература, тема воспитания, гуманизм, лирика, творчество.

Charyeva H. lecturer

Department of Social Sciences

Rejepova O. lecturer

Department of Social Sciences The Turkmen National Institute of World Languages named after

Dovletmammed Azadу Turkmenistan, Ashgabat

MAGTYMGULY PYRAGY - IS A GREAT POET OF THE TURKMEN

PEOPLE

Abstract. In this article we examined the works of Makhtumkuli Fraga and the life path of the great poet. They gave some examples from his work.

Keywords: literature, the theme of education, humanism, lyrics, creativity.

Махтумкули был суфийским поэтом и духовным учителем XVIII века. Сегодня он считается отцом туркменской литературы и является национально признанной культурной иконой. Его известность в значительной степени сохраняется благодаря богатой, укоренившейся традиции среди туркменских бахши воплощать его поэзию в песнях. Являясь постоянным источником пропитания и гордости для своего народа,

образ и биография Махтумкули также сыграли определяющую роль в современной истории Туркменистана, обеспечив поэтическое видение единого Туркменистана.

Махтумкули жил в XVIII веке, который был свидетелем последовательных политических потрясений по всей Центральной Азии. Радикальная смена режима в Персии и становление Афганистана как современного государства оказали глубокое влияние на региональную политическую стабильность. Группировки среди туркменских племен, находившихся тогда под властью Персов, воспользовались этими событиями, лоббируя создание независимого туркменского государства. Хотя Махтумкули был не единственным поэтом своего поколения, призывавшим к объединению туркмен, он был первым, кто, как известно, развил этот мотив в качестве центрального в своей поэзии.

Душа иных времен желает.

Фраги недугом истомлен:

Объединителя племен

Прихода благостного он,

В Туркмению влюблен, желает.

(«Желание». Перевод А. Тарковского)

Отец Махтумкули, Довлетмаммет Азади, был первым литературным писателем в письменной истории, использовавшим туркменский язык, а также уважаемым муллой, религиоведом в мусульманской традиции. И Махтумкули, и его отец были одними из первых туркменских писателей, получивших образование в медресе - высшей форме образования в Центральной Азии ХУШ века.

Махтумкули посещал два медресе, сначала в Восточном Туркменистане, а затем в Бухаре, прежде чем завершить учебу в медресе Ширгази в Хиве, где также учился его отец (в то время Бухара и Хива были крупными космополитическими центрами, ныне регионами Узбекистана). Завершив учебу, Махтумкули вернулся домой и некоторое время был учителем и ювелиром.

Многие стихи Махтумкули посвящены женщине по имени Менгли, в которую он был отчаянно влюблен. Она была выдана замуж за другого, что стало источником горя для Махтумкули. В конце концов он женился на другой женщине по имени Ак-гыз, которая родила ему двух сыновей, оба из которых умерли молодыми.

Псевдоним Махтумкули - "Фраги" на фарси - происходит от арабского слова, означающего "отделенный", что вполне подходит для суфийского поэта, хотя особенно важно для биографии Махтумкули.

Жизненный опыт Махтумкули не только широко отразился в его стихах, но и его многочисленные путешествия по Ближнему Востоку позволили ему глубоко изучить историю, культуру и географию своего региона. Во время учебы в Бухаре он и уважаемый сирийский ученый Нури

Касим Ибн Бар совершали экскурсии вплоть до Северной Индии. После этого периода Махтумкули часто путешествовал по туркменской территории в качестве странствующего учителя и духовного наставника, а в конце жизни посетил Баку, Азербайджан.

Туркменская поэзия того времени представляла собой эклектичную смесь, но частой поэтической формой для Махтумкули и его современников был газал, разновидность оды, зародившейся в арабской поэзии примерно в VII веке и популярной среди средневековых персидских поэтов. В то время как туркменские газалы Андалиба явно придерживаются формальной традиции, газалы Махтумкули, как и остальная его поэзия, своеобразны, непредсказуемы и часто внутренне разнообразны. Например, в одном стихотворении Махтумкули может сочетать традиционную тоску по утраченной любви с философскими размышлениями, суфийскими образами, автобиографическими деталями или патриотизмом.

Творчество Махтумкули проникнуто известным трагизмом. Часть критики склонна видеть в этом отголоски основной доктрины суфизма (а Махтумкули, как многие поэты своего времени, был суфием) — вечной оппозиции действительного мира, как царства зла, иллюзорности и несовершенства, и мира потустороннего — воплощения истинной реальности, справедливости и счастья.

Изобилующие метафорами общих застолий и воинской доблести, стихи Махтумкули часто носят явно националистический характер, призывая к единству различных туркменских племен и развитию общего туркменского наследия, отличного от персидской или татарской культуры. Большая часть поэзии Махтумкули также направлена на разоблачение жестокости исторических или региональных лидеров и лицемерия ложных религиозных деятелей, одновременно пропагандируя внимательное, смиренное поклонение и избегание порока.

Стихи Махтумкули регулярно звучат на туркменских свадьбах и культурных фестивалях, традиционно исполняемые бахши. Кроме того, посетители современной столицы Туркменистана Ашхабада знакомятся с многочисленными достопримечательностями, посвященными поэту, включая Национальный музыкально-драматический театр имени Махтумкули, государственный университет имени Махтумкули и проспект Махтумкули, одну из главных магистралей города. Несколько памятников и мемориальных досок, таких как большая статуя поэта на площади Независимости Ашхабада, свидетельствуют о вездесущем уважении к поэту.

В этом году, в ознаменование 300-летия со дня рождения Махтумкули, правительство Туркменистана в сотрудничестве с глобальными партнерами проведет в Ашхабаде международную конференцию и общегородские мероприятия. Это будет включать в себя

открытие обширной цифровой базы данных и новых печатных коллекций работ и биографии Махтумкули.

Поскольку Туркменистан остается сильной страной и приобретает все большую глобальную известность, мечту Махтумкули о мирной, единой, процветающей и мудрой нации следует помнить, как основной компонент туркменского наследия, который обеспечивает непрерывную связь с культурой, национальная история которой совсем не непрерывна.

Использованные источники:

1. Аннагурбан Ашыров. Комментарий к рукописям Махтумкули.

2. Оде Абдуллаев. Основы литературной теории, 1985

3. Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули, Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.