Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКОГО ПОЭТА'

ТВОРЧЕСКИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКОГО ПОЭТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / творчество / поэзия / поэт / лирика.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атаджанова Д., Сахетлиева О.

В данной статье рассматриваются основные черты произведений великого туркменского поэта Махтумкули Фраги и передаются важные информации из жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКОГО ПОЭТА»

УДК - 82

Атаджанова Д. преподаватель кафедра английского языка Сахетлиева О. преподаватель кафедра английского языка Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммеда Азади

Туркменистан, Ашхабад

ТВОРЧЕСКИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКОГО ПОЭТА

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные черты произведений великого туркменского поэта Махтумкули Фраги и передаются важные информации из жизни.

Ключевые слова: литература, творчество, поэзия, поэт, лирика.

Atajanova J. teacher

English Language Department Sahetliyeva O. teacher

English Language Department Turkmen National Institute of World Languages named after Dowletmammet Azady Turkmenistan, Ashgabat

CREATIVE AND LIFE VIEWS OF THE GREAT POET

Abstract. This article examines the main features of the works of the great Turkmen poet Makhtumkuli Fragy and conveys important information from life.

Keywords: literature, creativity, poetry, poet, lyrics.

Махтумкули Фираги - великий сын туркменского народа, один из гениев мировой поэзии. Его литературное наследие является духовным достоянием Туркменистана и, в то же время, неотъемлемой частью мирового культурного наследия. В его стихах органично сочетаются традиционные (культурные и религиозные) ценности и верования туркменского народа, и поэтический талант национального поэта. Туркмены относятся к имени и творчеству Махтумкули как к концентрированному выражению духовного богатства и самобытности Туркменистана.

Произведения Махтумкули хорошо известны в России благодаря прекрасным переводам и версификациям плеяды русских переводчиков туркменской поэзии, таких как Арсений Тарковский, Георгий Шенгели, Марк Тарловский и другие. Поэзия Туркменистана неоднократно издавалась и переиздавалась на русском языке, и произведения Махтумкули, являясь высшим уровнем развития туркменской национальной литературы, неизменно занимали центральное место в этом процессе. Русские люди с большим интересом следят за позитивными процессами в современном Туркменистане. В этом контексте российская аудитория демонстрирует устойчивый интерес к творчеству Махтумкули.

В туркменской литературоведческой науке до сих пор нет единства взглядов на жизнь и творчество Махтумкули. Имеющиеся исторические данные о его биографии очень скудны и отрывочны. Именно поэтому наши знания о его поэтической жизни и других жизненных обстоятельствах в значительной степени гипотетичны. Ведется исследовательская работа по установлению исторической правды. Основываясь на последних исследованиях, считается, что Махтумкули жил в период 1724-1807 годов. Поэт родился в деревне Хаджи-Говшан, у подножия горы Копетдаг. Он принадлежал к туркменскому племени гоклен. Он провел свое детство и юность близ рек Гурген и Этрек. Его отец Довлетмамед Азади, который также был выдающимся туркменским поэтом, был первым учителем и наставником Махтумкули в литературном искусстве. Окончив начальную школу, Махтумкули вскоре узнал о тяжелой работе в поле. Овладев необходимыми навыками в сельском хозяйстве, Махтумкули затем начал изучать ювелирное дело. В последующие годы поэт учился в духовных школах-медресе в разных регионах Центральной Азии - Керки, Хиве и Бухаре. В то же время он никогда не переставал совершенствовать свои литературные навыки. В зрелые годы поэт выбрал себе псевдоним - Фираги, что означает «лишенный».

Личная жизнь поэта не удалась, что наложило неизгладимый отпечаток на все его творчество. Махтумкули полюбил девушку по имени Менгли, но по причине недостаточного богатства и неспособности заплатить требуемый семьей его возлюбленной калым не смог жениться.

Махтумкули много путешествовал, и это нашло отражение в его поэзии. Он побывал в Иране, Афганистане, на Кавказе, в Центральной Азии и в других более отдаленных местах. Путешествия не только расширили его мировоззрение, но и обогатили его опыт и стимулировали его воображение, вдохновляя его на написание новых стихов. Его стихи изобилуют географическими названиями, именами исторических персонажей и народных сказок. Эмоциональная широта и открытость миру -отличительная черта произведений Махтумкули. Будучи патриотом Туркменистана, искренне и страстно стремившимся к укреплению единства туркменской нации, он испытывал искреннюю симпатию ко всем народам,

независимо от национальности, и в этом отношении поэт стоял на высоком культурном уровне среди выдающихся людей своего времени.

Поэзия Махтумкули тематически дифференцируется, раскрывая различные воплощения его лирического героя. Следует отметить, что его лирический герой неотделим от личности поэта, а его эмоциональный опыт - это личный эмоциональный опыт Махтумкули. Искренность любовных признаний, пафос патриотических призывов и проповедей, исповедальное религиозное излияние чувств, горечь разочарований и потерь - все эти и многие другие элементы поэзии Махтумкули были результатом обстоятельств его жизни, как внешней, так и внутренней, и духовной жизни.

Необходимо сказать о стилистических особенностях поэзии Махтумкули. Классическая туркменская поэзия, развивающаяся в русле единой среднеазиатской традиции, в значительной степени обусловлена внутренним ритмом стихотворения и поэтическими рефренами, утверждающими ключевые образы того или иного поэтического текста. Стихи Махтумкули буквально переполнены поэтическими образами, которые переливаются подобно волнам в море, создавая неповторимый поток почти визуальных впечатлений. Поэзия Махтумкули воздействует на читателя многообразно - через смысловое наполнение и воображение, через мысль и через художественные символы. Как подлинно великий мастер, Махтумкули до многих уровней поэтического прозрения доходит интуитивно, повинуясь внутреннему чутью художника.

До недавнего времени не было четкой информации о том, сколько оригинальных произведений Махтумкули сохранилось. Нет даже свидетельств наличия автографов поэта. Все источники сохранились в виде списков или устной традиции. К сожалению, некоторые из его стихотворений были уничтожены еще при жизни поэта, когда враг напал на него и его близких. Это драматическое событие отражено в некоторых его стихотворениях. Вызывает сожаление, что волею судьбы мы были лишены значительного количества его произведений. Однако даже тех произведений, которые сохранились, достаточно, чтобы обеспечить Махтумкули место среди великих поэтических гениев человечества.

Махтумкули никогда не суждено было увидеть единство своего народа, но он всегда верил, что придет время, когда его родной Туркменистан будет единым, сильным и независимым. Теперь, когда его мечта осуществилась, его благодарные потомки с любовью и уважением отдают дань уважения великому народному поэту, прославившему и возвеличившему Туркменистан.

References:

1. Краткая литературная энциклопедия. — М., 1972.

2. Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули, Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984.

3. Нуры Байрамов «Долгая дорога», Ашхабад, «Магарыф», 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.