DOI: 10.24411/0044-3913-2019-10204 УДК 631.82
Магнитная восприимчивость почв на придорожных территориях
О. А. МАКАРОВ, доктор
биологических наук,
зав. кафедрой1, зав. лабораторией2
Е. Н. КУБАРЕВ2, кандидат
Для цитирования: Магнитная восприимчивость почв на придорожных территориях/ О. А. Макаров, Е. Н. Кубарев, О. А. Чистова и др.//Земледелие. 2019. №2. С. 17-20. ЭО!: 10.24411/0044-3913-2019-10204.
тронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. № 1(12), январь-март. URL: http://e-journal. omgau.ru/images/issues/2018/1/00492.pdf (датаобращения: 25.01.2019).
18. БобренкоИ.А., ГоманН. В., Павлова Е. Ю. Биоэнергетическая эффективность применения удобрений под озимую тритикале на лугово-черноземной почве Западной Сибири // Омский научный вестник. 2013. № 1 (118). С. 170-173.
Zinc in Soils of Agrocenosis of Omsk Region and Efficiency of Zinc Fertilizers Application
Yu. A. Azarenko, Y. I. Yermokhin, Yu. V. Aksenova
P. A. Stolypin Omsk State Agrarian University, Institutskaya pi., 1, Omsk, 644008, Russian Federation
Abstract. The data on the content of the strongly bound acid-soluble and mobile forms of zinc in soils in the Omsk region was presented. The content ofacid-soluble zinc( 5MHN03) in the humus layer of chernozems was27.4...63.3 mg/ kg. Inmeadowchemozemsoils, itwas20.1...69.4 mg/kg. In solonetzes, it was 43.5...64.6 mg/kg. In the layer 0...20 cm, variation of the element concentration was due to the content of sludge fractions, physical clay, cation exchange capacity (r=0.47...0.68). The distribution of zinc by the soils profiles was depended on the content of particles less than 0.01 mm, total iron and acid-soluble copper. The movable zinc fraction (by Krupsky andAlexandrova method) had0.6...2.5% of acid-soluble form. Its content in the humus horizons was 0.14...0.88 mg/kg. Its content in the cher-nozem(0...20cm layer) was 0.48... 1.2kg/ha. In the meadow-chernozem soils, its concentration was 0.34... 1.7kg/ha. In the solonetzsoils it was 0.78...2.3 kg/ha. The correlation between the concentration of mobile zinc, silt and physical clay was weak significant (r=0.34... 0.40). In the layer 0...20 cm, the correlation between the element content and the pH value was inverse (r=-0.40). Agrochemical evaluation of zinc concentration indicated its lack for the crops nutrition. The field experiments indicated the high efficiency of zinc fertilizers application in meadow-chernozem soils in the forest-steppe zone of the Omsk Region. Different ways of sulfate and acetate zinc application (soil application, seed treatment, root and foliar dressing) on balanced mineral backgrounds provided significant increases of corn, spring and winterwheat, winter rye and triticale, and cabbage seeds yields. The highest return on yields had methods of seed treatment and foliar dressings.
Keywords: zinc, soils, zinc fertilizers, agricultural crops, Omsk region.
Author Details: Yu. A. Azarenko, Cand. Sc. (Agr.), assoc. prof, (e-mail: [email protected]); Y. I. Yermokhin, D. Sc. (Agr.), prof, (e-mail: [email protected]); Yu. V. Aksenova, Cand. Sc. (Biol.), assoc. prof, (e-mail: [email protected]).
For citation: Azarenko Yu. A., Yermokhin Y. I., Aksenova Yu. V. Zinc in Soils of Agrocenosis of Omsk Region and Efficiency of Zinc Fertilizers Application. Zemledelije. 2019. No. 2. Pp. 13-17(in Russ.). DOI: 10.24411/00443913-2019-10203.
биологических наук, научный сотрудник
О. А. ЧИСТОВА2, инженер О. В. КАРЕВА2, старший лаборант А. С. КРИКУНЕНКО1, бакалавр А. С. БАЛДЖИЕВ1, магистрант
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 12, Москва, 119991, Российская Федерация Учебно-опытный почвенно-экологический центр МГУ имени М. В. Ломоносова, пос. Чашниково, п/о Ударный, Солнечногорский р-н, Московская обл., 141592, Российская Федерация
Анализируется объёмная магнитная восприимчивость (MB) почв 7-и трансект, заложенных перпендикулярно Ленинградскому шоссе на территории Учебно-опытного почвенно-экологического центра МГУ имени М.В. Ломоносова «Чашниково» (Московская область, Солнечногорский район). Величину MB измеряли в 2016-2017 гг. прибором KAPPAMETER Model КТ - 5 в 30-ти кратной повторное™ для каждой пробной площадки (всего было заложено 40 пробных площадок на всех трансектах). Показатели магнитной восприимчивости почв на территории, прилегающей непосредственно к краю Ленинградского шоссе (расстояние 1...3 м), по классификации, предложенной Гладышевой М. А. и соавт. (2007), соответствуют «ареалу техногенно сильнонагруженному» и значительно выше показателей MB почв пробных площадок, расположенных на удалении от шоссе. Это объясняется наибольшим накоплением частиц, содержащих различные формы соединений железа, в почвах (техногенных поверхностных образованиях) рядом с проезжей частью в результате истирания металлических частей и покрышек автомобилей. По результатам однофакторного дисперсионного анализа придорожные территории достоверно разделены по величине магнитной восприимчивости почв на четыре зоны: «придорожная полоса», «кювет», «лесополоса», «пашня/залежь», расположенные на различном расстоянии от Ленинградского шоссе (для каждой трансекты это расстояние различно).
Принадлежность к той или иной зоне, вероятно, не в меньшей степени влияет на величину магнитной восприимчивости почв, чем конкретное расстояние от автодороги до пробной площадки.
Ключевые слова: магнитная восприимчивость почв, техногенная нагрузка, зонирование придорожных территорий, пробные площадки, трансекты.
Магнитная восприимчивость почв (МВ) - это физическая величина, которая характеризует способность почв намагничиваться, находясь в магнитном поле [1, 2]. Для характеристики почв и пород чаще всего измеряют объемную
(ж) и удельную (%) МВ. Объемная МВ определяется в объеме массы почвы и выражается в магнитных единицах 10-3 СИ. Удельную МВ вычисляют для единицы массы почвы и выражают в мг/кг1 (СИ)илисм3/г(СГСМ).
Традиционно выделяют четыре пути происхождения магнитных свойств почв - педогенный, техногенный, лито-генный и космогенный [1,2]. Каждый из рассмотренныхмеханизмоввзависимо-сти от конкретных условий проявляется в разной степени. Например, согласно представлениям о педогенном генезисе, магнитные свойства минеральных горизонтов почв во многом обусловлены почвообразующей породой и предопределяются магнетизмом минералов, входящих в ее состав.
Крометого, по мнению А. В. Иванова
[з], ожелезнение поверхности земли можно рассматривать как одну из форм проявления техногенеза. Отходы металлургических производств входят в группу основных источников загрязнения почв техногенным железом, а техногенные оксиды железа содержат магнетит и гематит [4].
Установлена аккумуляция магнитных частицв почвах натерриториях, прилега-ющихкавтомобильнымижелезнодорож-ным магистралям [5]. Так, при истирании ходовой части автомобилей в окружающую среду поступает пыль, содержащая тонкодисперсные сильномагнитные частицы железа, подвергающиеся в дальнейшем различным окислительно-восстановительным процессам. По данным А. О. Макарова [6], средняя ы магнитная восприимчивость почв в о районе Белорусского и Ленинградского | вокзалов соответствуют градации «ареал ^ техногенный сильнонагруженный». При ® этом отмечено достоверное увеличе- | ние МВ в непосредственной близости 2 от железнодорожного пути - в зоне 0... ™ 10 м для Белорусского вокзала и 0.. .8 м м для Ленинградского вокзала. Магнитные ® частицы накапливаются в этих зонах в <о
№ площадки пробоот-бора Расстояние от края Ленинградского шоссе, м Зона Объёмная магнитная восприимчивость почв, 10"3 СИ
X Хтах Xmin Med Mo S2 S V
Трансекта № 1
1 1 Придорожная полоса 3,48 5,93 0,62 3,49 2,87 1,26 1,12 0,32
2 7,5 Кювет 0,36 3,10 0,04 0,23 0,14 0,28 0,53 1,48
3 28 Лесополоса 0,11 0,25 0,02 0,10 0,07 0,00 0,05 0,46
4 76 Пашня 0,12 0,24 0,05 0,12 0,13 0,00 0,05 0,39
5 100 Пашня 0,15 0,94 0,06 0,11 0,11 0,02 0,15 1,03
6 200 Пашня 0,10 0,23 0,05 0,09 0,09 0,00 0,03 0,34
7 500 Пашня 0,11 0,25 0,05 0,11 0,13 0,00 0,05 0,42
Трансекта № 2
1 2 Придорожная полоса 2,38 5,27 1,05 2,10 3,20 0,84 0,92 0,39
2 10 Парк 1,14 2,19 0,53 1,15 1,46 0,16 0,40 0,35
3 70 Селитебная зона 0,51 0,96 0,27 0,46 0,34 0,04 0,19 0,38
4 250 Селитебная зона 0,78 2,12 0,30 0,74 0,40 0,13 0,36 0,46
Трансекта № 3
1 2 Придорожная полоса 3,71 5,48 0,05 3,85 3,83 1,14 1,07 0,29
2 8 Кювет 0,74 3,77 0,20 0,55 0,36 0,61 0,78 1,05
3 28 Лесополоса 0,17 0,28 0,02 0,17 0,22 0,00 0,06 0,36
4 78 Пашня 0,19 0,25 0,08 0,20 0,22 0,00 0,04 0,22
5 100 Пашня 0,17 0,30 0,09 0,17 0,16 0,00 0,04 0,22
6 200 Пашня 0,14 0,30 0,04 0,14 0,14 0,00 0,05 0,36
7 300 Пашня 0,11 0,20 0,03 0,10 0,08 0,00 0,04 0,40
Трансекта № 4
1 3 Придорожная полоса 3,80 5,66 2,37 3,71 4,06 0,68 0,83 0,22
2 8 Кювет 0,87 1,19 0,49 0,86 0,86 0,03 0,17 0,20
3 30 Лесополоса 0,16 0,27 0,07 0,16 0,20 0,00 0,05 0,32
4 80 Пашня 0,20 0,35 0,10 0,19 0,17 0,00 0,05 0,26
5 200 Пашня 0,11 0,15 0,07 0,12 0,09 0,00 0,02 0,19
6 300 Скошенное поле 0,10 0,20 0,05 0,10 0,11 0,00 0,03 0,28
7 500 Распашка у газопровода 0,34 0,46 0,27 0,34 0,33 0,00 0,04 0,12
Трансекта № 5
1 1 Придорожная полоса 6,15 25,50 2,60 5,08 4,08 24,70 4,97 0,81
2 8 Кювет 0,96 15,80 0,12 0,41 0,43 7,70 2,77 2,89
3 37 Лесополоса 0,16 0,21 0,09 0,16 0,14 0,00 0,03 0,19
4 100 Пашня 0,10 0,17 0,05 0,10 0,08 0,00 0,02 0,25
5 200 Пашня 0,09 0,18 0,05 0,08 0,07 0,00 0,03 0,33
Трансекта № 6
1-17 2 Придорожная полоса 3,84 8,80 1,18 3,66 8,80 4,50 2,12 0,55
2-17 7 Кювет 0,46 1,38 0,12 0,42 0,67 0,09 0,30 0,65
3-17 20,5 Лесополоса 0,12 0,23 0,01 0,12 0,13 0,00 0,05 0,40
4-17 40,5 Залежь 0,11 0,36 0,03 0,09 0,08 0,00 0,06 0,55
5-17 136,7 Залежь 0,11 0,22 0,05 0,10 0,09 0,00 0,04 0,35
Трансекта № 7
6-17 2 Придорожная полоса 4,76 7,65 2,57 4,80 3,90 1,28 1,13 0,24
7-17 6 Придорожная полоса 2,91 7,62 0,33 2,57 3,60 2,30 1,52 0,52
8-17 11,5 Придорожная полоса 1,22 7,33 0,33 0,83 0,57 1,83 1,35 1,11
9-17 98 Залежь 0,19 0,57 0,07 0,16 0,15 0,01 0,10 0,53
10-17 100 Залежь 0,16 0,29 0,08 0,14 0,13 0,00 0,06 0,36
*Х - среднее арифметическое значение; Хтах - максимальное значение;Хт1п - минимальное значение;Меб - медиана; Мо - мода; в2 -дисперсия;Б -среднеквадратическое отклонение; V- коэффициентвариации.
результате механического трения движущихся поездов о железнодорожное полотно (рельсы). Путь поступления такихчастиц-воздушный [6].
Цель наших исследований - изучение магнитной восприимчивости почв на территориях, прилегающих к автомагистрали с интенсивным движением транспорта, для определения характера техногенной нагрузки в зависимости от расстояния края дорожного полотна и типазоны.
° Работу проводили на базе Учебно-сд опытного почвенно-экологического центра МГУ имени М. В. Ломоносова о «Чашниково» (Московская область, Сол-| нечногорский район), площадь которого составляет около 650 га. Он находит® ся в южно-таежной подзоне хвойно-5 широколиственных лесов, в западной $ части Клинско-Дмитровской гряды,
которая расположена на Смоленско-Московской возвышенности. Для этой территории характерен холмистый моренный рельеф, сильно расчлененный эрозионными процессами. Преобладают дерново-среднеподзолистые почвы различного гранулометрического состава, материнской породой для которых служат преимущественно двучленные отложения - покровные суглинки, подстилаемые мореной.
Втечение2016-2017 гг на территории «Чашниково» проводили измерение магнитной восприимчивости почв 7-и трансект, заложенных перпендикулярно Ленинградскому шоссе. На каждой трансекте, на различном удалении от края полотна автомобильной трассы закладывали пробные площадки (всего), представляющие собой квадрат размером 1x1 м. Выделяли следующие виды
использования территории, на которых были заложены площадки: придорожная полоса, кювет, лесополоса, пашня/ залежь (табл. 1). Измерение объёмной магнитной восприимчивости почв проводили прибором KAPPAMETER Model КТ-5 в 30-ти кратной повторности для каждой пробной площадки.
Кроме измерения магнитной восприимчивости на каждой пробной площадке отбирали почвенные пробы методом конверта, на пашне/запежи с глубины 0..Д2 м, на обочине, в кювете и лесозащитной полосе-сглубины 0..Д1 м [6].
В лабораторных условиях по общепринятым методикам определяли рН солевой вытяжки (ГОСТ26483-85), валовое содержание гумуса (спектрофотометри-ческим методом определения углерода органических соединений по Тюрину в модификации Никитина) [7], содержание
2. Группировка ареалов почв по степени ТГ (техногенной нагрузки) [10]
Значения ®ор(10"3 СИ) Степень нагрузки
балл градация
s <0,46 1 ненагруженный
0,46<s <0,68 ' ср ' 2 слабонагруженный
0,68<s <1,00 3 средненагруженный
s >1,00 ср ' 4 сильнонагруженный
мезорельефе. Были выделены условные зоны «придорожная полоса», «кювет», «лесополоса», «пашня/залежь». При этом в разныхтрансектах каждая из них, как правило, находилась на различном расстоянии от шоссе.
Проведенный дисперсионный одно-факторный анализ позволил четко разделить весь имеющийся массив данныхМВ почв 7-и трансект на соответствующие зоны (см. рисунок).
Первая зона с наибольшим показателем МВ почв - «придорожная полоса». У края проезжей части происходит максимальное осаждение крупных частиц, содержащих различные формы соеди-ненийжелеза, среди них можно назвать истирающиеся во время движения автомобильные покрышки, различные металлические части автомобилей, выхлопные
1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 ет SH 0,0 0Q 2 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1,0 -1,2
12 3 4 Код зоны
Рисунок. Результаты дисперсионного анализа сопоставления показателей магнитной восприимчивости почв УО ПЭЦ МГУ имени М.Б. Ломоносова «Чашниково» в различных зонах 7-ми трансект. Код зоны: 1 — придорожная полоса; 2—кювет; 3—лесополоса; 4—пашня/залежь.
подвижного фосфора и калия - по Кирсанову (ГОСТ 26207-91), тяжелых металлов (Pb, Zn, Cd, Си) - в однонормапьной азотнокислой вытяжке из почв [8]. Кроме того, определяли гранулометрический состав и плотность почвы [9].
Оценку степени техногенной нагрузки (ТГ) осуществляли по классификации, разработанной М. А. Гладышевой (табл. 2) [10].
Обработку результатов измерения магнитной восприимчивости и других почвенных свойств проводили с использованием программ MS Office Excel 2013 и Statistica 10.0.
Почвы придорожных территорий в районе УО ПЭЦ МГУ имени М.В. Ломоносова «Чашниково» в целом характеризовались нейтральной или близкой к нейтральной реакцией среды, средними пределами варьирования содержания гумуса, значительным варьированием подвижного калия и фосфора.
Превышение ПДК по содержанию меди, свинца, кадмия и цинка выявлено только в точках, которые расположены в непосредственной близости от Ленинградского шоссе (до 30 м) или в селитебной зоне Учебно-опытного почвенно-экологического центра.
Для изучаемых почв в целом характерен легкосуглинистый гранулометрический состав, с большим содержанием песка и крупной пыли, при этом по-чвогрунт, расположенный в непосредственной близости от полотна шоссе (1... 2 м) обладает песчаным или супесчаным составом, в пониженных участках отмечено увеличение содержания илистой фракции; плотность почвы меняется от оптимальныхзначений (0,9.. .1,2 г/см3до повышенных(1,5...1,6г/см3), варьирование показателей плотности среднее.
Результаты анализа статистических характеристик (см. табл. 1) свидетель-ствуютотом, что магнитная восприимчивость почв натерритории, прилегающей непосредственно к краю Лени нградского шоссе, существенно выше, чем на площадках, расположенных на удалении, и варьируют от 2,38-10"3 СИ (трансекта №2) до 6,15-10-3 СИ (трансекта №5). В соответствии ссистемой оценки степени техногенной нагрузки (ТГ) эту территорию можно отнести к «ареалу ТГ силь-нонагруженному». Средняя величина MB почвы в кювете находится в диапазоне значений 0,36-10"3...0,87-10"3СИ, что соответствует «ареалу ТГ ненагруженному и средненагруженному».
По мере движения от края дорожного полотна автомагистрали в сторону
пашни, показатели магнитной восприимчивости снижаются, и на наиболее удалённых от шоссе площадках трансект значения варьируют в среднем от 0,09-Ю"3 СИ до 0,11-10"3 СИ («ареал ТГ ненагруженный»). Исключением стали последняя площадка трансекты №2, которая располагалась в селитебной зоне, подверженной техногенному воздействию, и трансекты №4, где почвенный покров вблизи газопровода был нарушен, и на поверхности находились
моренные суглинки.
В 4-х трансектах из 7-и наиболее высокий коэффициент вариации (0,65... 2,89) наблюдали на пробной площадке, расположенной в кювете. Кювет вдоль обочины Ленинградского шоссе в районе УО ПЭЦ МГУ «Чашниково» не укреплён и поэтому характеризуется крайне высокой неоднородностью микрорельефа, которая может способствовать неравномерному перераспределению железосодержащих частиц, поступаю-щихс проезжей части какс воздушными, так и водными потоками. В то же время необходимо отметить, что указанная закономерность носит лишь характер тенденции, и в целом вариабельность показателей магнитной восприимчивости почв не зависит от их абсолютных значений (величина коэффициента вариации может быть значительной при невысокой медиане).
Все пробные площадки изучаемых трансект были условно поделены назоны в зависимости от расстояния от края Ленинградского шоссе и положения в
газы, содержащие в себе разные тяжелые металлы. Всё это обусловливает наибольшее накопление металлических частиц, влияющих на магнитную восприимчивость почв, в этой зоне.
Следующая ярко выраженная зона -«кювет». Здесь величина магнитной восприимчивости почв несколько уменьшается, по сравнению с первой зоной, но все же остается высокой. Так как эта зона расположена в понижении рельефа относительно дорожного полотна, то железосодержащие частицы из придорожной зоны могут перемещаться вниз по склону со снегом, талыми водами, дождевыми осадками и воздушными ы потоками от машин. о
В «лесополосе» значения показателей | МВ почв уменьшаются, по сравнению ^ с «кюветом», в разы, что связано как с ® увеличением расстоянияотавтотрассы, 5 так и с защитной функцией древесных 2 насаждений. ™
Показатели магнитной восприимчи- м вости почв «пашни/залежи» имеют са- ® мые низкие величины, главным образом, <о
из-за барьера, в качестве которого выступает лесополоса, атакже по причине увеличения расстояния отавтотрассы.
Следует отметить, что содержание магнитных частиц в почвах (или техногенных поверхностных образованиях) в значительной степени определяется не только расстоянием до края полотна автомобильной дороги, которое различалось в разныхтрансектах, но и принадлежностью к определенной зоне.
Таким образом, магнитная восприимчивость, будучи одним из физических свойств почв, отражает степень их тех-ногенности. Автотранспортные артерии служат элементарной магнитной аномалией, при этом наибольшие величины МВ почв характерны для первых метров от края дорожного полотна и уменьшаются в 3.. .10 раз на расстоянии нескольких десятков метров.
По величине показателя МВ почв на всех7-итрансекгахв районе УО ПЭЦ МГУ имени М.В. Ломоносова «Чашниково» четко выделяются зоны: «придорожная полоса», «кювет», «лесополоса», «пашня/ залежь».
Как правило, зона «придорожная полоса» характеризуется как «ареал ТГ сильнонагруженный», в зоне «кювет» степень техногенной нагрузки может доходить до величин, характерных для «ареалаТГ средненагруженного», азоны «лесополоса» и «пашня/залежь» во всех случаях оцениваются как «ареалы ТГ не-нагруженные».
Литература.
1. Бабанин В. Ф. Магнитная восприимчивость некоторых типов почв европейской части СССР // Вестник МГУ Серия 6: Биология, почвоведение, 1971.№4. С. 122-125.
2. Бабанин В. Ф. О применении магнитной восприимчивости в диагностике форм железа //Почвоведение. 1973.№7.С. 154-161.
3. Иванов А. В. Магнитное и валентное состояние железа в твердой фазе почв: автореферат дис. ... доктора биологических наук. М., 2003.41 с.
4. Добровольский Г. В., Гришина Л. А. Охрана почв: уч. пособие. М.: Изд. МГУ 1985. 224 с.
5. Пладышева М. А., Иванов А. В., Строга-новаМ. Н. Применение магнитной восприимчивости для выявления ареалов техногенно-загрязненных почв города Москвы // Почвоведение. 2007. № 2.С. 235-242.
6. Макаров А. О. Оценка экологического состояния почв некоторых железнодорожных объектов ЦАО г Москвы: автореферат дис.... кандидата биологических наук. М., 2014.24 с.
7. ГОСТ 26483-85. Почвы. Приготовление О) солевой вытяжки и определение ее рН по ^ методу ЦИНАО // Почвы. Определение рН сч солевой вытяжки, обменной кислотности, сч обменных катионов, содержания нитратов,
обменного аммония и подвижной серы ме-Ф тодами ЦИНАО: Сб. ГОСТов. М.: Издательство 5 стандартов, 1985 г.
8. Орлов Д. С., Гришина Л. А., Ерошичева ^ Н. Л. Практикум по биохимии гумуса. М.: изд-ё воМГУ, 1969.159с.
| 9. ГОСТ 26207-91. Почвы. Определение (О подвижных соединений фосфора и калия по
методу Кирсанова в модификации ЦИНАО. М.: Издательствостандартов, 1992 г.
10. Руководство по санитарно-химичес-кому исследованию почвы (нормативные материалы). М.: типография ЦНИИ «Электроника», 1993.131 с.
11. ВадюнинаА. Ф., Корчагина 3. А. Методы исследования физических свойств почв. М.:Агропромиздат, 1986.416с.
12. Пладышева М. А. Магнитная восприимчивость урбанизированных почв: на примере г. Москвы: автореферат дис. ... кандидата биологических наук. М., 2007.27 с.
The Magnetic Susceptibility of Soils of the Road Side
O. A. Makarov1'2, E. N. Kubarev2, O. A. Chistova2,0. V. Kareva2, A. S. Krikunenko1, A. S. Baldzhiev1
1Lomonosov Moscow State University, Leninskie gory, 1, str 12, Moskva, 119991, Russian Federation 2Educational-Experimental Soil and Environmental Center, Lomonosov Moscow State University, pos. Chashnikovo, p/o Udarnyi, Solnechnogorskii r-n, Moskovskayaobl., 141592, Russian Federation
Abstract. The volume magnetic susceptibility (MS) of soils of 7 transects, laid perpendicular to the Leningrad highway, on the territory of the Chashnikovo Educational and Experimental Soil-Ecological Center of Lomonosov Moscow State University (Moscow region, Solnech-nogorsk district), was analyzed. The value of the magnetic susceptibility was measured in 2016-2017 by the device KAPPAMETER Model KT-5. The experiment was performed in 30-fold repetition for each test plot. A total of 40 sample plots on all transects were laid. It was found that the magnetic susceptibility of soils in the area adjacent directly to the edge of the Leningrad highway(distance 1...3m) corresponded to the "area of technogenic heavily loaded" (Glady-sheva, 2007). The magnetic susceptibility was significantly higher than the indicators of ones on the test plots, located at a distance from the highway. We explain this by a high accumulation of particles of various forms of iron compounds in the soil (technogenic superficial formations) near the roadway as a result of abrasion of metal parts and tires. One-factor analysis of variance allowed to divide roadside areas into four zones by the magnitude of the magnetic susceptibility of soils: "roadside strip", "ditch", "forestbelt", "arable land/deposit", located at different distances from the Leningrad highway ( for each transect this distance is different). Belonging to a zone is likely to have a greater impact on the magnitude of the magnetic susceptibility of soils than the specified distance from the road to the testsite.
Keywords: magnetic susceptibility of soils, technogenic load, zoning of roadside areas, test sites, transects.
Author Details: O. A. Makarov, D. Sc. (Biol.), head ofdepartment, head of laboratory (oama [email protected]); E. N. Kubarev, Cand. Sc. (Biol.), research fellow; O. A. Chistova, engineer; O. V. Kareva, senior lab. assist.; A. S. Krikunenko, bachelor;A. S. Baldzhiev, master'sstudent.
For citation: Makarov O. A., Kubarev E. N., Chistova O. A., Kareva О. V., Krikunenko A. S., Baldzhiev A. S. The Magnetic Susceptibility of Soilsofthe Road Side. Zemledelije. 2019. No. 2. Pp. 17-20(in Russ.). DOI: 10.24411/0044-3913 -2019-10204.
DOI: 10.24411/0044-3913-2019-10205 УДК 631.445.41:631.58:631.8:631.452
Роль
биологических
ресурсов в
воспроизводстве
плодородия
орошаемого
чернозема
обыкновенного
в Центральном
Предкавказье
Т. П. ЛИФАНЕНКОВА, кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник (e-mail: [email protected]) Р. В. БИЖОЕВ, научный сотрудник Институт сельского хозяйства Кабардино-Балкарского научного центра РАН, ул. Кирова, 224, Нальчик, 360004, Российская Федерация
В стационарном двухфакторном полевом опыте ИСХ КБНЦ РАН в 2013-2017 гг. в орошаемом зернопропашном севообороте на черноземе обыкновенном карбонатном в условиях степной зоны Центрального Предкавказья изучали влияние органических и минеральных удобрений (внесение навоза 50 т/га на 5 лет; запашка соломы и листо-стебельной массы кукурузы; возделывание и заделка сидератов после раноубираемых предшественников; их сочетания с полной (1,0), 1/2 и 1/3 от рекомендуемой дозами минеральных удобрений) на агрохимические показатели почвенного плодородия, урожайность культур и продуктивность севооборота. Наибольшее увеличение содержания гумуса в почве (на 14,4 % от исходного) и положительный (+10,4... + 12,2 т/ га) его баланс отмечены к 2016-2017 гг. во всех вариантах применения органических удобрений совместно с полной дозой NPK. В этихже вариантах в слое почвы 0...20 см почти вдвое увеличилось содержание нитратов и подвижного фосфора соответственно до 71 и 54 мг/кг, а доступного калия возросло с 333 до 423 мг/кг почвы. Здесь же отмечена наибольшая урожайность выращиваемых культур (озимой пшеницы-5,17, кукурузы -5,51, гороха - 3,42, подсолнечника - 2,17 т/га) и продуктивность севооборота (4,63...4,80 тыс. зерн. ед./га). Применение органических удобрений без минеральных обеспечивало сохранение содержания гумуса в почве на уровне исходного, в то время как при самостоятельном внесении минеральных удобрений во всех дозах содержание гумуса в почве уменьшалось.
Ключевые слова: плодородие, чернозем, гумус, органическое вещество, биологические ресурсы, сидераты, солома,