Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Антонова Н.Л. — Магистратура как институциональное образование: социологическое образование в России и Индии // Социодинамика. - 2020. - № 4. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.4.31106 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31106
Магистратура как институциональное образование: социологическое образование в России и Индии
Антонова Наталья Леонидовна
доктор социологических наук профессор, кафедра прикладной социологии, Уральский федеральный университет 620075, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51
И [email protected] Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
DOI:
10.25136/2409-7144.2020.4.31106
Дата направления статьи в редакцию:
21-10-2019
Аннотация.
Целью настоящей статьи выступает исследовательский анализ и осмысление институциональных особенностей функционирования магистратуры по социологическому направлению в российском и индийском университетах. В условиях активного развития глобального образовательного пространства магистерские программы становятся привлекательными координатами осуществления академической мобильности студентами. В качестве кейсов для анализа были выбраны Уральский федеральный университет и университет Мумбаи, осуществляющие магистерскую подготовку по направлению Социология и не входящие в предметные рейтинги QS World University Rankings. Автором проанализированы сайты университетов, осуществлен анкетный опрос студентов из Индии (n = 65) и российских студентов-социологов (n = 66). Результаты исследования свидетельствуют, что магистерская программа российского вуза имеет практико-ориентированный характер и нацелена на удовлетворение запросов регионального рынка труда. В программе, предлагаемой индийским университетом, наблюдается национальная специфика, отражающая особенности современного состояния индийского общества. Для студентов из Индии получение образования в магистратуре российского вуза является важным инструментом укрепления статусных позиций. Российские студенты-социологи не проявляют интереса к обучению в индийских университетах, отдавая предпочтение среди стран БРИКС вузам Китая.
Ключевые слова: образование, магистратура, магистерские программы, социология,
социологическое образование, студенты, академическая мобильность, Уральский федеральный университет, университет Мумбаи, БРИКС
Переход российского высшего образования на уровневую систему обучения актуализировал вопросы развития как бакалаврской образовательной ступени, так и магистратуры. В отечественном научном дискурсе особенности функционирования модели магистратуры стали самостоятельным предметом обсуждения и анализа. Исследователи обращаются к вопросам статуса магистратуры, обсуждая ее промежуточное положение между бакалавриатом и аспирантурой -Ш, выявляют наличие/отсутствие связи с направлениями бакалавриата [2,3], раскрывают ее функции и потенциал [4,5], а также изучают эффективность реализации магистерских программ J61.
На сегодняшний день магистратура как институциональное образование является социальным капиталом государств и условием успешного вхождения национальных университетов в международное образовательное пространство и укрепления их статусных позиций на глобальном рынке. Для определения положения и репутации вузов разрабатываются различного рода инструменты, к которым относятся и международные рейтинговые системы. Так, обращаясь к предметному рейтингу, предлагаемому QS World
University Rankings t^, можно увидеть, что по социологическим наукам в него входят четыре российских вуза (Высшая школа экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет) и два университета Индии (университет Джавахарлала Неру, университет Дели).
Предметом нашего исследования стал анализ магистратуры по направлению «Социология», функционирующей в Уральском федеральном университете (Россия) и университете Мумбаи (Индия). Выбор этих вузов в качестве кейсов для анализа не случаен. Во-первых, университеты расположены на территории стран, входящих в БРИКС - объединения, которое играет значимую роль в мировой политике и международных отношениях. Во-вторых, университеты расположены в нестоличных, но крупнейших городах, численность населения в которых превышает миллион человек. В-третьих, выбранные вузы не вошли в предметный рейтинг по социологии - QS World University Rankings, соответственно, они пока слабо представлены в глобальном образовательном пространстве как ключевые университетские центры по подготовке социологов, а скорее нацелены на подготовку магистров, ориентированных на региональные рынки.
Для анализа мы обратились к информационным ресурсам (сайтам университетов), на которых представлена информация о социологическом образовании и получении степени магистра по социологии. Кроме того, в 2019 году нами был проведен социологический опрос студентов из Индии (n = 65), прибывших на обучение по краткосрочным образовательным программам в Уральский федеральный университет (УрФУ), а также анкетирование студентов, обучающихся по направлению «Социология» в УрФУ (п = бб).
Следует отметить, что институциональное оформление социологического образования в России отличается от западных моделей. Несмотря на тот факт, что первая кафедра социологии появилась в 1919 году в Петроградском государственном университете, социология не удовлетворяла идеологические запросы молодого советского государства и в середине прошлого столетия стала восприниматься исключительно с позиций прикладной ориентации. Новый импульс наука получила в середине 1980-х гг. XX столетия: в 198б году были открыты отделения прикладной социологии в Московском
государственном университете и Ленинградском государственном университет. Уральский федеральный университет (ранее Уральский государственный университет) одним из первых в России начал осуществлять подготовку социологов, первый набор на специальность «Социология» был осуществлен в 1988 году. Что касается кафедры социологии в университете Мумбаи, то она была создана в 1919 году и является одной из старейших. На сайте университета отмечается, что с момента работы кафедры было защищено около 250 магистерских и докторских диссертаций (PhD and MA dissertations)
В чем специфика предлагаемого магистерского обучения в выбранных нами кейсах? Прежде всего, российские университеты поддерживают практику определения названия магистерской программы в рамках направления/специальности. При этом название может модифицироваться в соответствии с потребностями студентов, изменениями на рынке труда и ресурсами университета. Так, в Уральском федеральном университете программа магистратуры по социологии «Проектирование и экспертиза в социальных изменений», реализуемая в 2016-2018 гг., в 2019 году была трансформирована в программу «Социологические и маркетинговые исследования для бизнеса и социальной сферы». Магистерская программа Департамента социологии университета Мумбаи не имеет названия, в рекламном постере и на сайте указывается, что она предназначена для понимания современных событий и дискуссий в области социологии и антропологии, особое внимание акцентируется на изучение проблем Южной Азии. Как в российском университете, так и в индийском вузе длительность обучения составляет два года. Однако дисциплины базовой и вариативной частей в российской программе поставлены в первый год обучения, а во второй год магистратуры запланированы различные виды практик и подготовка диссертации. В университете Мумбаи кредитная система: в течении двух лет требуется набрать 96 кредитов, которые пропорционально распределены на основные и факультативные курсы. Длительность семестра в рассматриваемых вузах примерно одинакова: в России она составляет 14-16 недель в зависимости от семестра, в Индии - 15 недель.
Обращаясь к содержанию дисциплин, следует отметить, что основными курсами, изучаемыми студентами в университете Мумбаи, являются классическая социологическая теория, перспективы индийского общества, культурная антропология, методология социальных исследований, современные социологические теории, социология развития, социология глобализации. Факультативные дисциплины касаются углубленного изучения различных отраслей социологического знания, а также актуальных вопросов индийского общества (например, изучение индийской диаспоры, племен Индии, народной культуры и пр.). Модульная система проектирования образовательной программы в российском университете предполагает обязательные модули, модули, формируемые участниками образовательных отношений, а также модули по выбору студента. Содержательное наполнение модулей нацелено на закрепление прикладных компетенций, востребованных со стороны регионального работодателя. Так, в них закреплены дисциплины по управлению бизнесом, маркетинговым исследованиям, технологиям анализа социальных процессов, экспертизе и диагностике инноваций. «Модульно-компетентностное обучение магистров, отмечает В.Н. Кузнецова, -предполагает создание условий для осознанного изучения студентами профессионально значимых дисциплин и развития у них способностей, позволяющих им быть востребованными на рынке труда» [9, с- 47].
В систему высшего образования в Индии включены адресные целевые программы, согласно которым половина мест должны резервироваться для представителей низших
каст -Ц0!. Такой подход снижает доступность университетского образования для сильных и подготовленных к обучению студентов из высших каст. Соответственно, можно предположить, что попытка реализовать принципы социальной справедливости может нанести ущерб индийскому обществу в целом, поскольку высокомотивированные студенты оказываются «за бортом» получения высшего образования. В российских университетах также существуют целевые места в магистратуру, но доля таких мест невысока. Например, в плане приема в магистратуру на 2019 год по направлению Социология в Уральском федеральном университете выделено 17 бюджетных мест, 3 из
которых - целевые места
Каким образом возможна академическая мобильность современных студентов, обучающихся в университетах стран БРИКС? Одним из инструментов, поддерживающих успешное функционирование института магистратуры, выступают краткосрочные образовательные программы. Речь идет о том, что участие в летних/зимних школах, краткосрочных стажировках и т.п. может стать фактором принятия решения студента о поступлении в магистратуру университета-организатора подобного рода программ.
Об этом свидетельствуют результаты опроса студентов из Индии, приехавших в вуз для участия в Зимней школе: 2/3 респондентов высказали желание поступить в магистратуру УрФУ. При этом лидирующими мотивами обучения выступают высокий статус диплома российского вуза (56,6%), желание углубить и расширить образования (56,6%), потребность получить новые знания о российской культуре (54,7%). Каждый третий опрошенный высказал желание остаться после получения магистерского образования в России. Основным барьером поступления в магистратуру респонденты считают недостаточное владение русским языком. Следует отметить, что практически все магистерские программы, в том числе и по направлению «Социология» ведутся в УрФУ на русском языке. Иностранным студентам приходится преодолевать языковой барьер, погружаясь в новую языковую среду и преодолевая социокультурные, организационные и пр. адаптационные барьеры П^!.
Результаты опроса студентов-социологов УрФУ свидетельствуют о том, что каждый второй респондент высказал готовность обучаться на магистерских программам в зарубежном университете. Основным мотивом продолжения образования за пределами России является желание углубить имеющиеся знания (58,3%) и расширить кругозор (52,1%). Данные демонстрируют, что потенциальная образовательная миграция студенческой молодежи связана со стремлением обрести как общепрофессиональные, так и социокультурные компетенции при обучении в магистратуре иностранного вуза.
Мы предложили российским респондентам выбрать страну из объединения БРИКС, наиболее привлекательную для продолжения образования. Полученные материалы показали, что 3/4 студентов проявили интерес к получению образования в Китае, каждый шестой - в Бразилии и один опрошенный готов поехать в ЮАР. Внимание к китайским вузам обусловлено, по оценкам респондентов, высоким уровнем развития страны в целом по сравнению с другими государствами, входящими в БРИКС. Магистерское обучение в Индии не выбрал ни один из респондентов. Отсутствие интереса к магистерским программам по социологии в университетах Индии связано скорее с ориентацией учебных планов индийских вузов на национально-региональный компонент, а также слабой представленностью индийского образования в инфо рма ционном про стра нс тв е Р о с с ии.
Результаты исследования позволили прийти к следующим выводам. Во-первых,
магистратура имеет самостоятельный статус и выступает институтом (субинститутом) образования. В условиях развития глобального рынка образовательных услуг институт магистратуры становится все более привлекательным как актуальный вектор академической мобильности студентов. Во-вторых, национально-региональный компонент в магистерских программах по социологии в российском и индийском университете имеют разную направленность: в первом случае наблюдается ориентация на потребности и запросы локального рынка труда, во втором случае - на специфику социокультурных связей и социальных отношений в общественной системе. В-третьих, студенты из Индии рассматривают получение магистерского образования в российском региональном вузе как привлекательный и престижный инструмент упрочения своего социального положения. Индийские университеты для студентов российского вуза не представляют интереса при сравнении с вузами стран, входящими в БРИКС. В-четвертых, эффективное функционирование объединения БРИКС видится в том числе через создание сетевых форм образовательных программ магистратуры, совместно реализуемых университетами для формирования устойчивых позиций вузов и повышения их конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве при сохранении локальной идентичности.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-1800236)
Библиография
1. Мухаметзянова Ф.Г, Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности // Человек и образование. 2017. № 3. С. 9-14.
2. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1-8. DOI: 10.25136/24098736.2018.3.26892 URL: https://nbpublish.com/library_read_artide.php?id = 26892
3. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13-25.
4. Рубина Л.Я. Социализационный потенциал магистратуры в институциональном пространстве высшей школы // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 254-265.
5. Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 144-152.
6. Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф. Мониторинг эффективности реализации магистерских программ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 110118. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-110-118
7. Лучшие университеты. Предметный рейтинг. Социология. URL:
https ://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2018/sociology
8. Департамент социологии. Университет Мумбаи. URL: http://mu.ac.in/portal/distance-open-learning/faculty/department-of-sociology/
9. Кузнецова В.Н. Магистратура: проблемы становления // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 45-48.
10. University Expansion in a Changing Global Economy: Triumph of the BRICs? by Martin Carnoy, Prashant Loyalka, Maria Dobryakova, Rafiq Dossani, Isak Froumin, Katherine Kuhns, Jandhyala B.G. Tilak, Rong Wang. Redwood City, CA: Stanford University Press,
2013.
11. Магистратура. Уральский федеральный университет. URL: https ://magister.urfu.ru/ru/postuplenie/
12. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Е.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. № 4(121). С. 185-192.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная автором в журнал «Социодинамика» статья ставит цель рассмотреть магистратуру как институциональное образование сквозь призму социологического образования в России и Индии. В названии кроется некоторая двусмысленность: институциональное образование - это имеется в виду феномен, явление или именно образование? Тогда имеется и смысловой повтор: дважды используется слово «образование», что затрудняет восприятие названия материала. Между тем отметим, что указанная проблематика имеет не только сугубо социокультурный характер, но и социально-философский, а следовательно выход на междисциплинарный уровень исследования обозначенной проблематики может вызвать интерес, но, разумеется, в том лишь случае, если автор предложит обоснованный вариант своей авторской концепции и сумеет теоретические положения подкрепить эмпирическим материалом. С этой точки зрения представленный материал может заслужить поддержку. Между тем автор исходит в изучении данного вопроса из того, в частности, что на сегодняшний день магистратура как институциональное образование является социальным капиталом государств и условием успешного вхождения национальных университетов в международное образовательное пространство и укрепления их статусных позиций на глобальном рынке. Для определения положения и репутации вузов разрабатываются различного рода инструменты, к которым относятся и международные рейтинговые системы. Так, обращаясь к предметному рейтингу, предлагаемому QS World University Rankings, можно увидеть, что по социологическим наукам в него входят четыре российских вуза (Высшая школа экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет) и два университета Индии (университет Джавахарлала Неру, университет Дели). Обосновывая выбор направления исследования, автор отмечает, что предметом нашего исследования стал анализ магистратуры по направлению «Социология», функционирующей в Уральском федеральном университете (Россия) и университете Мумбаи (Индия). Выбор этих вузов в качестве кейсов для анализа не случаен. Во-первых, университеты расположены на территории стран, входящих в БРИКС - объединения, которое играет значимую роль в мировой политике и международных отношениях. Во-вторых, университеты расположены в нестоличных, но крупнейших городах, численность населения в которых превышает миллион человек. В-третьих, выбранные вузы не вошли в предметный рейтинг по социологии - QS World University Rankings, соответственно, они пока слабо представлены в глобальном образовательном пространстве как ключевые университетские центры по подготовке социологов, а скорее нацелены на подготовку магистров, ориентированных на региональные рынки. Характеризуя, в частности, проблему в аспекте эмпирическом, автор обратился к информационным ресурсам
(сайтам университетов), на которых представлена информация о социологическом образовании и получении степени магистра по социологии. Кроме того, в 2019 году был проведен социологический опрос студентов из Индии (п=65), прибывших на обучение по краткосрочным образовательным программам в Уральский федеральный университет (УрФУ), а также анкетирование студентов, обучающихся по направлению «Социология» в УрФУ (п = 66). Рассматривая проблему в данном аспекте, автор отмечает, что основными курсами, изучаемыми студентами в университете Мумбаи, являются классическая социологическая теория, перспективы индийского общества, культурная антропология, методология социальных исследований, современные социологические теории, социология развития, социология глобализации. Факультативные дисциплины касаются углубленного изучения различных отраслей социологического знания, а также актуальных вопросов индийского общества (например, изучение индийской диаспоры, племен Индии, народной культуры и пр.). Модульная система проектирования образовательной программы в российском университете предполагает обязательные модули, модули, формируемые участниками образовательных отношений, а также модули по выбору студента. Автором статьи были проанализированы результаты эмпирического исследования и оказалось, что из всех студентов из Индии, приехавших в вуз для участия в Зимней школе, 2/3 респондентов высказали желание поступить в магистратуру УрФУ. При этом лидирующими мотивами обучения выступают высокий статус диплома российского вуза (56,6%), желание углубить и расширить образования (56,6%), потребность получить новые знания о российской культуре (54,7%). Каждый третий опрошенный высказал желание остаться после получения магистерского образования в России. Кроме того, отмечается, что результаты опроса студентов-социологов УрФУ свидетельствуют о том, что каждый второй респондент высказал готовность обучаться на магистерских программам в зарубежном университете. Основным мотивом продолжения образования за пределами России является желание углубить имеющиеся знания (58,3%) и расширить кругозор (52,1%). Данные демонстрируют, что потенциальная образовательная миграция студенческой молодежи связана со стремлением обрести как общепрофессиональные, так и социокультурные компетенции при обучении в магистратуре иностранного вуза. Любопытным представляется тот факт, что российским респондентам было предложено выбрать страну из объединения БРИКС, наиболее привлекательную для продолжения образования. Полученные материалы показали, что 3/4 студентов проявили интерес к получению образования в Китае, каждый шестой - в Бразилии и один опрошенный готов поехать в Ю АР. Внимание к китайским вузам обусловлено, по оценкам респондентов, высоким уровнем развития страны в целом по сравнению с другими государствами, входящими в БРИКС. Магистерское обучение в Индии не выбрал ни один из респондентов. Отсутствие интереса к магистерским программам по социологии в университетах Индии связано скорее с ориентацией учебных планов индийских вузов на национально-региональный компонент, а также слабой представленностью индийского образования в информационном пространстве России.» Как видим, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи? 1. В статье автору удалось подтвердить концепцию, в соответствии с которой национально-региональный компонент в магистерских программах по социологии в российском и индийском университете имеет разную направленность: в первом случае наблюдается ориентация на потребности и запросы локального рынка труда, во втором случае - на специфику социокультурных связей и социальных
отношений в общественной системе. 2. Было установлено, что студенты из Индии рассматривают получение магистерского образования в российском региональном вузе как привлекательный и престижный инструмент упрочения своего социального положения. Индийские университеты для студентов российского вуза не представляют интереса при сравнении с вузами стран, входящими в БРИКС. Кроме того, показано, что эффективное функционирование объединения БРИКС видится в том числе через создание сетевых форм образовательных программ магистратуры, совместно реализуемых университетами для формирования устойчивых позиций вузов и повышения их конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве при сохранении локальной идентичности. Как видим, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы, а именно историко-философский и системный подходы. Статья обладает рядом преимуществ, которые позволяют дать положительную рекомендацию данному материалу, в частности, автор раскрыл тему, привел достаточные аргументы в обоснование своей авторской позиции, выбрал адекватную методологию исследования Библиография отражает системный характер оценки обозначенной проблематики, позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемому вопросу. И в количественном (было использовано 12 источников), и в качественном смысле список источников и разнообразен, и достаточен для полноценных научных обобщений. Между тем автору следует привести в порядок название работы (об этом речь шла в начале данной рецензии). Таким образом, после внесения корректив статья может быть рекомендована к опубликованию в научном издании.