Научная статья на тему 'МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / MANAGEMENT / PIPELINE TRANSPORT / MANAGEMENT ACTIVITIES / MANAGEMENT PRINCIPLES / CENTRALIZATION OF MANAGEMENT / CORPORATE AND STATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скифская А.Л., Скифская К.Н.

Статья посвящена исследованию проблем управления в крупных вертикально интегрированных компаниях, занятых транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Не секрет, что устойчивость России во многом зависит от конкурентоспособности и устойчивости позиций отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках; от конкурентных преимуществ и благоприятных условий хозяйственной деятельности. Одной из важнейших составляющих этих условий является своевременность, качество и полнота оказания транспортных услуг, которые напрямую зависят от качества управления. В научных и общественных кругах существуют диаметрально противоположные мнения и оценки по поводу степени централизации и децентрализации, реализации рыночных и институциональных принципов в управлении такими крупными стратегическими отраслями. Однако, грамотное и гибкое сочетание управленческих принципов и поиск баланса интересов в управлении сферой магистрального трубопроводного транспорта может стать полноценным инструментом экономического и политического развития. При этом, развитие само по себе, не является самоцелью, оно определяет перспективы конкурентных преимуществ России, стимулирует развитие внутристрановых и международных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скифская А.Л., Скифская К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUNK PIPELINE TRANSPORT OF OIL AND OIL PRODUCTS: MANAGEMENT ASPECT OF ACTIVITY

The article is devoted to the study of management problems in large vertically integrated companies engaged in the transportation of oil and oil products. It is no secret that the stability of Russia in many respects depends on the competitiveness and stability of the positions of domestic companies in the domestic and world markets; from competitive advantages and favorable business conditions. One of the most important components of these conditions is the timeliness, quality and completeness of the provision of transport services, which directly depend on the quality of management. In scientific and public circles, there are diametrically opposed opinions and assessments regarding the degree of centralization and decentralization, the implementation of market and institutional principles in the management of such large strategic sectors. However, a competent and flexible combination of managerial principles and the search for a balance of interests in managing the sphere of trunk pipeline transport can become a full-fledged instrument of economic and political development. At the same time, development in itself is not an end in itself; it determines the prospects for competitive advantages of Russia, stimulates development within country and international relations.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов: управленческий аспект деятельности

Скифская Анна Леонидовна;

кандидат социологических наук, кафедра «Маркетинга и муниципального управления», ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», skifskaya@yandex.ru

Скифская Ксения Николаевна

студент, ФГБАУ ВО «Тюменский государственный университете», skifskaya@yandex.ru

Статья посвящена исследованию проблем управления в крупных вертикально интегрированных компаниях, занятых транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Не секрет, что устойчивость России во многом зависит от конкурентоспособности и устойчивости позиций отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках; от конкурентных преимуществ и благоприятных условий хозяйственной деятельности. Одной из важнейших составляющих этих условий является своевременность, качество и полнота оказания транспортных услуг, которые напрямую зависят от качества управления. В научных и общественных кругах существуют диаметрально противоположные мнения и оценки по поводу степени централизации и децентрализации, реализации рыночных и институциональных принципов в управлении такими крупными стратегическими отраслями. Однако, грамотное и гибкое сочетание управленческих принципов и поиск баланса интересов в управлении сферой магистрального трубопроводного транспорта может стать полноценным инструментом экономического и политического развития. При этом, развитие само по себе, не является самоцелью, оно определяет перспективы конкурентных преимуществ России, стимулирует развитие внутристрановых и международных связей.

Ключевые слова: управление, трубопроводный транспорт, управленческая деятельность, принципы управления, централизация управления, корпоративные и государственные интересы.

Магистральный трубопроводный транспорт в России играет ключевую роль в обеспечении экономических и социальных интересов национальной безопасности. Будучи специфическим видом транспорта для перемещения опасного сырья на дальние расстояния, согласно ГОСТ Р 57512-2017, магистральный нефтепровод (специализированный трубопровод для транспортировки нефти, наряду с газопроводом и нефтепродуктопрово-дом), является одновременно и единым производственно-технологическим комплексом, основным назначением которого является транспортировки подготовленной нефти из пункта приема до пункта сдачи. С технологической точки зрения данный комплекс включает в себя не только сами секции, но и всю связанную с обеспечением транспортного процесса инфраструктуру (диспетчерские, обслуживающие здания)[1].

Невозможно умалить важность данного вида транспорта для всех сфер жизнедеятельности России: будучи одним из крупнейших экспортеров и производителей нефти и нефтепродуктов в мире, государство обеспечило транспорт данного вида энергии во многие страны мира (Германия, Белоруссия, Украина), а также в самые отдаленные районы своей территории. Будучи наиболее масштабным, безопасным и относительно недорогим в эксплуатации видом транспорта, магистральный трубопроводный комплекс используется для реализации основных направлений национальной безопасности: развитие экономики страны (около 40,8% от всех поступлений в федеральный бюджет составляет вклад от экспорта нефти и нефтепродуктов)[2], поддержание социальной сферы (в Проекте энергетической стратегии России до 2035 года подчеркивается значимость топливно-энергетического комплекса для обеспечения всех потребностей и совершенствования социальной сферы жизни общества), обеспечение экологической безопасности государства и общества и так далее[3].

Однако, несмотря на исключительную значимость магистрального трубопроводного транспорта для России, до сих пор остаются нерешенными несколько фундаментальных проблем в структуре управления данной системой. В нашей работе мы сформулируем данные проблемы, а также предложим возможные варианты их разрешения.

Целью данного исследования является совершенствование организацонно-нормативной базы для создания эффективной модели управления единой системой магистрального трубопроводного транспорта России. Задачи, поставленными нами в рамках исследования являются формулировка проблем, существующих в системе управленческих отношениях данной отрасли, обоснование необходимости разрешения данных проблем для целей определения перспективы конкурентных преимуществ России, стимулирования развития внутристрановых и международных связей, а также выделение основных направлений совершенствования нормативной базы данных отношений.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Согласно поставленной цели, в работе были использованы общенаучные (анализ, синтез и сравнение) и частнонаучные методы (историко-правовой, сравнительно-правовой).

Материалами для исследования послужили научные статьи, монографии, диссертации, нормативные правовые акты отечественного и зарубежного законодательства, технические акты, государственные стандарты, периодические издания в исследуемой сфере.

Объектом исследования является магистральный трубопроводный транспорт как единая система транспортировки нефти и нефтепродуктов внутри страны и за ее пределы. Предметом - субъектно-субъектные отношения, складывающиеся в сфере управления магистральным трубопроводным транспортом нефти и нефтепродуктов.

Для наиболее полного рассмотрения данного вопроса, необходимо обратиться к истории развития трубопроводного транспорта в России. Первый трубопровод в Российской империи был построен организацией «Товарищество братьев Нобель» в 1878 году, и предназначался он для транспортировки нефти на заводы в Баку. Управление данным видом транспорта осуществляли сами собственники нефтепроводов, которые строили свои сооружения на казенных землях (статьи 614615 Тома VII Свода законов Российской империи). В 1917 году Советской властью были издан Декрет о земле, а в 1927-1928-х годах еще ряд законов, согласно которым все недра становились исключительно государственной собственностью. С учетом данного положения, а также запретом частной собственности, вся система магистральных трубопроводов стала подконтрольной государству.

Законодательно данная ситуация оформилась 30 октября 1970 года, когда Министерство нефтяной промышленности СССР передало полномочия, касающиеся строительства и эксплуатации нефтепроводного транспорта Главному управлению по транспортировке и поставке нефти (Главтранснефть). С данного момента была заложена вертикаль управления, основанная на отношениях «власть-подчинение»[4].

С изменениями в политической и экономической жизни страны появилась необходимость реформирования системы управления данной системой. Согласно ГОСТ 57512-2017, в России предполагается существование видоизмененной вертикальной системы. С учетом того, что совокупность всех магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводом образует единую Систему, в ее главе стоит оператор, который является субъектом естественной монополии, являющийся стратегическим акционерным обществом. Данный оператор обязан обеспечивать деятельность всей системы в целях осуществления транспортировки нефти и нефтепродуктов, как на территории России, так и транзитом. Следующим звеном являются организации, эксплуатирующие магистральные трубопроводы. Подразумевается, что ими выступают юридические лица, имеющие право собственности либо любое другое законное право на определенный трубопровод, которые в установленном законом порядке обеспечивают технологическое (не организационное) управление, обслуживание и поддержание в безопасном состоянии своего (или находящегося в их правомерном владении) имущества. Самым последним управленческим звеном являются линейные производственно-технические станции, в ведении которых находится определенный участок трубопровода.

Данная система также строится на отношениях «власть-подчинение», однако, лишь в организационном смысле - технологическое управление находится в самостоятельном ведении отдельных звеньев. Это видится нам целесообразным положением дел, так как оператор, как субъект естественной монополии, не может контролировать правомочия собственника-организации в отношении ее имущества - трубопровода. Его задачей является лишь унификация организационной деятельности, которая направлена на создание и поддержание наиболее благоприятных условий для транспортировки нефти и нефтепродуктов как цели существования вообще всей системы магистральных нефтепроводов и нефтепродук-топроводов.

Попытка создания данной системы (или попытка видоизменения Советской конструкции) была реализована 14 августа 1993 года, когда Постановлением №810 Совета министров-Правительства Российской Федерации была учреждена акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»[5]. На данный момент ПАО «Транснефть» является крупнейшей организацией, осуществляющей транспортировку нефти и нефтепродуктов. Отметим, что в рамках данной компании созданы около 44 дочерних обществ, входящих в «Общество системы «Транснефть». Каждое общество имеет свои структурные Управления, которые созданы на основе районного деления. В структуру Управления входят НПС, ЛДПС, ПНС, ГПС как наиболее мелкие звенья системы. Можно заметить, что структура ПАО «Транснефть» полностью копирует задуманную законодателем систему управления всей системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в России[6].

В рамках всего вышесказанного, мы можем выделить ряд проблем, существующих в сфере управления магистральными нефтепроводами нефтепродуктопро-водами в России: данные проблемы выражаются в нарушении базовых принципов управленческой деятельности.

1. Нарушение закона организации управленческой деятельности, а также принципов основного звена, системности и адресности.

Во-первых, отсутствие предполагаемой в технических актах единой Системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов России. Несмотря на то, что в рамках крупнейшего общества, осуществляющего транспортировку нефти и нефтепродуктов, создана подобная система, законодатель предполагал ее создание в рамках страны для того, чтобы централизовать управление ключевым объектом национальной безопасности.

Во-вторых, отсутствие правового регулирования положения ПАО «Транснефть» как оператора Системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (полномочий, статуса, ответственности, порядка взаимодействия с органами государственной власти). Несмотря на то, что в 1993 году было издано соответствующее Постановление, в нем не была обозначена роль ПАО «Транснефть» как оператора Системы, поэтому, мы можем лишь основываться на том, что ПАО является преемником Главтранснефти, а значит и ключевым акционерным обществом.

2. Нарушение закона управленческих отношений, а также принципов адресности и законности: отсутствие правовой регламентации отношений централизма, самостоятельности и ответственности. Субъектность отношений, возникающих как при построении вертикаль-

ной системы управления, так и при горизонтальном взаимодействии двух сторон договора не определена в законе или иных актах, что не позволяет говорить даже о попытках создания единой системы управления.

3. Нарушение принципа сочетания централизации и децентрализации современных управленческих процес-сов[7]. Отсутствие баланса в реализации данных принципов управления сферой магистрального трубопроводного транспорта в России проявляется наиболее ярко. Государство, учреждая ПАО «Транснефть», рассчитывало на создание централизованной вертикали, в которой оператор делегирует определенные полномочия звеньям для того, чтобы оптимизировать организационные процессы. Однако, децентрализация проявилась не внутри единой системы, а в том, что существует множество огромных систем (ПАО «Газпром», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл»). Такое положение дел не укладывается в концепцию, заложенную государством.

Указанные выше проблемы социально-управленческого и правового аспектов являются фундаментальными, а значит, препятствуют существованию заданной модели. Мы считаем целесообразным предложить свой вариант их решения.

С учетом того, что на данный момент отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы регулировал нефтяную отрасль в целом, мы предложим свои дополнения к Проекту Федерального закона № 8869897 «О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации»[8].

Для начала, необходимо определить (по аналогии с железнодорожным транспортом), что магистральные трубопроводы могут быть как общего пользования, так и не общего пользования. Магистральные трубопроводы общего пользования входят в единую Систему, а значит, на них должно распространяться правовое регулирование данного акта. Иные магистральные трубопроводы, принадлежащие субъектам экономической деятельности, являются обособленными системами, которые невозможно и не нужно упразднять, иначе сама сущность рыночной экономики, существующей в России, будет нарушена. Следовательно, с гражданско-правовой точки зрения договор транспортировки нефти и нефтепродуктов данным видом транспорта общего пользования должен быть публичным.

В Главу II «Основы государственного регулирования деятельности в нефтяной отрасли в российской федерации» необходимо включить статьи, разделяющие понятие «снабжение нефтью» на несколько разных направлений деятельности. На данный момент Проект закрепляет такую структуру Единой системы снабжения нефтью, которая полностью копирует газоснабжающую систему. Однако, мы считаем целесообразным разделять добычу, обработку, хранение и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Поэтому, необходимо закрепить статью «единая Система магистральный нефтепроводов и нефтепродуктопроводов», в которой должен быть закреплен правовой статус данной совокупности всех трубопроводов специального назначения. Также, необходимо включить статью «Структура управления единой Системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов», в которой необходимо очертить структуру «оператор - организация, эксплуатирующая нефтепровод или нефтепродуктопровод - линейная производственно-диспетчерская станция». Необходимо подчеркнуть, что «Оператором Системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в Российской

Федерации является стратегическое публичное акционерное общество, определяемое постановлением Правительства Российской Федерации». Правительству Российской Федерации, соответственно, целесообразно издать постановление об определении статуса ПАО «Транснефть» как оператора Системы.

В данную главу необходимо включить статью «Единый реестр магистрального нефтепроводного и нефте-продуктопроводного транспорта». В ней необходимо закрепить создание определенной базы данных, в которой будет отражена совокупность всех трубопроводов, право собственности на них, протяженность, грузооборот и так далее. Статья «Полномочия оператора Системы магистральных нефтепроводов и нефтпродукто-проводов» также необходима для того, чтобы упорядочить деятельность ПАО «Транснефть» как основного звена системы. К примеру, «оператор обязан обеспечивать управление функционированием магистральных трубопроводов нефти и нефтепродуктов и технологически связанных с ними объектов единой Системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; обеспечивать прием и сдачу нефти и нефтепродуктов в соответствующих пунктах отправления и (или) назначения». Стоит заметить, что полномочия оператора включают в себя исключительно элементы управления транспортировкой. Строительство, техническое обслуживание, эксплуатацию обеспечивают звенья общей Системы, находящиеся в подчинении оператора. Мы считаем целесообразным разделять виды деятельности, входящие в нефтяную отрасль, так как добыча требует определенной специфики проводимых работ. Транспортировка именно магистральным трубопроводным транспортом является особым видом перемещения грузов, поэтому, ей требуется и особое управление. Транспорт нефти и нефтепродуктов автомобильным, железнодорожным, водным и иными видами транспорта не входит в область правового регулирования данного акта.

Необходимо закрепить правовое положение иных звеньев системы статьями «Полномочия организаций, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы». Отметим, что данные организация не обязательно должны являться дочерними обществами оператора - в данную систему на основании определенного договора или простого волеизъявления, оформленного определенным образом, могут входить иные субъекты данной отрасли.

Таким образом, в работе были сформулированы проблемы, существующие в области управления единой системой магистрального трубопроводного транспорта в России, а именно. Наиболее общим пониманием является нарушение фундаментальных законов и принципов социологии управления: закона организации управленческой деятельности, закона управленческих отношений, принципов основного звена, системности, адресности, законности и сочетания централизации и децентрализации современных управленческих процессов.

Авторами была обоснована необходимость разрешения данных проблем путем построения четкой и эффективной системы управления посредством закрепления ее структурных и административно-организационных особенностей в нормативных правовых актах.

Литература

1. ГОСТ Р 57512-2017. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Термины и

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м о

о

CS

о

CS

определения. Дата введения 01.04.2018. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год;

2. Минфин подсчитал долю доходов бюджета РФ от нефти и газа в 2020-2022 годах// Прайм. Агентство экономической информации [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20190919/830338839.ht ml (дата обращения 15.09.2020);

3. Проект «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года». Документ опубликован не был. Доступ с Официального сайта Министерства энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения 15.09.2020);

4. Закиева О.Г. Правовое регулирование отношений в сфере транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам : дисс. на со-иск.учен.степ.канд.юрид.наук (12.00.03)/ Ольга Геннадьевна Закиева. Федеральное агентство по образованию Уральская государственная юридическая академия. Екатеринбург, 2006. 196 с;

5. Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть»: постановление Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 810// Собрание законодательства РФ от 23 августа 1993 г. N 34 ст. 3277;

6. Корпоративное управление// Официальный сайт ПАО «Транснефть» [Электронный ресурс]. URL: https://www.transneft.ru/about/management/ (дата обращения 17.09.2020);

7. Кузина И.Г. Социология управления персоналом: учебное пособие/ И.Г.Кузина, А.О.Панфилова. Проспект, 2020. 160 с.

8. Проект Федерального закона № 886989-7 «О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации». Документ опубликован не был. Доступ из Системы обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/886989-7#bh_comments (дата обращения 20.09.2020).

О ш m х

Trunk pipeline transport of oil and oil products: management aspect of activity

Skifskaia A.L., Skifskaia K.N.

Industrial University of Tyumen

The article is devoted to the study of management problems in large vertically integrated companies engaged in the transportation of oil and oil products. It is no secret that the stability of Russia in many respects depends on the competitiveness and stability of the positions of domestic companies in the domestic and world markets; from competitive advantages and favorable business conditions. One of the most important components of these conditions is the timeliness, quality and completeness of the provision of transport services, which directly depend on the quality of management.

In scientific and public circles, there are diametrically opposed opinions and assessments regarding the degree of centralization and decentralization, the implementation of market and institutional principles in the management of such large strategic sectors. However, a competent and flexible combination of managerial principles and the search for a balance of interests in managing the sphere of trunk pipeline transport can become a full-fledged instrument of economic and political development. At the same time, development in itself is not an end in itself; it determines the prospects for competitive advantages of Russia, stimulates development within country and international relations.

Keywords: management, pipeline transport, management activities, management principles, centralization of management, corporate and state interests.

References

1. GOST R 57512-2017. Main pipeline transport of oil and petroleum products. Terms and definitions. Date of introduction 01.04.2018. Official publication. Moscow: standardinform, 2018;

2. The Ministry of Finance has calculated the share of Russian

budget revenues from oil and gas in 2020-2022// Prime. Agency of economic information [Electronic resource]. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20190919/830338839.html (accessed 15.09.2020);

3. Project "Energy strategy of the Russian Federation for the period

up to 2035". The document was not published. Access from the Official website of the Ministry of energy of the Russian Federation. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (accessed 15.09.2020);

4. Zakieva O. G. Legal regulation of relations in the sphere of oil

transportation via main oil pipelines: Diss. for the academic degree of the candidate of law science (12.00.03) / Olga G. Zakieva. Federal Agency for education Ural state law Academy. Yekaterinburg, 2006. 196 p;

5. On the establishment of the joint-stock company for oil transportation "Transneft": resolution of the Council of Ministers-Government of the Russian Federation of August 14, 1993 N 810// Collection of legislation of the Russian Federation from August 23 1993 N 34 article 3277;

6. Corporate governance/ / Official website of PJSC "Transneft"

[Electronic resource]. URL:

https://www.transneft.ru/about/management/ (accessed

17.05.2020);

7. Kuzina I. G. Sociology of personnel management: textbook/ I. G.

Kuzina, A. O. Panfilova. Prospect, 2020. 160 p.

8. Draft Federal law No. 886989-7 "on state regulation of activities

in the oil industry of the Russian Federation". The document was not published. Access to the System of ensuring legislative activity. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/886989-7#bh_comments (accessed 20.09.2020).

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.