Научная статья на тему 'Специфика рыночной модели инфраструктуры нефтепроводов России'

Специфика рыночной модели инфраструктуры нефтепроводов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок нефти / экспорт нефти / рынок монополистической конкуренции / система нефтепроводов / регулирование транспортной инфраструктуры рынка нефти / oil market / oil exports / monopolistic competition market / the system of oil pipelines / regulation of transport infrastructure of the oil market
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика рыночной модели инфраструктуры нефтепроводов России»

АНАЛИТИКА

УДК 339.13/ 338.49 А. МИГРАНЯН,

доктор экономических наук, профессор, руководитель отдела экономических исследований Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН SPIN-код: 8211-1972, e-mail: n.mihranyan@yandex.ru

Ключевые слова:

рынок нефти, экспорт нефти, рынок монополистической конкуренции, система нефтепроводов, регулирование транспортной инфраструктуры рынка нефти

A. MIGRANYAN,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Economics Department of the Institute of CIS Countries, Leading Researcher of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences

Keywords:

oil market, oil exports, monopolistic competition market, the system of oil pipelines, regulation of transport infrastructure of the oil market

СПЕЦИФИКА РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРЫ НЕФТЕПРОВОДОВ РОССИИ

Введение

Мнения о необходимости преодоления сырьевой зависимости российской экономики высказываются регулярно, но при этом практически всегда упускается ряд факторов, которые служат конкурентным драйвером экономики, богатой ресурсами. Именно нефтегазовая отрасль на сегодняшний день является одной из наиболее технологичных отраслей России, что стимулирует развитие целого комплекса сопутствующих, обслуживающих, поддерживающих и родственных отраслей. Кроме того, ценовая конкурентоспособность российской нефтяной отрасли обеспечивает устойчивые лидирующие позиции на мировом рынке. Сочетание этих факторов обосновывает нецелесообразность призывов немедленного и кардинального отказа «от нефтяной иглы».

Состояние и тенденции нефтяного рынка России

Объём добычи нефти с января 2013 г. по январь 2018 г. составил 3138, 23 млн т, прирост за указанный период по сравнению с итогом 2012 г. — 9,23%, практически средний месячный объём добычи находился на протяжении всего исследуемого периода в диапазоне 3900—4800 тыс. т (рис. 1). До 2016 г. в нефтяной отрасли России наблюдался устойчивый рост объёмов добычи сырья: в 2013 г. на 1,81% (годовой объём добычи 523,2 млн т), в 2014 г. — 0,21% (526,7 млн т), в 2015 г. - 1,38% (533,6 млн т), в 2016 г. - 2,73% (547,3 млн т) (рис. 1)1. Начиная с 2017 г. по договору ОПЕК+ Россия снижала объём добычи нефти в соответствии с графиком (общий объём снижения составил 300 тыс. баррелей в день), который был выполнен на 100%*. Кроме того, на снижение объёмов добычи нефти оказывает влияние истощение запасов2.

4У0ЦИ 48000 47000 46000 45000

ь

| 44000 43000 4200U 41000 4Ü000 39000

Рис. 1. Динамика добычи нефти в России 2013-2018 гг., млн т

1 Статистическая база данных Министерства энергетики России // URL: https://minenergo.gov. ru/activity/statistic

2 По данным аналитического доклада Performance of Russian Oil Düring President Putin's Latest Term // URL: https://oilcapital.ru/article/general/23-03-2018/v-2018-godu-ob-em-dobychi-nefti-v-rf-ostanetsya-na-urovne-2017-goda-s-vozmozhnym-upadkom

* Сделка между 23 странами ОПЕК+ действует с 2017 г. В Вене в 2016 г. был подписан договор о суммарном снижении добычи на 1,8 млн баррелей/сут. С начала 2018 г. договор перевыполняется из-за существенного падения добычи в Венесуэле, Анголе, Иране на фоне санкций со стороны США и других стран. С июня 2018 г. Россия, Саудовская Аравия и ряд других стран начали наращивать нефтедобычу, чтобы довести уровень исполнения сделки ОПЕК+ до 100% и сбалансировать ситуацию на рынке. Так, по итогам августа исполнение сделки составило 129%, в сентябре — 111%, в октябре, по предварительным данным — 104% // URL: https://www.gazeta.ru/ business/2018/11/11/12055087.shtml

Наметившийся тренд наращивания объёмов добычи нефти подтверждают статистические данные за 2017 г. (прирост составил 1,39% и годовой объём добычи 546,7 млн т) и январь — сентябрь 2018 г. (прирост за аналогичный период предыдущего года 4,18% и объём добычи 460,8 млн т)3. При этом стоит отметить, что темпы роста добычи могли бы быть более значимыми, если бы не влияние экономических санкций, приведших к существенному ограничению технологических возможностей по освоению шельфовой нефти. Данные статистики добычи противоречат тенденциям роста объёмов экспорта сырой нефти (ежегодный прирост составляет от 1,2 до 1,5%).

В 2017 г. экспорт нефти вырос на 1,2% и составил 256,93 млн т, а за три квартала 2018 г. уже достиг 212,6 млн т4. Причинами роста экспорта нефтяного сырья из России являются следующие факторы: низкая себестоимость добычи, но — важнее низкая стоимость транспортировки российской нефти. Это в совокупности способствуют ценовой конкурентоспособности. Этому так же способствовал налоговый манёвр, благодаря чему были снижены ставки экспортных таможенных пошлин, снижение доли прибыли переработчиков нефти, но главным фактором наращивания экспорта нефти стал рост цен на нефть на мировом рынке. Это позволило существенно увеличить доходы государственного бюджета почти на треть. Отрицательное влияние санкционных ограничений, обусловивших снижение добычи сырой нефти, были компенсированы изменением географической структуры экспорта. Начиная с 2017 г. экспортные потоки сырой нефти российской марки Urals были направлены на восток, а точнее в страны АТР (рост экспорта в этот регион составил 9,5%, или 6,5 млн т). России удалось компенсировать сокращение поставок стран ОПЕК+, которые снизили добычу по соглашению. Тенденции экспорта 2018 г. подтверждают наметившийся тренд предыдущего года, в том числе и за счёт подписанного с Китаем соглашения на поставки 60,8 млн т*.

Российский потенциал увеличения объёмов добычи нефти ограничивается технологической зависимостью от западных партнёров, которые, подпадая под санкции, стали уходить с российского нефтяного рынка. При этом, по данным 2017 г., Россия заняла второй место по объёму добычи нефти (11,04 млн барре-лей/сут.) после США (14,2 млн баррелей/сут.). Эксперты склонны объяснять снижение добычи нефти добровольным сокращением объёмов в соответствии с соглашением ОПЕК+, а не санкциями. В результате действия данного согла-

3 Статистическая база данных Министерства энергетики России // URL: https://minenergo.gov. ru/activity/statistic

4 Там же.

*Соглашение подписано компанией «Роснефть» и Energy CEFC China сроком на 5 лет. 88 Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск 4/2018

шения удалось стабилизировать мировой рынок нефти, что позволило снять (снизить) ограничения по добыче нефти. В совокупности с растущим спросом на нефть в странах АТР, темпов роста мировой экономики и роста цен на нефть удалось сохранить объёмы 2016 г., а с середины 2018 г. обеспечить растущий спрос до 1,6 млн баррелей/сут. и цену на баррель нефти.

Переориентация российских поставок на восток (доля российских поставок в Китай растёт в среднем на 1% ежегодно), а также строительство новых трубопроводов в восточном направлении гарантирует расширение потенциала роста экспорт нефти. В условиях жёсткой конкуренции в мировой торговли нефтью начинают играть транспортные коммуникации, оказывающие существенное влияние на ценовую конкурентоспособность. Строительство новых и эксплуатация действующей сети нефтепроводов создают дополнительные возможности по наращиванию экспортного потенциала России. Так, загруженность нефтепровода «Дружба» оценивается экспертами в 50%, новых трубопроводов ещё меньше. Это открывает дополнительные возможности получения экспортной прибыли не только за счёт экспорта собственной нефти, но и за счёт использования транзитного потенциала собственной трубопроводной инфраструктуры.

Кроме того, технологичность и ценовая конкурентоспособность российской нефтяной отрасли в значительной степени обусловлена спецификой транспортной инфраструктуры. Россия является единственной страной в мире, которая осуществляет большую часть транспортировки добываемой и перерабатываемой нефти, включая экспорт, через сложную и разветвленную сеть нефтепроводов (в большинстве добывающих стран трубопроводы используются преимущественно для доставки нефти на переработку, так называемая внутренняя перекачка нефти).

Модель российского рынка по транспортировке нефти и нефтепродуктов

В России действует уникальная модель рынка транспортировки нефти и нефтепродуктов — рынок монополистической конкуренции. Суть данной модели сводится к следующим положениям.

На рынке доминирует основной оператор трубопроводной сети — государственная компания ПАО «Транснефть», который контролирует 100% всех нефтепроводов в стране, включая экспортные и внутренние сетевые потоки, в том числе и к нефтеналивным терминалам морских портов, железнодорожному транспорту и НПЗ. Доступ к магистральным трубопроводам осуществляется на основе законодательных актов, утвержденных государством (Правилами

подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам5, услугам по подключению НПЗ — Правилами подключения НПЗ к магистральным трубопроводам6).

Данные правовые акты являются основополагающими документами, регламентирующими деятельность ПАО «Транснефть», и обеспечивают свободный недискриминационный доступ всех агентов рынка к системе магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в России. До принятия указанных правил на государственном уровне доступ к магистральным трубопроводам регламентировался внутренними актами и инструкциями государственной компании, что создавало определённые риски для функционирования самой трубопроводной инфраструктуры, неравные условия входа в неё различных участников нефтяного рынка и угрозу безопасности функционирования системы. Отличительной чертой введённых новых правил (2009—2011 гг.) является то, что решения по разрешению или запрету доступа к магистральным трубопроводам принимается не компанией — оператором трубопроводной инфраструктуры, а Министерством энергетики России. Сам факт принятия решения государственным органом по обеспечению доступа к сети позволяет обеспечивать равные конкурентные условия недискриминационного доступа к нефтепроводам, что обеспечивается государственной собственностью 78,17% акций ПАО «Транснефть».

Суть принципов осуществления доступа к нефте- и нефтепродуктопроводам заключается в том, что любая компания, зарегистрированная в соответствии с юрисдикцией России (резидент и нерезидент, действующий на территории России) имеет право свободного доступа к системе российских нефтепроводов. Для этого заявитель должен подать заявку в «Транснефть», а компания обязана предоставить все технические, экологические и другие требования к документации, которую передают на рассмотрение в Министерство энергетики России, где и принимается решение о допуске. Основанием для отказа может быть лишь несоответствие техническим (технологическим) требованиям и требованиям безопасности. Таким образом, данный механизм, параллельно контролируемый

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учёта субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти» (вместе с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учёта субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти) // СЗ РФ. 2011. № 8. Ст. 1130.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефте-продуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации» (вместе с Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учёта нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации) // СЗ РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6569 (с последующими изменениями).

Федеральной антимонопольной службой России, обеспечивает условия свободной конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов России, а также равные условия по ценообразованию при транспортировке нефти и её производных. Модель монополистической конкуренции позволяет обеспечивать баланс интересов всех игроков рынка на внутреннем российском рынке и обеспечивать условия свободной конкуренции на внешних направления, стимулирующих повышение эффективности российских нефтедобывающих компаний.

Функционирование «Транснефти» обеспечивается за счёт постоянных доходов, получаемых за транспортировку нефти и нефтепродуктов, на основе тарифного ценообразования за свои услуги. Концентрация мощностей позволяет внедрять единые технологические стандарты с учётом растущих экологических требований. Это, в свою очередь, стимулирует технологическое обновление не только самой системы трубопроводов, но и добывающих и перерабатывающих компаний, способствует поддержанию высоких стандартов безопасности функционирования системы. Технологически в системе нефтепроводов и не-фтепродуктопроводов перекачка сырья и продукции осуществляется на постоянной основе в строгом соответствии с техническими требованиями к качеству продукта, компании доставляют своё сырье (продукты) на хранилища ПАО «Транснефть», откуда идёт закачка в магистральную систему и перекачка по магистральным трубам адресатам из общей системы. Данный подход позволяет обеспечить максимальную загрузку трубопроводной инфраструктуры, т. е. повышать эффективность её использования, заявительный порядок даёт возможность регулировать пиковые нагрузки, что в целом способствует обеспечению бесперебойного доступа к системе всех участников рынка на условиях равных конкурентных возможностей.

При данной модели функционирования для ПАО «Транснефть» определяющее значение имеет тарифная политика государственного регулятора, которая, в принципе, является единственным источником доходов компании. Являясь естественной монополией трубопроводной системы на рынке нефти, «Транснефть» заинтересована в справедливой равновесной цене (тарифе) за услуги транспортировки нефти и нефтепродуктов, которая учитывает интересы всех участников рынка и уровень цен по транзиту на мировых рынках (справедливое соотношение цен с компаниями—партнёрами их других стран и конкурентов). На сегодняшний день у компании существуют две основные проблемы: это высокие технические требования и занижение тарифов без учёта изменения цен по международным соглашениям и тарифам компаний—партнёров, что снижает возможности компании по модернизации и технологическому развитию.

ПАО «Транснефть» контролируют почти 70 нефтепроводов и около 30 не-фтепродуктопроводов, протяжённость только магистральных трубопроводов составляет 70 тыс. км, 500 перекачивающих станций и сложнейшее технологическое оснащение к системе магистральных труб (резервуарные парки, наливные

эстакады, диагностическая и очистительная система обеспечения безопасной и бесперебойной работы сети, параллельная сеть технологического обслуживания труб, линии связи, системы технологической защиты и обеспечения безопасности).

Базовые мощности компания унаследовала от советской «Главтранснеф-ти», но за 25 лет функционирования «Транснефти» удалось нарастить объёмы перекачки нефти на 40%, что позволяет покрывать более 90% перекачки всей российской нефти и в 3 раза увеличить объём перекачки экспортной нефти, увеличить протяженность трубопроводов на 22,4 тыс. км.

По итогам 2017 г., с момента создания ПАО «Транснефть» осуществила транспортировку 10,1 млрд т нефти и 309 млн т нефтепродуктов в 2007—2017 гг., нарастила объём транспортировки нефтепродуктов через новые порты на 48,1%, добилась снижения аварийности на 0,13 случаев по количеству аварий на 1000 км трубы с 0,19 в 2000 г. При этом компании удалось повысить производительность в 2 раза, занять второе место в мире среди аналогичных профильных компаний (уступив по этому показателю только Exxon Mobile Pipeline) и получить прибыль 408,7 млрд руб. (при выручке 884,3 млрд руб., общей рентабельности 46,2% против 54,8% в 2015 г.); чистая прибыль в 2017 г. составила 58,84 млн руб.

Снижению прибыли компании способствовали низкие тарифы по услугам транспортировки нефти и нефтепродуктов (рис. 2) и высокие операционные издержки в текущем периоде, вызванные ростом досрочных выплат кредиторской задолженности Банку развития Китая (по государственному соглашению) и погашения рублёвых облигаций.

Общий сравнительный анализ по основным показателям аналогичных иностранных компаний ПАО «Транснефть» занимает лидирующие позиции (рис. 3). Она является абсолютным лидером по масштабам трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов (по грузообороту 1185 млрд т-км нефти и 32,2 млн т нефтепродуктов, у самой большой зарубежной компании — максимум около 200 млрд т-км), по протяжённости трубопроводов и масштабам охвата доли рынка. Удержание лидерских позиций на мировом рынке обусловлено существенной программой инвестиционного и вливания в модернизацию и техническое перевооружение (реконструкцию) основных мощностей, а также ввод в действие новых магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов (расширение ТС ВСТО*, расширение пропускной способности нефтепровода Ско-вородино — Мохэ до 30 млн т нефти в год, строительство нефтепровода-отвода ТС ВСТО — Комсомольский НПЗ, проект «Юг», проект «Север», реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объёмов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион).

* ТС ВСТО

— Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск

Рис. 2. Сравнение среднесистемного тарифа ПАО «Транснефть» с тарифами зарубежных компаний по итогам 2017 г. (по состоянию на 31 декабря 2017 г.)

(долл./100 т-км)7

Рис. 3. Схема магистральных нефтепроводов «Транснефть»8

7 Годовой отчёт ПАО «Транснефть» по итогам 2017 г. // URL: www.transneft.ru

8 Карты нефтепроводов // URL: http://www.nefttehstroy.ru/? MenuPage=maps_of_pipelines

Структура ПАО «Транснефть» представляет сложную иерархическую систему более значимых (по терминологии корпорации — существенные) системы, сервисные вспомогательные и другие системы компании, которые структурированы по географическому принципу оперативного обслуживания трубопроводной инфраструктуры. ПАО «Транснефть» включает 11 значимых систем (т. е. структурных подразделений, непосредственно осуществляющих оперативное управление по перекачке (транспортировке) нефти и нефтепродуктов), три сервисные и вспомогательные системы, обеспечивающие технологическое, бухгалтерское, налоговое сопровождение и безопасность нефтепроводов и всей системы транспортной инфраструктуры, и 34 системы, т. е. подразделения, эксплуатирующие объекты инфраструктуры.

Таким образом, описанная модель рынка монополистической конкуренции трубопроводной инфраструктуры российского сегмента нефтяной отрасли и показатели основного оператора этого рынка демонстрируют эффективную модель использования имеющихся ресурсов уникальной системы нефтепроводов и не-фтепродуктопроводов, которые удачно дополняются системой альтернативных способов транспортировки нефти и её производных морским, железнодорожным и автомобильным транспортом.

Список литературы

Годовой отчёт ПАО «Транснефть» по итогам 2017 г. // URL: www.transneft.ru

[Godovoj otchyot PAO «Transneft'» po itogam 2017 g. // URL: www.transneft.ru]

Карты нефтепроводов // URL: http://www.nefttehstroy.ru/? MenuPage=maps_of_ pipelines

[Karty nefteprovodov // URL: http://www.nefttehstroy.ru/? MenuPage=maps_of_ pipelines]

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учёта субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти» (вместе с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учёта субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти) // СЗ РФ. 2011. № 8. Ст. 1130.

[Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 fevralya 2011 g. № 90 «O poryadke podklyucheniya ob»ektov neftedobychi k magistral'nym nefteprovodam v Rossijskoj Federacii i uchyota sub»ektov predprinimatel'skoj deyatel'nosti, osushchestvlyayushchih dobychu nefti» (vmeste s Pravilami podklyucheniya ob»ektov neftedobychi k magistral'nym nefteprovodam v Rossijskoj Federacii i uchyota sub»ektov predprinimatel'skoj deyatel'nosti, osushchestvlyayushchih dobychu nefti) // SZ RF. 2011. № 8. St. 1130]

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации» (вместе с Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учёта нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации) // СЗ РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6569 (с последующими изменениями).

[Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21 dekabrya 2009 g. № 1039 «O poryadke podklyucheniya neftepererabatyvayushchih zavodov k magistral'nym nefteprovodam i (ili) nefteproduktoprovodam i ucheta neftepererabatyvayushchih zavodov v Rossijskoj Federacii» (vmeste s Pravilami podklyucheniya neftepererabatyvayushchih zavodov k magistral'nym nefteprovodam i (ili) nefteproduktoprovodam i uchyota neftepererabatyvayushchih zavodov v Rossijskoj Federacii) // SZ RF. 2009. № 52 (1 ch.). St. 6569 (s posleduyushchimi izmeneniyami)]

Статистическая база данных Министерства энергетики России // URL: https:// minenergo.gov.ru/activity/statistic

[Statisticheskaya baza dannyh Ministerstva ehnergetiki Rossii // URL: https://minenergo. gov.ru/activity/statistic]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.