УДК 551.345
МАГИСТРАЛЬНЫЕ ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ СИБИРИ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ)
М.М. Шац
Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, Якутск, E-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы, возникающие на различных стадиях реализации проектов создания газопроводов «Сила Сибири» (Восточная Сибирь) и «Алтай» (Западная Сибирь). Проанализированы возможные варианты трасс для трубопроводов и способы их прокладки, подтверждена целесообразность подземной прокладки труб. Показаны достоинства и недостатки проектов, а также их финансовое обеспечение и вероятная приоритетность.
Ключевые слова: варианты трасс для трубопроводов, способ прокладки трубы, финансовое обеспечение проекта.
Дата поступления 21.07.2016
Уже почти пятнадцать лет в различных регионах Сибири проектируются, а частично уже создаются несколько магистральных газопроводов, являющихся важной составляющей государственной политики, ориентированной на повышение энергетической безопасности, усиление межрегиональных топливно-энергетических связей, решение задач разных территориальных уровней. Создание в России развитой энергетической инфраструктуры позволит снизить стоимость энергоносителей, повысить надежность обеспечения как потребителей азиатской части нашей страны, так и стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР). В качестве примеров грядущих преобразований можно отметить создание двух новых мощных газотранспортных систем (ГТС): «Сила Сибири» - «восточный маршрут» и «Алтай» - «западный маршрут». Для поставки природного топлива в КНР к ним прибавилась третья ГТС, не имеющая пока собственного названия, принципиальное решение о создании которой на высшем государственном уровне было принято в августе 2015 г. Целью представляемой статьи является анализ проблем, возникающих на различных стадиях реализации проектов, включая выбор вариантов трасс трубопроводов,
способа прокладки трубы, финансовое обеспечение проектов и их вероятная приоритетность.
Выбор вариантов трасс и их
инженерно-геологические условия
Особое значение при реализации проектов имеет конкретное
пространственное расположение ГТС. Так для «Силы Сибири» с самого начала рассматривались два варианта маршрута газовой трубы [1]. В качестве основного был принят «северный», его общая длина - 2965 км. Он включает размещение ГТС в основном вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь -Тихий океан» (ВСТО). Предполагаемый ранее «южный» вариант предусматривал прокладку газовой трубы по иному маршруту, который планировали размещать почти на 400 км западнее ВСТО. Протяженность трассы при этом варианте составит 2738,4 км, в том числе по территории Якутии - 990 км. Этот вариант гораздо короче, но по ряду геоэкологических условий от него было решено отказаться.
Решение руководства «Газпрома» и «Транснефти» о прокладке газовой трубы вдоль трассы ВСТО обсуждалось специалистами в середине прошлого десятилетия. Этот вариант может
Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2016. Ш3 (42)
удешевить работы за счет экономии на землеотводах, инфраструктуре. При этом трасса ГТС «Сила Сибири», особенно ее часть, непосредственно прилегающая к ВСТО, в инженерно-геологическом отношении изучена сравнительно полно [1], что позволило уже на стадии проектирования учесть сложную ландшафтную структуру с высокой сейсмичностью и динамичностью многолетнемерзлых пород (ММП). Это дает возможность заранее предусмотреть уже разработанные для ВСТО необходимые природо-охранные и компенсирующие мероприятия, реализация которых существенно уменьшит ущерб при освоении. В перспективе особую опасность для надежности и безопасности ГТС «Сила Сибири» уже при строительстве и, особенно, эксплуатации представят экзогенные, в том числе криогенные рельефо-образующие процессы.
Сезонное и многолетнее промерзание и протаивание горных пород, в сочетании с их составом, обусловливают по трассе широкое развитие криогенных явлений и образований. Направленность и интенсивность формирующих их мерзлотных процессов определяется характером теплообмена верхних горизонтов грунтов с атмосферой и геолого-геоморфологическими условиями территории. Наиболее широкое развитие имеют: морозное выветривание, со-лифлюкция, морозное пучение, многолетнее пучение грунтов, термокарст, морозное трещинообразование, термоэрозия и мари.
Морозное выветривание в площадном отношении является наиболее распространенным криогенным процессом, охватывающим до 30-40 % отдельных участков трассы. Наиболее активно протекает в слое сезонного промерзания и оттаивания, где интенсивны колебания температур и фазовые переходы влаги. Максимальное развитие морозное выветривание получило на глинисто-карбонатных породах кембрия и ор-
довика, сформировав кору выветривания мощностью от 2 до 7 м, отчетливо отличающуюся по инженерно-геологическим свойствам от подстилающих коренных пород.
Солифлюкция является вторым по площадному развитию процессом, охватывающим 20-30 % площади района. Наиболее активна она на глинисто-карбонатных породах кембрия и ордовика. Чаще всего оплывины, языки и натеки с четким фронтальным уступом возникают на пологих (2-5°) и средней крутизны (6-15°) склонах или у подножий крутых уступов.
Морозное пучение охватывает порядка 10-15 % площади района. В открытых системах оно проявляется в пределах озерно-аллювиальных и озер-но-болотных отложений, слагающих поймы небольших водотоков. Формирующиеся при этом сезонные бугры пучения имеют обычно диаметр порядка 30-50 см при высоте 10-30 см, реже 11,5 м и 0,3-0,4 м, соответственно.
Многолетнее пучение грунтов зафиксировано лишь на участках торфяников, где высота бугров достигает более 3,0 м (рис. 1). Наибольшее распространение в районе имеет пучение по типу закрытых систем на участках, где естественная влажность супесей, суглинков и глин превышает порог пучения. Практически для всех типов элювиальных и делювиально-солифлюк-ционных отложений возможно формирование пучинистых участков.
Термокарст ограничен (2-5 % площади) и приурочен, главным образом, к участкам развития сильнольдистых четвертичных отложений: поймы, I и II надпойменные террасы в долинах небольших водотоков (рис. 2), плоские и слабовогнутые водораздельные пространства. Незначительное развитие повторно-жильных льдов ограничивает процесс термокарста. Наиболее распространенными формами являются термокарстовые блюдца и мочажины овальной формы с диаметром 2-3 м и глубиной
0,2-0,3 м. На надпойменных террасах водотоков отмечены термокарстовые озера, причем даже в пределах ограниченных площадей они могут иметь разные стадии развития, а следовательно, и различия во внешнем проявлении.
Морозное трещинообразование охватывает около 3 % площади района и связано с зимним иссушением грунтов с их последующим растрескиванием по разным направлениям. Наиболее отчетливо процесс проявляется на поверхности надпойменных террас водотоков, особенно в заболоченных верховьях, в озерных впадинах, т.е. на участках накопления тонкодисперсных заторфо-ванных отложений при низких зимних температурах. В подобном сочетании возникают разрывные градиенты, приводящие к формированию полигонов трещин разной формы и размера: от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров в поперечнике.
Термоэрозия выражена в виде деллей - плоских вытянутых по склону ложбин стока, проявляющихся с разной интенсивностью. На склонах средней крутизны, перекрытых маломощным и малольдистым деллювием, прослеживаются зачаточные, слабовыраженные делли глубиной до 20-30 см, отличающиеся прямолинейностью и ненарушенностью растительного покрова. На пологих склонах, перекрытых сильнольдистыми отложениями, развиты делли глубиной до 2,5 м и шириной до 30 м.
Мари также имеют широкое развитие, особенно в северо-западной части трассы (рис. 3).
Западный маршрут - это поставка газа из Западной Сибири на северо-запад Китая по газопроводу «Алтай». Его длина составит 2,6 тыс. км, а маршрут начинается в Ямало-Ненецком АО, проходит через Томскую, Новосибирскую области, по Алтайскому краю и Республике Алтай до Синьцзян-Уйгурского автономного района (северо-запад Китая).
Принципиальное мнение о создании двух магистральных ГТС было высказано весной 2006 г., когда в ходе визита в КНР В.В. Путин заявил, что в эту страну из России будет построена экспортная ГТС, по которой по двум направлениям в перспективе будет транспортироваться до 80 млрд м3 природного газа в год. Многочисленные переговоры завершились встречей Си Цзиньпина и Владимира Путина 9 ноября 2014 г. в Пекине, перед началом 22-го саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В ходе ее были подписаны меморандум и рамочное соглашение о поставках газа в Китай не только по «восточному», но и по «западному маршруту». Собственно контракт по «Алтаю», согласно договоренности, должен быть утвержден позднее, а поставки предполагается начать в 2019 г. Таким образом, было заключено окончательное межгосударственное соглашение, в соответствии с которым Газпром сможет поставлять в КНР 68 млрд. м газа в год.
Ресурсной базой газопровода «Сила Сибири» является Чаяндинское газоко-нденсатное месторождение в Якутии, а запуск ГТС планируется в 2018-2020 гг. На втором этапе (2020-2025) с целью увеличения объемов поставки газа подключается Ковыктинское месторождение в Иркутской области. Сроки создания ГТС «Алтай» пока не определены. Более подробно этот аспект освещен в специальных публикациях [2-4]. Судя по имеющимся сводкам и картам, характеризующим природные условия трассы, территории, на которые распространяется влияние трубопровода, отличаются сложной ландшафтной структурой. Сочетание природных условий обусловливает формирование обширных горных остепненных и опустынен-ных пространств, а слабая инфильтрация атмосферных осадков ведет к сильному заболачиванию.
В результате здесь сформировались многолетнемерзлые породы, имеющие,
ВиШПп АВ RGS [Izvestiya АО RGO]. 2016. N03 (42)
судя по результатам обзорных геокриологических исследований, проведенных сотрудниками Института мерзлотоведения СО РАН (ИМЗ) в Алтае-Саянской горной стране в 1970-1974 гг., а также в 2014-2015 гг. [3-5], островной и прерывистый характер. Мощность многолет-немерзлой толщи горных пород, оцененная на основе ландшафтно-криоиндикационного подхода и результатам непосредственных геотермических измерений, варьирует от 30-50 м (на отметках 1900-2200 м) до 250-300 м (на высотах порядка 2700-2900 м) в зависимости от состава пород и растительности, экспозиции, и т.д. Среднегодовые температуры пород на подошве слоя их сезонных колебаний (8-12 м) изменяются в среднем от 0 до -4°С. Глубины сезонного оттаивания грунтов, являющиеся принципиальным параметром при выборе способа прокладки трубы, в зависимости от их состава, свойств и экспозиции участка изменяются от 1,5 м (во влажных мелкодисперсных отложениях) до 4 м (в сухих песчаных). При этом наиболее сложными и экстремальными в инженерно-геологическом плане являются высокогорные пространства, особенно район плато Укок в южной наиболее возвышенной части Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии. Для них характерны минимальные и максимальные температуры воздуха, соответственно, 55,0 °С и 38,0 °С, определяющие широкое развитие криогенных явлений, в том числе нередко обнажающихся летом в обрывах небольших рек и термокарстовых озер подземных пластовых и жильных льдов (рис. 4).
Как отмечалось ранее [4], при прокладке обеих ГТС предполагается подземный способ прокладки труб, хорошо зарекомендовавший себя около пятидесяти лет назад при строительстве экспериментального газопровода «Устье р. Вилюй - г. Якутск» и, с тех пор, успешно использовавшийся в районах развития ММП, в том числе при проклад-
ке «ВСТО». Можно предположить, что и при создании новых магистральных ГТС в Сибири метод подтвердит свои достоинства и повысит их эффективность.
Игнорирование этих особенностей, недостаточное изучение последствий нарушения естественных процессов тепло-массообмена в горных породах вызывают серьезные осложнения при строительстве и эксплуатации таких линейных объектов нефтегазового комплекса, как трубопроводов, сокращают сроки надежной эксплуатации и сопровождаются нерациональными экономическими затратами. Возможны очень серьезные геотехнические последствия, как это было по трассе трубопровода ВСТО, где при прокладке трубы в переувлажненных оттаявших грунтах происходило ее погружение в жидкую массу (рис. 5). В последующем в подобных условиях при подземной прокладке возможно выпучивание трубы на поверхность зимой (газопровод «Таас-Юрях - Айхал» в Западной Якутии), а также возникновение запредельных разрывных градиентов и нарушение целостности. Очевидно, что сохранность трубы и ее надежность в таких условиях существенно ухудшаются, а сроки успешной эксплуатации - сокращаются.
Начальная стадия проектирования обеих ГТС пока не позволяет высказать универсальные решения по компенсационным геоэкологическим и геотехническим мероприятиям, необходимым для наиболее сложных, существенно отличающихся по особенностям прокладки трубы, участков трассы. Более благоприятны в этом отношении участки с близким к поверхности залеганием пород коренной основы, что серьезно упрощает условия строительства. Наиболее сложными являются участки развития каменных развалов - курумов (рис. 6), пучения, подземных льдов инь-екционного и сегрегационного характера, термокарста, термоэрозии, где строителей могут ожидать значительные трудности технологического характера.
Особо отметим, что избежать упомянутых проблем возможно лишь при условии систематического контроля как за состоянием трубы, так и вмещающих ее пород, т.е. геотехнического и геоэкологического мониторинга, реализуемого на всех этапах: изыскательском, строительном и эксплуатационном. При этом на начальном, входящим в состав изысканий, этапе основным видом работ должно стать комплексное изучение современного, т.е. близкого к естественному состоянию природной среды в сочетании с прогнозом ее возможных техногенных изменений. Именно информация о естественном состоянии природной среды станет базовой при последующей оценке тенденций и масштабов ее динамики, а также необходимости капитального ремонта ГТС.
Серьезного внимания заслуживает проблема диагностики состояния элементов ГТС. Не исключая традиционные методы непосредственного обследования, гораздо экономичнее и информативнее использование дистанционных снимков разных видов и сроков съемок. При этом достоверность метода существенно возрастает при автоматизированной обработке материалов на специализированных оптико-электронных системах [6].
Важнейшим условием надежности ГТС является высокое качество самих труб. Строительство «Силы Сибири» ведется из лучших отечественных труб, его обеспечивают на первой очереди порядка 15 тыс. специалистов. На стадии эксплуатации газопровод будут обслуживать около 3000 чел. При этом ориентировочная стоимость строительства составит порядка 1 трлн. руб. Через магистраль будут не только выполняться поставки газа в КНР, но и обеспечиваться станция, производящая сжиженный газ и нефтехимическое производство. Глава «Газпрома» А. Миллер оценил стоимость поставок газа в Китай в 400 млрд. долл. [7].
По мнению ряда экспертов, строительство газопровода «Алтай» может нарушить уникальный природно-исторический комплекс этих мест. В частности, считается, что часть территории, по которой может пройти газопровод - горное обрамление плато Укок, она расположена в зоне 8-9-балльной сейсмичности, и бурение там может активизировать сейсмотектонические процессы. Данное положение, по мнению автора статьи, достаточно сомнительно: значительно преувеличена опасность, поскольку в один энергетический ряд поставлены явления разного уровня - тектонические и техногенные. Особо следует учитывать, что сопутствующая ГТС инфраструктура в Западной Сибири более развита, чем в Восточной. И наконец, в Западной Сибири не требуется разрабатывать совершенно новые месторождения, как в Восточной, а ресурсная база для газопровода «Алтай» - это традиционные месторождения Западной Сибири, которые разрабатывают с советских времен. Все это сокращает расходы на создание ГТС «Алтай» и делает ее эксплуатацию более эффективной.
Современное состояние проектов
В ноябре 2015 г. на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении в юго-западной Якутии - основной ресурсной базе «Силы Сибири» - закончена последняя из семи запланированных разведочных скважин. Сейчас все скважины, средняя глубина которых около двух километров, работают в режиме испытания, определяющего запасы и качество топлива. Геологоразведочные работы, проводимые силами специалистов ООО «Газпром геологоразведка», вышли на завершающий этап. Специалистами этой компании с 2009 г. пробурено более 40 разведочных скважин, в первом квартале 2015 г. завершены сейсморазведочные работы 3D, в результате которых было изучено 6,3 тыс. км2 площади Чаянды [8]. По
ВиШт АВ RGS [^евйуа АО RGO]. 2016. N03 (42)
итогам проведенных исследований будет составлена 3D-модель месторождения, которая позволит к ноябрю 2016 г. получить максимально точную цифру запасов газа. Испытания на скважинах завершены в начале 2016 г., а затем площадка будет рекультивирована и разровнена. Возможно, в период освоения месторождения рядом с этой разведочной скважиной построят еще несколько эксплуатационных выработок уже для добычи газа. Особенностью газа Чаянды является насыщенность гелием, что существенно повышает его ценность. Специалисты исследуют структуру пород месторождения на предмет сохранения гелия под землей, иначе его невозможно удержать даже в замкнутых сосудах. Он может храниться только под солевыми залежами, широко развитыми на этом месторождении. Также на 2016 г. намечено завершить анализ данных, полученных в результате геологоразведки. Предполагаемые запасы месторождения составляют около 1,45 трлн. м газа. Месторождение считается готовым к эксплуатации, когда структура его запасов известна на 85 %, и специалисты близки к этому показателю. Важным положительным обстоятельством является строгое соблюдение «Газпромом» природоохранного законодательства. На всех стадиях работ - от разведки и подбора площадки до проведения водоохранных мероприятий - компания старается обеспечивать максимальную экологическую безопасность этой территории.
Наряду с уже практически завершившейся на Чаяндинском месторождении геологоразведкой в самом разгаре эта стадия на его «спутнике» - Таас-Юряхском месторождении. В общей сложности сейсморазведочные работы здесь нужно провести на 1035 км2, на 700 из них они уже завершены, а в целом должны быть закончены в первом квартале 2016 г. На Таас-Юряхе начаты работы по проходке двух первых разведочных скважин, буровые вышки для
которых переброшены из Чаянды. Всего здесь должны быть пробурены 8 таких скважин, но их число еще будет уточняться. В перспективе газ этого месторождения также будет использоваться для «Силы Сибири», но в более поздние сроки, после доразведки, намеченной на 2018-2019 гг. В целом, по оценкам специалистов ООО «Газпром геологоразведки», для восполнения минерально-сырьевой базы ГТС запасов даже одного Чаяндинского месторождения вполне достаточно.
29 июня 2015 г. Китай официально начал строительство своего участка газопровода «Сила Сибири». В церемонии, прошедшей в режиме видеомоста «Москва - Пекин - Хэйхе», принял участие премьер-министр РФ Д.А. Медведев, выразивший уверенность, что газопровод в Китай по «восточному маршруту» будет создан в срок и в полном объеме, и что в ближайшее время стороны выйдут на окончательные договоренности по сооружению газопровода по «западному маршруту» [9]. Фактически прокладка начиналась в расположенном на российско-китайской границе городе Хэйхэ (провинция Хэй-лунцзян, Северо-Восточный Китай), находящемся вблизи российского г. Благовещенска, где был сварен первый стык будущего китайского участка газопровода, который планируется довести до мегаполиса Шанхай. Судя по информации «Газпрома», Китай начал строительные работы по проекту в конце мая, а российский газовый концерн начал сооружать свой участок трубопровода в сентябре 2014 г. До 2018 г. «Газпром» планирует вложить в сооружение трубы около 480 млрд. руб., из которых в 2015 г. - 30 млрд. руб., в 2016 г. - 200 млрд. руб. и в 2017 г. -250 млрд. руб.
Геоэкономические аспекты реализации проектов
В последнее время в ходе реализации проектов «Сила Сибири» и «Алтай»
в силу различных причин возник ряд проблем, которые можно отнести к категории геоэкономических. Так «Газпром» при строительстве «Силы Сибири» предложил провести дноуглубление на р. Зее для исключения дополнительных расходов на доставку труб и оборудования. Перевозка грузов по этой реке нужна не только для строительства газопровода, но и для доставки оборудования для Амурского ГПЗ, который будет построен неподалеку от г. Свободного. В ответ Росморречфлот предложил «Газпрому» за свой счет искать за рубежом дополнительные баржи с низкой осадкой, отметив, что стоимость работ по дноуглублению Зеи составит 250 млн. руб. в год, а этих денег в федеральном бюджете нет, как нет и соответствующего оборудования в регионе. На данный момент ввод «Силы Сибири» намечен на 2019 г., Амурского ГПЗ - не ранее 2022 г., т.е. общие затраты на дноуглубление за период могут достичь 1,7 млрд. руб. Поэтому Росморречфлот предложил Газпрому привлечь речные баржи с осадкой до 1,3 м под иностранным флагом [10]. «Пока что «Сила Сибири» действительно продвигается медленно, возможно, «Газпром» пытается сбалансировать инвестиции», - сообщил глава «Small Letters» Виталий Крюков. Сумма затрат на строительство газопроводной магистрали «Сила Сибири» в новой редакции инвестпрограммы компании «Газпром», рассчитанной на 2015 г., уменьшилась до 19,28 млрд. руб., или на 11,7 млрд. руб. по сравнению с первым вариантом бюджета [11]. При этом общая смета проекта неизменна и составила 799 млрд. руб. в ценах 2011 г.
В процессе переговоров между «Газпромом» и китайской нефтегазовой компанией CNPC о заключении контракта на поставку газа в Китай по западному маршруту (газопровод «Алтай») возникла сложная ситуация, связанная с первоочередностью проектов [12]. Реализация проекта «Сила Сиби-
ри» может быть отложена в пользу западного маршрута поставок газа в Китай - менее затратного трубопровода «Алтай». Идея скорейшего строительства газопровода «Алтай» в 2016 г. и поставка газа по нему в Китай в 2021 г. активно поддерживается главой Республики Алтай Александром Берднико-вым. «Подписание соглашения об основных условиях поставок газа по западному маршруту, которое состоялось в Москве накануне Дня Победы - большая победа России и самые заманчивые перспективы для Республики Алтай», -отметил губернатор [13]. Он полагает, что строительство газопровода существенно улучшит качество жизни населения республики.
В последнее время «Газпром» определяется с приоритетами поставок газа в Китай. ГТС «Алтай» становится первоочередной для холдинга, хотя вторая «китайская» труба «Сила Сибири» уже строится, а по проекту «Алтай» еще даже не заключен контракт. Одновременная реализация обоих проектов сразу в финансовом отношении сложна [14].
О преимуществе ГТС «Алтай» недавно говорили как президент РФ Владимир Путин, отметивший, что этот проект можно реализовать быстрее и дешевле, так и глава «Газпрома» А. Миллер. Особо следует отметить, что для прихода «Алтая» в КНР уже есть система газопроводов, способных принять газ, чего нет у «восточного» маршрута. В то же время для КНР, как неоднократно подчеркивали представители национальной нефтегазовой компании «СКРС», важны оба маршрута, но основной дефицит газа страна испытывает на востоке, а на ее западе, куда поступает газ из Туркменистана, отмечается его избыток. Остается надеяться, что при выборе приоритетного варианта «Газпром» будет руководствоваться национальными интересами, хотя учитывая кризисное состояние экономики РФ и растущий дефицита бюджета, весьма вероятен вариант, когда потребуется
ВиНеПп АВ RGS [^евйуа АО RGO]. 2016. N03 (42)
отложить один из проектов на поздние и более благополучные в экономическом отношении сроки.
Еще одним связанным с тематикой данной статьи событием, не вызвавшим значительного интереса на фоне глобальных политических скандалов, падения цен на нефть, снятия санкций с Ирана и т.д., явилась очередная новость из КНР, испытывающей определенные экономические трудности. Руководство страны собирается выделить 4,6 млрд. долл. на планомерное закрытие малых угольных шахт. В течение ближайших трех лет в Китае закроют 4300 шахт из 11 тыс. действующих и будет уволено до 1 млн. человек [15]. И это в то время, когда большая часть производства КНР сосредоточено именно на этом энергоресурсе (64,4 %). В итоге создалась катастрофическая экологическая ситуация, которую решено исправлять в авральном режиме. Одним из основных путей улучшения сложившейся ситуации в стране стала смена приоритетного направления развития КНР в сторону геотермальной энергетики, утвержденная в плане 13-й пятилетки развития китайской экономики. Именно в последние годы геотермальная энергетика в КНР стала активно развиваться, и если три года назад в Китае вырабатывалось всего 28 мегаватт данной энергии в год, то уже в 2015 г. этот показатель превысил 100 мегаватт. Со временем на территории КНР будет вырабатываться 1/6 геотермальных ресурсов всей планеты, что можно сопоставить с запасами 853 млрд. т угля [16]. Таким образом, в КНР приоритет отдается совершенно новой и экологически чистой форме выработки энергии. Ряд специалистов в нашей стране в перспективе предполагает возможность резкого сокращения потребности в газе, транспортируемом по новым ГТС в Китай [16].
Заключение
В западных и восточных регионах Сибири проектируются, а частично уже
создаются, несколько магистральных газопроводов, являющихся важной составляющей федеральной Единой Газовой Системы (ЕГС) и ориентированных на удовлетворение нужд российских и зарубежных потребителей. К числу одного из важнейших условий всех упомянутых преобразований и относится создание двух новых мощных ГТС: «Сила Сибири» и «Алтай». В последнее время для поставок природного топлива в КНР в их число вошла третья ГТС, принципиальное решение о создании которой на высшем государственном уровне было принято в августе 2015 г. Недавно Министерство охраны окружающей среды КНР дало Китайской национальной нефтяной компании «СКРС» разрешение на строительство 700-километрового участка газопровода, который станет дополнительной частью проекта «Сила Сибири» на территории КНР [17]. Магистральный трубопровод пройдет от границы с Россией по территории провинции Хэйлунцзян до города Сунъюань. По мнению специалистов министерства, меры по охране окружающей среды, предложенные «СКРС», соответствуют установленным в КНР нормативам. О начале строительства китайской части «Силы Сибири» было объявлено еще в прошлом году. Общая ее протяженность составит 3,17 тыс. км. Вблизи китайского участка «Силы Сибири» будет построено девять подземных хранилищ газа. По территории России магистраль протянется на 2,2 тыс. км от источника поставок - Ча-яндинского месторождения в Якутии до г. Благовещенска. При этом Россия не собирается изменять договорные сроки из-за снижения потребления газа в Китае, заявил некоторое время назад глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев.
Реализация столь значимых для Сибири проектов должна базироваться на ряде особых, специально разработанных и адаптированных к местным условиям технических решений. Существенно
упрощает ситуацию факт, что значительная часть этих решений была ранее подготовлена проектировщиками в тесном взаимодействии с ведущими НИИ Сибири и Дальнего Востока еще при создании нефтепровода ВСТО и вполне может быть использована для «Силы Сибири» и «Алтая». Так наработки, сделанные еще для трасс ВСТО и «Силы Сибири», позволяют уже на стадии проектирования «Алтая» учесть сложную ландшафтную структуру с высокой сейсмичностью и динамичностью мерзлотной обстановки, а также заранее предусмотреть необходимые природоохранные и компенсирующие геотехнические мероприятия, существенно уменьшающие ущерб от освоения. Имеется информация, что аналогичные работы ведутся и с китайской стороны, в Алтайском округе Синьцзян-Уйгурс-кого автономного района Китая, и было бы совсем не лишне учесть при этом опыт специалистов России.
Важным обстоятельством, в значительной степени обеспечивающим успешную реализацию проекта, является выбор подземного способа прокладки труб, хорошо зарекомендовавшего себя еще около пятидесяти лет назад и с тех пор успешно использовавшегося в районах развития многолетнемерзлых пород, в т.ч. при прокладке ВСТО. Можно быть уверенным, что и при создании новых магистральных ГТС в Сибири метод подтвердит свои достоинства и
повысит их эффективность. Игнорирование этих особенностей, недостаточное изучение последствий нарушения естественных процессов тепломассообмена в горных породах вызывают серьезные осложнения при строительстве и эксплуатации линейных объектов нефтегазового комплекса, сокращают сроки их надежной эксплуатации и сопровождаются нерациональными экономическими затратами.
В современный кризисный период возникает ряд специфических проблем геоэкономического плана, от решения которых зависит приоритетность реализации проектов. Так реализация проекта «Сила Сибири», по которому уже начаты работы, может быть отложена в пользу западного маршрута поставок газа в Китай - менее затратного трубопровода «Алтай». «Газпрому» необходимы новые рынки, и его руководство может выступить за первоочередность ГТС «Алтай», а восточные проекты потерять свою приоритетность из-за отсутствия готовой сырьевой базы. Таким образом, важным условием достоверной оценки целесообразности и эффективности создания новых ГТС является создание адаптированных к сложным природным условиям геотехнических систем, характеризующихся высокой степенью надежности и эффективности, функционирующих на протяжении продолжительного времени без серьезного ремонта и крупных экономических затрат.
Список литературы
1. Шац М.М. Состояние и перспективы Восточной газовой программы // Трубопроводный транспорт: теория и практика. - 2011. - № 3. - С.12-16.
2. Шац М.М. Геоэкологические проблемы проектируемого магистрального газопровода «Алтай» // Газовая промышленность. - 2014. - № 716. Спецвыпуск. - С. 86-90.
3. Железняк М.Н., Сериков С.И., Шац М.М. Мерзлотно-геотермический мониторинг южной части магистрального газопровода «Алтай» // Трубопроводный транспорт: теория и практика. - 2014. - № 3-4. - С. 61-68.
4. Шац М.М. Эколого-геокриологические условия проектируемого магистрального газопровода «Алтай» // Изв. Алт. отд-ния РГО. - 2016. - № 2. - С. 32-39.
5. Шац М.М. Геокриологические условия Алтае-Саянской горной страны. - Новосибирск: Наука, 1978. - 78 с.
6. Бондур В.Г. Аэрокосмические методы и технологии мониторинга объектов нефтегазового комплекса // Исследование земли из космоса. - 2010. - № 6. - С. 3-17.
Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2016. No3 (42)
7. Кто строит газопровод «Сила Сибири»? Кто подрядчик? [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/ykv/power-of-siberia2/.
8. Чаянда на пороге добычи: геологоразведка на крупнейшем газовом месторождении завершится в 2016 г. // Амурская правда [Электронный ресурс]. - URL: http://news.ykt.ru/article/35101.
9. Китай официально запустил строительство своего участка «Силы Сибири». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.opentown.org/news/79158/.
10. Газопровод «Сила Сибири» столкнулся с логистическими проблемами // Коммерсант [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ng.ru/economics/2015-10-06/1_silasibiri.html.
11. «Газпром» в 2015 г. на треть сократил финансирование «Силы Сибири». [Электронный ресурс]. - URL: http://pronedra.ru/gas/2015/11/20/.
12. Проект «Сила Сибири» могут отложить в пользу газопровода «Алтай». [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/economy/20150318/1053274431.html.
13. Строительство газопровода «Алтай» может начаться в 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://regnum.ru/news/1926688.html.
14. Китайцы заберут «Силу Сибири». Газопровод «Алтай» опережает «Силу Сибири» в китайских планах «Газпрома». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravda-tv.ru/2015/03/19/132567.
15. «Сила Сибири» - готовимся на лом! [Электронный ресурс]. - URL: http://news.eizvestia.com/news_economy/full/411-sila-sibiri-gotovimsya-na-lom-zloj-odessit.
16. Сергеев М. «Сила Сибири» больше не нужна китайцам: У России начались большие проблемы // Независимая газета [Электронный ресурс]. - URL: http://news.eizvestia.com/news_economy/full/653-sila-sibiri-bolshe-ne-nuzhna-kitajcam-u-rossii-nachalis-bolshie-problemy.
17. Экоплан китайского участка «Силы Сибири» одобрен властями КНР. [Электронный ресурс]. - URL: http://news.ykt.ru/article/43034.
References
1. Shats M.M. Sostoyaniye i perspektivy Vostochnoy gazovoy programmy // Trubo-provodny transport: teoriya i praktika. - 2011. - № 3. - S.12-16.
2. Shats M.M. Geoekologicheskiye problemy proyektiruyemogo magistralnogo gazoprovo-da «Altay» // Gazovaya promyshlennost. - 2014. - № 716. Spetsvypusk. - S. 86-90.
3. Zheleznyak M.N., Serikov S.I., Shats M.M. Merzlotno-geotermichesky monitoring yu-zhnoy chasti magistralnogo gazoprovoda «Altay» // Truboprovodny transport: teoriya i praktika. - 2014. - № 3-4. - S. 61-68.
4. Shats M.M. Ekologo-geokriologicheskiye usloviya proyektiruyemogo magistralnogo gazoprovoda «Altay» // Izv. Alt. otd-niya RGO. - 2016. - № 2. - S. 32-39.
5. Shats M.M. Geokriologicheskiye usloviya Altaye-Sayanskoy gornoy strany. - Novosibirsk: Nauka, 1978. - 78 s.
6. Bondur V.G. Aerokosmicheskiye metody i tekhnologii monitoringa obyektov nefte-gazovogo kompleksa // Issledovaniye zemli iz kosmosa. - 2010. - № 6. - S. 3-17.
7. Kto stroit gazoprovod «Sila Sibiri»? Kto podryadchik? [Elektronny resurs]. - URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/ykv/power-of-siberia2/.
8. Chayanda na poroge dobychi: geologorazvedka na krupneyshem gazovom mestorozh-denii zavershitsya v 2016 g. // Amurskaya pravda [Elektronny resurs]. - URL: http://news.ykt.ru/article/35101.
9. Kitay ofitsialno zapustil stroitelstvo svoyego uchastka «Sily Sibiri». [Elektronny resurs]. - URL: https://www.opentown.org/news/79158/.
H3eecmun AO PW. 2016. № 3 (42)
10. Gazoprovod «Sila Sibiri» stolknulsya s logisticheskimi problemami // Kommersant [Elektronny resurs]. - URL: http://www.ng.ru/economics/2015-10-06/1_silasibiri.html.
11. «Gazprom» v 2015 g. na tret sokratil finansirovaniye «Sily Sibiri». [Elektronny resurs]. - URL: http://pronedra.ru/gas/2015/11/20/.
12. Proyekt «Sila Sibiri» mogut otlozhit v polzu gazoprovoda «Altay». [Elektronny resurs]. - URL: http://ria.ru/economy/20150318/1053274431.html.
13. Stroitelstvo gazoprovoda «Altay» mozhet nachatsya v 2016 g. [Elektronny resurs]. -URL: http: //regnum. ru/news/1926688.html.
14. Kitaytsy zaberut «Silu Sibiri». Gazoprovod «Altay» operezhayet «Silu Sibiri» v kitayskikh planakh «Gazproma». [Elektronny resurs]. - URL: http://www.pravda-tv.ru/2015/03/19/132567.
15. «Sila Sibiri» - gotovimsya na lom! [Elektronny resurs]. - URL: http://news.eizvestia.com/news_economy/full/411-sila-sibiri-gotovimsya-na-lom-zloj-odessit.
16. Sergeyev M. «Sila Sibiri» bolshe ne nuzhna kitaytsam: U Rossii nachalis bolshiye problemy // Nezavisimaya gazeta [Elektronny resurs]. - URL: http://news.eizvestia.com/news_economy/full/653-sila-sibiri-bolshe-ne-nuzhna-kitajcam-u-rossii-nachali s-bolshie-problemy.
17. Ekoplan kitayskogo uchastka «Sily Sibiri» odobren vlastyami KNR. [Elektronny resurs]. - URL: http://news.ykt.ru/article/43034.
GAS TRUNK-LINE TRANSPORTATION SYSTEMS OF SIBERIA (CURRENT STATE AND PROSPECTS) M M. Shatz
The Melnikov Permafrost Institute SB RAS, Yakutsk, E- mail: [email protected]
The problems that arise at different stages of projects implementation to create «Power of Siberia» pipeline in the East and «Altai» in Western and South-Western Siberia are described in this article. They include the choice of pipeline routes' options, of pipe laying method, financial support for projects in the current economic environment and their possible priority. Advantages and disadvantages of the selected route options are shown, feasibility of underground piping method is confirmed.
Keywords: choice of pipeline routes options, a way of laying the pipe, priority of the project.
Received July 21, 2016