Научная статья на тему 'МАГИСТРАЛИ АРКТИКИ С ВЫХОДОМ К СЕВЕРНОМУ НЕЗАМЕРЗАЮЩЕМУ МОРСКОМУ ПОРТУ МУРМАНСК'

МАГИСТРАЛИ АРКТИКИ С ВЫХОДОМ К СЕВЕРНОМУ НЕЗАМЕРЗАЮЩЕМУ МОРСКОМУ ПОРТУ МУРМАНСК Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Арктика / транспортные магистрали / Мурманский морской торговый порт
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРАЛИ АРКТИКИ С ВЫХОДОМ К СЕВЕРНОМУ НЕЗАМЕРЗАЮЩЕМУ МОРСКОМУ ПОРТУ МУРМАНСК»

Куратова Э. С.

д.э.н., Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г.

Сыктывкар

МАГИСТРАЛИ АРКТИКИ С ВЫХОДОМ К СЕВЕРНОМУ НЕЗАМЕРЗАЮЩЕМУ

МОРСКОМУ ПОРТУ МУРМАНСК

Ключевые слова: Российская Арктика, транспортные магистрали, Мурманский морской торговый порт.

Транспортные магистрали являются сложной системой. Они включают в себя несколько видов транспорта (автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный) и ряд других ответвлений от основного направления. Они играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии северных регионов России. Мурманский морской торговый порт Арктики - самый северный из незамерзающих портов России. Это крупнейший в мире порт, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманский морской торговый порт соответствует всем требованиям Международного кодекса безопасности судов и портов.

Арктика - северная полярная область Земли, которая включает окраины Евразии и Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан с островами. Южная граница Арктики совпадает с южной границей тундры, иногда ее проводят по Северному полярному кругу. Северный морской путь (СМП) - главная магистраль России в Арктике. Он вдвое короче пути, огибающего Евразию с юга. СМП играет большую роль в освоении Сибири. Навигация длится 1-4 месяца, ледовая обстановка очень сложная, при благоприятных условиях современные суда проходят по трассе за 3-4 недели1. Для обеспечения работы СМП в России созданы специальные службы: полярные станции, сеть метеостанций на побережье и дрейфующих льдах. Мощный ледокольный флот, особенно атомные ледоколы, обеспечивают работу СМП.

Сухопутными территориями Арктической зоны Европейской части России признаны Мурманская область с выходом железнодорожной магистрали в Арктику через Мурманский незамерзающий морской порт, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми) и ряд территорий Архангельской области. В сфере развития транспортной инфраструктуры с выходом в Арктику среди приоритетных здесь можно выделить такой проект, как комплексное развитие Мурманского транспортного узла в составе незамерзающего морского порта.

Перспективы Мурманского транспортно-логистического узла включают строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива: строительство на западном берегу терминалов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; строительство на восточном берегу контейнерного терминала, реконструкцию учетного терминала; строительство складской и дистрибуционной зон, связанных с контейнерным терминалом; создание логистического центра; развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания круглогодичных грузопотоков международного транспортного коридора «Север-Юг», грузопотоков Северного морского пути, магистралей северного широтного сухопутного транспортного хода, а также грузов углеводородного сырья, связанных с разработкой и эксплуатацией шельфовых месторождений.

Железнодорожные и автомагистрали Урал - Коми - Архангельская область (рис. 1), имея неоценимую социальную значимость, объединив северные регионы России, дадут им надежный круглогодичный выход к незамерзающему морскому порту Мурманск.

Направления Мурманск-Архангельск-Микунь-Сыктывкар-Соликамск-Пермь и Мурманск-Архангельск-Коно-ша-Котлас-Куратово с выходами к морским портам Арктики, а также на Урал, Сибирь и Дальний Восток являются одними из основных инфраструктурных путей ускорения экономического роста России. Магистрали, будучи сложной системой, включающей в себя все виды транспорта, сыграют очень важную роль в социально-экономическом развитии северных регионов Европейской части России. Транспортная система обеспечит условия для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, научно-технического прогресса и качества жизни населения. В свою очередь доступ к безопасным и качественным транспортным услугам повысит эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.

1 Куратова Э.С. Совершенствование транспорта Европейского Севера России // Российский Север: модернизация и развитие / Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Вып. 1. - М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2012. - С. 366-373.

Рисунок 1.

Сухопутные магистрали Мурманск- Архангельск-Микунь-Сыктывкар-Соликамск- Пермь и Мурманск-Архангельск- Коноша-Котлас- Куратово с выходами к морским портам Арктики,

а также на Урал и далее Сибирь и Дальний Восток

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.