Научная статья на тему 'Магдебургское право: понятие и источники'

Магдебургское право: понятие и источники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4935
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забашта А. С.

В статье автором дается определение понятия «магдебургское право», рассказывается о источниках его формирования, а также о распространении его на территории Европы, делая акцент на белорусских землях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магдебургское право: понятие и источники»

процессу предоставления указанных услуг и направленным на повышение качества и доступности их предоставления.

Список литературы:

1. Шелленберг О.П. О юридической природе государственных (муниципальных) услуг // «Законодательство». - 2011. - № 1.

2. Глигич-Золотарева М.В. Новое в области оказания государственных услуг (о проекте Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций») // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7. - С. 36-40.

3. Государственные и муниципальные услуги по новому законодательству (интервью с И.Л. Бачило, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации, заведующей сектором информационного права ИГП РАН) // «Юрисконсульт в строительстве». -2011. - № 5.

4. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2 августа 2010. - № 31. Ст. 4179.

5. Соколова О.С. Парадоксы административных регламентов // Современное право. - 2007. - № 9. - С. 37-40.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30 мая 2011. - № 22. - Ст. 3169.

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ

© Забашта А.С.*

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения», Республика Беларусь, г. Гродно

В статье автором дается определение понятия «магдебургское право», рассказывается о источниках его формирования, а также о распространении его на территории Европы, делая акцент на белорусских землях.

Магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права. Магдебургское право возникло в конце XIII в. в Германии, в городе

* Студент 4-го курса. Научный руководитель: Скютте Д.Н., старший преподаватель.

Магдебург, как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословный статус горожан регулировалось собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена [7, с. 255]. Германскому городскому праву предшествовали статуты итальянских городов. Однако именно магдебургское право стало первой в Европе универсальной системой городского права, которое можно было применить в любом торгово-промышленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан.

Сформировалось оно на основе господствовавших в Западной Европе правовых норм системы романо-германского права из различных источников, в том числе из привилегий, данных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188 г.), «Саксонского зерцала», постановлений суда шеффенов Магдебурга, устава города Магдебург. Но в отличие от «Саксонского зерцала», магдебургские законы, более детально определили нормы, связанные с регулированием товарно-денежных отношений [6, с. 27].

Началом магдебургского права считается привилей архиепископа Вих-мана. Следующей была грамота саксонского герцога Альберта от 1294 года, купленная жителями Магдебурга. Данная грамота тоже сыграла важную роль в процессе создания магдебургского права.

Важными в формировании норм данного права были нормативные акты, разработанные городской радой Магдебурга для других городов. К ним относятся:

1. грамота, созданная в 1211 году Силезскому герцогу Генриху Бородатому и утверждённая им для города Гальденберга;

2. грамота от имени шеффенов Магдебурга, не имеющая ни адресата, ни даты, но отнесённая на время после 1211 года тому же герцогу;

3. грамота для силезского города Новомаркт от 1235 года;

4. две грамоты шеффенов и радников, созданные по просьбе Генриха III Силезского для города Бреслау (1261 год);

5. грамота, которую направили радники, шеффены и горожане мещанам Бреслау в 1295 году;

6. разъяснения магдебургского права для города Герлиц в 1304 году, которые стали основой для создания Герлицкого кодекса; грамота 1261 года, ставшая основой для Бреславского кодекса 1306 года и др.[2, с. 43]

Магдебургское право в XIV в. было систематизировано в пяти книгах: 1-я - выборы и введение в должность городских советников, их права и обязанности, публичность и законность их действий; 2-я - была посвящена вопросам судебной организации и процедуре выбора судей и других заседателей, их вознаграждения, времени и месту заседаний, юрисдикции различных судов, требований по судебным взносам, наложения ареста на иму-

щество и др.; 3-я - систематизировала жалобы и определяла их типы (жалобы о телесных повреждениях и убийствах, растрате, клятвопреступлении, ростовщичестве, обмане, фальшивомонетничестве и др.); 4-я - содержала нормы семейного права, включая значительное количество статей о правах членов семьи на наследуемое имущество, а также касалась вопросов приданого, женитьбы и договоров наследования, прав главы дома, жены и детей по распоряжению различными видами семейной собственности; 5-я - включала неоднородные нормы и решения, которые не подходили под рубрики первых четырех книг [1, с. 27].

Магдебургское право предоставляло городам самоуправление, судебный иммунитет, налоговые льготы, право собственности на землю, льготы в ремесленной и торговой деятельности населения, освобождение от военной повинности (за исключением обозной). В городах с магдебургским правом создавались выборные органы самоуправления и суда, устанавливался порядок выбора властей и их функции, основные нормы гражданского и уголовного права, правила судопроизводства и налогообложения, порядок торговли, деятельность ремесленных цехов и купеческих объединений.

В привилеях на магдебургское право неоднократно подчеркивается, что город растет, развивается, и потому предметом постоянного внимания городского управления является распространение городской юрисдикции на всех жителей города. Под власть магистрата передаются все новопоселенцы. Более того, под юрисдикцию магистрата отходят и те горожане, которые живут в домах, принадлежащих аристократии и духовенству.

Магдебургское городское право переносилось на Восточную Пруссию, Силезию, Чехию, Венгрию, Польшу, Беларусь, Литву, Украину. По мере распространения в разных странах оно подвергалось более или менее существенным изменениям в зависимости от местных условий. А локационная грамота дарованная русским князем Юрием Галицким городу Сяноку, имеет древнерусской происхождение [4, с. 254].

Магдебургское городское право, распространявшееся на территории Польши, не было точной копией западноевропейского городского права, а представляло собой трансплантацию этого права на новую почву и создание новых организационных форм по подобию магдебургского самоуправления в правовой и хозяйственной жизни местного населения. Через Польшу магдебургское право было перенесено на белорусские земли в период государственно-правового сближения Великого княжества Литовского и Польской Короны, начиная с Кревской унии 1385 г.

В Беларуси и Литве, по мнению польского историка В.А. Мацеёвско-го, до введения магдебургского права существовало свое городское право, значительно отличавшееся от магдебургского. Так, когда магдебургские патриции только собирались выкраивать из феодального права - «Саксонского зерцала» - «юридические одежды» своему городскому праву, на бе-

регах Западной Двины и Днепра - в Полоцке и Киеве - уже существовало вече, руководили городом городские старшины, тысяцкие, сотники, десятники, а судебные решения принимались, исходя из норм права - на основе «Русской правды». Единственный источник о самоуправлении в городах Беларуси «домагдебургского периода» - сведения о Полоцке. «Хроника Быховца» сообщает, что «город Полоцк и мужи полоцкие» «управлялись вечем, как Великий Новгород и Псков». Города Великого княжества Литовского, получившие самоуправление по магдебургскому праву, не сразу получили все те привилегии и льготы, которые это право давало [5, с. 32].

По-видимому, к переходу на магдебургское право и тем самым к отказу от освященной веками старины в лице вечевых традиций толкали многие обстоятельства. Боярин рядом с мещанином-купцом и землевладельцем и мещанином-купцом и ремесленником явно становится фигурой одиозной, «третьим лишним». Здесь и следует искать причину того, почему достаточно было великокняжеской грамоты, чтобы перечеркнуть вековые устои. На наш взгляд, в смене социальной структуры населения можно найти реальную почву для утверждения в белорусских городах магде-бургского права.

Попытки силой навязать городам Великого княжества Литовского ма-гдебургское право не имели бы успеха, если бы они не были подготовлены к его принятию, если бы не было тех социальных сил, которых оно привлекало по вполне практичным соображениям. Возможность избавиться от произвола властей и бесконтрольного суда великокняжеской администрации или территориального владельца, равно как и возможность создать собственное самоуправление, привлекла горожан к магдебургскому праву - праву города, который, по словам К. Маркса, являлся «независимой городской республикой». Получение магдебургского права городами Беларуси и Литвы означало, что они достигли достаточно высокого социального и экономического уровня развития и сравнялись в этом отношении со многими польскими и немецкими городами.

Показательным в этом плане можно назвать практику наделения главой государства городов Великого княжества Литовского привилеями на магде-бургское право. Согласно данным актам, город освобождался из-под юрисдикции органов государственной власти и государственных должностных лиц и получал право на свою собственную систему управления и суда. Один раз в год город должен был внести в казну государства установленную сумму денег, что выступало своеобразной платой «за самоуправление». Все основные направления жизнедеятельности горожан были под контролем местной власти, которая и создавалась на основе привилеев на магдебург-ское право. В основу функционирования магистратов (так называлась местная власть) также был положен «местный принцип». К ведению относились

именно вопросы местного значения: торговля и торговые льготы, развитие ремесла в городе, поддержание порядка в городе, привлечение к ответственности виновных лиц, благоустройство городов, ремонт дорог и т.д. [3, с. 109].

Уже в ХГУ-ХУ вв. в Польше, несмотря на общие принципы права, появились различия в правовом устройстве городов. Особенно различались права крупных центров. Они все дальше отходили от магдебургского образца. Такой же процесс происходил и в Беларуси. Нормы магдебургского права, устройство органов самоуправления и их структура отличались от первоначального образца и установившихся в Германии норм. В городах Беларуси происходила, своего рода, унификация юридических норм, соединявших магдебургское право со сложившимися нормами столичного города и общегосударственного законодательства.

Нормы магдебургского права в Великом княжестве Литовском, в том числе и в белорусских городах, подвергались изменениям по различным причинам - в связи с различной степенью развития социально-экономических отношений, общей политической обстановкой в Беларуси и в Великом княжестве Литовском, а затем в Речи Посполитой в целом, введением этого права в разные периоды, местными условиями, определенной политикой центральной власти или владельца, как в государстве, так и по отношению к мещанам, в частности. Отсюда и разная степень самоуправления, различия в судебном иммунитете, налогообложении, повинностях горожан, привилегиях, льготах, земельном обеспечении и др.

В истории белорусских городов, по нашему мнению, уместно выделить два этапа развития: вечевой и магдебургский. С конца XV и до сер. XVII вв. города Беларуси и многие местечки получили магдебургское право (более 60). Добиваясь его, горожане преследовали, прежде всего, цель создания собственных органов самоуправления, чего не давали принципы вечевого строя. Вечевой строй отвечал тому периоду в развитии городов, когда они в экономическом отношении мало отличались от окружающих их сельских поселений. По мере усиления в городах концентрации ремесла и торговли, а следовательно, их экономической самостоятельности, горожане все более проникаются стремлением к общественной самостоятельности, но этому препятствуют феодалы. Борьба горожан за самоуправление носила чисто феодальный характер в том смысле, что она преследовала цель конституи-рования сословия феодального общества со своими правами и привилегиями. Королевская власть вынуждена была пойти на уступки горожанам, поскольку сама была заинтересована в упрочении экономических позиций городов. На этот путь должны были стать и феодалы - владельцы городов. Экономическая значимость городов неизбежно должна была привести к признанию общественной значимости горожан как самостоятельной и необходимой в интересах самого господствующего класса силы.

Добившись магдебургского права, горожане тем самым обрели необходимую юридическую основу, узаконившую их положение в обществе в качестве самостоятельного сословия. На его базе они создали общину со своими выборными органами власти, администрации и суда, со своими юридическими и политическими гарантиями экономической деятельности.

Таким образом, магдебургское право, являясь универсальной системой права на самоуправление, сложившейся из источников, которые не имели никакого отношения к правовой системе Великого княжества Литовского и тем более Беларуси, стало желанной наградой для жителей городов и местечек за верность великому князю, феодалу-владельцу или предметом торга между горожанами и феодалом.

На основе магдебургского права в 1785 г. в России была составлена Грамота на права и выгоды городам Российской империи (также известная как «Жалованная грамота городам»), магдебургское право продолжало действовать и после присоединения территорий Речи Посполитой к Российской империи. Так, г. Романов получил магдебургское право в 1817 г. В 1831 г. указом императора Николая I магдебургское право было отменено по всей империи, кроме Киева, где оно сохранилось до 1835 г.

Список литературы:

1. Анисимов А.П. Магдебургское право и его значение для развития правовой системы Западной Руси I А.П. Анисимов II История государства и права - 2Q1Q - № 19. - С. 26-29.

2. Кобилецький М. Виникнення магдебурзького права I М. Кобилець-кий II Віснік Львів. ун-ту. - Сєрія юридична. - 2QQ8. - Вип. 47. - С. 35-43.

3. Мисаревич Н.В. Местное управление и самоуправление на белорусских землях: историко-правовой анализ I Н.В. Мисаревич II Актуальные проблемы развития современного белорусского общества и права: материалы конференции ГрГУ им. Я.Купалы, Гродно 2010 г. I ГрГУ им. Я. Купа-лы. - Гродно: ГрДУ, 2010. - С. 1Q8-111.

4. Рогачевский А.Л. Возникновение правовой системы орденской Пруссии: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 I А.Л. Рогачевский. - СПб., 2005, -467 л.

5. Сільчанка М.У, Мiсарэвiч Н.В. Гісторьія мясцовага самакіравання на Беларусі: Тэксты лекцый I М.У Сільчанка, Н.В. Мiсарэвiч. - Гродна: ГрДзУ, 2000. - 54 с.

6. Сокол С.Ф., Владимиров В.А. История государства и права Беларуси I С.Ф. Сокол, В.А. Владимиров. - Минск: «БИП - С Плюс», 2007. -127 с.

7. Чигринов П.Г. История Беларуси: научно-популярный очерк I П.Г. Чи-гринов. - Мн.: Современная школа, 2010. - 928 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.