Научная статья на тему 'МАДИ 80 лет! интервью с ректором Приходько В. М'

МАДИ 80 лет! интервью с ректором Приходько В. М Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

13 декабря 2010 г. Московскому автомобильно-дорожному государственному техническому университету исполняется 80 лет. Известный во всем мире МАДИ был организован для решения профессиональных и образовательных задач проекта индустриализации решающего фактора строительства нового общества в громадной, по существу аграрной, стране. На протяжении всей советской истории коллектив МАДИ отдавал весь свой интеллектуальный ресурс и творческие силы подготовке специалистов самого высокого уровня, готовых к созданию и сопровождению полного жизненного цикла сети российских автомобильных дорог и к эксплуатации движущихся по ним автомобилей. Полученный институтом в 1992 г. статус технического университета среди прочего означал, что вуз чутко реагирует на мировые тенденции гуманитаризации инженерного образования и способен менять стратегии подготовки сообразно усилению социально-экономических и экологических, гуманитарных компонентов в деятельности современного специалиста. За прошедшие восемь десятилетий мир изменился, изменился и МАДИ. Каким он является сейчас, каким видит себя в ближайшем будущем? Представитель редколлегии журнала обратился с просьбой к ректору МАДИ, члену-корреспонденту РАН, профессору Вячеславу Михайловичу Приходько с просьбой ответить на ряд вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАДИ 80 лет! интервью с ректором Приходько В. М»

13 декабря 2010 г. Московскому автомобильно-дорожному государственному техническому университету исполняется 80 лет. Известный во всем мире МАДИ был организован для решения профессиональных и образовательных задач проекта индустриализации - решающего фактора строительства нового общества в громадной, по существу аграрной, стране. На протяжении всей советской истории коллектив МАДИ отдавал весь свой интеллектуальный ресурс и творческие силы подготовке специалистов самого высокого уровня, готовых к созданию и сопровождению полного жизненного цикла сети российских автомобильных дорог и к эксплуатации движущихся по ним автомобилей.

Полученный институтом в 1992 г. статус технического университета среди прочего означал, что вуз чутко реагирует на мировые тенденции гуманитаризации инженерного образования и способен менять стратегии подготовки сообразно усилению социально-экономических и экологических, гуманитарных компонентов в деятельности современного специалиста.

За прошедшие восемь десятилетий мир изменился, изменился и МАДИ. Каким он является сейчас, каким видит себя в ближайшем будущем? Представитель редколлегии журнала обратился с просьбой к ректору МАДИ, члену-корреспонденту РАН, профессору Вячеславу Михайловичу Приходько с просьбой ответить на ряд вопросов.

- Вячеслав Михайлович! Накануне юбилея Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета разрешите, прежде всего, поздравить Вас с только что состоявшимся избранием на пост вице-президента Международного общества по инженерной педагогике. Это событие свидетельствует о признании Вашей деятельности международным инженерно-техническим сообществом, а возглавляемого Вами университета - как одного из передовых технических университетов, сотрудничающих с Ю1Р.

В связи с этим вопрос. Вячеслав Михайлович, как Вы оцениваете место и роль созданных с Вашим участием 14-ти аккредитованных Ю1Р российских центров инженерной педагогики для отечественного технического образования?

- Высоко оцениваю. Формирование сети ЦИП в России началось около 15 лет назад. В тот период в образовательном пространстве США и развитых стран Европы уже осуществлялись востребованные формирующимся информационным обществом преобразования, в том числе и в системе повышения квалификации профессионально-педагогических кадров технических университетов. Российские преподаватели технических дисциплин оставались в стороне от этого движения. Более того, к тому времени они утратили значительное число ранее существовавших возможностей для повышения уровня своей компетентности.

Плодотворная деятельность создаваемых центров инженерной педагогики, направленная на формирование и повышение уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей технических дисциплин, способствовала повышению их авторитета. Она создала условия для подготовки нового поколения научно-педагогических кадров, которые сегодня демонстрируют свою готовность решать сложнейшие системные проблемы широкомасштабной модернизации высшего технического образования.

- Каким образом в МАДИ решаются актуальные проблемы повышения квалификации преподавателей и формирования кадрового резерва?

- Центр инженерной педагогики ведет серьезную профессионально-педагогическую подготовку молодых преподавателей по аккредитованной Ю1Р комплексной образовательной программе. Повышение квалификации опытных преподавателей по 72-часовым программам осуществляется в рамках ФПК университета. Кроме того, с каждым годом растет число преподавателей технических дисциплин нашего университета, успешно совмещающих преподавательскую работу с научно-производственной деятельностью в системе малых предприятий и фирм, специализирующихся в области решения современных проблем автомобильно-дорожного сектора экономики. Кадровый резерв университета формируется главным образом из выпускников аспирантуры МАДИ и молодых докторов наук, совмещающих разные виды деятельности по описанной мною схеме.

- Каким Вам представляется преподаватель технического вуза ближайшего десятилетия?

- Следствием происходящих в настоящее время базисных и гуманитарных сдвигов будут все более заметные изменения в облике профессионалов высшей школы. Уже сегодня нельзя не заметить новых форм идентичности преподавателей отечественных технических вузов. Принцип причинности еще раз наглядно демонстрирует свою фундаментальность. Нетрудно прогнозировать, что молодые преподаватели

ближайшего десятилетия - это уже не трансляторы готового учебного знания, это исследователи и эксперты в выбранных ими областях научно-производственной деятельности, играющие в университетах роли навигаторов, тьюторов, коммуникаторов, менеджеров научно-образовательных процессов.

К счастью, принцип соответствия - такой же фундаментальный научно-методологический принцип, как и принцип причинности. Наша сегодняшняя работа в системе центров инженерной педагогики, несомненно, создает основу для того, чтобы преподаватели вузов в ближайшем будущем стали проводниками высокой профессионально-педагогической, гуманитарной и научно-технологической культуры.

- Студенчество МАДИ. Изменилось ли оно за последние пять лет?

- Конечно, изменилось. Суть происходящего можно выразить с помощью ключевых слов, начинающихся с приставки «само». Все более актуальными для современного студента становятся задачи самопознания, самооценки, самообразования, самоопределения и самоформирования.

В течение многих лет этим проблемам в педагогике высшей школы уделялось недостаточное внимание. А ведь именно их необходимо учитывать в качестве тех «направляющих», которые позволяют стимулировать развитие мотиваци-онно-потребностной сферы студентов - будущих выпускников наших вузов. В МАДИ для решения этих проблем создана Служба психологической поддержки, а соответствующее направление научных исследований развивается преподавателями кафедры инженерной педагогики в рамках совместного с сотрудниками Службы выполнения инженерно-педагогических проектов.

- Вячеслав Михайлович, недавно закончилась приемная кампания. Как Вы оцениваете новые правила вступительных испытаний?

- К ЕГЭ я отношусь неоднозначно. Я поддерживаю идею проведения единого экзамена для всех выпускников учебных заведений системы общего среднего образования. В принципе, ЕГЭ создает равные для всех выпускников школ возможности для продолжения образования в системе высшей профессиональной школы. Общее и высшее профессиональное образование - это два неразрывных компонента целостной системы подготовки компетентных бакалавров, магистров и специалистов. Общее образование является тем базисом, от качества которого в значительной степени зависит качество профессионального образования.

Отечественное образование, и в первую очередь общее, обязано ориентироваться на формирование у детей и подростков системного мышления и системного восприятия мира. Воспитание этих качеств у подрастающего поколения может и должно осуществляться в процессе решения связанных с реальной жизнью и имеющих личную значимость проблем разной степени сложности. Только в этом случае выпускники школ, владеющие этим важным для профессионального обучения инструментом, смогут успешно решать проблемы профессионального самоопределения и получать удовлетворение от самого процесса творческой студенческой жизни. Наличие навыков системного мышления и следует проверять в рамках единого экзамена.

К сожалению, сохраненная в ЕГЭ предметно-центрированная структура никоим образом не согласуется с провозглашаемыми целями формирования цело-

стного мировоззрения и системного мышления школьников. Содержание же значительного числа предлагаемых в ЕГЭ заданий позволяет сделать вывод о том, что школьное образование ориентирует на запоминание, а не на размышление. Думается, критический анализ структуры и содержания ЕГЭ, а также полученных результатов послужит ценной информацией для принципиальных изменений, которые необходимо осуществить в системе отечественного общего образования с целью приведения его в соответствие с требованиями высшей школы и формирующегося проектно-технологического общества.

- Участвуют ли студенты МАДИ в выполнении инженерных проектов?

- Студенты МАДИ участвуют в самых разных инженерно-технических проектах. Наиболее популярными среди них являются международные проекты серии «Формула Студент». Выполняя их, студенты нашего университета проходят серьезную школу самостоятельной и ответственной творческой работы в единой команде.

- В настоящее время ряд отечественных вузов в той или иной форме участвуют в разработке научно-технических проектов в области высоких технологий и организуют профессиональную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности в этой сфере. Входит ли МАДИ в их число?

- Что касается научных исследований, ориентированных на разработку наукоемких технологий, то в МАДИ они осуществляются на постоянной основе. Профессиональную подготовку будущих инженеров к работе в сфере высоких технологий мы осуществляем давно, но документально оформили лишь шесть лет назад. Теперь мы имеем значительный опыт в научно-педагогических и в профессионально-практических аспектах подготовки не просто инженеров, а инженеров-менеджеров для управления полным жизненным циклом наукоемкой инженерно-технической продукции.

- Выполнение международных проектов требует от участников знания языка международного общения. Каков подход университета к решению проблемы обеспечения «иноязычной грамотности» студентов, аспирантов и сотрудников университета?

- Нам есть чем гордиться и в этой области. В нынешнем году закончена работа над очередным этапом международного проекта «Темпус». В рамках выполненного этапа был разработан мультимедийный практико-ориентированный учебный курс «международного английского». Он представлен в трех разных вариантах, каждый из которых имеет конкретную целевую направленность и удовлетворяет языковые потребности студентов, аспирантов, преподавателей, а также административных работников университетов. Курс создавался совместно специалистами нескольких отечественных и зарубежных университетов, но главным «игроком» в международной команде разработчиков был МАДИ, а точнее, кафедра иностранных языков нашего университета, возглавляемая профессором Т.Ю. Поляковой. Отдельные части этого учебного курса в процессе создания проходили апробацию на базе ЦИП МАДИ. Полный вариант разработанного курса одобрен международной комиссией экспертов и рекомендован к широкому внедрению.

- Вячеслав Михайлович, как Вы оцениваете готовность коллектива МАДИ к работе на основе уровневой системы профессиональной подготовки?

- На сегодняшний день степень нашей готовности в целом соответствует разработанному нами ранее проекту «Переход МАДИ к работе на основе ФГОС ВПО третьего поколения». В работе, обеспечивающей этот переход, участвуют все сотрудники университета, а органом, координирующим деятельность коллектива, является инициативная группа в составе проректоров, деканов, заведующих кафедрами, директора ЦИП МАДИ и заведующей методическим отделом университета. В вузе проводится разнообразная консультационно-просветительская работа, направленная на обеспечение психологической, профессиональной и организационной готовности преподавателей к деятельности в новых условиях.

- В последнее время в редакцию журнала поступают письма читателей, сомневающихся в эффективности трансформаций, происходящих в системе отечественного высшего образования. Авторы не скрывают своего удивления по поводу того, что, несмотря на официально заявленную поддержку процесса диверсификации высшего образования, на деле наблюдается процесс его иерархизации и монополизации. Следствием присвоения особых статусов отдельным университетам, а также выделения элитных федеральных и исследовательских университетов стало беспрецедентное перераспределение бюджетных средств, выделяемых на поддержку и развитие ВПО в целом. В этой ситуации не вошедшие в число «ведущих» вузов институты, академии, университеты, включая те, успешная работа которых является принципиально важной для развития как отраслей, так и регионов, могут утратить свою значимость в качестве культурных и образовательных центров, обеспечивающих профессиональными кадрами реальную региональную экономику.

- В целом я поддерживаю политику государства в области развития системы отечественного высшего образования. Для того чтобы экономика России стала одной из самых мощных в мире, нам нужны научно-образовательно-производственные центры, имеющие все необходимые ресурсы для обеспечения цикла «от идеи до инновационных конкурентоспособных технологий и продуктов». Наряду с этим считаю очень важной своевременную государственную поддержку стратегически важных для России проектов, разработанных вне группы вузов, о которых Вы говорите.

Например, в МАДИ, являющемся ведущим университетом в области автомобильно-дорожного образования, в 2010 г. был разработан и экономически обоснован стратегически важный проект «Инновационное технологическое развитие автомобильно-дорожного комплекса России в условиях интеграции с мировой транспортной системой». Реализация этого проекта позволила бы существенно поднять уровень жизни населения нашей страны, что, несомненно, имеет первостепенную значимость для России.

Представленный нами проект был высоко оценен на самом высоком уровне, но не получил необходимого для его реализации финансирования. Понимаю, что при планировании большой и значимой работы неизбежны отдельные просчеты, которые обязательно должны быть ликвидированы в процессе повторного анализа и последующей корректировки. Надеюсь, что ошибка, связанная с задержкой выполнения проекта, разработанного лучшими в стране учеными и

специалистами в автомобильно-дорожном секторе экономики и в области обеспечения безопасности дорожного движения, будет исправлена.

- Вячеслав Михайлович! МАДИ был создан, как и многие другие отраслевые вузы, в период старта индустриализации в Советском Союзе. МАДИ блестяще справился с решением тех задач, что были перед ним поставлены.

Сегодня формируется новая экономика, основанная на знаниях. Как бы Вы сформулировали миссию современного МАДИ?

- В настоящее время МАДИ, как и раньше, является ведущим вузом, обеспечивающим научными и производственными кадрами развитие автомобильно-дорожного сектора экономики нашей страны. Приказом Минобразования РФ от 8 ноября 2000 г. «Об образовании УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов» МАДИ делегированы функции головного вуза учебно-методического объединения, включающего в настоящее время свыше 160 государственных и 10 негосударственных вузов России, 17 профильных предприятий, учреждений и организаций и 45 иностранных юридических лиц.

Ректор МАДИ является президентом Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО), основной целью деятельности которой является сохранение единого образовательного пространства автомобильно-дорожного образования в странах мира.

Миссия современного МАДИ - это миссия мощного научно-образовательного и культурного центра России, обеспечивающего в период ее постиндустриального становления системное развитие передовой науки, высоких технологий и инновационную подготовку высококомпетентных бакалавров, магистров и специалистов для стратегически важной автомобильно-дорожной отрасли отечественной экономики с целью обеспечения безопасности страны и повышения качества жизни всех ее граждан.

В завершение нашей беседы разрешите мне по случаю 80-летия МАДИ обратиться с поздравлением к ученым, преподавателям, сотрудникам и многим тысячам выпускников нашего университета, пожелать всем им здоровья и успехов, а также поблагодарить за самоотверженную творческую работу на благо нашей великой Родины - России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.