► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ1
M.Y. LERMONTOV IN ARTAND LITERATURE
Дёмин В.П.
Академик-секретарь отделения образования и культуры РАО, академик РАО, доктор искусствоведения, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье характеризуется жизненный путь М.Ю. Лермонтова в контексте российской культуры.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, Лермонтовская энциклопедия, лермонтоведение.
Лермонтоведение
По данным «Лермонтовской энциклопедии» [1] творчество М.Ю. Лермонтова исследовали более 100 учёных. Уже в 1891 г. библиографический указатель работ, посвященных исследованию его творчества, включал более 1000 наименований. Изучению самых разных сторон его творчества в российской и советской науке посвящено более 450 монографий (индивидуальных и коллективных), сборников статей и другого рода публикаций. Среди авторов - И. Андроников (15 работ), Б. Эйхенбаум (12 работ). В. Мануйлов (13 работ), Б. Нейман (11 работ), Э. Найдич и Э. Герштейн (по 10 работ), Н. Бродский и А. Соколов (по 8 работ), В. Вацуро (7 работ), С. Дурылин, И. Журавлёва, А. Попов и Е. Усок (по 6 работ).
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-06-00003).
Dyomin V.P.
Academician-Secretary of the Department of Education and Culture of the Russian Academy of Education, Doctor of Art Studies, Professor
E-mail: [email protected]
Annotation. The article characterizes
M.Y. Lermontov's course of life in the context of
Russian culture.
Keywords: M.Y. Lermontov, Lermontov encyclopedia, Lermontov studies.
Впервые в практике отечественного литературоведения и искусствоведения в 1981 г. была создана «Лермонтовская энциклопедия». В написании её статей приняли участие 270 авторов - видные учёные и исследователи из СССР и США, Германии, Чехословакии, Венгрии, Югославии. Лексический состав только художественных произведений М.Ю. Лермонтова составляет 326 тысяч слов (у A.C. Пушкина - 313 тысяч), при том что «писательский стаж» его составил неполные 13 лет.
Любопытное совпадение: 9 мая 1840 г. Михаил Юрьевич был на именинном обеде в честь Н.В. Гоголя в саду дома М.П. Погодина на Девичьем поле. Дом был разрушен во время войны, его адрес - Погодинская улица, д. 10-12. В доме № 8 по Погодинской улице ныне расположена Российская академия образования.
Учёба
Первым образовательным учреждением в жизни М.Ю. Лермонтова явился Московский университетский благородный пансион (1779-1830) - учебно-воспитательное заведение, основанное одновременно с Московским университетом как университетская гимназия, имевшая дворянское и разночинское отделения. В конце 70-х - начале 80-х гг. XVIII в. классы для дворян были выведены из университетского здания в особое строение, что и положило начало Пансиону. Его здание в форме большого каре с внутренним двором и садом находилось недалеко от Университета на месте, где ныне расположено здание Центрального телеграфа. В период 1818-1830 гг. Пансион имел те же права, что и Царскосельский лицей (с той разницей, что лицей входил в систему военно-учебных заведений). Оба учебных заведения носили сословный характер.
В пансион принимали мальчиков 9-14 лет; обучение длилось 6 лет по индивидуальным программам. Окончание давало право на те же чины Табели о рангах, что и диплом Московского университета, а также право на производство в офицеры. Лучшие воспитанники могли быть зачислены без экзаменов в Университет. В 1829 г. в Пансионе было 200 воспитанников. Лермонтов учился там с 1826 по 1830 гг.
В учебной программе значительное место отводилось юридическим дисциплинам; преподавались богословие, математика, физика, география, естествознание, военное дело, рисование, музыка, танцы. Над всем господствовало литературное направление. В Пансионе имелась большая библиотека. С 1799 г. существовало литературное общество, носившее название «Собрание воспитанников университетского благородного пансиона». На заседаниях общества воспитанники имели возможность читать и обсуждать написанные ими речи и художественные произведения. С 1827 г. в старших классах были введены обязательные практические упражнения по российской словесности. В пансионе выпускались рукописные журналы и альманахи («Арион», «Маяк», «Пчёлка», «Улей»), в которых литературно одарённые юноши помещали свои сочинения.
Из стен Пансиона вышло много учёных и литераторов, в том числе В. А. Жуковский, A.C. Грибоедов, Ф.И. Тютчев, Н.П. Огарёв. Большое значение имели связи Пансиона
с Университетом. В старших классах преподавали главным образом профессора Университета, из Университета же проникала в Пансион бесцензурная литература - стихи К.Ф. Рылеева, политическая лирика A.C. Пушкина. Пансион хранил память об участниках декабристского движения, многие из которых были его воспитанниками: Н.М. Муравьёв, И.Д. Якушкин, П. Г. Каховский, В.Д. Вольховский, Н.И. Тургенев, А. И. Якубович. Бывший пансионер декабрист В.Ф. Раевский писал: «Московский университетский пансион... приготовлял юношей, которые развивали новые понятия, высокие идеи о своём отечестве, понимали своё унижение, унижение народное. Гвардия наполнена была офицерами из этого заведения» (цит. по: [5, с. 289]).
Лермонтов в 1828 г. был зачислен сразу в 4 класс, занимался с увлечением, брал дополнительные домашние уроки по русской словесности, английскому языку, немецкой литературе, рисованию, играл на фортепиано, скрипке, флейте. Есть свидетельства, что на публичных испытаниях в науках и искусствах он исполнил аллегро из скрипичного концерта Л. Маурера2, 29 марта 1830 г. был отмечен как первый ученик, выступил с чтением элегии Жуковского «Море». К пансионскому периоду относится серьёзное знакомство поэта с произведениями Ломоносова, Державина, Дмитриева, Крылова, Жуковского, Пушкина.
В это время Лермонтов написал около 60 стихотворений, а также «Кавказского пленника», «Корсара», закончил вторую редакцию «Демона» и др.
Курса Лермонтов не окончил. После объявления указа о преобразовании Пансиона в казённую гимназию он подал прошение об увольнении и 16 апреля 1830 г. был уволен. Осенью 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет. Здесь с сентября 1830 по 1832 гг. он учился сначала на нравственно-политическом, затем на словесном отделении - в одно время с Герценом, Белинским, Гончаровым, Огарёвым, Станкевичем. В период пребывания Лермонтова в Университете начал складываться кружок Герцена и Огарева. О контактах Лермонтова с этим кружком сведений нет.
Основные интересы Лермонтова в университетские годы сосредоточились в сфере литературного творчества: он написал несколько поэм, драматических произведений, много стихов. В университете бывал крайне нерегулярно, преимущественно на занятиях по русской и английской словесности, немецкому языку и на лекциях М.П. Погодина по истории. На репетициях экзаменов по риторике (Победоносцев), а также геральдике и нумизматике (Гастев) вступил в пререкания с экзаменаторами, после чего в списке студентов возле его фамилии появилась пометка «Посоветовано уйти». 1 июня 1832 г. написал прошение о переводе в Санкт-Петербургский университет. В ноябре 1832 г. был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером лейб-гвардии Гусарского полка.
Муштра и существовавший в учебном заведении запрет читать художественную литературу сильно досаждали Лермонтову, и он мечтал о скорейшем выпуске в корнеты своего полка. Произошло это 22 ноября 1834 г.
2 Маурер Людвиг Вильгельм (1789-1878) - немецкий и русский скрипач, композитор и дирижер, капельмейстер московских, затем петербургских театров.
Музыка и Лермонтов
Первым музыкальным впечатлением Лермонтов обязан матери. В 1830 г. он писал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать» [2, URL]. С народными песнями он познакомился ещё в Тарханах. Систематически обучаться музыке начал в Пансионе в Москве.
Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, в его лирике нашло отражение восприятие музыки, опирающееся на богатую традицию романтизма. Для Лермонтова звук и зримый образ были нерасторжимы:
Звуки
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя. Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых! И в душе опять они рождают
Сны весёлых лет И в одеждужизни одевают
Всё, чего уж нет. Принимают образ эти звуки.
Образ милый мне; Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне. И опять безумно упиваюсь Ядом прежних дней, И опять я в мыслях полагаюсь На слова людей [3, с. 182].
Эти строки были навеяны игрой известного гитариста М.Т. Выгоцкого (1791-1837), который играл студенту Лермонтову переложения для семиструнной гитары русских народных песен.
Она поёт - и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит - и небеса играют В её божественных глазах;
Идётли - все еёдвиженья, Иль молвит слово - все черты Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной простоты [3, с. 32].
Как предполагает Э. Э. Найдич, посвящено известной певице П. Бартеневой.
Музыкальные образы характерны для всей поэзии Лермонтова. Её музыкальность -образец того, как именно следует говорить о музыке, не искажая её сущности как искусства звукового, «как именно следует воссоздать в словесной форме поэтическими средствами своеобразие музыкального перепевания» (И. Эйгес).
С другой стороны, на лермонтовские темы написано свыше 2,5 тысяч музыкальных сочинений (творчество около 800 композиторов), в том числе 50 опер, 10 балетов (два фильма-балета), 1 комическая опера, свыше 50 симфонических поэм и кантат, обширное количество музыки к спектаклям и кинофильмам. Воплощение творчества Лермонтова в музыке показывает, что и крупные композиторы, и дилетанты, в разное время творившие, обращались к одним и тем же текстам. «Казачья колыбельная песня» была положена на музыку свыше 90 раз, «На севере диком» - свыше 100 раз, «Молитва» («В минуту жизни трудную») - более 80 раз.
Творчество Лермонтова вдохновило таких великих музыкантов XIX в., как М.И. Глинка, A.C. Даргомыжский, А.Г. Рубинштейн, М.П. Мусоргский, А.Н. Серов, H.A. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, М.А. Балакирев, Ференц Лист, А.Я. Варламов, A.A. Алябьев, А.Л. Гурилев; таких светил XX в., как Б.В. Асафьев, C.B. Рахманинов, A.C. Аренский, С.И. Танеев, Д.Д. Шостакович, В.Я. Шебалин, Ю.А. Шапорин, М.М. Ипполитов-Иванов, Э.Ф. Направник, Г.В. Свиридов, A.A. Спендиаров, А.И. Хачатурян (да простят меня те, кого не упомянул).
Литература по истории музыки насчитывает большое количество музыкальных сочинений, посвящённых поэту, связанным с ним юбилейным датам - спектаклей, фильмов, концертных произведений. Можно уверенно сказать, что образ поэта обрёл в русском, советском искусстве вечную жизнь.
Театр и Лермонтов
Театральная жизнь в России 20-30-х гг. XIX в. была весьма интенсивной, любовь к театру укоренилась и в родственном окружении Лермонтова, и рассказы о театре и театральные впечатления вошли в его жизнь с детских лет.
Прадед Лермонтова А.Е. Столыпин (отец бабушки) имел один из лучших крепостных театров (в 1790-е - начале 1800-х гг.), домашний театр деда Лермонтова М.В. Арсеньева в Тарханах был одним из лучших в Пензенской губернии. В детстве Лермонтов увлекался театром марионеток, лепил фигурки из воска и сочинял пьесы. Позднее он часто посещал театры, был связан с театральным миром. Драма «Маскарад» была предназначена
для бенефиса М.И. Валберховой. В мае 1840 г. Лермонтов познакомился с М.С. Щепкиным, кроме того, он высоко ценил игру П. С. Мочалова.
Театральные вкусы Лермонтова формировались драматургией Шекспира, Шиллера, французских романтиков. Первые его работы для театра связаны с поисками романтических героев: либретто на сюжет «Цыган» А. С. Пушкина, план разбойничьей пьесы в духе «Бури и натиска». Театр освободительной романтики - это драмы «Испанцы», «Странный человек», «Два брата», четыре редакции драмы «Маскарад» (1835 г., январь и октябрь 1836 г.).
Сценическая история «Маскарада» началась спустя 15 лет после её написания: в первое время «Маскарад» мог появиться только как бенефисная пьеса. Запрет на постановку был снят только в апреле 1862 г. 24 сентября 1862 г. драму (хотя и с большими купюрами) поставил Малый театр.
Чаще, чем в столице, «Маскарад» ставился в провинции. На первом этапе своей сценической истории пьеса трактовалась как мелодрама. Огромное влияние на последующие постановки «Маскарада» оказал спектакль на сцене Александрийского театра, поставленный В. Мейерхольдом в 1917 г. Премьера состоялась 25 февраля 1917 г., последний спектакль - 6 июля 1941 г.
В 30-е гг. «Маскарад» вошёл в репертуар многих периферийных и ряда столичных театров. 21 июня 1941 г. состоялась премьера «Маскарада» на сцене Театра им. Е. Вахтангова. Музыку к спектаклю написал А. И. Хачатурян, она вошла в сокровищницу музыкального сочинительства не только страны, но и мира. Когда поздно вечером зрители расходились после спектакля, с западных аэродромов уже поднимались фашистские самолёты, чтобы бомбить советскую землю. А 8 ноября 1944 г. музыка А. И. Хачатуряна к «Маскараду» прозвучала в исполнении двух симфонических оркестров как сюита предстоящей Победы.
Заметным явлением в истории советского театра стали постановки «Маскарада» в Малом театре (1962 г., Арбенин - М.И. Царёв, режиссёр - Л.В. Варпаховский) и в театре им. Моссовета (1952 г. и 1964 г., режиссёр обоих спектаклей Ю.А. Завадский, Арбенин -Н.Д. Мордвинов, ранее сыгравший эту роль в кинофильме С. А. Герасимова).
Есть своя сценическая история и у остальных пьес М.Ю. Лермонтова: «Странный человек», «Испанцы», «Два брата», инсценировки «Героя нашего времени», лёгшие в основу театральных спектаклей, кинопроизведений, телевизионных версий.
С самого начала своего существования русский кинематограф обращался к творчеству Лермонтова: были экранизированы «Песня про купца Калашникова» (A.A. Хонжонков, 1909), «Боярин Орша» (1909), «Маскарад» (1910), «Вадим» (1910). В студии Хонжонкова снимается «Бэла» (1913), «Демон» (1910 и 1917), второй вариант «Маскарада» (1914). В 1919 г. был снят, но потом уничтожен так и не вышедший на экраны третий «Маскарад». Всего с 1909 по 1918 гг. на лермонтовские сюжеты поставлено 15 фильмов.
В советские годы лермонтовская тема реализуется в трёх направлениях: экранизация лермонтовских произведений, биографические фильмы и научно-популярное кино о Лермонтове и лермонтовских местах.
В 1926-1927 гг. в Грузии сняты картины «Княжна Мери», «Бэла» и «Максим Макси-
мыч».
В эпоху звукового кино появились - цветной фильм «Княжна Мери» (1955, режиссёр И. Анненский), «Герой нашего времени» (три новеллы «Бэла», «Тамань» и «Максим Макси-мыч», 1967 режиссёр С. Ростоцкий).
Значительным событием в истории кино стал фильм «Маскарад» (1941 г.) режиссёра С. Герасимова с Н. Мордвиновым в роли Арбенина.
В 1930 г. на «Ленфильме» был снят первый биографический фильм о Лермонтове «Кавказский пленник» («Гибель Лермонтова»), а в 1943 г. - художественный фильм «Лермонтов» («Союздетфильм», в роли Лермонтова А. Консовский).
В 1940 г. появился научно-популярный фильм «Гибель поэта» (текст за кадром -М.И. Царёв), в 1959 г. - картина «Загадка Н.Ф. И.» по трём устным рассказам И. Андрон-никова, в 1964 г. в Грузии вышли три короткометражных картины о пребывании Лермонтова в Тифлисе, Кахетии, Мцхете (сценарий И. Андронникова), а на «Леннаучфильме» было снято два фильма: «Глазами поэта» по рисункам Лермонтова и «Последняя дорога» про последнее изгнание на Кавказ в апреле 1841 г.
В 1975 г. Центральное телевидение показало телеспектакль «Страницы журнала Печорина» (постановка А. Эфроса, в ролях: Печорин - О. Даль, Грушницкий - А. Миронов, Вернер - Л. Броневой, Мери - И. Печерникова, Вера - О. Яковлева).
Изобразительное искусство и Лермонтов
При жизни поэта его произведения художниками-профессионалами иллюстрированы не были, сохранились лишь три авторских иллюстрации к «Кавказскому пленнику», «Черкесам» и «На севере диком». Вместе с тем русские живописцы неоднократно обращались к его творчеству. Первым профессиональным художником, обратившимся к произведениям, Лермонтова принято считать В. А. Тропинина, создавшего картины «Казначейша» и «Женщина в окне» - два варианта на сюжет «Тамбовской казначейши». В 1852 г. H.H. Ге создал картину по поэме «Хаджи-Абрек»; М. А. Зичи, венгерский художник, более полувека работавший в России, в 1860 г. написал картину «Демон и Тамара»; в 1874 г. М.П. Клодт выступил с картиной «Въезд улан (из «Казначейши»)»; в 1882 г. на X передвижной выставке было представлено полотно В.М. Васнецова «Зачем я не птица» (на тему стихотворения «Желание»), а в 1889 г. К.Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара». Известна также живописная иллюстрация И.И. Шишкина к стихотворению «На севере диком» (1890 г.).
В 1885 г. к «Демону» обратился М. А. Врубель, создав три полотна, справедливо отнесенных к шедеврам мирового искусства: «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901-1902). Над образом «Демона» работал и К.С. Петров-Водкин, его картина экспонировалась в 1941 г. на выставке в Ленинграде, в настоящее время местонахождение картины неизвестно.
Попытки живописцев воплотить лермонтовские образы в своём творчестве не оставили, за исключением работ Врубеля, заметного следа в истории русского искусства. Слава богу, серьёзным достоянием художественной интерпретации творчества Лермонтова стала графика, талантливо развивавшаяся в русле книжной и станковой иллюстрации, в том числе и самыми выдающимися русскими живописцами.
Более чем столетняя плодотворная работа художников над изобразительным истолкованием наследия Лермонтова не только расширила представление о творчестве писателя в целом, но и явилась важным этапом в развитии отечественной графики, обогатив её многими оригинальными произведениями.
Наследие Лермонтова нашло талантливое отражение и в таком виде декоративно-прикладного искусства, как русские лаки - в живописных миниатюрах, созданных мастерами лаковых художественных промыслов Федоскино, Палеха, Мстёры, Холуя, древних центров иконописного ремесла. Наиболее доступными росписи по лаку оказались, естественно, произведения Лермонтова с фольклорной основой, романтические поэмы и сюжеты, построенные на материале русской истории.
Достойное место в отечественной культуре занимает Лермонтов и как рисовальщик, подтверждая славу многогранного таланта.
Вместо заключения
Последнее письмо М.Ю. Лермонтова бабушке:
«Е.А. Арсеньевой
(Пятигорск) июня 28 (1841 г.)
Милая бабушка.
Пишу к вам из Пятигорска, куды я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху. Я получил ваших три письма вдруг и притом бумагу от Степана насчёт продажи людей, которую надо засвидетельствовать и подписать здесь; я это всё здесь обделаю и пошлю.
Напрасно вы мне не послали книгу графини Ростопчиной; пожалуйста, тотчас по получении моего письма пошлите мне её сюда в Пятигорск. Прошу вас также, милая бабушка, купите мне полное собрание сочинений Жуковского последнего издания и пришлите также сюда тотчас. Я бы попросил также полного Шекспира, по-английски, да не знаю, можно ли найти в Петербурге; препоручите Екиму. Только, пожалуйста, поскорее; если это будет скоро, то здесь ещё меня застанет.
То, что вы мне пишите о словах г (рафа) Клейнмихеля, я полагаю, ещё не значит, что мне откажут отставку, если я подам; он только просто не советует; а чего мне здесь ещё ждать?
Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам. Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны; целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук
М. Лермонтов» [4, URL],
Умирать он не собирался...
Список литературы:
1. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); науч-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» ; гл. ред. В. А. Мануйлов, редкол.: И. Л. Андроников, В. Г. Вазанов, А. С. Вушмин, В. Э. Вацуро, В. В. Жданов, М. Б. Храпченко. -М. : Сов. энцикл., 1981. - 746 е.: ил.
2. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); науч-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» ; гл. ред. В. А. Мануйлов, редкол. : И. Л. Андроников, В. Г. Базанов [и др.]. - М.: Сов. энцикл., 1981 // Русская литература и фольклор [Электронный ресурс] : фундаментальн. электрон, б-ка. - Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc, свободный.
3. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов ; под ред. И. Андронникова, Д. Благого, Ю. Оксмана ; [вступ. ст. и ком-мент. И. Л. Андронникова]. - М. : Худож. лит., 1983. - 446 е.: ил.
4. Лермонтов, М. Ю. Письмо Арсеньевой Е. А. / М. Ю. Лермонтов // Лермонтов М. Ю. Сочинения. В 6 т. Т. 6. Проза, письма. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 461-462 // Русская литература и фольклор [Электронный ресурс] : фундаментальн. электрон. б-ка. - Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc, свободный.
5. Муръянов, М. Ф. Московский университет благородный пансион // Лермонтовская энциклопедия / М. Ю. Лермонтов; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» - М. : Сов. Энцикл., 1981. — С. 289-290.
Spisok Literatur y:
1. Lermontovskaja jenciklopedija / AN SSSR, In-t rus. lit. (Pushkin. Dom) ; nauch.-red. sovet izd-va «Sov. Jencikl.» ; gl. red. V. A. Manujlov, redkol.: I. L. Andronikov, V. G. Ba-zanov, A. S. Bushmin, V. Je. Vacuro, V. V. Zhdanov, M. B. Hrapchenko. - M. : Sov. jencikl., 1981. - 746 s.: il.
2. Lermontovskaja jenciklopedija / AN SSSR, In-t rus. lit. (Pushkin. Dom) ; nauch.-red. sovet izd-va «Sov. Jencikl.» ; gl. red. V. A. Manujlov, redkol. : I. L. Andronikov, V. G. Bazanov [i dr.], - M. : Sov. jencikl., 1981 // Russkaja literatura i fol'klor [Jelektronnyj resurs] : fundamental'n. jelektron. b-ka. - Rezhim dostupa : http://feb-web.ru/feb/ lermenc/lre-abc, svobodnyj.
3. Lermontov, M. Ju. Sobranie sochinenij. V 4 t. T. 1. Stihotvorenija / M. Ju. Lermontov ; pod red. I. Andronnikova, D. Blagogo, Ju. Oksmana ; [vstup. st. i komment. I. L. An-dronnikova], - M. : Hudozh. lit., 1983. - 446 s.: il.
4. Lermontov, M. Ju. Pis'mo Arsen'evoj E. A. / M. Ju. Lermontov // Lermontov M. Ju. Sochinenija. V 6 t. T. 6. Proza, pis'ma. - M. ; L. : Izd-vo AN SSSR, 1957. - S. 461-462 // Russkaja literatura i fol'klor [Jelektronnyj resurs] : fundamental'n. jelektron. b-ka. -Rezhim dostupa : http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc, svobodnyj.
5. Mu/janov, M. F. Moskovskij universitet blagorodnyj pansion // Lermontovskaja jen-ciklopedija / M. Ju. Lermontov ; AN SSSR, In-t rus. lit. (Pushkin. Dom) ; Nauch.-red. sovet izd-va «Sov. Jencikl.» - M. : Sov. Jencikl., 1981. - S. 289-290.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 6