Научная статья на тему 'М. В. Ломоносов - основоположник классического непрерывного образования в России (к 300-летию со дня рождения)'

М. В. Ломоносов - основоположник классического непрерывного образования в России (к 300-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. В. Ломоносов - основоположник классического непрерывного образования в России (к 300-летию со дня рождения)»

М.В. ЛОМОНОСОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК КЛАССИЧЕСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Шалыгин Л.Д., Гудымович В.Г. УДК: 004-057.4:614.253.1:37

M.V. LOMONOSOV - THE FOUNDER OF CLASSICAL CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA (TO THE 300th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

Shevchenko Yu.L, Matveev S.A., Shalygin L.D., Gudymovich V.G.

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А.С. Пушкин

Несмотря на то, что с начала XVIII века столицей Российского государства стал Петербург, Москва по-прежнему оставалась важнейшим экономическим и культурным центром России. Здесь находилось много высших и средних учебных заведений: Славяно-греко-латинская академия, которая в просторечии называлась Спасские школы, Артиллерийская, Инженерная, Математико-навигацион-ная, Цифирная школы, Медицинское училище и др. В Москве было несколько крупных книгохранилищ: при Печатном дворе, при Славяно-греко-латинской академии, Публичная библиотека Василия Киприянова и ряд других библиотек.

Славяно-греко-латинская академия сыграла большую роль в развитии русской культуры. Она была основана в 1685 г. при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице (рис. 1). Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда стала крупнейшим просветительским центром страны. После смерти Петра I общая реакция пагубно сказалась и на состоянии просвещения. Противники петровских преобразований стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключительно духовным учебным заведением. Примечательно, что питомец именно этой alma mater Михаил Васильевич Ломоносов понял, что путь к вершинам науки может раскрыть лишь познание достижений современного естествознания. В дальнейшем в основу своей системы образования в качестве незыблемого принципа он положил неразрывное единство образовательного и научно-исследовательского процессов.

Для подготовки научных кадров Ломоносов разработал последователь-

ную систему, состоящую из трех ступеней: гимназия, университет, академия. Первым этапом этой системы являлась гимназия. Свое мнение о начальном и среднем образовании Ломоносов изложил в проекте устава гимназии Петербургской Академии, составленном им в 1758 г. По его определению, «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам». Он рассматривает гимназию и как фундамент университетского образования, и как самостоятельное среднее учебное заведение (рис. 2).

Учащихся Ломоносов делил на две категории: одна - обучающаяся за казенный счет, другая - за собственный. Именно первая категория учащихся, как наиболее заинтересованная в получении образования, должна была пополнять университет. «Казеннокоштные ученики, - писал он, - должны основательно проходить все школьное обучение, чтобы стать исправными студентами и приоб-

рести возможность слушать высшие науки у университетских профессоров». В гимназии видел Ломоносов «основание и начало к происхождению ученых россиян». Разработанный ученым проект регламента академической гимназии поражает своей глубиной и всесторонностью изложения проблем начального и среднего образования. В этом уникальном документе заложены основы целых разделов современной науки: это и гигиена школьников, и медицинский контроль за обучающимися, и обеспечение учебной дисциплины, система нравственного и духовного обучения, принципы награждения и наказания обучающихся и многие другие. Мысль Ломоносова о гимназиях как об основе университетского образования была подтверждена жизнью. Именно гимназии (например, в Казани) явились базой для создания университетов в начале XIX века.

Главное место в подготовке ученых Ломоносов отводит университету. Высшая школа представлялась ему как автономное учреждение, имеющее свои

Рис. 1. Заиконоспасский монастырь на Никольской улице

Рис. 2. Петербургская Академия наук

научные и общественные права. Основной принцип организации университетов, по мнению Ломоносова, заключался в том, что при определении числа университетских кафедр, преподавателей и студентов следует исходить не из наличия кандидатов в данное время, а из потребностей будущего развития страны, чтобы «план университета служил во все будущие ради». Этим принципом он руководствовался при составлении проекта учреждения Московского университета в 1754 году и при разработке основ Петербургского университета в начале 60-х годов (рис. 3 и 4). Пользуясь поддержкой известного русского мецената графа И.И. Шувалова (рис. 5), Ломоносов разработал оригинальный проект русского университета с учетом особенностей общественного строя России и состояния научной мысли того времени (рис. 6). Защищая демократические основы развития отечественной науки, Ломоносов выдвинул требование, чтобы к обучению в университете допускались лица податных сословий.Глубоко продуманной была и организация обучения в Московском университете. Было предусмотрено создание трех факультетов: философского, юридического и медицинского, - что соответствовало состоянию науки того времени. Ломоносов предусматривал создание научно-экспериментальной базы преподавания: лабораторий, кабинетов, анатомического театра, библиотеки и т.д. По мысли ученого, основой подготовки научных кадров в Московском университете должны стать широкое внедрение опыта, эксперимента

Рис. 3. Письмо М.В. Ломоносова к графу И.И. Шувалову об организации Московского университета

Рис. 4.

Первое здание Московского университета на Красной площади

Рис. 5. Граф И.И. Шувалов

Рис. 6. Здание, в котором помещались академический университет и гимназия

Рис. 7 Н.Н. Поповский Рис. 8. Петербургская академия наук

Рис. 9. Петербургский университет

в учебный процесс, связь с практикой. Он требовал «гласности» преподавания, предусматривал чтение публичных лекций профессорами университета для пропаганды научных знаний. Большое значение придавал Ломоносов организации при университете типографии для публикации работ профессоров и трудов других ученых. Первыми профессорами Московского университета стали молодые русские ученые, окончившие академический университет и проходившие научную подготовку под руководством Ломоносова, Н.Н. Поповский (рис. 7), А.А. Барсов, Ф.А. Яремский.

Потребность открытия в Петербурге высшего учебного заведения, как полагал Ломоносов, диктовалась не только наличием здесь Академии наук (рис. 8), но и другими благоприятными обстоятельствами: Петербург был столицей государства, многолюдным торговым центром, крупным морским портом и т.д. На Петербургский университет как на источник научных кадров для Академии Ломоносов возлагал большие надежды. По его определению, «Петербургский университет, друг, более того - единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с нею трудиться на пользу Отечества». Ломоносов разрабатывает структуру и систему управления Петербургского университета. Он расширяет программу университетского образования, вводит новые предметы: химию, ботанику, анатомию, восточные языки и др. Вместо существовавших в академическом университете классов он предлагает ввести, по примеру западноевропейских высших школ, деление на факультеты.

Необходимым условием успешной деятельности университета Ломоносов считал автономное его правление во главе с проректором, «который ежегодно избирается из числа профессоров». Он полагал, что полезным для университета будет совмещение академиком научной и преподавательской работы. Это, по его мнению, улучшит научную подготовку студенческой молодежи, уменьшит расходы, а профессора смогут «с лучшей стороны показать Отечеству свое рвение».

Однако все усилия Ломоносова создать новое учебное заведение в стране оказались тщетными. Императрица Елизавета I, а позднее Екатерина II не спешили осуществить смелые планы ученого. Только в 1819 году, через 54 года после смерти Ломоносова, состоялось открытие Петербургского университета (рис. 9).

Предметом особого внимания Ломоносова являлась Петербургская Академия наук (рис. 10). Широкий кругозор, кипучая энергия, глубокий патриотизм русского ученого рождали грандиозные планы совершенствования научного центра России. Им были написаны и представлены правительству и руководству Академии несколько проектов и предложений по организации науки: «Всенижайшее мнение о исправлении Санктпетербургской императорской Академии наук» (1755), «Представление президенту Академии наук об «излишествах, замешательствах и недостатках» в Академии наук и о мерах к улучшению ее положения» (1758), «Записка о необходимости преобразования Академии наук» (1758), «Краткий способ приведения Академии наук в доброе состояние» (1761)и др.

Несмотря на то, что Ломоносову не удалось воплотить в жизнь свои обширные планы, связанные с подготовкой отечественных ученых, он осуществил значительную организационную перестройку гимназии и университета Академии наук. Из академического уни-

верситета, руководимого Ломоносовым, вышли многие русские ученые, которые оказали глубокое влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

Идея непрерывности начального, среднего и высшего образования, выдвинутая Ломоносовым, способствовала тому, что в конце XVIII в. Высшее правительственное учреждение страны - Сенат - признало создание гимназий и начальных училищ «за весьма полезное обществу». Уникальным предвидением грядущего прогресса науки стали идеи великого ученого о создании научных центров.

При составлении нового устава Академии Ломоносов считал необходимым воспользоваться опытом работы и организационными формами иностранных корпораций - Лондонского королевского общества, Парижской и Берлинской академий. Его привлекло автономное управление некоторых европейских академий, где «собрание академиков само себе судья». Об этой автономии академий весьма образно высказался Александр Дюма-сын: « Академия должна быть выше

общественного мнения. У нее есть свои правила. Пусть она их соблюдает».

Век Просвещения оказал огромное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Преобразованиями Петра I было положено начало светскому образованию. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности М.В. Ломоносов занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении по праву называют новым периодом русской образованности. Великое имя и дела Ломоносова вдохновляли и продолжают вдохновлять русскую научную мысль. Настало время для осуществления его заветной мечты о могуществе русской науки, и по-новому воспринимает молодежь дошедший к ней через века призыв:

«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.»

Рис. 10. Петербургская академия наук

Контактная информация

Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70

e-mail: nmhc@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.