с©4 инновации ^d
DOI 10.24411/2076-1503-2020-10347 ЛИСНИЧЕНКО Валерий Васильевич,
кандидат педагогических наук, доцент Институт судостроения и морской арктической техники (филиал Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в г. Северодвинске)
e-mail: v.lisnichenko@narfu.ru
М.В. ЛОМОНОСОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: ИДЕИ И ОТКРЫТИЯ, ОПЕРЕДИВШИЕ ВРЕМЯ
Аннотация. Михаил Васильевич Ломоносов - предвестник становления и развития экологической области научных знаний - социальной экологии и экологии человека. Особенности формирования экологических взглядов Великого Помора. Природосообразность в трудах М.В. Ломоносова, экологически рациональная модель поведения в системе «человек - общество - природа».
Ключевые слова: экология, система «человек - общество - природа», экологически рациональная модель поведения, экологическое мировоззрение, природосообразность, социальная экология.
LISNICHENKO Valerii Vasilevich,
Ph.D., Educational Studies, Associate Professor Institute of Shipbuilding and Arctic Marine Engineering (branch of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov in Severodvinsk)
M.V. LOMONOSOV AND SOCIAL ECOLOGY: IDEAS AND DISCOVERIES THAT WERE AHEAD OF THEIR TIME
Annotation. Mikhail Vasilyevich Lomonosov as a harbinger of the foundation and development of one of the branches of the ecological scientific field, which is social ecology and human ecology. Features of the development of the Great Pomor's ecological views. Conformity to nature in the works of M. V. Lomonosov, an ecologically rational behavior pattern in the system «man - society -nature».
Key words: ecology, the system «man - society - nature», ecologically rational behavior pattern, ecological mindset, conformity to nature, social ecology.
Экология, как один из разделов общей биологии, возникла во второй половине XIX века, спустя несколько десятилетий после смерти М.В. Ломоносова. За сто лет своего развития она превратилась в самостоятельную область образовательных и научных знаний, объединяющую более 60 взаимосвязанных научных дисциплин экологической направленности. Вопросы взаимодействия организма с окружающей средой обитания являются актуальными для понимания механизма построения взаимоотношений в системе «человек - общество - природа». В связи с этим несомненный научный интерес представляют экологические взгляды М.В. Ломоносова.
Анализ научных трудов великого российского ученого свидетельствует о том, что им неоднократно в самых различных работах рассматри-
вались вопросы обеспечения личной и коллективной экологической безопасности в системе «человек - общество - природа (среда обитания)». При определенных условиях Михаил Васильевич Ломоносов мог бы по праву считаться первым российским экологом. Его многочисленные рекомендации по вопросам обеспечения личной и коллективной экологической безопасности человека можно встретить в трудах по химии, физике, географии, но у него не было ни одной специальной работы в данной области, что не позволило научному сообществу рассматривать его как первого российского эколога.
Во времена Ломоносова не существовало ни понятия «экология», ни самой экологической науки, однако многочисленные ломоносовские высказывания по особенностям взаимодействия в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
системе «человек - общество - природа», однозначно свидетельствуют о том, что великий российский ученый может по праву считаться предшественником развития данной области знаний, опередившим на столетие становление таких научных направлений, как «экология человека» и «социальная экология».
Рассматривая концептуальную связь экологических взглядов М.В.Ломоносова и экологии XIX
- XXI веков, представляется возможным выделить и проанализировать наиболее важные направления деятельности ученого в контексте развития данной науки.
Великий Помор - Михаил Васильевич Ломоносов - в популярной литературе стереотипно представляется как самородок, который стал впервые систематически обучаться только в 19 лет, попав в Москву. В публикациях встречаются курьезные утверждения о том, что он «азы» и «склады» изучал вместе с 9-10-летними детьми, и те дразнили его, великовозрастного, за то, что он
- «оглобля, вместе с ними за парту сел». Однако, с точки зрения психологических аспектов возрастного развития, очевидно, что это не так.
Вундеркинды опережают в развитии своих сверстников в возрастном периоде до 11 лет, далее, если они не реализуют свои врожденные способности, их преимущество исчезает. Для большинства современных школьников сенситивный период заканчивается к 14 годам. Если до этого времени человек не получит возможности реализовать свои задатки и способности в каком-либо виде деятельности, эти способности практически безвозвратно угаснут.
Очевидно, что наряду с уникальными способностями и трудолюбием у юного М.В. Ломоносова были возможности для личностного роста и развития. Один из современников Ломоносова охарактеризовал малую родину Великого Помора, как «тамошний край света». Но так ли это было на самом деле? Холмогоры в тот период были крупнейшим центром «книжности» на Русском Севере, а семья Ломоносовых проживала всего в двух километрах от этого центра на Курострове, отделенном от Холмогор речной протокой.
Словесная архиерейская школа города Холмогоры осуществляла обучение детей священников, дьяков, дьяконов, пономарей, трапезников, псалтырщиков и часословщиков, кроме того, в ограниченном количестве обучались лица недуховного звания - преимущественно дети служителей архиерейского дома.
«Сведения о количестве учеников Холмогорской архиерейской школы в 1729-1730 гг.» сообщают, что «того же 1729 года с сентября месяца вышеперечисленных учеников обреталось после вакации 1730 года в школьном учении сто пять человек...» Занятия вели учителя Иван
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
Каргополский (Каргопольский), Иван Гоголев, Кузьма Яковлев.
Ломоносовы имели связи с архиерейским домом. Дед Михаила по материнской линии - дьякон в Матигорах, бабушка - просвирница в церкви, двоюродный дед Ломоносов Лука Леонтьевич, в доме которого прошло детство Ломоносова, -церковный староста, отец Василий Дорофеевич -крупный жертвователь на строительство храма на Курострове.
«Поскольку В. Д. Ломоносов имел деловые связи с архиерейским домом. Михаил Васильевич мог быть слушателем этой школы, как писал о том в 1770 - 1771 гг. М. Н. Муравьев» [1, с.157].
Сто пять учеников, обучающихся в архиерейской школе, - это очень много по масштабам малонаселенного Севера. Население Холмогор никогда не было многочисленным. В сочинении архангелогородского священника Козьмы Молчанова (1767 - 1812) «Описание Архангельской губернии» говорится, что «в городе Холмогорах жителей вообще всякого сословия считается муж. 854, жен. 835» [14, с.126]. То есть получается, что в Холмогорах, во времена пребывания Михаила Ломоносова на родине, каждый десятый житель мужского пола (учитывая детей) учился в архиерейской школе. Поистине, некий аналог университетского городка, правда, в начальном, «архипастырском варианте». В ходе реформы образования на восемь губерний и 229 городов империи Петр I приказал выделить всего шестнадцать учителей для открытия «цифирных школ», причем в Москве, Вологде, Новгороде и Пскове, куда были направлены учителя, школы так и не открылись из-за нехватки учеников. В Архангельске «цифирная школа» просуществовала только три года и была закрыта в 1719 году, а на родине Ломоносова в этот период единовременно велись занятия со сто пятью учениками по пяти направлениям подготовки. Просветительская деятельность северных монастырей привела к распространению «книжной учености» среди жителей Поморья и росту популярности архиерейской школы.
У М.В. Ломоносова ранняя природная одаренность сочеталась с ранним развитием. Это ребенок из классической поморской среды, не просто «мальчик с книжкой», а полноправный участник морских походов и промыслов, который лично побывал «. по всему берегу Нормандского моря, от Святого носу до Кильдина острова» [3, с.478]. Совершая длительные морские переходы, юный Ломоносов вёл наблюдения за окружающими его природными явлениями, о которых впоследствии напишет в своих трудах: «..ветры в поморских двинских местах . тянутся с весны до половины майя по большей части по полудни и выгоняют льды на океан из Белого моря; после того господствуют там ветры больше от севера,
что мне искусством пять раз изведать случилось. Ибо от города Архангельского до становища Кекурского, всего пути едва на семьсот верст, однако около оного времени не поспевал как в четыре недели, а один раз и в шесть недель на оную езду положено за противными ветрами от норд-оста» [4, с.478]. За пять морских походов на Мурманскую страду юный Ломоносов прошёл на маломерных морских судах по Белому и «Нормандскому» морям не менее 7000 километров.
Михаил Васильевич был воспитан по традиционным канонам семейной поморской педагогики. Юный помор обладал знаниями, умениями и навыками, позволявшими успешно адаптироваться ему в самых различных как природных, так и социальных условиях. Он практически самостоятельно освоил грамоту, перенял от отца и его товарищей-артельщиков навигационные, рыболовецкие и охотничьи навыки.
В Москву пришел не малограмотный переросток, а вполне сформировавшийся, способный к быстрой адаптации в новых условиях, сложившийся человек с определенными духовными и научными взглядами, с жизненным опытом адаптации в сложных природных и социальных условиях. Близость к естественной среде обитания и борьба с опасными природными явлениями сделали юного Ломоносова стихийным агностиком. Он воспринимал окружающий мир как творение некого сверхсущества, создавшую «пречудную и превеликую громаду» Природы. Он очень внимательно изучал духовную литературу, посещал Соловецкий монастырь, скиты староверов, несколько лет учился в духовной академии, но образ мыслей и его последующие высказывания постоянно выдавали оригинальные взгляды, которые сложились у него в юности. В самых разнообразных его трудах встречаются высказывания, противоречащие официальной церковной доктрине.
«Все тела, которые натура производит, разделяются на три рода. Первый заключает в себя всех животных, то есть людей, скотов, зверей, птиц, рыб и гадов» [5, с.367]. Очевидно, что М.В.Ломоносов достаточно хорошо знал тексты Священного Писания, однако подобного рода утверждения свидетельствуют о том, что само содержание текста поставлено ученым под сомнение. Назвать человека животным, а не божественным творением,создание которого описано в Ветхом Завете, поставить человека в один ряд со скотами и гадами - в этом был прямой вызов церковным канонам, ересь, прямой путь в каменные мешки подземной тюрьмы Соловецкого монастыря.
Двойственная, биосоциальная природа человека для Ломоносова несомненна - по его
словам, «человек есть животное словесное» [6, с.35].
Анализ высказываний ученого свидетельствует о том, что Бог в понимании М.В. Ломоносова является неким «существом разумным», «силою», отличным от классического образа, каким представляла его официальная церковь.
«Сего ради нет никакого сомнения, что видимый сей мир устроен от существа разумного и что, кроме сей пречудной и превеликой громады, есть некоторая сила, которая оную соградила, которая есть неизмеримо велика, что произвела толь неизмеримое здание, непостижимо премудра, что толь стройно, толь согласно, толь великолепно оное устроила, несказанно щедра, что между всеми творениями положила и утвердила взаимную пользу» [7, с.324].
Поморская педагогика, система семейного и коллективного воспитания подростков позволила заложить основы экологического мировоззрения и сформировать у М.В. Ломоносова экологически рациональную (природосообразную) модель поведения в системе «человек - общество - природа».
Экологическое мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение человеком своего места в окружающем мире и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия и поддерживать стабильность в системе «человек-общество-природа» [2, с.114].
Экологически рациональная модель поведения (ЭРМП) - упорядоченная последовательность действий личности (алгоритм поведения), основанная на экологическом мировоззрении и направленная на гармонизацию отношений в системе «человек - общество - природа» [17, с.94]. Во многих научных трудах М.В. Ломоносов выделяет элементы экорациональной модели поведения, присущие поморскому субэтносу. В частности, много внимания уделяется правильному выбору рациона питания и профилактике гиподинамии, что не утратило своей актуальности и в наши дни.
Нерациональному использованию природных богатств, преступному отношению к своему здоровью Ломоносов противопоставляет здоровый и разумный образ жизни просвещенного человека: «Итак, лучше презреть все сие безумие (ибо суетнейшее имя сей суете дать можно?) и всю силу жития в крепости ума и в великодушии, и в презрении житейских вещей, и пренебрежении оных поставить» [8, с.307]. По его мнению, все в природе должно быть природосообразно и гармонично, даже если это словесность. «Но где ж, натура, твой закон?....Которым малой вещи знак
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
являет естества устав?» [9, с.316]. Гармония, эко-рациональность пленяет его во всем - в риторике, в личности, в обществе, в природе. «Но посмотрим на чудную громаду сего видимого света и на его части: не везде ли видим мы взаимный союз вещей, в пользу друг другу бытие свое имеющих?» [10, с.320].
В трудах М.В.Ломоносова природосообраз-ности уделяется особое внимание. Ученый признает исключительную сложность и рациональность существующих в природе взаимосвязей. Более того, он постоянно пытается осмысливать и применять их как некий специфический научный метод природосообразности. Восхищение «чудной громадой видимого света» находит отражение в самых разных научных трудах.
Его «Заметки к «Системе всей физики» / Перевод Я.М.Боровского / [11, с.69] содержат попытку сформулировать методологическую основу, выделить основные критерии, определяющие подходы к существующей системе взглядов на проблемы научного познания.
«1. Чудеса согласия, сила; согласный строй причин; единодушный легион доводов; сцепляющийся ряд.
2. Самоочевидная и легкая для восприятия простота.
3. Гармония и согласование природы.
4. По согласованию и созвучию природы.
5. Созвучный всюду голос природы.
6. Единодушие и согласие.
7. Точность опытов, осмотрительность, истинность.
8. Тщательное сцепление доводов.
9. Согласие всех причин есть («непоколебимый» - зачеркнуто) самый постоянный закон природы.
10. Все связано единою силою и согласованием природы.
11.С величественностью природы нисколько не согласуются смутные грезы («догадок» - зачеркнуто) вымыслов».
Из ломоносовских работ следует, что под термином «природосообразность» он подразумевает экологически рациональное поведение в системе «человек - общество - природа», основанное на экологическом мировоззрении.
Для М.В.Ломоносова нет границ для научного познания законов природы. «Еще ли стоять будем у порога и прекословием неосновательного предуверения удержимся? Никоею мерою; но, напротив того, сколько нам дано и позволено, далее простираться не престанем, осматривая все, к чему умное око проникнуть может» [12, с.71].
Многие высказывания М.В.Ломоносова весьма созвучны современным научным взгля-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
дам. В 20-е годы ХХ столетия французский ученый Э. Леруа ввел понятие «ноосфера» (греч. -сфера разума). Впоследствии это понятие было развито и углублено П. Тейяр-де-Шарденом и В.И. Вернадским.
Известный эколог XX века П.Тейяр-де-Шар-ден писал по этому поводу: «Внезапный водопад разумной деятельности, это вторжение нового вида животного, который постепенно подчиняет себе все другие формы жизни, этот неудержимый поток полей, фабрик, заводов, это растущее материальное и духовное созидание - все это возвещает перемену жизни на Земле, перемену планетарного значения [16, с.182].
Сравните со словами М.В.Ломоносова, сказанными за 200 лет до появления учения о ноосфере: «Веселитесь, места ненаселенные, красуйтесь, пустыни непроходные: приближается благополучие ваше. Умножаются очевидно племена и народы и поспешнее прежнего распространяются; скоро украсят вас великие городы и обильные села; вместо вояния зверей диких наполнится пространство ваше глазом веселящегося человека и вместо терния пшеницею покроется» [13, с.459].
Эколог из XX века и ученый-энциклопедист из века XVIII пишут об одних и тех же процессах, происходящих в системе «общество - природа».
Анализ трудов М.В.Ломоносова наглядно свидетельствует о том, что великий русский ученый придерживался экорациональной модели поведения и руководствовался принципом приро-досообразности в системе «человек - общество - природа». Данная система взглядов была сформирована в рамках поморской педагогики в период становления личности будущего ученого. Характерный для протестантской Европы потребительский подход к окружающей среде, породивший в научном мире идеологию хищнического покорения природы, был чужд М.В.Ломоносову. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с европейской научной школой, его взгляды на данный вопрос определялись сформированной в юности экорациональной моделью поведения.
К сожалению, экологические воззрения М.В.Ломоносова экологами не были оценены по достоинству. Высказывания Великого Помора по вопросам, относящимся к социальной экологии и экологии человека по достоинству оценили ученые-медики, которые охотно цитируют в научных трудах его работу «О сохранении и размножении российского народа», используя данный труд как иллюстрацию «медицинских» взглядов Ломоносова [15, с.545-560]. При этом их не смущает, что в работе идёт речь о взаимоотношениях организма и среды, а не о методах лечения болезней.
Экологические взгляды М.В.Ломоносова намного опередили его время - он стал предтечей, предвестником становления современной экологической науки. Неоднократно высказанная им идея гармонизации отношений с природой стала доминировать в обществе только во второй половине ХХ века, когда развитие глобального экологического кризиса стало угрожать будущему цивилизации.
Список литературы:
[1] Архангельский Север в документах истории (с древнейших времен до 1917 года): хрестоматия / Под общ. ред. А. А. Куратова. - Архангельск, 2004. - с.157.
[2] Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Совершенствование системы экологического воспитания и образования учащихся. Северодвинск, РИО СЕВМАШВТУЗА, 2003 г., с. 114.
[3] Ломоносов М.В. Краткое описание путешествий по северным морям и показания возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию. Труды по географии 1763 - 1765 г.г., Москва / Ленинград, 1952 г., Издательство АН СССР, ПСС, Т. 6, с. 478.
[4] Ломоносов М.В. Москва / Ленинград, 1952 г., ПСС, Т.6, с. 478.
[5] Ломоносов М.В. Первые основания горной науки. Вступления. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1741-1763 г.г., Москва / Ленинград, 1952 г., Издательство АН СССР, ПСС, Т.5, с.367.
[6] Ломоносов М.В. О филологии. Москва/ Ленинград 1952 г., ПСС, Т.7 с.35.
[7] Ломоносов М.В. Москва / Ленинград 1952 г., ПСС, Т.7., с.324.
[8] Ломоносов М.В. Москва / Ленинград, 1952 г., ПСС, Т.7, с.307.
[9] Ломоносов М.В. Москва / Ленинград, 1952 г., ПСС, Т.7, с.316.
[10] Ломоносов М.В. Москва / Ленинград, 1952 г., ПСС, Т.7, с.320.
[11] Ломоносов М.В. Заметки о «Системе всей физики». Труды по физике 1753-1765 г.г. Москва / Ленинград, 1952 г., ПСС, Т.3., с.69.
[12] Ломоносов М.В. Слово о явлениях воздушных. Труды по физике 1753-1765 г.г. Москва/ Ленинград, 1952 г., ПСС, Т.3., с.71.
[13] Ломоносов М.В. Слово о пользе химии. Труды по физике и химии 1747-1752 г.г. Издательство Академии наук СССР, Москва, 1951 г., ПСС, Т.2, с.459.
[14] Описание Архангельской губернии / К. С. Молчанов. - М., 2009., с.126.
[15] Сборник статей и материалов, посвященных 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова / Под. ред. В.В. Окрепилова. - СПб., 2011., с.545 - 560.
[16] Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., - 1965., с. 182.
[17] Экологическое образование и экологическая наука: проблемы и сотрудничество: Материалы IV Международной конференции. Архангельск: Поморский университет, 2004 г., с. 94.
Spisok literatury:
[1] Arhangel'skij Sever v dokumentah istorii (s drevnejshih vremen do 1917 goda): hrestomatiya / Pod obshch. red. A. A. Kuratova. - Arhangel'sk, 2004.
- s.157.
[2] Lisnichenko V.V., Lisnichenko N.B. Soversh-enstvovanie sistemy ekologicheskogo vospitaniya i obrazovaniya uchashchihsya. Severodvinsk, RIO SEVMASHVTUZA, 2003 g., s. 114.
[3] Lomonosov M.V. Kratkoe opisanie putesh-estvij po severnym moryam i pokazaniya vozmozh-nogo prohodu sibirskim okeanom v Vostochnuyu Indiyu. Trudy po geografii 1763 - 1765 g.g., Moskva / Leningrad, 1952 g., Izdatel'stvo AN SSSR, PSS, T. 6, s. 478.
[4] Lomonosov M.V. Moskva / Leningrad, 1952 g., PSS, T.6, s. 478.
[5] Lomonosov M.V. Pervye osnovaniya gornoj nauki. Vstupleniya. Trudy po mineralogii, metallurgii i gornomu delu 1741-1763 g.g., Moskva / Leningrad, 1952 g., Izdatel'stvo AN SSSR, PSS, T.5, s.367.
[6] Lomonosov M.V. O filologii. Moskva/Leningrad 1952 g., PSS, T.7 s.35.
[7] Lomonosov M.V. Moskva / Leningrad 1952 g., PSS, T.7., s.324.
[8] Lomonosov M.V. Moskva / Leningrad, 1952 g., PSS, T.7, s.307.
[9] Lomonosov M.V. Moskva / Leningrad, 1952 g., PSS, T.7, s.316.
[10] Lomonosov M.V. Moskva / Leningrad, 1952 g., PSS, T.7, s.320.
[11] Lomonosov M.V. Zametki o «Sisteme vsej fiziki». Trudy po fizike 1753-1765 g.g. Moskva / Leningrad, 1952 g., PSS, T.3., s.69.
[12] Lomonosov M.V. Slovo o yavleniyah voz-dushnyh. Trudy po fizike 1753-1765 g.g. Moskva/ Leningrad, 1952 g., PSS, T.3., s.71.
[13] Lomonosov M.V. Slovo o pol'ze himii. Trudy po fizike i himii 1747-1752 g.g. Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, Moskva, 1951 g., PSS, T.2, s.459.
[14] Opisanie Arhangel'skoj gubernii / K. S. Molchanov. - M., 2009., s.126.
[15] Sbornik statej i materialov, posvyashchen-nyh 300-letiyu so dnya rozhdeniya M.V. Lomonosova / Pod. red. V.V. Okrepilova. - SPb., 2011., s.545 -560.
[16] Tejyar de SHarden. Fenomen cheloveka.
- M., - 1965., s. 182.
[17] Ekologicheskoe obrazovanie i ekologich-eskaya nauka: problemy i sotrudnichestvo: Materialy IV Mezhdunarodnoj konferencii. Arhangel'sk: Pomor-skij universitet, 2004 g., s. 94.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020