Научная статья на тему 'М. С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ - МУЗЫКАНТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ'

М. С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ - МУЗЫКАНТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ / ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОГО ПИАНИЗМА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАНТЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ / M. S. VOSKRESENSKY / ART OF MODERN PIANISM / MUSICAL ENLIGHTENMENT / MUSICIANS-PERFORMERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нгуен Тхи Ким Нган

Статья посвящена наиболее важным аспектам просветительской деятельности М. С. Воскресенского - народного артиста РСФСР, выдающегося пианиста, профессора МГК им. П. И. Чайковского. Сквозь призму его теле- и радиопередач автор рассматривает отдельные события творческой биографии Е. Светланова, М. Ростроповича, Э. Гилельса, Г. Соколова, Н. Мильштейна, Р. Керера и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. S. VOSKRESENSKIY - MUSICIAN EDUCATOR

The article deals with the little-known side of the activity of a major Russian pianist, People's Artist of the RSFSR, professor of the Moscow Conservatory Mikhail Sergeevich Voskresensky in the field of musical enlightenment. It reveals interesting details from the life of famous musicians - E. Svetlanov, M. Rostropovich,E. Gilels, G. Sokolov, N. Milstein, R. Kerer and others, who became the heroes of television and radio programs of M. S. Voskresensky.

Текст научной работы на тему «М. С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ - МУЗЫКАНТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ»

Проблемы теории и истории исполнительства

© Нгуен Тхи Ким Нган, 2018 УДК 78.071

М. С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ — МУЗЫКАНТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Статья посвящена наиболее важным аспектам просветительской деятельности М. С. Воскресенского — народного артиста РСФСР, выдающегося пианиста, профессора МГК им. П. И. Чайковского. Сквозь призму его теле- и радиопередач автор рассматривает отдельные события творческой биографии Е. Светланова, М. Ростроповича, Э. Гилельса, Г. Соколова, Н. Мильштейна, Р. Керера и др.

Ключевые слова: М. С. Воскресенский, искусство современного пианизма, музыкальное просветительство, музыканты-исполнители

Профессор МГК им. П. И. Чайковского Михаил Сергеевич Воскресенский широко известен как пианист, член жюри ряда престижных международных конкурсов, музыкальный деятель. Его многочисленные просветительские проекты пользуются большим успехом у публики. Тем не менее на сегодняшний день они не получили достаточного освещения в исследовательской литературе.

Основным направлением просветительской работы М. Воскресенского стали выступления с лекциями на радио и телевидении, а также участие в качестве ведущего в различных концертных программах.

Первая радиопередача, организованная М. Воскресенским, была посвящена его учителю — Льву Николаевичу Оборину. Затем, в начале 1970-х годов, он выступил на телевидении с рассказом о ноктюрнах Ф. Шопена, ранее записанных им на фирме «Мелодия».

12 мая 1976 года в просветительской деятельности М. Воскресенского состоялось еще одно знаковое событие: премьера первой передачи из цикла «Беседы у рояля». В рамках программы прозвучали ноктюрны Шопена: e-moll (op. 72), cis-moll (op. 27 № 1), b-moll (op. 9 № 1), E-dur (op. 9 № 2) и H-dur (op. 9 № 3), исполненные самим М. Воскресенским.

В своей лекции автор подчеркнул особое значение жанра ноктюрн в творчестве Шопена и процитировал фрагмент письма, в котором композитор признается, что «не терпит» объяснения своих произведений и «привнесения литературного момента в тонкий язык музыки» [1]. Тем самым М. Воскресенский старался донести до зрителей мысль о том, что музыка в представлении творца способна выразить мир чувств гораздо шире и глубже, чем человек может передать словами.

После успешного выхода передачи, посвященной Шопену, руководство телевизионного канала предложило артисту продолжить серию. В результате были подготовлены еще три выпуска: «Александр Николаевич Скрябин», «И. С. Бах — прелюдии и фуги» и «И. С. Бах — инструментальные концерты».

Рассказывая о Скрябине, М. Воскресенский описал его как «художника, который преодолевает любые преграды для своей творческой воли, идущей по пути борьбы, через страдания и муки к освобождению и созданию себя единым со Вселенной, с космосом»1. В подтверждение своих слов он исполнил ряд фортепианных опусов композитора: этюды cis-moll (ор. 2), Ь-то11 № 7 и dis-moll № 12, прелюдии ор. 17 № 4, ор. 9 № 1 и ор. 37 № 1, две поэмы ор. 32, а также сонату № 5.

В следующей передаче, «И .С. Бах — Прелюдии и фуги», прозвучали пять прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира»: С^иг, cis-moll и В^иг из первого тома и fis-moll и g-то11 из второго. М. Воскресенский обратил особое внимание зрителей на «гармонию целого» в баховских произведениях, сочетающуюся с разнообразием деталей, призванных подчеркнуть сущность темы и раскрыть ее.

«Баховская» тема была подхвачена в следующей части цикла, «И. С. Бах — инструментальные концерты» в которой М. Воскресенский традиционно выступил в роли ведущего и солиста. Совместно с оркестром Радио и телевидения под управлением Ю. Ароновича он представил публике два клавирных концерта композитора ^-тоП и Е^иг). Во вступительном комментарии М. Воскресенский затронул тему величия духа музыки Баха, ее обращенность ко всему человечеству. Однако цитирование лектором Р. Вагнера, композитора, чье творчество в те годы ассоциировалось с фашистской пропагандой, вызвало рез-

кое недовольство цензурного комитета. Передача была закрыта как «неприемлемая для советского телевидения».

Следующие выступления М. Воскресенского состоялись в 1979 году. Это был цикл из восьми радиопередач-бесед «Исполнительское искусство С. В. Рахманинова», организованный совместно с Е. Ф. Светлановым. Ведущие рассказывали об исполнительской и дирижерской деятельности композитора, его излюбленных жанрах, о значении его творчества для отечественной культуры.

Примечательно, что просветительская работа М. Воскресенского не исчерпывалась популяризацией классической музыки. Не менее важный ее аспект — просветительство для профессионалов, связанное с исполнением незаслуженно забытых сочинений. Одна из таких радиопередач была посвящена Н. К. Метнеру, его творческому наследию, философским взглядам, художественным принципам.

Предпосылкой для создания программы стало состоявшееся в начале 1970-х годов знакомство М. Воскресенского с единственными наследниками композитора: племянницей Верой Карловной Метнер и ее мужем Николаем Петровичем Тарасовым. Благодаря этому знакомству молодой пианист получил возможность изучить архив композитора, хранившийся у Веры Карловны.

Знакомство с наследием Метнера произвело на М. Воскресенского огромное впечатление. Спустя уже много лет, в 2010 году, при поддержке учеников ему удалось осуществить давнюю мечту — подготовить единственную в России запись полного собрания фортепианных сонат, созданных композитором.

Активная просветительская деятельность М. Воскресенского на телевидении возобновилась с 2013 года и продолжается по настоящее время. В качестве ведущего он выступил в программах «Игры классиков» (2012-2014) и «Исторические концерты» (2015-2017) (всего свыше 20 передач), в которых представил записи выступлений крупнейших музыкантов прошлого и современных исполнителей.

За годы просветительской работы М. Воскресенский выработал свою особую манеру изложения материала. Важной задачей для него является не только освещение фактов, связанных с деятельностью того или иного музыканта, но и максимально полное раскрытие его художественного почерка. Другая отличительная черта лекций М. Воскресенского — собственная трактовка произведений, не всегда совпадающая с точкой зрения самих исполнителей. Примечательно, что

со многими артистами, героями передач, М. Воскресенский имел личное знакомство.

За последние несколько лет М. Воскресенский реализовал целый ряд ярких проектов. Одним из таковых стала передача, посвященная Григорию Соколову и представленная в 2013 году телеканалом «Культура». Во время эфира М. Воскресенский публично принес извинения музыканту за то, что в 1966 году примкнул к тем, кто выражал недовольство после получения им первой премии на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Сегодня М. Воскресенский принадлежит к почитателям таланта Г. Соколова и высказывается о нем как об одном из самых масштабных художников нашего времени, открывающем незаслуженно забытые произведения Ж. Рамо, Ф. Куперена, У. Берда и других композиторов ХУП-ХУШ вв.

Другой заметной работой М. Воскресенского стала передача из цикла «Игры классиков», посвященная концерту, который состоялся в Большом зале Московской консерватории в 1989 году и был приурочен к 150-летию со дня рождения М. П. Мусоргского. В программу концерта вошли в том числе выступления певицы И. Архиповой и Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Е. Ф. Светланова.

С обоими знаменитыми артистами М. Воскресенский познакомился в 1955 году на Международном фестивале молодежи в Варшаве. Светланов для него — не только выдающийся дирижер, но и пианист, общественный деятель, автор лекций-концертов, основатель оркестра, ставшего национальным достоянием страны. «Светланов мог заставить оркестрантов играть лучше, чем они могли», — утверждал М. Воскресенский, повторяя слова Г. Капитонова, первого альтиста Государственного оркестра. В свою очередь, выступление И. Архиповой для него сохранило очарование артистки, всегда удивлявшей «бархатным голосом», оно было наполнено напряжением и эмоциональным подъемом (примечательно, что упомянутый концерт стал одним из последних в ее сценической деятельности).

Важнейшую роль в жизни М. Воскресенского сыграло знакомство с Э. Гилельсом, который оказал заметное влияние на формирование его исполнительских навыков. Знаменитый пианист стал для него «звездой первой величины на фортепианном небосклоне»3. Своеобразной данью уважения Гилельсу стали три выпуска «Исторических концертов», транслировавшиеся на телеканале «Культура» в 2015 и 2016 годах, а также открытая лекция о педагогической деятель-

ности Гилельса (2016), вошедшая в цикл «Великие профессора Московской консерватории».

В своих выступлениях М. Воскресенский характеризует Гилельса как музыканта-мыслителя, блестящего исполнителя, педагога, общественного деятеля. Он подчеркивает, что с момента победы на Всесоюзном конкурсе пианистов в 1932 году Гилельс никогда не переставал совершенствоваться. Его виртуозность всегда была «подчинена мысли», которая со временем все больше «углублялась, умудрялась»4.

М. Воскресенский особо отмечает честность, принципиальность и высокий профессионализм своего наставника. Он рассказывает, как Гилельс, будучи председателем жюри I Международного конкурса им. П. И. Чайковского в 1958 году, отстоял первую премию для американского пианиста Вана Клиберна, а четыре года спустя в рамках того же конкурса настоял, чтобы первая премия была разделена между Владимиром Аш-кенази (СССР) и пианистом из Великобритании Джоном Огдоном. Лекция сопровождалась фрагментами концертных выступлений пианиста в Большом зале консерватории (1977). Среди прозвучавших произведений: Соната № 12 A-dur (ор. 26) Л. Бетховена, Соната № 3 (ор. 28) и восемь «Мимолетностей» ор. 22 С. С. Прокофьева, Этюд cis-moll (op. 2) А. Н. Скрябина, «Арабески» (ор. 18) Р. Шумана.

Наряду с программами о прославленных музыкантах М. Воскресенский создает передачи об исполнителях, имена которых не столь известны в России. Одной из таких фигур является Натан Мильштейн5, представитель одесской скрипичной школы. Музыкант эмигрировал в 1925 году на Запад, где приобрел широкую известность. На родине же его творчество по-прежнему остается малоизученным.

В программе рассматриваются занимательные факты из жизни Мильштейна, в том числе его общение с Эженом Изаи в Бельгии, последовавшее за ним знакомство с бельгийской королевой Елизаветой и совместное с ней музицирование (королева играла первую скрипку в Квартете Бетховена, Мильштейн же успешно исполнил партию альта, не будучи при этом профессиональным альтистом6).

В апреле 2015 года М. Воскресенский реализовал еще один крупный проект — цикл из девяти передач «К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского» (в рамках «Исторических концертов»). Это был своего рода «марафон», в рамках которого знаковые сочинения композитора (Симфонии № 4, 5 и 6, «Манфред», Концерт для фортепиано с оркестром № 1, пьесы из

«Времен года», романсы и песни) прозвучали в исполнении выдающихся музыкантов. Среди них — В. Третьяков, Е. Кисин, И. Архипова, а также коллективы под управлением В. Гергие-ва, Д. Китаенко, Е. Светланова, В. Дубровского, Е. Мравинского.

М. Воскресенский обратил внимание телезрителей на философские проблемы, затронутые в музыке Чайковского и до самого конца оставшиеся для композитора «неразрешенными вопросами»7 (жизнь и смерть, рай и ад, грех и раскаяние). С этой точки зрения ведущим особенно был отмечен «Манфред», опус, который сам Чайковский считал своим «лучшим симфоническим сочине-нием»8. По мнению М. Воскресенского, именно в этом образе концентрируются все волнующие композитора идеи.

В другой части цикла, посвященной Скрипичному концерту, рассматривается история создания и непростая судьба этого сочинения9. По признанию М. Воскресенского, еще в юные годы концерт потряс его удивительной искренностью, теплотой и трепетом. В программе он прозвучал в исполнении В. Третьякова.

В свою очередь, передача, посвященная Симфонии № 5, сопровождалась записью выступления оркестра под управлением Е. А. Мравинского. М. Воскресенский очень тепло отзывается об этой интерпретации, утверждая: «Если на Западе преклоняются перед Г. Караяном, то я ставлю Е. Мравинского гораздо выше»10. Ценнейший эпизод программы — интервью с дирижером, в котором он раскрывает смысл своей трактовки симфонии. Здесь же М. Воскресенский вспоминает об уникальной записи голоса самого композитора, услышанной им в Японии: «Это был довольно тонкий и высокий голос... И это было одно из величайших потрясений моей жизни. Как будто я лично встретился с великим композитором...»11

Юбилейный, 2015 год для М. Воскресенского был ознаменован новыми музыкально-просветительскими проектами. Он начинает проводить на базе Московской консерватории лекции-беседы, сопровождаемые выступлениями своих учеников и других музыкантов. В центре внимания М. Воскресенского оказываются профессора, трудившиеся в разные годы в консерватории: Л. Оборин, Т. Николаева, Р. Ке-рер, Н. Петров, Э. Гилельс, К. Игумнов, М. Ро-стропович, Д. Ойстрах. Лекции, посвященные этим выдающимся музыкантам и педагогам, проводились в Малом зале консерватории в 2015-2016 годах (цикл «Игры классиков») и в 2016-2017 годах (цикл «Великие профессора Московской консерватории»).

Т. Николаеву, ученицу А. Б. Гольденвейзера, М. Воскресенский называет одной из достойнейших пианисток своего времени. В лекции, посвященной этой исполнительнице, он приводит немало сведений, красноречиво свидетельствующих о ее высоком профессионализме. Так, в 1962 году она единственная согласилась в кратчайшие сроки выучить Каприччо для фортепиано с оркестром к приезду его автора, И. Ф. Стравинского, в СССР.

Подлинной же сенсацией в отечественной музыкальной жизни стало исполнение Т. Николаевой 48 прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира». Д. Д. Шостакович, входивший в состав жюри Международного конкурса имени И. С. Баха, под впечатлением от ее выступления создал собственный цикл — «24 прелюдии и фуги» (примечательно, что Т. Николаева стала не только вдохновителем, но и первой исполнительницей этого опуса). «Эталон интерпретации музыки И. С. Баха» — такое мнение об игре пианистки высказал М. Воскресенский12.

В лекции отдается должное и культурно-просветительским инициативам Т. Николаевой, в особенности ее вкладу в создание Скрябинского общества в Москве и идее учреждения Международного конкурса имени А. Н. Скрябина. М. Воскресенский подхватил начинания Т. Николаевой: в период с 1995 по 2012 год он принял участие в организации пяти Скрябинских конкурсов, а с 1998 года начал исполнять обязанности президента общества композитора.

Нельзя не отметить, что на лекции, посвященной Т. Николаевой, выступил ее внук — Арсений Тарасевич-Николаев, лауреат первой премии V Международного конкурса им. А. Н. Скрябина.

В цикле «Игры классиков» особое место занимает лекция о Рудольфе Керере, музыканте, имя которого во второй половине ХХ века пользовалось широкой известностью. Часть его немногочисленных сохранившихся на сегодняшний день записей была включена в программу лекции. Это — прелюдии Ф. Шопена ор. 28 (b-moll, As-dur, f-moll, Es-dur, c-moll), Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, этюд f-moll (трансцендентный) Ф. Листа.

М. Воскресенский назвал Р. Керера одним из впечатляющих примеров, доказывающих, что искусство есть высшее спасение от всех невзгод. С 1941 года находясь в ссылке в Казахстане, музыкант в течение тринадцати лет не имел доступа к инструменту. Тем не менее ему удалось сохранить высокий уровень исполнительского мастер-

ства и профессионализма. Большая часть лекции была посвящена педагогической деятельности Керера, которую он осуществлял в Московской консерватории до 1991 года13.

Каждая творческая встреча, организованная М. Воскресенским, становилась событием для его консерваторских коллег. Так, в лекции о К. Игумнове «Четыре поколения учеников» автор выстроил необычную «родословную» музыканта. В ней приняли участие М. Гамбарян (ученица самого Игумнова), М. Воскресенский (его педагогический «внук», ученик Л. Оборина), Ю. Фа-ворин («правнук», ученик М. Воскресенского) и А. Гамалей-Воскресенская («праправнучка», ученица Е. Кузнецовой).

Сильнейшее воздействие на слушателей оказала и лекция, посвященная М. Л. Ростро-повичу, которого М. Воскресенский считал гением, «величайшим музыкантом всех времен и народов». В игре Ростроповича он отмечает естественность, искренность, сочетающуюся с неуклонным стремлением отстоять свое видение музыки.

В своей программе М. Воскресенский высоко оценивает не только его мастерство игры на виолончели и фортепиано («многие пианисты должны завидовать его пианистическому искусству»), но также невероятную волю, энергию, широту мышления. Лекция включала в себя и разнообразные истории, свидетельствующие о великолепном чувстве юмора артиста, его находчивости и незаурядном восприятии окружающего мира.

Особое восхищение М. Воскресенского вызывает смелый поступок Ростроповича — его обращение в газету «Правда» с письмом в защиту друга, писателя А. Солженицына (30 октября 1970 года). Музыкант осознавал, что подобный «политический» шаг может стоить ему карьеры, однако не пошел против собственной совести. Позднее он заявлял: «Лучшее, что я сделал — это даже не музыка, а письмо в "Правду"». Эти слова Ростроповича, а также само вышеупомянутое письмо М. Воскресенский процитировал в своей лекции в знак глубокого уважения к выдающемуся музыканту.

Одним из самых масштабных просветительских проектов М. Воскресенского стал цикл «Все клавирные концерты В. А. Моцарта», вышедший в 2014 году на радио «Орфей»14 и состоящий из 27 передач (по числу концертов).

Идея цикла возникла у Л. В. Николаева, музыканта и дирижера, бессменного руководителя учебных оркестров Московской консерватории, основателя камерного оркестра Центра Павла

Слободкина. Этот сформированный из выпускников консерватории коллектив с большим энтузиазмом отнесся к идее записи всех концертов Моцарта и осуществил свой замысел в 2007-2010 годах. Эти записи и определили музыкальный облик цикла.

В основу лекций были положены наиболее примечательные факты творческой биографии композитора, выдержки из его писем, а также посвященные ему афоризмы знаменитых музыкантов.

М. Воскресенский предлагает слушателям свою интерпретацию моцартовских концертов. Он стремится придать им простоту и естественность и в то же время прочувствованность и выразительность.

Таким образом, в каждом своем просветительском проекте М. Воскресенский проявил себя не только как знаток музыкального искусства, но и как выдающийся оратор. Искренний и доверительный тон его лекций демонстрирует нам неизменное чувство глубокого преклонения перед музыкой, композитором и исполнителем.

Примечания

1 Передача «Миниатюры А. Н. Скрябина». Цикл «Беседы у рояля».

2 Передача «Евгений Светланов и Ирина Архи-пова». Цикл «Игры Классиков» (15 февраля 2013 года).

3 Передача «Эмиль Гилельс». Цикл «Игры классиков» (25 апреля 2015 года).

4 Там же.

5 В программе прозвучали: Чакона из Партиты d-moll для скрипки соло И. С. Баха, Каприсы № 5 и 24 Н. Паганини, «Хота» и «Астуриана» из «Испанской народной сюиты» М. де Фалья.

6 Передача «Натан Мильштейн». Цикл «Игры классиков» (8 ноября 2013 года).

7 Передача «Петр Ильич Чайковский. Симфония «Манфред». Цикл «К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского» (27 апреля 2015 года).

8 Там же.

9 Речь идет об отказе от исполнения Л. Ауэра, которому был посвящен Скрипичный концерт, и жесткой критика Э. Ганслика после премьеры в Вене.

10 Передача «П. И. Чайковский. Симфония N° 5». Цикл «К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского» (29 апреля 2015 года).

11 Там же.

12 Ее интерпретация музыки И. С. Баха была показана в фильме, созданном фирмой Yamaha.

13 Ярким представителем школы Р. Керера является Ирина Николаевна Плотникова.

14 Цикл передавался в эфире с 27 января по 22 февраля 2014 года в хронологическом порядке ежедневно.

Литература

1. Воскресенский М. С. «Ноктюрны Ф. Шопена» из цикла телепередач «Беседы у рояля». Рукопись. Личный архив М. С. Воскресенского.

2. Нгуен Т. К. Н. Педагог — мастер // Среднее профессиональное образование. 2016. № 4. С.65-69.

3. Нгуен Т. К. Н. Исполнительское искусство Михаила Воскресенского на этапе становления мастерства // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. № 1 (43). 2017. С. 60-64.

References

1. Voskresenskiy, M. S. «Noktyurny F. Shopena» iz tsikla teleperedach "Besedy u royalya" [Nocturnes F. Chopin" from the series of television programs "Conversations at the piano"], manuscript, personal archive of M. S. Vosk-resensky.

2. Nguyen, T. K. N. (2016), "Teacher — master", Sredneye professional'noye obrazovaniye [Secondary vocational education], vol. 4, p. 65-69.

3. Nguyen, T. K. N. (2017), "Performing art of Mikhail Voskresensky at the stage of becoming mastery", Aktual'nyye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Actual problems of higher musical education], vol. 1 (43), p. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.