Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО МИХАИЛА ВОСКРЕСЕНСКОГО: НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО МИХАИЛА ВОСКРЕСЕНСКОГО: НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ВОСКРЕСЕНСКИЙ / Л. Н. ОБОРИН / МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО / M. VOSKRESENSKY / L. N. OBORIN / MOSCOW STATE TCHAIKOVSKY CONSERVATOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нгуен Тхи Ким Нган

В статье представлен ранний период исполнительской деятельности выдающегося отечественного пианиста М. Воскресенского, характерные особенности его исполнительского стиля, многие из которых были отмечены в отечественных и зарубежных рецензиях 1950-1960-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. VOSKRESENSKY’S PERFORMING ART: AT THE STAGE OF PROFICIENCY FORMATION

The article describes the early stage of performing activity of an outstanding Russian pianist M. Voskresensky and peculiar features of his manner of playing, many of which are mentioned in Soviet and foreign reviews and reports of the 1950-1960.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО МИХАИЛА ВОСКРЕСЕНСКОГО: НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА»

Проблемы теории и истории исполнительства

© Нгуен Тхи Ким Нган, 2017 УДК 78.071.2

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО МИХАИЛА ВОСКРЕСЕНСКОГО: НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА

В статье представлен ранний период исполнительской деятельности выдающегося отечественного пианиста М. Воскресенского, характерные особенности его исполнительского стиля, многие из которых были отмечены в отечественных и зарубежных рецензиях 1950-1960-х годов.

Ключевые слова: М. Воскресенский, Л. Н. Оборин, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

В 2016 году Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского торжественно отметила свое 150-летие масштабными мероприятиями: фестивалями, концертами, конкурсами, конференциями, выставками, презентациями изданий. Знаменательным событием явилось присуждение «Золотой медали имени Н. Г. Рубинштейна» выдающимся выпускникам, внесшим большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и подготовку специалистов высокой квалификации. Одним из пяти награжденных стал народный артист России, профессор Михаил Сергеевич Воскресенский.

Творческий путь М. С. Воскресенского как исполнителя продолжается более 60 лет и представляет несомненный интерес для исследования эволюции его музыкально-исполнительских принципов, ряд которых будет освещен в настоящей статье. Особенное время в становлении музыканта приходится на 1950-1960-е годы, которые можно обозначить как ранний этап исполнительской деятельности музыканта.

Пятидесятые годы

В годы обучения (1948-1953) в училище имени М. М. Ипполитова-Иванова в классе И. Р. Клячко проявилась яркая индивидуальность молодого пианиста, стали заметными пианистические качества и черты, которые характеризовали исполнительский стиль музыканта на протяжении всего его творческого пути.

Одна из них — поэтическое начало. Его присутствие отмечено практически во всех рецензиях и отзывах первой половины 1950-х годов: «...педагогу (Клячко И. Р. — Н. Т. К. Н.)

удалось воспитать в учащемся то поэтическое чувство (курсив мой. — Н. Т. К. Н.), без которого музыкальное исполнительство мертво» [8]. То же качество отражает отзыв профессора Московской консерватории Н. Емельяновой: «Поэтичность — вот, пожалуй, основное в игре Михаила Воскресенского» [4].

В дальнейшем он покорял публику своей виртуозностью и высоким техническим уровнем исполнения: «Он обладает безошибочной техникой, <...> музыка в его исполнении звучит смело... » (по материалам газеты «Przeglad кикига1пу». 1958. 27 ноября. № 48 (326)). При этом свидетели выступлений М. Воскресенского отмечали еще одно качество — умение подчинить виртуозную технику содержанию произведения [2].

Характерными чертами исполнительского облика пианиста, проявившимися в ранний период, являются выразительность и непосредственность игры. На наш взгляд, первое связано с традициями «игумновско-оборинской» школы, где требования к выразительности исполнения всегда были очень высоки. Важное качество молодого музыканта отмечал его наставник Лев Оборин: «Его игра пленяет своей артистичностью, теплотой и непосредственностью» (Советский музыкант. 1956. 10 сентября).

Игра М. Воскресенского с самых первых шагов его исполнительской карьеры отличалась мужественностью, и этот факт был неоднократно отмечен рецензентами его последующих зарубежных выступлений: «Это мужественный, сильный пианист. Его игра проникнута хорошим нервом, а в звуке преобладает певучесть, ясность, теплота.» («Соггею Раи^1апо». Сан-Па-уло. 1957. 25 сентября).

Поступив в Московскую консерваторию в 1953 году, М. Воскресенский с согласия своего консерваторского учителя, профессора Л. Н. Оборина, сразу начал готовиться к участию в V Международном конкурсе имени Ф. Шопена, который должен был состояться в Варшаве в 1955 году. В то время в СССР существовала многоступенчатая система отбора пианистов к международным конкурсам (прослушивания на кафедре, на общем консерваторском и на двух всесоюзных отборах). Кафедра Л. Н. Оборина рекомендовала к участию в консерваторском отборе только Воскресенского (из пяти участников), в котором молодой пианист прошел вторым номером. Из конкурсной программы1 комиссия особенно отметила исполнение этюдов Шопена ор. 10 № 4 и ор. 25 № 6. На последнем всесоюзном отборе комиссия определила пять музыкантов — претендентов на участие в конкурсе, Воскресенский оказался шестым, и потому не прошел. Это событие стало для него серьезной драмой, но в то же время оно послужило стимулом для дальнейшего совершенствования.

Важнейшим событием в биографии М. Воскресенского стало выступление в 1955 году на Международном фестивале молодежи и студентов в Варшаве. Исполнив ряд произведений Рахманинова, Листа и Прокофьева, а также Второй концерт Шопена с оркестром молодежной группы Большого театра СССР под управлением Е. Светланова (в зале Варшавской филармонии), пианист получил заслуженное признание публики и критиков. Еще более его авторитет укрепляется благодаря третьей премии лауреата на I Международном конкурсе имени Р. Шумана2 в Берлине в 1956 году, которая открыла ему возможность концертировать по Советскому Союзу и за рубежом.

Следующим значительным событием стало участие М. Воскресенского на XII Международном фестивале «Пражская весна» в 1957 году3. Он вошел в состав делегации из СССР с такими выдающимися музыкантами, как Д. Ойстрах, Е. Мравинский, З. Долухано-ва. На фестивале пианист выступил с большой сольной программой из произведений Р. Шумана («Фантазия» ор. 17), Н. Мясковского (цикл «Воспоминания» ор. 29), Д. Шостаковича (Прелюдия и фуга d-moll № 24 ор. 87), С. Прокофьева (Соната № 8 ор. 84), А. Эшпая (Токката d-moll). Главный успех М. Воскресенского на фестивале обеспечило первое ис-

полнение за рубежом Второго фортепианного концерта Шостаковича с симфоническим оркестром Чешского радио под управлением В. Ира-чека. Автор, присутствовавший на этом концерте, высоко оценил игру молодого музыканта. В свою очередь знакомство с Шостаковичем значительно повлияло на творческие планы самого исполнителя. В дальнейшем М. Воскресенский с успехом исполнял многие сольные и камерные произведения композитора: Первый концерт для фортепиано и трубы с оркестром, Вторую фортепианную сонату h-moll op. 62, Сонату для виолончели и фортепиано d-moll op. 40, Сонату для альта и фортепиано op. 147, Фортепианное трио № 2 e-moll op. 67, Фортепианный квинтет g-moll op. 57.

В августе 1957 года М. Воскресенский завоевал третью премию на Международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро4, который позволил приобрести ему новые творческие контакты — знакомство с пианистами Фу Цунгом и А. Харасевичем. Приобретению новых исполнительских качеств, и в первую очередь выносливости, способствовали концертные выступления в разных странах, последовавшие за фестивалем «Пражская весна». Так, в ноябре 1957 года он выступает в Польше с блестящим исполнением Первого концерта С. Рахманинова с оркестром под управлением С. Скровачевского.

В 1958 году М. Воскресенский оканчивает Московскую консерваторию, поступает в аспирантуру при ней (а уже с 1959 года становится ассистентом в классе профессора Л. Н. Оборина) и в этом же году завоевывает вторую премию на I Международном конкурсе пианистов им. Дж. Энеску в Бухаресте. Эта победа дала пианисту дополнительную возможность выступлений за рубежом: в 1959 году в составе группы советских музыкантов М. Воскресенский с большим успехом гастролировал в Исландии.

Подводя итоги пятидесятых годов, отметим главные достижения М. Воскресенского: поступление в консерваторию в класс профессора Л. Н. Оборина (1953), участие в крупнейших музыкальных конкурсах и фестивалях за рубежом. За десятилетие значительно пополнился репертуарный багаж молодого пианиста произведениями концертного жанра В. А. Моцарта (концерты для фортепиано с оркестром № 23 KV488 A-dur, № 24 KV491 c-moll), Л. Бет-

ховена (Третий концерт ор. 37 c-moll), Р. Шумана (Концерт a-moll), Ф. Шопена (Второй концерт ор. 21 f-moll), И. Брамса (Второй концерт op. 83 B-dur), С. Рахманинова (Первый концерт op. 1 fis-moll), Д. Шостаковича (Второй концерт op. 102 F-dur), сонатами В. А. Моцарта (a-moll KV310, A-dur KV331, D-dur KV 576), Л. Бетховена (№ 21 ор. 53 C-dur, № 26 op. 81a Es-dur, № 32 op. 111 c-moll), С. Прокофьева (№ 3 op. 28 a-moll, № 8 op. 84 B-dur), Д. Шостаковича (№ 2 h-moll op. 64), а также фортепианными циклами и миниатюрами Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Н. Мясковского, М. Равеля, К. Сильвестри, А. Эшпая.

Шестидесятые годы

В шестидесятые годы концертная деятельность М. Воскресенского сосредоточена в CCCP, Германии, Японии, Польше, Америке. После успешного концерта в Исландии в 1959 году гастроли по стране продолжились и на будущий год. Из сольной программы пианиста особенно запомнилась Соната Д. Шостаковича, исполненная, по мнению критиков, с «нечеловеческой силой и ритмическим напряжением» (материалы газеты «Morgunbladid» за 1960 год). Во время гастролей в Рейкьявике произошел курьезный случай: пианист должен был исполнить Первый концерт С. Рахманинова, но по приезде пианиста дирижер предложил заменить программу из-за низкого исполнительского уровня местного оркестра, поэтому выбор музыкантов остановился на Третьем концерте Бетховена, который Воскресенский восстановил в течение двух дней и блестяще его исполнил.

К празднованию 150-летия со дня рождения Р. Шумана 5 июня 1960 года в Карл-Маркс-Штадте М. Воскресенский исполнил Концерт для фортепиано с оркестром а-moll композитора с лейпцигским оркестром Gewandhaus под управлением Ф. Конвичного. Выступления музыканта нашли восторженные отклики рецензентов газеты «Volksstime» [3]. Один из рецензентов — Вальтер Хюттель — писал о Воскресенском как о настоящем мастере, который «безупречно владеет инструментом и умеет очаровать публику своей проникновенной игрой» [10].

Блестящая рецензия на сольный концерт М. Воскресенского в Кракове вышла в марте 1961 года, в которой автор открывает новые

черты его исполнительского дарования: «Неограниченный пианистический талант у Воскресенского можно узнать по его отношению к клавиатуре, уверенному, лирическому и решительному» [6]. В этом опять же видятся характерные черты игумновско-оборинской школы — школы красивого звука, требующей от исполнителя максимально трепетного и осмысленного прикосновения к клавиатуре. Особое качество звучания рояля М. Воскресенского всегда обусловлено содержанием исполняемого, стилем композитора и стилем эпохи создания произведения в целом... Но решающее воздействие на звуковой облик оказывают ранее отмеченные черты стиля пианиста: благородство, лиризм, поэтичность, волевое начало и т. д.

В 1961 году по приглашению «Общества дружбы Японии - СССР» состоялась большая гастрольная поездка М. Воскресенского по Японии: он дал 13 сольных концертов, трижды исполнив Первый концерт Чайковского Ь-то11 ор. 23. Интерпретации молодого пианиста по достоинству были оценены и японскими критиками, которые отмечали в звучании его рояля «свежие краски» (Масааки Нива [7]), «колоритные тембры» (Кадзуо Ёсимура [5]), строгое, но вдохновенное исполнение Сонаты Моцарта, виртуозность и блеск Сонаты С. Прокофьева. Во время гастролей по Японии М. Воскресенский открыл своим концертом новый зал в Консерватории Мушашино, носящий имя Бетховена5.

В 1962 году пианист участвует в последнем исполнительском состязании в своей творческой карьере — I Международном конкурсе пианистов имени В. Клайберна (Форт-Уорт, США), где завоевывает третью премию6. Один из критиков — Дэвид Юм — оценил исполнение пианиста как «зрелое и в высшей степени поэтическое» (цит. по: [1]). Нужно отметить, что поэтическое чувство в интерпретациях артиста никогда не переходит в сентиментальность, его игра наполнена благородством и искренностью выражения (черты, отвечавшие педагогическим требованиям Л. Н. Оборина).

С 1963 года и на протяжении последующих 15 лет концертная деятельность артиста за рубежом была ограничена исключительно социалистическими странами. Но это не повлияло на ее интенсивность, количество его выступлений во много раз увеличилось, программы стали еще более масштабными. Так, М. Вос-

кресенский впервые записывает цикл произведений одного композитора — Четыре скерцо Шопена, что знаменовало начало грандиозных проектов над бетховенскими, моцартовскими и скрябинскими циклами. Работа подобного рода еще в большей степени способствовала совершенствованию очень важного исполнительского качества М. Воскресенского — умения выстроить форму музыкального произведения. Его отмечали разные критики, и особенно явно эта мысль прозвучала в рецензии К. Аджемо-ва, руководителя класса камерного ансамбля в годы его обучения в консерватории: «Пианисту удается сочетать непосредственное выражение чувств с глубокой продуманностью целого!» (Советская музыка. 1964. № 8). В подробной рецензии автор отмечал такие качества музыканта, как естественность, благородство выражения, искренность, проникновенность, целеустремленность, артистизм.

В 1965 году имя М. Воскресенского широко известно за пределами СССР — в частности, в Венгрии, где он неоднократно выступал с оркестром под управлением К. Вилмоша. Венгерские критики определяли исполнительское дарование пианиста как «исключительный талант младшего поколения советских артистов» [9].

В 1966 году М. Воскресенский выступил в непривычном для себя жанре ведущего телепередачи «Беседы у рояля», которая предполагала исполнение произведений с их комментированием. В серии передач пианист многое рассказал слушателям о ноктюрнах Шопена и значении жанра в творчестве композитора, Прелюдиях и фугах и клавирных концертах И. С. Баха. И в наши дни, спустя почти пятьдесят лет, М. Воскресенский с большим успехом выступает на телеканале «Культура» в передачах «Игры классиков» и «Исторические концерты».

В далекие шестидесятые годы М. Воскресенский выступил первооткрывателем Концерта для фортепиано с оркестром Б. Бриттена ор. 13 D-moll для советской публики. Премьера Концерта состоялась 1-го февраля 1967 года в Риге с Латвийским государственным оркестром под управлением Э. Тонса (с прямой трансляцией по латвийскому радио).

Итак, 1950-1960-е годы многое дали молодому музыканту в плане его становления как пианиста и крупного художника. Это время накопления исполнительского опыта, пополнения

репертуара, творческих «проб» в новых формах и жанрах. Все они послужили импульсом для творческих проявлений артиста в зрелую пору его творческой карьеры.

Примечания

1 Программа, запланированная к исполнению на Международном конкурсе, состояла из произведений Ф. Шопена: Ноктюрн H-dur op. 9 № 3, три мазурки (ор. 24 № 2, ор. 56 № 3, ор. 50 № 3), «Большой блестящий вальс» As-dur op. 34 № 1, Баллада №2 F-dur op. 38, Скерцо № 3 cis-moll op. 39, Соната № 3 h-moll ор. 58 и Полонез-фантазия ор. 61.

2 За свою педагогическую деятельность М. Воскресенский подготовил трех лауреатов международного конкурса имени Р. Шумана: Тамара Сипрашвили (1985), Темиржан Ержа-нов (1993) и Акико Ямамото (2004).

3 Масштаб фестиваля может быть оценен по участию таких музыкантов, как К. Сильвестри (Румыния), И. Маркевич (Италия), Ш. Мюнш (США), сэр Д. Барбиролли (Великобритания), А. Гертлер (Венгрия), А. Б. Микеланджело (Италия).

4 В составе жюри конкурса: знаменитая французская пианистка М. Лонг, директор Венской консерватории Г. Зитнер, ректор Ленинградской (ныне Петербургской) консерватории П. Серебряков, известные пианисты Г. Штомп-ка (Польша) и Г. Новайс (Бразилия). Конкурс дал путевку на эстраду многим известным впоследствии пианистам, в частности Августину Аньевасу (США), Артуру Морейре Лиме и Нельсону Фрейре (Бразилия).

5 И в настоящее время М. Воскресенский часто выступает с концертами и дает мастер-классы в Японии. В 2015 году, в год 80-летия артиста император наградил его орденом «Восходящее Солнце» III степени в знак признания его вклада в национальное пианистическое искусство.

6 В 2002 году Америка праздновала сорокалетие конкурса и пригласила трех лауреатов первого конкурса на концерт в Форт-Уорте: Р. Вотапек (I премия) исполнил Пятый концерт Бетховена, Н. Петров (II премия) — 24-й концерт Моцарта, М. Воскресенский (III премия) — Второй концерт Шопена.

Литература

1. Глик Н. Конкурс имени Вана Клайберна // Америка. 1962. № 82.

2. Горохова Л. Творческий отчет юных музыкантов и артистов // Московский комсомолец. 1953. 11 июня. № 115 (2006).

3. Гюнтер Ф. Восторженный успех оркестра Gebaudhausa // Volksstime. 1960. 8 июня. № 134.

4. Емельянова Н. В Варшаву, на фестиваль. Молодые пианисты // Комсомольская правда. 1955. 23 июля. № 173 (9271).

5. Кадзуо Ё. Удивительные колоритные звучания // Асахи. 1961. 14 октября.

6. Кидринский Л. Слушая вчера Воскресенского // Dziennik Ро^Ы. 1961. 15 марта.

7. Масааки Н. Магическая сила свежести // Иомиури. 1961. 26 сентября.

8. Творческий отчет молодых музыкантов // Вечерняя Москва. 1953. 12 мая. № 110 (8932).

9. Фабиан И. Пианист Воскресенский // Музыкальный дневник. 1965. 22 октября.

10. Хюттель В. Удавшиеся произведения Шумана // ^оШ^йте. 1960. 18 июня. № 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.