Научная статья на тему 'М. Маас оракул в Дельфах: истина и вымысел'

М. Маас оракул в Дельфах: истина и вымысел Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
196
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галинская И. Л.

Маас М. Оракул в Дельфах: Истина и вымысел // Studia historica. Москва, 2005. Вып. 5. С. 152-161. (Перевод статьи с немецкого).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. Маас оракул в Дельфах: истина и вымысел»

КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

М. Маас

ОРАКУЛ В ДЕЛЬФАХ: ИСТИНА И ВЫМЫСЕЛ*

Оракул - место, обыкновенно в святилище, где получали ответ на заданный вопрос, а также само прорицание божества. Оракулы давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений. Дельфийский оракул давал информацию по культовым вопросам, устанавливал искупительную кару при очищении от пролитой крови, высказывал советы по законодательству1.

Автор реферируемой статьи показывает значение поэтического для Дельфийского оракула: «Ученые единодушно согласились с тем, что дошедшие до нас оракулы в целом едва ли имеют характер исторических документов и скорее относятся к сфере исторической культуры и исторической памяти» (с. 152).

С точки зрения античной религиозности, всё, связанное с Дельфийским оракулом, обладало некоей безусловной фатальностью, которая признавала личное отношение к пророчице и ее богу. Вопрос о поэтическом характере оракула автор реферируемой статьи рассматривает не в негативном аспекте исторической критики, различающей подлинные оракулы от поддельных, а в аспекте позитивного (с. 153). Вопрос о поэтическом характере Дельфийского оракула, полагает М. Маас, нацеливает на культурологический дискурс, на выяснение взаимоотношения оракула и его аудитории.

* Маас М. Оракул в Дельфах: Истина и вымысел // Бішііа ИІ8І:огіса. - Москва, 2005. - Вып. 5. - С. 152-161. - (Перевод статьи с немецкого).

1 Словарь античности. - М., 1992. - С. 396-397.

Принято считать, что изрекающая оракулы пифия сидела на своем треножнике рядом с Омфалом1 в целле2 храма. Единственное сохранившееся до нашего времени изображение пророчествующей пифии на треножнике относится примерно к 440-30 гг. до н.э. (с. 154). Тот факт, что у оракула была жрица, а не жрец, отмечает М. Маас, «может содержать намек на более древние культовые связи» (с. 155). В античности признавалось и подчеркивалось значение поэтического для престижа Дельфийского оракула. Знаменитые стихотворные прорицания относились ко времени расцвета Оракула (У-1У вв. до н.э.). Плутарх (ок. 46 г. - ок. 119 г.) обсуждал вопрос, почему пифийские оракулы в позднее время больше не давались в стихах. Современный отечественный автор Е.В. Приходько пишет, что пифия все же прорицала и стихами, и прозой (с. 155).

Очевидцы дельфийской реальности Пиндар (ок. 552 г. до н.э. - ок. 446 г. до н.э.) и Платон (427-347 до н.э.) принадлежали к задававшей тон духовной элите благородного происхождения, но дельфийские предания содержали и народные пласты: «наставления, сентенции, назидательные притчи, искусные традиционные формы, шутливые загадки, неожиданные разгадки <...> неразрывно связаны с юмором той эпохи» (с. 156). Автор реферируемой статьи М. Маас считает, что можно найти связь между шутливым тоном, особым юмором оракула и шуткой и иронией в платоновских диалогах (с. 157). Шутовской оракул во «Всадниках» Аристофана (ок. 445 г. до н.э. - ок. 386 г. до н.э.) предсказывает рождение следующим образом:

Женщина есть и родит она льва в священных Афинах,

Он за народ с комариною тучей будет сражаться (с. 158).

Частью дельфийской традиции являлась и связь оракула с поэтами и мудрецами. Так, Гомер получил предсказание горя и счастья одновременно, Еврипиду оракул дал предсказание о посмертной славе. В Гомеровом гимне к Аполлону отразилось глубокое впечатление от святилища Аполлона в Дельфах. «Это вдохновенный пейзаж! Восторженный и лиричный! Ни в чем здесь нет не-

1 Омфал - культовый объект в Дельфах, считавшийся центром («пупом»)

Земли.

2 Целла - внутренняя часть храмов, в которой находилось изображение божества, т.е. внутреннее святилище.

достатка: снег, горы, море, лощина, деревья, трава. И какая глубина», писал Гюстав Флобер о дельфийском ландшафте (с. 160).

«Поэтика Дельфийского оракула объединяла широкую публику и духовную элиту; она охватывала высокую литературу, моральные сентенции, популярные занимательные рассказы, истории и легенды», - пишет М. Маас (с. 161).

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.