Научная статья на тему 'М. М. Бахтин и Е. Н. Харламова: скрещенье судеб'

М. М. Бахтин и Е. Н. Харламова: скрещенье судеб Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3830
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.Н. Харламова / М.М. Бахтин / религиозно-философские кружки / Петроградский богословский институт / Мордовский университет / E.N. Kharlamova / M.M. Bakhtin / religious-philosophical circles / Petrograd Theological Institute / Mordovia University

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И. В. Клюева

В статье приводятся новые данные о биографии Е.Н. Харламовой – одной из участниц религиозно-философского кружка Назарова – Зыковой, существовавшего в Петрограде-Ленинграде в 1920-х гг. Значительное внимание уделяется ее знакомству с выдающимся мыслителем М.М. Бахтиным, с которым она общалась не только в Ленинграде в 1920-х гг., но и в Саранске в 1945–1950-х гг. Впервые вводятся в научный оборот материалы взятого автором статьи в начале 1990-х гг. интервью у внучки Е.Н. Харламовой – О.М. Титовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.M. BAKHTIN AND E.N. KHARLAMOVA: FATES CROSSING

The article provides new data on the biography of E.N. Kharlamova – one of the participants in the religious and philosophical circle of Nazarov – Zykova, which existed in PetrogradLeningrad in the 1920-ies. Considerable attention is paid to her acquaintance with the outstanding thinker M.M. Bakhtin, with whom she comunicated not only in Leningrad in the 1920-ies, but also in Saransk in the 1945–1950s. The materials of interview of the author with Kharlamova’s granddaughter – O.M. Titova (in the early 1990s) are for the first time introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «М. М. Бахтин и Е. Н. Харламова: скрещенье судеб»

М.М. БАХТИН И Е.Н. ХАРЛАМОВА: СКРЕЩЕНЬЕ СУДЕБ И.В. Клюева, канд. филос. наук, доцент

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Россия, г. Саранск)

D01:10.24411/2500-1000-2019-11601

Аннотация. В статье приводятся новые данные о биографии Е.Н. Харламовой - одной из участниц религиозно-философского кружка Назарова - Зыковой, существовавшего в Петрограде-Ленинграде в 1920-х гг. Значительное внимание уделяется ее знакомству с выдающимся мыслителем М.М. Бахтиным, с которым она общалась не только в Ленинграде в 1920-х гг., но и в Саранске в 1945-1950-х гг. Впервые вводятся в научный оборот материалы взятого автором статьи в начале 1990-х гг. интервью у внучки Е.Н. Харламовой - О.М. Титовой.

Ключевые слова: Е.Н. Харламова, М.М. Бахтин, религиозно-философские кружки, Петроградский богословский институт, Мордовский университет.

Имя Евгении Николаевны Харламовой было введено в научный и достаточно широкий культурный оборот в связи с публикациями, посвященными биографии выдающегося мыслителя Михаила Михайловича Бахтина, в частности, его участию в деятельности религиозно-философских кружков, существовавших в Петрограде-Ленинграде в 1920-х гг., группировавшихся вокруг философа и педагога А.А. Мейера (1874-1939) и его гражданской жены - художницы и архитектора К.А. Половцевой (1886-1948). В конце 1928 - начале 1929 г. большинство участников этих кружков было арестовано и после довольно длительного следствия осуждено по так называемому «Делу о "Воскресенье"» - по названию центрального кружка в этой системе, возглавляемого самим Мейером.

Деятельность «Воскресенья» и примыкавших к нему кружков, несомненно, была важным явлением в духовной жизни Ленинграда, с которым связаны имена выдающихся деятелей отечественной культуры. Помимо Мейера и Бахтина это ученые Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Д.С. Лихачев, пианистка М.В. Юдина и др. Участники кружков поставили перед собой задачу не допустить уничтожения христианской культуры в новых исторических условиях жизни российского общества - после октябрьской революции 1917 г.

«Дело о "Воскресении" давно привлекает внимание исследователей культуры, политологов, историков церкви, священнослужителей; оно послужило основанием для воспоминаний, статей, публикаций», -писал в 1999 г. сын одного из ближайших друзей Бахтина Ю.А. Медведев [1, с. 82], добавляя, что публикуемые материалы о «Воскресенье», «иногда очень ценные», не лишены неточностей. Более того, сведения о целом ряде участников этих кружков немногочисленны, скупы и отрывочны, порой противоречивы.

Относительно немного известно на сегодняшний день о судьбе участницы одного из кружков, находившихся «в орбите» «Воскресенья», Евгении Николаевны Харламовой (1877/1878-1963). Она была дворянкой, принадлежала к кругу высококультурной петербургской интеллигенции. Согласно сведениям, полученным от дочери протоирея Ф.К. Андреева А.Ф. Можанской, Харламова была хирургом, участвовала в I Мировой войне [2, с. 247]. В начале 1990-х гг. автор настоящей статьи взяла интервью у внучки Харламовой - Ольги Михайловны Титовой (1931-2012), жившей в Саранске и долгое время работавшей учителем в местных школах. Титова не говорила нам о том, что ее бабушка была хирургом и участвовала в войне, она подтверждала лишь, что Евгения Николаевна окончила высшие женские

Бестужевские курсы в Петербурге, добавив, что она была прекрасно образована, знала несколько иностранных языков.

Евгения Николаевна была замужем за архитектором-строителем, видным мастером русского архитектурного модерна Леонидом Михайловичем Харламовым (1870 - после 1919), который был сыном петербургского скульптора Михаила Васильевича Харламова (1837-1913) и внуком состоятельного петербургского купца В.Х. Харламова, основавшего в 1829 г. одно из старейших в Петербурге гончарных предприятий - завод Харламова, производивший изразцы и черепицу.

Михаил Васильевич Харламов окончил Академию Художеств, где учился у выдающегося скульптора Н.С. Пименова, в 1868 г. был удостоен звания классного художника 1 степени. После смерти отца он унаследовал его завод, выполнял иконостасы и изразцы, в частности, для Петропавловского собора в Петергофе (1905) и храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови, 1883-1907) в Петербурге.

Леонид Михайлович Харламов окончил Институт гражданских инженеров императора Николая I (1894 г.), работал в Технико-строительной комиссии Министерства внутренних дел, в Санкт-Петербургском округе Министерства народного просвещения: строил здания школ и благотворительных заведений. Помимо этого он выполнял частные заказы. Харламов является автором проектов целого ряда зданий в центре Санкт-Петербурга, он проектировал здания для Пскова, Порхова [см.: 3]. В начале XX в., будучи одним из владельцев доходного дома на Предтеченской улице (ныне улица Черняховского, д. 69), он перестроил его по собственному проекту, после чего здание получило название «Доходный дом Харламова».

В 1902 г. Харламов был назначен главным архитектором Гатчины, где исполнял также обязанности смотрителя царского дворца. С 1902 по 1913 г. по его проектам и при его непосредственном участии в городе было построено несколько значительных сооружений, в том числе (по благословению Иоанна Кронштадского) Покровский собор при подворье Пятогорско-

го женского монастыря (в соавторстве с А.А. Барышниковым). В 1913 г. за деятельность на этой должности он получил орден Святой Анны 2-й степени.

Старшая дочь Леонида Михайловича и Евгении Николаевны Ольга родилась в 1900 г., младшая Мария - в 1910 г. В Петербурге у Харламовых была большая роскошная квартира в доме №18 на Большой Московской улице. После революции их «уплотнили», разделив апартаменты на три части: получились три квартиры с общей кухней.

Харламов после Октябрьской революции работал в Гатчинском дворце-музее. Когда началась Гражданская война, он встал на сторону Белого движения: вступил в ряды Северо-Западной армии, осенью 1919 г. захватившей Гатчину и начавшей поход на Петроград. В ноябре 1919 г. Северо-Западная армия под командованием Юденича с тяжелыми боями начала отступать к границам Эстонии в районе Нарвы. Харламов, оставив семью, бежал в Эстонию вместе с отступающими войсками. Дальнейшая его судьба до сих пор неизвестна. То, что Харламов бежал, оставив жену и детей, было воспринято ими как предательство семьи. (Хотя они наверняка бы погибли, если бы они отправились вместе с ним.) Но и в России семью ожидало немало горя и страданий. В 1919 г. Евгения Николаевна - «жена белоэмигранта» - подверглась аресту как заложница, была этапирована в Москву в ВЧК, однако в 1920 г. ее освободили.

В материалах «Дела о Воскресении» в качестве места работы и профессии Харламовой указывалось: «помощница заведующей детским домом, педагог», а также говорилось, что она некоторое время работала в конторе военно-инженерной дистанции, а с 1922 г. находилась на иждивении своих детей [2, с. 247].

Евгения Николаевна всегда была глубоко верующим человеком. В начале 1920-х гг. она стала слушательницей Петроградского Богословского института, после закрытия которого, продолжала тесное общение с его преподавателями и своими сокурсниками, многие из которых были непосредственно связаны с религиозно-

философскими кружками. В следственных документах по делу «Воскресенья» ее имя фигурирует рядом с именем Бахтина - оба они проходят по нему как активные участники «подпольного церковно-монархического кружка Назарова - Зыковой» [4]. Бывший морской офицер Борис Михайлович Назаров (1884 - после 1942) и игуменья закрытого советской властью монастыря Еликонида (Эликонида) Алек-

сандровна Зыкова (1890-1937) учились вместе с Евгенией Николаевной в Богословском институте. Их кружок был «наиболее церковным» из всех кружков, доклады на его заседаниях делали известные богословы: уже упоминавшийся протои-рей Ф.К. Андреев, профессор протоиерей А.А. Дмитриевский, епископ Григорий (Лебедев), а также М.М. Бахтин и другие ученые [5, с. 250].

Рис. 1. Фотография арестованной Е.Н. Харламовой. Ленинград, начало 1929 г. НИЦ Мемориал (Санкт-Петербург). URL: http://www.foto-memorial.org/node/10509

Харламова была арестована позже других фигурантов по делу «Воскресенья» - 9 марта 1929 г. (аресты производились, в основном, в декабре 1928 г.). Бахтин, как известно, был приговорен сначала к заключению в Соловецкий лагерь, затем, после хлопот друзей ему как инвалиду лагерь был заменен ссылкой в Кустанай (Северный Казахстан). Харламова была приговорена к трем годам высылки в Северный край (освобождена из ссылки 3 августа 1932 г.).

В то время, когда Евгения Николаевна посещает собрания, затем находится под следствием, бурно развивается роман и заключается брак ее младшей дочери Марии с молодым коммунистом Михаилом Семеновичем Титовым (1903-1970), благодаря которому она через некоторое время найдет приют в Саранске, где судьба снова сведет ее с Бахтиным.

Титов родился в крестьянской семье в деревне Кади Городокского уезда Витебской губернии. В 1923 г. он был направлен Витебским губкомом комсомола на учебу в Петроград, в 1927 г. окончил курс общественно-экономического отделения Ле-

нинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена и получил специальность педагога по обществоведению в трудовых школах 2-й ступени.

Как рассказывала нам О.М. Титова, ее отец, окончив пединститут, преподавал обществоведение в школе, где познакомился с Марией Харламовой, которая была ученицей старших классов. Ей было семнадцать лет, он был на семь лет старше. Вскоре после окончания школы, Мария выходит замуж за Титова. У них родилось четверо детей. «Мою бабушку Евгению Николаевну Харламову арестовали вместе с другими участниками кружка "Воскресенье", говорила Ольга Михайловна. - Ее сослали куда-то, но не очень далеко и не надолго. У нас в доме об этом никогда не говорили - нельзя было. Мы, дети, могли только смутно о чем-то догадываться».

Титов работал учителем, завучем, директором школы, заместителем директора по учебной части Ленинградского строительного техникума. В 1937-1938 гг. он обучался в аспирантуре исторического фа-

культета Ленинградского университета. В 1938 г. из Ленинграда в Саранск было направлено на работу несколько десятков коммунистов, в числе которых был Титов. Так одна из дочерей Евгении Николаевны со своей семьей оказалась в Саранске. В столице Мордовии Титов получил должность заведующего отделом школ Мордовского обкома ВКП(б). 29 мая 1939 г. он был назначен на должность директора Мордовского педагогического института; в октябре 1940 г. Постановлением Пленума Саранского горкома ВКП(б) избран на должность секретаря Саранского горкома партии; в июле 1941 г. был утвержден секретарем Мордовского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации.

Евгения Николаевна, ее дочь Ольга с мужем Александром Ивановичем Тихомировым (1884-1942) и дочерью Галиной остались в Ленинграде, в квартире Харламовых, вернее в одной из ее трех частей. Ольга Леонидовна была преподавателем иностранных языков на курсах повышения квалификации ленинградского отделения Академии наук СССР. Во время войны им пришлось пережить все ужасы блокады. Александр Иванович (как и жившие в Ленинграде мать и сестры Бахтина) умер страшной зимой 1942 г. - в феврале, а 29 марта Евгения Николаевна с дочерью и 9-летней внучкой Галей были эвакуированы по Ладожскому озеру в Саранск [6]. Вскоре после войны Галя умерла - сказались последствия блокады.

Найденная информация:

Кто с ним был эвакуирован: Харламова О.Л.- мать,

Рис. 2. Информация об эвакуации Е.Н. Харламовой, ее дочери и внучки из блокадного Ленинграда. База данных «Блокада Ленинграда. Эвакуация».

Ольга Леонидовна устроилась на работу в Мордовский пединститут, на кафедру иностранных языков, в 1953-1959 гг. она заведовала вновь образованной кафедрой немецкого языка. Поначалу ей предоставили жилплощадь в одном из принадлежавших институту домов барачного типа по ул. Б. Хмельницкого, спустя время она получила квартиру в благоустроенном доме.

В сентябре 1944 г. ЦК ВКП(б) направил Титова в Молдавию - секретарем Бельц-ского укома КП(б). После ликвидации укомов он перешел на преподавательскую работу: с ноября 1947 г. работал старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма Бельцского учительского института. В 1949 г. семья Титовых воз-

вращается в Саранск, где Михаил Семенович работает старшим преподавателем и исполняет обязанности заведующего кафедрой марксизма-ленинизма Мордовской областной партийной школы, с апреля 1959 г. работает по совместительству старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма Мордовского государственного университета (бывшего пединститута), ведет занятия по философии. Его жена Мария Леонидовна также работала в институте/университете - на кафедре иностранных языков. (Обе дочери Евгении Николаевны получили хорошую языковую подготовку).

Вернувшись в Саранск, семья Титовых получила хорошую квартиру в доме, принадлежащем обкому КПСС. Ольга Титова

училась в школе №12, а в 1949 г. поступила в пединститут, на литературный факультет. На первом курсе античную литературу у нее читал Михаил Михайлович Бахтин. «Однажды, когда я при бабушке рассказывала о своей учебе, о преподавателях, речь зашла о Бахтине, - рассказывала Ольга Михайловна. Вдруг бабушка сказала, что она Михаила Михайловича прекрасно знает еще по Ленинграду. Но об обстоятельствах знакомства она ничего не говорила, в ответ на наши расспросы всегда загадочно молчала. Только спустя долгое время, когда уже можно было что-то говорить, мы постепенно узнавали о том, что там, в Ленинграде во второй половине 1920-х гг. они встречались в каких-то кружках. Что это были за кружки, я и сейчас представляю себе смутно. Но только не политические, это точно. Как я поняла тогда со слов бабушки, это было что-то, связанное с религией. Сколько я помню бабушку, она всегда была верующей христианкой, ходила в церковь. Наша ленинградская квартира была недалеко от храма, и она туда ходила. И в Саранске тоже ходила в церковь».

Коллега Бахтина по кафедре литературы В.Б. Естифеева, которая была его соседкой по первой саранской квартире (в здании бывшей городской тюрьмы) вспоминала, что каждый год 21 ноября (в день Архангела Михаила) у Бахтиных «собиралось небольшое общество одних и тех же

приглашенных Еленой Александровной (женой М.М. Бахтина. - И.К.) лиц... Приходила Евгения Николаевна Харламова, друг дома Бахтиных, знавшая Михаила Михайловича еще до его ареста в Ленинграде... она была одной из его слушательниц.» [7, с. 145].

О.М. Титова также говорила, что Евгения Николаевна у Бахтиных бывала, однако, нечасто. Однажды внучка пошла к ним вместе с ней - занять немного денег, 100 рублей (это было до денежной реформы 1961 г.). Вскоре Евгения Николаевна вернулась в Ленинград (вероятно, там она и умерла в 1963 г.). Обе ее дочери до конца жизни оставались в Саранске: Ольга Леонидовна не хотела покидать место, где была похоронена Галя, Мария Леонидовна -осталась в Саранске со своей семьей. Бахтин общался и с дочерьми Евгении Николаевны. По свидетельству О.М. Титовой, однажды, приблизительно в 1949-1951 гг. он ехал в Москву в одном купе поезда с Ольгой Леонидовной: «Они сидели на нижних полках, друг напротив друга и долго разговаривали: о работе, о литературе».

Таким образом, установленные нами факты подтверждают, что Бахтин и Харламова действительно достаточно тесно общались в Ленинграде, встречаясь на заседаниях религиозно-философского кружка. Харламова продолжала дружеское общение с Бахтиным и его женой в Саранске.

Библиографический список

1. Медведев Ю. «Воскресение». К истории религиозно-философского кружка А.А. Мейера // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1999. - №4. - С. 82-90.

2. Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян / отв. ред. проф. протоирей Вл. Сорокин. - СПб.: Изд-во «Мир», 2002. - 415 с.

3. Родионова Т.Ф. Главный архитектор Гатчины Л.М. Харламов // Внешкольная экология: Сайт межрегионального общественного экологического движения «Гатчина - Гатчинский Район - Санкт-Петербург - Кронштадт» (программа «Школьная Экологическая Инициатива»). URL: http://www.eco.nw.ru/lib/data/08 (Дата обращения 06.07.2019).

4. Дело А.А. Мейера / подгот. И. Флиге и А. Даниэль // Звезда. - № 11. - C. 157-207.

5. Шкаровский М.В. Религиозно-философские кружки, братства и общества Ленинграда в 1920-х годах // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2007. - Т. 8. № 2. - С. 247-252.

6. База данных «Блокада Ленинграда. Эвакуация»: Сайт Архивного комитета Санкт-Петербурга. URL: http://evacuation.spbarchives.ru. (Дата обращения 06.07.2019).

7. Естифеева В.Б. Воспоминания о Бахтине (Первое десятилетие в Саранске) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 2000. - № 1. - С. 127-151.

- КумbтуромогиR -

M.M. BAKHTIN AND E.N. KHARLAMOVA: FATES CROSSING

I.V. Klyueva, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor National Research Ogarev Mordovia State University (Russia, Saransk)

Abstract. The article provides new data on the biography of E.N. Kharlamova - one of the participants in the religious and philosophical circle of Nazarov - Zykova, which existed in Petrograd-Leningrad in the 1920-ies. Considerable attention is paid to her acquaintance with the outstanding thinker M.M. Bakhtin, with whom she comunicated not only in Leningrad in the 1920-ies, but also in Saransk in the 1945-1950s. The materials of interview of the author with Kharlamova's granddaughter - O.M. Titova (in the early 1990s) are for the first time introduced into scientific circulation.

Keywords: E.N. Kharlamova, M.M. Bakhtin, religious-philosophical circles, Petrograd Theological Institute, Mordovia University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.