Научная статья на тему '«Мы культивируем идеологию, которая не приемлется во вне» (из протоколов «Вторников»)'

«Мы культивируем идеологию, которая не приемлется во вне» (из протоколов «Вторников») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
321
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ КРУЖОК "ВТОРНИКИ" / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ КРУЖОК "ВОСКРЕСЕНИЕ" / СОЦИАЛИЗМ / КОММУНИЗМ / А.А. МЕЙЕР / К.А. ПОЛОВЦОВА / RELIGIOUS PHILOSOPHICAL SOCIETY "TUESDAYS" / RELIGIOUS PHILOSOPHICAL SOCIETY "SUNDAYS" / A.A.MEIER / K.A.POLOVTSEVA / SOCIALISM / COMMUNISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богданова Т. А.

Религиозно-философский кружок «Вторники», в 1923-1928 гг. известный под названием «Воскресение», существовал с 1917 г. Кружок возник по инициативе А.А.Мейера и К.А.Половцовой. Большинство членов кружка испытали влияние социалистической идеологии и пережили за годы революции и гражданской войны сложный мировоззренческий кризис. На рубеже 1922-1923 гг. разногласия по 248 поводу отношения к церкви привели к расколу кружка. В данной публикации приводится список тем «Вторников» с указанием лиц, присутствовавших на каждом заседании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We Support the Ideology that is not Admitted outwardly (from the Tuesdays Protocols)

The Tuesdays religious philosophical society, in the 1923-1928 known as the Sundays, worked since 1917. The Society emerged thanks to A.A. Meier and K.A. Polovtseva. Most of the Society members had been influenced by the socialist ideology and experienced serious crisis of outlook in the years of the revolution and civil war. In the late 1922 and early 1923, differences in attitude to the Church led to the schism of the Society. There are list of themes discussed on the Tuesdays and persons who took part in all sessions.

Текст научной работы на тему ««Мы культивируем идеологию, которая не приемлется во вне» (из протоколов «Вторников»)»

Т. А. Богданова

«МЫ КУЛЬТИВИРУЕМ ИДЕОЛОГИЮ, КОТОРАЯ НЕ ПРИЕМЛЕТСЯ ВО ВНЕ» (из протоколов «Вторников»)

В литературе религиозно-философский кружок «Вторники» более известен под названием «Воскресение». Знакомство с протоколами его заседаний дает основание говорить о существовании двух кружков или двух этапов развития одного: «Вторники» (1917-1923 гг.) и «Воскресение» (1923-1928 гг.)1. В 1928-1929 гг. большинство членов кружка «Воскресение» было арестовано.

«Вторники» возникли осенью 1917 г. по инициативе философа А. А. Мейера2 и К. А. Половцовой3, последнего секретаря Религиозно-философского общества (РФО), прекратившего в тому времени свою деятельность. Отличительной чертой петербургского РФО его председатель А. В. Карташев называл «внецерковный рели-

4

гиозный революционаризм, сопутствующий революционаризму политическому» .

Деятельность «Вторников» отчасти продолжала эту традицию РФО в новых условиях перевернутого, но не преобразившегося (как ожидалось) общества. Один из первых исследователей кружка «Вторники»—«Воскресение», А. И. Добкин, отмечал идеологическую преемственность «левого крыла» петербургского РФО и кружка Мейера, большинство членов которого, скептически относясь к Православной Церкви и возможности свободного развития в ней христианских идей, «искали истину на путях объединения христианства и социализма», что закончилось для многих из них возвращением в 1925-1926 гг. в Церковь.

В бумагах К. А. Половцевой сохранился черновой автограф статьи или выступления под заглавием «Общество революционной пропаганды», датированный 16 ноября 1917 г. В нем говорилось/речь шла о создании внепартийной организации для объединения «всех живых сил страны» (под таковыми подразумевались «интеллигенты, всевозможные предприниматели, инженеры») и для осмысления переживаемых событий. Главной же целью Общества провозглашалась самоорганизация «русского пролетариата» для противодействия (прежде всего идейного) «буржуазии» и большевизму, дабы не допустить монополии реакционных сил («буржуазно-

* Вступительная статья, подготовка текста и примечания.

кадетских») на формирование религиозного сознания. Внутри Общества предполагалось негласное существование отдельной («объединенной религиозно») группы — «Общество религиозно-революционной пропаганды». «Взращивать наше “Слово” — это наше интимное глубокое начало»5, — замечала Половцова. Для вступления в Общество требовалась рекомендация старых членов и некий образовательный ценз, определяемый собеседованием по «Манифесту» К. Маркса и книге С. Н. Булгакова «Свет невечерний». По-видимому, «Вторники» и создавались в качестве такой религиозной группы и зародыша Общества, о создании которого нередко шла речь в заседаниях «Вторников». «Наша роль должна быть очень большая, — говорил Г. В. Пигулевский, — все, чем жила русская интеллигенция рухнуло. Надо находить новые фундаментальные идеалы. Вспомним историю революционного движения, начало работы с небольших кружков (вступление Плехановского кружка) [...] Нужна организационная работа и прокламации, манифесты, план работы

среди рабочего класса, высшей школы [... ] Идеи воодушевляющие будут менять

6

сам тип организации» .

Большинство членов кружка в разное время и в разной степени испытали влияние социалистической идеологии и пережили за годы революции и гражданской войны сложный мировоззренческий кризис. A.A. Мейер в молодости был социал-демократом, впоследствии его причисляли к основателям «мистического анархизма». О взглядах К. A. Половцовой можно судить из письма ее матери к В. Н. Фигнер: «Она [К. A. Половцова] не только всегда сочувствовала революции (еще когда ездила к П. A. [Кропоткину] в Лугано), но и весьма сочувствует советской власти. Единственно, в чем ее можно обвинить [. ] — это в большой религиозности»7. Отрицательно относясь к большевизму, участники «Вторников» продолжали оставаться лояльными по отношению к советской власти.

Важнейшей функцией «Вторников» являлась помощь его участникам в тогдашних тяжелых условиях найти «выход своим потребностям». «Это было сохранение себя», — говорил Мейер. «Вторники» — реакция на коммунистическую идеологию и практику, на закрепощение личности коллективом и пафос «Вторников» — свобода личности в коллективе и через коллектив, «общение в свободе», «свобода многих», умение слышать и принимать «другого».

Одною из постоянных тем были сами «Вторники» — их задачи. «Цель собрания — откровенное слово» — провозглашалось на одном из первых заседаний кружка 16 сентября 1917 г. «Мы не столько на опыте мысли, сколько на опыте общения, — говорил Мейер. — Передача опыта очень трудная вещь. Факт передачи и принятия ее — особый путь»8. Участники «Вторников» ценили именно эту всех объединяющую атмосферу «горения внутреннего», «внутренние касания» или «трение душ», по выражению Федотова. «Не надо создавать не то, что не нужно сейчас, — говорил он, — а просто должно быть сказано слово, надо сказать то, что думаешь до конца о России, о религии, об общественном движении и т. д.»9. По словам Мейера, они «дорожили тем, что говорили не о высказываниях другого, а про-10

сто о своей душе» .

Участники бесед приходили к выводу, что человек входит «в новое бытие», в народе идет «глубокий и важный поворот» к религиозному движению. По словам Мейера, наступил «исторический момент, когда перевод религиозных заповедей в жизнь требует подвигов общения и складывания общественных группировок от человека к человеку».

В перспективе «Вторники» мыслились как организация «с зафиксированными целями», которая должна расширять свое воздействие на жизнь для проведения в нее «духа взаимопринятия в свободе». В марте 1921 г., когда кружок переживал очередной идейный и организационный кризис, Г. П. Федотов предлагал взять за образец масонские организации, А. А. Мейер — ордена по типу пифагорейских или орфических союзов. «Берут в орден тогда, — замечал он, — когда ясно станет, что человек этот одного духа. Берем зрелых, сознательных людей, одним духом можно защищать разные идеи, но стрелять не придется, потому что дух есть живая сила, потому что он не допустит!»11. Содержание этого «духа» раскрывает следующее высказывание Мейера: «Подлинный опыт свободы требует разномыслия. Но база должна быть единомыслие. Христос есть основа [...]. Если мы сознательно утверждаем такой базис, то не исключаем инакомыслящих, при условии личного знания 12

данного человека» .

Записи бесед конца 1922 — начала 1923 гг. говорят о растущих внутри разногласиях, приведших к расколу кружка. Тема заседания, зафиксированная в последнем из имеющихся протоколов (от 13 марта 1923 г.), — «О Церкви» — обозначила поворот в сторону воцерковления части «вторничан» и уход других. «Вторник закончился, — гласит запись. — После этого все разбились на кучки и некоторые члены, не принимавшие участия в беседе на последнюю тему, говорили, что, вероятно, больше на вторники не придут, им вопрос этот слишком чужд, они испугались. Л[идия] Х[рисанфовна] не хочет мешать, чувствует, что кружку нужно завершение, а они чужые. После ухода их, когда остались: Н. В. [Пигулевская], Г. В. [Пигулев-ский], Е. О. [Оскар], Мар. К. [Неслуховская], А. А. [Мейер], П. Д. [Васильев], Г. П. [Федотов], Ляля [дочь Мейера ?], я [К. А. Половцова] поднялся горячий спор о путях “Вторников”. Г. В. протестовал с мрачным видом против их религиозного направления в последнее время. Решили для выяснения этих вопросов выделить другие дни»13. По-видимому, именно с этого времени, кружок стал собираться по воскресеньям и получил соответствующее название. Вероятно, тогда же было создано братство «Христос и свобода».

Собрания кружка «Вторников» происходили на квартире К. А. Половцовой (Б.Пушкарская 4. кв. 4). День собраний (давший название кружку) был выбран, возможно, как дань семейной традиции Половцовых. По вторникам происходили «встречи» в доме родителей К. А. Половцовой — Екатерины Николаевны и Анатолия Викторовича Половцовых14. Попытка осенью 1922 г. разделиться и проводить одновременно заседания по различным районам была признана неудачной.

Состав кружка на всем протяжении его существования был довольно «текучим». Всего через «Вторники» прошло около ста человек, причем более половины присутствовали лишь на одном-двух заседаниях. Обычно собирались восемь-десять, самое большее — девятнадцать человек.

Помимо Половцовой и Мейера в ядро кружка входили Георгий Петрович Федотов, Нина Викторовна и Георгий Васильевич Пигулевские, Павел Фомич Смот-рицкий, Евгения Оскаровна Отен (в замужестве Тиличеева), муж К. А. Половцовой Павел Дмитриевич Васильев, Елена Николаевна Нечаева (в замужестве Федотова), Мария Константиновна Неслуховская (в замужестве Тихонова), Мария Вениаминовна Юдина, Николай Павлович Анциферов. Среди наиболее активных и постоянных участников были также слушательницы курсов Лесгафта Софья Алексеевна Батурина (входившая с 1916 г. в РФО) и Анна Леонидовна Ликшина. Несколько раз

на заседаниях кружка присутствовали художник Лев Александрович Бруни, пианист Александр Иванович Лабинский. Из бывших членов РФО на заседаниях кружка иногда (не чаще трех раз) появлялись В. С. Городецкий, С. А. Дианин, Е. В. Корш, М. О. Маркович, М.Н. Мартьянова, В. С. Миро любов, А. А. Навашин, А. М. Покровский, Н. Н. Сеземан (рожд. Насонова), А. П. Смирнов, Л. Ф. Соколова, Н. В. Спицын.

Среди членов кружка были сотрудники Государственной Публичной библиотеки: Н. П. Анцыферов, В. В. Бахтин, Н. В. Макридин, О. Н. Менжинская (рожд. Попова), Е. Н. Нечаева, Н. В. Пигулевская (рожд. Стебницкая), Г. П. Федотов15.

В апреле 1918 г. была предпринята попытка издавать собственный журнал «Свободные голоса»; редактором-издателем указан Г. П. Федотов16. В передовой первого номера излагалась программа издания; исходный пункт ее — социализм переживает тяжелый кризис. «Мы ищущие, но еще не обретшие. У нас разные мысли, разные веры. Но мы не спорим, а ищем вместе. Голоса перекликаются во мраке, пусть разные слова слышатся в них, но дух один, одна перед нами цель. Дерзновенна эта цель, но время требует подвига: спасти правду социализма правдой духа и

о 17 ту

правдой социализма спасти путь» . К сотрудничеству в журнале приглашались организации и кружки, ставящие своей задачей «пересмотр вопросов социализма, на-

18

ции, религии и этики» .

Протоколы заседаний «Вторников» велись, как можно предположить, с целью последующей публикации их (часть записей сохранилась в виде черновых, которые делались непосредственно во время бесед, и беловых автографов, переписанных позднее). Записи делались в общих тетрадях и на отдельных листах; преимущественно это автографы К. А. Половцовой, реже — других лиц, в том числе А. А. Мейера. Иногда записи одной беседы делались одновременно несколькими лицами. По свидетельству самой Ксении Анатольевны, в сентябре 1919 г. «сгорели все записи» 1917-1919 гг., а с октября 1919 по март 1920 г. записи не велись совсем19. Среди материалов К. А. Половцовой, находящихся в фонде Половцовых (Ф. 601) в Отделе рукописей РНБ, сохранились протоколы свыше ста заседаний, за период с 6/19 марта 1918 г. по 13 марта 1923 г., кроме того, часть протоколов имеется в отрывках без 20

указания темы и даты .

Интересно сравнить, как пересекались темы и состав участников «Вторников» с Вольфилой и другими («профессиональными») кружками, существовавшими в это время с Петербурге: философскими (Петербургское философское общество и кружок при нем, органом которых являлся журнал «Мысль», издававшийся в 1922 г.),

21

историческими, религиозными братствами и т. п.

Ниже приводится список тем «Вторников» с указанием лиц, присутствовавших на каждом заседании. Список составлен на основе «оглавления» тетрадей, в которых велись протоколы (в оглавлении каждой из сохранившихся тетрадей указывалась дата, тема заседания и количество присутствующих), и по имеющимся на отдельных листах записям, где также фиксировалась дата заседания, тема, присутствующие лица. Список наглядно иллюстрирует «текучесть» состава кружка и тематический разброс бесед.

Имена и отчества участников К. А. Половцева давала в сокращенном виде, причем, сокращение это было разным, нередко указывались лишь одни инициалы. Поэтому мы везде сохранили (как в Списке, так и при публикации протоколов) ту сокращенную форму написания имени и отчества, какую приводила К. А. Половцева, «дописывая» от себя в квадратных скобках фамилию с тем, чтобы читатель сам мог

решить правильность предложенного нами варианта или не согласится с ним. К сожалению, фамилии ряда лиц, в том числе и некоторых активных участников кружка, установить не удалось: Ив[ан] Александрович], Ал[ина] Карл [овна], Тат[ьяна] Мих[айловна], Иван Андреевич, Ефр[ем] Андр[еевич], Тамара, Фелица или Фелицата Март. и др.

После даты заседания и темы указан номер единицы хранения (из Ф. 601 ОР РНБ) и листы, где находятся сами протоколы данного заседания.

Темы и участники заседаний

1917 г.

16 сентября. «Цель собрание — откровенное слово...». Черновой автограф доклада А. А. Мейера (?) № 1584. Л. 1-9.

1918 г.

6/19 марта. «Продолжение “О России” (о покаянии)». Доклад А. М. Покровского «Интеллигенция и народ». № 1584. Л 10-42.

Присутствовали: И. М. Гревс, А. А. Мейер, Г. П. Федотов, Н. П. Анциферов, X., Е. Н. Нечаева, А. М. Покровский, Е.О.Оттен, М. Н. Мартьянова, Никитина, Н. В.Стеб-ницкая, К.А. Половцова, Г. Вас.[Пигулевский]

2 апреля. «О Софии. Доклад Н.П. Анциферова (продолжение)». № 1584. Л. 4358; «О судьбе России». № 1584. Л. 59-62.

Присутствовали: Георг. Петр. [Федотов], Г. Вас. [Пигулевский], Ник. Вас. [Спи-цын], А.М.Покровский, Ал. Ал. [Мейер], Е. О.Оттен, Мар. Ник. [Мартьянова], Кс. Анат. [Половцова], Пав. Дм. [Васильев], Е. Н. Нечаева, Ник. Павл. [Анциферов], Мар. Георг.

1919 г.

25 февраля. «О Вторнике». № 1584. Л. 63-69.

Присутствовали: Георг. Вас. [Пигулевский], Георг. Петр. [Федотов], Ал. Ал. [Мейер], Пав. Дм. [Васильев], Ел. Никол. [Нечаева], Ник. Павл. [Анциферов], Евг. Оскар. [Оттен]

25 марта. «О проблеме зла». № 1584. Л. 70-72об.

Присутствовали: Ал. Ал. [Мейер], Кс. Анат. [Половцова], Георг. Петр. [Федотов], Арепьева, Аля Бауман, Нора Эрн., Ел. Никол. [Нечаева], Нина Викт. [Стебниц-кая], Георг. Вас. [Пигулевский], Ник. Павл. [Анциферов].

1 апреля. «О проблеме зла». № 1584. Л. 73-74.

Присутствовали: Ел. Ник. [Нечаева], Георг. Вас. [Пигулевский], Кс. Ан. [Половцова], Георг. Петр. [Федотов], А. А. [Мейер], Нина Викт. [Стебницкая].

20 мая. «О проблеме добра». № 1584. Л. 75-78.

Присутствовали: С. А. [Батурина], Г. П. [Федотов], Кс. А. [Половцова], Тат. Ив., Н. Павл. [Анциферов], Мар. Конс. [Неслуховская]

1920 г.

2 марта. «О свободном общении». № 1584. Л. 79-82.

Присутствовали: Кс. Анат. [Половцова], Георг. Вас. [Пигулевский], Мария Конст. [Неслуховская], София Алекс. [Батурина] Нина Сергеевна [Платонова], Ал. Алекс. [Мейер], Ольга Яновна, Евг. Оск. [Оттен], Фелица, Н. В. [Стебницкая]

9 марта. «О свободном общении». № 1589. Л. 4-8 об.

Присутствовали: Ал. Ал. [Мейер], Ксен. Ан. [Половцова], Евг. Оск. [Оттен], Мар. Конст. [Неслуховская], Ив. Андр., Ел. Ник. [Нечаева], Нина Викт. [Пигулев-ская]

16 марта. «О кресте». № 1589. Л. 23-26 об.

Присутствовали: Кс. Ан. [Половцова], Ал. Ал. [Мейер], Мария Конст. [Неслуховская], Евг. Оск. [Оттен], Иван Андреевич, Софья Ал./Соня [Батурина], Вера Эрнест., Фелиц. Март., Георг. Вас. [Пигулевский], Нина Викт. [Стебницкая]

23 марта. «Общение и свобода». № 1584. Л. 83-86.

Присутствовали: Ал. Ал. [Мейер], Кс. Анат. [Половцова], Ив. Андр., Евг. Оск. [Оттен], Вера Эрнест., Фелицата Мартын, Мария Конст.[Неслуховская ], Георг. Вас. [Пигулевский], Нина Викт. [Стебницкая], Лидия Хр.

30 марта. «Церковь и общение». № 1584. Л. 87-94 об.

Присутствовали: Мар. Конст. [Неслуховская], Аля Яковл. [Бауман], Фелиц. Март., Ал. Ал. [Мейер], Алексей Петр. [Смирнов], Кс. Анат. [Половцова], Ив. Андр., Ида Эрнест., Нина В. [Стебницкая]

6 апреля. «Церковь и общение (доклад Н. В.)» № 1584. Л. 95-98.

Присутствовали: М. К. [Неслуховская], П. Д. [Васильев], Маруся [Юдина], Евг. Оск. [Оттен], Нина. Викт. [Стебницкая], Ал. Ал. [Мейер], Георг. Вас. [Пигулевский], Лид. Хрис., Софья Алексеевна [Батурина], Фелиц. Март., Ида Эрн., Кс. Ан. [Половцова].

13 апреля. «Пасха. О Воскресении». № 1584. Л. 99-103.

Присутствовали: Ал. Ал. [Мейер], Ксен. Анат. [Половцова], Павел Дм. [Васильев], София Алекс. [Батурина], Фелиц. Март., Ольга Яновна, Ида Эрнест., Мария Конст. [Неслуховская], Мария Вениам. [Юдина], Анна Савел. [Берлович], Евг. Оскар. [Оттен], Георг. Вас. [Пигулевский], Нина Викт. [Стебницкая], Ив. Андр., Ник. Павл. [Анциферов], Георг. Петр. [Федотов], Елена Ник. [Нечаева], Анна Георг.,

А. А. Гизетти.

20 апреля. «Воскресение и плоть». № 1584. Л. 103об.-108.

Присутствовали: Ал. Ал. [Мейер], Ел. Ник. [Нечаева], Георг. Петр. [Федотов], Ив. Андр., Ида Эрнестовна, Ольга Яновна, Фелиц. Март., Соф. Алекс. [Батурина],

Павл. Дм. [Васильев], Мария Вениам. [Юдина], Мария ^нст. [Неслуховская], Лидия Хрисанф., Нина Викт. [Стебницкая]

27 апреля. «Социализм. Братья ^рамазовы». № 1584. Л. 108об.-113об.

Присутствовали: Aннa Сав. Берлов [ич], Aл. Лл. [Мейер], М. ^нст. [Неслуховская], Фел. Март., Ида Эрн., П. Дм. [Васильев], Ив. Aндр., Мар. Вениам. [Юдина], Kc A^ [Половцова], Ел. Ник.[Нечаева], Георг. Петр. [Федотов], Л. Хр., Aл. Як. [Бауман], Г. В.[Пигулевский], Н. В. [Стебницкая], Евг. Оск. [Оттен]

4 мая. «1 Мая и Россия». № 1584. Л. 114-121об.

Присутствовали: Г. Петр. [Федотов], Ел. Ник. [Нечаева], Ив. Aндр., Г. Вас. [Пигулевский, Ka A. [Половцова], Мар. ^нст. [Неслуховская], Ида Эрн., Евг. Оск. [Оттен], Нина В. [Пигулевская], Aннa Георг., Пав. Дм. [Васильев], Фел. Март., Aл. Яковл. [Бауман], Aл. Aл. [Мейер], а потом Лид. Хр., Ольга Ян.

11 мая. «Вторники. Национальное». № 1574. Л. 246об.-234об.

Присутствовали: Н. В. [Стебницкая], Пав. Дм. [Васильев], Мар. K. [Неслуховская], Георг. Вас. [Пигулевский], Ka A^ [Половцова], Ив. Aндр., Ида Эрн., Лидия Хрисанф., Aля Яковл. [Бауман], Aл. Aл. [Мейер], Фел. Март., Влад. Серг. Городецкий (в 1-й раз).

18 мая. «Национальный вопрос». № 1574. Л. 234об.- 216об.; № 1584. Л. 122.

Присутствовали: Георг. Петр. [Федотов], Ив. A., Мар. Георг., Aл. Aл. [Мейер], Лид. Хр., Фел. М., Aля Як. [Бауман], Ka A^ [Половцова], Евг. Оск. [Оттен], П. Дм. [Васильев], Н. В. [Стебницкая], М. K. [Неслуховская], а потом: Aл. Левашов (в 1-й раз), Ник. Павл. ^нциферов], Вл. Серг. [Городецкий]

25 мая. «Взаимоотношение лиц малых народностей и русской». № 1574. Л. 216об.-196об.

Присутствовали: Aннa Сав. [Берлович], Н. В. [Стебницкая], Сергей Aлекс. Дианин (в 1-й раз), М. K. [Неслуховская], A. A. [Мейер], Ив. Aндр., Ka A. [Половцова], Г. П. [Федотов], Фел. Март., Ида Эрн., П. Дм. [Васильев], Мар. Георг., Лид. Хр., а потом О. Ян., Г. В. [Пигулевский]

1 июня. «Троица». № 1574. Л. 196-184; № 1584. Л. 123-127.

Присутствовали: М. K. [Неслуховская], Aл. Aл. [Мейер], Aндр. Aндр. Навашин (в 1-й раз), Ив. Aндреевич, Ka A. [Половцова], Георг. Петр. [Федотов], П. Дм. [Васильев], Ида Эрн., Фел. Март., Илиодор Николаев (в 1-й раз), а потом Нина Викт. [Стебницкая], Георг. Вас. [Пигулевский], Вл. Серг. [Городецкий], Серг. Aлдр. [Дианин]

8 июня. «Общение и плоть — матер[иальная] прир[ода]». № 1574. Л. 183об.-176об.; № 1589. Л. 39-40.

Присутствовали: Н. В. [Пигулевская], Ел. Николаевна [Федотова], Георгий Петрович [Федотов], Aл. Aл. [Меейр], Мария ^нст. [Неслуховская], Сергей. Aлекс. [Дианин], Ka A^ [Половцова], Aля Як. [Бауман], Соф. Aлекс. [Батурина], Фел. Март., Ида Эрн., Ив. Aндр., Ефим Савельевич Берлович, а потом Георг. Вас. [Пигулевский], Е. О. [Оттен], П. Д. [Васильев]

15 июня. «Религиозное возрожд[ение] (состояние, будущее) России. Религия и Россия». № 1574. Л. 176-162.

Присутствовали: Н. Викт. [Стебницкая], Г. П. [Федотов], Г. В. [Пигулевский], Павел Дмитр. [Васильев], Ида Эрн., Соф. Ал. [Батурина], Лид. Хр., Фел. Март., Марк Осип. [Маркович] (после большого перерыва), Викт. Серг. Миролюбов (в 1-й раз), Иван Андреевич, Кс. Ан. [Половцова], М. К. [Неслуховская], а потом Евг. Оск. [От-тен], Ел. Ник. [Федотова], Ал. Ал. [Мейер], Ал. Петр. См[ирнов], Ник. Пав. [Анциферов], Н. В. Спицын (после б[ольшого] перерыва).

22 июня. «Общение и пол». № 1574. Л. 161об.-157об.

Присутствовали: Лид. Хр., Н. В. [Стебницкая], М. Конст. [Неслуховская], Ив.Андр., Кс. Ан. [Половцова], Ал. Ал. [Мейер], а потом Георг. Вас. [Пигулевский], П. Дм. [Васильев].

29 июня. «Общение и пол». № 1574. Л. 157об.-155об.

Присутствовали: М. К. [Неслуховская], Ал. Ал. [Мейер], Кс. Ан. [Половцова], Фел. Март., Ида Эрн.

22

6 июля .

Присутствовали: П. Д. [Васильев], Евг. Оск. [Оттен], М. К. [Неслуховская], Ида Эрн., Ф. М., Кс. Ан. [Половцова], Ал. Ал. [Мейер].

13 июля. Беседа23.

Присутствовали: Ал. Ал. [Мейер], П. Д. Васильев, Ив. А., Ида Эрн., Кс. Ан. [Половцова].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 июля. Беседа о браке24.

Присутствовали: А. А. [Мейер], Соф. Льв. Маркус, П. Д. [Васильев]

3 августа. «Об Антихристе и совр[еменных] событиях». № 1574. Л. 154об.-153об.

Присутствовали: Фел. Март., Ал. Ал. [Мейер], Ив. Андр., Ник. Вас. [Спицын], Мар. Конст. [Неслуховская], К. А. [Половцова], Ида Эрн., П. Д. [Васильев]

10 августа. «Чтение “Повести об Антихристе” Соловьева». Ф. 1574. Л. 153 об.

Присутствовали: Ал. Ал. [Мейер], Ив. Андр., Ида Эрнест., Мар. К. [Неслухов-ская] и др.

17 августа. «I. Беседа о собрании в В[ольной] Ф[илосовской] А[ссоциации] в память Соловьева II. Тема. Антихрист и его дело». № 1574. Л. 153об.-152об.

Присутствовали: Ник. Вас. [Спицын], Ив. Андр. Кс. Ан. [Половцова], Ида Эрн., Мар. Конст. [Неслуховская], Пав. Дм. [Васильев], Лид. Хрис., Евг. Хрис. Мокрин-ская (в 1-й раз).

24 августа. «Дело Антихристово». Ф. 1574. № 152-151об.

Присутствовали: Соф. Ал. [Батурина], Ал. Ал. [Мейер], П. Д. [Васильев], Ив. Андр., Кс. Ан. [Половцова], Ида Эрн., Фел. М.

7 сентября. «Прогресс в христ[ианско]м понимании истории (продолжение предыдущего)». № 1574. Л. 151об.-146об.

Присутствовали: П. Дм. [Васильев], Ник. Вас.[Спицын], Ив. Aндр., Ек. Ник. [Половцова?], Aл. Aл. [Мейер], Евг. Оск. [Оттен], Kc A^ [Половцова], Соф. Aл. [Батурина], Мар. ^нст. [Неслуховская], Ида Эрнестовна, Фел. Март., Лид. Хрис., а потом Георг. Вас. [Пигулевский]

14 сентября. «Прогресс в христианском понимании истории». Ф. 1564. Л. 146об.-140об.

Присутствовали: Kc A. [Половцова], Иван Aндрeeвич, И. Эрн., Е. О. [Оттен], М. K. [Неслуховская], A. A. [Мейер].

21 сентября. «Проводы Фел. Март.» Ф. 1574. Л. 140об.-135 об.

Присутствовали: Сам. Льв. Др-н (в 1-й раз после приезда из Ташкента), Aл. Aл. [Мейер], Фел. Март., Aлинa ^рл. (в 1-й раз), Ида Эрн., М. ^нст. [Неслуховская], Евг. Оск. [Оттен], Ив. Aндр., Ka A^ [Половцова], а потом Пав. Дм. [Васильев], Георг. Вас. [Пигулевский]

5 октября25. «О переломе вообще». Обсуждение 1 пункта тезисов A. A. Мейера. № 1574. Л. 143об.-129об.

Присутствовали: Евг. Оск. [Оттен], Нина Викт. Ст[ебницк]ая, Ив. Aндр., Еф.Сав. Берлович, Ник. Давид. (двоюродный брат его), A. A. [Мейер], Соф. Aл. (Соня) [Батурина], Aннa Сав. Берлович, Мар. Вен. Юдина, Ида Эрн., Aлинa ^рл., Kc A^ [Половцова], Вера Эрн.

19 октября. «Об отношении Церкви к социализму. Обсуждение 2-го п. доклада Л. В. Пумпянского». № 1584. Л. 128-131.

Присутствовали: Нина Вик. [Стебницкая], Евг. Оск. [Оттен], Мар. K. [Неслуховская], Софья Aл. [Батурина], Ив. Aндр., Ka A^ [Половцова], Ида Эрн., Лев Вас. Пумпянский (в 1-й раз), Aл. Aл. [Мейер], Серг. Aлeкс.

2 ноября26. «2-й пункт тезисов. Продолжение обсуждения темы от 19 октября». № 1584. Л. 131-134об. «По вопросу о Вторниках». № 1584. Л. 134об.-135об.

Присутствовали: Ида Эрн., Н. В. [Стебницкая], Ив. Aндр., Aл. Aл. [Мейер], Aл. Як. [Бауман], Лев Вас. [Пумпянский], Мар. Вен. [Юдина], Евг. Оск. [Оттен], Kc A. [Половцова], Нина Вик. [Пигулевская], Соф. Aлeксeeвнa [Батурина], Влад. Петр. [Виноградов], Фед. Aркaд. ^чигин, Aннa Сав. [Берлович], а потом П. Дм. [Васильев] Георг. Вас. [Пигулевский]

9 ноября. «Общение». № 1584. Л. 137-146.

Присутствовали: Ив. Aндр., Пав. Дм. [Васильев], Фед. Aрк. [^чиган], Kc A^ [Половцова], Лев Вас. [Пумпянский], Евг. Оск. [Оттен], Мар. Вен. [Юдина], Нина Викт. [Стебницкая], Софья Aл. [Батурина], Ида Эрн., Aл. Aл. [Мейер], Aлинa Як. [Бауман], Влад. Петр. Виноградов, а потом Эф. Льв. Берлович, Мар. ^нст. [Неслуховская] , Серг. Aлдр.

16 ноября. «Что каждому препятствует истинному общению». № 1585. Л. 3-12об.

Присутствовали: Лев. Вас. [Пумпянский], Мар. Вен. [Юдина], Евг. Оск. [Оттен], Нина Викт. [Стебницкая], Кс. Ан. [Половцова], Ив. Андр., Влад. Петр. [Виноградов], Ида Эрн., Ал. Ал. [Мейер], Ал. Ив. Лабинский (?), а потом Мар. Конст. [Неслуховская], Георг. Вас. [Пигулевский], Соф. Алексеевна [Батурина], Пав. Дм. [Васильев], Алина Карловна.

23 ноября. «Что каждому препятствует в истинном общении». № 1585. 12об.-19об.

Присутствовали: Нина Викт. [Стебницкая], Евг. Оск. [Оттен], П. Дм. [Васильев], Ив. Андр., Ал. Карл., Ф. Арк. Кочигин/Кичигин, Вера Эрн., новый знакомый

В. Эрн., Лев Вас. [Пумпянский], Ал. Ал. [Мейер], Мар. Вен. [Юдина], Мар. Конст. [Неслуховская]

30 ноября. «Христианское общение и мировое зло». № 1585. Л. 20-22об.

Присутствовали: Ив. Андр., Фед. Арк. [Кочигин], Нина Викт. [Стебницкая], Алина Карл., Вера Эрн., Алдр. Алдр. [Мейер], Евг. Оск. [Оттен], Мар. Вен. [Юдина], Лев. Вас. [Пумпянский], Пав. Дмитр. [Васильев]

7 декабря. «Христианская община [$гс!] и мировое зло». № 1585. Л. 23-28об.

Присутствовали: Ив. Андр., Мария Вен. [Юдина], Евг. Оск. [Оттен], Лев Вас. [Пумпянский], Фед. Арк. [Кочигин], Алина Карл., Ида Эрн., Мария Конст. [Неслуховская], Серг. Алекс. Теличеев, Ольга Никол. Петрова, Нина Викт. [Стебницкая], Соня [Батурина]

14 декабря. «Мировое зло в нас и вне нас». Доклад Л. В. Пумпянского. № 1585. Л. 28об.-33об.

Присутствовали: Мар. Вен. [Юдина], Евг. Оск. [Оттен], Лев Вас. [Пумпянский], Ольга Ник. Петрова, Пав. Дм. [Васильев], Ив. Анд., Анна Сав. [Берлович], Нина Викт. [Стебницкая], Алина Як. [Бауман], Ида Эрн., Пав. Фомич Смотрицкий (в 1-й раз), Мар. Семен. Спиро (в 1-й раз), Соф. Алекс. [Батурина], Ал. Ал. [Мейер], Кс. Анат. [Половцова], Серг. Алекс. Теличеев, а потом Мар. Конст [Неслуховская], Алдр. И. Лабинский.

21 декабря. «Христианское общение и проблема зла». № 1586. Л. 1-4об.

Присутствовали: Иван Андр., Софья Алексеевна/Соня [Батурина], Алина Карл., Федор Аркад. [Кочигин], Ида Эрнест., Павел Фом. Смотрицкий, Мария Вен. [Юдина], Евг. Оск. [Оттен], Лев. Вас. [Пумпянский], Алекс. Алекс. [Мейер], Мария Конст. [Неслуховская], Сергей Ал-др. Тиличеев, Лидия Хрисанф., Нина Никол. Сеземан, Лидия Федоровна Соколова, Нина Виктор. [Стебницкая]

28 декабря. «О том, что в “мы” соответствует аскетизму в “я”». № 1586. Л. 5-11об.

Присутствовали: Ив. Андр., Ида Эрн., Ал. Ал. [Мейер], П. Д. [Васильев], Лид. Фед. [Соколова], Лид. Хрис., Георг. Вас. [Пигулевский], Нина Викт. [Стебницкая], Алина Як. [Бауман], М. В. [Юдина], Е. О. [Оттен], Кс. Ан. [Половцова], а потом Софья Алекс. [Батурина], Пав. Фом. [Смотрицкий]

1921 г.

4 января. «О том, что в “мы” соответствует аскетизму в “я”». № 1585. Л. 34-39об.; № 1586. Л. 12.

Присутствовали: М. В. [Юдина], Л. В. [Пумпянский], П. Ф. [Смотрицкий], Вера Эрн., А. А. [Мейер], Г. В. [Пигулевский], А. Як. [Бауман], Е. О. [Оттен], К. А. [Половцова], Соф. Алекс. [Батурина], П. Д. [Васильев], Ф. А. [Кочигин], Ив. Андр.

11 января. «Рождественский Вторник». № 1586. Л. 13-19об.

Присутствовали: Иван Андр., К. А. [Половцова], Л. В. [Пумпянский], Мария Робертовна Ульрих, Алина Карловна, П. Ф. [Смотрицкий], Н. В. [Стебницкая]

18 января. «Рождественский Вторник». № 1586. Л. 20-21об.

Присутствовали: Е.О. [Оттен], Н. В. [Стебницкая], Алина Карл., Соф. Алекс. [Батурина], Георг. Вас. [Пигулевский], Н. А. [Александров], Иван Адреев., П.Ф. [Смотрицкий], П. Д. [Васильев]

25 января. «Об аскетизме (Аскетизм до “мы”)». № 1585. Л. 40-44.

Присутствовали: Алина Карл., К. А. [Половцова], Н. В. [Стебницкая], Е. О. [От-тен], М. В. [Юдина], Л. В. [Пумпянский], Ив. Андреевич.

1 февраля. «Что есть суть аскетизма: факт отказа или_цель отказа?» № 1585. Л.44-51об.

Присутствовали: Ив. Андр., П. Ф. [Смотрицкий], О. Н. Петрова, М. В. [Юдина], докт. Николай Яковл. Петров, Ида Эрнест., А. А. [Мейер], Ольга Осиповна Преображенская, Е. О. [Оттен], К. А. [Половцова]

8 февраля. «Беседа о службе в православной церкви»27.

Присутствовали: Ив. Андр., Алина Карл., К. А. [Половцова], а потом П. Д. [Васильев], Соф. Ал. [Батурина]

15 февраля. «Беседа о службе в православной церкви»28.

22 февраля. «О подходе к “мы”». № 1585. Л. 52-58.

Присутствовали: Ив. Андреев., П. Ф. [Смотрицкий], А. А. [Мейер], Г. В. [Пигулевский], Е. О. [Оттен], Н. В. [Стебницкая], Мар. Конст. [Неслуховская], Надежда Алекс. Павлович, Алина Карл., К. А. [Половцова], П. Д. [Васильев],

1 марта. «Беседа о событиях»29.

Присутствовали: Н. В. [Стебницкая], М. Конст. [Неслуховская], Е. О. [Оттен], М. В. [Юдина], Г. В. [Пигулевский], Ф. А. [Кочигин], Соня Ал. [Батурина], Ал. Карл., К. А. [Половцова], Ив. Андр., П. Ф. [Смотрицкий], А. А. [Мейер], П. Д. [Васильев]

8 марта. «Беседа о событиях»30.

Присутствовали: Е. О. [Оттен], Ив. А., П. Д. [Васильев], Соф. Ал. [Батурина], К. А. [Половцева]

29 марта. «О Вторнике». № 1586. Л. 22-23об.

Присутствовали: Ив. Андр., Идочка, Н. В. [Стебницкая], Г. В. [Пигулевский], А. А. [Мейер], Л. В. [Пумпянский], К. А. [Половцова], П. Ф. [Смотрицкий]

12 апреля. «О Вторнике». № 1585. Л. 58об.-60.

Присутстовали: А. А. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], Ида Эрн., Ив. Андр., Н. В. [Стебницкая], Алина Карл.

19 апреля. «О Вторнике. Самосознание Вторника». № 1586. Л. 41-46об.

Присутствовали: А. А. [Мейер], Е. О. [Оттен] , Соф. Алекс. [Батурина], М. В. [Юдина], П. Ф. [Смотриций], Ф. А. [Кочигин], Ив. Андреев., Н. В. [Стебницкая], Алина Карл., Ида Эрн.

26 апреля. «Неизбежна ли связь реакции и церкви. Церковь, реакция и революция». № 1586. Л. 47-49.

Присутствовали: Софья Алексеевна [Батурина], П. Ф. [Смотрицкий], Алина Карл., М. В. [Юдина], Н. В. [Стебницкая], Иван Андреевич, А. А. [Мейер], Е. О. [Оттен], К. А. [Половцова], Мария Конс. [Неслуховская], Ида Эрнестовна.

3 мая. «О Первом Мае». № 1586. Л. 50-51об.

Присутствовали: П. Ф. [Смотрицкий], Ив. Андреев., Соф. Льв. [Маркус], Алина Карл., Л. В. [Пумпянский], М. В. [Юдина], Е. О. [Оттен], Ида Эрн., А. С. [Берлович], Соня [Батурина].

10 мая. «Необходима ли связь аскетизма с консерватизмом». Доклад Л. В. Пумпянского. № 1585. Л. 60-74.

Присутствовали: Л. В. [Пумпянский], А. А. [Мейер], М. В. [Юдина], Н. В. [Стебницкая], К. А. [Половцова], Иван Андр., Соф. А-на [Батурина], Ида Эрн., Ал. Карл., Е. О. [Оттен], П. Ф. [Смотрицкий], А. К., А. Ф. [Кочигин].

17 мая. «Аскетизм и творчество на земле». № 1586. Л. 56-56об.; № 1585. Л. 74об., 75об.-88.

Присутствовали: Иван Андр., П. Ф. [Смотрицкий], Алина Карл., А. А. [Мейер], Ф. А. [Кочигин], Е. О. [Оттен], М. В. [Юдина], Вера Эрнест., К. А. [Половцова], П. Д. [Васильев], Соня [Батурина], С. А., Л. В. [Пумпянский]

24 мая. «Аскетизм и культура». № 1585. Л. 88об.-95.

Присутствовали: Ив. Андр., П. Ф. [Смотрицкий], Алина Карл., А. А. [Мейер], Евг. Савельевна (в 1-й раз) [Бахтина], Е. О. [Оттен], Н. В. [Стебницкая], Г. П. [Федотов] (в 1-й раз после приезда), К. А. [Половцова], М. В. [Юдина]

31 мая. «Творчество». № 1585. Л. 95об.-103об.

Присутствовали: Иван Андр., Алина Карл., А. А. [Мейер], Евгения Савельевна [Бахтина], Ида Эрн., П. Д. [Васильев], О. Н. [Петрова], Марта Алекс., Г. П. [Федотов], П. Ф. [Смотрицкий], Н. В. [Стебницкая]

7 июня. «Божеская и человеческая воля в творчестве». № 1585. Л. 103об.-116.

Присутствовали: А. А. [Мейер], П. Д. [Васильев], Г. П. [Федотов], М. В. [Юдина], Е. О. [Оттен], О. Н. [Петрова], Марта Алекс., П. Ф. [Смотрицкий], Ив. Андр., Софья Алекс. [Батурина], Алина Карл., Н. В. [Стебницкая], Евг. Сав. [Бахтина], Л. В. [Пумпянский].

14 июня. «О почине в творчестве». № 1585. Л. 116-125.

Присутствовали: Г. П. [Федотов], П. Д. [Васильев], Е. О. [Оттен], А. А. [Мейер], М. В. [Юдина], Евг. Сав. [Бахтина], Ал. Карл., Ида Эрн., Г. В. [Пигулевский], Ив. Андр., П. Ф. [Смотрицкий], К. А. [Половцова], Соф. Алекс. [Батурина]

21 июня. «Троица (Пятидесятница)». № 1586. Л. 57-59; № 1585. Л. 125-134. Присутствовали: Евг. Сав.[Бахтина], Ив. А., А. А. [Мейер], Алина К., Ида Эрн., П. Д. [Васильев], Соф. Ал. [Батурина], К. А. [Половцова], а потом М. В. [Юдина]

28 июня. «Обсуждение новой книги Штейнера о социальном вопросе (по поводу предстоящего доклада Л. В. Пумпянского в Вольфиле против антропософии и Андрея Белого)»31.

Присутствовали: Л. В. [Пумпянский], А. А. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], Ив.Ан., Ев. С. [Бахтина], Ида Эрн., Бруни, Е. О. [Оттен], М. В. [Юдина], Соф. Ал. [Батурина], Ал. Карл.

I июля32. Доклад Л. В. Пумпянского «Об Августине».

5 июля. «Первородный грех и культура». №. 1585. Л. 134об.-141об. Присутствовали: Ив. А., П. Д. [Васильев], Л. В. [Пумпянский], А. А. [Мейер], Ев. Сав. [Бахтина], Ида Эрн., П. Ф. [Смотрицкий], К. А. [Половцова], а потом М. В. [Юдина], О. Н. [Петрова], Ев. Н. Колышкевич.

II октября. «О брани». № 1589. Л. 98об.-95.

Присутствовали: Е. О. [Оттен], А. А. [Мейер], Серг. Алекс., Дм. Дм. Михайлов (в 1-й раз), П. Ф. [Смотрицкий], Лев Алекс. [Бруни], Алина Карл., Г. В. [Пигулевский], Н. В. [Стебницкая], Ник. Вас. Макридин (в 1-й раз), П. Д. [Васильев], К. А. [Половцова], Л. В. [Пумпянский]

1922 г.

3 января. «О почине в Церкви и о мужском и женском начале в Церкви». № 1586. Л. 61-65; № 1589. Л. 27-35.

Присутствовали: Н. В. [Стебницкая], А. А. [Мейер], Евг. С.[Бахтина], П.Ф. [Смотрицкий], Ив. Алдр., П. Д. [Васильев], Г. В. [Пигулевский], Ив. Андр., К. А. [Половцова]

31 января. «Техника и религия». № 1587. Л. 3-6об.

Присутствовали: А. А. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], Иван Ан., Г. В. [Пигулевский], Н. В. [Стебницкая], К. А. [Половцова]

7 февраля. «О Вторнике». № 1587. Л. 7-13об.

Присутствовали: П. Ф. [Смотрицкий], А. А. [Мейер], К. А. [Половцова], Д. Д. [Михайлов], Ив. Алдр.

14 февраля. «Техника и религия (продолжение)». № 1587. Л. 13об.-21. Присутствовали: Ив. Алдр., Г. В. [Пигулевский], А. А. [Мейер], Ал. К., П. Ф. [Смотрицкий], К.А. [Половцова], Н. Д. Никитин-Юрский (1-й раз).

21 февраля. «Техника и религия (прикладное знание и религия). Общение людей и религия». № 1587. Л. 21-27об.

Присутствовали: Ив. Aлдр., П. Ф. [Смотрицкий], A. A. [Мейер], Петр Мих. Витольд (1-й раз), K. A. [Половцова], Aл. ^рл., Д. Д. [Михайлов], Вл. Як.

28 февраля33.

Присутствовали: Ив. Aлдр., П. Ф. [Смотрицкий], A. A. [Мейер], П. Мих. [Витольд]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 марта. «Личность Христа в Церкви и в Евангелии». № 1587. Л. 28-31.

Присутствовали: Ив. Aлeксaндр., A. A. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], Г. В. [Пигулевский], П. М. [Витольд]

14 марта. «О Вторнике». № 1587. Л. 32-34.

Присутствовали: Д. Д. [Михайлов], Вл. Мих., A. A. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], K. A. [Половцова], Ив. Aлдр.

19 марта. Чтение и обсуждение драмы «Иисус и Иуда» пастора Г. Гиллота34.

Присутствовали: Ек. Ник. Половцова, Елена Вал. ^рш, П. Д. [Васильев], П. Ф. [Смотрицкий], Ив. Aлдр., Нат. Ив., Вера В. Половцова, Н. В. [Стебницкая], K. A. [Половцова].

28 марта. Беседа. Присутствовало 4 человека35.

4 апреля. Беседа. Присутствовало 3 человека.

11 апреля (Страстная неделя). Беседа и молитва. Присутствовало 2 человека.

18 апреля. «Пасха. О Воскресении. Вторник». № 1587. Л. 35-42.

Присутствовали: K. A. [Половцова], A. A. [Мейер], Г. В. [Пигулевский], Никол. Вас., Соф. Aлeкс. [Батурина], Иван Aлeкс., П. Ф. [Смотрицкий], Сильвия Семеновна (1-й раз), П. Д. [Васильев], Н. В. [Стебницкая]

25 апреля. «О Вторнике». № 1587. Л. 42об.-47об.

Присутствовали: Е. О. [Оттен], Серг. Aлeкс., П. Ф. [Смотрицкий], Иван Aл., П. Д. [Васильев], Н. В. [Стебницкая], Г. В. [Пигулевский], Д. Д. [Михайлов], A. A. [Мейер]

2 мая. «О Василии Великом (доклад K. A. [Половцовой])». № 1587. Л. 48-52об.

Присутствовали: Серг^лекс., Иван Aлeкс., K. A. [Половцова], Ольга ^ндр. (1-й раз) [Недзвецкая ?], Иван Aндрeeвич, П. Ф. [Смотрицкий], Aлинa ^рл., A. A. [Мейер], Н. В. [Стебницкая], Д. Д. [Михайлов], Г. В. [Пигулевский]

9 мая. «Об ордене доминиканцев (доклад A. A.[Мейера])». № 1587. Л. 53-58.

Присутствовали: Д. Д. [Михайлов], Aлинa ^рловна, Иван Aлeкс., A. A. [Мейер], Г. В. [Пигулевский], K. A. [Половцова], Евгения Савельевна [Бахтина]

16 мая. «О собственности (доклад Г. В. [Пигулевского])». № 1587. Л. 58об.-65об.

Присутствовали: Иван Aл., Г. П. [Федотов], Д. Д. [Михайлов], П. Ф. [Смотрицкий], K. A. [Половцова], Г. В. [Пигулевский], Н. В. [Стебницкая], Aлинa ^рл.

23 мая. «О Вторнике». № 1587. Л. 65 об.-72об.

Присутствовали: Ал. Карл., А. А. [Мейер], Ант. Ив. Шидловский (в 1-й раз), К. А. [Половцова], Г. П. [Федотов], Анна Леон. Ликшина (в 1-й раз).

30 мая. «О Церкви. Что такое “Живая Церковь”». № 1587. Л. 72об.-84об. Присутствовали: Г. П. [Федотов], А. П. [Смирнов], А. А. [Мейер], Ив. Алдр, П. Д. [Васильев], А. И. [Шидловский], П. Е., П. Ф. [Смотрицкий], Ев. Сав. [Бахтина], А. Л. [Ликшина], К. А. [Половцова], Н. В. [Стебницкая], а потом Д. Д [Михайлов], Н. В. [Власова], Ал. К., Серг. Алдр., Е. О. [Оттен]

6 июня. «О сущности теократии». № 1587. Л. 84об.-97.

Присутствовали: П. Ф. [Смотрицкий], П. Евг., А. Л. [Ликшина], Ив. Алдр., А. А. [Мейер], Г. В. [Пигулевский], А. П. [Смирнов], А. И. [Шидловский], К. А. [Половцова], Евг. Сав. [Бахтина], Ал. К.

13 июня. «О теократии». № 1587. Л. 97-102об.

Присутствовали: Е.. Н. [Нечаева], А. Л. [Ликшина], А. А. [Мейер], Г. П. [Федотов], П. Ф. [Смотрицкий], К. А. [Половцова], Ал-дра. Ник. [Макарова] (в 1-й раз).

20 июня. «Суд истории над западной теократией». № 1587. Л. 106об.-112об. Присутствовали: Г. П. [Федотов], Ив. Алдр., Ал. К., А. А. [Мейер], П. Д. [Васильев], А. И. [Шидловский], П. Ф. [Смотрицкий], Евг. С. [Бахтина], А. Л. [Ликшина], К. А. [Полоцова], Ал-дра [Макарова]

27 июня. «Теократия на Востоке (доклад [А. П.] Смирнова)». № 1587. Л. 112об.-

118.

Присутствовали: А. А. [Мейер], А. П. [Смирнов], Е. Н. [Нечаева], Г. П. [Федотов], Ал. К., П. Д. [Васильев], К. А. [Половцова], П. Ф. [Смотрицкий]

4 июля. «О религиозном значении власти». № 1588. Л. 1-5об.

Присутствовали: А. А. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], П. Д. [Васильев], Г. П. [Федотов], Алина Карловна, Пав. Серг., А. И. [Шидловский], Ал-дра Никит. [Макарова]

11 июля. «О власти и любви»36.

Присутствовали: Ал. К., А. А. [Мейер], А. Л. [Ликшина], К. А. [Половцова], А. И. [Шидловский], Ал. Ник. [Макарова].

18 июля. «О совершенствовании». № 1587. Л. 118об.-121об.

Присутствовали: П. Д. [Васильев], Ив. Алдр., Ал. К., Ал-дра. Ник. [Макарова], А. И. [Шидловский], А. Л. [Ликшина], К. А. [Половцова]

25 июля. «О церковных делах»37.

Присутствовали: Н. В. [Стебницкая], П. Д. [Васильев], А. Л. [Ликшина], А. А. [Мейер], К. А. [Половцова]

1 ґ~\ 38

1 августа. «О церковных делах» .

Присутствовали: П. Ф. [Смотрицкий], А. Л. [Ликшина], А. А. [Мейер], Ал-дра Ник. [Макарова], Ал. К., Ив. Андр.

8 августа. «Об аскетизме». № 1587. Л. 122-126.

Присутствовали: A. Л. [Ликшина], Aл-дрa. Ник. [Макарова], П. Ф. [Смотрицкий], A. A. [Мейер], K. A. [Полоцова], Aл. K.

15 августа. «Что такое спасение души». № 1587. Л. 126-131об.

Присутствовали: Aл. ^рл., A. Л. [Ликшина], Aл-дрa Ник. [Макарова], A. И.

[Шидловский], K. A. [Половцова], A. A. [Мейер]

29 августа. «Об основании монастыря Св. Софии в Рыбинске, с 2-х этажным алтарем, с особенным чином Софии Ярославской». Доклад K. A. Половцовой. № 1586. Л.40об.-32об.

Присутствовали: A. Л. [Ликшина], П. Ф. [Смотрицкий], K. A. [Половцова], Л. A. [Бруни], Лев Евг., A. A. [Мейер], Д. Д. [Михайлов], Г. П. [Федотов], Aл ^рл., Aл. Никит. [Макарова]

26 сентября. «О еврействе»39. № 1588. Л. 6-14.

Присутствовали: Е. Н. [Федотова], Н. Н., Е. О. [Оттен], И. Aлдр., Г. П. [Федотов], П. Ф. [Смотрицкий], A. A. [Мейер], K. A. [Половцова]

10 октября. «О действии вторников». № 1588. Л. 16-17 об.; «II-ая часть. Еврейство». № 1588. Л. 16-26.

Присутствовали: Aл. Ник. [Макарова], Ив. Aлдр., A. A. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], Т. М., Н. В. [Пигулевская], A. Л. [Ликшина], K. A. [Половцова]

31 октября. «О коммунизме». № 1588. Л. 28-37.

Присутствовали: A. A. [Мейер], Ив. Aл., Aл. ^рл., П. Ф. [Смотрицкий], Тат. Мих., A. Л. [Ликшина], A. И. [Шидловский]

7 ноября. «I. В чем соблазн коммунизма для молодежи. II. В[торни]к». № 1588. Л. 38-53об. (2 редакции)

Присутствовали: Ив. Aл., Н. В. [Стебницкая], Aл. K., Г. В. [Пигулевский], П. Ф. [Смотрицкий], Тат. Мих., K. A. [Половцова], A. A. [Мейер], A. Л. [Ликшина].

14 ноября. «О коммунизме». № 1588. Л. 54-65.

Присутствовали: П. Ф. [Смотрицкий], A. A. [Мейер], Тат. Мих., Aл. Ник. [Макарова], A. Л. [Ликшина], K. A. [Половцова], Aл. ^рл., Ив. Aл., Ив. Aндрeeв.

21 ноября. «О коммунизме». № 1588. Л. 66-77; № 1589. Л. 83-88. Присутствовали: Ив. Aлдр., Ефр. Aндр., K. A. [Половцова], A. И. [Шидловский], П. Ф. [Смотрицкий], Тат. Мих., Ив. Aндр., A. Л. [Ликшина], Aл. Никит. [Макарова], Тамара. A. A. [Мейер]

1923 г.

16 января. «Нужен ли Богу человек?...» № 1589. Л. 89-89об.

Присутствовали: П.Ф. [Смотрицкий], Ив. Aл., Н. В. [Стебницкая], Вс. Вл. [Бахтин], Тамара, A. Л. [Ликшина], Г. П. [Федотов]

23 января. «Общинность в искусстве». № 1588. Л. 78-79об.

Присутствовали: Д. Д. [Михайлов], П. Ф. [Смотрицкий], А. Л. [Ликшина], В. В. [Бахтин], Н. В. [Стебницкая], Тамара, И. А., К. А. [Половцова]

27 февраля. «О жертве». № 1588. Л. 80-89об.

Присутствовали: Г. П. [Федотов], Ал. Карл., Тамара, Вс. Вл. [Бахтин], А. А. [Мейер], П. Ф. [Смотрицкий], Тат. Мих., А. Л. [Ликшина], Ив. Ал., А. И. [Шидлов-ский]

6 марта. «О жертве». № 1588. Л. 90-99; «Жертва как аскеза». № 1589. Л. 9-17об.

Присутствовали: Г. П. [Федотов], Тамара, А. И. [Шидловский], П. Ф. [Смотрицкий], А. А. [Мейер], Тат. Мих., А. Л. [Ликшина], Ив. Ал.

13 марта. «О Церкви». № 1588. Л. 100-106; № 1589. Л. 20-22.

Присутствовали: А. А. [Мейер], Вс. Вл. [Бахтин], Н. В. [Стебницкая], Мар. Фед., А. И. [Шидловский], Тат. Мих., П. Ф. [Смотрицкий], Ив. Ал., Ал. Ник. [Макарова], А. Л. [Ликшина]

Публикуемый ниже протокол заседания представляет собой один из четырех протоколов (кроме 31 октября, это 7, 14, 21 ноября 1922 г.), объединенных одной темою и представляющих определенный итог ее обсуждения на протяжении нескольких лет существования «Вторников». Протокол публикуется по беловому автографу К.А. Половцовой, хранящемуся в фонде Половцевых в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф. 601). Написание имен и фамилий участников приводится по тексту протокола. Фамилии некоторых лиц установить не удалось.

40

О коммунизме

Вторник 31 октября 1922 г.

Ал[ександр] Александрович Мейер], Ив[ан] Александрович], Ал[ина] Карл[овна], Пав[ел] Фом[ич Смотрицкий], Тат[ьяна] Мих[айловна], Ан[на] Леонидовна Лишкина], Ан[тон] Ив[анович Шидловский]

Пав. Фом. [Смотрицкий]: Молодежь яростно бросилась в коммунизм; их восстанавливают против отцов, даже коммунистов. Хотят воспитать новых коммунистов.

А соблазны у них есть большие. Они узурпировали некоторую правду, которую выдвигает история. Это правда выдвигалась и раньше, а теперь только решается эта проблема хозяйственного устройства. До сих пор культура строилась на хозяйственном базисе, ее создавали некоторые части культуры. Культура строилась на эксплуатации, чем больше массы к ней приобщаются, тем больше ощущается, что они ни что иное, как подмостки, на которых строят здание, но света не видят. Тут страдание, о котором вопит человечество. Люди сознают себя одним родом и чувствуют, что жизнь на земле надо устраивать сообща. Сейчас выдвигается — церковь и соборность — эту правду чуют сейчас многие, тут есть правда человеческая, но эти проблемы коммунисты решить не могут. Их решения самые легкие. Правда эта

преподносится очень примитивно и принимается неискушенными душами. В этих проблемах есть и глубокая правда, которая может захватить и не только неискушенных. Надо помогать вырывать эту правду у узурпаторов. Недостойно религиозного человека проглядеть эту правду. Многие сравнивают социализм и бесноватых из евангельской притчи. Если проблемы социализма будут решаться религиозными людьми, то они будут решены как следует.

Тат. Мих.: Мне кажется, что за коммунизм [ом] и за социальной правдой идут потому, что они выдвинуты жизнью. Иногда призывают к новой жизни, за ними идут, несмотря на то, что видят, что еще далеко не то что желательно. Но есть желание изменить это.

Ан. Леон.[Ликшина]: Я могу сказать только о том, с чем сталкиваюсь. Я имею в виду одну группу людей, которые находят глубокие корни и связь между коммунизмом и христианством и считают, что коммунистов нужно обратить в христианство, и тогда будет (настроение) настоящее первохристианство. Они так в это верят, что, может быть, их попытки к чему-нибудь приведут. То, что он говорили мне, не казалось соблазнительным, чувствовалось, что тут что-то не то, даже неправильное понимание учения Христа. Прежде всего, они говорили об учении Христа против богатства. Они убеждены, что марксисту не обязательно быть атеистом, его идеология вполне совместима с христианством.

Ив. Ал.: Это большое движение. Мне с этим приходилось сталкиваться.

В историческом движении христианства культура переживала различные этапы. Несмотря на то, что культура не идет своими путями, этот основной тонус сохраняется. Внешнее проявление этой идеи выявлялось и в Византийской империи затемнялось, в папстве эта идея светится, а привходящее ее затемняет. При взгляде на конкретную идею приходится закрывать глаза на темные стороны. Отклонения от Евангелия могут быть, но не должно быть отклонения от основного стержня. Когда человечество доросло и почувствовало, что в этой идее не все ладно, он стало вынашивать идею вселенскости [sic!] в иных формах.

Идея социализма и коммунизма играет большую роль в нашей исторической жизни. Евангельские христианские [...*]* привлекают сердца истинно настроенных. Углубившись в Евангелие, внутренне чистый идет не теми путями не в том направлении, как шла культура. Идеи братства тянут тех, что слышит Нагорную проповедь. Сталкиваясь с подчеркиванием идей братства и равенства нагорной проповеди, видят воплощение ее в общине, а не в помпезности архиерейских служб. Евангельская сторона ближе чувствуется неискушенными сердцами. Самая опасная сторона социализма и коммунизма в том, что они имеют силу привлекать сердца. Противопоставить им нечего. То, что у них от христианства, может быть, даст свой плод. Основной грех культуры должен быть осознан. Путь Божественной десницы может быть здесь. Наша задача вливать религиозный дух в те стороны, которые идут от христианства. Коммунизм это поверхностная форма, но, осознав себя, она должна почувствовать, что она от Христа. Необходим путь от Христа к [.... *] через путь Церкви. Сектантство — та оболочка христианства, которая протестует против внешней культуры. Мне думается, нам, если бороться с коммунизмом в массе, можно через сектантские идеи. Тут путь массы от внешней поверхности вглубь.

*] Здесь и далее в рукописи оставлено место.

*

Ант. Ив. [Шидловский]: Большевики стянули у христианства лозунги. Народ желал эти лозунги, но не понял сначала, что они не так подносятся и теперь мало помалу отходят.

Ал. Карл.: Мне представляется коммунизм сплошным злом. Это плод индивидуалистической культуры, когда человек сказал себе: «Я — центр»; поставил акцент на человеке, когда человек взял в свои руки устройство бытия на земле. Нам надо покаяться и сказать, что это зло. Весь этот ужас еще не прошел. Ложно началась вся история, надо все вычеркнуть и начать заново.

Ал. Ал. [Мейер]: Есть такие идеи, которые ставятся жизнью, а коммунисты единственные, кто ставит эти проблемы жизненно, не только теоретически. Они единственные носители этих идей. А раньше об идеях не заботились, и это показывает, что здесь есть идея, люди хотят жить идеей. Идея христианской церкви сейчас не входит, не пронизывает этой идеи. Это христианская культура, но еще не крещенная, это все заблуждающиеся. Может быть, есть и чертовские идеи, которые надо заставить выбросить. Крестить нельзя только тогда, когда сама идея — черт, но здесь извращение идеи, а каждый коммунист живет не только извращенной идеей. Если бы было только извращенное, то не было бы соблазном. Это человекобо-жие должно всегда выставить какое-то благо. Чистая гордыня просто человека соблазнить не может. Эту дьявольскую идею надо соединить с добром, справедливостью, благом, вызвать моральное чувство возмущения. Надо тут разделить, чтобы не выплеснуть с водою ребенка. Заново я не создам. Я должен к этому каким-то боком прикоснуться. А чертовское в том, что положились на себя. В этом чертовская идея. Над таким сознанием проклятие будет всегда. Отсюда вывод: многих коммунистов крестить можно. А если понять самое христианство как следует, то можно сказать, что там есть что-то и не надо оставлять этот материал.

В Москве существует кружок «сомневающихся» — в смысле общего мировоззрения... Не согласен с Ив[аном] Александровичем] о пути через сектантство. Оно играет большую роль, но сектантство действительно есть то евангельское христианство, которое берет настроение и тон евангельски внецерковного сознания. Между галилейским настроением и помпезной епископской службой большое расстояние, но надо выяснить: что же епископская служба христианства? Этот вопрос должен быть решен, тогда станет яснее минус всякого сектантства. Если не брать мистического правосл[авного] христианского хлыстовства. А баптисты — это плохое издание протестантизма. Я думаю, что реформация совершила ошибку. Протестантство было спасено консервативным Лютером. Цвингли, Кальвин пошли прямо. Если христианство продолжение галилейских рыбаков, то епископам надо снять митры. Христианство должно пронизать языческое, храмы языческие с богами и [нрзб.]. Не только Христос в зраке бедности, а — обетование славы. Должны присутствовать символические знаки славы и блеска, а в душе отдельного кающегося должно быть смирение и покорство [sic!], но церковь должна быть царственной и блестящей, а человек может быть царственным и блестящим только в момент Евхаристии, а в жизни галилейским рыбаком. Это в церкви совмещается и ни один момент не должен превалировать. Сектантство этого не знает. Церковь вносит действительную силу в культуру, дает царственное величие, свои звуки, краски и [нрзб.], статуи, даже царственную власть. Это все также существенно. Россия принимает и мистику Востока, и галилейское пустынножительство, и византийского епи-ско[па], — и все вместе, как одно целое и как целое — это драгоценная вещь. Если

бы возрождение христианства пошло через сектантство, это было бы уроном для культуры, это была бы потеря каких-то возможностей. Атеизм страшен как подготовительная почва. Раз организм живет, то его можно только совратить. Православие — путь во имя всего человечества. Нам необходимо это понять и здесь найти слово. В Евангелии этого слова не найти, а найдем его, скорее, в теократии. Восточный обряд имеет большое значение, там сохранилось наследие трагедии. Это важно для культуры, которая может развиться

Сейчас потребность в епископате.

Вениамин41 поднял религиозное настроение своими службами. Это очень важный момент.

ПРИМЕЧАНИЯ

I О зарождении и деятельности «Вторников» см. также: «Я боюсь ее за ее гениальность»: (Из протоколов «Вторников»: «О еврействе») / Предисл., публ. и коммент. Т. Богдановой // Вестник Еврейского университета в Москве. 1998. № 1 (17). С. 204-218. Там же указана библиография о кружке.

Лихачев Д. С. Об Александре Александровиче Мейере // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 92-93. О деятельности кружка см. также воспоминания Е. Н. Федотовой и Н. П. Анциферова в кн.: Мейер А. А. Философские сочинения. Р., 1982. С. 453-463.

3 О Ксении Анатольевне Половцовой (1887-1948) см.: «Мне бы только умереть около нее...»: мать и дочь Половцовы / Публ. Я. В. Леонтьева // Минувшее: Вып. 18. М.; СПб., 1995. С. 338-350.

Карташев А. В. Мои ранние встречи с о. Сергием // Православная мысль. 1951. Вып. VIII.

С. 53.

5 ОР РНБ. Ф. 601. № 1635. Л.12.

6 Там же. № 1584. Л. 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С. 119-120. Письмо было написано после ареста Ксении Анатольевны в декабре 1928 г. по делу «Воскресения». Ее мать, Е. Н. Половцова, была племянницей П. А. Кропоткина. Этим можно объяснить обращение за поддержкой к

В. Н. Фигнер, которая была председательницей «Всероссийского Общественного Комитета по увековечению памяти П. А. Кропоткина».

8 Там же. № 1587. Л. 11об.

9 Там же. № 1586. Л. 23.

10 Там же. № 1587. Л. 34.

II Там же. Ед. хр. 1586. Л. 23об.

12 Там же. Ед. хр. 1585. Л. 59об.-60.

13 Там же. Ед. хр. 1589. Л. 77-77об.

14 Е. Н. Половцова (рожд. Кравченко) окончила петербургскую гимназию, занимала должность специалистки по женским кустарным промыслам в Главном управлении землеустройства и земледелия, возглавляла сельскохозяйственную комиссию «Русское зерно», занималась изучением российской кустарной промышленности, состояла членом Русско-Голландского комитета. Мать Екатерины Николаев ны — Елена Алексеевна Кравченко была сестрой известного революционера кн. П. А. Кропоткина. См. о ней: Богданова Т. А. «Отчего я вышла совсем особенною...» (По воспоминаниям и письмам Е. А. Кравченко, урожд. кн. Кропоткиной) // Рукописное наследие деятелей отечественной культуры Х^П-ХХ1 вв. Материалы Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 14-16 июня 2005 г.). СПб., 2007. С. 70-83.

А В. Половцов (1849-1905), д. ст. сов., заведовал Административным отделом Кабинета Его Императорского Величества (1890-1899), двоюродный брат Государственного секретаря А. А. Половцева. Закончил юридический факультет СПБ. Университета и Петербургский Археологический институт, член Вольно-Экономического, Географического, Славянского благотворительного обществ, Рязанской и Таврической археографических комиссий, автор многочисленных работ по истории и правоведению.

15 Справки о них см.: Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 1, 2. СПб., 1995,1999. (см.: Именной указатель).

В № 1 опубликованы статьи: А. А. Мейер. О путях возрождения; Интернационал и Россия; Г. П. Федотов. Лицо России, Мысли по поводу Брестского мира; Н. П. Анциферов. Россия и будущее.

17 «Свободные голоса». 1918. № 1. С. 30.

18 нр

Там же.

19 ОР РНБ. Ф. 601. № 1574. Л. 1.

20 Там же. Ед. хр. 1574, 1584-1589.

21 См.: Штакельберг Н. С. «Кружок молодых историков» и «Академическое дело» / Предисл., послесл. и публик. Б. В. Ананьича. Примеч. Е. А. Приваловой // In memorian. Исторический сборник памяти Ф. Ф. Перченка. М., СПб, 1995. С. 19-86; Иванова Е. В. Вольная Философская Ассоциация. Труды и дни // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1992 год. СПб., 1996.

С. 3-77; Белоус В. Г. Вольфила, или кризис культуры в зеркале общественного самосознания. СПб., 2007; Белоус В. Г. Вольфила [Петроградская Вольная Философская Ассоциация] 1919-1924. Кн. 1. Предыстория, заседания. М, 2005. Кн. 2. Хроника. Портреты. М., 2005; Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде // Минувшее. Вып. 15. С. 424-445.

22 Помета К. А. Половцовой: «За малым количеством собравшихся читают программу “Союза Соборной Премудрости” и речь Ю. Н. Данзас на первом собрании Союза. После того П. Д. поет: демонстрирует все восемь гласов» (№ 1574. Л. 154об.).

23 Тема не указана.

Записей беседы нет, помета К. А. Половцовой: «Я уезжала в Москву» (№ 1574. Л. 154об.).

25 Заседание проходило у М. В. Юдиной на Мойке.

26 Заседание проходило у Софьи Алексеевны [Батуриной].

Запись не велась. Помета К. А. Половцовой: «Большинство вторничан было на докладе Данзас в Доме ученых об [sic!] католичестве и православии и о соединении церквей» (№ 1581.

Л. 51 об.).

28

Запись не велась.

29 Запись не велась, помета К. А. Половцовой: «Беседа (очень жаркая) о совершающихся событиях. Постановлено из-за важности вопроса собраться на следующий же день» (№ 1585. Л. 58)

30 Запись не велась. Помета К. А. Половцовой: «Параллельный вторник был у Н. В. [Стеб-ницкой]. Конч[ился]. в 8 ч.» (№ 1585. Л. 58об.).

31 Запись не велась.

32 Заседание состоялось в пятницу на квартире Л. В. Пумпянского, запись не велась.

33 В оглавлении тетради, где находятся протоколы за это время, рядом с датой помета К. А. Половцовой: «Тема внеочередная. Записи нет» (№ 1587. Л. 2).

34 Заседание состоялось в воскресение, запись не велась.

35 Здесь и в заседаниях 4 и 11 апреля присутствующие не указаны, запись бесед не велась.

Помета К. А. Половцовой: «Записи не велось, говорил преимущественно А. А. [Мейер]»

(№ 1587. Л. 118).

37 Заседания одновременно проходили на Лиговке, у Ал. Карл. и у П. Ф. Смотрицкого. Запись не велась.

38

Запись не велась.

39 Протоколы заседаний от 26 сент. и 10 окт. опубликованы: ««Я боюсь ее за ее гениальность»: (Из протоколов «Вторников»: «О еврействе») / Предисл., публ. и коммент. Т. Богдановой // Вестник Еврейского университета в Москве. 1998. № 1 (17). С. 204-218.

40 Публикуется по: ОР РНБ. Ф. 601. Ед. хр. 1588. Л. 28-32.

41 Вениамин (Василий Павлович Казанский, 1873-1922), свщмч., с 6 марта 1917 г. архиепископ Петроградский и Ладожский, с 14 августа 1917 г. в сане митрополита, 29 мая 1922 г. арестован с группой духовенства и мирян и обвинен в «сопротивлении изъятию церковных ценностей», в ночь с 12 на 13 июля расстрелян.

(Окончание в следующем номере)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.