М. Козырева
ЭКСЦЕНТРИКИ И ЭКСЦЕНТРИКА В КЛАС СИЧЕСКОМ АНГЛИЙСКОМ ДЕТЕКТИВЕ*
Эксцентрик (или чудак) - тот человек, чье поведение, взгляды или хобби отличаются в значительной мере от принятых норм в обществе. Это происходит не потому, что эти люди ненормальны, но потому, что им безразличны мнение окружающих и прочие социальные условности.
По мнению как самих англичан, так и иностранцев, эксцентрика является формой проявления национального британского поведения. Считается, что подобное поведение является способом преодоления тех жестких рамок поведения, которые установила Викторианская эпоха, т.е. преодолением английской стеснительности и проявлением внутренней свободы. Несмотря на то что эксцентричность, казалось бы, противостоит здравому смыслу, знаменитому английскому common sense, именно он часто подталкивает англичанина к эксцентричности поведения.
Эксцентричность имеет свое выражение в культуре нонсенса, получившего свое наиболее яркое воплощение в творчестве Л. Кэрролла и лимериках Э. Лира. Полно чудаков в произведениях Ч. Диккенса.
На первый взгляд, эксцентрика противоречит самому принципу детективного жанра, основанному на логических построениях и выводах из представленных фактов. Однако уже в рассказах Э. По, основоположника этого литературного направления, появляются очень необычные герои-детективы и их друзья. Отсутствие материальных при-
* Козырева М. Эксцентрики и эксцентрика в классическом английском детективе // Филология и культура. - М., 2016. - № 4 (46). - С. 217-222. 90
Эксцентрики и эксцентрика в классическом английском детективе
тязаний, буйное воображение, любовь к изысканной литературе и пр. делает их «иными» по отношению к окружающему миру.
Обращает на себя внимание герой цикла Р.Л. Стивенсона «Новые арабские ночи» принц Богемии Флоризель. Хотя эти произведения не могут быть в полной мере отнесены к детективному жанру, первая часть «Клуб самоубийц» вполне ему соответствует. Легкий пародийный тон и стилизация под восточные сказки делают этот цикл предшественником подвида детективного жанра - иронического детектива. Эксцентрика поведения Флоризеля во многом строится на его неукоснительном следовании принципам аристократической чести. Ввязавшись в страшную игру клуба самоубийц, он вынужден идти навстречу своей смерти, поскольку не может переступить через данную клятву и т.д. Принц Флоризель стал предшественником героев Конан Дойла и Дороти Сэйерс.
Конан Дойл наделяет своего великого сыщика целым рядом необычных черт. Его метод расследования сугубо научен, хотя сам Холмс часто придает своим блестящим выводам эффект театральности. Его невежество в некоторых областях свидетельствует о недостаточной образованности. Странная манера игры на скрипке, моменты столь же странной меланхолии, фантастический актерский дар формируют эксцентрическую составляющую его личности, и именно эти черты оживляют этот образ, делают его особо привлекательным для читателя.
Следующий этап развития английского детектива связан с именем Г.К. Честертона. Если у Конан Дойла эксцентрика проявляется прежде всего в образе главного героя, то детективные рассказы Честертона об отце Брауне буквально насквозь проникнуты ею. Эксцентрична по сути своей сама авторская идея сделать сыщиком католического священника. Эксцентричны и фигура этого героя, и его поведение.
Неотъемлемыми составляющими образа являются черная широкополая шляпа и огромный зонтик. Отец Браун совершенно не думает о респектабельности и может в поисках улик ползать на коленях, вставать на цыпочки, заглядывая за забор, и пр. Превращения и парадоксы, пронизывающие честертоновские детективы, являются формой его философской идеи: для постижения истины надо перевернуть факты, увидеть мир «вверх ногами», что сближает его с философией нонсенса Кэрролла и Лира.
М. Козырева
Эксцентричность героев-сыщиков в сочетании с тонкой авторской иронией и самоиронией, которые пронизывают эти тексты, во многом обеспечили популярность детективного жанра и породили современные интерпретации образов Флоризеля, Шерлока Холмса и пастора Брауна, в том числе и кинематографические, где акцент сделан именно на приемах эксцентрики исходных текстов.
Т.А. Фетисова