Научная статья на тему 'М. Горький как выразитель и жертва духа революции'

М. Горький как выразитель и жертва духа революции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / РЕВОЛЮЦИЯ / ПЕРВЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР / ГОРДОСТЬ / ГОРЬКИЙ / БУРЕВЕСТНИК / СОКОЛ / SPIRIT / REVOLUTION / THE FIRST REVOLUTIONARY / PROUD / GORKY / THUNDERBIRD / FALCON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терлецкий Александр Дмитриевич

В статье рассматривается революция как духовный феномен на основании Священного Писания, святоотеческого наследия и учения Православной Церкви, а также в оценках русских консервативных мыслителей. Прослеживается (на материале писем и хрестоматийных произведений) вклад в воспитание «народной гордости» самого выдающегося из «буревестников» революции и выразителей ее духа М. Горького, закономерно оказавшегося в числе ее жертв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. GORKY AS THE SPOKESMAN AND THE VICTIM OF THE SPIRIT OF THE REVOLUTION

The article discusses the revolution as a spiritual phenomenon on the basis of Scripture, patristic heritage and the teachings of the Orthodox Church, as well as in assessments of Russian conservative thinkers. Traced (on the material of letters and a textbook works) contribution to the education of “national pride” most distinguished “petrels” of the revolution and an expression of her spirit M. Gorky, naturally found themselves among its victims.

Текст научной работы на тему «М. Горький как выразитель и жертва духа революции»

УДК 82.09

М. ГОРЬКИЙ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ И ЖЕРТВА ДУХА РЕВОЛЮЦИИ

Терлецкий Александр Дмитриевич,

к. филол. н., доцент кафедры русской и зарубежной

литературы Таврической академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Симферополь, РФ); e-mail: aterletskiy@mail.ru

В статье рассматривается революция как духовный феномен на основании Священного Писания, святоотеческого наследия и учения Православной Церкви, а также в оценках русских консервативных мыслителей. Прослеживается (на материале писем и хрестоматийных произведений) вклад в воспитание «народной гордости» самого выдающегося из «буревестников» революции и выразителей ее духа - М. Горького, закономерно оказавшегося в числе ее жертв.

Ключевые слова: дух, революция, первый революционер, гордость, Горький, Буревестник, Сокол.

Его пример другим наука...

А. С. Пушкин

О революциях 100-летней давности - да и о революциях вообще - сказано, написано и показано чрезвычайно много. При таком обилии материалов и трактовок очень сложно не запутаться и не

© А. Д. Терлецкий, 2018

38

впасть в односторонность. Что делать - по слову Ф. М. Достоевского - стремящемуся «объединить частности и найти хоть какой-нибудь общий толк во всеобщей бестолочи» [10, Т. 14, с. 5]? Есть смысл воспользоваться советом Козьмы Пруткова: если нельзя «объять необъятное», то - «зри в корень!» - или, говоря серьезнее, обратить более пристальное внимание на духовную сущность революции - на дух, ее воспламеняющий и питающий.

Судить же о революции как о духовном феномене следует, прежде всего, на основании Священного Писания, святоотеческого наследия и учения Православной Церкви, а затем уже - по трудам ученых, философов, историков, писателей, публицистов и прочих тружеников мысли и «пера».

* * *

Когда и откуда появилось в русском языке слово «революм-ция»? Согласно этимологическим словарям, оно «заимствовано в Петровскую эпоху (уже у Шафирова, 1710 г.) из польского языка, где rewolucja < лат. revolutio "переворот"» (см.: 23; 24).

Существуют разные определения и толкования этого явления. Приведем некоторые из них.

В «Толковом словаре живаго великорускаго языка» В. И. Даля говорится о нем так: «Революция - ж. франц. переворот, внезапная перемена состоянья, порядка, отношений; смута или тревога, беспокойство. Революция в погоде, в пищеварении, в общественном мнении, переворот. | Смуты государственные, восстание, возмущенье, мятеж, крамолы и насильственный переворот гражданского быта» [8, Т. 4, с. 89].

А вот примеры из современных научных словарей:

«Революция - способ перехода от одной общественно-экономической формации, исторически изжившей себя, к другой, коренной качественный скачок, переворот во всей социально-экономической структуре общества, результат и высшее проявление классовой и политической борьбы» (Исторический словарь; 25).

«Революция (revolution) - свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную пере-

стройку общественных и экономических отношений» (Политология. Словарь; 25).

Русские консервативные мыслители судили о революции более строго и резко. Так, Ф. И. Тютчев оцним из первых обратил внимание на то, что «руководящей и направляющей силой» революции являются враги Христовы: «Революция ... прежде всего - враг Христианства. Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления - все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром» [21, с. 68].

В. И. Аскоченский (1813-1879) - автор антинигилистического романа «Асмодей нашего времени» (1858) на вопрос: «Что такое революция?» - отвечал: «Отвержение издавна существующего порядка, уничтожение вековых законов страны во имя какого-то прогресса, устранение дедовских преданий и обычаев и введение новых начал, зародившихся и даже не созревших в головах, наполненных несбыточными, утопическими идеями вроде Платоновой республики или бредней Жан-Жака Руссо» [3, с. 709].

«Нет ничего более противного законам земной природы, как революция.» - утверждал Л. А. Тихомиров (1852-1923) [19, с. 528].

Церковные иерархи определяли сущность революции, руководствуясь Священным Писанием и Преданием: «Церковь только говорит, что, первый из ангелов, созданный Богом особо могучим и светоносным, возмутился против своего Творца и захотел сравняться с Ним. Вот вам, если угодно, первая революция! Первый революционер - это дьявол, который хотел на небе устроить революцию, возмутить других ангелов против Царя Небесного, но был низвергнут с позором оттуда. Вот, кто был первый революционер; ему родственны по духу и все последующие революционеры... Будем это помнить» (Митрополит Филарет (Вознесенский), третий первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей; 22).

«По своему буквальному значению слово геуо1ийо означает «откат назад». Это всегда - разрушение установленного строя, порядка, чреватое регрессом и деградацией... А если мы обратимся к духовной сущности революции, то увидим, что она действительно является откатом назад - к своему древнему архетипу-восстанию Люцифера против Бога и богоборческому убийству Авеля Каином. » (Константин (Горянов), архиепископ. Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции; 13).

В Откровении святого апостола Иоанна Богослова первая революция во вселенной символически описана так: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9). По толкованию святителя Андрея Кесарийского (VII в.): «Это можно относить и к первому низвержению диавола из ангельского чина за гордость и зависть, и к поражению его Крестом Христовым, когда, по слову Господа, «князь мира сего» был осужден и лишен прежнего владычества (Ин.12:31)» (2).

Причиной и сущностью падения ангелов была гордость, «ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» (Сир.10:15). Именно диавол и его сатанинская гордость являются началом всякого греха, зла и смерти в мире: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8); «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15); «завистию диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:24).

Блаженный Августин_(354-430) отмечает, что гордость есть причина зависти, «поскольку гордость есть любовь к собственному превосходству, а зависть - отвращение к чужому благополучию... от гордости каждый бывает завистлив» (7). «Страсть гордости ...есть источник всех грехов и преступлений» - изъясняет «меру силы этого жесточайшего тирана» преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (350-435) [9, Т. 2, с. 80, 82].

По слову нашего современника преподобного Паисия Святогорца (1924-1994): «Гордость - постыдная и страшная вещь, ведь она Ангелов превратила в демонов! Она нас выгнала из рая на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад» [17, с. 56]. «Еще раз предупреждаю, гордость есть основное качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди вместо подобия Богу приобретают подобие диавола через гордость» - напоминает нам игумен Никон (Воробьев) (1894-1963) [15, с. 92].

Ф. И. Тютчев указывает на главнейшее свойство антихристианского революционного духа: «...дух смирения и самоотвержения, составляющий основу христианства, она (революция - А. Т.) стремится заменить духом гордости и превозношения...» [21, с. 69]. «Шестьдесят лет господства разрушительной философии совершенно сокрушили в ней (Германии - А. Т.) все христианские верования и развили в отрицании всякой веры главнейшее революционное чувство - гордыню ума.» [21, с. 71].

Если буквальное значение слова «революция» («откат назад») и общепринятое («переворот») соединить с его духовным пониманием, то можно дать следующее определение этому явлению:

революция - это извечная борьба диавола с Богом за «откат» человеческих душ от Царства Небесного, уготованного им «от создания мира» (Мф 25:34), и «переворот» их в преисподнюю.

Символ революции - пятиугольная звезда, или пентаграмма, по толкованию поэта-символиста Вяч. И. Ивамнова, «знак индивиду-ации человека (в немецком тексте слово «индивидуация» переводится как «сила стремления человека» -А.Т.), .обращенная средним лучом вверх, к небу, ... опрокидывается острием вниз и падает в зияющую тьму Аримана» [12, с. 565, 772].

Гордость - это первая «искра», из которой возгорелось пламя «вечного огня», уготованного «диаволу и аггелом его» (Мф. 25:41). Она - духовный огонь и чад всех революций, воспламеняющий их на протяжении мировой истории. От нее в свой срок вспыхнет и тот огонь, в котором «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). «Впрочем мы, - продолжает пророчествовать

от имени Спасителя апостол Петр, - по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет.3:13), а

не правит бал «отец лжи» (Ин. 8:44) и гордости (Мф. 4:9; Лук. 4:6, 7).

* * *

Простая духовная истина - невидимые враги гораздо опаснее врагов видимых (которых тоже не следует упускать из виду) - подтверждается на примере самого выдающегося из «буревестников» антирусской революции - А. М. Горького. Печальный и жуткий рассказ о том, как он по собственному произволению стал пешкой в руках дьявола (которого Алеша Пешков при изгнании из иконописной мастерской предпочел - «из озорства» - своему небесному покровителю Алексию - Божьему человеку) очень похож на правду (см.: 18).

Сама по себе тема взаимоотношений «буревестника» революции с инфернальным миром1 малопривлекательна и духовно небезопасна для исследователей, но даже при общем обзоре хрестоматийных горьковских произведений становится очевидным, кто определял дух и пафос его творчества.

В чем Горький как писатель видел свое назначение? В письме к К. П. Пятницкому от 25 или 26 июля 1900 г. он говорил об этом так: «Какая вообще задача у литературы, у искусства? Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного = благородного. Так ведь? В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме его - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его сердца и разума» [5, Т. 28, с. 125].

Немного ранее в письме к Л. Н. Толстому от 14 или 15 февраля 1900 года Горький выразил свой «символ веры»: «Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле, и даже, переворачивая Демокритову фразу на свой лад, (говорю: существует только человек, все же прочее есть мнение. Всегда был, есть и буду челове-копоклонником, только выражать это надлежаще сильно не умею» [5, Т. 28, с. 121].

Неслучайно Горький не мог терпеть Достоевского, призывавшего предтечу «пламенных революционеров» - «лишнего человека»: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость» [10, Т. 26, с. 139]. В этом он сам не раз признавался: «невыносимая фигура для меня», «не люблю этого человека» [11, с. 13]. «Гордый он, а не Горький» (4) - определил главную черту характера молодого, но уже известного писателя Л. Н. Толстой, сам страдавший тем же духовным недугом в более тонкой форме.

Примечательно, что еще в первом своем опубликованном рассказе «Макар Чудра» (1892) певец «гордого человека» наглядно и художественно ярко показал, как гордость убивает любовь. Но, видимо, по рассеянности, свойственной всем гордецам, сам этого не заметил. Ибо далее в его творчестве пошли гордые Соколы, Буревестники, Челкаши и прочие Человеки с большой буквы. Некоторые из них воспринимались как образы-символы грядущей революции.

По свидетельству М. О. Меньшикова, уже на исходе XIX века марксисты

провозгласили Горького «гением, первым писателем современности, затмившим не только Короленку и Чехова, но превзошедшим Гоголя». Он стал для них «как бы Гомером будущего, певцом героев, еще не пришедших, но уже выступивших в поход» [14].

В «Песне о Соколе» (1895) изображена ситуация сходная с евангельским повествованием об искушении Христа в пустыне: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (см.: Мат. 4:5-7; Лук. 4:9-12). Гордый Сокол, отличавшийся к тому же и патологической кровожадностью («О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!..») принимает предложение Ужа («А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь еще немного в твоей стихии») - бросается со скалы вниз и - чего следовало ожидать - разбивается. Это

храброе безумство воспевается как «мудрость жизни», а для «смелых и сильных духом» должно стать «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» [5, Т. 1, с. 483-485]. Сокол -художественное «амльтер эмго» самого писателя: в рассказе «Макар Чудра» главный персонаж постоянно называет автора-повествователя «соколом». Его «героическая» гибель через десятилетия отзовется трагическим эхом в жизни не одного Горького (см. ниже).

В «Песне о Буревестнике» первый и грядущий революционер предстает уже в «собственном своем виде» (выражение Гоголя) -«гордый, черный демон бури». Он несет в себе целый букет «цветов зла»: «жажду бури», «силу гнева», «пламя страсти», «уверенность в победе» (т. е. самонадеянность). Кроме того, этот «чуткий демон» склонен к истерическим припадкам: он одновременно «...и смеется, и рыдает...» [5, Т.5, с. 326-327]. После публикации «Песни» в журнале «Жизнь» (1901) - по свидетельству цензора -«самого Горького стали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как он не только возвещает о грядущей буре, но зовет бурю за собою» [5, Т.5, с. 484].

По воспоминаниям «старого большевика» Минея Израилевича Губельмана (впоследствии - Емельяна Михайловича Ярославского, председателя «Союза воинствующих безбожников»): «Буревестник» Горького - эта боевая песнь революции. Вряд ли в нашей литературе можно найти произведение, которое выдержало бы столько изданий, как «Буревестник». Его перепечатывали в каждом городе, он распространялся в экземплярах, отпечатанных на гектографе и на пишущей машинке, его переписывали от руки, его читали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся. Вероятно, тираж «Буревестника» в те годы равнялся нескольким миллионам... Нет никакого сомнения в том, что. воззвания Горького и его пламенные боевые песни - «Буревестник», его «Песнь о Соколе» - имели не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов партийной организации; да и сами партийные организации нередко издавали горьковские воззвания и распространяли их широко в массах» [5, Т. 5, с. 484].

Среди прочих духовно «знаковых» произведений Горького особо выделяется самая знаменитая его пьеса «На дне». В названии ее невольно всплыл тютчевский образ революционного «дна»2. Впервые пьеса была поставлена 18/31 декабря 1902 году на сцене только что созданного театра МХТ под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В письме к Пятницкому К. П. от 20 или 21 декабря 1902 (2 или 3 января 1903) Горький делится впечатлениями от первых постановок: «Успех пьесы - исключительный, я ничего подобного не ожидал. Игра - поразительна! ... Второй спектакль по гармоничности исполнения был еще ярче. Публика - ревет, хохочет. Представьте - несмотря на множество покойников в пьесе - все четыре акта в театре - хохот. . Качалов - изумительно хорош. Сатин в четвертом акте - великолепен, как дьявол. Лужский - тоже. И так - кого ни возьмешь. Чудесные артисты!» [5, Т. 28, с. 277].

В четвертом действии пьесы Сатин (роль которого исполнял руководитель театра К. С. Станиславский) произносит свой знаменитый монолог во славу человека: «Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! [5, Т. 6, с. 169-170].

Показательно, что в пьесе слово «великолепно» звучит как похвала человеку, а в письме оно уже связано с дьяволом - «образцом» этого «великолепия». Это еще одно горьковское подтверждение того, с кем сближает человека гордость. Да и фамилия героя -панегириста «гордого человека» - Сатин созвучна другому имени «врага рода человеческого» - сатана.

«Спектакль имел потрясающий успех, - вспоминает о премьере «На дне» К. С. Станиславский в своих мемуарах «Моя жизнь в искусстве», - Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и... самого Горького» [5, Т. 6, с. 550-551]. Этот «потрясающий успех» пьесы (с «бесконечными» вызываниями) весьма сходен с массовым беснованием - феноменом, который широко распространится

позднее: футбольными матчами, рок-концертами, дискотеками, скаканиями на майдане и т. п.

Развязка «Песни о Соколе» последовала спустя 40 лет после ее публикации. В 1934 году в Советском Союзе по инициативе группы писателей и журналистов на собранные в короткий срок по всей стране деньги (около 6 млн. рублей) был построен самый большой агитсамолёт-гигант «Максим Горький» (в ознаменование 40-летия творческой деятельности основоположника советской литературы). Самолёт считался «настоящим чудом техники для своего времени» (длина самолёта - 33 метра, размах крыльев - 63 метра, высота самолёта - больше 11 метров, площадь крыла - 486 квадратных метров). Через год - 18 мая 1935 года «Максим Горький» совершал демонстрационный (были приглашены лучшие работники Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и членов их семей) полёт над Москвой. Согласно официальному сообщению ТАСС: «В этом полёте «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолёт ЦАГИ под управлением лётчика Благина. Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ... При выходе из «мёртвой петли» лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта «Максим Горький». «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке Сокол». Гибель «Максима Горького» стала «настоящим потрясением для писателя»: «.серьёзно болевший Горький пережил удар, значительно ухудшивший его состояние» [см.: 16].

Публикация на сайте «Аргументы и Факты» (aif.ru, 18.05.2015), приуроченная к 80-летию авиакатастрофы, под броским названием: «Падение "Максима Горького". Кто погубил гордость советской авиации?» - наводит на грустные размышления. Да гордость и погубила, потому что «Погибели предшествует гордость...» (Притч. 16, 18). Она, окаянная, погубила и «гордого Сокола» в «Песне», и самого Горького в жизни (развязку ее см. в очерке И.Д. Сургучева [18]).

Символично, что русский поэт Н. С. Гумилев, ходивший порой духовно небезопасно, но оставивший нам мудрые строки: «Чело-

вопросы русской литературы, 2018, № 3_

веку грешно гордиться, / Человека ничтожна сила...» [6, с. 319], был расстрелян в 1921 году как участник контрреволюционного заговора.

Вклад А. М. Горького в воспитание «народной гордости» трудно переоценить. На протяжении многих десятилетий он был в нашем многострадальном Отечестве своего рода официальным духовным «маяком», указывающим путь в «светлое будущее»3. Постепенно этот «маяк» стал уходить в «туман» прошлого, но «дело» его не пропало.

Примечания

1. См. книги Ю. Ю. Воробьевского: «Бумагия. М. Булгаков и другие неизвестные» (М., 2012) и «Иудиада. Об Измене и Верности: Пешков - Горький. Инфернальный профиль». Режим доступа: http://pravoslavnyi.ru/knijnaya_polka_redakcii/vorobevskiy-iudiada.htm).

2. Одно из лучших образно-поэтических определений революции (переворота) как духовного феномена было дано Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Море и утес» - непосредственном отклике на Февральскую революцию 1848 года во Франции:

И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет -И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенскийразложила — И пучину взворотила И поставила вверх дном?

[20, с. 151].

3. Правда, в тяжелое время Великой Отечественной войны на защиту Родины наш народ вдохновляли не «гордые Соколы» и «буревестники», а благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Пожарский, мещанин Кузьма Минин и полководец Александр Васильевич Суворов, кинофильмы о которых были созданы и показаны в предвоенные и военные годы.

Список использованной литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1993.

2. Андрей Кесарийский, святитель. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Режим доступа: // https://azbyka.ru/otechnik/ Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokaHpsis/12

3. Аскоченский В. И. За Русь Святую! - М.: Институт русской цивилизации, 2014.

4. Басинский П. В. Горький (Горький и интеллигенция). Режим доступа: http ://gorkiy. lit-info. ru/gorkiy/biografiya/basinskij -gorkij/gorkij -i-intelligenciya.htm

5. Горький А. М. Собр. соч.: В 30-и томах. - М., 1949-1955.

6. Гумилев Н. С. Стихи. Поэмы. - Тбилиси: «Мерани», 1989.

7. Давыденков Олег, протоиерей. Догматическое богословие. -М., 2013. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/ dogmaticheskoe-bogoslovie/

8. Даль В. И. Толковый словарь живаго великорускаго языка. -СПб. - М, Издательство: Тип. М.О. Вольфа. - 1880-1882. - Репринтное издание. - «Издательство Терра», 1995.

9. Добротолюбие. В 5-ти томах. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.

10. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-и томах. - Л., 1971-1990.

11. Захаров В. Н. «Имя автора - Достоевский». - М: Издательство «Индрик», 2013.

12. Иванов Вяч. И. Собрание сочинений. - Т. 4. - Брюссель, 1987.

13. Константин (Горянов), архиепископ. Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции. Режим доступа: 24.01.2005 http://rusk.ru/st.php?idar=321432

14. Меньшиков M. О. Красивый цинизм (M. Горький. Рассказы. Т. I, II, Ш, IV). - СПб., 1900. Режим доступа: http://az.Hb.ru/rn/ menxshikow_m_o/text_0010.shtml

15. Никон (Воробьев), игумен. О началах жизни. - М.: Изд-во МП Русской Православной Церкви, 2014.

вопросы русской литературы, 2018, № 3_

16. Падение «Максима Горького». Кто погубил гордость советской авиации? Режим доступа:http://aif.ru/society/safety/ padenie_maksima_gorkogo_kto_pogubil_gordost_sovetskoy_aviacii

17. Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том V. Страсти и добродетели. - Изд. дом «Святая Гора», Москва, 2010.

18. Сургучев И. Д. Горький и дьявол. Режим доступа: http:// stopstamp.ru/statty/7lqw3ntj324wv8q5l6sc.html

19. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. - М.: «Москва», 1998.

20. Тютчев Ф. И. Россия и Запад: книга пророчеств. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1999.

21. Тютчев Ф. И. Россия и Запад. - М.: Институт русской цивилизации, 2011.

22. Филарет (Вознесенский), Митрополит. Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице: Изгнание злых духов. Режим доступа: https:/ /azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznesenskij/propovedi/4_29

23. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа, Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, 2004. Режим доступа: http://enc-dic.com/rusethy/Revoljucija-3620.html

24. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс, М. Р. Фасмер, 1964-1973. Режим доступа: http://enc-dic.com/fasmer/ Revoljucija-11151.html

25. http://enc-dic.com/word/r/Revolyuciya-6946.html

M. GORKY AS THE SPOKESMAN AND THE VICTIM OF THE SPIRIT OF THE REVOLUTION

Terletskiy Aleksandr Dmitrievich,

Ph.D., associate professor of Crimea Federal V.I. Vernadsky University (Simferopol, Crimea Republic, Russia), e-mail: aterletskiy@mail.ru

The article discusses the revolution as a spiritual phenomenon on the basis of Scripture, patristic heritage and the teachings of the Orthodox Church, as well as in assessments of Russian conservative

_№ 3, 2018, вопросы русской литературы

thinkers. Traced (on the material of letters and a textbook works) contribution to the education of "national pride " most distinguished "petrels" of the revolution and an expression of her spirit - M. Gorky, naturally found themselves among its victims.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: spirit, the revolution, the first revolutionary, proud, Gorky, Thunderbird, Falcon.

References

1. Bibliya. Knigi Svyaschennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta. [Bible. The Holy Scriptures of the old and New Testament]. - M., 1993.

2. Andrew of Caesarea, Saint. Tolkovanie na Apokalipsis sv. Ioanna Bogoslova. [Interpretation on the Apocalypse of St. John the theologian]. Access mode: // https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarijskij/ tolkovanie_na_apokalipsis/12

3. Askochensky V. I. Za Rus Svyatuyu! [For Holy Russia!] - M.: Institute of Russian civilization, 2014.

4. Basinskii, P. V. Gorkiy (Gorkiy i intelligentsiya). [Gorky (Gorky and the intelligentsia)]. Mode of access: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/ biografiya/basinskij -gorkij/gorkij -i-intelligenciya.htm

5. Gorky A. M. Sobr. soch.: V 30-i tomah [Coll. works: In 30 volumes]. - M., 1949-1955.

6. Gumilev N. C. Stihi. Poemyi. [Poems. Poems]. - Tbilisi: "Merani", 1989.

7. Davidenko Oleg, FR. Dogmaticheskoe bogoslovie. [Dogmatic theology]. - M., 2013. Mode of access: https://azbyka.ru/otechnik/ Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/

8. V. I. Dal. Tolkovyiy slovar zhivago velikoruskago yazyika. [Explanatory dictionary of the living great Russian language]. - SPb. -M, Publisher: Type. M. O. Wolf. - 1880-1882. - Reprinted edition. -"The Publisher Of Terra", 1995.

9. Dobrotolyubie. [Kindness. In 5 volumes]. - M.: publishing House of Sretensky monastery, 2007.

10. Dostoyevsky F. M. Polnoe sobranie sochineniy [Full coll. works: In 30 volumes]. - L., 1971-1990.

11. Zakharov V. N. «Imya avtora - Dostoevskiy» ["The author's name is Dostoyevsky"] - M: Publishing House "Indrik", 2013.

12. Ivanov Vyach. I. Sobranie sochineniy [Coll. Works. Vol. 4]. -Brussels, 1987.

13. Konstantin (Goryanov), Archbishop. Sv. prav. Ioann Kronshtadtskiy i Georgiy Gapon: k 100-letiyu pervoy russkoy revolyutsii. [St. right. John of Kronstadt and George Gapon: to the 100th anniversary of the first Russian revolution]. Mode of access: 24.01.2005 http://rusk.ru/st.php?idar=321432

14. Menshikov M. O. Krasivyiy tsinizm (M. Gorkiy. Rasskazyi. T. I, II, Ш, IV) [Beautiful cynicism (M. Gorky. Tales. T. I, II, Ш, IV)]. -SPb., 1900. Mode of access: http://az.lib.ru/rn/menxshikow_m_o/ text_0010.shtml

15. Nikon (Vorobyov), the Abbot. O nachalah zhizni [About the principles of life]. - M.: publishing house of the MP of the Russian Orthodox Church, 2014.

16. Padenie «Maksima Gorkogo». Kto pogubil gordost sovetskoy aviatsii? [The Fall Of Maxim Gorky. Who destroyed the pride of Soviet aviation?] Mode of access:http://aif.EN/society/safety/ padenie_maksima_gorkogo_kto_pogubil_gordost_sovetskoy_aviacii

17. Paisios of the Holy mountain, monk. Slova. Tom V. Strasti i dobrodeteli.[Words. Vol V. the Passion and virtue]. - Ed. house "Holy Mountain", Moscow, 2010.

18. I. D. Surguchev Gorkiy i dyavol. [Gorkiy and the devil]. Mode of access: http://stopstamp.ru/statty/7lqw3ntj324wv8q5l6sc.html

19. Tikhomirov L. A. Religiozno-filosofskie osnovyi istorii [The Religious-philosophical foundations of history]. - Moscow: "Moscow", 1998.

20. Tiutchev F. I. Rossiya i Zapad: kniga prorochestv [Russia and the West: book of prophecies]. - Moscow: St. Tikhon's Orthodox Theological Institute,1999.

21. Tiutchev F. I. Rossiya i Zapad [Russia and the West]. - M.: Institute of Russian civilization publ., 2011.

22. Filaret (Voznesensky), Metropolitan. Propoved v nedelyu 23-yu po Pyatidesyatnitse: Izgnanie zlyih duhov. [Preaching the 23rd week after Pentecost: Exorcising evil spirits]. Mode of access: https://azbyka.ru/ otechnik/Filaret_Voznesenskij/propovedi/4_29

23. Shkolnyiy etimologicheskiy slovar russkogo yazyika. Proishozhdenie slov. School etymological dictionary of the Russian language. The origin of the words. - Moscow: Drofa, N. M. Shansky, T. A. Bobrova, 2004. Mode of access: http://enc-dic.com/rusethy/ Revoljucija-3620.html

24. Etimologicheskiy slovar russkogo yazyika. Etymological dictionary of the Russian language. - M.: Progress, M. R. Fasmer, 1964-1973. Mode of access: http://enc-dic.com/fasmer/Revoljucija-11151.html

25. http://enc-dic.com/word/r/Revolyuciya-6946.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.