Научная статья на тему 'М. Белл метафизика модернизма'

М. Белл метафизика модернизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Bell M. The metaphysics of modernism// The Cambridge companion to modernism. Cambridge, 1999. P. 9-32. Автор реферата И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. Белл метафизика модернизма»

М. БЕЛЛ* МЕТАФИЗИКА МОДЕРНИЗМА

Майкл Белл, говоря о сложности определения начала и конца эпохи модернизма, указывает, что период расцвета англо-американского модернизма лежит между 1910 и 1925 гг., причем его адепты опирались на теории К.Маркса, З.Фрейда и Ф.Ницше. Каждый участник этого великого триумвирата превратил человеческую жизнь в фундаментальное герменевтическое действо» (с.9). Маркс проанализировал внешний характер общественной и экономической жизни, Фрейд исследовал внутренние движители сознания, Ницше показал традицию западной метафизической мысли, начиная от Сократа.

Вообще же хронологию модернизма принято вести от 1890 г., когда вышел первый том «Золотой ветви» Джеймса Фрэзера и до 1939 г., когда вышел роман Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану» и началась Вторая мировая война.

Определение модернизма дает Мартин Хайдеггер в сочинении «Время картины мира»: «Выражения «картина мира эпохи модернизма и «модернистская картина мира»... предполагают нечто, чего ранее не было, а именно - средневековую картину мира и античную картину мира. Картина мира не изменяется от раннесредневековой к модернистской, но скорее мир становится картиной, а это и есть смысл современного мира» (цит. по: с.13). Хайдеггер, как видим, подчеркивает относительность сознания, давая характеристику модернизма.

* Bell M. The metaphysics of modernism// The Cambridge companion to modernism. - Cambridge, 1999. - P. 9-32.

18

В конце ХХ в. было принято пренебрежительно относиться к гуманизму (как к идеологии определенного социального порядка) и считать, что модернизм был «окрашен» гуманизмом. Между тем, истина состоит в том, что модернизм как раз отвергал «старое стабильное эго» гуманистической этики, и об этом не раз писал Д.Лоуренс в своих романах. Викторианские попытки основать человеческие ценности на научном знании продолжались и в ХХ веке, но модернисты попытались поставить эти отношения с ног на голову. Аура абсурдности начинает окружать серьезных научных агностиков. Так, Дж. Джойс в «Улиссе» уже издевается над культурными надстройками, мифами, интеллектуальными дисциплинами, иронично переписывая на современный лад античную легенду о возвращении героя домой. Проза Франца Кафки с ее загадочной простотой стремится «найти значение, а не создать его» (с .14).

Писатели- модернисты воспринимали историю двояко. Они были озабочены тем, что происходит в окружающем их мире, и стремились понять природу истории как таковой. Мифопоэтическая основа истории свойственны не только Дж. Джойсу, Д.Г.Лоуренсу или Томасу Манну, но и Освальду Шпенглеру и Арнольду Тойнби. Однако это не уход в бесконечность мифа, а признание важности мифопоэтических ценностей для данного современного сообщества, забота о конструировании смысла. Последнее требовало, чтобы модернист не описывал мир, а как бы создавал его при помощи языка. В «Курсе общей лингвистики» Фердинанд де Соссюр показал, как лингвистический знак относится к его внешнему референту, поскольку значение создается рационально внутри самого языка. Людвиг Витгенштейн в «Логико-философском трактате» (1921) оформил эту идею следующим образом: «Границы моего языка означают границы моего мира» (цит. по: с. 16). Согласно Ролану Барту, язык является созидающей структурой человеческого мироздания и позволяет критически заглянуть внутри этого мироздания.

Немецкий идеализм в трудах Канта, Фихте и Шеллинга оставался доминирующим в XIX в., но в эпоху модернизма властителями умов стали уже Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Айер. Учение Мартина Хайдеггера о субъективном бытии человека, которое он называл «Бытием - в мире», провозглашало бытие первичнее ценностей. Чтобы постичь «смысл бытия», по Хайдеггеру, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою

19

смертность, бренность. И это позволит ему увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни, что ведет к центральному парадоксу модернизма: самое важное достижение современности это возвращение к архаическому, причем по-новому оценивая и архаику, и примитивизм.

Если у Дж. Фрэзера в «Золотой ветви» примитивные народы понимались как упрощенная версия цивилизованных народов, то Люсьен Леви-Брюль в работе «Первобытное мышление» (1921) доказывал, что мышление первобытного человека отлично от логического мышления современного человека, оно пралогично, в нем игнорируется закон противоречия и оно не различает естественного и сверхъестественного. Модернистская мифопоэтика объединила веру в примитивные ритуалы, описанные Фрэзером, психоаналитические структуры Фрейда и учение о примитивном человеке Леви-Брюля. У Томаса Манна в «Волшебной горе» и «Докторе Фаустусе» миф в современном смысле оказывается в высшей степени амбивалентным.

Т.С. Элиот, Эзра Паунд и Д.Г.Лоуренс внесли философский контекст в художественную литературу, чем повлияли и на литературную критику. Сами писатели-модернисты также были весьма значительными и необычными литературными критиками. Даже можно сказать, что модернизм был бы гораздо менее понятен без модернистской литературной критики. Элиот, Паунд и Лоуренс вместе с Ф.Р.Ливисом являлись наиболее авторитетными литературными критиками начала ХХ в. Их работы показывают, что главная философская идея модернизма - вйдение литературы как высшей и незаменимой «формы понимания» (с.29).

И.Л.Галинская

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.