Научная статья на тему 'Д. Троттер модернистский роман'

Д. Троттер модернистский роман Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
189
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы —

Trotter D. The modernist novel // The Cambridge companion to modernism. Cambridge, 1999. P. 70-99. Автор реферата И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Д. Троттер модернистский роман»

V. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Д. Троттер Модернистский роман

Дэвид Троттер (Лондон) отмечает, что с 1890 по 1930 г. роман как жанр был столь же популярен, как и в период викторианской художественной литературы. Вообще же модернизм в литературе датируется с 1890 по 1939 гг., т.е. начиная с книг Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь» и заканчивая «Поминками по Финнегану» Джеймса Джойса.

Противопоставляя два романа, которые считаются квинтэссенцией модернизма - «Хороший солдат» (1915) Форда Мэдокса Форда и «Тарр» (1918) Ундхэма Льюиса, автор реферируемой статьи приходит к выводу, что первый из этих романов слишком много внимания уделяет ментальности, а второй - телесности, т. е. что роман Льюиса находится в состоянии «специального антагонизма» по отношению к роману Форда (с. 73). Форд считал, что в романе должно быть выражено изолированное сознание героя, Льюис полагал, что «карнавальные маски» героев лучше всего передают сущность последних.

Диалектическое противоречие натурализма и символизма представлено в модернистской литературе «Портретом художника в юности» (1916) Джойса и романами Д.Г. Лоуренса «Сыновья и любовники» (1913) и «Радуга» (1915). Герой Джойса, отвергнув священные церковные ритуалы, делает святыней искусство. Что касается Лоуренса, то его виталистская философия декларирует, что произведение искусства должно «либо усилить, либо уменьшить волю к жизни» (с. 76).

Фрэнсис Скотт Фицджеральд в романе «Великий Гэтсби» (1924) показал, что мир, насыщен сценами насилия, тогда как главный герой первого романа писателя - «По эту сторону рая» (1920) - был всего лишь «романтическим эгоистом» (с. 80). Экспериментальный психологический роман «К маяку» (1927) Вирджинии Вулф свидетельствует о том, что писательница, по ее собственным словам, перешла «от поэзии к имитации таковой» (с. 82), хотя так называемая «воля к литературе» у Вирджинии Вулф была не намного меньше, чем у Лоуренса, Фицджеральда, Марселя Пруста или Томаса Манна.

* Trotter D. The modernist novel // The Cambridge companion to modernism. -Cambridge, 1999. - P. 70-99.

Наиболее значительным писателем-модернистом третьего десятилетия ХХ в. Д. Троттер считает Уильяма Фолкнера (при том что Франц Кафка вообще ни с кем в сравнение идти не может). В романе «Шум и ярость» (1929) Фолкнер, следуя по стопам джойсовского «Улисса», отошел от прежней литературной традиции, смело противопоставив ментальность своего героя ментальностям других персонажей.

Будучи учеником Гертруды Стайн, Эрнест Хемингуэй придерживался тенденции деперсонализации, которая была свойственна поэзии имажизма (Т.С. Элиот, Э. Паунд, Р. Олдингтон и др.). В романе «И восходит солнце» («Фиеста»), вышедшем в 1926 г., Хемингуэй изображает своего героя Педро Монтеро как «эмблему маскулинности» (с. 89).

Говоря о так называемом «женском модернизме», Д. Троттер упоминает (помимо Вирджинии Вулф) таких писательниц, как Дороти Ричардсон и Кэтрин Мэнсфилд. Английская писательница Дороти Ричардсон в цикле психологических романов «Паломничество» (19151938) описывает опыт женщины, выброшенной из средне-буржуазного общества из-за банкротства отца. Английская и новозеландская писательница Кэтрин Мэнсфилд в сборниках рассказов «В немецком пансионе» (1911), «Счастье и другие рассказы» (1920) едко высмеивает мещанство и его нравы.

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.