Научная статья на тему 'М.-Б. Хаджетлаше – черкесский просветитель, писатель, мусульманский журналист. Вопросы конструирования личности'

М.-Б. Хаджетлаше – черкесский просветитель, писатель, мусульманский журналист. Вопросы конструирования личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.-Б. Хаджетлаше / просвещение / исламская журналистика / «Шрутель-Ислам » / журнал «Мир ислама» / личность / биографическое исследование / просветитель. / Hadjetlashe / enlightenment / Islamic journalism / «Schrutel-Islam » / «World of Islam» magazine / personality / biographical research.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агержанокова Симхан Рамзановна

В данной статье рассмотрены различные подходы к исследованию биографии адыгского просветителя, писателя и издателя различных журналов М.-Б. Хаджетлаше. В частности, то как издатель, то как автор описывает в своих текстах жизнь просвещенного европейского общества. Актуализирован вопрос конструирования личности Хаджетлаше, проанализированы его журналистская и просветительская деятельность. В частности, изучен период работы просветителя в журнале «Мир Ислама», в том числе спор М.-Б. Хаджетлаше и А. Э. Шмидта вокруг книги «Шрутель-Ислам ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.-B. HADZHETLASHE IS A CIRCASSIAN EDUCATOR, WRITER, MUSLIM JOURNALIST. QUESTIONS OF PERSONALITY CONSTRUCTION

This article discusses various approaches to the study of the biography of the Adyghe educator, writer and publisher M.-B. Hadgetlache. The question of constructing the personality of HadgetLashe is actualized, his journalistic and educational activities are analyzed. In particular, the period of the educator’s work in the journal «The World of Islam» was studied, including the dispute of M.-B. Hadzhetlashe and A. E. Schmidt around the book «Schrutel-Islam ».

Текст научной работы на тему «М.-Б. Хаджетлаше – черкесский просветитель, писатель, мусульманский журналист. Вопросы конструирования личности»

М.-Б. Хаджетлаше - черкесский просветитель, писатель, мусульманский журналист. Вопросы конструирования личности

Агержанокова Симхан Рамзановна,

к.ф.н., ведущий научный сотрудник АРИГИ им. Т.М. Керашева E-mail: agerzhanokova54@mail.ru

В данной статье рассмотрены различные подходы к исследованию биографии адыгского просветителя, писателя и издателя различных журналов М.-Б. Хаджетлаше. В частности, то как издатель, то как автор описывает в своих текстах жизнь просвещенного европейского общества. Актуализирован вопрос конструирования личности Хаджетлаше, проанализированы его журналистская и просветительская деятельность. В частности, изучен период работы просветителя в журнале «Мир Ислама», в том числе спор М.-Б. Хаджетлаше и А.Э. Шмидта вокруг книги «Шрутель-Ислам».

Ключевые слова: М.-Б. Хаджетлаше, просвещение, исламская журналистика, «Шрутель-Ислам», журнал «Мир ислама», личность, биографическое исследование, просветитель.

о с

U

со см о см см

Интерес современных исследователей к изучению биографии Магомед-Бека Хаджетлаше обусловлен несколькими факторами. Во-первых, ореолом загадочности, сформировавшимся вокруг личности адыгского журналиста, писателя и издателя, во-вторых, безусловной исторической значимостью его инициатив, относимых как к политической сфере, так и к просветительской работе. При этом, в научной среде наблюдается значительное расхождение выводов, публикуемых исследователями, относительно того, кем же на самом деле был М.-Б. Хаджетлаше и какими мотивами он руководствовался. Так, О.Б. Бессмертная, изучавшая личные архивы Хаджетлаше, заботливо сохраненные его семьей и хранящиеся в Париже, считает его «прототипом Остапа Бендера». Иными словами, в своих научных трудах автор представляет Хаджетлаше как человека-мистификацию, самостоятельно, благодаря лжи и интригам, сконструировавшего свою личность [1].

Своеобразным оппонентом Бессмертной выступает Р.Х. Хашхожева, в чьих выводах М.-Б. Хаджетлаше представлен в первую очередь как политический агент, разведчик, выполнявший за границей тайную миссию в интересах Российской социал-демократической рабочей партии, имеющий несколько личностей. В частности, автор утверждает о том, что журналист и издатель парижского журнала «Мусульманин» М.-Б. Хаджетлаше и адыгский писатель М. -Б. Ахметуков -это одно и то же лицо[4, с. 82]. Есть также исследование М. Вачагаева, где личность М.-Б. Хаджет-лаше раскрыта с точки зрения его семейственности, а многие их действий просветителя обуславливаются желанием воссоединения в эмиграции со своей женой и детьми [5].

Важно отметить, что во многом вышеперечисленные авторы опирались на один и тот же исследовательский материал: парижские личные архивы М.-Б. Хаджетлаше, включающие его журналистские публикации, письма к жене и детям, а также деловую переписку. Тем не менее, трактовки исследуемого в значительной степени разняться, что приводит нас к выводу о актуальности изучения вопросов конструирования личности М.-Б. Хаджетлаше.

На наш взгляд, при изучении жизненного пути этого загадочного черкеса следует в первую очередь выделить некоторые неоспоримые факты его биографии, позволяющие характеризовать его тем или иным образом. Мы можем утверждать, что неоспоримой является активная просветительская деятельность, которую М.-Б. Хаджетла-

ше совмещал с журналистской работой. В частности, доподлинно известно, что с 1908 по 1911 гг., будучи в эмиграции в Париже, Хаджетлаше издает журнал «Мусульманин», ориентированный на русскоговорящую диаспору, проживающую во Франции. Он не только редактирует выпуски, но и активно публикует собственные статьи. Это наиболее успешный опыт адыгского просветителя в качестве автора и редактора, однако, его нельзя назвать первым.

Согласно исследованию О.Ю. Бессмертной, в 1898 году М.-Б. Хаджетлаше под именем Юрия Кази-Бека, направляет в Главное управление по делам печати Российской Империи ходатайство с просьбой разрешить ему издавать в Санкт-Петербурге журнал «Кавказ и народы Востока». В документе он отмечал важность просветительской деятельности среди народов любого вероисповедания и подчеркивал, что подобная возможна только под покровительством России [1]. Таким образом, задолго до «Мусульманина» М. - Б. Хаджетлаше стремиться донести одну из главных мыслей, красной нитью связывающую его творческие и журналистские работы: благосостояние, культурное и духовное развитие народа немыслимо вне образовательного и просветительского контекста.

При этом попытка издания своего журнала в Санкт-Петербурге не стала успешной, так как ответ на ходатайство Хаджетлаше со стороны властей был отрицательным из-за опасений актуализировать вопросы независимости кавказских народов и возникновения среди них сепаратистских настроений. Однако, десять лет спустя, в 1908 году, будучи уже в Париже, М.-Б. Хаджетлаше выпускает на собственные средства два номера журнала «Мусульманин», а затем, в 1910 году, под псевдонимом М. -Б.Аллаевобращается за правительственной субсидией, которую в итоге получает [2, с. 142].

По задумке Хаджетлаше «Мусульманин» имел научно-литературную и общественную направленность, а на первой странице публиковался следующий эпиграф: «Посвящен интересам культурного развития мусульман России и Кавказский горцев. Стремится объединить единоверцев на почве прогресса, любви и труда, приобщиться к цивилизованным народам». Это снова говорит нам о том, что ключевую роль в процессе культурного становления народа и личности Хаджетлаше отводил просвещению. При этом, важно отметить, что после получения субсидии «Мусульманин» собрал около сотни авторов, представляющих различные конфессиональные и религиозные общности. Инициатором подобного разнообразия стал М.-Б. Хаджетлаше, предпринявший ради этого в 1909 году поездку на Кавказ и в Поволжье.

Таким образом, существует высокая вероятность того, что в своей работе М.-Б. Хаджетла-ше действительно использовал различные псевдонимы. При этом, нельзя сказать, что подобные действия предпринимались им в первую очередь

с целью мистификации, намеренного конструирования нескольких альтер эго для создания вокруг себя ореола таинственности. Оба факта применения псевдонимов связаны с попытками организации собственных периодических изданий, что может свидетельствовать о деловых мотивах, лежащих в основе вышеописанных поступков.

Невозможно отрицать и тот факт, несмотря на множественные трактовки различных биографических и фактологических сведений о М.-Б. Хаджетлаше, его вклад в просветительскую деятельность, как в России, так и во Франции достаточно велик, как с авторской и редакторской, так и с организаторской точек зрения.

Однако просветительская деятельность М.-Б. Хаджетлаше, при этом, не ограничивалась только рамками периодических изданий. В 1912 году из-под его пера вышла книга «Шрутель-Ислам», которая структурно представляла собой издание, состоящее из четырех частей: первая часть посвящалась жизни пророка Мухаммада, во второй описывалась история зарождения исламского вероучения, а в третьей и четвертой частях разбирались основы исламского вероучения. Взглянув на предисловие издания, можно заметить, что Хаджетлаше указывает в нем несколько лиц, которым выражает свою благодарность. Среди них мы видим М. - Б. Аллаева - псевдоним, использованный им ранее в переписке с консервативными деятелям публицистической сферы в Россиии с Департаментом духовных дел иностранных вероисповеданий. Тогда целью М.-Б. Хаджетлаше было получение субсидии на журнал «Мусульманин». Под псевдонимомАллаев он рекомендовал самого себя под именем М.-Б. Хаджетлаше в качестве издателя «Мусульманина». Спустя два года в своей книге Хаджетлаше выражает благодарность Ал-лаеву, признавая таким образом, что публикация стала возможна благодаря успеху журнала «Мусульманин».

Работа «Шрутель-Ислам» не осталась незамеченной среди отечественных критиков и журналистов. Наиболее известную и резонансную рецензию на книгу выпустил А.Э. Шмидт - один из видных журналистов, сотрудник журнала «Мир ислама», издаваемого в Санкт-Петербурге с 1912 по 1914 гг. Критическая работа Шмидта вышла в первом номере журнала и в ней автор указывает на высокие ожидания от произведения, написанного «мусульманином для немусульман о мусульманстве». Начав на оптимистичной ноте, Шмидт, однако, пишет, что «Шрутель-Ислам» не оправдал его ожиданий, снова отсылая читателя к тому, что книга была написана мусульманином от рождения.

Вопрос о том, насколько объективной была данная рецензия, можно назвать неоднозначным. При этом сам же Шмидт в начале повествования отмечает, что М. -Б. Хаджетлаше ориентируется на «немусульман» - людей, не знакомых с основами этой религии, а затем указывает на поверхностный характер работы, создавая тем самым

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см см

противоречие. Но ведь «Шрутель-Ислам» по задумке Хаджетлаше как раз должен был лишь знакомить читателя с богатым миром ислама, показать ему основные вехи и столпы, на которых основаны верования мусульман. Непосвященному «немусульманину» было бы трудно сразу же окунуться в сложнейший историко-культурный анализ, без знания основ, и Хаджетлаше это понимал, стараясь говорить с целевой аудиторией книги на понятном ей языке. Таким образом, Шмидт противоречит сам себе, утверждая, что «Шрутель-Ислам» Хаджетлаше «не оправдывает его ожиданий».

В свой рецензии Шмидт также указывает на присутствие в книге «легендарного материала» и «легенд, окруженных ореолом святости», что отмечает как еще один недостаток. При этом, важно подчеркнуть, что любая религия, в том числе и ислам, не исключает мифологические сакральные элементы, на что и указывает в своей книге М.-Б. Хаджетлаше. Это отмечают и современные исследователи, указывая, что наряду с исторически достоверными сведениями ислам включает много домыслов и легенд, которые были интегрированы в жизнеописания пророка Мухаммада на различных этапах становления и распространения религии [3, с. 184].

Опубликованная в «Мире ислама» рецензия Шмидта удивила и раздосадовала Хаджетлаше, находящегося в тот период в Париже и занимавшегося изданием собственного журнала «Мусульманин». Как было отмечено ранее, выступая в роли редактора, Магомед-Бек стремился наладить культурные и деловые связи с различными изданиями и авторами, готовыми сотрудничать с его журналом. В январе 1912 года он отправляет письмо в редакцию «Мир ислама» с предложением о сотрудничестве, в котором как раз анонсирует выход «истории ислама с момента его появления», очевидно имея в виду книгу «Шрутель-Ислам». Ответ Хаджетлаше получит уже в виде негативной рецензии А.Э. Шмидта. Конечно, после нее о плодотворном сотрудничестве двух схожих по тематике изданий речи идти не могло.

В ответ на публикацию Шмидта М.-Б. Хаджет-лаше от своего имени снова направляет в редакцию «Мир ислама» письмо, на этот раз выражая свое разочарование сложившейся ситуацией и предъявляя редактору В. Бартольду обвинения в клевете предвзятости: «работая более двадцати лет в настоящем, а не бумажном «Мире ислама», имея постоянные отношения с единоверцами других стран, состоя членом многих просветительских мусульманских обществ, я никогда не слыхал, чтобы моя деятельность была бы признана не только «бесполезной, но даже вредной» - пишет Хаджет-лаше, цитируя слова А.Э. Шмидта. Издатель «Мусульманина» также указывает на недопустимость критики личности автора в материале, главной задачей которого остается анализ конкретного произведения: «Я допускаю, что моя книга может быть неудачно, неталантливо написана <...>Но ес-

ли критик, претендующий на звание журналиста и ученого, позволяет себе касаться личности автора и его двадцатилетней деятельности, то это непорядочно и подло».

Таким образом, в полемику с А.Э. Шмидтом и журналом «Мир ислама» М.-Б. Хаджетлаше вступает под своим именем, ведь как редактору и журналисту, уверенному в своем профессионализме, ему нет необходимости использовать псевдоним. Однако, некоторое время спустя в газете «Казанский телеграф» за авторством М.-Б.Аллае-ва (напомним, что именно этот псевдоним Хаджет-лаше использовал в переписке относительно финансирования своего журнала «Мусульманин»), публикуется рецензия за журнал «Мир ислама», где автор указывает на недостаточную компетенцию авторов и редактора издания.

Подводя итоги, отметим, что М.-Б. Хаджетлаше действительно является примером эффективного конструирования личности. Он умело разделял редакторскую, авторскую и деловую деятельность, применяя различные имена в личной переписке и авторских публикациях, что позволило ему более эффективно вести организаторскую деятельность, например, получить финансирование на издание «Мусульманина». Результатом конструирования личности также становятся умелое разделение личности автора с двадцатилетним опытом М. - Б. Хаджетлаше от М.-Б. Аллаева - рецензента, вынужденного вступиться за работу «Шрутель-Ислам» перед журналом «Мир ислама».

Литература

1. Бессмертная О.Ю. Мусульманский Азеф, или Игра в Другого: метаморфозы Магомет-Бека Хаджетлаше [Электронный ресурс]: (почти роман) / О. Бессмертная. - М.: РГГУ, 2012. - Вып. 9. - С. 209-298.

2. Бессмертная, О.Ю. Кем же был М.-Б. Хаджетлаше, или нужда в обмане // Yaevamveda / Под ред. И.С. Смирнова. - М.: РГГУ, 2016. С. 135190

3. Садыков, Р.Г. Природа и разум в исламской философии / Р.Г. Садыков. - СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006. - 306 с.

4. Хашхожева, Р.Х. Избранные статьи / Р.Х. Хаш-хожева; [ред. И.Б. Кагермазов]. - Нальчик: Эльбрус, 2004. - 165 с.

5. Загадочный черкес из Парижа // [Электронный ресурс] // Кавказский узел. - URL: https://www. kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/22755 (дата обращения 06.04.2023 г.)

M.-B. HADZHETLASHE IS A CIRCASSIAN EDUCATOR, WRITER, MUSLIM JOURNALIST. QUESTIONS OF PERSONALITY CONSTRUCTION

Agerzhanokova S.R.

Adygea Republican Institute of Humanitarian Studies named after T.M. Kerashev

This article discusses various approaches to the study of the biography of the Adyghe educator, writer and publisher M.-B. Hadget-lache. The question of constructing the personality of HadgetLashe

is actualized, his journalistic and educational activities are analyzed. In particular, the period of the educator's work in the journal «The World of Islam» was studied, including the dispute of M.-B. Hadzhet-lashe and A.E. Schmidt around the book «Schrutel-Islam».

Keywords: M.-B. Hadjetlashe, enlightenment, Islamic journalism, «Schrutel-Islam», «World of Islam» magazine, personality, biographical research.

References

1. Immortal O. Yu. Muslim Azef, or the Game of the Other: the metamorphoses of Mohammed-Bek Khadzhetlashe [Electronic

resource]: (almost a novel) / O. Immortal. - M.: RGGU, 2012. -Issue. 9. - pp. 209-298.

2. Immortal, O. Yu. Who was M.-B. Hajetlashe, or the need for deception // Yaeva-veda / Ed. I.S. Smirnova. - M.: RGGU, 2016. P. 135-190

3. Sadykov, R.G. Nature and reason in Islamic philosophy / R.G. Sadykov. - St. Petersburg: Publishing house. house of the St. Petersburg state University, 2006. - 306 p.

4. Khashkhozheva, R. Kh. Selected articles / R. Kh. Khashkhozhe-va; [ed. I.B. Kagermazov]. - Nalchik: Elbrus, 2004. - 165 p.

5. Mysterious Circassian from Paris // [Electronic resource] // Caucasian Knot. - URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/ posts/22755 (accessed 04/06/2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.