Научная статья на тему 'Конструирование образа М.-Б. Хаджетлаше в зарубежной литературе'

Конструирование образа М.-Б. Хаджетлаше в зарубежной литературе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конструирование личности / М.-Б. Хаджетлаше / эмиграция / Русская лига в Швеции / псевдоним / просвительство / personality construction / M.-B. Hadzhetlashe / emigration / Russian League in Sweden / pseudonym / enlightenment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агержанокова Симхан Рамзановна

В статье с точки зрения конструирования личности рассмотрен шведский период жизни М.-Б. Хаджетлаше. Охвачен один из главных и спорных периодов его жизни. Проанализированы исследования шведских авторов, посвященные российской послереволюционной эмиграции, в частности, жизни и работе М.-Б. Хаджетлаше после его приезда в Стокгольм в 1918 году. Изучена и интерпретирована монография шведского историка С. Лундберга, являющаяся единственным фундаментальным исследованием, в котором в хронологическом порядке реконструирован приезд и пребывание М.-Б. Хаджетлашев Швеции. Сделан вывод об отсутствии в монографии однозначного ответа о том, кем же на самом деле был М.-Б. Хаджетлаше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTING THE IMAGE OF M.-B. KHADZHETLASHE IN FOREIGN LITERATURE

In this article, from the point of view of personality construction, the Swedish period of M.-B. Hadzhetlashe’s life is considered. One of the main and controversial periods of his life is covered. The research of Swedish authors devoted to the Russian post-revolutionary emigration, in particular, the life and work of M.-B. Hadzhetlashe after his arrival in Stockholm in 1918, is analyzed. The monograph of the Swedish historian S. Lundberg, which is the only fundamental study in which the arrival and stay of M.-B. Hadzhetlashev in Sweden is reconstructed in chronological order, has been studied and interpreted. The conclusion is made that there is no unambiguous answer in the monograph about who M.-B. Hadzhetlashe really was.

Текст научной работы на тему «Конструирование образа М.-Б. Хаджетлаше в зарубежной литературе»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Конструирование образа М.-Б. Хаджетлаше в зарубежной литературе

Агержанокова Симхан Рамзановна,

к.ф.н., ведущий научный сотрудник АРИГИ им. Т.М. Керашева E-mail: agerzhanokova54@mail.ru

В статье с точки зрения конструирования личности рассмотрен шведский период жизни М.-Б. Хаджетлаше. Охвачен один из главных и спорных периодов его жизни. Проанализированы исследования шведских авторов, посвященные российской послереволюционной эмиграции, в частности, жизни и работе М.-Б. Хаджетлаше после его приезда в Стокгольм в 1918 году. Изучена и интерпретирована монография шведского историка С. Лундберга, являющаяся единственным фундаментальным исследованием, в котором в хронологическом порядке реконструирован приезд и пребывание М.-Б. Хаджетлашев Швеции. Сделан вывод об отсутствии в монографии однозначного ответа о том, кем же на самом деле был М.-Б. Хаджетлаше.

Ключевые слова: конструирование личности, М.-Б. Хаджетлаше, эмиграция, Русская лига в Швеции, псевдоним, просви-тельство.

После Октябрьской революции 1917-го года из России в Европу спасаясь от репрессий и гонений, спешно эмигрировало большое количество представителей буржуазного класса и консерваторы-монархисты, убежденные в нелегитимном свержении царской власти. К категории последних относят и М.-Б. Хаджетлаше - адыгского просветителя, ведшего активную авторскую и издательскую деятельность как на территории царской России, так и в Европе [1]. Биография этого человека представляет собой любопытный феномен и связана с понятием «конструирования личности» во многом благодаря его умению использовать псевдонимы и налаживать деловые связи для достижения своих профессиональных целей.

В частности, по сей день доподлинно не известен полный список публицистических и художественных текстов, вышедших из-под пера М.-Б. Хаджетлаше, так как многие из них, с большой долей вероятности, были озаглавлены псевдонимами.

Так, например, Р.Х. Хашхожева, будучи одной из главных исследователей биографии загадочного черкеса, указывает на идентичность М.-Б. Хаджетлаше и К.-Б. Ахметукова. Последний является автором многочисленных художественных рассказов, составляющих золотой фонд адыгской и российской литературы. Произведения Ахметукова доступны для прочтения во многих крупных библиотеках России, в том числе в Российской национальной библиотеке и Российской государственной библиотеке. При этом, здесь же хранятся издания за авторством Хаджетлаше [2, с. 89].

О многочисленных псевдонимах, каждый из которых М. -Б. Хаджетлаше использовал с определенной целью, создавая не просто имя, а целую личность с присущей ей совокупностью характеристик, пишет О.Ю. Бессмертная. Так, в 1898 году Хаджетлаше под именем Юрия Кази-Бека направляет в Главное управление по делам печати Российской Империи ходатайство с просьбой разрешить ему издавать в Санкт-Петербурге журнал «Кавказ и народы Востока» [1, с. 54].

Что ж, если в качестве гипотезы допустить, что Ю. Кази-Бек, М.-Б. Хаджетлаше и К.-Б.Ахме-туков - это одно и то же лицо, то можно констатировать, что вопрос конструирования его личности является перспективным исследовательским направлением, что подтверждается повышенным интересом многих отечественных и зарубежных

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

авторов к профессиональной и личной жизни этого человека.

Доподлинно известно, что в 1918 году Хаджетлаше прибывает в столицу Швеции, что подтверждается многочисленными научными источниками. Данный факт также лег в основу романа А. Толстого «Эмигранты», поэтому не станем подвергать его сомнению, сошлемся лишь на шведского историка С. Лундберга, в своих научных трудах подтверждающего, что одной из наиболее заметных личностей русского зарубежья в Стокгольме был именно М.-Б. Хаджетлаше [4].

Однако, в контексте конструирования личности следует более подробно рассмотреть трактовки событий, последовавших вслед за визитом Хаджетлаше в Стокгольм. Это, в частности, организация им Русской лиги и Стокгольмские убийства 1919-го года. Наиболее фундаментальной и пока единственной подробной работой, посвященной данной теме, является монография С. Лундбер-га «Русская лига. Беженцы с Востока и убийства в Болльстанесе в 1919 г.» [4]. Но следует упомянуть и еще одного шведского автора, вплотную подошедшего к исследованию роли Хаджетлаше в организации покушений на жизнь нескольких лиц, связанных, по мнению эмигрировавших монархистов, с большевиками. Историк Т. Хаммар в своей диссертации «Швеция для шведов: Миграционная политика, контроль над иностранцами и право на предоставление убежища, 19001932 гг.» рассмотрел фигуру М.-Б. Хаджетлаше лишь в контексте его влияния на миграционную политику Швеции. Автор указывает на ключевую роль Стокгольмских убийств, организованных Русской лигой, у истоков которой стоял Хаджет-лаше, на ужесточение правил приема в Швеции эмигрантов из России. Фигура адыгского просветителя в данном случае рассматривается сугубо с точки зрения известных шведскому праву фактов, а исследователь исходит их того, что суд признал М.-Б. Хаджетлаше виновным в организации убийства трех российских граждан [3, с. 254-280].

В свою очередь вопросами конструирования личности черкеса и степенью его участия в стокгольмском деле задается в своей монографии С. Лундберг, стараясь в подробностях восстановить хронологию жизни Хаджетлаше в Швеции. Автор работал с французским архивом Хаджетла-ше, а также с документами по стокгольмскому делу, хранящимися в полицейских архивах Швеции. Из данного исследования мы узнаем, что Стокгольмские убийства, также известные в Швеции как «дело Хаджетлаше» сформировали у общественности негативные настроения относительно эмигрантов из России, раздираемой в тот момент гражданской войной и последствиями Октябрьской революции. Городская пресса призывала ° «очистить страну от опасных гостей», а сам Хад-" жетлаше описывался ими как загадочный человек

*"> г-.

^ с темным прошлым. В данном случае, как отмеча-

^ ет Лундберг, пристрастие одного из главных фи-

£ гурантов к смене имен сыграло с ним злую шутку

и журналисты, не разбираясь в причинах и следствиях, но понимая, что в прошлом у Хаджетла-ше имеются некоторые мистификации, выбрали его наиболее удобной фигурой для иллюстрации опасности, исходившей от потока эмигрантов из России, которых в 1918-м году пускали в Швецию без визы, а в некоторых случаях и без паспорта [4, с. 62].

Сам С. Лундберг подчеркивает, что дело о стокгольмских убийствах было настолько резонансным, что его отголоски были все еще слышны в общественном дискурсе Швеции в 60-х годах прошлого века. При этом, в прессе его представляли не иначе, как «дело Хаджетлаше», что формировало у читателей негативное и предвзятое отношение к его персоне. Будучи коренным шведом, Лундберг не допускает возможности решения политических конфликтов криминальными способами на территории его государства, но признает, что излишняя драматизация в СМИ привела к неверному общественному восприятию личности Магомед Бека и его стигматизации не только как организатора убийств, но и как человека-мистификатора.

При этом, нам известны случаи, когда Хаджетлаше использовал псевдонимы в деловых переписках с целью получения государственных или частных субсидий на издания тех или иных просветительских журналов. Например, без подобного подхода не увидел бы свет один из наиболее известных во Франции издательских проектов черкеса-журнал «Мусульманин». В 1908 году, будучи во Франции и начиная работу по реализации своего замысла, будущий издатель под псевдонимом Ахмет Бек Аллаев обращается за правительственной субсидией на издание журнала. В письмах Хаджетлаше обращается к консервативным деятелям публицистической сферы в России, в частности, к влиятельному сотруднику газеты «Россия» С.Н. Сыромятникову. Под именем Аллаева Хаджетлаше сам себя рекомендует на должность издателя журнала и получает финансирование [1, с. 167].

Подобный подход действительно может трактоваться как спорный, тем не менее, благодаря умелому использованию различных имен, Хаджетла-ше в одиночку сумел организовать такую сложную кампанию, как издание журнала. Впоследствии Мусульманин выходил до 1912-го года, что для изданий той поры - немалый срок. На первой странице всех номеров публиковался эпиграф: «Посвящен интересам культурного развития мусульман России и Кавказский горцев. Стремится объединить единоверцев на почве прогресса, любви и труда, приобщиться к цивилизованным народам», что указывает на его просветительский характер.

При этом, расследуя перипетии биографии М.-Б. Хаджетлаше с момента его приезда в Стокгольм, С. Лундберг приходит к выводу, что тот скорее всего был авантюристом, прибегающим к приему со сменой имен исключительно в целях полу-

чения финансовой выгоды. Тем не менее, имея доступ к множеству документов французского архива, полицейским отчетам и материалам судебного дела, Лундбергуказывает на неоднозначность своего вывода, еще раз подчеркивая, насколько мастерски Хаджетлаше пользовался своими псевдонимами. В частности, швед допускает возможные трактовкипоступков М.-Б. Хаджетлаше[4, с. 83].

Из монографии мы также узнаем, что в Швеции М.-Б. Хаджетлаше не переставал заниматься издательской деятельностью, с ноября 1918 по январь 1919 г. выпуская газету «Эхо России» под своим именем. Основываясь на архивных данных шведских газет, С. Лундберг описывает ее как некачественное издание, целью которого было не просвещение, а антибольшевистская пропаганда и привлечение в Русскую лигу новых чле-нов[4, с. 67]. При этом возникает закономерны вопрос, почему Хаджетлаше на этот раз не использовал псевдоним, ведь в его деятельности прослеживается некая закономерность, заключающаяся в разделении сфер деятельности и использовании для каждой из них разных имен. Так, для делового общения он создавал новые, никому не известные псевдонимы, публиковался и издавал просветительские журналы под своим именем, а также, если вспомнить версии Р. Хашхожевой и О. Бессмертной, писал художественные произведения под вымышленной фамилией Ахметуков. Но «некачественную» пропагандистскую газету монархистского толка в столице Швеции он решил издавать, не таясь и не опасаясь действий со стороны сторонников революции, которые также в это время находились в Стокгольме. Данное решение не кажется закономерным, особенно если вспомнить, как М.-Б. Хаджетлаше вступал в открытую полемику с журналом «Мир ислама» и в частности с А.Э. Шмидтом, опубликовавшим негативную рецензию на его книгу «Шрутель-Ислам». Как автору, Магомед Беку было важно указать на неточность рецензии, при этом к редакции журнала он обратился еще раз, но уже под ранее использованным им в деловой переписке псевдонимом М.-Б. Ал-лаева (именно это имя Хаджетлаше использовал в переписке относительно финансирования журнала «Мусульманин»). Таким образом, С. Лунд-берг признает факт издания газеты, но ставит под сомнения мотивы Хаджетлаше, не позволявшего себе ранее выпускать некачественные материалы или издания и готового от своего лица отвечать на замечания оппонентов.

Подводя итоги, отметим, что именно в Швеции М.-Б. Хаджетлаше практически перестает использовать псевдонимы в своей профессиональной и общественной деятельности, выступая в публичном поле чужой страны от своего имени. При этом, до эмиграции конструирование личности являлось

одним из инструментов, к которому Хаджетлаше очень часто прибегал для одновременного решения разных творческих и деловых задач. С одной стороны, умелое конструирование личности позволило Хаджетлаше практически в одиночку организовать процесс издания журнала «Мир ислама», с другой, послужило причиной предвзятого отношения к нему шведских СМИ в период освещения стокгольмского дела. В трудах шведских исследователей мы также не находим однозначной трактовки того, кем же на самом деле был черкес М.-Б. Хаджетлаше: эмигрантом, преступником, чьи интересы носили лишь финансовый характер, или просветителем и публицистом.

Литература

1. Бессмертная О.Ю. Кем же был М.-Б. Хаджетлаше, или нужда в обмане. Т. LXI: Orientalia et Classica., М.: Изд-во РГГУ, 2016. С. 139-190.

2. Хашхожева, Р.Х. Избранные статьи / Р.Х. Хаш-хожева; [ред. И.Б. Кагермазов]. - Нальчик: Эльбрус, 2004. - 165 с.

3. Hammar T. Sverigeátsvenskarna: Invandringspoli-tikochasylratt 1900-1932. Stockholm, 1964. -307 p.

4. Lundberg S. Ryssligan: Flyktingarnafránostochmo-rdeniBollstanas 1919. Lund: Nordic Academic Press, 2004. - 183 p.

CONSTRUCTING THE IMAGE OF M.-B. KHADZHETLASHE IN FOREIGN LITERATURE

Agerzhanokova S.R.

Adygea Republican Institute of Humanitarian Studies named after T. M. Kerashev

In this article, from the point of view of personality construction, the Swedish period of M.-B. Hadzhetlashe's life is considered. One of the main and controversial periods of his life is covered. The research of Swedish authors devoted to the Russian post-revolutionary emigration, in particular, the life and work of M.-B. Hadzhetlashe after his arrival in Stockholm in 1918, is analyzed. The monograph of the Swedish historian S. Lundberg, which is the only fundamental study in which the arrival and stay of M.-B. Hadzhetlashev in Sweden is reconstructed in chronological order, has been studied and interpreted. The conclusion is made that there is no unambiguous answer in the monograph about who M.-B. Hadzhetlashe really was. Key slo

Keywords: personality construction, M.-B. Hadzhetlashe, emigration, Russian League in Sweden, pseudonym, enlightenment.

References

1. Immortal O. Yu. Who was M.-B. Khadzhetlashe, or the need for deception. T. LXI: Orientalia et Classica., M.: RSUH Publishing House, 2016. P. 139-190.

2. Khashkhozheva, R. Kh. Selected articles / R. Kh. Khashkhozhe-va; [ed. I.B. Kagermazov]. - Nalchik: Elbrus, 2004. - 165 p.

3. Hammar T. Sverigeátsvenskarna: Invandringspolitikochasylratt 1900-1932. Stockholm, 1964. - 307 p.

4. Lundberg S. Ryssligan: FlyktingarnafránostochmordeniBoll-stanas 1919. Lund: Nordic Academic Press, 2004. - 183 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.