Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЯ АДЫГСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА: XIX В. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА'

ИСТОРИОГРАФИЯ АДЫГСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА: XIX В. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / ENLIGHTENMENT / CULTURE / CREATIVITY / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Психомахова А.Р.

Статья посвящена проблеме историографии адыгского просветительства на Северном Кавказе в ХIХ - начале ХХ в. Рассматриваются разные по идейной направленности труды российских авторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЯ АДЫГСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА: XIX В. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА»

ИСТОРИЯ

УДК 930 (376.7) А.Р. Психомахова

Историография адыгского просветительства: XIX в. - первая половина XX века

ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения г. Москвы»; amina@lianet. т

Статья посвящена проблеме историографии адыгского просветительства на Северном Кавказе в XIX - начале ХХ в. Рассматриваются разные по идейной направленности труды российских авторов.

Ключевые слова: образование, просветительство, культура, творчество, правительство.

Российская и мировая историческая наука с давних пор уделяла Кавказу особое внимание. Кавказ - особое географическое, культурно-историческое и языковое пространство, на территории которого происходит взаимодействие множества народов, языков, культур, конфессий. Исследование истории формирования кавказской интеллигенции дает возможность понять роль и место современной интеллигенции в сегодняшних этнических процессах. Изучение интеллектуального наследия просветителей поможет понять современные реалии и будет способствовать решению проблем национальной политики Российской Федерации.

До сегодняшнего дня историография адыгского просветительства не была предметом специального исследования, хотя некоторые её стороны освещались. Все имеющиеся работы по идейной направленности и характеру можно разделить на три периода.

Для первого этапа - дореволюционного (1870-1917 гг.) - характерно обсуждение роли и места национальной интеллигенции в судьбе своего народа [1].

У истоков изучения творчества адыгских просветителей стоял А.П. Берже. В «Истории адыхейского народа» автор поместил «Краткий биографический очерк Шора-Бекмурзин Ногмова», богатый сведениями о жизни просветителя [2]. Л.Г. Лопатинский называл ногмовский труд кабардинской «Повестью временных лет» [3]. Творчество Ш.Б. Ногмова вызывало огромный интерес у П.К. Услара [4]. Известный литератор С.Д. Нечаев писал о жизни и творчестве Ш.Б. Ногмова, с которым был лично знаком: некогда они встречались в Пятигорске, и Ногмов удивил его своей эрудицией [5, с. 26].

В.П. Бурнашева по праву можно назвать первым биографом С. Хан-Гирея. В своем труде он исследует литературные связи ученого с довольно известными людьми того времени: литератором и издателем журнала «Сын Отечества» Н.И. Гречем, лингвистом О.Н. Сенковским. В.П. Бурнашев определил главные жизненные установки и ценности С. Хан-Гирея [6, с. 37]. П.П. Короленко подробно изучает этапы его становления как личности и творца [7]. Если в трудах Бурнашева встречаются некоторые неточности, то П.П. Короленко, будучи историком-краеведом, представляет документированное исследование с архивными материалами.

Труд Ф.В. Юхотникова содержит множество сведений о С. Казы-Гирее, в частности о его учебе в Ставропольской гимназии, а также о его военной и общественной деятельности [8]. В.Г. Белинский высоко оценил литературные способности С. Казы-Гирея. После ознакомления с его «Долиной Ажитугай» он писал, что это произведение

«черкеса, который владеет своим языком лучше многих почетных наших литераторов» [9, с. 23].

В середине XIX в. появляется собственная историческая наука у горских народов Северного Кавказа. В это время начал творить выдающийся просветитель и ученый

A.-Г. Кешев [10]. Позже публиковался известный историк, член Общества любителей изучения Кубанской области и Черкесского благотворительного общества Султан До-влеет-Гирей [11]. В этот же период творил Султан Хан-Гирей [12].

Огромное значение для творчества П. Тамбиева и Т. Кашежева имела встреча с Л.Г. Лопатинским, автором «Русско-кабардинского словаря с указателем и краткой грамматикой» [13, с. 3]. Он привлек их к сбору фольклорного материала. Деятельность адыгского просветителя А. Дымова была тесно связана с Дагестаном, его труды печатались в типографии Темир-Хан-Шуры [14, с. 24].

Второй этап исследования (советский) - с октября 1917 г. по 1980-е гг. XX в.

Б. Чемазокова в своей работе анализирует деятельность Ш.Б. Ногмова и У. Берсея [15]. В труде исследуются этапы адыгского просвещения.

Систематическое изучение творчества Ш. Ногмова и Хан-Гирея началось в советский период и продолжается до сих пор. К юбилейной столетней дате со дня смерти Ш. Ногмова был выпущен сборник документации и статей [16], позже переиздаются его труды [17]. В 1955 г. вышла работа Х. Теунова, в которой целая глава посвящена Ш. Ногмову [19, с. 67]. Автор отмечает, что в своем исследовательском труде Ш.Б. Ногмов «прослеживает главную линию в истории родного народа - линию сближения с Россией». И.В. Тресков изучает роль Ш.Б. Ногмова, освещая русско-кабардинские отношения первой половины XIX в. [20, с. 45].

В 50-е гг. появились новые имена в адыгском просвещении. М.О. Косвен восстановил забытое имя общественно-политического деятеля Кабарды, напечатав статью «Кабардинский патриот Измаил Атажукин». В статьях «Материалы по истории и этнографии Кавказа в русской науке» и «Адыгский историк и этнограф Хан-Гирей» М.О. Косвен высоко оценил творческое наследие С. Хан-Гирея, выделяющееся «среди всего, что было написано об адыгах за всё дореволюционное время» [21].

Интересна судьба рукописи «Записки о Черкесии» С. Хан-Гирея, найденной

B.А. Дьяковым в конце 50-х гг. в научно-справочной библиотеке Центрального государственного военно-исторического архива СССР (ныне Российский государственный военно-исторический архив), что стало сенсацией в кавказоведческой науке. Также он дал краткую характеристику политическим идеям и сочинениям Хан-Гирея и добавил биографические сведения [22].

Высоко оценена роль Умара Берсея в разработке адыгской письменности и его педагогическая деятельность в публикации У.С. Зекоха [23].

Благодаря работе В.К. Гарданова и Г.Х. Мамбетова «Хан-Гирей и его заметки» удалось уточнить многие факты биографии Хан-Гирея, также там анализируются его политические взгляды [24]. В статьях «Хан-Гирей (1808-1842)» и «Античные традиции в творчестве Хан-Гирея» Р.Х. Хашхожева раскрывает его взгляды на общественный строй адыгских народов, политику российской администрации в регионе, а также пережитки родоплеменных отношений на Кавказе, тормозившие дальнейшее развитие его малой Родины [25].

Значительный интерес литературоведов вызвало творчество А.-Г. Кешева. В диссертационном исследовании Л.Г. Голубевой раскрыты псевдонимы писателя и публициста, представлена научная биография просветителя [26]. В нескольких статьях более позднего периода охарактеризованы его этнографическое и литературно-художест-

венное творчество [27]. Р.Х. Хашхожева в статьях конкретизирует многие факты его биографии, и становится вполне очевидным влияние русской культуры на мировоззрение А.-Г. Кешева [28, с. 130]. Р.Х. Хашхожева - автор ряда произведений о творчестве адыгских просветителей [29].

Последние годы жизни Тамбиев провел в Махачкале. Он работал управляющим горно-технической конторой в Совнархозе [30]. Собранный им фолклорной материал исследует в своей работе А.И. Алиева [31].

Благодаря накопленному за предшествующие годы исследовательскому материалу стало возможным создание трудов, обобщающих адыгскую историю просветительства. Начинают публиковаться работы, в которых рассматриваются несколько просветителей одновременно. Т.Х. Кумыков анализирует общественную и культурно-просветительскую деятельность К.М. Атажукина, С. Хан-Гирея, Ш.Б. Ногмова, С. Казы-Гирея, К.-Б. Ахметукова. В своих работах автор исследует биографии и мировоззрения просветителей XIX века, творивших в неразрывной связи с российской общественной мыслью [32].

Л.А. Бекизова исследует историю черкесской литературы по трудам произведений просветителей [33]. Х.Х. Хапсироков на основании анализа многих фактов выдвинул предположение о наличии у адыгов художественной литературы еще до революции [34]. В.Б. Тугов дает характеристику творческому наследию просветителей [35, с. 45].

Деятельность Али Шогенцукова представлена в трудах А.Х. Хакуашева [36].

В 80-е гг. появляются обобщающие работы по истории отдельных регионов Северного Кавказа, в которых присутствуют разделы, характеризующие социально-экономическое и культурное развитие адыгов, черкесов и других народов. Также в них приводятся отдельные факты из истории национального просветительства [37]. Следует отметить «Очерки истории Ставропольского края», в которых исследуется влияние капиталистических отношений в регионе на культурную и социально-экономическую сферу [38].

Советская историография исследует проблемы формирования интеллигенции народов Северного Кавказа. Авторы выделяют определенные национальные типы интеллигенции, являющиеся носителями ментальности и культуры своего народа. В работе Э.Ю. Кассиева дается анализ этимологии понятий «просветитель», «просвещение», «просветительство» [39]. В работе Г.Ш. Каймаразова выделяются особенности формирования интеллигенции в национальных республиках Северного Кавказа [40].

Особенностью советского этапа историографии было то, что основное внимание уделялось истории народных масс. При этом следует отметить, что просветители, не являющиеся выходцами из народа, были на время забыты.

Третий этап историографии начался в 90-х гг. ХХ в. Произошедшие в нашем обществе перемены изменили и отношение ученых к оценке национального просветительства. Для современного периода региональной историографии истории и культуры местных народов характерно разнообразие подходов в исследовании. В соответствующих хронологических разделах очерков истории региона рассматривается культурная жизнь народов, населяющих Ставропольский и Краснодарский края. Исследователи предлагают новые методы изучения истории местной культуры [41]. Обобщающий труд по истории культуры XIX - начала XX в. Р.У. Туганова открывает новые имена в истории адыгского просветительства [42]. В работе «История адыгейской литературы» следует особо отметить главы «Писатели-публицисты конца XIX - начала XX в.» и «Первые шаги письменной адыгейской литературы на языках других народов». Авторы этих разделов А.А. Схаляхо и Ш^. Хут, рассматривая творчество адыгских просвети-

телей Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А.Г. Кешева, Ю.К.-Б. Ахметукова, определяют те факторы, которые способствовали развитию литературы [43].

В монографии Л.С. Гатаговой исследуется политика царского правительства на окраинах Российской империи в XIX в. на примере административно-педагогической и просветительской деятельности попечителя Кавказского учебного округа Я.М. Неверова. Автор отметил вклад Януария Михайловича в воспитание будущих просветителей, обучавшихся в Ставропольской классической мужской гимназии [44].

Развитие общественно-политической мысли на Кавказе рассмотрено в работах Т.Х. Кумыкова и С.А. Айларовой. В книге Т.Х. Кумыкова «Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века» содержатся ценные сведения о Хан-Гирее, Ш. Ногмове, А.-Г. Кешеве. Автор исследует предпосылки возникновения просветительского движения в Кабарде, этапы и особенности его развития, его отличия от просветительства Западной Европы и России [45]. С.А. Айларова исследует общественно-политическую мысль на Северном Кавказе [46].

Имена учредителей Баксанского культурного центра Н. Цагова и А. Дымова были на долгое время преданы забвению, и только труды З.М. Налоева заново открыли нам этих удивительных людей [47]. Позже эту работу продолжили А.Х. Хакуашев [48] и Ф.Ш. Ошнокова [49].

Вклад Ч.Т. Пшунелова в организацию подготовки учителей-профессионалов для национальных школ Адыгеи изучается в трудах З.К. Ферхатовой [50].

Научно-просветительской деятельности Т.П. Кашежевой и П.И. Тамбиевой посвящены труды Л.Г. Кусковой [51].

Творчество видного просветителя и педагога С. Сиюхова рассматривается в работах Л.Б. Тулатовой [52] и К.И. Бузарова, А.К. Бузарова [53].

Многогранную деятельность Т. Шеретлокова (создание кабардинского алфавита и учебных пособий родного языка, сбор и публикации устно-поэтического творчества, переводы русской классической литературы) подробно освещает в своей работе С.М. Алхасова [54].

С.Р. Агержанокова дает научную периодизацию истории национальной общественной мысли адыгов в XIX в. [55]. Литературное наследие адыгских просветителей конца XIX - начала ХХ века изучает М.Г. Меремукова, она показывает, как менялось мировоззрение просветителей на фоне общего развития российской общественной мысли [56]. Э.Т. Чамокова исследует публицистическое наследие К.-Г. Инатова, А.-Г. Кешева (псевдоним Каламбия), К.М. Атажукина, Т.П. Кашежева, П.И. Тамбиева, С.Х. Сиюхова [57].

Монографии З.Я. Емтыль представляют собой исследование адыгской интеллигенции в хронологических рамках конца ХК - начала 30-х гг. ХХ в. Автор изучает мировоззрение адыгской интеллигенции, дает анализ путей её формирования [58].

Таким образом, необходимо отметить, что основную массу дореволюционной литературы составили многочисленные работы самих просветителей и исследования истории становления отдельных личностей. Ряд работ исследуемого периода посвящён анализу творчества и деятельности просветителей. Они носят описательный характер. В советский период историография основное внимание уделяла истории народных масс. Поэтому просветители, которые не были выходцами из народа, оказались на время забыты. В наше время необходимо вернуть имена просветителей, преданные забвению.

Приведенный историографический анализ дает возможность сделать вывод о необходимости комплексного подхода к изучению научного и творческого наследия адыгских просветителей.

Литература

1. Сиюхов С. Преступное равнодушие // Мусульманская газета. - СПб, 1914.

2. Берже А.П. Краткий биографический очерк Шора Бекмурзовича Ногмова. - Тифлис, 1897.

3. Лопатинский Л.Г. Кабардинская азбука. - Тифлис, 1906.

4. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. - Тифлис, 1870. - С. 8-65.

5. Нечаев С.Д. Отрывки из путевых заметок о Юго-Восточной России. - М.: Телеграф, 1826.

6. Бурнашев В.П. Из воспоминаний петербургского старожила // Заря. - 1871. - № 4.

7. Короленко П.П. Горские поселенцы в Черномории // Известия общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 3. - Екатеринодар, 1902. - С. 73-115.

8. Юхотников Ф.В. Нечто о горцах, учащихся в Ставропольской гимназии // Кавказ. -1858. - № 100.

9. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. - Т. 2. - М., 1953.

10. Кешев А.-Г. Библиография // Терские ведомости. - 1869. - № 30, 46.

11. Положение черкесов в Турции // Мусульманин. - 1908. - № 1. - С. 3-6.

12. Хан-Гирей С. Наезд Кунчука. Из черкесских преданий // На Кавказе. Т. 1. Вып. 2. -Тифлис, 1909. - С. 207-215.

13. СМОМПК (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа). - Тифлис, 1891. Вып. 12. Отд. 1.

14. Дымов А. Тухват-уль-Атфил. - Темир-Хан-Шура, 1913.

15. Чемазоков Б. История кабардинской письменности. Записки Северо-Кавказского горского научно-исследовательского института. Т. 2. - Ростов н/Д, 1929.

16. Сборник документации и статей к 100-летию со дня смерти Ш. Ногмова / под ред. Г. Турчанинова. - Нальчик, 1944.

17. Ногмов Ш. История адыхейского народа. - Нальчик, 1958.

19. Теунов Х. Литература и писатели Кабарды. - Нальчик, 1958.

20. Тресков И.В. Этюды о Шоре Ногмове. - Нальчик, 1974.

21. Косвен М.О. История и этнография Кавказа. - М., 1961.

22. Дьяков В.А. Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем // История СССР. - 1958. -№ 5. - С. 174.

23. Зекох У. С. Умар Берсей - просветитель адыгского народа // Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Т. 1. - Майкоп, 1957. - С. 110-113.

24. Мамбетов Г.Х., Гарданов В.К. Хан-Гирей и его заметки. - Нальчик, 1984.

25. Хашхожева Р.Х. Избранные произведения. - Нальчик, 1986.

26. Голубева Л.Г. Из истории просветительства на Северном Кавказе во второй половине XIX века. Литературно-просветительская деятельность А.-Г. Кешева (Каламбия): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1965.

27. Голубева Л.Г. Адиль-Гирей Кешев как этнограф (1840-1872) // Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. - Т. IV. - Краснодар, 1965.

28. Хашхошева Р.Х. Кешев Адиль-Гирей. - Нальчик, 1971.

29. Хашхошева Р.Х. Избранные произведения адыгских просветителей. - Нальчик: Эльбрус, 1983.

30. Хашхошева Р.Х. П.И. Тамбиев. - Нальчик: Эльбрус, 1984.

31. Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке // Фольклор адыгов. -Нальчик, 1979. - С. 33-34.

32. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в.Нальчик, 1965; Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века; Кумыков Т.Х. Кази Атажукин. - Нальчик, 1969.

33. Бекизова Л.А. Страницы из истории черкесской литературы. - Черкесск: Карач.-Черкес. кн. изд-во, 1961.

34. ХапсироковХ.Х. Истоки черкесской литературы. - Черкесск, 1973.

35. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. - Черкесск, 1970.

36. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков: Жизнь и творчество. - Нальчик: Кабардино-Балкар. кн. изд-во, 1958.

37. Нарочницкий А.Л. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. - М., 1988.

38. Очерки истории Ставропольского края. - Ставрополь, 1986. - Т. 1.

39. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: от просветительства к реализму нового типа. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1982.

40. Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. - М.: Наука, 1988.

41. Эфендиев А.К. Формирование советской интеллигенции в Дагестане. - Махачкала: ДагФАН СССР, 1960.

42. Край наш Ставрополье: очерки истории / под ред. В.А. Шаповалова. - Ставрополь,

1999.

43. История адыгейской литературы: в 3 т. Т. I / Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований. - Майкоп: Меоты, 1999.

44. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. - М., 1993.

45. Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XVIII - нач. ХХ в. - Нальчик: Эльбрус, 1996.

46. Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та, 2003.

47. Налоев З.М. Адаб Баксанского культурного движения. - Нальчик: Эльбрус, 1991.

48. Цагов Н.А. Избранные произведения / под ред. Хакуашева А.Х. - Нальчик: Эльбрус,

1993.

49. Ошнокова Ф.Ш. Дымов Адам - педагог, первопечатник и журналист // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 10. - Нальчик, 2003. - С. 288.

50. Ферхатова З.К. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя // Вестник АГУ. - 2007. - № 3. - С. 88.

51. Кусова Л.Б. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л.Г. Ло-патинского, Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева на Северном Кавказе. - Владикавказ: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова, 2005.

52. Тулатова Л.Б. Видный адыгский просветитель и педагог первой половины XX века. -Владикавказ: СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2012.

53. Бузаров К.И., Бузаров А.К. Сефербий Сиюхов - адыгейский просветитель: к 105-летию со дня рождения. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Алхасова С.М. Жизнь и творчество Тау-Султана Шеретлокова. Избранное. - Нальчик: Эль-Фа, 2004.

55. Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX в. - Майкоп, 2003.

56. Меремукова М.Г. Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX в.: к проблеме художественного этнографизма: дис. ... канд. филол. наук. -Карачаевск, 2002.

57. Чамокова Э.Т. Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века (по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей): дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2007.

58. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца ХК в. - начала 30-х гг. ХХ в. / науч. ред. Э.А. Шеуджен. - Краснодар: ИД «Юг», 2010.

Поступила в редакцию 25 декабря 2013 г.

UDK 930 (376.7)

Historiography of the Adygeyan enlightenment in the XIX - early XX centuries

A.R. Psihomahova

State Budget Educational Institution of Non-University Level Higher Education 'Medical College ' (Moscow); amina@lianet.ru

The article deals with the problem of the historiography of the Adygeyan enlightenment in the North Caucasus in the XIX - early XX centuries. Different research approaches of Russian scholars are analysed.

Keywords: education, enlightenment, culture, creativity, government.

Received December 25, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.