Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ш. НОГМОВА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

ИСТОРИОГРАФИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ш. НОГМОВА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ш. НОГМОВ / ТВОРЧЕСТВО / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / АНАЛИЗ / SH. NOGMOV / CREATIVITY / HISTORIOGRAPHY / RESEARCH / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харитонов Евгений Михайлович, Кошокова Саньят Январбиевна

К настоящему времени существует достаточно много исследований, посвященных жизни и творчеству первого адыгского историка Ш. Ногмова. Творчество и деятельность его были многогранными, поэтому изучаются специалистами разных научных направлений. Данная статья представляет общий обзор опыта изучения жизни и творчества Ш. Ногмова. Отмечается, что начало изучению было положено еще в дореволюционной историографии. Первым биографом Ш. Ногмова стал его издатель Ад. Берже, во многом определивший дальнейшие направления изучения этого вопроса. Но разработка намеченных Ад. Берже проблем полноценно началась только с 40-х гг. ХХ в. Авторами выделены основные направления развития ногмоведения: биографическое, филологическое, фольклорное, историческое, социально-политическое и просветительское. В рамках исторического направления дополнительно выделяется изучение источниковой базы «Истории адыхейского народа». Внутри каждого направления выявляются наиболее разработанные проблемы и вопросы, требующие дальнейшей проработки. Спорными остаются, например, такие вопросы, как отношение Ш. Ногмова к христианству, факт его знакомства с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Также указываются исследователи, которые внесли наибольший вклад в разработку конкретного направления. Авторы подчеркивают, что обобщение такого количества публикаций, конечно, является условным. Многие исследования трудно отнести только к одной из выделенных областей, чаще всего они охватывают несколько из них или даже все. Кроме этого, дается анализ историографического обзора, предпринятого С.Н. Жемуховым. Он выделяет мемуарное, историческое, филологическое, критическое и философское направления. Авторы данной статьи подчеркивают, что выделение мемуарного направления С.Н. Жемуховым недостаточно обосновано. Создатели мемуаров не ставили перед собой цели изучения личности и взглядов Ш.Б. Ногмова, они фиксировали свои впечатления и размышления, поэтому мемуары являются лишь одним из источников ногмоведения, но не одним из направлений его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF LIFE AND CREATIVITY OF SH. NOGMOV: BASIC VECTORS OF DEVELOPMENT

To date, there are many studies devoted to the life and work of the first Adyghe historian Sh. Nogmov. His creativity and activities are multifaceted, therefore they are studied by specialists of different sciences. This article presents an overview of the experience of studying the life and work of Sh. Nogmov. The beginning of the study is noted to be laid in pre-revolutionary historiography. Sh. Nogmov's first biographer was his publisher A.P. Bergers, largely determined the further direction of the study of this issue. But the development of the problems planned by Bergers fully began only in the 1940s. The authors identified the main directions in the development of the study devoted to Sh. Nogmov: biographical, philological, folklore, historical, socio-political and educational. In the framework of historical area, the source base study of "The History of the Adyghe People" is allocated. Within each direction, the most developed problems and issues requiring further study are identified. Controversial are, for example, such issues as the attitude of Sh. Nogmov to Christianity, the fact of his acquaintance with A.S. Pushkin and M.Yu. Lermontov. The researchers who have made the greatest contribution to the development of this direction are also indicated. The authors emphasize that the generalization of such a number of publications, of course, is conditional. Many studies are difficult to attribute to only one of the highlighted areas, most often they cover several of them or even all. In addition, the analysis of the historiographical review undertaken by S.N. Zhemukhov is given. He distinguishes memoir, historical, philological, critical and philosophical directions. The authors of this article emphasize that the allocation of the memoir direction by S.N. Zhemukhov is not sufficiently justified. The creators of the memoirs did not set the goal to study personality and views of Sh.B. Nogmov, they recorded their impressions and reflections, so the memoirs are only one source of Sh.B. Nogmov's research, but not one of directions of its development.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ш. НОГМОВА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 930(091):808.1Ногмов ББК 63.1(470.621) Х 20

Е.М. Харитонов,

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, тел.: +79183886146, e-mail: [email protected]

С.Я. Кошокова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, тел.: +79064381866, e-mail: [email protected]

ИСТОРИОГРАФИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ш. НОГМОВА: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. К настоящему времени существует достаточно много исследований, посвященных жизни и творчеству первого адыгского историка Ш. Ногмова. Творчество и деятельность его были многогранными, поэтому изучаются специалистами разных научных направлений. Данная статья представляет общий обзор опыта изучения жизни и творчества Ш. Ногмова. Отмечается, что начало изучению было положено еще в дореволюционной историографии. Первым биографом Ш. Ногмова стал его издатель Ад. Берже, во многом определивший дальнейшие направления изучения этого вопроса. Но разработка намеченных Ад. Берже проблем полноценно началась только с 40-х гг. ХХ в. Авторами выделены основные направления развития ногмоведения: биографическое, филологическое, фольклорное, историческое, социально-политическое и просветительское. В рамках исторического направления дополнительно выделяется изучение источниковой базы «Истории адыхейского народа». Внутри каждого направления выявляются наиболее разработанные проблемы и вопросы, требующие дальнейшей проработки. Спорными остаются, например, такие вопросы, как отношение Ш. Ногмова к христианству, факт его знакомства с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Также указываются исследователи, которые внесли наибольший вклад в разработку конкретного направления. Авторы подчеркивают, что обобщение такого количества публикаций, конечно, является условным. Многие исследования трудно отнести только к одной из выделенных областей, чаще всего они охватывают несколько из них или даже все. Кроме этого, дается анализ историографического обзора, предпринятого С.Н. Жемуховым. Он выделяет мемуарное, историческое, филологическое, критическое и философское направления. Авторы данной статьи подчеркивают, что выделение мемуарного направления С.Н. Жемуховым недостаточно обосновано. Создатели мемуаров не ставили перед собой цели изучения личности и взглядов Ш.Б. Ногмова, они фиксировали свои впечатления и размышления, поэтому мемуары являются лишь одним из источников ногмоведения, но не одним из направлений его развития. Ключевые слова: Ш. Ногмов, творчество, историография, исследование, анализ.

E.M. Kharitonov,

Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of History and Political Science, Kuban State Agricultural University named after I.T. Trubilin, Krasnodar,ph.: +79183886146, e-mail: [email protected]

S.Ya. Koshokova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agricultural University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, ph.: +79064381866, e-mail: [email protected]

HISTORIOGRAPHY OF LIFE AND CREATIVITY OF SH. NOGMOV: BASIC VECTORS OF DEVELOPMENT

Abstract. To date, there are many studies devoted to the life and work of the first Adyghe historian Sh. Nogmov. His creativity and activities are multifaceted, therefore they are studied by specialists of different sciences. This article presents an overview of the experience of studying the life and work of Sh. Nogmov. The beginning of the study is noted to be laid in pre-revolutionary historiography. Sh. Nogmov's first biographer was his publisher A.P. Bergers, largely determined the further direction of the study of this issue. But the development of the problems planned by Bergers fully began only in the 1940s. The authors identified the main directions in the development of the study devoted to Sh. Nogmov: biographical, philological, folklore, historical, socio-political and educational. In the framework of historical area, the source base study of "The History of the Adyghe People" is allocated. Within each direction, the most developed problems and issues requiring further study are identified. Controversial are, for example, such issues as the attitude of Sh. Nogmov to Christianity, the fact of his acquaintance with A.S. Pushkin and M.Yu. Lermontov. The researchers who have made the greatest contribution to the development of this direction are also indicated. The authors emphasize that the generalization of such a number of publications, of course, is conditional. Many studies are difficult to attribute to only one of the highlighted areas, most often they cover several of them or even all. In addition, the analysis of the historiographical review undertaken by S.N. Zhemukhov is given. He distinguishes memoir, historical, philological, critical and philosophical directions. The authors of this article emphasize that the allocation of the memoir direction by S.N. Zhemukhov is not sufficiently justified. The creators of the memoirs did not set the goal to study personality and views of Sh.B. Nogmov, they recorded their impressions and reflections, so the memoirs are only one source of Sh.B. Nogmov's research, but not one of directions of its development.

Keywords: Sh. Nogmov, creativity, historiography, research, analysis.

Жизнь и творчество Ш. Ногмо-ва активно изучались представителями различных научных направлений. В адыгской историографии закрепилось такое понятие, как ног-моведение. Существующие исследования по этой теме уже сами по себе требуют осмысления и систематизации. Такие попытки уже предпринимались (о чем будет сказано ниже), но тема настолько многогранна, что открывает возможности для различных подходов к ее изучению и систематизации. В данной статье предлагается еще один возможный вариант систематизации историографии ногмоведения.

Начало традиции изучения жизни и творчества Ш. Ногмова было

заложено в дореволюционной историографии. Вполне естественно, что в первую очередь исследователи обратились к биографии Ш. Ногмова. Первым биографом С. Ногмова стал его издатель Ад. Берже [1]. Краткое биографическое эссе, написанное Ад. Берже, дает представление об основных этапах его жизни, освещает вопросы происхождения, образования, профессиональной деятельности, военной службы, знания языков, науки, состава семьи, оставшейся после смерти Ш. Ногмова, имеющиеся в кабардинской среде данные о знакомстве с Пушкиным. Эти сведения считаются достоверными и закрепились в научной литературе. Можно сказать, что это

Ад. Берже определил общие контуры проблем, связанных с изучением биографии Ш. Ногмова.

Разработка намеченных Ад. Берже проблем полноценно началась только с 40-х гг. ХХ в. В 1944 г. исполнилось 100 лет со дня смерти Ш. Ногмова. К этой дате в Нальчике была проведена научная конференция и опубликован сборник статей, посвященный жизни и творчеству Ш. Ногмова. Это, а также переиздание через три года «Истории ады-хейского народа» [2], способствовало повышению интереса к личности и творчеству Ш. Ногмова. Началось более активное изучение его биографии и творчества. Можно выделить таких исследователей, как Г.А. Кокиева [3], Г.Ф. Турчанинов [4], И.В. Тресков [5], В.К. Гарданов [б]. Они разрабатывали биографию Ш. Ногмова и отдельные направления его деятельности. Новый подход к пониманию жизни и деятельности Ш. Ногмова отличает исследование С.Н. Жемухова [7].

Но несмотря на значительный объем накопленного материала, некоторые проблемы остаются спорными. Это такие вопросы, как отношение Ш. Ногмова к христианству, факт его знакомства с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Так ряд исследователей, таких как, например, В.Л. Комарович [8], И.В. Тресков, С.А. Андреев-Кривич [9], высказались в пользу знакомства Ш. Ногмова с великими русскими поэтами. Эти исследования основаны на сопоставлении творчества адыгского ученого и русских поэтов, выявлении возможных параллелей и заимствований, а также на анализе их жизненных вех и возможности нахождения их одновременно в одних и тех же местах. Конечно, эти конструкции очень хрупки и часто противоречивы, документальных подтверждений их знакомствам пока не найдено, поэтому эти факты нельзя считать доказанными, и у некоторых исследователей они находят возражения [10].

История изучения отдельных аспектов творчества Ш. Ногмова также довольно богата. Значительный прогресс был достигнут в филологическом изучении наследия Ш. Ногмова. В 50-е годы Г.Ф. Турчанинов подготовил и издал два тома филологических трудов Ш. Ногмова [11]. Это способствовало появлению исследований этой стороны творчества адыгского деятеля. Помимо Г.Ф. Турчанинова, лингвистическим наследием Ш. Ногмова занимались И.В. Тресков, М.А. Кумахов [12], И.И. Мещанинов[13] и др. Учитывая, что его творчество носит синкретический характер, сочетая в себе черты исторического и литературного произведения, оно было проанализировано с литературной точки зрения. Филологи рассмотрели художественные приемы, использованные в «Истории адыхейского народа», влияние на Ш. Ногмова такого литературного направления, как романтизм, и его роль в зарождении национальной адыгской литературы.

Следующим направлением изучения творчества Ш. Ногмова можно выделить фольклорное. Проблемой фольклора в деятельности Ш. Ногмова занимаются и фольклористы, и филологи, и историки. Фольклористы считают его основателем адыгской фольклористики и изучают его наследие как собирателя и исследователя адыгского фольклора. Филологов интересует художественная интерпретация фольклора Ш. Ногмовым. Историки анализируют использование фольклора в качестве исторического источника. Вокруг этого вопроса достаточно много споров. Ряд авторов считают, что Ш. Ногмов слишком вольно трактовал фольклор, не совсем достоверно делал его переводы и даже привносил в адыгский фольклор сюжеты, в нем отсутствующие. Этими вопросами занимались Л.Г. Лопатинский [14] и В. Миллер [15], Н.С. Трубецкой [16], Г.Ф. Турчанинов [17], Л.И. Лавров [18], И.А. Алиев [19], А.Т. Шор-танов [20], М.Ш. Сакова [21] и др.

Еще одно направление изучения творчества Ш. Ногмова - историческое. В этом контексте была выявлена и проанализирована историческая составляющая «Истории адыхейского народа»: этапы развития адыгского народа, сведения о контактах с другими народами, социальной структуре адыгского общества, составляющих материальной и духовной культуры. Эту информацию можно найти в работах А.-Г. Кешева [22], Г.А. Кокиева, Б.А. Гарданова, А.Т. Шортанова, З.М. Налоева [23] и др. В последних работах круг рассматриваемых в этом контексте проблем расширяется. Так, С.Н. Жемухов посвятил свою монографию изучению философии истории Ш. Ногма [24]. С.Я. Цикушева (Кошокова) провела историографический анализ «Истории адыхейского народа», уделяя особое внимание пониманию Ш. Ногмовым таких аспектов исторического развития, как движущие силы истории, историческое время, историческое пространство [25], а также научных методов, которые используются в «Истории адыхей-ского народа» [26].

В рамках исторического направления можно выделить изучение источниковой базы «Истории ады-хейского народа». Впервые эта тема была затронута П.Г. Бутковым, который указал на заимствования у Н.М. Карамзина [27]. Упомянул об этих фактах и А.Г. Кешев. В советское время этой проблемой занимались Б.А. Гарданов и А.Т. Шорта-нов, в постсоветское - Б.М. Бук [28], С.Я. Кошокова [29]. Исследованы заимствования у Н.М. Карамзина и мотивы, побудившие Ш. Ногмова прибегнуть к этим заимствованиям. Выявлены и другие историографические источники, в том числе греческие, грузинские, арабские и турецкие. Анализируется использование фольклора Ш. Ногмовым в качестве исторического источника.

Особой группой является изучение общественно-политических и

просветительских взглядов первого адыгского историка. Этими вопросами занимались Ю.С. Кимов [30], Б.Х. Цавкилов [31], Т.Х. Кумыков, Р.У. Туганов [32] и др. Исследование этих вопросов основано не только на изучении творчества Ш. Ногмова, но и фактах его биографии.

В одной из последних книг, посвященных Ш. Ногмову, ее автор С.Н. Жемухов определил основные тенденции, преобладающие в ногмоведении. Он выделяет мемуарное, историческое, филологическое, критическое и философское направления. В перечисленных направлениях определенные вопросы вызывает мемуарное. С.Н. Жемухов пишет: «Может показаться, что подобные записи можно назвать ног-моведением лишь с известной долей условности. Тем не менее, нельзя отрицать, что эти мемуаристы внимательно изучали личность и взгляды Ш.Б. Ногмова» [33; 191]. На наш взгляд, выделение мемуарного направления недостаточно обосновано. Авторы мемуаров не ставили перед собой цели изучения личности и взглядов Ш.Б. Ногмова, они фиксировали свои впечатления и размышления, поэтому мемуары являются лишь одним из источников ногмове-дения, но не одним из направлений его развития.

С.Н. Жемухов оговаривает, что названия направлений вполне условны и историография ногмоведения может быть исследована на основе других принципов. Конечно, любое обобщение такого количества публикаций будет условным. Многие исследования трудно отнести только к одной из этих областей, чаще всего они охватывают несколько из них или даже все. В данной статье мы предлагаем несколько иной подход к определению направлений исследований в ногмоведении. Накопленные материалы по этому вопросу были условно разделены на биографическое, филологическое, фольклорное, историческое, социально-политическое и просветительское направления.

Примечания:

1. Берже Ад. Краткий биографический очерк Шора-Бекмурзина-Ногмова // Ногмов Ш. История атыхейского народа. Тифлис, 1861.

2. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик: Кабгосиздат, 1947. 160 с.

3. Кокиев Г.А. Ш.Б. Ногмов - выдающийся кабардинский ученый и просветитель: К столетию со дня смерти. (1844-1944). Нальчик: Кабгосиздат, 1944. 39 с.

4. Турчанинов Г.Ф. О жизни и деятельности Шоры Ногмова (1801-1844) // Шора Ногмов (1844-1944): Сборник документаций и статей к столетию со дня смерти. Нальчик: Кабгосиздат, 1944. С. 20-45; Его же. Летописный Редедя и черкесское «Редадэ» // Ученые записки. Нальчик: Кабгосиздат, 1947. С. 237-247 и др.

5. Тресков И.В. Летопись жизни и творчества Ш.Б. Ногмова // Ученые записки КБНИИ. Нальчик, 1958. Т. 14. С.379-400 и др.

6. Гарданов Б.А. К биографии Ш.Б Ногмова // Ученые записки. Т. 1. Нальчик: Кабгосиздат, 1946. С. 315-339 и др.

7. Жемухов С.Н. Жизнь Шоры Ногма. Нальчик: Эльбрус, 2002. 192 с.

8. Комарович В.Л. Вторая кавказская поэма Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. Т. 6. С. 211-234.

9. Андреев-Кривич С.А. М.Ю. Лермонтов и Кабардино-Балкария. Нальчик: Эльбрус, 1979. С. 63. 208 с.

10. Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 176 с.

11. Ногма Ш.Б. Филологические труды. В 2 т. Нальчик: Кабард. кн. изд-во, 1956.

12. Кумахов М.А. О лингвистическом наследии адыгских просветителей // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале ХХ в. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 88-93.

13. Мещанинов И.И. Филологические труды выдающегося просветителя кабардинского народа Ш.Б. Ногма // Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик: Кабард.-Балкар. ин-т истории, филологии и экономики, 1982. С. 12-16.

14. Лопатинский Л.Г. Заметки о народе адыге вообще и кабардинцах в частности // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XII. Тифлис, 1891. С. 1-10.

15. Миллер В. Рецензия на «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Вып. XII // Журнал Министерства народного просвещения, 1891, ч. 277. сентябрь. С. 204-215.

16. Трубецкой Н.С. Редедя на Кавказе // Этнографическое обозрение. 1911. № 2. С. 229-238.

17. Турчанинов Г.Ф. Летописный Редедя и черкесское «Редадэ» // Ученые записки. Нальчик: Кабард. кн. изд-во, 1947. С. 237-247.

18. Лавров Л.И. Об интерпретации Ш.Б. Ногмовым кабардинского фольклора // Советская этнография. 1969. № 2. С. 136-141 и др.

19. Алиева А.И. Деятели адыгской культуры и возникновение адыгской фольклористики // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале ХХ в. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 193-206.

20. Шортанов А.Т. Ногмов как фольклорист и историк // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале ХХ в. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 63-75.

21. Шакова М.Ш. Генетическая связь адыгской литературы XIX века с национальным фольклором // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1995. Вып. 9. С. 203-217 и др.

22. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин Ногмовым // Кавказский календарь за 1862 г.

23. Налоев З.М. К определению жанра ногмовской «Истории...» // Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978. С. 132-141.

24. Жемухов С.Н. Философия истории Шоры Ногма. Нальчик: Эльбрус, 2007. 228 с.

25. Цикушева С.Я. Становление адыгской историографии (первая половина XIX в.): Ш. Ногмов и Хан-Гирей. - Майкоп: ООО «Аякс», 2008. 152 с.

26. Хоружая С.В., Кошокова С.Я. Научные методы исследования в работах Ш. Ногмова и Хан-Гирея // Общество: философия, история, культура. 2017. № 6. С. 58-60.

27. Бутков П.Г. Вести черкеса о князьях русских Святославе и Мстиславе // Северная пчела. СПб, 1850. 5 мая, № 99. С. 595-596.

28. Боук Б.М. Заимствования из Карамзина в «Истории адыгейского народа» Ш.Б. Ногмова // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 год: Материалы научно-практической конференции. Краснодар, 1997. С. 66-70.

29. Кошокова С.Я. Еще раз о заимствованиях из Н.М. Карамзина в «Истории адыхейского народа» Ш. Ногмова // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2016. № 2 (6). С. 29.

30. Кимов Ю.С. Просветительские идеи Ш.Б. Ногмова // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале ХХ в. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 50-62.

31. Цавкилов Б.Х. К вопросу об общественно-политических взглядах Шоры Ногмова // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале ХХ в. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 40-49.

32. Туганов Р.У. История общественной мысли кабардинского народа в первой половине XIX века. Нальчик: Эль-фа, 1998. 383 с.

33. Жемухов С.Н. Философия истории Шоры Ногма. Нальчик: Эльбрус. 228 с.

References:

1. Berge Ad. A short biographical sketch of Shora-Bekmurzin-Nogmov // Nogmov Sh. History of the Atykhey people. Tiflis, 1861.

2. Nogmov Sh.B. History of the Atykhey people. Nalchik: Kabgosizdat, 1947. 160 pp.

3. Kokiev G.A.Sh. B. Nogmov - an outstanding Kabardian scientist and educator: On the centenary of his death. (1844-1944). Nalchik: Kabgosizdat, 1944. 39 pp.

4. Turchaninov G.F. On life and work of Shora Nogmov (1801-1844) // Shora Nogmov (1844-1944): Collection of documents and articles to the centenary of death. Nalchik: Kabgosizdat, 1944. P. 20-45; By the same author. Chronicle Rededya and Circassian "Redade" // Scientific Notes. Nalchik: Kabgosizdat, 1947, P. 237-247, etc.

5. Treskov I.V. Chronicle of the life and work of Sh.B. Nogmov // Scientific Notes of KBNII. Nalchik, 1958. Vol. 14. P. 379-400, etc.

6. Gardanov B.A. On the biography of Sh.B. Nogmov // Scientific Notes. Vol. 1. Nalchik: Kabgosizdat, 1946. P. 315-339, etc.

7. Zhemukhov S.N. Life of Shora Nogma. Nalchik: Elbrus, 2002. 192 pp.

8. Komarovich V.L. The second Caucasian poem by Pushkin // Annals of Pushkin Commission. M.; Leningrad, 1941, Vol. 6, P. 211-234.

9. Andreev-Krivich S.A. M.Yu. Lermontov and Kabardino-Balkaria. Nalchik: Elbrus, 1979. P. 63. 208 pp.

10. Kumykov T.Kh. Culture and socio-political thought of Kabarda of the first half of the 19th century. Nalchik: Elbrus, 1991. 176 pp.

11. Nogma Sh. B. Philological works. In 2 volumes. Nalchik: Kabardian Publishing house, 1956.

12. Kumakhov M.A. On the linguistic heritage of the Adyghe enlighteners // Social and political thought of the Adyghes, Balkars and Karachays in the 19th - early 20th century. Nalchik: Elbrus, 1976. P. 88-93.

13. Meshchaninov I.I. Philological works of the outstanding educator of the Kabardian people Sh.B. Nogma // Problems of Caucasian Philology and History.

Nalchik: Kabard.-Balkar Institute of History, Philology and Economics, 1982. P. 12-16.

14. Lopatinsky L.G. Notes on the Adyge people in general and the Kabardians in particular // Collection of materials for the description of localities and tribes of the Caucasus. Iss. XII. Tiflis, 1891, P. 1-10.

15. Miller V. Review of the "Collection of materials for the description of localities and tribes of the Caucasus." Iss. XII // Journal of the Ministry of Public Education, 1891, Part 277. September. P. 204-215.

16. Trubetskoy N.S. Rededya in the Caucasus // Ethnographic Review. 1911. No. 2. P. 229-238.

17. Turchaninov G.F. Chronicle Rededya and Circassian "Redade" // Scientific Notes. Nalchik: Kabardian Publishing house, 1947, P. 237-247.

18. Lavrov L.I. On Sh.B. Nogmov's interpretation of Kabardian folklore // Soviet Ethnography. 1969. No. 2. P. 136-141, etc.

19. Alieva A.I. Figures of the Adyghe culture and the emergence of the Adyghe folklore // Social and political thought of the Adyghes, Balkars and Karachays in the 19th - early 20th centuries. Nalchik: Elbrus, 1976. P. 193-206.

20. Shortanov A.T. Nogmov as a folklorist and historian // Social and political thought of the Adyghes, Balkars and Karachays in the 19th - early 20th centuries. Nalchik: Elbrus, 1976. P. 63-75.

21. Shakova M.Sh. Genetic connection of the Adyghe literature of the 19th century with national folklore // Problems of the Adyghe literature and folklore. Maikop, 1995. Iss. 9. P. 203-217, etc.

22. Kalambiy (Adyl-Girey Keshev). History of the Adyghe people, compiled according to the legends of the Kabardians by Shora-Bekmurzin Nogmov // Caucasian calendar for 1862.

23. Naloev Z.M. On the definition of the genre of Nogma's "History ..." // Naloev Z.M. From the history of culture of the Adyghes. Nalchik: Elbrus, 1978. P. 132-141.

24. Zhemukhov S.N. Philosophy of history of Shora Nogma. Nalchik: Elbrus, 2007. 228 pp.

25. Tsikusheva S.Ya. Formation of the Adyghe historiography (the first half of the 19th century): Sh. Nogmov and Khan-Girey. Maikop: OOO Ayaks, 2008. 152 pp.

26. Khoruzhaya S.V., Koshokova S.Ya. Scientific research methods in the works of Sh. Nogmov and Khan-Girey // Society: philosophy, history, culture. 2017. No. 6. P. 58-60.

27. Butkov P.G. News of the Circassian about the Russian princes Svyatoslav and Mstislav // Severnaya Pchela. SPb., 1850. May 5, No. 99. P. 595-596.

28. Bouk B.M. Borrowings from Karamzin in the "History of the Adyghe people" by Sh.B. Nogmov // Results of folklore and ethnographic studies of ethnic cultures of the Kuban area for 1996: Materials of a scientific and practical conference. Krasnodar, 1997. P. 66-70.

29. Koshokova S.Ya. Once again about borrowing from N.M. Karamzin in the "History of the Adykhey people" by Sh. Nogmov // Bulletin of Krasnodar State Institute of Culture. 2016. No. 2 (6). P. 29.

30. Kimov Yu.S. Educational ideas of Sh.B. Nogmov // Social and political thought of the Adyghes, Balkars and Karachays in the 19th - early 20th centuries. Nalchik: Elbrus, 1976. P. 50-62.

31. Tsavkilov B.Kh. On the problem of Shora Nogmov's socio-political views // Social and political thought of the Adyghes, Balkars and Karachays in the 19th - early 20th centuries. Nalchik: Elbrus, 1976. P. 40-49.

32. Tuganov R.U. History of the social thought of the Kabardian people in the first half of the 19th century. Nalchik: El-fa, 1998. 383 pp.

33. Zhemukhov S.N. Philosophy of history of Shora Nogma. Nalchik: Elbrus. 228 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.