Научная статья на тему 'ШОРА НОГМОВ И РАЙОН ПЯТИГОРЬЯ: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ КАБАРДИНСКИХ СЕЛЕНИЙ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В'

ШОРА НОГМОВ И РАЙОН ПЯТИГОРЬЯ: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ КАБАРДИНСКИХ СЕЛЕНИЙ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / КОНЕЦ XVIII - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX В / ПЯТИГОРЬЕ / РАЙОН КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД / ШОРА НОГМОВ / БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / КАБАРДИНСКИЕ СЕЛЕНИЯ / NORTH CAUCASUS / THE LATE 18TH - THE FIRST THIRD OF THE 19TH CENTURY / PYATIGORYE / CAUCASIAN MINERAL WATERS REGION / SHORA NOGMOV / BIOGRAPHICAL DATA / KABARDIAN VILLAGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фоменко Владимир Александрович

В статье рассмотрена часть биографии известного кабардинского историка Шоры Ногмова, связанная с районом Пятигорья (регион Кавказских Минеральных Вод). Этот аспект ногмоведения анализируется впервые. Сделана попытка определения места расположения кабардинского селения Атажукино на р. Юце, где родился Шора Ногмов. Конкретизированы данные о проживании Ш. Ногмова в Хаджи-ауле у подножия горы Бештау. Хаджи-аул кратко характеризуется по имеющимся письменным данным и археологическим источникам. Приводятся некоторые данные о соседних селениях (Кошев, Росламбек-аул, Кармово, Бекмурзин, Каррас, Султановский и др.), в которых, вероятно, бывал Ш. Ногмов. Автор приходит к выводу о том, что жизнь адыгского историка Ш. Ногмова связана с конкретными историко-археологическими памятниками (остатками селения Атажукино на р. Юце, Хаджи-аула у горы Бештау, селения Кошева и др.). В работе содержатся практические рекомендации по вопросам сохранения и использования некоторых историко-культурных памятников региона Кавказских Минеральных Вод. Статья дополнена иллюстрациями (картой, схемой и фотографиями), имеющими самостоятельное научное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHORA NOGMOV AND PYATIGORYE REGION: LITTLE-KNOWN INFORMATION ON THE LIFE OF KABARDIAN VILLAGES IN THE LATE 18TH - THE FIRST THIRD OF THE 19TH CENTURIES

The study examines the part of the biography of the famous Kabardian historian Shora Nogmov related to Pyatigorye region (Caucasus Mineral Waters region). This aspect of Nogmov Studies is analyzed for the first time. An attempt was made to determine the location of the Kabardian village Atazhukino on the Yutsa River, where Shora Nogmov was born. The details of Sh. Nogmov’s residence in Khadzhi-aul at the foot of Mount Beshtau are specified. Khadzhi-aul is briefly described according to available written data and archaeological sources. Some information is given on neighbouring villages (Koshev, Roslambek-aul, Karmovo, Bekmurzin, Karras, Sultanovsky, etc.), which Sh. Nogmov probably visited. The author comes to the conclusion that the life of Adyghe historian Sh. Nogmov is connected to concrete historical and archaeological monuments (remains of Atazhukino village on the Yutsa River, Khadzhi-aul near Beshtau Mountain, Koshev village, etc.). The work contains practical recommendations on the preservation and use of some historical and cultural monuments of Caucasus Mineral Waters region. The article is supplemented by illustrations (a map, a diagram and photographs) of independent scientific value.

Текст научной работы на тему «ШОРА НОГМОВ И РАЙОН ПЯТИГОРЬЯ: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ КАБАРДИНСКИХ СЕЛЕНИЙ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В»

УДК 94(470.638/.64)

Фоменко Владимир Александрович

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора древней истории и археологии Института гуманитарных исследований - филиала Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук

ШОРА НОГМОВ И РАЙОН ПЯТИГОРЬЯ: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ КАБАРДИНСКИХ СЕЛЕНИЙ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В.

Fomenko Vladimir Aleksandrovich

PhD in History, Associate Professor, Senior Research Fellow, Ancient History and Archeology Sector, Institute for the Humanities Research, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

SHORA NOGMOV AND PYATIGORYE REGION: LITTLE-KNOWN INFORMATION ON THE LIFE OF KABARDIAN VILLAGES IN THE LATE 18th - THE FIRST THIRD OF THE 19th CENTURIES

Аннотация:

В статье рассмотрена часть биографии известного кабардинского историка Шоры Ногмова, связанная с районом Пятигорья (регион Кавказских Минеральных Вод). Этот аспект ногмоведения анализируется впервые. Сделана попытка определения места расположения кабардинского селения Атажукино на р. Юце, где родился Шора Ногмов. Конкретизированы данные о проживании Ш. Ног-мова в Хаджи-ауле у подножия горы Бештау. Хаджи-аул кратко характеризуется по имеющимся письменным данным и археологическим источникам. Приводятся некоторые данные о соседних селениях (Кошев, Росламбек-аул, Кармово, Бекмурзин, Каррас, Султановский и др.), в которых, вероятно, бывал Ш. Ногмов. Автор приходит к выводу о том, что жизнь адыгского историка Ш. Ногмова связана с конкретными историко-ар-хеологическими памятниками (остатками селения Атажукино на р. Юце, Хаджи-аула у горы Бештау, селения Кошева и др.). В работе содержатся практические рекомендации по вопросам сохранения и использования некоторых историко-культурных памятников региона Кавказских Минеральных Вод. Статья дополнена иллюстрациями (картой, схемой и фотографиями), имеющими самостоятельное научное значение.

Ключевые слова:

Северный Кавказ, конец XVIII - первая треть XIX в., Пятигорье, район Кавказских Минеральных Вод, Шора Ногмов, биографические данные, кабардинские селения.

Summary:

The study examines the part of the biography of the famous Kabardian historian Shora Nogmov related to Py-atigorye region (Caucasus Mineral Waters region). This aspect of Nogmov Studies is analyzed for the first time. An attempt was made to determine the location of the Kabardian village Atazhukino on the Yutsa River, where Shora Nogmov was born. The details of Sh. Nogmov's residence in Khadzhi-aul at the foot of Mount Beshtau are specified. Khadzhi-aul is briefly described according to available written data and archaeological sources. Some information is given on neighbouring villages (Koshev, Roslambek-aul, Karmovo, Bekmur-zin, Karras, Sultanovsky, etc.), which Sh. Nogmov probably visited. The author comes to the conclusion that the life of Adyghe historian Sh. Nogmov is connected to concrete historical and archaeological monuments (remains of Atazhukino village on the Yutsa River, Kha-dzhi-aul near Beshtau Mountain, Koshev village, etc.). The work contains practical recommendations on the preservation and use of some historical and cultural monuments of Caucasus Mineral Waters region. The article is supplemented by illustrations (a map, a diagram and photographs) of independent scientific value.

Keywords:

North Caucasus, the late 18th - the first third of the 19th century, Pyatigorye, Caucasian Mineral Waters region, Shora Nogmov, biographical data, Kabardian villages.

Жизни, творчеству и наследию одного из адыгских просветителей Шоры Ногмова посвящено множество научных и научно-популярных работ [1]. Однако некоторые части биографии этого выдающегося человека остаются малоизученными. Рассмотрим сохранившиеся сведения о жизни Ш.Б. Ногмова в кабардинских селениях Пятигорья.

По данным известного исследователя А.П. Берже, Ш.Б. Ногмов появился на свет в ауле на речке Джуце (Джуца и Юца (на ногайском йети су - 'семь речек') - два варианта названия речек, двух гор и окружающей местности) [2, с. 50]. Согласно карте 1842 г., Атажукин-аул располагался к югу от нынешнего Пятигорска на берегу р. Юцы. Об этом писал местный краевед А.П. Рунич [3]. Владельцем селения соответственно был представитель кабардинской княжеской фамилии Ата-жукин (искаженное от Хьэт1охъущокъуэ). Вполне вероятно, что Адольф Петрович Берже, говоря о родине Ш.Б. Ногмова, имел в виду именно это селение. Внешние следы старинных развалин в данной местности в наши дни отсутствуют (рисунок 1).

Рисунок 1 - Северное подножие горы Юца. Место расположения селения Атажукино

Однако в 1994 г. при строительстве нового моста через р. Юцу была разрушена часть кладбища Атажукина-аула. Эти разрушения осмотрел археолог Р.Р. Рудницкий [4, с. 27-28]. Могилы не имели наземных признаков. Трупоположения с западной ориентировкой костяка находились в могилах с небольшим подбоем, что характерно для исламского погребального обряда [5, с. 26-27].

Кабардинское поселение у северного подножия горы Юца существовало очень давно. Об этом свидетельствует наличие здесь позднесредневекового курганного могильника ХУ-ХУН вв. Краевед Н.М. Егоров 24 октября 1935 г. составил его краткое описание: «В южной части могильника высится большой курган высотой около 3 м и окружностью 95 шагов. К северу от этого кургана расположено 23 небольших курганчика. 3 из них покрыты сверху камнем (некрупным) и булыжником» [6, с. 14]. В том же году Николай Михайлович Егоров и его помощник Андрей Петрович Рунич раскопали здесь два небольших старокабардинских кургана [7, с. 14].

В начале XIX в. в результате военных действий и эпидемий большая часть кабардинского населения покинула район Пятигорья. Видимо, на время опустел и аул на р. Юце. Об этом сказано в очерке А.П. Берже [8, с. 50]. В 1842 г. на военной карте кабардинское селение Атажукино снова располагается у горы Юца [9]. Однако политика военной администрации не способствовала существованию близ Пятигорска аулов коренного населения. Потому селение Атажукино вряд ли существовало здесь до конца XIX в. В 1861 г., составляя биографию Ш. Ногмова, А.П. Берже обязательно упомянул бы это селение. Интересно, что на американской карте 1944 г. у горы Юца обозначено селение Атажукино (рисунок 2). Картографами в данном случае, вероятно, были использованы исторические данные или сведения из карт XIX в.

Таким образом, местом рождения Ш. Б. Ногмова, скорее всего, было селение Атажукино, названное А.П. Берже аулом Ногмова [10, с. 50]. Важно также отметить стремление кабардинцев на протяжении столетий жить у подножия горы Юца. Возможно, этому способствовал расположенный здесь мощный источник качественной питьевой воды, до сих пор использующийся для водоснабжения Пятигорска. Кроме того, в верховьях р. Юцы и ее притоков расположены прекрасные пастбища.

Еще одним местом проживания Ш.Б. Ногмова был Хаджи-аул (Хьэжыхьэблэ) у горы Бештау [11, с. 37]. Это селение было основано на восточном подножии Бештау у начала ручья Гремучка в 1810 г. сыном кабардинского князя Темрюк-Хаджи Атажукина (ХьэтОхьущокьуэ) Измаил-беем и существовало здесь около двух десятков лет. Согласно гипотезе историка Р.У. Туганова, некоторые из хаджиаульцев жили раньше у крепости Хаджи-кале близ устья Малого Зеленчука [12].

Рисунок 2 - Фрагмент карты 1944 г. с указанием селения Атажукино у горы Юца

Филолог и историк Г.Ф. Турчанинов писал: «Это очень сложный интернациональный аул... назывался... на кабардинском - Хажихабла. Этот аул Хажихабла положил основу и развил... интереснейший хажихаблинский акцент кабардинского языка» [13, с. 23].

Интересные, но противоречивые сведения по истории Хаджи-аула, его жителей, в том числе Шоры Ногмова, содержатся в статье краеведа Амурбия Афаунова, жившего в селении Малка. Статья была написана в 1960 г. и основана главным образом на рассказах людей старших поколений и собственных воспоминаниях автора [14]. А. Афаунов писал о происхождении хажи-хаблинских родов. К ним краевед относил дворянский род Аджиевых, а также роды Хажногоевых, Хурановых, Машуковых [15, с. 187].

Отец Амурбия Афаунова Дзу Алиевич был опекуном прямых потомков Ш. Ногмова - Биже-вых, не унаследовавших известную фамилию. Многие семейные реликвии Ногмовых: золотые часы, кинжал с надписью Шоры Ногмова и т. д. - находились дома у Д.А. Афаунова в селении Малка. По сведениям Амурбия Афаунова, здесь хранился также кремневый пистолет Шоры Ногмова, подаренный Шомахо Хажногоеву. Этот пистолет А. Афаунову передал Асланби Хажно-гоев - внук Шомахо Казиевича. Ш.К. Хажногоев был старшим чабаном (лэгъупэжь), в его отаре находились овцы Ш. Ногмова. Кош Шомахо Хажногоева стоял на ручье Жамукоко (очевидно, речь идет о правом притоке Кумы - небольшой речке Джемухе) у Хажихабла под горой Бештау. Однажды ночью волки напали на отару и порвали нескольких овец. Этим событием и был вызван приезд Шоры, который подарил пистолет Шомахо.

На основании приведенных им фактов А. Афаунов подчеркивал, что по кабардинским обычаям Шора Ногмов считался сельчанином (жителем. - Примеч. авт.) Хажихабла, а потомки Ш. Ногмова - хажихаблинским родом [16, с. 190-192].

Необходимо сказать, что появлению Хаджи-аула у восточного подножия горы Бештау предшествовала история селения Каррас (название происходит от тюркского гидронима кара су ('темная' или 'родниковая вода') [17, с. 41]. Образование аула Каррас обусловлено переселением в 1787-1790 гг. закубанских абазин и ногайцев, принятием ими российского подданства и получением земли у Бештовых гор в собственность. Численность населения Карраса в 1802 г. была более 500 человек. Части (кварталы) этого селения располагались у ручья Гремучка до 1807 г. С 1802 г. в Каррасе в домах для гостей проживали миссионеры из Шотландии. По данным одного из колонистов, Каррас населяли татары (ногайцы. - Примеч. авт.), кабардинцы и абазины. Все они подчинялись султанам: Садык-Гирею, Ислам-Гирею и Кобут-Гирею. Учитывая описание Кар-раса, можно предположить, что абазинская и кабардинская его части находились на месте или рядом с будущим Хаджи-аулом [18, с. 4]. Начавшаяся в 1804 г. эпидемия чумы и дизентерии стала основной причиной того, что в 1807 г. местные жители оставили Каррас [19, с. 31-34]. Интересно, что у кубанских ногайцев до сих пор распространена фамилия Карасовы [20, с. 55].

На месте Хаджи-аула во второй половине XIX в. оставались развалины домов и других построек. Камень из них разбирался немецкими колонистами для строительных нужд. Во второй половине 70-х гг. ХХ в. остатки этого селения были уничтожены глубокой распашкой его территории под огороды (рисунок 3).

Рисунок 3 - Остатки Хаджи-аула в лесу у восточного подножия горы Бештау

В последней четверти ХХ в. на месте существовавшего в старину селения Хаджи-аул краеведами были найдены отдельные предметы, относящиеся к началу XIX в. (кумган для намаза, штамп для изготовления или, скорее всего, подделки монет с портретом короля Людовика Х^ [21].

Вполне вероятно, что именно Хаджи-аул запечатлен М.Ю. Лермонтовым под названием аул Бастунджи в одноименном поэтическом произведении. Это предположение основано на совпадении места расположения этих селений между горами Машук и Бештау. В 1825 г., в детском возрасте, поэт был на празднике в этом ауле. Основавшему это селение Измаил-бею М.Ю. Лермонтов посвятил одноименную поэму, написанную в 1832-1833 гг. В ней также содержатся некоторые сведения о жизни местных народов Пятигорья [22, с. 7-71].

Шору Ногмова, проживавшего в Хаджи-ауле, посещали шотландские миссионеры, путешественники, отдыхавшие на Горячих водах (будущий Пятигорск) [23, с. 37, 39-40]. С этим селением у горы Бештау связаны описания скачек, сохранившиеся в ряде мемуаров [24, с. 69-72]. Широкая и довольно ровная просека, соединявшая когда-то Хаджи-аул с колонией Каррас и курортом Горячие воды, сохранилась (рисунок 4) и позволяет предполагать, что именно здесь в 20-х гг. XIX в. проводились скачки.

Романтическое описание Хаджи-аула и изменение его названия в поэме привело к тому, что в наши дни аул Бастунджи воспринимается как реальное название аула, существовавшего на месте нынешнего Пятигорска [25, с. 34].

Примерно в 1829 г. жители Хьэжыхьэблэ ушли из-под горы Бештау и поселились на р. Малке. Селение Малка в досоветское время официально называлось Ашабово или Ашабей. До революции в этом ауле длиной в 8 км по сути дела были два селения: Хьэжыхьэблэ и Ашабей. Земли между ними были разделены, также как и с соседними селениями. Потомки переселенцев из Хаджи-аула (хажиаульцы) в наши дни живут в селениях Каменномостское, Малка, Этоко, Батех и др. [26, с. 189].

Проживая в Хаджи-ауле, Шора Ногмов, несомненно, бывал в соседних кабардинских и ногайских селениях (Кармово, Росламбек-аул, Бекмурзин-аул, Кошев-аул, Султановский) (рисунок 5). Потому кратко их охарактеризуем.

Селение Кармово (Къармэхьэблэ) принадлежало представителям рода Карма - дворянам Атажукинской фамилии. В первой трети XIX в. этот аул в районе Пятигорья несколько раз менял свое расположение. Сохранились документы, где рассказывается о споре ногайцев, в котором свидетелями выступили жители соседних кабардинских аулов Кармово и Хаджиево. В 1819 г.

ногайцы, жившие в селении Бекмурзы Тоганаджиева, находившемся под Бештовой горой у р. Же-муха (вероятно, Бекмурзин-аул. - Примеч. авт.), жаловались на него. Эти люди переселились из селения Ногманова (очевидно, речь идет о соседнем ауле Найманов-Берзен. - Примеч. авт.) и сообщали российским властям, что Б. Тоганаджиев нарушает их свободы, а также что у него скрывались разные разбойники [27, с. 21].

Рисунок 4 - Широкая дорога к Хаджи-аулу. Место предполагаемого проведения скачек

в 20-х гг. XIX в. [28]

В 1827-1829 гг. после поселения ряда казачьих станиц в долине Подкумка (Горячеводской, Ессентукской и др.) селение Кармово вынуждено было удалиться к р. Малке. Согласно документу от 2 апреля 1827 г., «жителям аулов Абезванова, Кармова и Аджиева разрешили остаться на жительстве под Бештоевыми горами до уборки хлеба. После этого обязательно, безоговорочно переселить в Кабарду» [29].

Росламбек-аул обозначен на карте, составленной доктором Киммелем, и находился в лесном массиве на северо-западном подножии горы Бештау в окрестностях современного Железно-водска [30]. Аул этот был основан Арсланбеком, двоюродным братом Измаил-бея, в самом начале XIX столетия, но просуществовал недолго. Жителями аула в основном были кабардинцы. Очевидно, в середине 1810-х гг. они переселились в Кабарду [31]. Развалины Росламбек-аула сохранились до наших дней.

В октябре 1934 г. краевед Н.М. Егоров составил описание старинного кладбища у железнодорожной станции «Змейка» к северу от нынешнего поселка Иноземцево. Судя по карте, это кладбище принадлежало существовавшему еще в 1842 г. аулу Бекмурзин [32]. На некоторых надгробиях Николай Михайлович зафиксировал родовые знаки - тамги.

Кошев-аул располагался вблизи Хаджи-аула. По данным Р.У. Туганова, Шора Ногмов в 1821 г. какое-то время жил в Кошев-ауле [33, с. 40].

Султановский, ногайский аул у впадения р. Суркуль в Куму, сохранился до наших дней на прежнем месте. Название Канглы - позднее название Султановского аула, также как и топоним Сорокоаул. Последнее название, по мнению историка Н. Н. Шабловского, связано с тем, что раньше в этой местности находилось большое число (сорок) селений «бештаусских ногаев». От этих аулов еще до начала ХХ в. сохранялись «кое-где под Бештау и Машуком характерные намогильные магометанские памятники - следы былых поселений» [34, с. 9]. Н.Н. Шабловский

писал, что остатки жителей когда-то многочисленных в данной местности ногайских аулов поселились в ауле Канты [35, с. 9]. По сведениям топонимиста Д.Н. Кокова, предки части ногайцев, живущих в селении Канты, в старину проживали в Кабарде в селении Дударуково [36, с. 47].

Рисунок 5 - Схема расположения населенных пунктов у горы Бештау и в ее окрестностях в 1810-1828 гг.

Таким образом, в настоящей работе показано, что жизнь адыгского историка Ш. Ногмова связана с конкретными историко-археологическими памятниками (остатками селения Атажукина на р. Юце, Хаджи-аула у горы Бештау, селения Кошева и др.). История этих существовавших в старину населенных пунктов интересна и ценна сама по себе, но по ряду причин мало изучена, в том числе и потому, что в настоящее время их территория находится за пределами Кабардино-Балкарии.

Характеристика части биографии Ш.Б. Ногмова, связанной с районом Пятигорья, к сожалению, показывает отсутствие полной и достаточно конкретизированной картины его жизни и деятельности в целом. Связь Шоры Ногмова с населением адыго-абазинских и ногайских аулов конца XVIII - первой трети XIX в., располагавшихся в регионе современных Кавказских Минеральных Вод, была многоаспектной и довольно длительной. Дальнейшее изучение этого вопроса может в перспективе привести к появлению нового направления в историческом ногмоведении.

Территориям селений Aтажукина на р. Юце, Хаджи-аула у подножия Бештау и других адыго-абазинских и ногайских аулов, существовавших во второй половине XVIII - середине XIX в. в районе Пятигорья, необходимо придать статус исторических памятников, определить их границы и обеспечить меры по охране от разрушения. Необходимо также использовать сведения об этих старинных населенных пунктах в учебных пособиях по истории региона Кавказских Минеральных Вод, при создании выставок, музейных экспозиций и разработке экскурсионных маршрутов.

Ссылки и примечания:

1. Гутов AM Шора Ногма и изучение духовной культуры адыгов в XIX - начале XX в. II Вопросы кавказской филологии и истории I отв. ред. PX Гугов. Нальчик, 2004. Вып. 4. С. 5-10 ; Жемухов С.Н. Жизнь Шоры Ногма. Нальчик, 2002. 192 с. ; Ногмов Шора Бекмурзин. К 225-летию со дня рождения (1794-1844) : рекомендательный список литературы [Электронный ресурс] II Научно-библиографический отдел библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Нальчик, 2019. URL: http://lib.kbsu.ru > Files > Doc > Ногмов Ш. (рек список). pdf (дата обращения: 15.05.2020) ; Остахов A.A. История Пятигорья в трудах кабардинского историка Шоры Ногмова (1794-1844) // III Зерновские чтения : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Ессентуки, 2013. С. 105-109 ; Хашхожева PX Шора Ногмов II Aдыгские просветители XIX - начала XX в. Нальчик, 1993. С. 16-24 ; Шора Ногмов (1844-1944) : сборник документации и статей к 100-летию со дня смерти I под ред. Г. Турчанинова, И. Давыдова, A. Дадова. Нальчик, 1944. 87 с. ; Шортанов AT. Ногмов как фольклорист и историк II Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в xIx - начале ХХ в. : материалы конференции (28-29 марта 1974 г.). Нальчик, 1976. С. 63-75.

2. Берже A. Краткий биографический очерк Ш.Б. Ногмова II Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев I подготовка текста проф. Т.Х. Кумыкова. Нальчик, 1994. С. 50-53.

3. Pунич A.^ Поселения прошлого века на Кавминводах II Кавказская здравница. 1978. 22 сентября.

4. Фоменко ВА Пятигорье в XV - середине XVIII в. I под ред. ВА Казначеева. Пятигорск, 2002. 76 с.

5. Батыров УА Похоронный обряд мусульман. Владикавказ, 1997. 102 с.

6. Фоменко ВА Пятигорье... С. 14.

7. Там же. С. 14.

8. Берже A. Указ. соч. С. 50.

9. Pунич A.^ Указ. соч.

10. Берже A. Указ. соч. С. 50.

11. Туганов P^. Новое о старом: несколько замечаний к биографии Шоры Ногмова II Живая старина. 1991. № 1. С. 33-54.

12. Aфаунов A. О местожительстве и потомках Ш.Б. Ногмова Ii Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев I подготовка текста проф. Т.Х. Кумыкова. Нальчик, 1994. С. 184-192 ; Фоменко ВА Крепость Хаджи-кале II ХШ чтения по археологии Средней Кубани I отв. ред. В.Б. Виноградов. Aрмавир, 2006. С. 21-23.

13. Шора Ногмов (1844-1944)... С. 23.

14. Aфаунов A. Указ. соч.

15. Там же. С. 187.

16. Там же. С. 190-192.

17. Топонимика района Кавказских Минеральных Вод : материалы региональной научно-практической конференции. Пятигорск, 1999. 50 с.

18. Дневник наблюдений за природой и записки Aлександра Патерсона II Основные фонды Пятигорского краеведческого музея. № 23696.

19. Краснокутская Л.И. Иноземцево. Страницы истории (1802-2002) : научно-информационное издание. Пятигорск, 2002. 92 с.

20. Керейтов PX Орда пашню пахала на Куме (краткий очерк истории и этнографии кумских ногайцев). Черкесск; Минеральные Воды, 1996. 70 с.

21. Фоменко ВА Штамп с изображением Людовика ХМ с территории Хаджи-аула близ Пятигорска II I Сиротенковские чтения по всеобщей истории I отв. ред. С.Л. Дударев. Aрмавир, 2007. С. 49-151.

22. Aндреев-Кривич СА М.Ю. Лермонтов и Кабардино-Балкария I под ред. С.И. Машинского. Нальчик, 1979. 202 с.

23. Туганов P^. Новое о старом... С. 37, 39-40.

24. Aталиков В.М. Записки двоих русских путешественников о Кабарде в начале XIX в. II Живая старина. 1991. № 1. С. 69-73.

25. Недумов С.И. Лермонтовский Пятигорск I под ред. П.Е. Селегея. Ставрополь, 1974. 310 с.

26. Aфаунов A. Указ. соч. С. 1S9.

27. Кармов PX Карма (об истории рода Кармовых). Нальчик; Пятигорск, 2003. 252 с.

28. Снимок из программы «Google Планета Земля».

29. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 4.

30. Kimmel (docteur). Lettres écrites dans un voyage de Moscou au Caucase: pour servir de guide aux personnes qui se rendent aux eaux de ce pays. Avec une vue et une carte topographique. Moscou, 1S12. VII. 1S7 p. 1 map.

31. Туганов P^. Измаил-Бей: исторический очерк о герое одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Нальчик, 1972. 175 с.

32. Pунич A.^ Указ. соч.

33. Туганов P^. Новое о старом... С. 40.

34. Шабловский Н.Н. Георгиевская старина. Исторические очерки г. Георгиевска Терской области. СПб., 1914. 100 с.

35. Там же. С. 9.

36. Коков Д.Н. Кабардинские географические названия : краткий словарь. Нальчик, 1966. 183 с.

Pедактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.