Научная статья на тему 'М.А. БАКУНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ'

М.А. БАКУНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
Бакунин / анархизм / Грюн / Вагнер / Рейхель / Bakunin / anarchism / Gruen / Wagner / Reichel

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ускова А.С.

Данная работа посвящена личности революционера-анархиста Михаила Александровича Бакунина и его взаимоотношениям с деятелями культуры XIX века. На основе анализа источников и исследовательской литературы показаны период знакомства с тем или иным представителем культуры, дальнейшее общение и роль, которую сыграл М.А. Бакунин в их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.A. BAKUNIN IN THE MEMOIRS OF CULTURAL FIGURES

This work is devoted to the personality of the revolutionary anarchist Mikhail Alexandrovich Bakunin and his relationship with cultural figures of the XIX century. Based on the analysis of sources and research literature, the period of acquaintance with one or another representative of culture, further communication and the role played by M.A. Bakunin in their lives are shown.

Текст научной работы на тему «М.А. БАКУНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 94(47)

Ускова А.С.

магистрант кафедры отечественной средневековой и новой истории Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

(г. Ярославль)

М.А. БАКУНИН В ВОСПОМИНАНИЯХ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: данная работа посвящена личности революционера-анархиста Михаила Александровича Бакунина и его взаимоотношениям с деятелями культуры XIXвека. На основе анализа источников и исследовательской литературы показаны период знакомства с тем или иным представителем культуры, дальнейшее общение и роль, которую сыграл М. А. Бакунин в их жизни.

Ключевые слова: Бакунин, анархизм, Грюн, Вагнер, Рейхель.

Бакунин Михаил Александрович - известный деятель российского международного революционного движения, считается одним из идеологов революционного народничества и панславизма, но более известен как теоретик анархизма. Его фигура привлекала многих современников, некоторые из них были связаны с культурой того времени. Их воспоминания особенно интересны, так как сам Михаил Александрович был далёк от сферы культуры.

Карл Теодор Фердинанд Грюн (1817 - 1887) - немецкий публицист, хоть и был связан с политикой, но оставил после себя и литературное наследие. О Михаиле Александровиче он сохранились воспоминания, опубликованные в 1876. Бакунин и Грюн познакомились в Париже в середине 1840-х годов: «... в Бакунине тогда оставался ещё след изящной барственности, вследствие чего он, по-видимому, не понимал, что человек должен жить трудами рук своих, а думал, наоборот, что «жить» есть нечто такое, что разумеется собою» [2. с. 182].

В следующий раз они встретились только через 20 лет, в Женеве на

конгрессе Лиги мира и свободы в 1867. Удивительно, но Карл узнал своего старого знакомого, которому к тому времени уже многое удалось пережить: «Бакунин был всё тот же, по крайней мере, внутренне, внешне он поседел, одежда не нём была в беспорядке, высокий стан сломлен, рот без зубов, речь большей частью непонятна. Но в остальном он не изменился, больше того -стал ещё сердечнее, благодушнее, внимательнее. Он был и оставался после всех перенесённых им страданий, которые десять раз сокрушили бы всякого другого, только он, гигант, стряхивал с себя бремя рока и каждый раз снова являлся изумлённым друзьям улыбающееся лицо на богатырском торсе» [2. с. 186-187].

Ещё одно важное знакомство произошло весной 1849 в Дрездене, незадолго до майского восстания в Саксонии. «Много лет назад имя его всплыло предо мною с газетных страниц, в сочетании с какими-то с необыкновенными обстоятельствами» [4. с. 106]. Именно так начинает свои воспоминания о революционере Рихард Вагнер (1813 - 1883) - известный на весь мир немецкий композитор, дирижёр и теоретик искусства. Он знал о неутешительной истории с пражским восстанием 1848 года и дальнейших событиях, которые и привели его нового знакомого в Дрезден. «Когда я впервые увидел Бакунина у Рекеля, в ненадежной для него обстановке, меня поразила необыкновенная импозантная внешность этого человека, находившегося тогда в расцвете тридцатилетнего возраста» [4. с. 106].

Революционер и композитор сразу сблизились. Было в их идеалах что-то общее: Бакунин хотел изменить общество, Вагнер - искусство. Хотя, чаще всего, их точки зрения расходились. Вагнер всем сердцем хотел донести до Михаила Александровича задачи нового искусства на своём примере, но чаще всего терпел в этих занятиях поражение. Однажды ситуация изменилась в пользу Вагнера. В один из дней он убедил Бакунина послушать первые сцены «Летучего Голландца» - романтической оперы в трёх актах. Рихард вспоминал, что «страшный человек» вдруг открылся самому себе и композитору с абсолютно другой стороны: «Он слушал музыку внимательнее всех других. А когда я сделал перерыв, он воскликнул: "Как прекрасно!". И

просил играть еще и еще» [4. с. 107].

Вагнер действительно сопереживал ситуации, которая сложилась в жизни Бакунина. Он часто приглашал его на совместные скрытные прогулки и к себе домой, где угощал беглеца ужинами. По саксонским обычаям, есть и пить необходимо аккуратно, с долей скромности и экономии, чего абсолютно не придерживался Михаил Александрович. Рихард видел в нём бескультурного дикаря в сочетании с идеальным человеком: «Мои впечатления от него постоянно колебались между невольным ужасом и непреодолимой симпатией» [4. с. 108]. Вагнер сделал для себя однозначный вывод: опасность Бакунина, которая даже опережала его самого в Европе, вытекала не из практики, а из теории.

В статье «Вагнер и Бакунин» Евгения Максимовича Браудо -российского музыковеда и публициста, подчёркивается, что знакомство и общение Вагнера с Бакуниным нашло отклик в нескольких произведениях композитора и ярко отразилось на автобиографии.

С Адольфом Рейхелем (1817 - 1897) - немецким музыкантом и композитором, Бакунин познакомился в 1842 году. Их дружеские отношения продолжались до самой смерти Михаила Александровича. Рейхель не восторгался идеями, которые продвигал Бакунин, но видел в нём человека образованного, заинтересованного и открытого, которому пришлось столкнуться с изгнанием. Они много путешествовали, некоторое время жили совместно, поэтому именно воспоминания Рейхеля так важны: «... он сумел увлекательной силой своей речи завоевать мою симпатию. был тогда красивым молодым человеком, не мог не производить своим блестяще одарённым умом сильного впечатления на людей.» [5. с. 847]. Музыкант восторгался силой и мужеством своего друга, особенно во время заточения в Европе и России: «Однако же у него хватило сил перенести и превозмочь это тяжёлое испытание страданий и лишений, благодаря гибкости его ума, несмотря на чувствительную потерю здоровья и телесной крепости» [5. с. 852].

Следующая встреча друзей произошла лишь в 1868 году в Берне: «Все

опасности и лишения, каким он подвергся, казалось, не сломили силы его духа и воли, и хотя его внешний вид не имел уже изящества и ловкости артиллериста-гвардейца, но он придавал ему сходство с пророком или реформатором, как мы привыкли видеть их на картинах, я нашёл в нём несокрушимую отвагу и нравственную силу...» [5. с. 852]. Но свидание было недолгим, революционер вновь был затянут восстаниями, кружками и конгрессами.

Бакунин приехал к старым друзьям только в июне 1876. По воспоминаниям Рейхеля, Михаил Александрович всё так же пламенно произносил речи: «Он, говоривший не только хорошо, но и охотно, мог слушать молча по целым часам музыку...» [5. с. 853]. Именно семейство Рейхель позаботилось о Бакунине в его последние дни, а в дальнейшем и похоронном процессе. Адольф, по воспоминаниям, не хотел верить в скорый конец друга, с которым его связывало так много.

Воспоминания современников крайне важны при анализе личности Михаила Александровича. Каждый из них отмечал его стойкость, интерес к жизни, многогранность. Один из современников так говорил о Бакунине: «Это был человек редкой ясности ума и силы воли при импозантной внешности и замечательном красноречии где бы он ни появился, он мгновенно увлекал за собою не только юных энтузиастов, но и зрелых мужей» [3. с. 6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бакунин, М. А. Исповедь [Электронный ресурс] / М. А. Бакунин. Электрон. текстовые дан. М. : Изд-во Азбука-классика, 2010. Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/bd/?b=249060 (дата обращения 31.03.2024);

2. Богучарский, В. Я. Новые материалы о М. А. Бакунине и А. И. Герцене / В. Я. Богучарский, М. О. Гершензон // Голос минувшего. 1913. № 1. С. 182-189;

3. Браудо, Е. Вагнер и Бакунин (К 50-летию со дня смерти Бакунина) / Е. Браудо // Новый зритель. 1926. № 27. С. 6-7;

4. Вагнер, Р. Моя жизнь. Мемуары. / Р. Вагнер. СПб: Изд-во «Грядущий день», 1911. Т. 3, 302 с.;

5. Рейхель, А. Воспоминания немецкого музыканта о М. А. Бакунине / А. Рейхель // Ист. вестник. 1905. № 3. С. 846-853

Uskova A.S.

Yaroslavl State University named after P.G. Demidov (Yaroslavl, Russia)

M.A. BAKUNIN IN THE MEMOIRS OF CULTURAL FIGURES

Abstract: this work is devoted to the personality of the revolutionary anarchist Mikhail Alexandrovich Bakunin and his relationship with cultural figures of the XIX century. Based on the analysis of sources and research literature, the period of acquaintance with one or another representative of culture, further communication and the role played by M. A. Bakunin in their lives are shown.

Keywords: Bakunin, anarchism, Gruen, Wagner, Reichel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.