УДК 796.92: 378
О.В. Мараховская, O.V. Marakhovskaya, e-mail: [email protected]
B.Ф. Красавина, V.F. Krasavina
C.В. Дешевых, S.V. Deshevykh
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ К ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ
SKI TRAINING TO ENHANCE RESISTANCE OF STUDENTS TO CATARRHAL DISEASES
В статье рассматривается вопрос о повышении устойчивости организма студентов к простудным заболеваниям в процессе лыжной подготовки. На основе проведенного педагогического эксперимента.
In the article the problem of students resistance enhancing to catarrhal diseases in the course of ski training on the basis of conducted pedagogical experiment is considered.
Ключевые слова: студенты, лыжная подготовка, утомление дыхатель ной мускулатуры
Keywords: students, skiing training, fatigue of respiratory muscular system
К издержкам современной цивилизации относят: хроническое психо- эмоциональное напряжение и гипокинезию. Это в какой то мере связано со стремительным прогрессом производственных технологий, значительным психологическим напряжением рабочей деятельности в условиях резкого
снижения физической активности, этого главного регулятора состояния здоровья и функций организма, что со всей остротой обнажило дефицит двигательной активности [1].
Все это приводит к возникновению нервных срывов, снижению работоспособности, что находит свое отражение не только в изменениях физического состояния в целом, но и к перенапряжению и усложнению адаптационных процессов.
Вот почему вопрос утраты физической адаптации и формирования рационального двигательного поведения занимает одно из ведущих мест в изучении закономерностей приспособления живых систем к воздействию различных внешнесредовых факторов.
Поскольку от состояния здоровья зависит полнота и интенсивность восполнения заложенных генетически и развиваемых умственных и физических способностей, реализуемых в процессе учебы, то основной целью высших учебных заведений является создание таких условий, при которых поддерживается высокая умственная работоспособность, а также сохраняется и развивается здоровье студентов.
Лыжный спорт - один из самых доступных и массовых видов физического воспитания, а также эффективное средство укрепления здоровья и всестороннего физического развития, который входит в одну из частей базового раздела программы дисциплины «Физическая культура» в вузе.
С другой стороны, лыжная подготовка - специфический вид спортивной и оздоровительной деятельности, требующий высокой координации движений, выносливости, скоростно-силовых возможностей, то есть хорошего уровня физической подготовленности и специального обучения.
Многочисленные исследования показывают, что лыжная подготовка как специализированный процесс физического воспитания, направленный на укрепление здоровья занимающихся, имеет органическую связь с педагогическими, биологическими, социально-психологическими и другими аспектами деятельности студентов [2].
В настоящее время существует две основные формы лыжной подготовки: физкультурно-оздоровительная и спортивная (лыжный спорт). Этот вид деятельности оказывает комплексное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма, вовлекая в работу различные группы мышц. Все это и обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие [3].
Занятия таким циклическим видом спортивной деятельности как (ходьба на лыжах) значительно повышают общую работоспособность организма, способствуют тренировке и совершенствованию механизмов терморегуляции, что повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и оказывает разностороннее влияние на организм занимающихся, а именно на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы [4].
В процессе занятий со студентами нами исследовались функциональные показатели: дыхательной системы - жизненная емкость легких (должная, фактическая и их соотношение); состояние сердечно-сосудистой системы - частота сердечных сокращений (в покое, максимальная и на 5-й минуте восстановления), максимальное потребление кислорода и работоспособность (по мощности выполненной работы).
Состояние аппарата внешнего дыхания и их вентиляционную способность отражает величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ), (таблица 1)
Данный показатель определяет динамику возможностей организма при освоении движений руками во время ходьбы на лыжах и продолжительности пребывания на воздухе, т.е. дозированной нагрузки. При этом особое значение имеет не только определение фактической ЖЕЛ (ФЖЕЛ), но и должной (ДЖЕЛ), соответствующей полу, возрасту, весу каждого испытуемого, и её динамики в процентах.
Как видно из Таблицы 1, показатель ЖЕЛ, а именно фактическая, выявленная у студентов в начале эксперимента составляла в среднем около 4000 мл в экспериментальной и контрольной группах, и достоверно увеличилась в конце эксперимента в экспериментальной группе.
Так, в начале эксперимента соотношение ФЖЕЛ к ДЖЕЛ составило 80% в экспериментальной и контрольной группах, однако в конце исследования этот показатель в экспериментальной группе достоверно увеличился до 93% ф<0,001), в контрольной группе он составил- 82%.
Выявлено также снижение устойчивости к утомлению дыхательной мускулатуры, что свидетельствует о недостаточном развитии костно-мышечного аппарата у студентов.
В конце эксперимента отмечено значительное увеличение возможностей дыхательной мускулатуры у студентов экспериментальной группы. Свидетельством этого явилось увеличение числа студентов с хорошей оценкой.
Таблица 1
Показатели внешнего дыхания студентов общеподготовительных групп (Х±т)
Показатели Период исследования ЭГ (п=50) Р КГ (п=50) Р Р между ЭГ и КГ
ФЖЕЛ, мл 1 3895 ±119 <0,001 3600±115 >0,05 >0,05
2 4750±88,2 4100±61 <0,05
ДЖЕЛ, мл 1 4790±106 <0,05 4740±115 <0,05 >0,05
2 4800±50 4790±40 >0,05
ФЖЕЛ/ДЖЕЛ, % 1 80 <0,001 80 >0,05 >0,05
2 93 82 <0,05
Условные обозначения'. 1 - начало эксперимента; 2 - конец эксперимента; ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; Р - достоверность различий
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что лыжная подготовка студентов общеподготовительных групп по экспериментальной технологии способствует возрастанию функциональных возможностей дыхательной системы за счет повышения интенсивности учебных занятий.
Отражением изменения иммунологического статуса занимающихся является частота случаев заболеваемости. Поэтому эффективность использования лыжной подготовки в учебном процессе оценивалась нами в сравнении количества пропусков учебных занятий в связи с простудными заболеваниями у студентов экспериментальной и контрольных групп
Таблица 2
Динамика простудной заболеваемости студентов за два года обучения
Семестры Группы
ЭГ (п = 50) КГ (п = 50)
Случаи заболеваний Кол-во пропущенных занятий Случаи заболеваний Кол-во пропущенных занятий
I 11 41 9 38
II 11 31 9 32
III 8 19 9 26
IV 5 16 7 19
Условные обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
Закаливающий эффект у студентов экспериментальной группы более ощутим: так, в первом семестре было зафиксировано 11 случаев заболеваний, в четвертом - всего лишь 5, в контрольной группе тоже произошло снижение заболеваемости с 10 случаев в начале года до 7 в конце второго года обучения, при этом снизилось количество дней пропущенных занятий, особенно в экспериментальной группе.
Все вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости занятий лыжной подготовкой в вузе, так как она способствует улучшению адаптационных возможностей организма занимающихся, что проявляется в повышении физической подготовленности, выносливости дыхательной мускулатуры и резистентности к простудным заболеваниям.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодёжь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-8.
2. Красавина, В. Ф. Лыжные гонки : теория, методика, практика : учеб. пособие / В. Ф. Красавина. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2000. - 104 с.
3. Ильинич, В. И. Студенческий спорт : учеб. пособие / В. И. Ильинич. - М., 1995. - 446 с.
4. Гендин, А. М. Студенты о здоровом образе жизни: желания, ситуация и реальная действительность / М. А. Гендин, М. И. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. -С. 19.