Научная статья на тему 'ЛЮТЕРАНСТВО В XVI ВЕКЕ МЕЖДУ КАТОЛИЦИЗМОМ И ПРАВОСЛАВИЕМ: TERTIUM DATUR'

ЛЮТЕРАНСТВО В XVI ВЕКЕ МЕЖДУ КАТОЛИЦИЗМОМ И ПРАВОСЛАВИЕМ: TERTIUM DATUR Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮТЕРАНСТВО / "АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ" / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ФИЛИПП МЕЛАНХТОН / ЯКОБ АНДРЕА / МАРТИН КРУЗИЙ / ИОАСАФ II / ИЕРЕМИЯ II / LUTHERANISM / "AUGSBURG CONFESSION" / PROTESTANT THEOLOGY / ORTHODOXY / PHILIP MELANCHTHON / JACOB ANDREA / MARTIN CRUZIUS / JOASAPH II / JEREMIAH II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Софронова Лидия Владимировна, Трофимова Марина Александровна

В статье исследуется важный этап в истории немецкой Реформации, связанный с самоопределением новой церкви. Анализируются попытки лютеранских теологов Ф. Меланхтона, Я. Андреа и М. Крузия наладить диалог с греческой православной церковью в 1559-1579 гг. Переписка немецких богословов с константинопольскими патриархами показывает стремление лютеран к воссоединению с древней христианской традицией и одновременно отстаивание обеими сторонами своего понимания христианства. Попытка объединения лютеранства с Константинополем потерпела неудачу. Объединение двух конфессий допускалось Константинополем только через приобщение протестантов к греческой церкви на основе древней христианской традиции. В этой связи для лютеран стала очевидной необходимость обрести конфессиональную самостоятельность и идти своим путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUTERANISM IN THE XVITH CENTURY BETWEEN CATHOLICISM AND ORTHODOXY: TERTIUM DATUR

The article explores an important stage in the history of the German Reformation, connected with the self-determination of a new church. The attempts of Lutheran theologians Ph. Melanchthon, J. Andrea and M. Cruzius to establish a dialogue with the Greek Orthodox Church in the years 1559-1579 are analyzed. The correspondence of German theologians with the patriarchs of Constantinople shows the Lutherans’ intention to reunite with the ancient Christian tradition and, at the same time, upholding by both sides their understanding of Christianity. The unification of the two faiths was allowed by Constantinople only through the communion of Protestants in the Greek Church on the basis of the ancient Christian tradition. The attempt to unite Lutheranism with Constantinople failed. For Lutherans, the need to gain confessional independence and go their own way became obvious.

Текст научной работы на тему «ЛЮТЕРАНСТВО В XVI ВЕКЕ МЕЖДУ КАТОЛИЦИЗМОМ И ПРАВОСЛАВИЕМ: TERTIUM DATUR»

3. Mullinger J.B. The University of Cambridge: From the earliest times to the royal injunctions of 1535. New ed. - Cambridge: The University Press, 2017. - P. 473-475.

4. The Whole workes of W. Tyndall, Iohn Frith, and Doct. Barnes, three wotrhy Martyrs: and principall teachers of this Churche of England / Ed. W.Tyndale. - Oxford: Text Creation Partnership, 2008. - 478 p.

5. Brigden S. London and the Reformation. - Oxford: The University Press, 1989. - P. 322.

6. McGoldric J. Luther's English Connection: the Reformation Thought of Robert Barnes and of William Tyndale. Northwestern Publishing House, 1979. - P. 115-132.

7. Barnes R. Vitae Romanorum Pontificum., 1555 - P. 206-243.

8. Foxe J. The Acts and Monuments of Matters Happening in the Church. Vol. 9. - London: The Company of Stationers, 1976. - P. 141-153.

9. Barnes R. Supplication unto the Most Gracious Prinse King Henry VIII. - Toronto: University of Toronto Press, 2008. - P.183-205.

10. Saints, Sacrilege and Sedition: Religion and Conflict in the Tudor Reformations. - London: A&C Black, 2014. - P.133-179.

11. Chugunova T.G. Uil'yam Tindel: Slovo, cerkov' i gosudarstvo v rannem anglijskom protestantizme. - N. Novgorod: Mininskij universitet, 2017. -S. 41.

ВОЛКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

СЕЛИХОВА НИНА НИКОЛАЕВНА - студентка Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

VOLKOVA, JULIA A. - University lecturer of Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (yulyavolkova1395@mail.ru)

SELIKHOVA, NINA N. - Student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (selikhova@mail.ru).

УДК 94(430).033« 1559/1579»:284.1

СОФРОНОВА Л.В., ТРОФИМОВА М.А. ЛЮТЕРАНСТВО В XVI ВЕКЕ МЕЖДУ КАТОЛИЦИЗМОМ И ПРАВОСЛАВИЕМ:

TERTIUM DATUR

Ключевые слова: лютеранство, «Аугсбургское вероисповедание», протестантская теология, православие, Филипп Меланхтон, Якоб Андреа, Мартин Крузий, Иоасаф II, Иеремия II.

В статье исследуется важный этап в истории немецкой Реформации, связанный с самоопределением новой церкви. Анализируются попытки лютеранских теологов Ф. Меланхтона, Я. Андреа и М. Крузия наладить диалог с греческой православной церковью в 1559-1579 гг. Переписка немецких богословов с константинопольскими патриархами показывает стремление лютеран к воссоединению с древней христианской традицией и одновременно отстаивание обеими сторонами своего понимания христианства. Попытка объединения лютеранства с Константинополем потерпела неудачу. Объединение двух конфессий допускалось Константинополем только через приобщение протестантов к греческой церкви на основе древней христианской традиции. В этой связи для лютеран стала очевидной необходимость обрести конфессиональную самостоятельность и идти своим путем.

SOFRONOVA, L.V., TROFIMOVA, M.A. LUTERANISM IN THE XVIth CENTURY BETWEEN CATHOLICISM AND ORTHODOXY:

TERTIUM DATUR

Keywords: Lutheranism, «Augsburg confession», protestant theology, orthodoxy, Philip Melanchthon, Jacob Andrea, Martin Cruzius, Joasaph II, Jeremiah II.

The article explores an important stage in the history of the German Reformation, connected with the self-determination of a new church. The attempts of Lutheran theologians Ph. Melanchthon, J. Andrea and M. Cruzius to establish a dialogue with the Greek Orthodox Church in the years 1559-1579 are analyzed. The correspondence of German theologians with the patriarchs of Constantinople shows the Lutherans' intention to reunite with the ancient Christian tradition and, at the same time, upholding by both sides their understanding of Christianity. The unification of the two faiths was allowed by Constantinople only through the communion of Protestants in the Greek Church on the basis of the ancient Christian tradition. The attempt to unite Lutheranism with Constantinople failed. For Lutherans, the need to gain confessional independence and go their own way became obvious.

В истории немецкой Реформации выделяется непродолжительный, но принципиально важный период, когда новая христианская конфессия столкнулась с необходимостью самоопределения, осознания своего места в религиозном пространстве Европы раннего Нового времени. Лютеранство, как известно, выросло на противостоянии с католицизмом, однако даже во второй половине XVI в. тот или иной вариант возвращения протестантов в лоно римской церкви не представлялся окончательно невозможным. Наряду с католицизмом,

существовала и восточно-православная традиция. Объединение с нею последователей М. Лютера также виделось вполне допустимым и достижимым, хотя бы на основе общего неприятия римско-католической версии христианства [1, р.131]. В деле воссоединения с греко-православной церковью лютеране могли ориентироваться на исторический прецедент, связанный с гуситами, чьи усилия по установлению союза с восточной ортодоксией были восприняты Константинополем весьма благосклонно [1, р. 168-182].

Попытки самоопределения лютеранской церкви стали предприниматься Виттенбергом в 70-е годы XVI в. У истоков этого движения стоял ближайший друг и сподвижник М. Лютера Филипп Меланхтон (1497-1560) [2]. Отметим, что он был автором ряда важных для лютеранства богословских сочинений, в том числе «Аугсбургского исповедания» [3]. Меланхтон принял активное участие в становлении протестантской церкви в Германии: его перу принадлежит половина текстов, по которым идентифицируется лютеранство. После смерти Лютера Меланхтон стал главным идеологом немецкой Реформации. Содействуя реформе школьного образования, он заслуженно признан «учителем Германии» (Ргаесер1»г Оегшашае) [4]. С именем Ф. Меланхтона связана интересная и малоизвестная в отечественной историографии страница истории Реформации - попытка преодоления религиозной изоляции, в которой оказалась молодая христианская конфессия.

По мнению Меланхтона, восстановление разорванных связей с папством было весьма проблематичным. Негативное отношение к власти римского первосвященника реформатор обозначил в 1537 году в трактате «О власти и первенстве папы» (ТгаС;а1;ш ёе Ро1еБ1а1е е! РпшаШ Рарае). В этом сочинении теолог утверждал, что «римский епископ по божественному праву вовсе не стоит [не может присваивать себе никакого верховенства] над другими епископами и пасторами» [5, Тезис 7]. Меланхтон отвергал также право понтифика на назначение мирских правителей [5, Тезисы 31-33]. Сам факт власти главы католической церкви был подвергнут им жесткой критике на основании Священного Писания [5, Тезисы 12-21] и с привлечением исторических примеров. Отметим, что в числе последних автор ссылался на восточные церкви, которые никогда не подчинялись римскому понтифику. Наконец, продолжая антипапские высказывания М. Лютера, Меланхтон усматривал в папской теократии сходство с властью антихриста. Обоснованию этого постулата посвящена почти треть всего сочинения [5, Тезисы 39-59]. После манифестации столь однозначно негативной позиции в отношении Рима стало очевидно, что перспектива восстановления связи с западным христианским течением для лютеран оказалась утраченной.

В такой ситуации Ф. Меланхтон предпринял попытку наладить отношения с восточной православной церковью. Стоит отметить, что с нею тогда еще никто из немецких протестантских лидеров не контактировал. Насколько нам известно, нет ни одного труда Мартина Лютера, посвященного критике традиций константинопольской церкви или патриарха. Вероятно, резко негативного отношения к этому течению христианства у реформатора не было. Но нет никаких сведений и о том, что тот хотел сблизиться с ним. Как утверждал И.В. Киреевский, эта позиция может быть объяснена тем, что Лютер воспринял православную традицию сквозь призму позднего схоластического богословия [6, с. 312-313]. Здесь также могла сыграть роль географическая удаленность Виттенберга от центров православия, находившихся к тому же под властью Османской империи. В отличие от Лютера, Филипп Меланхтон стремился к установлению богословских контактов с восточным христианским миром.

Кто явился инициатором сближения двух конфессий точно неизвестно. По одной версии, до православного патриарха Иоасафа II (1555-1565) дошли слухи о неких лютеранах, именующих себя христианами и распространяющих учение, полностью отличное от католической церкви. С целью получить полную и достоверную информацию о новом религиозном движении, патриарх отправил диакона Димитрия Мизоса (1521 - 1561?) в1559 году в Виттенберг на встречу с представителем лютеранской церкви. По другой версии, более легендарной, сам Меланхтон пригласил в Виттенберг представителя православной церкви, с целью снять клеймо «еретик» со всех немецких протестантов [7].

23

Пребывание в Виттенберге Димитрия Мизоса продолжалось с мая по сентябрь 1559 года. В это время он общался с Меланхтоном, посещал протестантские богослужения [8]. По отбытии назад в Константинополь, он увез послание патриарху, переданное ему немецким теологом и текст «Аугсбурского исповедания». Символ веры лютеранства, переведенный на греческий язык, вероятно, совместными усилиями Мизоса и Меланхтона, был призван убедить Константинополь в близости к нему новой конфессии.

Немецкий реформатор с почтением обращался к православному патриарху и выражал радость в отношении того, что, несмотря на турецкое порабощение, греческая христианская церковь - «малое стадо» - смогла выжить [9]. Далее он заявлял о необходимости единения всех истинных христианских церквей: «И мы всегда желаем, чтобы на всяком месте святые Церкви были соединены». Меланхтон заявлял о приверженности лютеран решениям Вселенских Соборов и греческих Отцов Церкви, а также об отмежевании их от всевозможных древних и современных ересей: «Мы богобоязненно храним Священные Писания пророков и апостолов, догматические постановления Святых Соборов и учение ваших Отцов <...> От древних ересей <...> и всех врагов Божиих, которые отвергает святая Церковь, мы также явно отвращаемся и учим, что чистая религия состоит в истинной вере и возложенном на нас послушании уставам Божиим» [9]. Среди ересей упоминался и католицизм - «идолопоклоннический культ», изобретенный «невежественными латинскими монахами», чьи действия противоречат «всем заповедям Божиим» [9]. Он призывал адресата «не верить клевете, которую распространили про нас некоторые враги истины», но просил патриарха, «как повелевает и естественный, и божественный закон, равно выслушать обе стороны и встать на защиту правды и Закона Божия» [9]. Таким образом, для сближения и объединения лютеранства и православия не виделось препятствий. Вероятно, ту же цель преследовало и название греческого перевода «Аугсбургского вероисповедания» - «Исповедание православной веры».

Филипп Меланхтон рассчитывал вскоре получить ответ патриарха, однако, не дождавшись его, умер в 1560 году К сожалению, в распоряжении ученых нет свидетельств о получении Иоасафом этого письма. Возможно, Димитрий передал послание, однако, не найдя ничего общего в догмах, патриарх решил прибегнуть к традиционному методу восточной дипломатии - сделав вид, что письмо потеряно, оставить его без ответа, не предпринимая никаких шагов [10, с. 362]. Лишь в 1573 году письмо было обнаружено в бумагах патриарха, и ответ был написан. В историографии бытует и другая версия, согласно которой в 1573 году последователи Меланхтона Якоб Андреа (Jacob Andreae, 1528 - 1590) и Мартин Крузий (Martinus Crusius, 1526 - 1607) - видные лютеранские теологи, профессора Тюбингенского университета - вновь написали патриарху греческой церкви Иеремии II (1572 - 1579). Через посольство императора Максимилиана их послания были переданы в Константинополь [11, с. 116]. М. Крузий писал: «Прежде я думал, что в турецком царстве христианство совершенно погибло, но так как я впоследствии узнал противное, то я не могу не поздравить душевно греков с продолжающимся существованием их Церкви; вместе с тем я хотел бы дать патриарху доказательство того, как сильно я интересуюсь языком и положением греков» [12, с. 41-42].

С целью возобновления межконфессионального диалога лютеране еще несколько раз в 1574-1575 гг. обращались с просьбой высказать свое суждение об «Аугсбургском исповедании». Пространный ответ с разбором символа веры лютеранства был получен в Тюбингене в июне 1576 г. Тон ответа, в целом, носил довольно дружеский характер, но его содержание было критическим [13]. Патриарх подверг критике каждый из пунктов Аугсбургского вероисповедания, разбирая каждый капитул. Его ответ свидетельствует, что на основе одного этого документа патриарх смог составить правильное представление о лютеранстве.

В его критике можно выделить несколько основных моментов, касающихся пяти основных принципов протестантской теологии - так называемых Quinque sola («5 только»). Наибольшую критику получили доктрины: Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»). Они разъясняют главный принцип протестансткой сотериологии, провозглашающий, что спасение возможно получить только через благодать, дарованную

24

Господом, лишь через веру в жертву Иисуса Христа, отрицая, таким образом, какое-либо участие человека в своем спасении. Оправдание грешника при этом возможно лишь через милость Божью. Патриарх, опровергая данное утверждение, ссылался на св. Василия Великого, который говорил, что «благодать не будет дана тем, кто ведет неправедную жизнь» [13, с. 23]. В вопросе веры, он частично соглашался с Меланхтоном, настаивая, однако, что вера без добрых дел не может быть истинной, а, следовательно, не может привести ко спасению души. Важным авторитетом здесь выступал св. Иоанн Златоуст, утверждавший, что «только те, кто свободно изъявляет желание быть спасенным, могут быть спасены» [13, с.30]. Доктрина Soli Deo gloria («только Богу слава») также опровергалась Иеремией II. Он отрицал истинность этого утверждения, ссылаясь на то, что «святые, а более всего Богородица, могут законно и с большой пользой быть призываемы в молитвах, также можно просить молиться архангелов и ангелов» [13, с. 131]. Константинопольский патриарх также выступал против сохранения двух таинств, принятых в лютеранстве, вместо семи, а также описывал правильную, с точки зрения греческой церкви, процедуру отправления таинств [13, с. 44-52].

В заключение Иеремия II писал: «Посему, если вы, германцы, мудрые мужи и возлюбленные по духу чада нашей мерности, желаете, как люди благоразумные, вседушно присоединиться к нашей всесвятой церкви, то мы, как чадолюбивые отцы, охотно примем вашу любовь и благорасположение <...> если только захотите, согласно с нами, следовать апостольским и соборным догматам и им повиноваться, <...> покорившись нашей свято и кафолической Христовой Церкви». Только при таком условии, резюмировал патриарх, «из двух церквей составится, при помощи Божией, одна» [13, с. 157].

Следовательно, объединение двух конфессий допускалось Константинополем только через приобщение протестантов к греческой церкви на основе древней христианской традиции.

Эта переписка имела большое значение для лютеран, для которых после разрыва с католицизмом появилась возможность позитивного богословского общения с древней христианской конфессией. Лютеране направили Иеремии II второе послание, сходное по содержанию с первым, вероятно, не удовлетворившись аргументацией патриарха. В мае 1579 г. тот составил ответ, где твердо обозначил неприемлемые для православия элементы лютеранского вероучения: это заимствованное у католиков filioque, sola fide, учение о таинствах, отказ от призывания святых, почитание икон и мощей [13, с. 161-264].

Лютеране отправили еще одно письмо Иеремии II, который в ответе от 6 июня 1581 г. вновь указал на глубокие различия между православными и протестантскими версиями христианства и предложил положить конец бессмысленной переписке: «С нами, или, лучше сказать, с истиной вы не можете согласиться никогда <...> И просим вас не утруждать нас более, не писать и не посылать к нам, когда вы светильников Церкви и богословов перетолковываете иначе и на словах почитаете, а на деле отвергаете <...> Итак, со своей стороны, избавьте нас от хлопот. Идите своим путем, и впредь о догматах нам не пишите, а только по дружбе, если вздумаете» [13, с. 97-298]. Придерживаясь данной позиции, Константинополь прекратил эпистолярные контакты с Виттенбергом.

Итак, попытка объединения с греко-православной церковью, инициированная Ф. Меланхтоном и продолженная его последователями, закончилась неудачей. Однако переписка с Константинопольскими патриархами имела для обеих конфессий важное значение. Прежде всего, она побудила обе стороны предельно четко обозначить свою религиозную идентичность, сформулировать специфику своей богословской позиции по всем принципиальным пунктам христианского вероучения. Для лютеран же стала очевидной необходимость обрести конфессиональную самостоятельность и идти своим путем.

Литература и источники

1. Florovsky G. Christianity and Culture. - Vol. 2. - Belmont (Mass.): Nordland PC, 1974. - 245 p.

2. Scheible H. Melanchthon: Vermittler der Reformation. Eine Biographie. - München: C.H. Beck Verlag, 2016. - 445 s.

3. Книга Согласия. Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви / Пер. К. Комарова. - М.: Лютеранское наследие, 2010. -612 с.

4. Richard J. Philip Melanchton: The Protestant Praeceptor of Germany. - New York: Franklin, 1974. - 498 p.

5. Меланхтон Ф. О власти и нервенстве папы // [Электронный ресурс]: URL:http://www.soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_veroispovedanie_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkvi/o_vla sti_i_pervenstve_papy/ (Дата обращения 25.06.2019).

6. Киреевский И.В. Критика и эстетика / Сост., вступ. ст. и примечания Ю.В. Манна. - М.: Искусство, 1979. - 439 с.

7. Грачев Н.А. К вопросу о нервом контакте между евангелической и православной церквами // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2011. - № 3-4. - С. 308-318.

8. Рыжикова Ю.С. Личность диакона Димитрия Мизоса и его роль как посредника в православно-протестантских контактах XVI века // Сайт храма св. благоверных князей российских и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине (2008). -Архивировано 4 августа 2013 года.

9. Меланхтон Ф. Послание патриарху Константинопольскому Иоасафу II // [Электронный ресурс]: URL:http://gigabaza.ru/doc/86846-p3.html (Дата обращения 26.06.19).

10. Лебедев А.П. История Греко-Восточной церкви под властью турок: от падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. 3 изд. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2012. - 704 с.

11. Архимандрит Августин (Никитин). Аугсбургское исповедание - вероучительная книга лютеранства // Христианское чтение. - 2011. - № 2. - С. 54-138.

12. Осинин И.Т. Попытки протестантов к соединению с Православной Восточной Церковью в XVI веке // Христианское чтение. - 1865. - Ч.1. - С.40-47.

13. Иеремия II. Святейшаго Патриарха Константинопольскаго Иеремии ответы лютеранам / Пер. с греч. архимандрит Нил. -М.: Типография В. Готье, 1866. - 298 с.

References and Sources

1. Florovsky G. Christianity and Culture. - Vol. 2. - Belmont (Mass.): Nordland PC, 1974. - 245 p.

2. Scheible H. Melanchthon: Vermittler der Reformation. Eine Biographie. - München: C.H. Beck Verlag, 2016. - 445 s.

3. Kniga Soglasiya. Veroispovedanie i uchenie Lyuteranskoj Cerkvi I Per. K. Komarova. - M.: Lyuteranskoe nasledie, 2010. - 612 s.

4. Richard J. Philip Melanchton: The Protestant Praeceptor of Germany. - New York: Franklin, 1974. - 498 p.

5. Melanhton F. O vlasti i pervenstve papy II [Elektronnyj resurs]: URL:http:IIwww.soluschristus.ruIbiblioteka/ kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_veroispovedanie_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkviIo_vlasti_i_pervenstve_papyI (Data obrashcheniya 25.06.2019).

6. Kireevskij I.V. Kritika i estetika I Sost., vstup. st. i primechaniya YU.V. Manna. - M.: Iskusstvo, 1979. - 439 s.

7. Grachev N.A. K voprosu o pervom kontakte mezhdu evangelicheskoj i pravoslavnoj cerkvami II Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom.

- 2011. - № 3-4. - S. 308-318.

8. Ryzhikova Yu.S. Lichnost' diakona Dimitriya Mizosa i ego rol' kak posrednika v pravoslavno-protestantskih kontaktah XVI veka II Sajt hrama sv. blagovernyh knyazej rossijskih i strastoterpcev Borisa i Gleba v Zyuzine (2008). - Arhivirovano 4 avgusta 2013 goda.

9. Melanhton F. Poslanie patriarhu Konstantinopol'skomu Ioasafu II II [Elektronnyj resurs]: URL:http:IIgigabaza.ruIdocI86846-p3.html (Data obrashcheniya 26.06.19).

10. Lebedev A.P. Istoriya Greko-Vostochnoj cerkvi pod vlast'yu turok: ot padeniya Konstantinopolya (v 1453 godu) do nastoyashchego vremeni. 3 izd.

- SPb.: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2012. - 704 s.

11. Arhimandrit Avgustin (Nikitin). Augsburgskoe ispovedanie - verouchitel'naya kniga lyuteranstva/I Hristianskoe chtenie. - 2011. - № 2. - S. 54-138.

12. Osinin I.T. Popytki protestantov k soedineniyu s Pravoslavnoj Vostochnoj Cerkov'yu v XVI veke II Hristianskoe chtenie. - 1865. - Ch.1. - S.40-47.

13. Ieremiya II. Svyatejshago Patriarha Konstantinopol'skago Ieremii otvety lyuteranam I Per. s grech. arhimandrit Nil. - M.: Tipografiya V. Got'e, 1866. - 298 s.

СОФРОНОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. ТРОФИМОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - студентка факультета гуманитарных наук Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

SOFRONOVA, LIDIA V. - Doctor of History, Professor, Department of World History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (lidiasof@yandex.ru).

TROFIMOVA, MARINA A. - student of the Faculty of Humanities, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (marinka.alexsandrovna@gmail.com).

УДК 94(44).061«1815/1818»:341.324

БАГОЯН А.А.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА ВО ФРАНЦИИ ПО ВОПРОСУ О ПРЕБЫВАНИИ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ОККУПАЦИОННЫХ ВОЙСК (1815-1818 гг.)

Ключевые слова: Франция, политическая полемика, 1815-1818 гг., оккупационные войска, наполеоновские войны, реставрация, общественное настроение, кабинет министров Ришелье

Статья посвящена исследованию политической обстановки и политического дискурса в период нахождения оккупационных войск на территории Франции в период реставрации. Произведен анализ баланса политических сил и общественного настроения во Франции в 1815-1818 гг. Показано, что Франция сразу же ощутила негативные последствия подписания второго мирного Парижского договора. Передислокация союзных войск на территорию Франции вызвала недовольство местного населения. В этой связи, некоторые военачальники союзных войск были всерьез обеспокоены характером взаимоотношений вверенных им войск и местного населения. Вследствие необходимости создать внутри Франции условия, удовлетворяющие положениям второго Парижского договора, министерство Ришелье начало проведение реформ, призванных доказать союзникам, что Франция честна в своем желании установить мир, стать активным членом европейского сообщества и, следовательно, нет необходимости в нахождении союзных войск на территории Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.