Научная статья на тему 'Любовь Николаевна запольская (к 140-летию со для рождения)'

Любовь Николаевна запольская (к 140-летию со для рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ / ВЫСШАЯ АЛГЕБРА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макеев Николай Николаевич

Статья посвящена памяти нашей соотечественницы, талантливого математика и педагога, Л.Н.Запольской (07.08.1871-03.11.1943), имя которой долгое время было почти забытым. Кратко освещается ее жизненный путь и творческая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любовь Николаевна запольская (к 140-летию со для рождения)»

2011

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Математика. Механика. Информатика Вып. 3(7)

УДК 531(091)

Любовь Николаевна Запольская

(к 140-летию со для рождения)

Н. Н. Макеев

Институт проблем точной механики и управления РАН Россия, 410028, Саратов, ул. Рабочая, 24 nmakeyev@mail.ru; (845) 272-35-33

Статья посвящена памяти нашей соотечественницы, талантливого математика и педагога, Л.Н.Запольской (07.08.1871-03.11.1943), имя которой долгое время было почти забытым. Кратко освещается ее жизненный путь и творческая деятельность.

Ключевые слова: история математики; высшая алгебра; математическое образование.

Жизненный путь Л.Н. Запольской во многом сходен с жизнью другого выдающегося российского математика — Софьи Васильевны Ковалевской (1850—1891), получившей мировое признание как ученого, члена-корреспондента С.-Петербургской академии наук. Однако в отличие от участи С.В. Ковалевской судьба Л.Н. Запольской оказалась более удачной: ей довелось жить и работать в России.

Любовь Николаевна Запольская родилась 7 августа 1871 г. в деревне Сурки Дан-ковского уезда Рязанской губернии в семье учителя [1]. Вскоре после ее рождения семья Запольских переезжает в С.-Петербург, где отец преподает в 11-й военной гимназии и заведует педагогическими курсами при ней. В 1887 г., в возрасте 16 лет, Любовь Николаевна окончила с медалью С.-Петербургскую Петровскую женскую гимназию и поступила на трёхлетние женские педагогические курсы, которые также окончила с медалью.

Осенью 1890 г. она становится слушательницей физико-математического факультета четырехгодичных С.-Петербургских высших женских (Бестужевских) курсов. Здесь она изучает общую математику, аналитическую геометрию, высшую алгебру, основы дифференциального и интегрального исчисления, а также общую физику и астрономию.

В своих воспоминаниях Л.Н.Заполь-ская с благодарностью упоминала своих учителей, профессоров: математика и механика академика В.Г.Имшенецкого (1832—1892), астронома академика О.А.Баклунда (1846— 1913), физика О.Д.Хвольсона (1852—1934), механика И.В.Мещерского (1859—1935).

Биографический очерк

Творчество и есть жизнь в самом глубоком и истинном понимании этого слова.

Рокуэлл Кэнт, американский художник

И алгеброй гармонию поверить... Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Фауст

Поверил я алгеброй гармонию.

А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

© Н.Н. Макеев, 2011

После окончания Высших курсов в 1894 г. Л.Н.Запольская решила посвятить себя научной и педагогической деятельности в области математики. Однако в то время в России доступ в университеты женщинам был закрыт. Это обстоятельство не остановило Любовь Николаевну. Будучи целеустремленной и волевой личностью, она с личного разрешения министра просвещения выезжает в Германию и в 1895 г. поступает вольнослушательницей в Г еттингенский университет [2].

Что представлял собой в те годы Г еттингенский университет? Европейский университет XIX в. представлялся единым зданием наук, краеугольным камнем культуры, универсумом (большинство университетов имело девиз "Универсальность и Свобода"). А Геттингенский университет был мировым центром математической мысли, "Меккой математиков и физиков того времени... В стенах Георгия Аугусты [актовый зал Геттингенского университета]. в то время читали лекции люди, чьи имена стали гордостью [мировой] науки: Ф.Клейн, К.Рунге, Э.Ландау, Д.Гильберт,

Э.Цермело, Г.Вейль, Г.Минковский, М.Борн, Ф.Франк... Такого созвездия знаменитостей не было ни в одном другом университете мира. Стараниями Феликса Клейна при университете была собрана великолепная математическая библиотека. Получить приглашение в Геттинген для чтения лекций считалось высокой честью, и в списке приглашенных лекторов мы встречаем блестящие имена: Г.Лоренц,

А.Пуанкаре, А.Зоммерфельд, Н.Бор, М.Планк, П.Эренфест.

Особенно благоприятной для формирования [научных взглядов] молодежи была атмосфера [научных] семинаров, далекая от чопорности и академизма, пронизанная одним стремлением [и стимулом] — постичь истину" [3]. При университете работал и знаменитый гильбертовский математический семинар.

Л.Н.Запольская считала своими учителями по Геттингенскому университету таких выдающихся математиков, как Д.Гильберт (1862—1943) и Ф. Клейн (1849—1925). Д. Гильберт — создатель теории алгебраических инвариантов, теории алгебраических чисел, оснований геометрии, логических основ математики [4]. Ф.Клейн — автор Эрлангенской программы и ряда фундаментальных математических трудов [1]. В автобиографии она с особой благодарностью вспоминает своего научного руководителя, главу Геттингенского ма-

тематического института профессора Д.Гиль-берта. Эти математики входят в число "...универсальных гениев, внесших вклад чуть ли не во все без исключения разделы ... математической науки" [3]; ".Они составляют даже среди наиболее великих редчайшее исключение" (Н. Бурбаки. Архитектура математики).

Творческая атмосфера Геттингенского университета, общение с активно работающими выдающимися математиками, благожелательное внимание со стороны учителей сыграли в формировании математической культуры Л.Н.Запольской не меньшую роль, чем постижение университетских учебных курсов. А, как известно, без подлинной математической культуры творческая деятельность в математике невозможна.

Результатом обучения и научных исследований Л.Н.Запольской в Геттингенском университете явилась ее докторская диссертация, относящаяся к одному из важных разделов современной алгебры - теории алгебраических числовых полей. Защите диссертации предшествовало издание объемной книги [5], содержащей ее основные результаты.

В немецких университетах того времени защита диссертации проводилась после сдачи специальных программных экзаменов. Л.Н.Запольская сдавала высшую математику, общую физику и астрономию. Результаты сдачи были отмечены "высшей похвалой" ("magna cum laude"). Экзаменатор по высшей математике Д. Гильберт в экзаменационном протоколе отметил: "Ответы были уверенными, четкими и ясными. Они свидетельствуют о глубоких знаниях в области теории чисел и теории функций".

Тему своей диссертации Л.Н. Запольская выбрала под влиянием фундаментального труда Д. Гильберта "Теория алгебраических числовых полей", явившегося значительным вкладом в эту область математики и ставшего исходным пунктом ее дальнейшего развития.

Согласно требованиям, существовавшим в то время в Геттингенском университете, перед защитой диссертации с Л.Н.Запольской было взято письменное обязательство о том, что "работа выполнена самостоятельно, без недозволенной помощи" [2] (как это актуально в нашем веке! - Н.М.).

Научный руководитель Л.Н. Заполь-ской Д.Гильберт очень высоко оценил ее диссертацию. В своем отзыве он отметил: "Рабо-

та Л.Н. Запольской основывается на новейших исследованиях теории алгебраических чисел. Основные задачи работы ясно указаны. Исследование проделано с чрезвычайной тщательностью и основательностью. Изложение ясное и точное. Богатый и тщательно составленный числовой материал является ценным для всех математиков, которые занимаются теорией числовых полей. Что касается трудолюбия, старания и приложенной энергии, которую автор показывает при чисто абстрактном мышлении и логических выводах, то настоящая диссертация сравнима с лучшими диссертациями. Объективная оценка показывает, что научная ценность диссертации выше других" [2].

По результатам защиты диссертации Л.Н.Запольской в 1902 г. была присуждена ученая степень доктора философии по разделу чистой математики. Она решила вернуться в Россию в надежде найти применение своим знаниям. Но тогда это было заведомо сложной задачей и у нее не было уверенности в том, что ее можно осуществить. Известно, что С.В.Ковалевская, получив ученую степень доктора философии в том же Геттингенском университете в 1874 г., не смогла найти работу в России ввиду существующих тогда дискриминационных требований в отношении женщин. Министр просвещения Сабуров, имевший кличку "битый министр" (получил публично пощечину от студента), откровенно заявил С.В.Ковалевской о том, что она и ее дочь успеют состариться, прежде чем женщин допустят на университетские кафедры.

Однако судьба Л.Н.Запольской оказалась удачной. В 1901 г. в Москве вновь открылись закрытые в 1886 г. Высшие женские курсы, организованные в 1872 г. профессором Московского университета В.И. Герье. В 1903 г. на заседании Совета физико-математического факультета было принято решение пригласить Л.Н.Запольскую на курсы для чтения учебных дисциплин математического цикла. Приглашение было принято; она читала лекции по теории рядов, интегральному исчислению, высшей алгебре. В том же году издательством Московского университета была выпущена ее монография по теории алгебраических уравнений [6].

В марте 1905 г. совершилось примечательное событие: впервые российская женщина - Л.Н.Запольская - публично защитила в Московском университете диссертацию на

соискание ученой степени магистра чистой математики (после защиты в Геттингенском университете! - Н.М.). В этом же году Московский университет присваивает ей ученое звание профессора. Исключительность этого события в жизни России подчеркивает и тот факт, что только спустя 10 лет, в 1915 г., еще одна российская женщина была удостоена ученой степени [2]. Это была Надежда Николаевна Гернет (1877—1943), выпускница Высших (Бестужевских) женских курсов, поступившая в 1898 г. на обучение в Геттингенский университет к тому же Д. Гильберту. В 1915 г. она успешно защитила в Московском университете магистерскую диссертацию "Об основной простейшей задаче вариационного исчисления" [7]. До этого, в 1901 г., в Геттингенском университете она "с высшей похвалой" защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора философии "Исследование об одном новом методе в вариационном исчислении". До нее ученая степень доктора философии по представлению К.Вейер-штрасса была присуждена заочно Геттингенским университетом С.В. Ковалевской [1]. Таким образом, три наших соотечественницы были удостоены этой ученой степени за свои математические работы.

С 1906 г. Л.Н.Запольская преподает математику в рязанской женской Мариинской гимназии. Эта гимназия не имела в своем штате преподавателей старших классов, а приглашала их из других учебных заведений.

В архиве сохранился документ — прошение директора гимназии о выделении штатной должности преподавателя математики, направленное попечителю учебного округа. В нем, в частности, о Л.Н.Запольской говорилось: "В короткое время успела зарекомендовать себя как отменная во всех отношениях преподавательница, сумела заинтересовать учениц своим предметом и поставить его преподавание на должную высоту. Предоставление штатной должности госпоже Л.Н.Запольской дало бы возможность гимназии иметь постоянную высокообразованную преподавательницу". Штатная должность была выделена, и в период с 1906 по 1910 г. Л.Н.Запольская работала в рязанской гимназии в качестве штатного преподавателя. Одновременно она продолжала читать лекции на Высших женских курсах Г ерье в Москве [2].

В 1918 г. эти курсы были преобразованы во Второй Московский государственный

университет (впоследствии - Московский государственный педагогический институт). Здесь Л.Н. Запольская читала курс лекций по высшей алгебре.

В 1919 г. ввиду сложившихся обстоятельств она переезжает в Рязань и преподает в педагогическом институте, который с 15 октября 1919 г. был преобразован в Рязанский институт народного образования (РИНО), впоследствии - Рязанский педагогический институт. С 2005 г. и по настоящее время он именуется Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина. В институте она читала основные математические курсы: дифференциальное и интегральное исчисления, теория вероятностей, дифференциальная геометрия [2].

С 1 сентября 1923 г. РИНО был преобразован в педагогический техникум и Любовь Николаевна продолжает преподавание в других городах: в Саратове, в Саратовском государственном университете, и в Ярославле, в Ярославском педагогическом институте (в настоящее время - Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского).

Жизненный путь Л.Н. Запольской окончился во время войны; она умерла 3 ноября 1943 г. в Рязани [2].

Творчество как жизненное кредо

...Математика стала для нее главным жизненным стимулом.

Б. Волков. Рассказы об ученых

Образу жизни ярких, талантливых творческих людей - выдающихся личностей - часто присущи характерные черты. Быть личностью - значит сделать самостоятельный выбор, возникающий в силу внутренней необходимости. Их целеустремленность, настойчивое желание познать новое, неведомое, искать новое в науке, образовании, искусстве и других областях человеческой деятельности создают притягательный образ творца, достойного образца, примера для подражания. К таким личностям относится и Любовь Николаевна Запольская, имя которой мало известно нашим современникам.

Каким человеком она была? Очень мало сохранилось документальных свидетельств о чертах ее личности, и стирающее влияние времени вряд ли позволит когда-либо их восстановить. Однако можно с уверенностью утверждать, что она была волевой, упорной

(упорство тоже входит в структуру характера творческой личности), целеустремлённой натурой и, в пределах возможного, благодаря этому сумела достигнуть поставленной жизненной цели, успешно преодолев многочисленные препятствия на своем пути. Далеко не каждая юная девушка решится вопреки всяческим "разумным" доводам одна уехать за границу и упорным трудом воплощать в жизнь свою мечту. К таким, как она, личностям полностью применима мысль великого геометра Н.И.Лобачевского, высказанная им в речи в Казанском университете о том, что каждый человек имеет свой [жизненный] постулат и на его основе строит геометрию своей жизни. Конечно, к воле и упорству нужны ещё творческие способности, математическая одаренность. Все это у Л.Н.Запольской было. Как известно, "в науке самое страшное — это серая масса собравшихся личностей" .

Л.Н.Запольская является автором капитального научного труда по алгебре [5], изданного в 1902 г. в Геттингене. Эта книга содержит свыше 480 страниц основного текста, 35 таблиц в приложении и посвящена рассмотрению групп подстановок, а также их подгрупп для некоторых расширений числовых полей. В этой работе важное место занимает разложение идеалов в произведение простых идеалов и связанное с ним разложение целых чисел некоторых числовых полей. Приведенные в монографии научные положения не только доказаны в наиболее общем виде, но и рассмотрены все возможные случаи, сопровождаемые сложным и подробным анализом. Результаты проведенных автором вычислений размещены в таблицах, занимающих 25 страниц большого формата. Это, по-видимому, был единственный случай, когда Геттингенский университет издал математическую работу большого объема, автором которой являлась наша соотечественница. Примечательно, что эта книга была найдена в библиотеке Рязанского педагогического института спустя несколько десятилетий после кончины Любови Николаевны [2]. Возможно, существуют и другие научные труды, автором которых является Л.Н.Запольская, не найденные до настоящего времени. Это не исключено, учитывая, что монография [5] была найдена случайно.

Л.Н. Запольской был разработан курс

*

Из высказываний доктора физико-математических наук Игоря ^^даевта Г оловина

лекций по высшей алгебре, отличавшийся от уже существовавших тогда курсов оригинальной методикой. Этот курс был издан в 1917 г. отдельной книгой [8].

Интересны высказывания современников о Л.Н.Запольской, знавших ее и общавшихся с ней. Например, бывшая ее ученица, А.В.Кня-зева, проживавшая впоследствии в Рязани, вспоминала о ней так: " [Она] всегда [носила] скромное черное платье с высоким воротником без украшений. На уроках . увлеченно рассказывает новый материал. Объяснить старается так, чтобы поняла каждая ученица. Делала прекрасные чертежи. Классы Запольской очень хорошо знали математику и очень любили, ценили свою учительницу. Все гимназистки-старшеклассницы считали, что Любовь Николаевна — лучший профессор Москвы" [2].

Портрет Л.Н.Запольской с кратким ее жизнеописанием находится в музее Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского и размещен первым в ряду портретов 18 педагогов, преподававших в университете в 20 —40-е гг. XX в.

Эпилог

Потребность в творческой деятельности -одна из самых первичных и неискоренимых наших потребностей.

Н.Н. Семенов, химик, академик

...Можешь поверить гармонию алгеброй и не поверить свидетельству формул -ах, милая алгебра, ты не права!

Юрий Левитанский, русский поэт

Жизнь, посвященная науке, познанию нового и передаче научных знаний, всегда достойна уважения и находит всеобщее понимание. Научное творчество является носителем внутренней красоты и гармонии, роднящих науку с искусством. Выдающийся французский математик Анри Пуанкаре писал: "Математики придают большое значение изяществу своих методов и получаемых результатов, это не просто дилетантизм. Что в самом деле заставляет нас признавать изящество в каком-нибудь решении, доказательстве? Гармония различных частей, их симметрия, их удачная уравновешенность . все то, что вводит в них порядок, что придает им единство ."

По существу это — программная уста-

новка эстетических требований, предъявляемых к математическому творчеству. Сюда входит изящество пропорций, масштабность деления целого, единство целого и отдельных его частей, гармоническая окраска. В действительности эстетические установки, равно как и "базовые тождества гармонии" (С.Л.Василенко), не существуют сами по себе, они неразрывно связаны с их реальными воплощениями. Как писал Ф.М.Достоевский, "потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком ." [10].

Красота алгебраических методов — не фикция, она реально ощутима в математическом творчестве и неотделима от него. Вся творческая жизнь Любови Николаевны За-польской подходит под определение, данное Анри Пуанкаре всем творцам математики. Чувство математической красоты, чувство гармонии алгебраических форм и наглядной выразительности являлось для нее настоящим и глубоким эстетическим чувством.

Автор благодарен А.М.Кауфману (г. Рязань), чьи материалы использованы в этой статье.

Список литературы

1. Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики. Киев, 1979. 607 с.

2. Кауфман А.М. Рукописные материалы к биографии Л.Н.Запольской. Рязань.

3. Данилов Ю.А. Джон фон Нейман // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Математика. Кибернетика. 1990. № 12. 46 с.

4. Рид К. Гильберт / с прил. обзора: Герман Вейль. Математические труды Гильберта. М.: Физматгиз, 1977.

5. Zapolskaya L. Uber die Theorie der Relativ-abelschen cubischen Zahlkorper. Gettingen, 1902. 480 s.

6. Запольская Л.Н. Теория алгебраических областей рациональности, образующихся при решении уравнений третьей степени. М.: Тип. Императ. Моск. ун-та, 1903.

7. Надежда Николаевна Гернет (1877—1943).

URL: http://arm-math.rkc-74.ru/Dsw Me-

dia/nadejda...

8. Запольская Л.Н. Лекции по высшей алгебре. М., 1917.

9. Ярославскому государственному педагогическо-

му университету им. КД.Ушинского 100 лет // За педагогические кадры. 2008. № 11—12.

10.Достоевский Ф.М. Полн. собр. произв. В 13 т. Л.: Гос. изд-во, 1926—1930.

Ljubov Nikolaevna Zapolskaya

(To the 140-years from the birthday)

N. N. Makeyev

Problems of Precision Mechanics and Control Institute Russian Academy of Sciences Russia, 410028, Saratov, Rabochaya st., 24 nmakeyev@mail.ru; (845) 272-35-33

The brief biography, scientific and pedagogical achievements of Ljubov Nikolaevna Zapolskaya, of the Russian scientist and educational specialist, are described in this article.

Key words: history of mathematics; higher algebra; mathematical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.