Научная статья на тему 'Любовь как Высшая общечеловеческая ценность'

Любовь как Высшая общечеловеческая ценность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8229
782
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛЮБОВЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЛЮБЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК / MORALITY / LOVE / EMOTIONAL AND VALUE BASED ATTITUDE / SELF-PERFECTION / LOVER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комарова Любовь Анатольевна

В статье рассматривается сущность любви, раскрывается ее уникальность. Дается аргументированное объяснение понятия «любовь» как высшей общечеловеческой ценности. В статье раскрыты формы осмысления феномена любви на разных этапах развития общества, а также рассмотрены виды любви и значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE AS THE HIGHEST OF HUMAN VALUES

In this article the essence of love and its uniqueness is regarded and disclosed. We give an argued explanation of the concept of «love» as the highest human value. The forms of comprehension of phenomenon of love are revealed in different stages of development of our society. We also regarded the forms of love and the significance of Russian Day of love, family and faithfulness.

Текст научной работы на тему «Любовь как Высшая общечеловеческая ценность»

Комарова Любовь Анатольевна

кандидат педагогических наук Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа)

paris lk@ mail.ru

ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

В статье рассматривается сущность любви, раскрывается ее уникальность. Дается аргументированное объяснение понятия «любовь» как высшей общечеловеческой ценности. В статье раскрыты формы осмысления феномена любви на разных этапах развития общества, а также рассмотрены виды любви и значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

Ключевые слова: нравственность, любовь, эмоционально-ценностное отношение, самосовершенствование, любящий человек, Всероссийский день семьи, любви и верности, преображение мира.

Любовь - это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек - в пригоршню пыли.

М. Брэддон

Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключается в том, что она радикально преображает человека, побуждает его всеми силами души стремиться к совершенству.

Любовь в широком смысле - это нравственноэстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.

Первоначально формы осмысления феномена любви связаны с мифологическими представлениями даосцев в Древнем Китае, тантристов в Непале и Древней Индии, орфиков в Древней Греции. Труды Платона впоследствии положили начало систематическому философскому анализу феномена любви в европейской философии.

Проблема любви в эпоху Античности наряду с трудами Платона затрагивалась и в произведениях таких мыслителей, как Аристотель, Плутарх. В Средние века проблематика философского анализа любви присутствовала в трудах П. Абеляра, А. Блаженного, в эпоху Возрождения - Дж. Бруно, Л. Валла, М. Монтеня, М. Фичино. В работах западноевропейских философов XVII - XVIII столетий: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Б. Паскаля -сформулированы основные положения о сущности феномена любви, его значении в жизни индивида и общества, о человеколюбии. Особый вклад в разработку данной проблемы внесли и немецкие философы: Г. Гегель, И. Кант и др.

Ценности человеческих отношений реализуются в любви. Именно от самих людей зависит красота их взаимоотношений. В народе говорят: «Покажи, как и что (кого) ты любишь, и я скажу, что ты за человек». Существует мнение, что любить - значит по-особому относиться друг к другу. Любящий человек более чувствителен, так как он страдает сразу за двоих: за себя и за своего возлюбленного.

Проанализировав работы ученых, философов разных эпох, мы пришли к выводу, что любовь - это

чувство, выражающее эмоционально-ценностное отношение к тому или иному объекту, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею, сильное чувство, которое человек испытывает к кому-нибудь, чему-нибудь, самому дорогому, близкому. Любовь понимается и как высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к Родине, к матери, к детям, к музыке и т.д.). В высшем проявлении любовь связана со стремлением жертвовать собственным благополучием ради объекта любви [2, с. 50]. Любовь представляет собой не только чувство, но и возможность любить и быть любимым. Конечной целью любви можно назвать самосовершенствование. Настоящая любовь - это искусство, которому необходимо научиться и в котором, как и во всяком другом искусстве, необходимо постоянно упражняться [5, с. 54]. Любовь бывает «эгоистической», то есть служит потреблению; «высокой» - когда предполагается самоотдача, преодоление эгоизма; «бедовая» любовь - имеется в виду отчаянная; «благодарная» - проявляющаяся в сильном чувстве к человеку, совершившему благородный поступок, и т.д. Любовь может быть к ребёнку, к матери, к женщине, к Родине. Можно выделить несколько видов любви: братская; материнская; эротическая; любовь человека к самому себе; любовь к Богу и др.

Профессор В.Т. Лисовский убеждён, что «в основе настоящей любви заключено деятельное стремление к добру» [3, с. 3].

Философ, психотерапевт Б. Хеллингер считает, что «за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь» [5, с. 2]. По его мнению, имеются определённые порядки любви, то есть «законы, царящие над отношениями между различными членами семейной группы, определяемые самой жиз-

© Комарова Л.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

171

нью» [5, с. 12]. Однако любовь является позитивной силой только тогда, когда люди знают об этих законах и соблюдают их. Слепая любовь часто вводит людей в заблуждение из-за незнания этих порядков. Если владеешь законами, управляющими любовью, и соблюдаешь их, любовь приносит желаемые плоды, а также оказывает благотворное и исцеляющее воздействие. По мнению Б. Хеллингера, с помощью любви можно разрешать семейные проблемы. Любовь, проявляющаяся в признании и уважении к человеку членов семьи, исправляет допущенную несправедливость и избавляет других членов семьи от неизбежного повторения ошибок. Понимание действия порядков любви способствует тому, что члены семьи смогут испытать долгую и счастливую любовь.

В народе говорят, что любить - значит относиться по-человечески, поэтому издавна большое значение любви придавалось в христианстве. В Ветхом Завете Господь требовал возлюбить ближнего, как самого себя. В Новом же Завете Христос заповедует: «Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга», - то есть жертвенной любовью необходимо любить ближних своих. По словам святителя Григория Нисского, «милость... происходит от любви, и её только имеет началом. Внешняя благотворительность при этом является не чем иным, как отражением любви, опытным доказательством любви» [4, с. 42]. Милосердие выдвигается как характерный признак людей праведных, которые живут на земле не только ради себя, но служат источником любви и милосердия для других. Подобно тому как источник света источает вокруг себя свет и тепло, так и любвеобильное сердце источает на других любовь и милосердие [4, с. 84]. Милосердие приводит к взаимной любви. Игумен Пётр считает, что самым важным средством в деле милосердия является любовь, которая должна стать внутренним стержнем, душой мира и миротворчества. Следовательно, в семье большое внимание должно уделяться воспитанию милосердия. Можно проявлять милосердие, посещая больных, придя на помощь в трудную минуту; а также снисхождением, терпением, вниманием, покорностью, деликатностью и тактичностью в обращении с ближними, усердием, утешением, советом и т.д.

Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «любовь больше всего очищает сердце и душу от всякой нечистоты, греха и порока. Любовь делает непорочными, заграждает всякий вход греху. И нет, решительно нет ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребляла сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви» [2, с. 51]. «Где есть любовь, там исчезает любостяжание, хищение, зависть, злословие, надменность, клятвопреступление, ложь, истребляется всё злое» [2, с. 87-88].

Атмосфера любви в семье предполагает мир, миролюбие. К этому миролюбию призывают христиане.

Любовь является совершенством из совершенств, «венцом всех добродетелей». В народе говорят, что без любви «не будет пользы и от прочих дел». Любое раздражение и гнев необходимо утолять любовью и благодушием, и тогда в семье будет мир. Мир и любовь «всегда рядом», поэтому даже на свадьбе новобрачным желают: «Мир да любовь!»

Всему миру известен призыв к любви Матери Терезы - проявлять свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего - у себя дома: дарить любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям... Значит, если вы хотите показать свою доброжелательность к близкому человеку, любовь, то непременно улыбайтесь! Психотерапевты Джек Кэнфилд и Марк В. Хансен считают, что любовь - самая великая сила в мире. Любовь, если только она присутствует в достаточной мере, способна снять любое напряжение. Люди, движимые потребностью поделиться своей любовью и показать, что близкие им не безразличны, не стесняясь, должны обнимать друг друга. В США даже существует «день объятий». Доктор Чарлз Фараоне поясняет, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Объятие совершенно естественно для человека, оно поистине чудодейственное средство от любых болезней.

Каждому из нас необходимо, прежде всего, научиться говорить близким людям о том, как мы их любим. Любовь занимает огромное место в жизни каждого человека, особенно дома. Человек, любящий людей, совершенно по-иному относится к окружающим, чем тот, который к людям безразличен. Любящий человек прислушивается к людям и по-настоящему слышит их, выявляет в каждом человеке сильные стороны, а не останавливается на его недостатках. Любовь предполагает проявление доброжелательности. Мартин Лютер Кинг считал, что для служения людям нужно иметь сердце, «преисполненное милосердия, и нужна душа, сотворённая любовью» [2, с. 73]. Он уверяет, что нужно учиться открывать своё сердце и дарить любовь, ничего не требуя взамен.

По мнению Алан Коуэн, «люди считают, что их ранят, когда они не получают любовь в ответ на свои чувства. Но не это причиняет им боль. Их боль приходит, когда они не дарят любви».

В.А. Яровицкий утверждает, что, каким бы занятым человек ни был, он всё равно «в состоянии влить свою страсть в русло истинной любви», потому что большинство людей стремятся обрести только истинное чувство любви. Поэтому «можно быть уверенными, что идеалы любви живы, как и сама любовь!» [3, с. 126]. Он советует, что при различных

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

проблемах, возникающих во взаимоотношениях любящих, нужно постараться понять друг друга, не обращать внимания на различия в характерах и во взглядах на жизнь, помнить, что любовь побеждает всё, включая многочисленные предрассудки и предубеждения со стороны окружающих. Таким образом, понятно, что все проблемы такого типа разрешимы.

П.И. Иванов считает, что человек сможет достичь любви в супружестве в том случае, если научится любить себя, считать себя достойным любви, иметь веру в действительность любви к себе другого человека. По его мнению, «мы можем любить другого ровно настолько, насколько мы можем любить самих себя. Любовь к себе является одной из самых главных составляющих любви к другим» [6, с. 133]. Человек, желая показать, как горячо любит другого, часто дарит «символ в виде красного сердца». Красный цвет выражает сильное чувство любви. Кроме того, любви невозможно научиться по книге, «опыт любви» можно приобрести только в процессе самой жизни. В народе говорят, что любовь - это сама наша сущность, она изначально в нас заложена, человеку её нужно только вспомнить. Очень немногие готовы сами любить, но если человек желает испытать истинную любовь, то ему самому следует научиться её дарить, не требуя ничего взамен. Потому что секрет любви заключается в том, чтобы дарить любовь, а не требовать её от других.

Необходимо также отграничивать истинную любовь от влюблённости. В тот момент, когда человек влюблён, он испытывает магическое влечение к другому, притягивает свою противоположность. Влюблённость должна перерасти в любовь, а для этого надо научиться любить.

Научиться любить - значит «избавиться от страха быть недостаточно любимым, так как каждый получает столько любви, сколько он отдаёт, не относиться к партнёру как к своей собственности, потому что если вас любят по-настоящему, вы не сможете этого человека потерять, а если вас разлюбили, то вы всё равно его не удержите» [4, с. 93].

От супружеской любви на свет появляется ребенок. Любовь к детям - одна из форм любви, в филогенезе которой - инстинкт сохранения рода, биологически более сильный, чем инстинкт самосохранения.

С 8 июля 2008 года в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Инициативу проведения праздника поддержали представители всех традиционных религиозных конфессий - ведь семья и супружеская верность являются общечеловеческими ценностями вне зависимости от вероисповедания или рода занятий.

Инициатива проведения праздника была предложена жителями города Мурома. Там, в храме Свято-Троицкого монастыря, покоятся тела двух хри-

стианских святых, чья жизнь стала образцом семьи и любви - Петра и Февронии. История повествует об их союзе как об идеале супружества. По легенде, после того как Феврония исцелила князя Петра от тяжелой болезни, он сделал ее княгиней, но бояре и их жены воспротивились этому, не желая иметь княгиню незнатного происхождения. Тогда, не желая расставаться с женой, Петр предпочел оставить княжение. Будучи в преклонных годах, Петр и Фев-рония приняли монашеский постриг и завещали похоронить их в одном гробу. Легенда говорит, что умерли они в один день и час - 25 июня (а по новому стилю - 8 июля) 1228 года.

Праздник, учрежденный депутатами Государственной думы в 2008 году, призван напомнить людям о важности таких ценностей, как семья и верность, любовь. Все это говорит о том, что в России тепло домашнего очага, заботливое отношение к родным и близким, прочная духовная связь по-прежнему остаются незыблемыми ценностями. Праздник все шире распространяется по стране, и теперь его отмечают наши соотечественники даже за ее пределами.

У праздника есть свой символ - ромашка, и медаль - «За любовь и верность», которую будут вручать 8 июля многодетным семьям, а также супружеским парам, отметившим более 25 лет совместной жизни. Девиз этой медали - «Семья - единство помыслов и дел». На одной стороне медали - изображения святых Петра и Февронии, на другой - ромашка, два лепестка которой окрашены в синий и красный цвета. Медалью награждаются «супруги, создавшие семью не менее 25 лет назад, получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, добившиеся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавшие своих детей достойными членами общества».

Таким образом, мыслители всего мира, затрагивая на страницах своих произведений тему любви, всегда придавали ей не абстрактный, а конкретный характер. Она воплощалась, прежде всего, в поступках каждого человека, тесно ассоциируясь с идеалами Добра, Истины, Красоты. Благодаря любви человек побеждает зло, грех, получает возможность соприкоснуться с первоосновой жизни. Любовь обладает действенной силой преображения мира, человека, природы. Это всегда творческое начало и всегда сакральное чувство.

Библиографический список

1. Баранов Н.А. Любовь в системе общечеловеческих ценностей. - М., 2009.

2. Василев К. Любовь. - М.: Прогресс, 2006.

3. ИвинА.А. Философия любви. - Т. 1. - М., 2004.

4. Фромм Э. Искусство любви. - Минск: Полифакт, 1999.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.