Научная статья на тему 'Священное Писание о природе и «Делах» любви'

Священное Писание о природе и «Делах» любви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1599
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГАПЕ / БОГ / БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ / ДУХОВНЫЕ ДАРЫ / ЛЮБОВЬ / СТОРГЕ / ФИЛИЯ / AGAPE / GOD / DIVINE COMMANDMENTS / SPIRITUAL GIFTS / LOVE / STORGE / PHILIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Котенёва Анна Валентиновна

В статье рассматривается феномен любви, ее природа, сущностные характеристики и проявления. Исследование проведено на основе изучения текстов синодального канонического перевода Библии с помощью феноменологического и герменевтического методов, а также контент-анализа. В работе были выделены основные разновидности любви: Бога к человеку, человека к Богу, человека к другому человеку. Любовь есть сущностная характеристика Бога и одновременно главная заповедь человеку в его взаимоотношениях с Ним и окружающими людьми. В Библии феномен любви раскрывается всесторонне и как духовное состояние, и как действие. Основными проявлениями деятельного характера любви являются самоотдача, служение ближним, жертвенность, терпение, забота, ответственность и милосердие. Любовь несовместима с нарушением божественных заповедей, завистью, эгоизмом, гордостью, раздражением, осуждением, злобой, обманом и клеветой. Представления о любви в Библии обретают конкретный характер и могут стать основой поведения современного человека в трудных и критических жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holy Writ on the nature and “deeds” of love

The article is devoted to investigation of the phenomenon of love, its nature, essential characteristics and manifestations. The study was conducted based on the study of the texts of the Synodic canonic Bible with the help of phenomenological and hermeneutical methods, as well as content analysis. The main kinds of love were discovered in the investigation: God’s love of man, man’s love of God, love for one’s neighbour. Love is the essential characteristic of God and at the same time man’s first commandment concerning its relationship with the Lord and neighboura. In the Bible, the phenomenon of love is revealed thoroughly both as a spiritual state, and as the action. What are the main manifestations of the active nature of love, are sparing no effort, service to neighbours, sacrifice, patience, care, responsibility and agape. Love is incompatible with the violation of divine commandments, envy, selfishness, arrogance, resentment, condemnation, anger, deceit and slander. Ideas about love in еру Bible become specific character and can become the basis of modern human behaviour in difficult and critical situations.

Текст научной работы на тему «Священное Писание о природе и «Делах» любви»

УДК 159.9:316.752 ; 2-425

Котенева Анна Валентиновна

доктор психологических наук, доцент Московский городской психолого-педагогический университет

akoteneva@yandex.ru

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПРИРОДЕ И «ДЕЛАХ» ЛЮБВИ

В статье рассматривается феномен любви, ее природа, сущностные характеристики и проявления. Исследование проведено на основе изучения текстов синодального канонического перевода Библии с помощью феноменологического и герменевтического методов, а также контент-анализа. В работе были выделены основные разновидности любви: Бога к человеку, человека к Богу, человека к другому человеку. Любовь есть сущностная характеристика Бога и одновременно главная заповедь человеку в его взаимоотношениях с Ним и окружающими людьми. В Библии феномен любви раскрывается всесторонне - и как духовное состояние, и как действие. Основными проявлениями деятельного характера любви являются самоотдача, служение ближним, жертвенность, терпение, забота, ответственность и милосердие. Любовь несовместима с нарушением божественных заповедей, завистью, эгоизмом, гордостью, раздражением, осуждением, злобой, обманом и клеветой. Представления о любви в Библии обретают конкретный характер и могут стать основой поведения современного человека в трудных и критических жизненных ситуациях.

Ключевые слова: агапе, Бог, божественные заповеди, духовные дары, любовь, сторге, филия.

Отличительной чертой современной эпохи является рост насилия, агрессии, жестокости, экстремизма, фанатизма и терроризма во всех сферах жизнедеятельности человека, что неизбежно ставит под угрозу само существование жизни на Земле. Глобальное неблагополучие человека отражает, прежде всего, девальвацию духовно-нравственных ценностей и утрату высших смыслов жизни. Искажение содержания традиционных христианских представлений о нравственности, семье, или их подмена либеральными нетрадиционными ценностями, размывает социокультурную идентичность личности, саму природу человека. Такие важные для человеческого существования духовно-нравственные ценности как любовь, надежда, вера утрачивают свой первоначальный смысл.

В обыденном сознании любовь сводится к влечению и страсти, а ее глубокие духовные корни совершенно не принимаются во внимание. Забвение первоначального смысла любви как духовного закона бытия приводит к серьезным негативным последствиям - нарушениям духовно-психологического здоровья человека, возникновению у него аддикций и девиантных форм поведения, агрессивности и жестокости как способов разрешения политических, социальных и межличностных конфликтов.

В психологии феномен любви исследован достаточно глубоко. Существуют самые разнообразные теории и концепции любви, объясняющие этот феномен с физиологических, психологических, философских, этико-религиозных и художественных поэтико-прозаических позиций [4; 6; 10; 13]. Современные исследования любви показывают, что она содержит в себе всю полноту существования и творчества, представляет собой незаменимую ценность для человека, является условием его выживания в стрессовых и критических ситуациях [5; 6; 7; 8; 9; 15; 16]. Вместе с тем, вопрос о духовных основаниях любви изучен в меньшей степени.

Целью данной работы является исследование феномена любви, ее духовной сущности и проявлений, как фундаментального основания человеческой жизни.

Реконструкция феномена любви осуществлялась на основе изучения текстов синодального канонического перевода Библии (греч. Bipio^ - книга). Перевод книг Ветхого Завета на русский язык осуществлялся с иврита, в то время как перевод Нового Завета - был выполнен с греческого оригинала. Во все времена для миллионов людей эти священные тексты выступали и выступают первоосновой понимания духовного смысла поступков, мыслей и переживаний. В них содержится вечная Истина, явлены духовные законы человеческого бытия и непреходящие ценности [3; 15]. В работе применялись герменевтический и феноменологический методы, а также контент-анализ.

Слово «любовь» имеет разные значения и смыслы в текстах Библии. Это связано, прежде всего, с особенностями перевода с древнееврейского и греческого языка на русский. Р.Г. Апресян в своей работе показал, что словом любовь переводятся такие древнееврейские слова в книгах Ветхого Завета как: «chashaq» (цепляться, привязываться, льнуть, быть верным), «racham» (милосердие, сочувствие), «do"d» (чувственная, страстная любовь), «ra'yah» (любовь, в смысле «любовь моя», т.е. возлюбленная) [2, с. 33-34]. В греческом же тексте для отражения различных сторон любви употребляются четыре глагола: эрос (£рю<; / eros - чувственная любовь, любовь-страсть), филия (фШа / philia - дружба, дружелюбие), сторгэ (сторук / storge - любовь-привязанность в семье, между родственниками), агапэ (dyann / agape - милосердная, преданная, жертвенная любовь к ближнему [12, с. 396-397]. В текстах Нового Завета слово «agape» приобретает доминирующее значение, eros не употребляется совсем, в редких случаях встречаются филия и сторге [2]. В русском же

переводе везде используется одно слово любовь, которое обозначает разные оттенки любви, отражающие конкретный практический опыт духовных состояний и действий человека.

Контент-анализ текстов Библии позволил выявить абсолютную частоту употребления слов, относящихся к феномену любви, и тем самым определить его значимость для человеческого бытия. В качестве смысловой единицы количественного анализа выступили сочетания «люб» и «любв», а также слова «любовь» и «любит». Так, слова, корнем которых является буквосочетание «люб», встречаются в 971 случаях: 518 раз в Книгах Ветхого Завета и 453 - в книгах Нового Завета. Само слово «любовь», его сокращенный вариант «любв», глагол «любит» упоминаются значительно реже - всего 328 раз, в том числе в книгах Ветхого Завета - 140 раз и 188 - в книгах Нового Завета. В ветхозаветных текстах наиболее часто о любви говорится во Второзаконии, Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Книге Премудрости Соломона, Песнях песней Соломона, Притчах Соломона, Псалтыре и реже - в книгах Бытия, Еккле-зиаста, Иисуса Навина, пророка Иеремии и Руфи. Тема любви занимается важное место и в книгах Нового Завета. Слово любовь употребляется в четырех Евангелиях 40 раз, в апостольских посланиях - 148 раз. Чаще всех о сущности христианской любви пишут «апостол язычников» Павел и «апостол любви» Иоанн Богослов (соответственно, 87 и 58 раз).

Причем в книгах Ветхого Завета понятие любви чаще передается глагольными формами, чем именем существительным (85 и 55 раз), в то время как в Книгах Нового Завета содержание чаще обозначается существительными, нежели глаголами (127 и 61 раз). Для сравнения приведем абсолютную частоту упоминания других слов: гнев встречается 552 раза, вера (ы) - 96, надежда - 60, кротость - 24, смирен(ие) - 54, терпен(ие) - 52, добр(ота) - 563, милосерд(ие) - 108, покаян(ие) - 32, горд(ость) -139, грех - 742.

Контент-анализ показывает, что семантическое поле, объединенное этим корнем, достаточно разнообразно и отражает как оттенки и проявления любви, ее направленность, так и прямо противоположные смыслы (например, любимый - нелюбимый, человеколюбивый - сребролюбивый и др.). С одной стороны, любовь есть некоторое действие, активность по отношению к другим, которые воплощаются в конкретных делах и плодах любви. С другой стороны, любовь представляет собой духовное состояние, имеющее характерные признаки. Сущность любви проявляется в особых идеальных отношениях между Господом и Его творением, а также между людьми во всех сферах их бытия. Она имеет разный масштаб, глубину, проявления и последствия.

Сущность и качества любви. Сущность феномена любви, ее духовные основания и качества, раскрывается в следующих положениях. Во-первых, Бог есть любовь [3, 1 Ин. 4: 8]. В книгах Ветхого Завета любовь Господа к человеку и к Израилю наделяется такими качествами как вечная [3, 3 Цар. 10:9; Иер. 31: 3], беспредельная [3, 3 Езд. 5: 40], милующая [3, Мих. 7: 18; Соф 3: 17], наказующая и благоволящая [3, Притч. 3: 12]. Но и в книгах Нового Завета Любовь Христа к человеку обладает похожими качествами - она великая, превосходящая разумение [3, Еф. 13: 19], вечная, так как ничто не может отлучить человека от Его любви: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем [3, Рим. 8: 35-39].

Во-вторых, источник любви в Боге: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога [3, 1 Ин. 4: 7].

В-третьих, любовь является духовным даром: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание [3, Гал. 5: 22]. И этот дар представляет собой совокупность совершенства [3, Флп. 4: 14] и высшую христианскую добродетель [3, 1 Кор. 13: 13].

В-четвертых, любовь является законом бытия человека, основой его отношения к Богу и ближнему. Тот, кто любит - исполняет закон: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон; итак, любовь есть исполнение закона [3, Рим. 13: 8, 10].

Значение любви для человека и его жизни велико. Она выше не только веры и надежды, но и выше всех всесожжений и жертв [3, Мк. 12: 33]. Любовь покрывает множество грехов человека и если он много любит, то прощаются ему его грехи [3, 1 Пет. 4: 8; Лк. 7: 47]. Более того, наличие любви между людьми означает, что они Христовы и в них пребывает Бог: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас [3, 1 Ин. 4: 12]. Утрата любви обесценивает само существование человека и все другие его дарования. По словам ап. Павла: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы [3, 1 Кор. 13: 1-3].

Текстологический анализ Библии показывает, что духовные основания любви коренятся в Боге, она является даром, представляет собой высшее совершенное состояние человеческого духа, отра-

жает норму взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми. Ее ценность непреходяща. И если человек строит свои взаимоотношения, попирая закон любви, то он утрачивает в своей жизни самое главное - то, что делает человека человеком и то, что приближает его к Богу. Хотя любовь и духовный дар, это не означает отсутствие со стороны человека усилий, направленных на ее обретение и совершенствование себя в ней. И в тех случаях, когда нет любви, святые отцы писали, нужно совершать «дела любви» вначале без любви. И сознательное желание человека строить свои отношения с людьми на основе этой безусловной ценности поможет ему преодолеть внутренние психологические стереотипы поведения, мешающие духовному совершенствованию, и приобрести новый опыт личных взаимоотношений, не разрушающих его личность [7; 15; 16].

Само понимание любви в текстах Библии, ее основных качеств и признаков, указывает вектор духовного развития человека и обозначает те проблемные духовно-нравственные состояния, которые нуждаются в глубоком осмыслении и проработке. Так, ап. Павел выделяет семь качеств, которые присуще любви и восемь, которые ей не свойственны. Ее сущность проявляется в том, что: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сора-дуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится [3, 1 Кор. 13: 3-8].

Выделенные качества сформулированы как конкретные активные действия. Именно поэтому можно утверждать, что самой главной особенностью любви является ее деятельный характер. Любовь представляет собой не только состояние, но дела и труд [3, 1 Ин. 3: 18; 1 Фес. (Сол.) 1: 3]. Любовь - это служение ближним [3, Гал. 5: 13]. Совершенная любовь несовместима со страхом [3, 1 Ин. 4: 18]. Любовь назидает [3, 1 Кор. 8: 1], не делает ближнему зла [3, Рим. 13: 10], утешает [3, Флм. 1: 7]. Рассмотрим подробнее феномен любви как определенную форму активности и деятельности.

«Дела» любви. О наличии у человека любви можно судить по его конкретных делам и поступкам, совершаемым по отношению к Богу, ближним и к самому себе. В Библии описаны архетипы отношений Бога и человека, а также межличностных отношений в семье, среди близких. В ряде сюжетов можно проследить их конкретное наполнение духовно-психологическим содержаниеми и выделить основные стороны и действия любви - «дела» любви.

Любовь Бога к человеку. Первое проявление Его Любви состояло в том, что человек был создан по Образу и Подобию Божьему, наделен такими ка-

чествами как бессмертная душа, разум, свободная воля, творческие способности. Бог поместил человека в идеальные условия существования в Раю; у первых людей была возможность реального общения с Ним. Любовь Бога к человеку пронизывает все Его деяния на протяжении всей ветхозаветной и новозаветной человеческой истории [3, Быт.; Исх. 20; Втор. 7: 8, 13]. Любовь проявлялась через милосердие, прощение, жертвенность по отношению к человеку. И как не покажется странным - через наказание, вразумление через скорбь и страдание. Бог наказывает тех, кого любит, чтобы их спасти.

Апофеозом Любви стало чудесное явление в этот мир Иисуса Христа - Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [3, Ин. 3: 16]. Высшим проявлением Любви является жертва. Любить - значит отдать жизнь свою: потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее [3, Ин. 10: 17], Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него [3, 1 Ин. 4: 9], Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками [3, Рим. 5: 8]. Духовной любви свойственен кенозис (греч. кетют; - опустошение, истощение) - христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. Уничижил Себя Самого, приняв образ раба [3, Флп. 2:7]. Логическим завершением любви является Крест, т. е. полная жертва собой ради других. Такая любовь была проявлена Христом в Его отношении к людям. Ни одна другая религия не демонстрирует нам этой высокой любви Бога к людям.

Любовь человека к Богу. Содержание любви человека к Богу и другому человеку определены Творцом. Главное в этой любви - слушать и соблюдать заповеди Бога: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди [3, Ин. 14: 15, 21; 2 Ин. 1: 6], а также соблюдать законы [3, Втор. 11: 13, 22; 19:9; 30: 16; Нав. 22: 5; Прем. 6: 18]. В книгах Ветхого Завета впервые раскрывается содержание заповедей - духовно-нравственных норм, регулирующих поведение человека по отношению к Богу и к другому человеку. Десять заповедей - Декалог, или Закон Божий - содержатся в Пятикнижии Моисея [3, Исх. 20: 2-17; Втор. 5: 6-21]. Они не являются относительным знанием, обобщением житейской мудрости поколений, а представляют собой Божественную абсолютную истину.

В ветхозаветной и христианской заповеди люби ближнего твоего, как самого себя [3, Лев. 19: 18; Мф. 19: 19; 22: 39; Мк. 12: 31] подразумевается, что уважение к собственной цельности и неповторимости, любовь и понимание самого себя неотделимы от уважения, любви, понимания дру-

гого человека. Любовь к себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу. Однако в книгах Нового Завета появляется новая заповедь для человека, которая показывает, как нужно любить своих ближних и даже врагов. Человек должен научиться любить ближнего так, как любит его Господь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга [3, Ин. 13: 34]. Причем любить ближнего нужно от чистого сердца, без всякого лукавства и коварства: постоянно любите друг друга от чистого сердца [3, 1 Пет. 1: 22]. Самая высокая любовь человека к человеку - жертвенная: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих [3, Ин. 15: 13]. Более того, недостаточно любить любящих вас, на это способен каждый человек, даже мытарь, важно любить врагов. Последнее становится условием любви Бога к человеку: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных [3, Мф. 5: 44 - 45; Лк. 6: 27, 35].

Любовь человека к Богу и к человеку составляют неразрывное единство. Нельзя любить Бога и ненавидеть человека одновременно: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.... Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его [3, 1 Ин. 4: 20, 21; 5: 2]. Утрата любви или к Богу, или к человеку, приводит к гибели любви как таковой. В духовной любви люди соединяются в Боге. Без Него любовь теряет свою полноту и глубину.

Подвижник VI-VII вв. преп. Авва Дорофей иллюстрирует эту заповедь посредством следующих образов. Круг символизирует мир, его середина - Бога, радиусы, идущие от центра круга к его окружности или от неё к центру, изображают жизненные пути людей. Чем ближе человек приближается к Богу, тем ближе он к другим людям. Когда он удаляется от Бога - центра круга - тогда и другой человек становится для него более далеким. Чем сильнее человек любит Бога, тем сильнее он испытывает это чувство и к другому человеку [13, с. 26]. Вершиной любви к Богу является соработничество со Христом во Святом Духе [3, Ин. 15: 15]. Задача человека состоит в том, чтобы ревностно стремиться к совершенной любви, к ее познанию, возрастанию и преуспеванию [3, 1 Кор. 14: 1; Лк. 2: 52; Флп. 1: 9; 1 Тим. 6: 11], а также к совершенствованию себя самого в любви [3, Ефс. 4: 16].

Заповеди содержат в себе абсолютные критерии в оценке глубины любви. Бога нужно любить всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью [3, Мк. 12: 33]. Подобная любовь подразумевает полную отдачу тому, кого любишь: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [3, Мф. 6: 24; Лк. 16: 13]. Любовь человека к Богу должна быть сильнее, чем любовь человека к родителям и детям. Иначе человек становится недостоин Господа [3, Мф. 10: 37]. Такую любовь к Богу, пронизанной доверием к Нему и верой в Его Слова, показал Авраам, принося в жертву своего долгожданного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Наиболее ярко проявления любви человека к Церкви наблюдаются в Песнях песней Соломона при описании чувств Суламиты и ее возлюбленного [3, Песн. 8: 6]. По учению отцов церкви, прежде всего святителя Григория Нисского, эта любовь символизирует любовь души к Церкви [11].

Именно поэтому нарушение и соблюдение заповедей имеет свои последствия для человека. Господь ценит праведных [3, Пс. 145:8], тех, кто сохраняет Ему верность, живет с премудростью [3, Прем. 7: 28]. Судьба таких людей отличается от судьбы нечестивых: Господь творит милость до тысячи родов любящих Его и соблюдающих Его заповеди [3, Втор. 5: 10], наказывает детей ненавидящих Его до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его [3, Втор. 5: 9], Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком. Господь не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится [3, Пс. 30: 24; 36: 28]. Исходя из заповедей, касающихся межличностных отношений, любовь человека к человеку исключает убийство, прелюбодейство, воровство, лжесвидетельство, зависть. Проявление этих действий и качеств у человека не только препятствует возрастанию любви, но и имеет для него судьбоносное значение. Верно и обратное.

В Ветхом и Новом Заветах содержится много сюжетов, иллюстрирующих проявления любви Бога к человеку, человека к Богу, мужа к жене, отца к сыну и др. Рассмотрим некоторые из них.

Семейная любовь. В Ветхом Завете раскрывается сущность семейной любви - любви мужа и жены, любви родителей к детям, детей к родителям, к братьям и сестрам. Основные проявления данной разновидности любви прослеживаются как при описании истории семьи, так и в отдельных судьбоносных для человека жизненных ситуациях. Это и история взаимоотношений Адама и Евы, и жертва Авраама, и женитьба Авраамом Исаака, и история любви Иакова и Рахили, и примеры из жизни апостолов Павла, Петра и Стефана, которые

за любовь к Богу претерпели до крови и множество других сюжетов.

История взаимоотношений Адама и Евы. Человек - венец творения, любимое и благословенное творение, созданное по Образу и Подобию Божьему. Бог есть любовь, но и в основе человеческого существования лежит Его любовь [3, 1 Ин. 4: 8]. До грехопадения межличностные отношения первых людей, Адама и Евы, их действия по отношению друг к другу отмечены проявлением божественной любви, той любви, которая непреложна, дана людям как дар и основа бытия. Синонимами слова любовь, несомненно, являются те слова, которые характеризуют состояния и действия человека в Раю - блаженство, бесконечная радость, богопознание, бого-общение, познание себя и окружающего мира.

В любви заложены основные архетипы взаимоотношений. В книге Бытия об этой любви сказано очень кратко, но вместе с тем и глубоко. Самое первое признание в любви на заре человеческой истории звучало так: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] [3, Быт. 2: 23]. Адам любит Еву как самого себя - и это главная заповедь и абсолютная норма человеческих отношений, которая благословлена Богом. Е.А. Авдеенко выделил три рода любви Адама к Еве, каждый из которых связан с познанием ее сущности - любовь совершенная, любовь примирения и прощения, любовь плотяная [1, с. 44].

Совершенная любовь означает, что человек видит другого человека как индивидуальность, но при этом находит в нем и отражение самого себя. Адам наделен духовной способностью прозревать главное в окружающем его мире. Об этом свидетельствует то, что он давал имена всем, имеющим живую душу - скотам, полевым животным и небесным птицам [3, Быт. 2: 20]. А имя выявляет истинную суть обозначаемого явления. Любовь Адама проявлялась в том, что он постоянно открывал в жене новые и главные грани ее человеческой натуры. Первый раз он назвал женщину, извлеченную Богом из его ребра, женой, второй раз - Евой, что означало её предназначение стать матерью всех живущих [3, Быт. 2: 23; 3: 20]. То есть любовь - это глубокое знание того, кого любишь, умение увидеть то общее, что объединяет мужа и жену.

Любовь примирения и прощения появляется после грехопадения. Адаму нужно было простить свою жену, по вине которой произошли кардинальные изменения в их судьбе - изгнание из Рая - и научиться жить в новых условиях после нарушения божественной заповеди не вкушать плодов с дерева познания добра и зла [3, Быт. 2: 16, 17].

Любовь плотяная, детородная связана с рождением детей [1, с. 45]. Адам познал Еву, и она зачала и родила. К этим проявлениям любви можно добавить и такое действие любви как совместное

терпение скорбей и страданий, которых почти в тысячелетнюю жизнь, было чрезвычайно много, включая болезни, убийство Каином Авеля (детей Адама и Евы) и др. Семейная любовь как архетип взаимоотношений между членами семьи включает в себя и такие компоненты как почитание детьми своих родителей, влечение жены к мужу и его любовь к ней [3, Исх. 20:12; Быт. 3: 16; Втор. 5: 16].

В описании жизни первых людей, их поведения явно проявляется еще одна грань любви - ее свободный характер. Она определяется свободным движением духа человека, насилие по отношению к ней невозможно. От человека исходит желание, импульс, любить или не любить, даже по отношению к своему Творцу. Человек сам, без принуждения, нарушил божественную заповедь не вкушать плодов с дерева добра и зла [3, Быт. 2: 16, 17] и тем самым проявил свое отношение к Богу.

Еще одним проявлением семейной любви -любви отца к сыну - является забота и ответственность за его судьбу, будущее всего рода. Эти действия любви наиболее ярко описаны в сюжете о поиске невесты Авраамом для любимого и долгожданного сына Исаака. Эта история может стать образцом для современных молодых людей, вступающих в брак, так как в ней описан «сценарий» испытания невесты, достойной для замужества. А к таким качествам, которые характеризуют девушку - будущую любящую жену, относятся терпение и одинаковый с родственниками мужа нрав. Подробный анализ этого сюжета содержится в книге Е.А. Авдеенко [1]. Любовь приходит к Исааку к Ревекке уже после женитьбы и становится для него утешением в печали и скорби после кончины матери [3, Быт. 24: 67].

Сюжет о Иакове и Рахили еще одна история любви, в которой проявились многие ее грани, -долготерпение и готовность жертвовать своими душевными и физическими силами. Ради женитьбы на Рахили Иаков согласился на кабальные условия службы у своего дяди Лавана, снес ужасное оскорбление, когда после первой брачной ночи обнаружил, что вместо младшей дочери Лаван подложил зятю старшую, Лию. Четырнадцать лет тяжелого труда - цена будущего семейного счастья [3, Быт. 29-33]. Есть и другие примеры. Любовь Иосифа к братьям окрашена прощением, заботой и помощью [3, Быт. 37-50]. Верность и терпение были главными качествами любви Иова к жене [3, Иов.].

Итак, основными проявлениями семейной любви являются: свободное действие; принятие другого человека как индивидуальности и признание его ценности; видение в другом самого себя, своих глубинных оснований; познание человека, открытие в нем сущностных качеств и новых граней; прощение и примирение; терпение скорбей; забота и ответственность за любимого; утешение в скорби и печали.

Любовь как состояние. В текстах Ветхого Завета любовь обозначает и духовно-психологическое состояние человека по отношению к другому человеку - отцу, жене, брату, детям, женщинам. Так, Исаак взял в жены Ревекку и возлюбил ее [3, Быт. 24:67], братья возненавидели своего отца за его любовь к Иосифу, у Иосифа воскипела любовь к брату [3, Быт. 37: 4; 43: 30]. Любовь как чувство, привязанность и страсть оказывает сильное воздействие на человека, и имеет большую для него ценность: делает лицо человека радостным [3, Есф. 5: 1], вызывает наслаждение, от нее изнемогают [3, Притч. 7: 18; Песн. 2: 5]. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем [3, Песн. 8: 7]. В своих высших проявлениях любовь является украшением человека [3, Сир. 48: 11], она покрывает все грехи [3, Притч. 10: 12]. Любовь как духовно-эмоциональное состояние проявляется не только к человеку, но и по отношению к конкретным его качествам и ценностям, среди которых особо почитаются душа, чистота сердца, милосердие, добро [3, Притч. 19: 8; 22: 11; Мих. 6:8; Ам. 5: 15], знания, мудрость [3, Притч. 12: 1; Сир. 20: 40], справедливость, праведность [3, Прем. 1: 1; 8: 7].

С другой стороны, словом любовь обозначается и порочная страсть, низменное чувство: Сестра ее, Оголива, видела это, и еще развращеннее была в любви своей, и блужение ее превзошло блужение сестры ее [3, Иез. 23: 11]. Словом любовь называются и другие негативные качества человека - привязанность, пристрастие, склонность к суете, [3, Пс. 4: 3], к невежеству, к ссорам, греху, вину, веселью [3, Притч. 1: 22; 17: 19; 21: 17], к богатству и серебру [3, Еккл.5: 9]. Любовь как состояние и склонность может иметь разные полюсы - добро и зло. И в текстах Ветхого Завета любовь ко всему доброму рассматривается как добродетель, а склонность ко злу как порок.

Таким образом, в книгах Ветхого и Нового Завета теме любви придается судьбоносное значение для всего мира, в том числе и для человеческого бытия. В текстах Библии содержится понимание сущности феномена любви в ее трех ипостасях: Любовь Бога к человеку, любовь человека к Богу и любовь человека к другому человеку. Любовь предстает и как высшее состояние человеческого духа, которое придает жизни смысл и ценность, и как активное отношение и деятельность человека. Любовь есть сущностная характеристика Бога и одновременно главная заповедь человеку, идеальная норма, в его взаимоотношениях с Богом и окружающими людьми. При этом речь идет о жертвенной, «все покрывающей» любви (агапе) к ближнему, к тому, кто случайно окажется близко и в особенности к врагу и обидчику. Любовь является способом самоосуществления человека, его

самореализации, а также сердцевиной его духовности и главным мерилом человечности.

Любовь оказывается в одном семантическом пространстве с такими словами как жертвенность, дар, добродетель, долготерпение, милосердие, истина, вера, надежда, служение ближним, самоотдача, утешение, свободное действие, познание человека, прощение и примирение, терпение скорбей, забота и ответственность за любимого и др. Любовь несовместима с преступлением божественных заповедей, непослушанием, завистью, эгоизмом, превозношением, гордостью, раздражением, осуждением, злобой, обманом, лжесвидетельством, клеветой и недружелюбием. Любовь, хотя и является духовным даром, но от человека зависит, получит ли он этот дар. Его главная задача - стремиться к идеальной любви, быть ответственным за свои поступки и действия.

Библиографический список

1. Авдеенко Е.А. Как правильно выйти замуж. -СПБ.: Издание храма Воскресения Христова, 2010. - 112 с.

2. Апресян Р.Г. Слова любви: eros, philia, agape // Философия и культура. - 2012. - № 8 (56). - С. 2740.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1988. - 1372 с.

4. Братусь Б.С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности // Вопросы философии. - 2009. - № 12. - С. 30-43.

5. Березина Т.Н. Воспитание добра. - М.: Изд-во «Спутник +», 2015. - 99 с.

6. Котенева А.В. Духовные ценности как фактор психологической защищенности личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 4. -С. 38-44.

7. Котенева А.В. Психологическая защита личности. - М.: МГГУ, 2013. - 562 с.

8. Котенева А.В. Феномен веры как основа жизнестойкости личности // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сб. науч. статей III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р.В. Кадырова. - Владивосток: Морской гос. ун-т, 2014. - С. 32-35.

9. Котенева А.В. Понятие духовности в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 43-47.

10. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

11. Святитель Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. - Творения, Часть 3 // Творения святых отцов в русском перево-

Акмеологическая концепция развития качества профессиональной деятельности

де, издаваемые при Московской Духовной Академии. - Т. 39. - М.: Типография В. Готье, 1862. - 409 с.

12. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. - М.: Правда, 1990. - 490 с.

13. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.

14. Христианская жизнь по Добротолюбию: Избранные места из творений святых Отцов и Учителей Церкви. - М.: Московский Свято-Данилов

монастырь, 1991. - 224 с.

15. Челышев П.В., Челышева П.В., Котене-ва А.В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. - М.: МГГУ, 2012. - 352 с.

16. Челышев П.В. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. - М.: Храм св. вмч. Димитрия Солунского, 2004. - 256 с.

УДК 159.99

Паутова Людмила Евгеньевна

кандидат психологических наук, доцент Государственный социально-гуманитарный университет

mgosgi-ec@mail.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ проблем качества профессиональной деятельности специалиста, разработку акмеологической концепции качества и опытное ее внедрение в систему профессиональной подготовки специалиста. Теоретически обосновано и определено положение о том, что изучение особенностей интеграции акмеологического знания и системы менеджмента качества способствует определению основных концептуальных положений эффективной интеграции в системе профессиональной деятельности специалиста. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики понятий «качество», «управление качеством», «акме-стратегия» достижения заданного уровня качества (активность субъекта деятельности, целеполагание, продуктивная компетентность). В результате определены концептуальные направления разработки акмеологической концепции качества профессиональной деятельности специалиста, отражающие требования к заданному уровню качества, акмеологические критерии, показатели и оценки эффективности.

Ключевые слова: качество, акме-стратегия, система менеджмента качества, акмеологическая концепция качества профессиональной деятельности, продуктивная компетентность, акмеологический подход.

Актуальность проблемы обеспечения качества профессиональной деятельности определяется тем, что требует разработки и реализации на системном уровне. Начальным этапом этого процесса является первичное профессиональное образование личности как субъекта деятельности, создающего духовные продукты к качестве психических, акмеологических, социально-профессиональных новообразований личности на всех уровнях развития общества (мега-, макро- и микро-уровень).

В связи с этим, мероприятия по модернизации системы образования являются стратегическим ресурсом повышения качества человеческого потенциала страны и направлены на обеспечение подготовки конкурентоспособных кадров. Такого рода мероприятия, согласно А.А. Деркачу, являются основным условием опережающего социально-экономического развития страны [3]. Современное состояние проблемы по развитию качества отечественного образования связано с открытой и единой государственно-общественной системой с учетом обеспечения качества профессиональной подготовки на всех его уровнях: бакалавр, магистр, специалист.

В современной системе Российского образования, в связи с внедрением в образование принципов Болонского процесса, происходят изменения

в понимании сущности «качества образования». В соответствие с Болонским процессом и акмеоло-гической теорией фундаментального образования Н.В. Кузьминой [7], искомый результат высшего образования - продуктивная компетентность выпускников (бакалавров, магистров, специалистов), включающая умелость и мастерство в формулировании и решении предстоящих специальных и профессиональных задач (акме-стратегий).

С учетом указанных тенденций, целесообразно профессиональную деятельность специалиста рассматривать и изучать с точки зрения ее субъективности [4], повышения продуктивности, формирования продуктивной компетентности, выявления закономерностей и факторов совершенствования, достижения вершин («акме») профессионального мастерства и заданного уровня качества в различных сферах профессиональной деятельности, что является объектом акмеологии. А.А. Деркач определяет, что условием эффективной творческой деятельности, непрерывного самосовершенствования в ней и поступательного личностно-профессионального развития является формирование психолого-акме-ологического феномена «субъективность позиции», что обеспечивает продуктивную самореализацию специалиста в профессии» [4]. Эти показатели продуктивности субъекта являются обеспечивающими высокий уровень качества деятельности и продук-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.