Научная статья на тему '«ЛЮБЛИНСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» И ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

«ЛЮБЛИНСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» И ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССИЯ / «ЛЮБЛИНСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» / ПОЛЬША / ЛИТВА / УКРАИНА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жильцов Сергей Сергеевич

В последние годы геополитическая борьба между Западом и Россией усилилась. Западные страны проводят санкционную политику против России и ее союзников, предлагая различные механизмы давления. Большая роль в реализации антироссийской политики отводится странам, которые ранее входили в состав Советского союза и государствам Центральной и Восточной Европы. Одним из многосторонних форматов взаимодействия данных стран стал «Люблинский треугольник». Входящие в альянс страны - Украина, Польша и Литва придерживаются близких внешнеполитических позиций, продвигая интересы Запада и реализуя антироссийский курс. Созданный в 2020 г. формат взаимодействия был направлен на оказание влияния на внешнюю политику Белоруссии, которая является одним из ключевых союзников России. Однако первоначальные планы по трансформации «треугольника» в формат четырех страны изменились под влиянием внутриполитических событий в Белоруссии, которые произошли в августе 2020 г. В результате, «Люблинский треугольник» превратился в инструмент оказания давления на официальный Минск. В статье исследуется внешнеполитический курс стран, входящих в «Люблинский треугольник», их политика в отношении Белоруссии. Делается вывод, что политика «Люблинского треугольника», а также входящих в него стран, будет по-прежнему направлена на оказание давления на официальный Минск. После начала проведения специальной военной операции на Украине, официальный Киев, Литва и Польша еще больше усилили давление на Белоруссию. Целью данных государств является оказание экономического и политического давления на белорусскую сторону. Автор приходит к выводу, что внешняя политика Белоруссии будет находиться под давлением стран, входящих в «Люблинский треугольник». Данный инструмент давления отвечает интересам Запада, который рассчитывает через ослабление Белоруссии, снизить военно-политический потенциал России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LUBLIN TRIANGLE AND BELARUSIAN POLICY AT THE PRESENT STAGE

In recent years, the geopolitical struggle between the West and the Russian Federation has intensified. Western countries are pursuing a sanctions policy against Russia and its allies, using various pressure mechanisms. The former Soviet Union and Central and Eastern European (CEE) countries play a major role in implementing anti-Russian course. The Lublin Triangle has become one of the multilateral formats of interaction among the CEE countries. The members of the regional alliance Lithuania, Poland, and Ukraine hold close foreign policy positions, promoting the interests of the West and implementing an anti-Russian policy. Since its establishment in 2020, the alliance aims at influencing the foreign policy of Belarus, which is one of Russia’s key allies. However, the original plans to transform the Triangle into a four-country format changed due to internal political events in Belarus in August 2020. As a result, the Lublin Triangle turned into a tool to put pressure on official Minsk. The article examines the foreign policy of the countries of the Lublin Triangle towards Belarus. The author concludes that the strategy of the alliance and its individual members will be aimed at exerting economic and political pressure on Belarus, especially after the start of the special military operation in Ukraine. That approach meets the interests of the West, which expects to reduce the military and political potential of Russia through the weakening of Belarus.

Текст научной работы на тему ««ЛЮБЛИНСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» И ПОЛИТИКА БЕЛОРУССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ:

Белоруссия в условиях глобальной турбулентности

THEMATIC DOSSIER:

Belarus in the Conditions of Global Turbulence

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ / GEOPOLITICS AND SECURITY

Научная статья / Research article «Люблинский треугольник» и политика Белоруссии на современном этапе

С. С. Жильцов

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-4898-2627; e-mail: serg.serg56@mail.ru

Аннотация. В последние годы геополитическая борьба между Западом и Россией усилилась. Западные страны проводят санкционную политику против России и ее союзников, предлагая различные механизмы давления. Большая роль в реализации антироссийской политики отводится странам, которые ранее входили в состав Советского союза и государствам Центральной и Восточной Европы. Одним из многосторонних форматов взаимодействия данных стран стал «Люблинский треугольник». Входящие в альянс страны - Украина, Польша и Литва придерживаются близких внешнеполитических позиций, продвигая интересы Запада и реализуя антироссийский курс. Созданный в 2020 г. формат взаимодействия был направлен на оказание влияния на внешнюю политику Белоруссии, которая является одним из ключевых союзников России. Однако первоначальные планы по трансформации «треугольника» в формат четырех страны изменились под влиянием внутриполитических событий в Белоруссии, которые произошли в августе 2020 г. В результате, «Люблинский треугольник» превратился в инструмент оказания давления на официальный Минск. В статье исследуется внешнеполитический курс стран, входящих в «Люблинский треугольник», их политика в отношении Белоруссии. Делается вывод, что политика «Люблинского треугольника», а также входящих в него стран, будет по-прежнему направлена на оказание давления на официальный Минск. После начала проведения специальной военной операции на Украине, официальный Киев, Литва и Польша еще больше усилили давление на Белоруссию. Целью данных государств является оказание экономического и политического давления на белорусскую сторону. Автор приходит к выводу, что внешняя политика Белоруссии будет находиться под давлением стран, входящих в «Люблинский треугольник». Данный инструмент давления отвечает интересам Запада, который рассчитывает через ослабление Белоруссии, снизить военно-политический потенциал России.

Ключевые слова: Белоруссия, «Люблинский треугольник», Польша, Литва, Украина, внешняя политика.

Для цитирования: Жильцов С. С. «Люблинский треугольник» и политика Белоруссии на современном этапе // Постсоветские исследования. 2023; 2(6): 122-130.

The Lublin Triangle and Belarusian polky at the present stage

Sergey S. Zhiltsov

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.ors/ 0000-0002-4898-2627; e-mail: serg.serg56@mail.ru

Abstract. In recent years, the geopolitical struggle between the West and the Russian Federation has intensified. Western countries are pursuing a sanctions policy against Russia and its allies, using various pressure mechanisms. The former Soviet Union and Central and Eastern European (CEE)

countries play a major role in implementing anti-Russian course. The Lublin Triangle has become one of the multilateral formats of interaction among the CEE countries. The members of the regional alliance Lithuania, Poland, and Ukraine hold close foreign policy positions, promoting the interests of the West and implementing an anti-Russian policy. Since its establishment in 2020, the alliance aims at influencing the foreign policy of Belarus, which is one of Russia's key allies. However, the original plans to transform the Triangle into a four-country format changed due to internal political events in Belarus in August 2020. As a result, the Lublin Triangle turned into a tool to put pressure on official Minsk. The article examines the foreign policy of the countries of the Lublin Triangle towards Belarus. The author concludes that the strategy of the alliance and its individual members will be aimed at exerting economic and political pressure on Belarus, especially after the start of the special military operation in Ukraine. That approach meets the interests of the West, which expects to reduce the military and political potential of Russia through the weakening of Belarus.

Keywords: Belarus, Lublin Triangle, Poland, Lithuania, Ukraine, foreign policy.

For citation: Sergey S. Zhiltsov. The Lublin Triangle and Belarusian polky at the present stage // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;2(6): 122-130 (In Russ.).

Введение. История создания

«Люблинского треугольника» начинается с середины 2020 г. 28 июля министры иностранных дел трех стран государств Украины, Литвы и Польши заявили о создании нового многостороннего формата, который получил название «Люблинский треугольник». Прежде всего, они апеллировали к истории взаимоотношений государств. В 1569 г. в городе Люблин был заключен союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским - Люблинская уния. Она стала основой для создания государства Речи Посполитой, которое играло большую роль в Европе на протяжении почти 200 лет. Неслучайно участники отмечали, что основой нового союза служат традиции и исторически сложившиеся связи между странами1.

В декларации, которая была подписана при образовании нового формата взаимодействия, говорится, что в связи с «продолжающейся российской агрессией на Украине», три страны обязуются координировать свою деятельность в целях соблюдения норм международного права как в рамках трехстороннего сотрудничества, так и в рамках международных организаций (НАТО, ЕС, ООН, Совет Европы, ОБСЕ). Польша, Литва и Украина неизменно

1 Грязев А. Польская геометрия: в Люблине возрождается Речь Посполитая. Дата публикации 29.07.2020. URL:

https://www.gazeta.rU/politics/2020/07/29_a_13169611.s html (дата обращения: 23.01.2023)

заявляют о своем решительном осуждении присоединения Крыма и города Севастополь к России, а также призывают Россию вывести свои войска из Донецкой и Луганской областей Украины» [Русакова 2021: 52-61].

Первые трехсторонние переговоры между Польшей, Литвой и Украиной были проведены в 2014 г., после вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Затем в сентябре 2014 г. был подписан договор о создании «ЛитПолУкрБриг» -

международной литовско-польско-

украинской военной бригады. Она была создана из подразделений вооруженных сил Литвы, Польши и Украины. Ее формирование рассматривалось в качестве поддержки евроатлантических устремлений Киева. Помимо стран Люблинского треугольника активное участие в обучении войск бригады принимают солдаты Национальной гвардии США2.

Однако не история отношений определила взаимоотношение государств из «Люблинского треугольника» на

современном этапе. Ключевой задачей альянса являлось противодействие политики России. С 2014 г. отношения между Россией и Западом носили конфронтационный характер. Конфликт на Украине, в который

2 Litewsko-Polsko-Ukrainska Brygada im. Wielkiego Hetmana Konstantego Ostrogskiego. SZKOLENIE. URL: https://litpolukrbrig.wp.mil.pl/pl/pages/szkolenie-2020-02-20-r/ (дата обращения: 22.01.2023)

активно были вовлечены западные государства, оказывая официальному Киеву политическую, экономическую и военную помощь, активизировали политику Польши и Литвы, тем более что эти страны занимали антироссийские позиции, поддерживая все антироссийские инициативы Запада.

Создание «Люблинского треугольника» отражало курс западных стран, который был направлен на формирование широкой коалиции государств, придерживающихся антироссийских взглядов. Активную роль в создании «Люблинского треугольника» играла Польша, которая исторически соперничала с Россией. Для польской стороны создание «Люблинского треугольника» открывало дополнительные возможности по продвижению своих геополитических интересов. В их основе лежали исторические планы по формированию Речи Посполитой.

Если в предыдущие годы планы Варшавы опирались в основном на «Вышеградскую группу», то с июля 2020 г. «ключевым инструментом продвижения польской политики стал так называемый «Люблинский треугольник» в виде нового формата партнерства, провозглашенного Польшей, Литвой и Украиной» [Баранчик 2020: 37-53].

«Люблинский треугольник»

рассматривается Варшавой в качестве одного из шагов на пути реализации идеи Триморья. О ней впервые было объявлено в 2015 г. лидерами Польши и Хорватии [Зубович 2019: 84-91]. Данная инициатива рассматривалась в контексте реализации политики ЕС по снижению зависимости постсоветских государств, расположенных на западном фланге от российских энергетических ресурсов. Этот проект представлял большое значение для Польши, которая рассчитывала занять «одну из лидирующих позиций на европейском континенте» [Русакова 2021: 5261]. В рамках данных геополитических устремлений Польша рассматривает политику в отношении Украины, Литвы и Белоруссии, которой польская стороны уделяет повышенное внимание. Впрочем, помимо белорусской тематики, страны

объединяли долгосрочные цели. В подписанной декларации отмечалось «совместное историческое наследие и общие ценности. В будущем это, безусловно, единая Европа. И Литва, и Польша будут прилагать все усилия, чтобы Украина стала членом НАТО и ЕС, поддерживают Крымскую платформу»1.

Выборы президента Белоруссии

«Люблинский треугольник» был создан до выборов президента Белоруссии, которые прошли в августе 2020 г. Страны, которые входили в новый Альянс, рассматривали варианты присоединения к данному формату и Белоруссии. Не случайно еще до выборов президента в Белоруссии глава МИД Владимир Макей получил приглашение принять участие в первой встрече глав внешнеполитических ведомств данного формата. Более того, официальные власти Белоруссии вполне оптимистично рассматривали деятельность данного объединения, рассчитывая получить новый канал коммуникаций с ЕС, который рассматривался в качестве одного из приоритетов белорусской внешней политики.

До выборов президента Белоруссии внешняя политика страны отличалась многовекторностью. Официальный Минск сохранял тесные экономические и политические контакты с Россией, в том числе, в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза, и, одновременно активно развивал отношения с западными странами, прежде всего, с ЕС.

По результатам президентских выборов в Белоруссии А. Г. Лукашенко получил 81% голосов избирателей. Однако оппозиция высказала несогласие с данными результатами и опираясь на поддержку западных стран, попыталась захватить власть. Активная поддержка белорусской оппозиции со стороны стран, которые вошли в «Люблинский треугольник»,

свидетельствовало о долгосрочных геополитических задачах. Данный формат отношений рассматривался участниками в

1 Litewsko-Polsko-Ukrainska Brygada im. Wielkiego https://litpolukrbrig.wp.mil.pl/pl/pages/szkolenie-2020-Hetmana Konstantego Ostrogskiego. SZKOLENIE. URL: 02-20-r/ (дата обращения: 22.01.2023)

контексте решения разноплановых геополитических задач.

Действия белорусских властей, направленные на предотвращение государственного переворота, вызвали критику со стороны Запада и привели к изменению отношений с официальным Минском. В результате Белоруссия была вынуждена изменить свой

внешнеполитический курс, активизировав отношения с Россией. Было расширено сотрудничество в экономической и политической сфере. Это привело к росту торгово-экономических отношений,

подписание различных совместных программ. По итогам первого квартала 2022 г. доля России в торгово-экономическом обороте Белоруссии составила 53,4%1.

Роль стран «Люблинского

треугольника»

Активную роль в событиях в Белоруссии играла Польша. Варшава рассчитывала использовать приход к власти оппозиции в собственных интересах. Прежде всего, в случае смены власти, Польша рассчитывала добиться кардинальных изменений во внешнеполитическом курсе Белоруссии. В Польше рассчитывали добиться выхода Белоруссии из Союзного государства, изменить подход к членству в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В целом, российский вектор внешней политики Белоруссии должен был измениться на западный вектор, а впоследствии принять антироссийский характер. В этих процессах Польша рассчитывала играть ведущую роль, осуществляя политическую и

экономическую экспансию в Белоруссию. «Стратегически, помимо внутренних экономических прибылей, правящая часть польской элиты видит в этом плане выгодную возможность обмена геополитической значимости Польши в Европе на роль проводника американской внешней политики в Евразии, опираясь на которую Варшава рассчитывает превзойти по значимости и

влиянию не только персонально Лондон, Берлин, Париж или Рим по отдельности, но и стать руководящей силой, определяющей внутреннюю и внешнюю политику всего Европейского союза в целом» [Баранчик 2020: 37-53].

В Польше антироссийская риторика отражает позиции правящей национально-консервативной партии «Право и справедливость». Эта политическая сила особое внимание уделяет вопросам патриотизма и сохранению исторической памяти. Она опирается на патриотические настроения той части населения, которое поддерживает проведение антироссийского курса. Своей целью партия ставит укрепление независимости польского государства, опираясь на историческую политику.

Смена власти в Белоруссии рассматривалась в Литве не только с геополитических позиций. Большое влияние оказывал экономический фактор. В частности, литовская сторона рассчитывала, что смена власти в Белоруссии изменит экономическую политику Белоруссии. В частности, белорусская сторона

осуществляет транзит грузов через литовские порты. Однако ориентация Белоруссии на Россию не позволяет литовской стороне рассчитывать на увеличение транзитного потока.

Соответственно, смена власти в Белоруссии рассматривалась с точки зрения увеличения транзита грузов.

Большое внимание в Литве уделяли строительству АЭС в Гродненской области (Белоруссия). Как отмечал парламент Литвы, электростанция несет «угрозу для национальной безопасности» республики, несмотря на положительные заключения МАГАТЭ». Тем не менее, правительство Литвы не приводит конкретных аргументов для обоснования своей позиции, а лишь апеллирует эмоциями2.

В Литве в 2020 году на парламентских выборах победила консервативная партия

1 Торговля РБ с Россией выходит на максимумы // 2022. 10 мая. URL: https://banki24.by/news/5386-torgovlya-rb-s-rossiey?ysclid=ldr7nI5m65436877276

(дата обращения: 13.01.2023)

2 Премьер Белоруссии: страна выполняет все рекомендации по АЭС, критика Литвы неоправданная // 2021. 22 декабря. URL:

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13269505 (дата обращения: 25.01.2023)

«Союз Отечества - Христианские демократы Литвы». Партия заявляет о своей национально-патриотической ориентированности, а также придерживается антироссийского и антикоммунистического курса1.

Для Украины участие в данном формате предоставило дополнительные возможности для расширения взаимодействия в рамках ЕС и НАТО. Тем более, что Польша и Литва являются членами данных организаций. В рамках «Люблинского треугольника» украинская сторона продвигает «проблему Крыма», тем самым привлекая внимание западных государств. Еще в 2021 г. украинский президент, ссылаясь на опасность, которую якобы представляет для его страны Россия, «обратился к Североатлантическому Альянсу с просьбой принять Украину в члены организации» [Жильцов 2021: 189-198]. Ранее Украина с целью укрепить отношения с Западом приняла «Стратегию национальной безопасности Украины»2, в которой подчеркивалась стратегическая важность сотрудничества с зарубежными партнерами, прежде всего с ЕС и НАТО.

Неудачная попытка государственного переворота изменила направленность внешнеполитических усилий, которые предпринимали страны, входящие в «Люблинский треугольник». Вместо ожидаемого включения Белоруссии в орбиту интересов западных государств, Польша, Украина и Литва стали оказывать экономическое и политическое давление на официальный Минск, а треугольник не трансформировался в антироссийский «квадрат». Тем не менее страны, участвующие в «Люблинском треугольнике», рассматривали варианты присоединения к нему Белоруссии.

1 Веретенников В. Христиане идут. В Литве пришли к власти давние противники России. Теперь они готовы побороться за свободу Белоруссии // 23.11.2020. URL: https ://m.lenta. ru/articles/2020/11/23/litva/ (дата обращения: 23.01.2023)

2 Президент Украины Владимир Зеленский.

Официальное интернет-представительство. Владимир Зеленский утвердил Стратегию национальной безопасности Украины // Дата публикации: 14.09.2020. URL:

Второе заседание Люблинского треугольника состоялось 29 января 2021 г. Главный вопрос, который обсудили участники, был связан с безопасностью в Центральной Европе и выработкой приоритетных направлений сотрудничества стран в наступившем году. «Безопасность в контексте обсуждения угроз была связана с Россией. Поэтому стороны затронули вопросы "гибридной войны",

информационных атак, кибербезопасности. Страны договорились создать общий аналитический центр Польши, Украины и стран Балтии» [Еремина 2021: 47-53]. В июле того же года глава МИД Украины Д. Кулеба высказал мнение о необходимости присоединения к формату «Люблинского треугольника» «демократической

Белоруссии»3.

Наряду с факторами, которые способствовали сближению Украины, Польши и Литвы, между странами имелись серьезные противоречия. Так в ходе государственного переворота в 2014 г. на Украине к власти пришли

националистические силы, которые опирались на идеологию, которая была неприемлема для польского национального сознания. Речь шла о героизации национал-радикалов, которые в период Второй мировой войны входили в Организацию украинских националистов. Это негативно сказывалось на отношениях двух стран. Эти противоречия были еще до 2014 г. Однако они вновь вышли на первый план, когда в Польше в 2015 г. к власти пришла партия «Право и справедливость». Затем в 2018 г. вступили в силу поправки к закону об Институте национальной памяти Польши. Они ввели «уголовную ответственность за отрицание факта массовых убийств польского населения украинскими националистами в годы Второй мировой

https://www.president.gov.ua/ru/news/volodimir-

zelenskij-zatverdiv-strategiyu-nationalnoyi-bezpek-

63577

(дата обращения: 21.01.2023)

3 На Украине «Люблинский треугольник» назвали альтернативой «русскому миру» // 2021. 7 июля. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2021-07-07--na-ukraine-ljublinskij-treugolnik-nazvali-alternativoj-russkomu-miru-55407?ysclid=ldq4kg41cq617840018 (дата обращения: 30.01.2023)

войны (т. н. «Волынской резни») и пропаганду бандеровской идеологии» [Смирнов 2019: 111-124]. Несмотря на подобные противоречия, Польша и Украина продолжили сотрудничество. Варшава оказывала Украине политическую поддержку, которая значительно возросла в последние годы.

«Люблинский треугольник» и специальная военная операция

После начала Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. активность стран, входящих в «Люблинский треугольник», возросла. Польша и страны Прибалтики стали оказывать большую поддержку Украине, используя Киев в реализации антироссийской политики. При этом они стали выступать не только в качестве проводников интересов Запада, но и стремились реализовать собственные геополитические устремления и

экономические интересы.

Особенно активной была внешняя политика Польши. Наибольший интерес для польской стороны представляли западные регионы Украины. По словам бывшего главы внешнеполитического ведомства Польши Р. Сикорского, «Варшава рассматривала вариант раздела Украины в начальной стадии специальной военной операции России»1. Ранее о подобных планах Польши не раз говорил директор службы внешней разведки России С. Нарышкин2. Схожие оценки относительно геополитических устремлений Польши в отношении Украины давали западные аналитики. Как отмечал экс-советник главы Пентагона Д. Макгрегор, «заявления польских политиков указывают

на стремление аннексировать территории Западной Украины»3.

В апреле 2022 г. президенты Польши и трех прибалтийских государств посетили Украину. В ходе визита в Киев президенты выразили поддержку своему украинскому коллеге, заверив его в политической и военной поддержке4. Подобный визит продемонстрировал курс Польши и прибалтийских государств на

провоцирование конфликта, отсутствие заинтересованности по его урегулированию мирными средствами. Одновременно с этим в ходе визита обсуждалась идея предоставления Украине «плана Маршалла», по аналогии с тем, который реализовывался после Второй мировой войны.

В целом, Польшу и страны Прибалтики объединяла антироссийская риторика. В рамках «Люблинского треугольника» они рассчитывали усилить свое влияние на Украину. В этом контексте страны, входящие в Альянс, осуществляют поставки вооружений, рассчитывая, что это усилит их позиции. При этом Польша и Литва рассчитывали не только услышать одобрение от ЕС, но и получить новые средства, которые могли бы компенсировать понесенные затраты.

На протяжении 2022 г. Польша и Литва принимали активное участие в поддержке официального Киева. В частности, в ноябре премьер-министры Украины, Польши и Литвы подписали заявление о поддержки украинских властей5. В совместном заявлении они отметили, что усилия «Люблинского треугольника» по-прежнему будут направлены на поддержку интеграции Украины в НАТО6. При этом заявление

1 Варшава рассматривала в начале СВО вариант раздела Украины - экс-глава МИД Польши // 2023. 23 января. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/01/23/varshava-rassmatrivala-v-nachale-svo-variant-razdela-ukrainy-eks-glava-mid-polshi (дата обращения: 25.01.2023)

2 Там же

3 Польша аннексирует Украину - экс-советник главы Пентагона поддержал директора СВР // 2023. 6 января. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/01/06/polsha-anneksiruet-ukrainu-eks-sovetnik-glavy-pentagona-podderzhal-direktora-svr (дата обращения: 25.01.2023)

4 Польско-прибалтийский десант в Киеве: как

Варшава использует украинский кризис // 2022. 16

апреля. URL:

https://eadaily.com/ru/news/2022/04/16/polsko-pribaltiyskiy-desant-v-kieve-kak-varshava-ispolzuet-ukrainskiy-krizis (дата обращения: 25.01.2023)

5 Премьеры Украины, Польши и Литвы подписали заявление о поддержке киевского режима // 2022. 27 ноября.

https://eadaily.com/ru/news/2022/11/27/premery-ukrainy-polshi-i-litvy-podpisali-zayavlenie-o-podderzhke-kievskogo-rezhima (дата обращения: 25.01.2023)

6 Там же

стран-членов данного альянса носит антироссийский характер.

В январе 2023 г. представители стран, входящих в «Люблинский треугольник», вновь высказались в поддержку украинских властей1. Во Львове в рамках второго саммита «Люблинского треугольника» прошла встреча глав Польши, Литвы и Украины. В ходе встречи была подписана декларация, в которой отмечалась необходимость продолжить поставки «военной, оборонной и гуманитарной помощи Украине со стороны членов коалиции»2. Президент Литвы Г. Науседа и его польский коллега А. Дуда высказали свою поддержку Украине в вопросе о ее членстве в ЕС и НАТО3. При этом Польша пообещала передать Украине роту танков Leopard, а Литва системы ПВО и зенитные установки4. Литовская сторона по итогам встречи пообещала «увеличить военную и гуманитарную помощь в адрес ВСУ»5. В частности, речь шла о зенитных орудиях L-70 и о боеприпасах к ним.

В рамках «Люблинского треугольника» Украина занимает подчиненное положение. Она не рассматривается партнерами по «Люблинскому треугольнику» в качестве равноправного и самостоятельного партнера. Официальный Киев выступает постоянным просителем оружия и денег, что делает его зависимым от своих соседей. Кроме того, партнеры по Альянсу учитывают территориальные изменения, которые происходят с Украиной после начала специальной военной операции. Утрата украинской стороной территорий усиливает интерес ближайших соседей к территории современной Украины. Подобные планы вынашивает и Польша, которая

рассматривает Украину в контексте геополитических устремлений, проводя исторические параллели. Именно этим объясняется интерес Польши к различным геополитическим проектам, которые предполагают усиление влияния на территории бывших советских республик. Среди проектов последних десятилетий выделяются «Восточное партнерство», инициатива «трех морей», которая охватывает много стран. В последние несколько лет «Люблинский треугольник», который Варшава панировала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трансформировать в «четырехугольник».

Заключение. После распада СССР Белоруссия привлекала большое внимание Польши. Обострение отношений России с Западом, а также польские амбиции усилить свое влияние на западном фланге бывшего СССР, повысили значение Белоруссии. Эта бывшая республика оставалась «слабо освоенной» Польшей. Тем не менее, Варшава настойчиво продвигала геополитические проекты по расширению своего влияния, раздавая «карты поляка» в сопредельных государствах.

Основным геополитическим

конкурентом Польши выступает Россия, которая является центром притяжения бывших республик Советского Союза. Попытки Украины выступать

геополитическим конкурентом России и Польши в 1990-х гг. потерпели неудачи. Сказались экономические проблемы Украины, а также внутриполитические разногласия среди украинской элиты, не способной предложить общую стратегию развития. Это было связано с межрегиональными противоречиями,

которые не позволили сфокусировать

1 Президент Литвы после Львова: на Украине стоим на пороге больших перемен // 2023. 12 января. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/01/12/prezident-litvy-posle-lvova-na-ukraine-stoim-na-poroge-bolshih-peremen (дата обращения: 25.01.2023)

2 Зеленский договорился с президентами Польши и Литвы о поддержке Украины // 2023. 11 января. URL: https://ria.ru/20230111/ukraina-

1844227375.html?ysclid=ldoebmggps847724606 (дата обращения: 23.01.2023)

3 Президент Украины Владимир Зеленский.

Официальное интернет-представительство. Во Львове

президенты Украины, Литвы и Польши подписали

совместную декларацию по результатам второго саммита Люблинского треугольника // 2023. 11 января. URL: https://www.president.gov.ua/ru/news/u-lvovi-prezidenti-ukrayini-litvi-ta-polshi-pidpisali-spilnu-80313 (дата обращения: 23.01.2023)

4 Офис Зеленского сообщил о подписании Украиной, Польшей и Литвой совместной декларации // 2023. 11 января. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/01/11/1946307 7.shtml?ysclid=ldoeeihx3934580326 (дата обращения: 23.01.2023)

5 Там же

внимание на внешнеполитической сфере. Данной ситуацией воспользовалась Польша, которая через культурно-просветительские организации, расширения политического влияния и при полной поддержке США, стала продвигать свои интересы на Украине. Это позволило Польше занять положение проводника украинских интересов в ЕС, вступление в который стало стратегической целью для официального Киева.

Польша традиционно использовала в своей политике фактор «российской угрозы». Этот подход в последующем был распространен на внешнеполитические инициативы, в том числе в рамках «Люблинского треугольника».

Антироссийская политика стала

фундаментом, который способствует сохранению тесных политических контактов между Польшей, Украиной и прибалтийскими странами. Антироссийская политика Польши подкреплялась

многомиллиардной поддержкой со стороны западных стран, которые чрез Варшаву проводили политику в отношении стран постсоветского пространства.

«Люблинский треугольник»

рассматривается США в качестве ключевого

инструмента по ограничению поставок российских углеводородных ресурсов на европейский рынок. Поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Польшу, которые носили в большей степени политический характер, а также заявление стран, входящих в «Люблинский треугольник» создать непреодолимый барьер на пути российских углеводородов в Европу, встречают полную поддержку со стороны США. В энергетической политике США Польша рассчитывает занять ключевое положение, не только замкнуть на себя поставки СПГ, но и оказывать влияние на Германию.

Для Польши конфликт на Украине рассматривается с точки зрения реализации геополитических планов и экономических выгод, связанных с поставками вооружений. Страны Прибалтики участвуют в геополитических проектах, рассчитывая укрепить политические контакты с западными странами. Участие Украины в «Люблинском треугольнике» определяется планами президента страны и его окружения получить политическую поддержку и сохранение власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранчик Ю.В. Политические и экономические отношения Польши и стран Прибалтики по итогам президентских выборов в Белоруссии. Постсоветский материк. 2020. Т.4. №28. С. 37-53.

Еремина Н.В. Люблинский треугольник как свидетельство усиления регионального блокового подхода в Восточной Европе». Евразия. Эксперт. 2021. №1. С. 47-53 DOI: 10.18254/S271332140014406-3

Жильцов С.С. Внешняя политика Украины: куда ведет страну В. Зеленский. Постсоветские исследования. 2021. Т.4. №3. С.189-198.

ЗубовичМ. Инициатива «трех морей»: перспективы развития энергетического сектора в рамках хорватской внешней политики. Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т.6. №1. С. 84-91. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-1-84-91

Русакова М.Ю. Польша и новые тенденции в центральноевропейском региональном строительстве. / Современная Европа. 2021. №1. С. 52-61.

Смирнов А.Н. Украина и Польша на фронтах исторической памяти: примирение или перемирие? Россия и новые государства Евразии. 2019. Т. 4. №45. С. 111-124.

REFERENCES

Baranchik Yu.V Political and economic relations between Poland and the Baltic countries following the results of the presidential elections in Belarus. post-Soviet continent. 2020. Vol.4. No. 28. P. 37-53.

Eremina N.V The Lublin Triangle as Evidence of the Strengthening of the Regional Bloc Approach in Eastern Europe". Eurasia. Expert. 2021. №1. P. 47-53 DOI: 10.18254/S271332140014406-3

RusakovaM.Yu. Poland and new trends in Central European regional construction. / Modern Europe.

2021. №1. With. P. 52-61. SmirnovA.N. Ukraine and Poland on the fronts of historical memory: reconciliation or truce? Russia

and the new states of Eurasia. 2019. Vjl. 4. No. 45. P. 111-124. Zhiltsov S.S. Foreign policy of Ukraine: where is V. Zelensky leading the country. Post-Soviet Studies.

2021. Vol.4. No. 3. P. 189-198. Zubovic M. The Three Seas Initiative: Prospects for the Development of the Energy Sector in the Framework of Croatian Foreign Policy. Post-Soviet Issues. 2019. Vol.6. No. 1. P. 84-91. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-1-84-91

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Жильцов Сергей Сергеевич — доктор Sergey S. Zhiltsov — D.Sc. (Political

политических наук, заведующий кафедрой Science), Head of the Department of Political политологии и политической философии Science and Political Philosophy, Diplomatic Дипломатической академии МИД России. Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Москва, Россия. E-mail: serg.serg56@mail.ru Russia. Moscow, Russia. E-mail:

serg.serg56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.