Научная статья на тему '«Люби дом по старине»'

«Люби дом по старине» Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
139
25
Поделиться

Текст научной работы на тему ««Люби дом по старине»»

А. В. Долгов

»Деревянное зодчество Свердловской области»

«Люби дом по старине»

Когда-то, чтобы показать студентам, что в сознании человека живут архетипы культуры, мы предлагали описать возникающие по ассоциации с названным словом образы. И если еще лет десять назад студенты были почти единодушны: когда произносилось слово «дом», они описывали по преимуществу деревянный дом («дом в деревне», «как у бабушки»), то сейчас все больше по ассоциации возникают многоэтажные дома мегаполиса. Глобальный мир наступает... В этом мире уникальное и оригинальное становится скорее предметом му-зеификации, нежели связывается с нашей жизнью. И возникает щемящее чувство утраты подлинности. Обратной стороной этого процесса можно назвать стремление зафиксировать образы уходящей культуры, попытаться в ее современном бытии обнаружить связи с историей. Этой цели посвящена областная государственная целевая программа «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области», одним из элементов которой стало издание книг, посвященных архитектурным памятникам Среднего Урала.

Вышедшая в рамках этой программы книга теоретика и практика архитектуры Александра Владимировича Долгова «Деревянное зодчество Свердловской области» (Екатеринбург, ИД «Сократ», 2008) посвящена деревянному зодчеству на территории Свердловской области. Автор книги последовательно вводит читателя в мир деревянного строительства, раскрывая его особенности в горнозаводском регионе, гармонично сочетая исторический экскурс с анализом конструктивных особенностей домов, описывая отдельные памятники гражданской и церковной архитектуры как элементы единого наследия культуры края.

Книга А. В. Долгова обращается к теме, все еще мало представленной в истории культуры региона. Изучение памятников культуры на Среднем Урале традиционно ведется в русле анализа промышленной и гражданской архитектуры, присутствия в городской застройке известных стилей. В то же время, именно дерево было тем

основным материалом, из которого строились крепости и плотины, церковные здания и жилые дома, усадьбы и школы. Но за многие годы утрачены не только сооружения, но и те принципы, на которых основывалось строительство. Тем более значимо, что сегодня сделана попытка не только сохранить память об исчезнувшем культурном наследии, но попытаться прикоснуться к живой культуре, все еще находящейся рядом с нами.

Структура книги позволяет читателю последовательно изучить особенности деревянного народного зодчества, чтобы впоследствии рассмотреть сохранившиеся памятники деревянной архитектуры в городах и поселках области, а затем перейти к вопросам сохранения архитектурного наследия в музеях под открытым небом.

В первой главе «Деревянное народное зодчество области» А. В. Долгов стремится обнаружить своеобразие народного зодчества на Среднем Урале. Последовательно рассматривая деревянные сооружения к. ХУШ-сер. XX в., автор приходит к выводу, что здесь происходила встреча различных народных традиций, сочетающих черты среднерусских и южнорусских типов жилищ, использовавших опыт коренных народов Урала. В ходе исторического развития традиции «переплавлялись» в своеобразные архитектурноконструктивные и декоративнохудожественные формы.

В книге подробно представлен материал о типологических особенностях деревянной архитектуры Свердловской области, проанализированы и богато проиллюстрированы типы усадеб, включающих жилые дома, амбары, мастерские, надворные постройки для скота, бани, конюшни. Акцент делается на крестьянской усадьбе как наиболее распространенном типе жилища. Есть ряд досужих мнений, что деревянная архитектура осталась где-то в дореволюционном прошлом, что изба выглядит всегда одинаково, что старый дом не может быть удобным и функциональным. Автор книги не спорит, он лишь последовательно представляет, как со временем изменялись традиционные жилища, какой путь прошли традиционные избы с конца XVIII в. к 30-м годам XX в.

Автор показывает на богатом

иллюстративном материале, как выглядело пространство дома, рассматривает типы фундаментов и стен, разнообразие декора фасадов и крыш, приводит таблицы с обмерами сохранившихся сооружений, объясняет особенности конструкций и изменения в них, связанные с переосмыслением в народной крестьянской традиции элементов городской архитектуры. Результатом проведенного в первой главе экскурса в историю становится вывод о специфике уральского деревянного народного зодчества, художественные достижения которого тесно связаны с освоением мастерами форм профессиональной архитектуры.

Сложный для восприятия неподготовленного читателя исторический материал первой главы во второй главе обретает «плоть и кровь», когда А. В. Долгов переходит к описанию сохранившихся памятников деревянной архитектуры, памятников, существование которых кажется почти фантастическим (если вспомнить, какому разрушению подвергается историческая застройка, например, Екатеринбурга). Авторы книги (а здесь необходимо отметить, что без качественных фотографий, сопровождающих текст, мы бы не могли совершить это увлекательное путешествие в архитектурное прошлое уральских городов) предлагают нам остановиться у известных екатеринбургских домов на ул. Белинского и Шейнкма-на, Сакко и Ванцетти и Толмачева. Хотелось бы, чтобы наряду с именами прежних владельцев домов (интересно, кто были эти люди!) были бы представлены и исторические имена улиц. Ведь для многих читателей образ старинного Екатеринбурга в таком целостном виде возникает впервые.

Самым важным в этой главе книги видится стремление автора показать, что история деревянного зодчества не завершается началом XX в. Последовательно рассматриваются особенности советского периода в деревянной архитектуре и постсоветский этап ее развития. Для меня, пожалуй, именно эта часть была наиболее интересна. И прежде всего потому, что в тексте появился Архитектор. Конечно, рассказать об авторах деревянных домов практически невозможно, учитывая коллективный и анонимный характер

народной культуры. Тем более значимо показать, как традиции живут в творчестве профессионального архитектора. Отдельной новеллой в книге становится рассказ о судьбе Н. А. Всеволожского, замечательного архитектора, еще в первые годы после революции занимавшегося охраной памятников старины, проектировавшего сооружения, ставшие «визитной карточкой» новой советской архитектуры, узника ГУЛАГа, создавшего уникальный архитектурный комплекс пос. Полуночное в Свердловской области. В этой части книги раскрываются неизвестные страницы истории архитектуры, изучение которых еще только начинается.

В третьей части книги, посвященной церковному зодчеству, пожалуй, впервые столь системно представлены памятники деревянной архитектуры. Интерес вызывает и подробный анализ Никольской старообрядческой молельни (Екатеринбург), построенной с использованием архитектурных решений классицизма, и новые церковные сооружения, построенные в самое последнее время (Церковь Во Имя Всех святых на Северном кладбище в Екатеринбурге или храм на Ганиной яме Во Имя Святителя Николая Чудотворца).

Важно, что сам автор книги неоднократно принимал участие в работах по сохранению и воссозданию памятников церковного зодчества в Свердловской области. Эта часть книги, особенно там, где речь идет о событиях недавней истории, о перипетиях, связанных со строительством часовни на месте гибели царской семьи или часовни в В. Сысерти, читается с неослабевающим вниманием. А факт, что в 1990-е гг. в области действовал реставрационный студенческий отряд Архитектурно-художественной академии, который восстанавливал утраченные завершения и крыльца деревянной часовни в с. Деево, вызывает не только уважение к работе студентов и педагога, но и горечь за то, что начатое не было завершено в полном объеме, как теперь говорят, «по не зависящим отучастников причинам».

Книга совершенно логично завершается главой, посвященной сохранению памятников деревянного зодчества, в частности, рассказом о памятниках Нижнеси-

нячихинского музея-заповедника и музейного комплекса с. Копте-лово.

Есть такая старинная пословица: «Каково на дому, таково и самому». Пожалуй, ее можно было бы сделать эпиграфом к нашей рецензии. Книга А. В. Долгова заставляет еще раз задуматься над тем, каким мы видим свой край: не имеющим индивидуального лица, с безликими одинаковыми домами, с угрюмыми людьми, не способными созидать красоту, или миром, где живут традиции народных мастеров, где современность соседствует с историей, где воспитано чувство гордости за свой край и ответственности за его судьбу.

На обложке книги A.B. Долгова - почти сказочный дом, созданный современным уральским умельцем. Дом, в котором, наверное, не сможет жить современный горожанин, дом, в который так хочется вернуться...

И.Я. Мурзина, доктор культурологии, профессор УрГПУ