Научная статья на тему 'Музеефикация памятников деревянного культового зодчества Костромской губернии'

Музеефикация памятников деревянного культового зодчества Костромской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиляк Сергей Александрович

Деревянная народная архитектура составляет особую часть культурного наследия России. Экспонирование памятников культового деревянного зодчества в музеях под открытым небом часто является единственным способом сохранения уникальных памятников деревянной архитектуры. Однако музейный формат представления здания-экспоната определяет некоторые особенности в его восприятии посетителями музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музеефикация памятников деревянного культового зодчества Костромской губернии»

Сергей Александрович Пиляк Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный

музей-заповедник «Костромская слобода»,

г. Кострома.

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Деревянная народная архитектура составляет особую часть культурного наследия России. Экспонирование памятников культового деревянного зодчества в музеях под открытым небом часто является единственным способом сохранения уникальных памятников деревянной архитектуры. Однако музейный формат представления здания-экспоната определяет некоторые особенности в его восприятии посетителями музея.

Деревянное народное зодчество - особая страница истории русской архитектуры, и культовые объекты занимают в ней важное место. Сохранение храмов, часовен и других культовых объектов деревянного зодчества Костромской губернии неразрывно связано с их музеефикацией. Деревянное зодчество Костромского края известно в основном благодаря нескольким значительным культовым памятникам. При зарождении истории русского деревянного зодчества как самостоятельной науки, первые шаги исследователей совершались в связи с отдельными памятниками. Во второй половине XIX века появляются упоминания отдельных выдающихся сооружений, понятно, далёкие от полноценных

136

исследований. Но именно наблюдение традиционно лежит в основе науки. Чертежи утраченного в 1854 году Воскресенского собора в Коле, доклад императору Александру II «о запечатленном христианском памятнике Петровской старины в Вытегорском крае» - церкви Покрова в Анхимове -тоже к настоящему времени утраченной, сделанный в 1870 году А. Т. Жуковским - вот первые шаги зарождающейся науки - истории русского деревянного зодчества.

Дерковь села Семенова, (Ветлужск у. .Костромой губ!)

Илл.1

Систематические исследования деревянных памятников России начинаются с середины 1870-х годов. Одним из основоположников этих изысканий по праву считается академик Л. В. Даль. Именно академик Лев Владимирович Даль в ходе путешествия по Нижегородской губернии с целью изучения памятников деревянного зодчества России, зафиксировал одну из сохранявшихся на тот момент деревянных церквей Ветлужского уезда Костромской губернии. Церковь села Семенова опубликована в журнале «Зодчий» в 1875 году (илл.1). Ярусный объем храма представлен в двух чертежах. Иных публикаций по памятнику не выявлено, что заставляет предположить его утрату в течение XIX века. Также в данной статье были приведены чертежи часовни-столба Ветлужского уезда (илл.2) [3].

Часовенка Досшромск губ'. Веглужск у. между Уреиемъ и Золотовымъ

Илл.2

На рубеже Х1Х-ХХ веков большую по объему работу по сохранению культурного наследия русского деревянного зодчества провела Императорская Археологическая Комиссия. Члены Комиссии зафиксировали ряд памятников деревянного зодчества, утраченных в последующее время. Комиссия, существовавшая с 1859 по 1919 года, была крупнейшим государственным учреждением [11] по изучению и сохранению культурного наследия. В 1909 году выходит очередной, 31 том Известий Императорской Археологической комиссии. Один из разделов тома посвящен храмам Костромской губернии [6]. Реставрация ряда памятников деревянного зодчества Костромской губернии проходила под контролем Московского археологического общества. По протоколам заседания общества известны отдельные аспекты научных и реставрационных работ следующих памятников: Богородицкой церкви в селе Березники Нерехтского уезда [4, с. 22; 5, с. 41-42], Петропавловской церкви города Плеса [4, с. 107-112], Васильевской церкви села Шохна Нерехтского уезда [4, с. 115].

В итоге к 1910-м годам были введены в научный оборот десятки костромских памятников деревянного зодчества. В основном это культовые памятники. Именно памятники культовой архитектуры: соборы, часовни, колокольни, моленные дома, поклонные кресты, также ограды, надгробия монастырские строения, как первые памятники русского деревянного зодчества, привлекшие внимание исследователей и введенные в научный оборот, стали тем локомотивом, который породил интерес к другим типам сооружений - таким, как древние или архаичные жилые дома, продуманные и выразительные хозяйственные сооружения, такие как водяные и ветряные мельницы. Интерес к отдельным памятникам повлек, в свою очередь, осознание ценности цельной исторической застройки. Еще позже пришло понимание ценности комплексной архитектурно-природной среды. Главной задачей строительства музеев деревянного зодчества было сохранение памятников деревянного зодчества в традиционной природной среде. Памятник без традиционного природного окружения, часто подсказывающему зодчему облик и композицию строения, наставляя его на путь архитектурной гармонии, воспринимается совершенно иначе. В распространении культовых памятников деревянного зодчества в пределах Костромской губернии определяющей чертой может считаться 1826 год - время

появления Указа Николая I [8, с. 62-63], регламентирующего строительство деревянных храмов исключительно в соответствии с проектами.

К 1890 году относится первый выпуск краеведческого альманаха «Костромская старина», имеющего упоминания о наиболее известных на тот момент памятниках деревянного зодчества Костромского региона. В «Указателе памятников старины, наименованных в этой статье, с означением мест, где они находятся», под номером один выделен небольшой абзац, под заголовком «Старинные деревянные церкви»: «- в селе Холм Галичского уезда церковь Собора Пресвятой Богородицы XVI века. В заштатном городе Плес Нерехтского уезда Петропавловская XVII в. В селе Шехне Нерехтского уезда во имя Святителей Василия Великого и Николая чудотворца. В селе «Козлова слобода» Буйского уезда. Близ села «Иды» Чухломского уезда.» Пожалуй, это первый пример систематизации культурного наследия памятников деревянной культовой архитектуры Костромского края [12, с. 68].

Как видно, в течение нескольких десятилетий пристальное внимание исследователей привлекали именно культовые сооружения. Во многом, архитектурные особенности Костромского региона проявились в культовом деревянном строительстве. Храм - наиболее значительное общественное сооружение в традиционной застройке населенных мест. И в русском деревянном зодчестве храмовая архитектура стала наиболее яркой страницей, в полной степени отразила эстетику народа.

В середине XX века вследствие формирования Костромского музея народной архитектуры и быта изучение костромского деревянного зодчества вышло на новый уровень. В 1950 году была организована Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская (в настоящий момент ГП «Костромареставрация»). Специалисты мастерской выполняли не только проектные и ремонтно-реставрационные работы, но и вели научно-исследовательскую деятельность. Начиная с 1958 года в целях изучения архитектурного наследия и выявления памятников деревянного зодчества для формирующегося музея проводились экспедиции по обследованию памятников деревянной архитектуры Костромской области. Входе первой экспедиции специалисты Костромской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской (КСНРиПМ):

архитекторы И.Ш. Шевелев и Н.М. Державец, художник В.П. Муравьев обследовали северо-восточные районы области, принадлежащие бассейну Ветлуги - Шарьинский, Пыщугский, Вохомский и Павинский районы. По результатам экспедиции были рекомендованы к перевозу в музей деревянного зодчества несколько сооружений [1]. Наиболее плодотворными для создания музея оказались 1960-1970-е года. В некоторые года перевозились по несколько сооружений. Формирование музея продолжалось до 2000-х годов. В создании музея принимали участие выдающиеся реставраторы: Б. В. Гнедовский, В. М. Дворяшин, А. В. Ополовников, В. С. Шапошников, И. Ш. Шевелев, А. В. Попов.

Выдающиеся исследователи, как местные, так и столичные специалисты на протяжении 140-летней истории изучения деревянного зодчества Костромского региона внесли колоссальный вклад. Результаты работы исследователей позволили, в конечном счете, создать Костромской музей деревянного зодчества. На территорию музея были перевезены семь культовых сооружений: церковь Спаса-Преображения из села Спас-Вежи, церковь Собора Богородицы из села Холм, церковь Спаса Всемилостивого из села Фоминское, часовня из деревни Большое Токарево, часовня из деревни Притыкино, часовня из деревни Юркино, церковь Илии Пророка из села Верхний Березовец (илл.3).

Позднее реставрация памятников деревянного зодчества с их перевозом началась и в Плеском музее-заповеднике. Сооружения, возведенные или воссозданные на историческом месте, в воображении зрителя являют картину прошлого облика города. В сочетании с валом крепости XIV века, каменными храмами ХУ11-Х1Х веков, купеческими особняками на волжской набережной, деревянные храмы, перевезенные из других сел Ивановской области формируют обилие видов, панорам и силуэтов. Что особенно важно, все объекты деревянной архитектуры располагаются в историческом месте, имеют аналогичную объемно-пространственную композицию, и, следовательно, такой метод позволяет не только сохранить подлинные памятники деревянного зодчества, но и дополнить существующую историческую среду уже исчезнувшими памятниками - к примеру, редкими ныне в городской черте деревянными храмами.

Одной из первых из костромских деревянных церквей, привлекших внимание исследователей русского деревянного зодчества, стала в 1887

году Петропавловская церковь города Плеса. Заштатный город Плес, с 1798 года входивший в состав Нерехтского уезда, был центром административной единицы епархии - обширной Плесской десятины, в разное время объединявшей до 170 храмов [13. С. 5]. Яков Иванович Успенский, священник Петропавловского каменного храма, при котором сохранялась кладбищенская деревянная Петропавловская церковь, направил в адрес Комиссии по сохранению древних памятников письмо, содержащее информацию об убранстве и предположительной датировке храма. 8 июля 1887 года А. М. Павлинов представил обмеры церкви [4, с. 111, 107-112.]. К архитектуре храма, как простейшего образца клетского сооружения, неоднократно обращались исследователи деревянного зодчества [10, с. 211; 7, с. 190; 9, с. 279-286]. И. Э. Грабарь, ссылаясь на клировые записи, датирует храм 1748 годом [2, с. 341, 352]. В Известиях Императорской Археологической Комиссии храм датирован 1645 годом [6, с. 223], но без каких-либо ссылок на исторические факты и документы.

Илл. 3. Церковь Илии Пророка.

А.В. Ополовников на основании обмеров А. М. Павлинова и верхневолжских памятников-аналогов выполнил графическую реконструкцию храма [9, с. 279-286]. Церковь представляет клетскую постройку, четырехчастную в плане. Центральную часть церкви составляют заключенные в единый сруб моленная, почти квадратная в плане, и трапезная. С западной стороны был прирублен прямоугольный притвор, с восточной - пятигранная алтарная апсида. Приделы завершаются самостоятельными двускатными кровлями. Центральный объем покрыт более высокой двускатной кровлей. Венчает храм луковичная главка, возвышающаяся на тонкой шейке над невысоким срубным постаментом, в верхней части имеющим повал большого выноса. Также до 1838 года при храме существовала деревянная одноярусная колокольня, «употребленная на обжиг кирпича» [4, с. 111] при строительстве каменной Петропавловской церкви. На месте сгоревшей в 1903 году (по данным И. Э. Грабаря в 1904 году) церкви ныне возвышается клетский храм Воскресения из с. Билюково Ильинского района Ивановской области. Храм Воскресения превосходит по размеру утраченную Петропавловскую церковь, но за счет типологического сходства играет аналогичную градостроительную роль, венчая высокую Петропавловскую гору.

На центральной Базарной площади Плеса, занимая место утраченной деревянной теплой Воскресенской церкви, в 1989 году была поставлена часовня из с. Антоново Приволжского района. Клетская постройка, состоящая из основного квадратного в плане, рубленого в чашу сруба, дополнена меньшим квадратным рубленым в лапу притвором. Высокая двускатная тесовая кровля завершена приземистым восьмериковым брусяным постаментом с невысоким повалом, увенчанным главкой, на невысокой шее, обитой лемехом. Часовня датирована 1825 годом. В настоящее время часовня является единственным сохранившимся памятником культового деревянного зодчества на территории бывшего Нерехтского уезда (илл.4).

Опыт музеефикации памятников деревянного культового зодчества Костромской губернии позволяет выявить несколько проблем.

Во-первых, как на территории Костромской губернии, так и повсеместно в России, процесс музеефикации касается лишь единичных памятников. С учетом того, что для памятников деревянного зодчества в

большинстве случаев именно музеефикация является единственным способом сохранения культурного наследия, этот процесс должен охватить значительную часть сохранившихся объектов.

Илл. 4. Часовня из села Антоново, перевезенная в г. Плес.

Во-вторых, при музеефикации памятников деревянного культового зодчества исключительное внимание уделяется их архитектурной ценности. Храм экспонируется как памятник архитектуры, а не культовый объект. И в это же время можно отметить объекты каменного культового зодчества Костромского края, музеефицированные с учетом их духовного значения. Среди десятков храмов и обителей особое место занимает костромской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Музеефикация комплекса монастыря, начавшаяся еще в начале ХХ века, была продолжена в середине столетия созданием государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В 2004 году сооружения монастыря

144

целиком были переданы воссозданной обители. В настоящее время в стенах комплекса соседствуют действующий мужской монастырь и епархиальный музей, преобладающую долю посетителей которого составляют паломники. Аналогичных примеров успешной музеефикации среди памятников деревянного культового зодчества в настоящее время нет.

В-третьих, из-за преобладания до настоящего времени в сфере сохранения памятников деревянной культовой архитектуры «светской» музеефикации, нацеленной на сохранение памятника как объекта материальной культуры, практически без учета его сакральной значимости, в опыте российских музеев становится заметным иное направление музеефикации. Пристальное внимание к духовной ценности объекта, развитие паломнического туризма, в том числе и к объектам деревянной культовой архитектуры должны и могут привести к обратной расстановке приоритетов сохранения объекта и даже к возвращению его первоначальной функции. Полноценно представить культовые сооружения в музеях с учетом их духовной ценности - задача ближайшего времени.

Литература и источники

1. Архив КСНРиПМ. Решение Исполкома областного Совета «О создании музея народного деревянного зодчества при историко-архитектурном заповеднике бывшего Ипатьевского монастыря» № 387 от 3 мая 1960 г.

2. Грабарь И. Э. История русского искусства. Том. I. Архитектура. -М.: Издание I. Кнебель, 1909.

3. Даль Л. В. Древние деревянные церкви в России // Зодчий № 6, -СПб, 1875, с. 78-79

4. Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества. Том I. -М.: Т-во типографии А. И. Мамонтова, 1907.

5. Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества. Том I. -М.: Т-во типографии А. И. Мамонтова, 1908.

6. Известия Императорской Археологической комиссии. Выпуск 31 (Вопросы реставрации, вып. 8). -СПб.: Типография Главного Управления уделов, 1909.

7. Лукомский Г.К. Некоторые памятники церковной архитектуры Костромской губернии// Зодчий № 20. -СПб., 1916.

8. Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества.- М.: Стройиздат, 1974.

9. Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера. -М.: Стройиздат, 1989.

10. Павлинов А. М. История русской архитектуры. -М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерева, 1894.

11. Работкевич А. В. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в России в XVIII - начале XX века. Автореферат дис. кандидата культурологии. -М, 1999.

12. Херсонский И. К. Сведения о некоторых памятниках старины, доставленных в Костромскую ученую архивную комиссию от церквей Костромской епархии// Костромская старина. Вып. I. -Кострома, 1890.

13. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Материалы для истории Костромской епархии. Плеская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных земель. Вып. III. -М.: Типо-литография В. И. Филатова, 1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.