Научная статья на тему 'Лузинские чтения 2010'

Лузинские чтения 2010 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лузинские чтения 2010»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Лузинские чтения — 2010

8 — 10 апреля в г. Апатиты в Институте экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (ИЭП КНЦ РАН) при финансовой поддержке Отделения общественных наук РАН и Баренц Института Норвегии (Barents Institute), в рамках программы Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез», состоялась V Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения — 2010».

В работе конференции приняли участие 175 учёных и специалистов Российской Федерации, Армении, Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции, Канады, Великобритании, Германии, руководители и представители Правительства Мурманской области и Администрации г. Апатиты, специалисты горнодобывающей и металлургической промышленности.

Конференция была посвящена фундаментальным и прикладным аспектам развития северного и арктического пространства России в контексте повышения значения этих территорий, обусловленного их уникальным геополитическим, природноресурсным и социально-экономическим потенциалом и тем, что они являются зоной стратегических интересов России.

Конференции в рамках Лузинских чтений, проведённые в 2001, 2003, 2005, 2007 годах, стали традиционным форумом, позволяющим обобщить опыт и усилия отечественных и зарубежных учёных, специалистов, общественных деятелей, участвующих в разработке стратегических ориентиров устойчивого развития регионов Севера и Арктики.

Конференция включала пленарные заседания, на которых прозвучали доклады приглашённых Оргкомитетом ведущих национальных и зарубежных учёных и экспертов (среди которых 2 академика и 2 чле-на-корреспондента РАН), а также работу секций и круглых столов по следующим направлениям:

1. Глобальные процессы и проблемы Арктики в условиях роста экономической нестабильности.

2. Экономика рационального природопользования и охрана окружающей среды.

3. Социальное развитие регионов Севера и Арктики: проблемы и стратегические приоритеты.

4. Инновационное развитие экономики Севера.

5. Регионы и муниципалитеты Севера России: современные процессы и стратегии устойчивого развития.

6. Тенденции государственной и корпоративной финансовой политики в современных экономических условиях.

7. Север в новых макроэкономических условиях: взгляд молодых исследователей. Тема круглого стола «Школа молодых учёных» — «Актуальные проблемы высшего образования в Северных регионах».

8. Калотт-Академия-2010. Крайний Север в мировой политике и экономике. Тема круглого стола — «Развитие жилищной сферы в регионах Севера и Арктики».

На заседаниях конференции было заслушано 13 пленарных докладов, 145 секционных докладов, представлено 23 стендовых доклада.

Такая программа предоставила возможность всем заинтересованным лицам и организациям внести свой вклад в форми-

рование научного и практического видения будущего развития Севера и Арктики России.

Участники конференции отметили актуальность и содержательность обсуждавшихся проблем и необходимость расширения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям устойчивого социально-ориентированного, инновационного, ресурсосберегающего пространственного развития территорий Севера и Арктики России.

В резолюции конференции отмечается необходимость и целесообразность следующих предложений научным организациям и органам государственной власти:

1. Провести системный анализ и прогноз развития глобальных рынков энергетических ресурсов для выработки Стратегии освоения нефтегазовых месторождений шельфа, в том числе с учётом программы энергосбережения, формируемой Европейским союзом, и активизации производства сланцевого газа в Северной Америке.

2. Разработать новый национальный проект — федеральную целевую программу «Ресурсы Севера — инновационному развитию России» — и другие ФЦП по рациональному освоению и комплексному экологосбалансированному освоению минерального сырья Севера и Арктики России.

3. Разработать концепцию организации природно-ресурсных и промышленных кластеров, в частности по созданию национального резерва стратегических материалов, прежде всего в части редкоземельных элементов.

4. Выполнить исследования по обобщению имеющихся ресурсов и оценке экономической эффективности утилизации накопленных на Севере горнопромышленных отходов с разработкой программы вовлечения их в хозяйственный оборот.

5. Разработать концепцию развития Северного морского пути как базового элемента в освоении и транспортировке нефти и газа, отразив в ней транзитные возможности СМП с обеспечением национальных приоритетов и национальной безопасности.

6. Вести непрерывный мониторинг и прогнозирование деятельности зарубежных стран в Арктике (политические подходы, научные исследования, хозяйственное и военное присутствие) на предмет выявления потенциальных возможностей и угроз и выдачи соответствующих рекомендаций российским государственным и предпринимательским структурам.

7. Упорядочить северное законодательство в отношении критериев отнесения территорий к районам Севера и Арктики и принять пакет социально-ориентированных политико-правовых и стратегических документов, прежде всего законов «О районировании Севера» и «Об основах государственной социально-экономической политики в районах Севера и Арктики», Стратегии социально-экономического развития Севера и Арктики.

8. Разработать и внедрить налоговые и неналоговые механизмы более справедливого распределения северной природноресурсной ренты, её перераспределения в пользу северных регионов, коренных этносов и местных сообществ; более справедливо распределять налоги между бюджетами различного уровня; развивать механизмы, стимулирующие и реализующие социальную ответственность бизнеса, в т. ч. крупных ресурсных корпораций, а также различные формы государственно-частного партнёрства в социальной сфере, в т. ч. с использованием механизма соглашений федерального Правительства, региональных администраций, органов местного самоуправления и коренных этносов с крупными компаниями.

9. Сформировать государственную северную молодёжную политику, направленную на закрепление молодёжи на Севере, привлечение молодых кадров инновационного профиля на Север и в Арктику, реализацию мер по стимулированию саморазвития северных регионов и муниципальных образований, поддержке инициатив местных сообществ, развитию гражданского общества и социального капитала Севера.

10. Разработать меры поддержки развития социальной сферы (здравоохранения,

образования, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта и др.), социальной и транспортной инфраструктуры; реализации специальных крупномасштабных северных проектов, направленных на быструю модернизацию северной социальной инфраструктуры и позволяющих обеспечить стандарты её доступности и качества, сравнимые с достигнутыми в развитых регионах зарубежного Севера.

11. Для перехода экономики Севера от ресурсно-экспортной к инновационнотехнологической модели развития необходимо на макроэкономическом и региональном уровне обеспечить положительную динамику коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, обеспечить снижение рисков для инвестиций в основные отрасли промышленности. Повышение конкурентоспособности региональной экономики должно стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности.

12. Необходима активизация и повышение эффективности региональных властных структур в обеспечении инновационного развития промышленности северных территорий. Региональный менеджмент нуждается в научно обоснованных рекомендациях стратегического характера, ибо практические меры в сфере инновационного развития производства, не опирающиеся на научную основу, носят бессистемный характер и не приносят ожидаемых результатов.

13. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере науки и инноваций, в т. ч. внесение изменений в финансовое законодательство в целях стимулирования результативности деятельности научных организаций и бизнеса в части освоения РНТД отечественных НИИ, в частности:

— возможность отнесения затрат на НИОКР к расходам в том отчётном периоде, когда они произведены, а не в налоговом периоде — в течение года;

— для научных организаций и предприятий инновационного бизнеса необходимо восстановить право не уплачивать налог в течение первых двух лет со дня создания, в следующие три — платить по пониженной ставке;

— ввести освобождение от налога на прибыль организаций доходов, полученных от продажи изделий, которые сделаны по инновационным разработкам в первые два — три года после внедрения инновации;

— освободить от налогообложения прибыли банков в результате кредитования ими стартовых инновационных проектов;

— образовательным учреждениям, организациям, занимающимся научно-исследовательской деятельностью, необходимо предоставить льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

14. Разработать и внести в российское налоговое законодательство нормы, стимулирующие вложение инвестиций в венчурную индустрию: переквалификация субъектов венчурной индустрии (инновационные компании) как предприятий малого бизнеса, а также удержание вкладываемых инвестиций путём предоставления налоговых льгот на условиях реинвестирования доходов.

В соответствии с тематикой конференции и программой Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез», издан научно-аналитический доклад «Север и Арктика в пространственном развитии России», по материалам конференции издан сборник трудов.

Сопредседатель конференции директор ИЭПКНЦ РАН д.э.н., профессор Ф.Д. Ларичкин ученый секретарь конференции к.э.н., доц. Е.П. Башмакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.