Научная статья на тему 'ЛУКА ДЖОРДАНО В МУЗЕЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ'

ЛУКА ДЖОРДАНО В МУЗЕЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лука Джордано / итальянская живопись эпохи барокко / Академия художеств / Музей Академии художеств / Luca Giordano / Italian Baroque painting / Academy of Arts / Museum of the Academy of Arts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богдан Вероника-Ирина Трояновна

В статье рассказано о картинах неаполитанского художника Луки Джордано, прозванного Фа Престо, хранящихся в собрании старейшего художественного музея России. Они были долгое время неизвестны даже профессионалам-музейщикам. После 1917 и до 2008 года о западноевропейской части коллекции говорить и писать было не принято, редкие выставки из фондов начали проводиться с 1993 года. Только после принципиального изменения концепции постоянной экспозиции, названной «Академический музеум», музей смог дать представление об оставшейся исторической части художественной коллекции. Посетители получили возможность увидеть картины выдающихся западно-европейских художников Гверчино, А.Р. Менгса, А.-М. Кауфман, П.Ф. Мола, Ф. Казанова, Л. Джордано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUCA GIORDANO AT THE ACADEMY OF ARTS MUSEUM

The article is about paintings by the Neapolitan artist Luca Giordano, nicknamed Fa Presto, kept in the collection of the oldest art museum in Russia. For a long time, they were unknown even to museum professionals. After 1917 and until 2008, it was not customary to speak and write about the Western European part of the collection; rare exhibitions from the storages began to be held since 1993. Only after a fundamental change in the concept of the permanent exposition called the «Academic Museum», the museum was able to give an idea of the remaining historical part of its art collection. Visitors have the opportunity to see paintings by outstanding Western European artists such as Guercino, Anton Raphael Mengs, Angelica-Maria Kauffman, Pier Francesco Mola, Francesco Casanova, Luca Giordano.

Текст научной работы на тему «ЛУКА ДЖОРДАНО В МУЗЕЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»

ЛУКА ДЖОРДАНО В МУЗЕЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

В статье рассказано о картинах неаполитанского художника Луки Джордано, прозванного Фа Престо, хранящихся в собрании старейшего художественного музея России. Они были долгое время неизвестны даже профессионалам-музейщикам. После 1917 и до 2008 года о западноевропейской части коллекции говорить и писать было не принято, редкие выставки из фондов начали проводиться с 1993 года. Только после принципиального изменения концепции постоянной экспозиции, названной «Академический музеум», музей смог дать представление об оставшейся исторической части художественной коллекции. Посетители получили возможность увидеть картины выдающихся западно-европейских художников Гверчино, А.Р. Менгса, А.-М. Кауфман, П.Ф. Мола, Ф. Казанова, Л. Джордано.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Лука Джордано, итальянская живопись эпохи барокко, Академия художеств, Музей Академии художеств.

LUCA GIORDANO AT THE ACADEMY OF ARTS MUSEUM

V.-I.T. Bogdan

The Scientific Research Museum at the Russian Academy of Arts Russia, 199034, Saint Petersburg, Universitetskaya Embankment, 17 e-mail: veronica_bogdan@mail.ru

ABSTRACT

The article is about paintings by the Neapolitan artist Luca Giordano, nicknamed Fa Presto, kept in the collection of the oldest art museum in Russia. For a long time, they were unknown even to museum professionals. After 1917 and until 2008, it was not customary to speak and write about the Western European part of the collection; rare exhibitions from the storages began to be held since 1993. Only after a fundamental change in the concept of the permanent exposition called the «Academic Museum», the museum was able to give an idea of the remaining historical part of its art collection. Visitors have the opportunity to see paintings by outstanding Western European artists such as Guercino, Anton Raphael Mengs, Angelica-Maria Kauffman, Pier Francesco Mola, Francesco Casanova, Luca Giordano.

KEYWORDS: Luca Giordano, Italian Baroque painting, Academy of Arts, Museum of the Academy of Arts.

В.-И.Т. Богдан

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 17 e-mail: veronica_bogdan@mail.ru SPIN-код: 4595-3331

В собрании Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств хранится несколько первоклассных произведений живописца Луки Джордано (1632-1705). Родившись в Неаполитанском королевстве в семье художника, он учился в родном городе у Хосе Риберы, впоследствии в Риме - у Пьетро да Кортона. В «вечном городе» копировал произведения Рафаэля и Микеланджело, в Парме изучал Корреджо, в Венеции - П. Веронезе. Заметный след в его художественном развитии оставило пребывание в Болонье. После окончания росписи плафона во флорентийском палаццо Риккарди, в 1685 году приехал в Неаполь, где выполнил большое количество работ. В 1692 году, уже будучи знаменитым живописцем, едет в Испанию и становится придворным художником Карла II. В 1702 году, как будто предчувствуя скорый уход, вернулся в Неаполь, где успел выполнить росписи сокровищницы Св. Мартина.

Его творчество можно воспринимать как стихийное явление. Он принадлежал к разряду «скорописцев», успев написать огромное количество произведений как в станковой, так и монументально-декоративной живописи. «Его несла какая-то непреодолимая сила творчества и, весь во власти своего вдохновения, он покрывал стены и своды живописью, никогда не обнаруживая ни малейших признаков усталости. Творение Луки не было расчитано на вдумчивое спокойное любование, оно должно было ослеплять, поражать, внушать чувство уважения к хозяину дворца, живущего под сводами, на которых мчались на колесницах, влекомых белыми конями, боги Олимпа, возседали на тяжелых клубах облаков пышные богини и носились среди бешеных потоков света рои аллегорических фигур» -так писал о нем А.Н. Кубе в статье «Лука Джордано в Гатчине» (Кубе 1916: 79-84).

В Музее Императорской Академии художеств произведения Луки Джордано появились с первых лет его существования - с 1758 года, когда Иван Иванович Шувалов передал свою коллекцию из ста картин европейских художников основанному при его деятельном участии первому высшему художественному учебному заведению страны.

Среди первых было и сравнительно небольшое «Явление ангела царю Давиду» позднего периода творчества художника, в 1922 году попавшее в Эрмитаж после расформирования академического музея. Картина и ныне находится в Эрмитаже, наряду с большим количеством европейской живописи, поступавшей из Музея Академии художеств в несколько этапов - с 1919 до начала 1930-х годов. В собрании И.И. Шувалова была также картина «Явление ангела родителям Самсона» школы Джордано. Позднее ее стали приписывать Дж. А. Ладзарини. Сейчас ее местонахождение неизвестно.

При Екатерине II, в 1765 году в Императорскую Академию художеств из Ораниенбаума передано небольшое собрание, составленное для императора Петра III Якобом Штелиным. В числе более, чем сорока картин были и произведения Луки Джордано: «Бегство Париса и Елены», «Семирамида», «Вирсавия в купальне», «Иосиф и Пантефриева жена», «Амнон и Фамарь» (Богдан 2021: 9), «Нептун и Коронида». Три первые работы и поныне находятся в собрании академического музея.

В рукописных каталогах музейного собрания Академии мы находим сведения о еще о двух картинах Луки Джордано. Одна из них - «Минерва избивает гигантов». Точный год ее поступления не выявлен, он берется от первого упоминания в рукописном каталоге собрания А.Г. Ухтомского, составленного в 1818 году - «Каталоге всем вещам, находящимся в ведении библиотекаря». Эта картина, имеющая монограмму автора, находится в постоянной экспозиции «Академический музеум». О местонахождении второй - «Прометей» - мы ничего не знаем. Каталог сохранил лишь сведения о ее размерах, а также о том, что она находилась в одном из экспозиционных залов. (Ухтомский 1858: № 2067).

После 1917 года история академического музея сложилась довольно трагическим образом - он был закрыт и расформирован, а уникальная коллекция раздроблена. Те выдающиеся произведения, на которых учились будущие великие русские художники, переправлялись не только в различные музеи страны, но и в непрофильные организации и учреждения. Западноевропейское искусство попало в основном в Государственный Эрмитаж (откуда частично было продано за границу), произведения отечественной школы и тех иностранных мастеров, которые работали в России - в Русский музей (некоторые впоследствии пересылались в другие музеи страны). Когда в начале 1930-х годов было принято решение восстановить Музей Академии художеств, крупные ленинградские музеи не спешили возвращать ранее полученные ими картины, рисунки, скульптуры. В 1935 году из Эрмитажа начали передавать сперва некоторые копии, а затем и ряд оригиналов. Но у этого процесса была своя особенность - обратно свою историческую коллекцию Академия художеств так и не полу-

чила. В основном, Эрмитаж поделился картинами, происходившими из пригородных дворцов (прежде всего, из Гатчинского). Большинство полотен было в плохой сохранности, холсты, накатанные на вал, имели сильные повреждения, прорывы.

После окончания Великой Отечественной войны в Музее Академии художеств открыли собственную реставрационную мастерскую, куда поступили несколько картин для консервации. В их числе было большое полотно Луки Джордано «Избиение младенцев» (250х325 см). Картину дублировали на новый холст, а на лицевую сторону поставили профилактические заклейки. Эта работа проводилась в 1951 году как временная мера до того момента, когда произведение поступит на серьезную длительную реставрацию. Этого по разным объективным и субъективным причинам не случилось до 2022 года. Помимо эрмитажных номеров учета, на обороте произведения стоит номер, указывающий на то, что картина какое-то время находилась в Гатчинском дворце. Но самое интересное нас ждало впереди -когда реставраторы с трудом сняли профилактические заклейки с лицевой поверхности, обнаружился номер, указывающий на то, что это произведение из коллекции Генриха фон Брюля, всемогущего саксонского министра (1700-1763). После его кончины, интерес к собранию проявила Екатерина II и в 1768 году оно было приобретено целиком, а в 1769 году доставлено в Санкт-Петербург.

Наша картина носит явные признаки увлечения творчеством Хосе де Риберы. Это грандиозное полотно с сильно потемневшей живописью завораживает зрителя темпераментом исполнения, контрастом резких теней и света, мятежным духом. Искаженные от страданий лица матерей и злобные лица солдат служат отголоском беспокойной атмосферы, в которой жил художник, когда многие ожидали скорого конца света.

Сейчас картина находится на реставрации, с ней проведен комплекс технико-технологических исследований, подтвердивших подлинность работы и ее авторство. Это не единственное обращение Луки Джордано к теме «Избиения младенцев». Наиболее близким к произведению из академического собрания является полотно из Музея Прадо. Оно практически такое же по размерам, но с менее сложной композицией, и датируется примерно 1663 годом. Интересно, что в правой части испанского полотна художник написал группу из трех фигур - солдат с ребенком и вцепившаяся в него женщина, пытающаяся вернуть своего младенца. Такую же группу из трех человек мы видим в левой части нашей картины.

Среди других произведений, поступивших из Эрмитажа в наш музей, были еще две работы Джордано - подписное полотно «Иисус среди книжников» и «Ринальдо и Армида», включенные в постоянную экспозицию. Последнюю картину знатоки и ценители искусства по праву называли «дивной», предвосхитившей XVIII век. Сюжет взят из поэмы Тарквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». В центре композиции чаровница Армида и сидящий у ее ног Ринальдо. Его щит и меч лежат на земле. Вокруг пары - волшебные сады Армиды. В правой части изображены фигуры крестоносцев, от-

правленных Готфридом Бульонским вызволить рыцаря из плена дочери царя Дамаска.

Картины Луки Джордано, входящие в собрание музея, дают представление о разных этапах творчества

неаполитанского виртуоза. Несколько произведений войдет в состав масштабной выставки «Лука Джордано в России», запланированной на 2025 год.

Л. Джордано. Избиение младенцев. В процессе реставрации. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

Л. Джордано. Ринальдо и Армида. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

ЛИТЕРАТУРА

Богдан 2021 - Богдан В.-И.Т. Частные коллекции и императорские дары. Музей Академии художеств. Вторая половина XVIII - начало XX века. М.: БуксМАрт, 2021. 288 с.

Кубе 1916 - Кубе А.Н. Лука Джордано в Гатчине // Старые годы: ежемесячник для любителей искусства и старины. 1916. Октябрь-декабрь. С. 79-84.

Ухтомский 1858 - Каталог всем вещам императорской Академии художеств, составленный хранителем музея и членом Академии К.А. Ухтомским. СПб., 1858.

REFERENCES

Bogdan 2021 - Bogdan V.-I.T. CHastnye kollekcii i imperatorskie dary. Muzej Akademii hudozhestv. Vtoraya polovina XVIII - nachalo XX veka [Private collections and imperial gifts. The Museum of the Academy of Arts. The second half of the XVIII -early XX century], Moscow, BuksMArt Publ., 2021, 288 p. [in Russian].

Kube 1916 - Kube A.N. Luka Dzhordano v Gatchine [Luca Giordano in Gatchina], in: Starye gody: ezhemesyachnik dlya lyubitelej iskusstva i stariny [Old Years: A monthly for art and antiquity lovers], 1916, October-December, pp. 79-84 [in Russian].

Uhtomskij 1858 - Katalog vsem veshcham imperatorskoj Akademii hudozhestv, sostavlennyj hranitelem muzeya i chlenom Akademii K.A. Uhtomskim [Catalog of all things of the Imperial Academy of Arts, compiled by the curator of the museum and a member of the Academy K.A. Ukhtomsky], Saint-Petersburg, 1858 [in Russian].

Богдан Вероника-Ирина Трояновна

- Кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, научный сотрудник-хранитель фонда живописи Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Россия).

Veronica-Irina Bogdan

- Candidate in Art History, Corresponding Member of the Russian Academy of Arts, Research Fellow-Curator of the Painting Fund of the Research Museum of the Russian Academy of Arts (St. Petersburg, Russia).

veronica_bogdan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.