Научная статья на тему 'И. И. ШУВАЛОВ - ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ'

И. И. ШУВАЛОВ - ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

768
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ШУВАЛОВ ИВАН ИВАНОВИЧ / МУЗЕЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ / IVAN IVANOVICH SHUVALOV / ACADEMY OF ARTS MUSEUM / ART COLLECTION / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богдан Вероника-Ирина Траяновна

Статья посвящена коллекции И. И. Шувалова, переданной основанной им Академии художеств, а также его выдающемуся вкладу в развитие русской художественной школы. Став ядром художественного собрания музея, шуваловская коллекция была активно вовлечена в учебный процесс: картины, размещенные в аудиториях и музейных залах, до конца XIX в. часто копировали и делали по ним гравюры. Предпринята попытка реконструкции шуваловской коллекции, опираясь на старые описи и каталоги собрания Музея Академии художеств и Эрмитажа. Удалось обнаружить второе живописное полотно из шуваловской коллекции - «Марию Магдалину», прежде приписывавшуюся Ван Дейку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I. I. SHUVALOV, THE FOUNDER OF THE ACADEMY OF ARTS MUSEUM

The article is devoted to the collection of Ivan Ivanovich Shuvalov donated to the Academy of Arts, of which he was the founder, as well as to his outstanding contribution to the development of the Russian art school. Having become the core of the museum, Shuvalov’s collection was extensively used in the educational process. The paintings placed in classrooms and the museum halls were often copied and reproduced as engravings until the end of the nineteenth century. The article attempts to reconstruct Shuvalov’s collection relying on old inventories and catalogs of the Academy of Arts Museum and the Hermitage. During the preparation of the report, the second painting of Shuvalov’s collection, “Maria Magdalena” attributed to Van Dyck, was found in the Russian Academy of Arts Museum storage.

Текст научной работы на тему «И. И. ШУВАЛОВ - ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»

В.-И. Т. Богдан

И. И. ШУВАЛОВ — ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена коллекции И. И. Шувалова, переданной основанной им Академии художеств, а также его выдающемуся вкладу в развитие русской художественной школы. Став ядром художественного собрания музея, шуваловская коллекция была активно вовлечена в учебный процесс: картины, размещенные в аудиториях и музейных залах, до конца XIX в. часто копировали и делали по ним гравюры. Предпринята попытка реконструкции шуваловской коллекции, опираясь на старые описи и каталоги собрания Музея Академии художеств и Эрмитажа. Удалось обнаружить второе живописное полотно из шуваловской коллекции — «Марию Магдалину», прежде приписывавшуюся Ван Дейку.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Шувалов Иван Иванович, Музей Академии художеств, художественная коллекция, век Просвещения

УДК 069.02:7(470.23-25)

DOI 10.31250/2618-8619-2020-2(8)-19-31

БОГДАН ВЕРОНИКА-ИРИНА ТРАЯНОВНА — к.иск., заместитель директора по научной работе, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (Россия, Санкт-Петербург) E-mail: veronica_bogdan@mail.ru

В истории Академии художеств за все время ее существования не было более уникальной и светлой личности, чем Иван Иванович Шувалов. Будучи инициатором ее создания, он способствовал выработке гибкой системы подготовки художников, включающей освоение наук и иностранных языков (Коротков 1998), воплотив идеи Петра I.

Его вклад в развитие национальной художественной школы трудно переоценить, но особенно интересно попытаться прояснить историю и судьбу его художественной коллекции, хотя некоторые исследователи высказывали уверенность, что сделать это в полном объеме вряд ли удастся.

В 1757 г. тридцатилетний камергер Шувалов «вошел с представлением в Сенат» об учреждении Академии художеств и был назначен ее куратором (Петров 1864: 1). Он уже был куратором Московского университета, из гимназии которого набирали первых академистов. Позднее весь «шуваловский» период существования академии объявили «партикулярным», так как ее финансирование шло от Московского университета. Камергер, генерал-поручик, генерал-адъютант, фаворит императрицы и второе лицо в государстве, Шувалов был европейски образованным человеком, лишенным чрезмерного самолюбия и алчности (Бартенев 1867; Петров 1864; Кулакова 1998). Это редкое сочетание качеств для придворного. Сторонник идей Просвещения, он переписывался с Вольтером, но для России мыслил иной ход развития, чем проповедовали в своих трудах энциклопедисты. Он был патриотом и верил, что русский народ способен дать миру выдающихся художников, архитекторов, ученых.

Непосредственное управление Академией художеств осуществлялось им с 1758 по 1763 г. Иван Иванович сумел в этот короткий срок заложить базовые принципы развития, позволившие академии весьма успешно справляться с возложенными на нее задачами практически до конца XIX столетия, а некоторые выработанные тогда правила действуют до сих пор.

Шувалов наладил связи с художественными центрами и академиями во Франции, Италии, Испании. Поклоняясь культуре Франции, именно из этой страны он пригласил преподавать известных художников, прежде всего скульптора Никола Жилле, живописца Ле Лоррена, архитектора Ж. Б. Валлен Деламотта. Недолгое время в живописном классе преподавал Ж.-Л. Девельи (де Велли), написавший портрет И. Шувалова. Позднее им приглашаются из заграницы Л.-Ж. Ф. Лагрене, С. Торелли и гравер Г. Ф. Шмидт, работавший в Петербурге. Первые занятия проходили в его дворце на Итальянской улице, в котором жил друг Ивана Ивановича граф Пьетро Ротари, занимавшийся с учениками (Белова 1998).

Перечислю основные направления, по которым Академия художеств начала развиваться при Шувалове:

— открыты классы по специальностям;

— появились классы, где обучались разным ремеслам, связанным с искусствами: резчики, форматоры;

— прошла первая выставка-экзамен и впоследствии выставки стали ежегодными;

— отправлены за границу первые стипендиаты-пенсионеры из числа лучших учеников;

— избраны первые почетные члены академии — высокопоставленные сановники, владельцы коллекций, персоны, имеющие вес в обществе.

Еще одной огромной заслугой Ивана Ивановича была подготовка основных документов — «Регламента» и «Учреждения Императорской Академии художеств в 16-ти пунктах», принятых позже президентом Императорской Академии художеств И. И. Бецким (Петров 1864: 635-641).

Разумеется, его положение при дворе обеспечило успех начинанию. Но перед Шуваловым встали многочисленные проблемы хозяйственного свойства. Предстояло найти помещения для занятий и приспособить здания под нужды учебного заведения. Учреждение «академии» подразумевало наличие художественного собрания, библиотеки и выставочных залов, и Шувалов заказал проект постройки известному французскому зодчему Ж. Ф. Блонделю, предусмотревшему размещение библиотеки и развеску картин.

Именно Шувалов определил источники дальнейшего пополнения художественной коллекции: дары частных лиц, в том числе почетных членов; картины и рисунки, поступающие от иностранных педагогов; лучшие работы профессоров и учеников ИАХ. Изначально было решено, что произведения по программам академии становятся ее собственностью. Именно сочетание этих трех компонентов позволило со временем сосредоточить в стенах академии богатейшие собрания.

Иностранные профессора, в соответствии с контрактом, привозили с собой большое количество гравюр с выдающихся произведений, наряду с их собственными натурными этюдами и рисунками пополнявшими академическую коллекцию. Так, Л.-Ж. Ле Лоррен оставил 163 листа, Л.-Ж. Лагрене — 191 (Петров 1864: 702). Кроме того, за время пребывания в Петербурге каждый приглашенный живописец и скульптор создавал работу, которая могла бы стать «украшением залы (академической) и оригиналом для учеников» (Петров 1864: 677).

При Шувалове появилась практика устройства публичных выставок. Для учеников это был серьезный экзамен. Академия как государственное учреждение наглядно демонстрировала успехи молодой художественной школы, а публика привыкала к тому, что в России появился крупный художественный центр. Посетители знакомились и с растущей коллекцией старых мастеров — двери академии были открыты для представителей всех сословий. Именно при Шувалове в ней начинает складываться первый музей русского искусства (Целищева 1998: 245).

Коллекция, составляющая главный предмет нашего интереса, была передана Шуваловым Академии художеств в 1758 г. (Головачевский 1773). Она была весьма значительной — сто живописных работ мастеров всех европейских школ от Тинторетто, Рембрандта, Гверчино, П. Веронезе, П. Перуджино, Л. Джордано, П. Рубенса до Ж. Б. Греза и Ж. Л. Лагрене. Иван Иванович распорядился, чтобы картины, эстампы и гипсы разместили во всех учебных аудиториях, а если воспитанники будут просить какие-то эстампы дополнительно — предоставлять, но следить, чтобы с ними бережно обращались. То есть все делалось для максимально полного и разностороннего обучения. Картины и гравюры из его коллекции не только изучали и копировали, но и использовали в качестве иконографических источников как в XVШ, так и в XIX в. Так, Е. Б. Мозговая отметила, что эстамп Одрана 1711 г. на сюжет «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» лег в основу программ 1791 г., а также 1870 г. (Мозговая 1998: 160), когда большую золотую медаль получил Г. И. Семирадский. Кроме того, со многих живописных произведений резали гравюры. В собрании НИМ РАХ хранятся гравюры, выполненные в период обучения: учеников В. Иванова с картины К. Лота «Ревекка у колодца», Г. И. Скородумова «Лот с дочерьми» с полотна Л. Ж.-Ф. Лагрене. За «Водопад в Тиволи» с оригинала Х. В. Э. Дитриха Александр Брейтгорн в 1824 г. был удостоен малой золотой медали.

Как сообщает Я. Штелин, в 1763 г. «большую коллекцию итальянских и других картин камергера Шувалова Ее императорское величество купили для Академии приблизительно за 20 000 рублей» (Малиновский 2015a). Он выделяет ряд полотен, среди которых «Вифлеемское избиение младенцев» кавалера Челести (1000 руб.) и «Христос в пустыне» Ла Фосса (600 руб.). О последнем пишет: «Этот превосходный оригинал я выторговал несколько лет назад за 1000 руб. у мосье Ле Пренса для графа Ивана Чернышева, который подарил его камергеру Шувалову на именины» (Малиновский 2015a: 190). Выплата денег за коллекцию, подаренную им академии, была связана с отъездом Шувалова за границу. Его материальное положение при Екатерине II сильно изменилось, и монархиня, видимо, решила выплатить компенсацию.

О происхождении коллекции Шувалова документов не найдено, о ней циркулирует много спорных или неверных суждений. Но известно, что она составлена Шуваловым в Петербурге, до его отъезда в Европу, куда он впервые попал в 1763 г. В то время в столице России, не покидая ее, можно было приобрести произведения искусства: приезжали торговцы картинами (например, известно о господине Мореле из Гамбурга, синьоре Бодиссони из Венеции), кроме того, живописные полотна привозили и продавали иностранные художники и музыканты, работавшие в Петербурге (Малиновский 2015Ь: 13).

Картины шуваловского собрания были активно вовлечены в учебный процесс; существовала практика довольно частых передач внутри академии — из музея в учебные классы и обратно (РГИА. Ф. 789. Оп. 18. 1891. Ед. хр. 32. Л. 6-6 об., 7, 13, 14, 19, 23). В XVIII и XIX вв. копирование с оригиналов старых мастеров было обязательной частью программы обучения. Благодаря каталогу Ухтомского мы знаем, что полотна из шуваловского собрания висели по всей академии. Знаменательно, что и после коренной реформы образования 1893 г., когда копирование отменили, произведения старых мастеров находились в учебных аудиториях, способствуя развитию эстетического вкуса у студентов. Из архивных документов известно, что в конце XIX столетия некоторые картины из шуваловского собрания размещались на стенах этюдного класса, где в 1900 г. случился пожар (РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1900. Ед. хр. 3-з. Л. 23). (Например, «Исцеление больного Иисусом Христом» П. Веронезе, исполненное в два тона масляными красками, было спасено из пожара учениками, так как висело в нижнем ряду.)

В 1869 и 1872 гг. в Академии художеств, как и в Эрмитаже, проходили аукционы (Ухтомский 1858). Их целью было освободить собрание от произведений ветхих, в плохой сохранности. По итогам аукциона 1869 г. из инвентарных книг музея были списаны 9 картин шуваловского собрания.

Но вернемся к Шувалову. Со смертью в 1761 г. императрицы Елизаветы, он потерял власть и влияние при дворе. Дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла Екатерина II, окончательно изменил его жизнь. В ней наступил перелом, знаменовавший начало нового периода, к которому Иван Иванович давно стремился — появилась возможность в спокойной, дружеской обстановке общаться с интересными, образованными, талантливыми людьми сперва в Европе, а после возвращения в 1787 г. и на родине. Но в Париже и Риме Шувалов оставался максимально полезным России: помогал академическим пенсионерам, занимался пополнением художественных коллекций по поручениям императрицы. Отдельного упоминания достойна деятельность Шувалова по заказу форм и гипсовых слепков со знаменитых античных скульптур для Академии художеств (Петров 1864: 727). Благодаря своему положению и связям при папском дворе он получил разрешение снимать формы с самых известных античных скульптур, что поручил лучшим итальянским мастерам-формовщикам. Одного из них он направил в Петербург, чтобы тот добился качественной отливки по присланным формам. Скульптуры Лаокоона, Геракла и Флоры Фарнезе, Ниобы появились у нас именно благодаря любви Шувалова к тому делу, которому он посвятил свою жизнь, — покровительству искусства.

Какая судьба ждала коллекцию И. И. Шувалова? Императорская Академия художеств традиционно покровительствовала художественным школам и училищам в различных городах империи, помогая им учебными пособиями. Эта часть ее деятельности активизировалась во второй половине XIX в. Не только рисунки и картины современных художников, но и некоторые полотна шуваловской коллекции были выданы на временное пользование в музеи других городов. Настоящая катастрофа ждала музей с его уникальными коллекциями после 1918 г.: Академия художеств была закрыта, а ее собрание начали передавать в другие организации. Мы потеряли коллекцию Шувалова как единое целое. По моим сведениям, сегодня в Эрмитаже находится 28 картин, в ГРМ — 1, в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве — 1. Мы привыкли считать, что в НИМ РАХ осталось только одно живописное произведение — «Избиение младенцев» Челести. Но в ходе подготовки доклада мне удалось выявить еще одно — небольшое полотно под названием «Мария Магдалина». Оно поступило как работа Ван Дейка, так и значится в каталогах Головачевского и Ухтомского. Но уже Сомов меняет атрибуцию, отводит авторство Ван Дейка и считает его работой фламандской школы. Неизвестно, где находится основная часть собрания Шувалова. Поиск картин будет продолжен. Радиус его весьма широк — музеи бывшей Российской империи и СССР, в которые после расформирования академического собрания отдавали произведения искусства. Надо учесть, что многие картины из шуваловской коллекции, поступившие в Эрмитаж, были переатрибутированы. Нам представляется, что наиболее увлекательная и, хочется думать, результативная работа по поиску основной части собрания еще впереди.

При составлении прилагаемого списка картин коллекции И. И. Шувалова, переданной им ИАХ, автор придерживался нумерации в «Описи неподвижных вещей» К. Головачевского. Далее приводятся указания на упоминания картин у Петрова (Петров 1864: 4), в каталогах Ухтомского и Сомова, а также в каталогах ГЭ и ГРМ. Приведенные размеры соответствуют единицам измерения, принятым в указанных каталогах.

КОЛЛЕКЦИЯ КАРТИН И. И. ШУВАЛОВА

1. Тинторетто. Исцеление больных. Головачевский. № 1; Ухтомский, 4-я зала по 3-й линии, № 2982. Исцеление больных Иисусом Христом. 1 арш. 7 х 2 арш. 12 верш. = 102,32x195,6 см; Кат. 1874. № 360 (Якопо Робусти, прозв. Тинторетто. Святой Рох исцеляет зачумленных. 22 3/4x45 1/8).

Иоганн Карл Лот

2. Блудный сын. Головачевский. № 2 — Притча блудного сына; Ухтомский, 2-я зала по 3-й линии. № 2926. Возвращение блудного сына в родительский дом. 1 арш. 12 верш. х 2 арш. 3 верш.; Кат. 1874. № 572. — Возвращение блудного сына в отеческий дом. 28x35 3/8; Кат. ГЭ. Возвращение блудного сына. Х., м., 126x161. Инв. 6367. Пост. в 1922 г.

3. Св. Иероним. Головачевский. № 43 (школа К. Лота). 3 фута 9 дюймов х 3 фута 1 дюйм; Ухтомский, зала под литерой Н. № 737. 1 арш. 9 верш. х 1 арш. 4 верш. Исключается по предписанию от 28 июня 1869 г., продана на аукционе. Название и автор зачеркнуты карандашом и сверху надпись «уничтожается».

Школа Карла Лота. Св. Иероним. Головачевский. № 44. 3 фута 6 дюймов х 2 фута 9 дюймов (Это произведение упомянуто только у Головачевского. — В.-И. Б.).

4. Рахиль у колодца. Головачевский. № 3. Карл Лот; Ухтомский, 2-я зала по 3-й линии, № 2906. Ревекка напояет раба Авраамова. 1 арш. 12 х 2 арш. 3 верш..; Кат. 1874. № 571. Лот. 1632-1698. Елеазар и Ревекка. 28 х 35 3/8; Кат. ГЭ. Иоганн Карл Лот. Ревека у колодца. Х., м., 123х158,5. Инв. 3675. Пост. в 1922 г.

5. А. Челести. Избиение младенцев. Головачевский. № 4 — Кавалер Челести. 5 футов 1 дюйм х 8 футов 1/2 дюйма.; Ухтомский, зала под литерой П, № 1430. 2 арш. 6 верш. х 3 арш. 15 верш. = 162х257; Кат. 1874. № 418. 38х59 верш. — помещена на потолке залы русской скульптуры в виде плафона; НИМ РАХ. Х., м., 165х260. Ж-1469.

6. Фосс, Шарль де ла. 1636-1716. Головачевский. № 5. Лафос. Христос в пустыне с ангелами; Кат. 1874. № 620. Христос в пустыне. 32х42 верш.; Кат. ГЭ. Лафос Шарль де. Служение Иисусу Христу в пустыне ангелами (Христос в пустыне, окруженный ангелами). Х., м., 143х193. Инв. 4427. Пост. в 1922 г.

7. Рубенс. Вакханалия. Головачевский. № 6. Рубенс. Силен и вакханки; Ухтомский. № 1320. Силен с вакханками. Рубенс. — прибавлена поздняя запись «Копия». 1 арш. 15 верш. х 2 арш. 5 верш.; Кат. 1874. — Н.х. Фламандской шк. № 463. Пьяный Геркулес, поддерживаемый фавном и фавною. Копия с П. П. Рубенса. 31х37 верш. Оригинал в Дрезденской галерее, где есть и копия Я. Йорданса. Композиция очень похожа на часть другой картины Рубенса «Вакханалия», которая находится в ИЭ.

8. П. Веронезе. Воскресение Лазаря (одноцветная) — Головачевский. № 7. Лазарево воскресение; Ухтомский, зала под лит. Р. № 1469. Исцеление больных ИХ (писано в два тона). 3 арш. 10 верш. х 3 арш. 7 верш.

9. Бекафуми. Израильтяне в пустыне. Головачевский. № 8. Предст.: Моисееву историю. 4 фута 8 дюймов х 6 футов 2 дюйма; Ухтомский. Зала под лит. П. № 1452. — Израиль в пустыне. Д. Бекафуми. 2 арш. 2 верш. х 2 арш. 13 верш.

Рембрандт

10. Урия. Головачевский. № 9. Предст.: Еврейскую историю. 2 фута 5 У дюйма х 2 фута; Ухтомский. 5-я зала или Брюллова. № 3025. Урия перед Давидом. 1 арш. 2 верш. х 14 верш. (карандашом рядом с именем Рембрандт написано «школа»).

11. Явление ангела св. Анне. Головачевский. № 10.

12. Притча о виноградаре. Головачевский. № 26. Рембрандт. Садовник с виноградом. 1 фут 6 1/2 дюйма х 1 фут 4 дюйма; Ухтомский. 2-я зала. № 2931. Голова мальчика с виноградом. 11х10 верш.; Кат. 1874. № 539. Бернгард Фабрициус. Виноградарь (?). 11 3/8х10 верш. Раньше считалась работой Рембрандта; Кат. ГЭ. Барендт Питерс Фабрициус. 1624-1673. Виноградарь. Дерево, м., 50х44. Инв. 3655. Пост. в 1922 г.

— Головачевский. № 13. «Старая женщина с петухом»; Сомов. Зейбольт, Христиан. 1697-1749. Немецкая школа. № 563. Портрет старухи (на руках рыжая курица). 14 % х 11 верш. Прежде считалась произведением Рембрандта.

Л. Джордано

13. Избрание Давидом казней. Головачевский. № 11. Джордан. — Три наказания Давида через пророка Гада (Нафана); Кат. 1874. № 480. Н.х. XVII в. Фламандской шк. «Явление Давиду ангела на горе Мории». 40 У х 31 %. Прежде приписывалась Я. Йордансу; Кат. ГЭ. Лука Джордано. Явление ангела царю Давиду. Х., м., 178х139. Инв. № 3606. Пост. в 1922 г.

14. Явление ангела родителям Самсона. Головачевский. № 21. Школы Джордановой. Видение ангела родителями Самсона; Ухтомский. № 2907. Это название, но картина приписана Лазарини. 2 арш. 1 верш. х 3 арш.; Кат. 1874. № 322. Дж.-А. Ладзарини. 1710-1801. Явление ангела родителям Самсона.

Гверчино

15. Старик с жаровней. Головачевский. № 12. Старик перед жаровней; Ухтомский. № 856. Зала под лит. Л. 2 арш. 5 верш. х 1 арш. 11,5 верш. — Исключается по предпис. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона. Название зачеркнуто и карандашом надпись «уничтожена».

16. Богоматерь с младенцем. Головачевский. № 25; Ухтомский. № 2947. 3-я зала. Божья матерь с младенцем И. Х. — 14 верш. х 12 верш. — Исключается по предпис. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона. Название зачеркнуто и карандашом надпись «унич...».

17. Бассано. Моление о чаше. Головачевский. № 14; Ухтомский. 4-я зала. № 2974. 1 арш. 13 верш. х 2 арш. 8 верш. — Исключается по предпис. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона. Название зачеркнуто и карандашом надпись «уничтожена».

18. Дженовезе. Весталка. Головачевский. № 15. Женщина, держащая сосуд; Ухтомский. Зала под лит. П. — Женовезе. № 1444. Женщина с жаровней. 1 арш. 9 верш. х 1 арш. 5 верш.; Кат. 1874. № 405. (Бернардо Строцци, прозв. Каппуччино и Прете Дженовезе. 1581-1644. Генуэзск. шк. Весталка.) 25 У х 21 У верш. Прежде считалась произведением Л. Мирадоро.

Лагрене

20. Лот. Головачевский. № 16. Лот с дочерьми. 5х6 футов; Ухтомский. 5-я зала или Брюллова. № 3053. Лот с дочерьми. 2 арш. 5 верш. х 2 арш. 12 верш.; Кат. 1874. № 601. Лот с дочерьми. 37х44 верш; Кат. ГРМ. № 2954. Лот с дочерьми. Нач. 1760-х. Х., м., 162х196. Ж-4620.

21. Суд Париса. Головачевский. № 19; Ухтомский. 5-я зала или Брюллова. № 3029. 4 арш. 1 верш. х 3 арш. 10 верш.; Кат. 1874. № 603. — 1758 г. 65 х 58 У верш.

22. Диамантини. Живопись. Головачевский. № 17; Ухтомский. № 1446. Зала под лит. П. — Аллегория, Живопись. 1 арш. 5 верш. х 1 арш. 3 верш. — Исключается по предпис. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона.

23. Валериани. Пресвятая Дева с младенцем и Св. Иоанном. Копия с Солимены. Головачевский. № 18; Ухтомский. 2-я зала по 3-й линии. № 2905. Богоматерь с Иисусом Христом, окруженная ангелами, с Солимены. 1 арш. 13 верш. х 1 арш. 4 верш.; Кат. 1874. № 404. — Дж. Д. Валериани. Св. семейство. Копия с Франческо Солимены. 1657-1747. Неаполит. шк. 29 верш. х 20 верш.

24. Иорданс. Самарянин; Головачевский. № 22. Жорданс фламандский. Притча милость са-марянина; Ухтомский. Зала под лит. П. № 1429 — Жорданс. Милосердие самарянина. 2 арш. 6 верш. х 3 арш. 15 верш. — Исключается по предпис. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона.

25. Свертс. Банкрот. Головачевский. № 23. Шверц; Кат. 1874. № 537. — Михиль Свертс. Банкрот. 1656. 25х21 верш.; Кат. ГЭ. Михиель Свертс (1624-1664). Портрет молодого человека (поколенный). Х., м., 114х92. Инв. № 3654. Пост. в 1922 г.

26. Перуджино. Портрет Рафаэля. Головачевский. № 24; Ухтомский. 1-я зала или Рафаэля по 3-й лин. № 2856. Портрет Рафаэля Урбино. 1 арш. 3 верш. х 15 верш.; Кат. 1874. № 420. — Неизвестный художник школы Перуджино. Портрет молодого человека. 18х15 верш. — Прежде считалась портретом Рафаэля самого Перуджино.

27. Николо Бамбини (венец. шк.). Богоматерь с младенцем. Головачевский. № 27; Ухтомский. 2-я зала. № 2908. Божья Матерь с младенцем Иисусом Христом. 1 арш. 11 верш. х 1 арш. 3 верш.; Кат. 1874. № 267

28. Пуленбург. Диана. Головачевский. № 29. Поленбург. Диана моющаяся; Ухтомский. 1-я зала или Рафаэля по 3-й лин. № 2866. — Поленбах. Диана в гроте с нимфами. 12 верш. х 1 арш.; Кат. ГЭ. Кейленборх, Абрахам ван. Ок. 1620-1658. Последователь и возможно ученик Корнелиса ван Пуленбурга. Диана и Каллисто. Инв. 3629. Медь, м., 53х72. Пост. в 1922 г.; Кат. 1874. № 509. Считалась прежде работой К. Пуленбурга.

29. Поцци. Блудный сын. Головачевский. № 30. Падре Пуццо. История; Ухтомский. Зала под лит. Н. № 1314. — Падре Поцци. 1 арш. 12 вершк. х 2 арш. 8 вершк. — Исключается по предп. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона.

— Головачевский. № 31. Неизвестный художник. Руина. 2 фута 8 дюймов х 2 фута 8 дюймов.

30. Грез. Девочка с куклой — Головачевский. № 32. 1 фут 10 дюймов х 1 фут 6 /; Кат. 1874 г., II, № 591. 13 7/8 х 11 /. Кат. ГЭ. Грез Жан Батист. Девочка с куклой. Ок. 1756-57 г. Х., м., 65х55. Инв. № 3689. Пост. в 1922 г.

31. Пармезан. Св. Екатерина. Головачевский. № 33; Ухтомский. Зала под лит. З. № 535. Пармиджанино. 1503-1540. 1 арш. 5 верш. х 1 арш. 2 верш.; Кат. 1874. № 334. — Франческо Маццола, прозв. Пармеджанино. 1503-1540. Ломбард. шк.

32. Ван Дейк. Жрица. Головачевский. № 34. Женщина с сосудом; Ухтомский. Зала под литерой Ф. № 1389. Ван Дейк. Мария Магдалина. 11 У2 х 11 верш.; Кат. 1874. — Н. х. XVII в. Фламандской шк. Св. Мария Магдалина. № 481. 11 5/8 х 11 верш. Прежде приписывалась А. Ван Дейку. НИМ РАХ. Н. х. Мария Магдалина. 51,1х48,9 см. Ж-147.

33. Кастильони, Джованни Бенедетто (генуэзск. шк). 1616-1670. Женская голова. Головачевский. № 35. Лицо женщины; Ухтомский. 1-я зала или Рафаэля по 3-й лин. № 2847. 13х10 верш.; Кат. 1874, № 320 — Молящаяся молодая женщина.

Бианки, Пирро (флорент. шк.). 1694-1740

34. Актеон. Головачевский. № 36. Диана и превращение Актеона; Ухтомский. 5-я зала Брюллова. № 3035. Диана, превращающая Актеона в оленя. 11 верш. х 15 верш. (49х66,5 см); Кат. 1874. № 283. Диана и Актеон.

35. Латона. Головачевский. № 37; Ухтомский. Там же. № 3032. Латона, превращающая поселян в лягушек. 11 верш. х 15 верш.; Кат. 1874. № 284. Латона и поселяне.

36. Мирефельдт. Портрет. Головачевский. № 38; Ухтомский. 5-я зала или Рафаэля. № 3033. Миревельт. Портрет неизвестного. 1 арш. 1 верш. х 13 верш. (Миревелт, Михил Янс ван).

37. Школа Альбано. Торжество Венеры. Головачевский. № 39. Увеселение.; Ухтомский. Зала под лит. Ф. № 1404. — Альбано. 1 арш. 1 верш. х 1 арш. 8,5 верш. — исключается по предпис. правления от 27 июня 1872 г. № 1967 (4), передана инспектору классов. Карандашом — «возвращена обратно».

Андрей Матвеевич Матвеев

38. Св. Иероним. Головачевский. № 41. Св. апостол с книгой. 2 фута 10 дюймов х 2 фута 3 дюйма.

39. Мучение св. Варфоломея. Копия с Чезари. Головачевский. № 42. Матвеев или Сезал (?). Страдания ап. Варфоломея (не указано, что копия). 3 фута 1 дюйм х 2 фута 3 дюйма.

40. Ногари Джузеппе. 1700-1763. Венец. Шк. Весна. Головачевский. № 45. Весна или Зефир. Высота: 3 фута 7 дюймов, шир. 3 фута 4 дюйма; Кат. 1874 г., II, № 337; Кат. ГЭ. Х., м., 119х109. Пост. в 1919 г.

41. Неизвестный художник. Венус спящая с купидоном и Сатир открывает ее. Головачевский. № 46.

42. Лешаль. Лукреция, умерщвляющая себя. Головачевский. № 47; Петров. Ч. 1. С. 4 — Шаль (3) Лукреция; Ухтомский. Зала под лит. Н. № 1290. Шаль. Лукреция. 2 арш. 14 верш. х 2 арш. 6 верш. — Исключается по предпис. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона.

(Шалль, Шарль Мишель-Анж — французский исторический живописец. Профессор перспективы Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Был приглашен преподавать в ИАХ, но в Россию не приехал. — В.-И.Б.).

Гратчи — Ухтомский — все три висели в зале под лит. Ж.

43. Фаэтон. Головачевский. № 48; Ухтомский. № 426. Фаетон в чертогах Аполлона. 1 арш. 2 верш. х 1 арш. 12 верш.; Петров — Грасси.

44. Тезей с медузиной главой. Головачевский № 49; Петров — Персей; Ухтомский. № 428. Тезей с головой Медузы. Тот же размер.

45. Пир небесный. Головачевский. № 50; Петров — Пир у Олимпийцев; Ухтомский. № 427. Пиршество богов. 1 арш. 2 верш. х 1 арш. 12 верш.

Школа Карачи (2 работы)

46. Шаритэ Ромен. Головачевский. № 51; Ухтомский. Зала под лит. Л. № 862. — Добродетельная римлянка. 1 арш. 10, 5 верш. х 1 арш. 8,5 верш. — Исключается по предпис. правления от 28 июня 1869 г. № 1169, продана с аукциона.

Копия с Чиньяни. Головачевский. № 52; Шаритэ Ромен.

47. Лорен. Амур и псише. Головачевский. № 53; Петров — Ле Лоррен «Амур» и «Псише», энкаустика.

48. Лорен. Амур и псише. Головачевский. № 54.

49. Колониа. Видение ангелово в ночи. Головачевский. № 55; Петров — Ад. Колони. Явление ангела пастырям; Ухтомский. Зала 2-я по 3-й лин. № 2903. — Колонни. Явление ангела пастухам. 14 верш. х 1 арш. 1 верш; Кат. 1874. № 517. Адам Питер Колониа. Ангел возвещает пастухам весть о Рождестве Христове. 14 У х 17. Прежде приписыв. Дж. Мегоцци; Кат. ГЭ. Адам де Колониа. Благовестие пастухам. Х., м., 62,5х75. Инв. № 3637. Пост. в 1922 г.

50. Петров — Превращение, Юпитер и нимфа спящая. Головачевский. № 56. Неизвестный художник. Превращение Юпитера и нимфа спящая.

Бургиньон (Жак Куртуа, прозв. Бургиньон). 1621-1675

51. Баталия. Головачевский. № 57; Кат. 1874, II, № 599. Схватка конницы с пехотой. 12 5/8 х 19 5/8; Кат. ГЭ. Схватка конницы с пехотой. Х., м., 56х87. Инв. № 3696. Пост. в 1931 г.

52. Баталия. Головачевский. № 58; Кат. 1874, II, № 598. Кавалерийская схватка. 12 5/8 х 19 5/8; Кат. ГЭ. Кавалерийское сражение. Х., м., 56х87. Инв. № 3695. Пост. в 1931 г. из МАХ.

53. Кверфурт. Баталия. Головачевский. № 59; Ухтомский. Зала под лит. Н. № 1293. — Кавалерийская стычка. 11,5 верш. х 1 аршин.; Кат. 1874. № 570. — Август Кверфурт. 1696-1761. Нем. шк. (ученик Ругендаса). Каваллерийская стычка. 11 % х 16 /.

54. Ругендас. Баталия. Головачевский. № 60; Ухтомский, зала под литерой П, № 1450. Баталический сюжет. 12 верш. х 15 верш. = 53,3х66,7 см; Кат. 1874. № 575. Кавалерийская стычка. 11 7/8 х 15 /.

55. Ругендас. Баталия. Головачевский. № 61; зала под литерой П, № 1451. То же; Кат. 1874. № 576. Кавалерийский пикет. 11 % х 15 /.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас в ГЭ две картины Ругендаса из МАХ: «Военный лагерь». 76х94. Инв. № 6841. Пост. в 1931 г. и «Кавалерийский пикет». 52х68. Инв. № 3678. Пост. в 1922 г.

56. Локателли. Пейзаж. Головачевский. № 62; Ухтомский. Зала под лит. Н. № 1302. Лукателли. 9 верш. х 1 арш. 13,5 верш.; Кат. 1874. № 325. Локателли Андреа. 1660-1741. Римск. шк. 9 верш. х 29 1/8 верш.

57. Мушерон. Пейзаж. Головачевский. № 63; Кат. 1874. — Фредерик де Мушерон. 1633-1686. № 526. Вид в Тиволи, близ Рима. 12 1/8 х 9 %.

58. Мушерон. Пейзаж. Головачевский. № 64; Кат. 1874. Фредерик де Мушерон. 1633-1686. № 527. Пейзаж. Парная. 12 х 9 5/8.

59. Гаспар Пуссен. Пейзаж с двумя фигурами. Головачевский. № 65; Ухтомский. Зала 5-я или Брюллова. № 3017. Пейзаж. Пуссен. 9 верш. х 11 верш. = 40х49 см; Кат. 1874. № 612. Никола Пуссен. Итальянский вид. 8 13/16 х 10 %.

60. Берхем. Пейзаж. Головачевский. № 66; Ухтомский. 2-я зала. № 2912. Бергем. Пейзаж с пасущимся стадом. 1 арш. 4 верш. х 1 аршин. Исключен по предпис. правления от 27 июня 1872 г. № 1964, передана инспектору классов.

61. Франс Снейдерс. Охота на оленя с собаками. Головачевский. № 67. Шнейдерс; Петров — Оленья травля; Ухтомский. Зала под лит. З. № 541. — Шнейдерс. Травля оленя. 2 арш. 15 верш. х 3 арш. 12 верш.; Кат. 1874. Олень и собаки. № 467. 47х60 верш. = 209х266,5 см.

62. Снейдерс. Собаки с бычачьей головой. Головачевский. — № 68. Шнейдерс; Петров — Собака с бычачьей головой; Кат. 1874. № 466. Снейдерс. Собака и кошка. 33х35 верш. = 146,5х155,5 см; Кат. ГЭ. Паувель (Пауль) де. 1596-1678. Собаки с головой быка. Х., м., 145х196. Инв. № 4366.

Де Витт

64-69. Амбарельеф. Головачевский. № 69-74; Петров — Де Витте — шесть картин в виде барельефов; Ухтомский. Зала под лит. Н. № 1316, 1317. Девит. Внутренность церкви. 9х8 верш. (парные) = 40х35,5 см; Кат. 1874 г. Якоб де Витт. (Перечислены только четыре панно — две «Детские вакханалии», «Туалет Венеры» и «Отдых Дианы»). № 493 и 494. Детская вакханалия. 24х38. Парные (подражание мрамору); Кат. ГЭ. Мартин Йозеф Геерартс. Детская вакханалия. Ок. 1740-1750-х. Х., м., 104х171. Пост. В 1935 г. из ГМФ. Инв. № 7753 и 7754; Кат. 1874. № 495 и 496. «Туалет Венеры», 24х30 верш. и «Отдых Дианы», 24х38; Кат. ГЭ. Мартин Йозеф Геерартс. Туалет Венеры. Ок. 1750-1755. Х., м., 106х173. Пост. в 1922 г. Инв. 3617; Отдых Дианы. Ок. 17501755. Х., м., 106х173. Пост. в 1922 г. Инв. № 3618 (Мезенцева 2018: 218-230).

Капелли?

73. Проспекты с фигурами. Головачевский. № 75-78; Петров — Кастелли. Виды городов, четыре картины; Ухтомский. № 2089-2092. — Кастельи. Развалины. 1 арш. 9,5 верш. х 2 арш. 7 верш.; Кат. ГЭ. Алессандро Маньяско. Вакханалия. 1710-е. Х., м., 110,5х167,5. Инв. № 4035,

4036 (Привал бандитов), № 4037 (Привал бандитов) — (серия). Архитектурные фоны написаны К. Сперо. Пост. в 1922 г.

Четвертая картина — в ГМИИ им. Пушкина (Кат. 1961. № 100).

Риспан?

74, 75. Пейзажи. Головачевский. № 79, 80; Петров — Рисвак?; Ухтомский. № 2065. — Ризбрак. Пейзаж. 1 арш. 11, 5 верш. х 1 арш. 9 вершк.; Кат. 1874. № 460. Людвиг Рейсбрак. Прежде приписывался П. А. Рейсбраку. 28х24 % верш.; Кат. ГЭ. Рейсбрук, Людвиг. XVIII в. Пейзаж. 124x109,5. Инв. 4358. Пост. в 1922 г. из МАХ, не указ., что шуваловский дар.

Финиен (?) Боум. Петров — Финкбомс; Кат. 1874. № 464. — Руланд Саверей (1576-1639). Дочь фараона находит Моисея. 28 У х 50 верш. Прежде считалась произведением Д. Винк-Бонса; пейзаж написан Р. Савереем, а фигуры кем-то из семейства Франкенов, может быть, Иеронимом Франкеном старшим (1544-1600); Кат. ГЭ. Яспер ван дер Ланен. Нахождение Моисея. Х., м., 103x202. Инв. № 4365. Пост. в 1922 г. Фигуры написаны Хансом Иордансом III. — Винкбонс.

76, 77. Пейзажи. Головачевский. № 81, 82; Кат. 1874. № 465. Иаков зарывает в землю идолов под Сихемским дубом. 28 У х 50 верш. Прежде считалась произведением Д. Винк-Бонса; пейзаж написан Р. Савереем, а фигуры — неизвестным художником.

Ламбрехт

78, 79. Кабаре фламандские. Головачевский. № 83, 84; Петров — Ламбрекер; Ухтомский. Зала под лит. Н. № 1288, 1289. — Ламбрекер. Деревенский праздник. 13x11 верш. каждый; Кат. 1874. № 454. Ламбрехт или Ламбрехтс. Сцена у шинка. 13 1/8 х 11 1/8. Приписывалась прежде Т. Гельмбрекеру № 1319, 1320. Деревенский праздник. 8,5x7,5 верш. каждая.

80, 81. Деревенские увеселения фламандские. Головачевский. № 85, 86; Кат. 1874. № 455 — Ламбрехт. Сцена перед сельской гостиницей. 13 1/8 х 11 у. Приписывалась прежде Т. Гельмбрекеру; Кат. ГЭ. Ламбрехтс Ян-Баптист. 1680-1731. Сцена у кабачка. Х., м., 58,3х50. Инв. № 3599. Пост. в 1922 г.

Дитрих (Христин Вильгельм Эрнст Дитрих. 1712-1774)

82, 83. Пейзажи. Головачевский. № 87, 88; Ухтомский. 5-я зала или Брюллова. № 3011. Водопад в Тиволи. 1 арш. 8 верш. х 1 арш. 2,5 верш.; № 3012. Итальянский вид. Тот же размер; Кат. 1874. № 561. 23 % х 18 № 562. 23 % х 18; Кат. ГЭ. Водопады в Тиволи. 1755. Х., м., 104х83. Инв. № 5778. Парная — Водопад в окрестностях Рима. 105х79. Инв. № 4370. Пост. в 1922 г.

84. Лангиари. Пейзаж. Головачевский. № 89; Петров — Ланжари.

85. Мушерон. Пейзаж. Головачевский. № 90; Кат. 1874. № 528. Изаак де Мушерон. (16701744). 12 3/8 х 14 3/8.

86. Остаде. Шарите. Головачевский. № 91; Ухтомский. 5-я зала или Брюллова. № 3014. Остад (зачеркнут и карандашом — Nicolas Droogslot). Семь христианских добродетелей (аллегория). 13 верш. х 1 арш. 3 верш.; Кат. 1874 г. № 507; Кат. ГЭ. Дрохслот, Иост Корнелис. 1586-1666. Семь дел милосердия. № 3627. Дерево, м., 60,5х83. Пост. в 1922 г.

87. 88. Воргоф. Увеселения голландские. Головачевский. № 92, 93; Петров — Форхаут.

89. Вандерфельд. Волнение морское. Головачевский. № 94; Петров — Фандер-Фельде; Ухтомский. Зала под лит. Л. № 848. Ван де Вельде. Буря. 9 верш. х 1 арш.; Кат. 1874. № 459. Петерс, Бонавентура. 1614-1652. Прежде припис. В. Ван-де Вельде. 9 1/8 х 16

90. Воуф (?) Пейзаж фламандский. Головачевский. № 95; Петров — Боут. (Баут, Петер, 16581719. — В.-И. Б.).

91. Калон(м) (?). Акватии (?). Головачевский. № 96; Петров — Калон? представляющая акватик.

92. Стандарт. Манеж. Головачевский. № 97; Петров — Стендарт; Ухтомский. Зала под лит. Н. № 1312. Стангардт. Баталический сюжет. 15 верш. х 1 арш. 5 верш.; Кат. 1874. № 443 — Петер фан Блумен, прозв. Стандартом. 1649-1719. Фламандск. шк. 14 % х 21 У

93, 94. Бломарт. Пейзаж. Головачевский. № 98, 99; Петров — Блумарт; Кат. 1874. — Абраам Блумарт. Голландск. шк. № 486. Пейзаж. 11 У х 9 у. Дерево. № 487. Пейзаж. 11 У х 9 7/8. Дерево; Кат. ГЭ — Адриан Блумарт. Холмистый пейзаж. Дер., м. 50,5х41. Инв. № 3609. Пост. в 1922 г.

95. Воуф. Пейзаж. Головачевский. № 100; Петров — Боут. (Баут, Петер, 1658-1719).

96. Рафаэль Урбин. Освящение ап. Павла. Головачевский. № 101. Освящение ап. Павла, путешествующего в Дамаск. 3 фута 6 % дюйма х 2 фута 2 1/ 2 дюйма. Подарена его превосходительством Иваном Ивановичем Шуваловым.

Не упомянутые у Петрова:

Питтони, Джованни-Баттиста. 1687-1767. Венец. шк. Головачевский. № 20. Благословение Иакова. 4 фута 8 У дюйма х 6 футов 10 дюймов; Ухтомский. 2-я зала. № 2921. Питтони. Исаак благословляет Иакова. 2 арш. 1 верш. х 3 арш. 1 верш.; Кат. 1874. № 340. Исаак благословляет Иакова. 33 верш. х 49 верш.

Ухтомский. Залы по 3-й линии. 1-я зала или Рафаэля. № 2827. Юлий Романо. Пляска амуров; Кат. 1874. № 484. Н. х. XVII в. Фламандской шк. 8 х 6 11/16. Прежде приписывалась Дж. Романо.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

арш. — аршин верш. — вершок

ГРМ — Государственный Русский музей

ГЭ — Государственный Эрмитаж

ИАХ — Императорская Академия художеств

Инв. — инвентарный

ИЭ — Императорский Эрмитаж

Кат. — каталог

лит. — литера

м. — масло

МАХ — Музей Академии художеств

НИМ РАХ — Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

Н. х. — неизвестный художник

Пост. — поступление

шк. — школа

х. — холст

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Головачевский 1773 — Опись неподвижных вещей, бывших в смотрении Кирилы Головачевского, 1773 // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. 1773. Ед. хр. 570.

Кат. 1874 — Картинная галерея Императорской Академии художеств. II. Каталог произведений иностранной живописи (оригиналов и копий). Составил А. Сомов, почетный вольный общник Академии. СПб., 1874.

РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. 1773. Ед. хр. 570. Каталог оригинальных картин Ив. Ив. Шувалова и проч. РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1900. Ед. хр. 3-з. О пожаре в главном здании Академии художеств бывшем 4-го марта 1900 года.

РГИА. Ф. 789. Оп. 18. 1891-1915. Ед. хр. 32. Предписания Академии о приеме переданных из музея в классы картин и картонов, а также о передаче их из классов в Музей.

РГИА. Ф. 789. Оп. 19. 1906. Ед. хр. 63. Опись имущества по классам.

Бартенев П. И. Бумаги И. И. Шувалова // Русский архив. Историко-литературный сборник. Вып. 5. М., 1867. С. 65-97.

Белова Т. И. И. И. Шувалов и П.-А. Ротари // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов (1727-1797). Просвещенная личность в российской истории / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1998. С. 34-42.

Кат. ГРМ — Живопись XVIII — начала XX века / Государственный Русский музей. Каталог. Л., 1980.

Каталог Музея Императорской Академии художеств, составленный хранителем музея и членом Академии К. А. Ухтомским. Рукописный. СПб., 1858.

Кат. ГЭ — Западноевропейская живопись. Каталог 1. Италия, Испания, Франция, Швейцария / Государственный Эрмитаж. Л., 1976; Западноевропейская живопись. Каталог 2. Нидерланды, Фландрия, Бельгия, Голландия, Германия, Австрия, Англия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия / Государственный Эрмитаж. Л., 1981.

Картинная галерея Императорской Академии художеств. II. Каталог произведений иностранной живописи (оригиналов и копий). Составил А. Сомов, почетный вольный общник Академии. СПб., 1874.

Коротков С. Н. И. И. Шувалов и граф Шуазель-Гуфье // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов (1727-1797). Просвещенная личность в российской истории / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1998. С. 74-90.

Кулакова И. П. И. И. Шувалов и Московский университет. Тип «просвещенного покровителя» (к постановке проблемы) // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов (1727-1797). Просвещенная личность в российской истории / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1998. С. 139-151.

Малиновский К. В. Записки и письма Якоба Штелина об изящных искусствах в России // Материалы Якоба Штелина: в 3 т. СПб., 2014а. Т. 1.

Малиновский К. В. Записки и письма Якоба Штелина о коллекционировании в России // Материалы Якоба Штелина: в 3 т. М., 2014Ь. Т. 2.

Мезенцева А. Декоративные панно, приписываемые Якобу де Виту, из шуваловского собрания Академии художеств. К вопросу об их атрибуции // Академия художеств в прошлом и настоящем: мат-лы междунар. науч. конф. к 260-летию со дня основания. СПб., 2018. С. 218-223, 410, 411 (ил.).

Мозговая Е. Б. И. И. Шувалов и Академия художеств // Философский век. Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов (1727-1797). Просвещенная личность в российской истории / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1998. С. 152-161.

Музей Академии художеств. Страницы истории. 1758-1990-е / науч. ред. В.-И. Т. Богдан. СПб., 2009.

Петров 1864 — Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Изданный под ред. П. Н. Петрова и с его примечаниями. СПб., 1864. Ч. 1.

Ухтомский 1858 — Каталог Музея, Императорской Академии художеств, составленный хранителем музея и членом Академии К. А. Ухтомским. СПб., 1858.

Целищева Л. Н. Шувалов и Музей Академии художеств // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов (1727-1797). Просвещенная личность в российской истории / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1998. С. 241-247.

1.1. SHUVALOV, THE FOUNDER OF THE ACADEMY OF ARTS MUSEUM

ABSTRACT. The article is devoted to the collection of Ivan Ivanovich Shuvalov donated to the Academy of Arts, of which he was the founder, as well as to his outstanding contribution to the development of the Russian art school. Having become the core of the museum, Shuvalov's collection was extensively used in the educational process. The paintings placed in classrooms and the museum halls were often copied and reproduced as engravings until the end of the nineteenth century. The article attempts to reconstruct Shuvalov's collection relying on old inventories and catalogs of the Academy of Arts Museum and the Hermitage. During the preparation of the report, the second painting of Shuvalov's collection, "Maria Magdalena" attributed to Van Dyck, was found in the Russian Academy of Arts Museum storage.

KEYWORDS: Ivan Ivanovich Shuvalov, Academy of Arts Museum, art collection, Enlightenment

VERONICA-IRINA T. BOGDAN — PhD in History of Arts, Vice Director for Research Work, Russian Academy of Arts Scientific Research Museum (Saint Petersburg, Russia) E-mail: veronica_bogdan@mail.ru

К статье В.-И. Т. Богдан

к

нг

Рис. 1. Андреа Челести (1637-1712). Избиение младенцев. Конец XVII в. Холст, масло. 165Х260. Ж-1469. НИМ РАХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.