Научная статья УДК 349.3
https://doi.org/l 0.24412/2073-0454-2023-3-141 -146 NIION: 2003-0059-3/23-686
EDN: https://elibrary.ru/iahzcd MOSURED: 77/27-003-2023-03-885
Лучшие региональные практики развития социальных услуг пожилому населению
Федор Георгиевич Мышко
Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность исследования определена глобальным «старением» населения планеты. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по увеличению активного возраста пожилых людей. Одним из мероприятий по выполнению своих обязательств перед старшим поколением является реализуемая на государственном уровне система долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. В основном программы долговременного ухода формируются региональными социальными службами, в связи, с чем подходы, методы, объемы социальных услуг отличаются по регионам. Проводится анализ лучших региональных практик организации долговременного ухода, оказания социальных услуг пожилым и инвалидам. Выявление лучших практик позволит транслировать их как положительный опыт по всей территории России.
Ключевые слова: долговременный уход, пожилые люди, инвалиды, социальные услуги, долголетие, демография
Для цитирования: Мышко Ф. Г. Лучшие региональные практики развития социальных услуг пожилому населению // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 141-146. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-141-146. EDN: IAHZCD.
Original article
Best regional practices in the development of social services for the elderly population
Fyodor G. Myshko
State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The relevance of the study is determined by the global «aging» of the world population. Russia as a social state undertakes obligations to increase the active age of the elderly. One of the measures to fulfill its obligations to the older generation is the system of long-term care for the elderly and disabled implemented at the state level. In general, long-term care programs are formed by regional social services, in connection with which approaches, methods, and volumes of social services differ by region. There is an analysis of the best regional practices for organizing long-term care and providing social services to the elderly and disabled. The identification of best practices will make it possible to disseminate them as positive experience throughout Russia.
Keywords: long-term care, elderly, disabled, social services, longevity, demographics
For citation: Myshko F. G. Best regional practices in the development of social services for the elderly population. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):141-146. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-141-146. EDN: IAHZCD.
Действующим законодательством предусмотрены следующие основные виды социальных услуг:
♦ социально-бытовые, направленные на поддержание нуждающихся пожилых людей и инвалидов в быту;
♦ социально-медицинские, направленные на поддержание здоровья пожилых людей, которые включают в себя: уход, оздоровительные мероприятия, систематическое наблюдение за состоянием с целью выявления отклонений их здоровья;
♦ социально-психологические, направленные на адаптацию в социальной среде, оказание психологической помощи;
♦ социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в развитии и поведении получателей социальных услуг, формирование у
© Мышко Ф. Г., 2023
них новых позитивных интересов, организацию досуга и т. д.;
♦ социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве, трудовая адаптация;
♦ социально-правовые: оказание юридической помощи, защита прав и интересов пожилых людей;
♦ коммуникативные услуги;
♦ срочные социальные услуги.
Законодательство определяет лишь вид социальных услуг, не конкретизируя, какие именно действия в эти услуги входят. Непосредственный состав оказываемых услуг определяется на региональном уровне, оформляется Стандартами [3]. Состав региональных социальных услуг отличается в связи с тем, что регионы имеют различный финансово-экономический уровень.
Так, например, социальный пакет системы долговременного ухода в Республике Татарстан [4] включает в себя в общей сложности 15 различных услуг, которые разбиты на три социальных пакета (1, 2 и 3, в зависимости от уровня нуждаемости). В Самарской области [5] социальный пакет насчитывает 43 услуги, которые по социальным пакетам не распределены, но содержание услуги различается в зависимости уровня нуждаемости.
В Ульяновской области [6] социальный пакет содержит 39 услуг, которые также не разделены по пакетам, но разнятся по объему в зависимости от нуждаемости.
Все три проанализированных региона в составе социального пакета реализуют такие услуги, как:
♦ помощь в приготовлении пищи; приготовление пищи; помощь в приеме пищи (кормление);
♦ стрижка ногтей на руках, стрижка ногтей на ногах;
♦ содействие в купании; полное купание в постели; полное купание в душе или ванной комнате;
♦ помощь в пользовании туалетом;
♦ позиционирование в кровати;
♦ сопровождение на прогулку;
♦ систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
♦ проведение социально-реабилитационных мероприятий.
Различия в предоставлении социальных услуг в анализируемых регионах заключается лишь в том, что в Республике Татарстан отдельные услуги рассматриваются в комплексе. Например, комплексная услуга «оказание санитарно-гигиенических процедур» предусматривает несколько отдельных услуг: расчесывание, помощь в умывании, умывание рук, лица, шеи, ушей и т. д., помощь в уходе за зубами или челюстью, чистка ротовой полости, бритье. А в Ульяновской и Самарской областях каждая процедура рассматривается как отдельная: ежедневный уход за волосами; уход за ротовой полостью; помощь при бритье; бритье, умывание [11].
Перечень предоставляемых услуг, в целом, по всем регионам соответствует Перечню гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151, несмотря на то, что данный документ утра-
тил силу [1], а так же перечню услуг, входящих в социальный пакет [2].
Социологический опрос, проведенный в рамках настоящего исследования, показал, что в большинстве регионов (93,8 %) применяется Типовая модель организации системы долговременного ухода за пожилыми гражданами.
6,2 % опрошенных респондентов указали, что применяется оригинальная (не типовая) модель организации ухода за нуждающимися в этом.
59.3 % опрошенных респондентов сообщили, что в их регионе реализуются все социальные услуги и гарантии, предусмотренные Типовой моделью.
36.4 % опрошенных указали, что в их регионе реализуются социальные услуги, обеспечивающие гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, бесплатное предоставление ухода во всех формах социального обслуживания (стационарной; полустационарной и на дому).
4,4 % респондентов сообщили, что в их регионе осуществляют содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
Традиционные формы социального обслуживания предполагают предоставление нуждающимся гражданам сервисные социальные услуги или социально-бытовые: покупка и доставка продуктов питания, уборка и т. д. Новая система долговременного ухода за пожилыми предполагает предоставление более широкого спектра услуг: уходовых, медицинских (помощь в кормлении, позиционирование, помощь в пользовании туалетом и т. д.).
Реализующие оригинальную (не типовую модель) регионы отметили следующие особенности функционирования своей системы долговременного ухода в своем регионе:
♦ широкий спектр предоставляемых услуг, своевременность и качество;
♦ отделение временного пребывания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов, лиц без определенного места жительства с последующим жизнеустройством в дома-интернаты;
♦ ежедневное социальное обслуживание на дому граждан старшего нетрудоспособного возраста, нуждающихся в посторонней помощи;
♦ действовать в интересах получателей социальных услуг своевременность, доступность;
♦ приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
JURISPRUDENCE
♦ индивидуальный подход, своевременное оказание помощи;
♦ обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет с использованием технологии «Стационар на дому» — предоставление социальных услуг в форме на дому до пяти дней в неделю;
♦ гибкость индивидуальной программы социального обслуживания — корректировка с учетом физического состояния получателя социальных услуг;
♦ разработаны стандарты социальных услуг;
♦ предоставление социальных услуг;
♦ проведение мероприятий по социальному сопровождению, предоставление социальных услуг;
♦ проведение мероприятий по социальному сопровождению;
♦ предоставление иных услуг, предусмотренных иными нормативными документами;
♦ индивидуальность;
♦ сочетание в учреждении стационарной и полустационарной (дневной стационар) форм социального обслуживания;
♦ качество выполнения услуг, доступность услуг;
♦ работа психолога с получателями социальных услуг с когнитивными расстройствами;
♦ модель долговременного ухода реализуется в тесном взаимодействии с медицинской организацией на основе соглашения о межведомственном взаимодействии;
♦ модель долговременного ухода реализуется в тесном взаимодействии с медицинской организацией на основе соглашения о межведомственном взаимодействии;
♦ в процессе реализации модели долговременного ухода внедрена и успешно реализуется система неформального ухода (привлечение родственного ухода, соседской помощи и т. д.).
Несмотря на типовой подход к перечню предоставляемых услуг, регионы имеют свои особенности. Например, различаются социальные услуги в трех проанализированных регионах: Республика Татарстан, Самарская и Ульяновская области. Например, в Самарской области [11] реализуются оригинальные услуги:
♦ содействие общению граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с их родными и близкими;
♦ обучение альтернативной и дополнительной коммуникации (посредством электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, видеочатов).
Социологический опрос, проведенный в рамках настоящего исследования, показал, что в большин-
стве своем (87,3 %) пожилые люди удовлетворены предлагаемыми им социальными услугами.
Среди положительных сторон получатели социальных услуг выделяют такие:
♦ много положительных отзывов о работе «сиделок».
♦ введение в штатные расписания учреждений «сиделок» позволило обеспечить полноценный уход за немобильными ПСУ и помочь родственникам, осуществляющим уход;
♦ бесплатное социальное обслуживание;
♦ ежедневное предоставление социальных услуг на дому;
♦ увеличение спектра так называемых «уходо-вых» услуг;
♦ восстановление социально-бытовых навыков и функциональных возможностей организма;
♦ отказ от стационара в пользу социального обслуживания на дому (появилась);
♦ комплексное оказание социальных услуг;
♦ доброжелательность, внимательность персонала, умение найти индивидуальный подход к получателю социальных услуг;
♦ улучшение качества жизни;
♦ профилактика одиночества;
♦ расширение кругозора;
♦ система долговременного ухода помогает пожилым людям получать адекватный своему состоянию уход и продолжать жить в семьях, не прибегая к услугам домов престарелых;
♦ улучшен уход за маломобильными гражданами и гражданами, находящимися на постельном режиме;
♦ организована дневная занятость с маломобильными получателями социальных услуг.
Среди негативных сторон/претензий получатели услуг отмечают:
♦ недостаточное количество штатных единиц «сиделок», невозможность охватить всех нуждающихся;
♦ объем предоставления отдельных социальных услуг недостаточен для полного удовлетворения имеющейся потребности (по мнению отдельных получателей социальных услуг 4 часа/день недостаточно);
♦ желание получать услуги, которые не прописаны в стандартах;
♦ увеличить время предоставления услуг;
♦ неполное соблюдение условий доступной среды;
♦ расширить ассортимент блюд;
♦ желание увеличить более двух раз в месяц предоставление услуг предприятиями торговли и связи и другими предприятиями;
♦ не все социальные услуги, востребованные у получателей социальных услуг, включены в Стандарты социальных услуг. К примеру, нет услуги «Замена штор на окнах»;
♦ не удовлетворенность нормой и рационом питания;
♦ изъявили желание бесплатно получать социальные услуги на дому.
В рамках настоящего социологического исследования представители Свердловской области поделились итогами проведенного в регионе социального опроса:
По результатам анкетирования получатели социальных услуг полностью удовлетворены качеством предоставляемых социальных услуг — 100 % в том числе:
♦ условиями проживания и обслуживания в целом — 100 %;
♦ условиями размещения в комнате, наличием мебели, бытовой техники и коммунальных удобств — 100 %;
♦ качеством бытового обслуживания (парикмахер, прачечная, баня и другое) — 100 %;
♦ качеством питания — 100 %;
♦ качеством медицинского обслуживания и лечения — 100 %;
♦ участие в общественно полезном труде — 100 %;
♦ взаимоотношения с соседями по комнате, с персоналом — 100 %;
♦ отношение персонала к ПСУ— 100 %;
♦ охвачены досуговой деятельностью — 100 %.
Безусловно, в передовых регионах по объему и
составу социальных услуг стоят г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург. В г. Москве реализуется программа «Московское долголетие» [13], в Московской области реализуется аналогичная программа «Активное долголетие» [14], в г. Санкт-Петербурге реализуется проект «Старшее поколение» [15]. Практика этих регионов широко освещается в прессе. Нуждающиеся пожилые люди информируются о перечне услуг посредством сайтов [16].
Коллеги из Волгоградской области делятся опытом применения своих методик оказания социальных услуг [9]. В их регионе с 2019 г. реализуется стацио-нарнозамещающие технологии: «Персональный помощник», социальные семьи, сопровождение проживания и т. д. Программа «Персональный помощник» регламентируется приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 28 мая 2018 г. № 816 [7]. Технология «Персональный помощ-
ник» реализуется в отношении одиноких граждан, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию, передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей, и которые не могут рассчитывать на помощь своих родственников. Технология предполагает предоставление социальных услуг на дому в ежедневном режиме (с понедельника по воскресенье). При этом для оказания социальных услуг на дом к нуждающемуся приходит не одни, а несколько человек (бригадный метод), которые занимаются приготовлением пищи, уборкой, оплатой счетов, походом в магазин и т. д.
Коллеги Республики Бурятия [8] делятся своим опытом оказания социальных услуг. В регионе внедрены новые технологии, такие как служба «Социального такси», приемная семья для пожилых граждан, социальное обслуживание по договорам пожизненного содержания с иждивением.
Услуга социального такси предоставляется в целях обеспечения доступности для нуждающихся пожилых людей и инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
Служба «Социальное такси» оснащена специально оборудованным транспортом для перевозки лежачих инвалидов и/или колясочников. В оснащении службы имеются такие а/м, как автобус «Форд-транзит» с подъемником; микроавтобус «Нисан-Ванетт» с подъемником; легковой автомобиль «Мазда-Демио» с подъемником; микроавтобус «Истана».
Большое внимание в литературе уделяется социальным услугам досугового, общественного и трудового характера. Примеров оказания такого рода услуг огромное количество [12]. Специалисты отмечают, что потенциал активности людей пожилого возраста при традиционных формах социального обслуживания задействован не в полном объеме, предложения социальных служб ограничены [10]. Причем, при привлечении к таким видам деятельности необходимо учитывать специфические, индивидуальные особенности каждого пожилого человека. Пожилые граждане представляют самые разные социальные слои общества, которые различаются уровнем образования, квалификацией, сферой интересов. Действующие программы социальной поддержки не учитывают таких особенностей. Полагаем, что имеется необходимость дополнить учетные данные нуждающихся в долговременном уходе пожилых граждан их персональными данными, квалификацией, уровнем образования.
Проведенный социологический опрос в рамках настоящего исследования показал, что наиболее
JURISPRUDENCE
приемлемыми формами досуга получатели социальных услуг называют:
♦ онлайн концерты — 100 %;
♦ праздники — 44,4 %;
♦ онлайн выставки — 33,3 %;
♦ занятия спортом — 17,7 %;
♦ посещение библиотек — 33,3 %.
В настоящем исследовании рассмотрены практики оказания социальных услуг социально направленными некоммерческими организациями. Спектр этих услуг разнообразен, он гораздо шире, чем предоставляемые услуги в государственном секторе. Это объясняется тем, что, во-первых, услуги оказываются на платной основе не за счет бюджетных средств, во-вторых, оказываемые услуги учитывают индивидуальность нуждающихся в их получении, включая уровень образования, различия интересов, религиозные и культурные особенности отдельных групп.
В заключение следует отметить, что российское социальное обеспечение, предоставление конкретных услуг богато и разнообразно. В каждом регионе можно назвать какую-то особенную социальную услугу, отличную от иных регионов, эксклюзивную только для этого региона. Изучение таких региональных особенностей предоставления социальных услуг с последующей трансляцией положительного опыта может стать следующим исследованием.
Список источников
1. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (утратил силу) // URL://https://online.consultant.ru.
2. Приказ Минтруда России от 29 декабря 2021 г. № 929 «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе» // URL://https://online.consultant.ru.
3. Приказ Минсоцразвития Новосибирской области от 23 декабря 2014 г. № 1446 «Об утверждении стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг» // URL://ffle:// C:/Users/setit/Downloads/P_SY_1446.pdf.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 марта 2021 г. № 198 «О системе долговременного ухода за гражданами пожилого
возраста и инвалидами в Республике Татарстан» // URL://https://sobes.tatarstan.ru/postanovlenie-198-ot-31032021g-o-sisteme.htm.
5. Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской от 29 марта 2021 г. № 146 «Об отдельных вопросах утверждения социального пакета долговременного ухода» // URL:// https://docs.cntd.ru/document/574682138.
6. Приказ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 25 марта 2021 г. № 19-п «Об утверждении уровней нуждаемости от посторонней помощи в соответствии с группой типизации и перечня социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода, оказываемых гражданам, нуждающимся в постороннем уходе бесплатно, в форме социального обслуживания на дому» // URL://http ://publication.pravo .gov.ru/Document/View/7 301202103260001.
7. Приказ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 28 мая 2018 г. № 816 «Об утверждении Положения о технологии «Персональный помощник» // URL://https://docs.cntd.ru/do-cument/550118938.
8. Быкова Т. А. О ходе реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Бурятия. В сб.: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: мат. IX междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2020. С. 3-5.
9. Карпушина А. С. Социальное обеспечение граждан в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной адресной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)». Реализация и итоги проекта за 2019 г. // В сб.: Актуальные вопросы экономики: сб. ст. IV междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 159-163.
10. Могутов А. Е. Совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста: анализ и перспективы развития // URL://*m_th_a.e.mo-gutova_2020.p df.
11. Мутигуллина Д. Д. Анализ состава социальных пакетов долговременного ухода субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации системы долговременного ухода (на примере Республики Татарстан, Ульяновской и Самарской областей): сб. ст. III всерос. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2021. С. 26-34.
12. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. М. : Дашков и К°. 2015.
13. URL://https://dszn.ru/dolgoletie.
14. URL://https://dolgoletie.mosreg.ru/
15. URL://http s ://пр актики.национальныепроек-ты.рф/demografiya/aktivnoe-dolgoletie/aktivnost-i-ucha-stie-v-zhizni-obshchestva/aktivnoe-dolgoletie-3.
16. URL://https://dolgoletie.mosreg.ru/activities.
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1151 of November 25, 1995 «On the Federal List of state-guaranteed social services provided to Elderly and Disabled citizens by State and Municipal social Service Institutions» (expired) // URL://https://online.con-sultant.ru.
2. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 929 dated December 29, 2021 «On the implementation in certain subjects of the Russian Federation in 2022 of a standard model of a system of long-term care for elderly citizens and disabled people in need of care» // URL://https://online.consultant.ru.
3. Order of the Ministry of Social Development of the Novosibirsk region dated December 23, 2014 No. 1446 «On approval of standards of social services provided by social service providers» // URL://file://C:/Users/setit/Do-wnloads/P_SY_1446.pdf.
4. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated March 31, 2021 No. 198 «On the system of long-term care for elderly and disabled citizens in the Republic of Tatarstan» // URL://https://sobes.tatar-stan.ru/postanovlenie-198-ot-31032021g-o-sisteme.htm.
5. Order of the Ministry of Socio-Demographic and Family Policy of Samara No. 146 dated March 29, 2021 «On certain issues of approval of the social package of long-term care» // URL://https://docs.cntd.ru/docu-ment/574682138.
6. Order of the Ministry of Family, Demographic Policy and Social Welfare of the Ulyanovsk Region dated March 25, 2021 No. 19-p «On approval of the levels of need from outside help in accordance with the typifica-
tion group and the list of social services included in the social package of long-term care provided to citizens in need of outside care for free, in the form of social services at home» // URL://http://publication.pravo.gov.ru/Do-cument/View/7301202103260001.
7. Order of the Committee for Social Protection of the Population of the Volgograd region dated May 28, 2018 No. 816 «On approval of the Regulations on the technology «Personal Assistant» // URL://https://docs.cntd.ru/do-cument/550118938.
8. Bykova T. A. On the implementation of a pilot project to create a system of long-term care for elderly and disabled citizens in the Republic of Buryatia. In the collection: Forms and methods of social work in various spheres of life: mat. IX International scientific and practical conference Ulan-Ude, 2020. P. 3-5.
9. Karpushina A. S. Social security of citizens within the framework of the regional project «Development and implementation of a program of systematic targeted support and improvement of the quality of life of older citizens (V olgograd region)». Implementation and results of the project for 2019 // In the collection: Topical issues of economics: collection of art. IV International scientific and practical conference 2020. P. 159-163.
10. Mogutov A. E. Improvement of social services for elderly citizens: analysis and prospects of development // URL://*m_th_a.e.mogutova_2020.pdf.
11. Mutigullina D. D. Analysis of the composition of social packages of long-term care of the subjects of the Russian Federation participating in the implementation of the system of long-term care (on the example of the Republic of Tatarstan, Ulyanovsk and Samara regions): collection of art. III All-Russian scientific and practical conference. Petrozavodsk, 2021. P. 26-34.
12. Encyclopedia of social practices of support for the elderly in the Russian Federation / ed. by E. I. Kholo-stova, G. I. Klimantova. M. : Dashkov and Co. 2015.
13. URL://https://dszn.ru/dolgoletie.
14. URL://https://dolgoletie.mosreg.ru/
15. URL://https://practices.nationalprojects.rf/de-mografiya/aktivnoe-dolgoletie/aktivnost-i-uchastie-v-zhizni-obshchestva/aktivnoe-dolgoletie-3.
16. URL://http s ://dolgoletie.mo sreg .ru/activities.
Информация об авторе Ф. Г. Мышко — доктор юридических наук, доцент.
Information about the author F. G. Myshko — Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 28.03.2023; принята к публикации 15.05.2023. The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 28.03.2023; accepted for publication 15.05.2023.