Научная статья на тему 'ЛУЧШИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА'

ЛУЧШИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА / СУОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комин Алексей Игоревич

На сегодняшний день отношение к вопросам охраны труда претерпевает серьезную трансформацию: инженерные знания, знания в области производственной гигиены, знания в области поведенческой науки и управленческой науки начинают объединяться для создания комплексной системы обеспечения безопасности. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 833-р Минтрудом России реализуется комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, включающих совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; стимулирование работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников; мониторинговые мероприятия. Согласно пункту 11 данного распоряжения проводится сбор, анализ и распространение лучших корпоративных и региональных практик. В соответствии с этим целью работы является выявление и анализ существующих практик по улучшению производственной безопасности и охраны труда в организациях. Актуальность и научная новизна работы заключается в том, что по представленным образцам лучших корпоративных практик можно сформировать рекомендации для внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. В качестве методологической основы исследования был использован комплексный, статистический, математический и сравнительный анализ данных, полученных в ходе опроса организаций. Результаты и выводы работы заключаются в выявлении наиболее оптимальных мероприятий и рекомендация для внесения в действующие нормативные правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комин Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEST CORPORATE PRACTICES AS THE BASIS FOR REFORMING THE EXISTING REGULATIONS IN THE SPHERE OF OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY

Today, attitudes towards occupational health and safety are undergoing a major transformation: engineering knowledge, industrial hygiene knowledge, knowledge of behavioral science and management science are beginning to come together to create an integrated safety system. In accordance with Decree of the Government of the Russian Federation No. 833-r dated April 26, 2019, the Ministry of Labor and Social Protection of Russia is implementing a set of measures to encourage employers and employees to improve working conditions and preserve the health of employees, as well as motivate citizens to lead a healthy lifestyle, including improving mechanisms for preventing industrial injuries and occupational morbidity; encouraging employers and employees to improve working conditions and preserve the health of employees; implementing monitoring activities. According to paragraph 11 of this decree, the collection, analysis and dissemination of the best corporate and regional practices are carried out. With regards to this, the aim of this study is to identify and analyze existing practices to improve occupational health and safety in organizations. The relevance and scientific novelty of the research lie in the fact that according to the presented samples of the best corporate practices, it is possible to form recommendations for making changes to the existing regulatory legal acts. A comprehensive, statistical, mathematical and comparative analysis of the data obtained during the survey of organizations was used as a methodological basis of the study. The results and conclusions of the paper are to identify the most optimal measures and recommendations for introduction into the current regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «ЛУЧШИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-26-35 УДК: 331.4 ^8

ЛУЧШИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

А.И. Комин

Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

https://orcid.org/0000-0001-9449-4184

АННОТАЦИЯ

На сегодняшний день отношение к вопросам охраны труда претерпевает серьезную трансформацию: инженерные знания, знания в области производственной гигиены, знания в области поведенческой науки и управленческой науки начинают объединяться для создания комплексной системы обеспечения безопасности. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 833-р Минтрудом России реализуется комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, включающих совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; стимулирование работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников; мониторинговые мероприятия. Согласно пункту 11 данного распоряжения проводится сбор, анализ и распространение лучших корпоративных и региональных практик. В соответствии с этим целью работы является выявление и анализ существующих практик по улучшению производственной безопасности и охраны труда в организациях.

Актуальность и научная новизна работы заключается в том, что по представленным образцам лучших корпоративных практик можно сформировать рекомендации для внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. В качестве методологической основы исследования был использован комплексный, статистический, математический и сравнительный анализ данных, полученных в ходе опроса организаций. Результаты и выводы работы заключаются в выявлении наиболее оптимальных мероприятий и рекомендация для внесения в действующие нормативные правовые акты. Ключевые слова: охрана труда; производственная безопасность; риски; информатизация; работодатель; система управления охраной труда; СУОТ.

Для цитирования: Комин А.И. Лучшие корпоративные практики как основа реформирования действующих нормативных правовых актов в сфере производственной безопасности и охраны труда. Социально-трудовые исследования. 2022;46(1):26-35. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-26-35.

ORIGINAL PAPER

BEST CORPORATE PRACTICES AS THE BASIS FOR REFORMING THE EXISTING REGULATIONS IN THE SPHERE OF OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY

A.I. Komin

All-Russian Scientific Research Institute of Labor, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-9449-4184

ABSTRACT

Today, attitudes towards occupational health and safety are undergoing a major transformation: engineering knowledge, industrial hygiene knowledge, knowledge of behavioral science and management science are beginning to come together to create an integrated safety system. In accordance with Decree of the Government of the Russian Federation No. 833-r dated April 26, 2019, the Ministry of Labor and Social Protection of Russia is implementing a set of measures to encourage employers and employees to improve working conditions and preserve the health of employees, as well as motivate citizens to lead a healthy lifestyle, including improving mechanisms for preventing industrial injuries and occupational morbidity; encouraging employers and employees to improve working conditions and preserve the health of employees; implementing monitoring activities. According to paragraph 11 of this decree, the collection, analysis and dissemination of the best corporate and regional practices are carried out. With regards to this, the aim of this study is to identify and analyze existing practices to improve occupational health and safety in organizations. The relevance and scientific novelty of the research lie in the fact that according to the presented samples of the best corporate practices, it is possible to form recommendations for making changes to the existing regulatory legal acts. A

© Комин А.И., 2022

comprehensive, statistical, mathematical and comparative analysis of the data obtained during the survey of organizations was used as a methodological basis of the study. The results and conclusions of the paper are to identify the most optimal measures and recommendations for introduction into the current regulatory legal acts.

Keywords: labor protection; industrial safety; risks; informatization; employer; occupational health and safety management system; OHSAS.

For citation: Komin A.I. Best corporate practices as the basis for reforming the existing regulations in the sphere of occupational health and safety. Social and labor research. 2022;46(1):26-35. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-26-35.

ВВЕДЕНИЕ

Охрана труда перестает быть набором нормативных требований, которые необходимо соблюдать работодателям, выполнение которых в полном объеме требует значительных финансовых затрат. Охрана труда становится неотъемлемой частью развития любого предприятия и влияет на эффективность его работы [1].

Наряду с инструкциями и правилами о том, как защитить себя от изученных опасностей, у работников должно формироваться умение самостоятельно выявлять признаки новых опасностей, а у работодателей - формироваться система управления рисками, т. е. выявления опасностей, их оценки и выработки мер по снижению наиболее значимых рисков, связанных с этими опасностями. Это новая система, в которой основная роль отводится понимающим данные проблемы работодателям, компетентным специалистам по охране труда и заинтересованным в безопасности и участвующим в управлении охраной труда работникам [2].

Именно в этой парадигме на государственном уровне начинается переход от установления жестких обязательных для соблюдения требований к созданию на всех уровнях управления основ для формирования культуры безопасного труда, иными словами, осознанного отношения к безопасности на основе знаний и навыков по управлению рисками [3].

Одним из основных инструментов такого перехода является сбор, обобщение и распространение передового опыта или лучших практик, внедренных на российских предприятиях и показавших свою эффективность.

Действенным рычагом стимулирования работодателей к улучшению условий труда является внедрение систем управления безопасностью и охраной труда, включающих разработку и реализацию программ по улучшению условий труда [4].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 833-р утвержден комплекс мероприятий по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда. При этом финансирование осуществляется за счет внутренних ресурсов компании.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. №181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» сформирован список лучших из них.

В соответствии с пунктом 11 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 833-р специалистами Минтруда России и ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России был проведен опрос - анкетирование, в котором приняли участие организации различных видов экономических деятельностей (ВЭД).

Архитектуру анкетирования составляли вопросы финансирования, человеческого капитала, документооборота, укрепления здоровья, информатизации, рисков и лидерства. Опрос проводился в формате выбора ответа из перечня, сформированного на основе проведенных ранее опросов и отчетов, а также информации, полученной из открытых источников.

По результатам опроса было выявлено, что более половины организаций, принявших участие в анкетировании, относятся к категории обрабатывающих производств (51 %), вносящих самый большой вклад в производственный травматизм. По данным Росстата в 2019 г. по этому виду экономической деятельности он составил 34,4 % от общего числа пострадавших (рис. 1).

Второе место у организаций, относящихся к профессиональной, научной и технической ВЭД (24 %). Остальные виды экономической деятельности представлены от одной до шести организациями.

По количеству работников преобладают организации, персонал которых составляет более 1000 человек (55 %). Далее следуют организации с численностью от 300 до 500 человек (12 %) и от 700 до 1000 человек (12 %). На последнем месте - организации, где работают менее 100 человек (4 %) (рис. 2).

В опросе, как правило, принимали специалисты по охране труда, промышленной безопасности и экологии (59,8 %), которые и заполняли разосланные анкеты. Доля высшего руководства, участвующего в анкетировании, составляет всего 3,9 % (рис. 3).

Раздел S. Предоставление прочих видов услуг ■ 3,13

Раздел О. Государственное управление 1 2,08

и обеспечение военной безопасности;...

Раздел N. Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 1 2,08

Раздел М. Деятельность профессиональная, 23,96

научная и техническая

Раздел J. Деятельность в области 2,08

информации и связи

Раздел Н. Транспортировка и хранение I 1,04

Раздел О. Торговля оптовая и розничная; 2,08

ремонт автотранспортных средств и ...

Раздел Р. Обеспечениеи электрической энергией, газом и паром; ... 6,25

Раздел С. Обрабатывающие производства 51,04

Раздел В. Добыча полезных ископаемых 5,21

Раздел А. Сельское, лесное хозяйство, 1,04

охота, рыболовство и рыбоводство

0 10 20 30 40 Доля организаций , % 50 60

Рис. 1 / Fig. 1. Распределение организаций по видам экономической деятельности / Distribution of organizations by type of economic activity

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

МОТИВАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА

Основной причиной для принятия решения о внедрении системы управления безопасностью и охраной труда (СУОТ) является необходимость соблюдения государственных и международных норм и требований (90 %). По требованию заказчиков СУОТ внедряется в 9% случаев, в результате крупной аварии или происшествия - в 1 % (рис. 4).

Промежутки времени, через которые можно оценить эффективность инноваций и инвестиций в безопасность, представлены на рис. 5. Как следует из диаграммы, оптимальным временным интервалом для оценки эффективности являются 3 года (48 %).

В отличие от других вопросов анкетирования на вопрос, какие проблемы, связанные с внедрением системы управления безопасностью и охраной труда, наиболее сложные и часто встречающиеся, организации отвечали не по предоставленному типовому списку ответов, а каждая в соответствии со сложившейся практикой. Поэтому ответы были структурированы и выделен перечень основных проблем, который можно разделить на 6 категорий: финансовые, организационные, технические, недостаток квалифицированного персонала, сопротивление и другое [5]: Финансовые: • недостаток финансирования ограниченный бюджет;

Численность работников

^^ ■ более 1000 человек

12% 8% ■ до 100 человек от 100 до 300 человек

12% 9% ■ от 300 до 500 5/0 человек ■ от 500 до 700 человек

4% ■ от 700 до 1000 человек

Рис. 2/ Fig. 2. Численность работников в организации / Number of employees in the organization

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

27,5

8,8 ^^^^

Высшее руководство Линейный руководитель Руководитель среднего Специалист по охране

(руководитель (начальник участка, цеха, звена (начальник труда, промышленной

организации, заместитель бригады и т. п.) управления, безопасности, экологии

руководителя, главный департамента,

инженер и т. п.) направления, и т. п.)

Рис. 3/ Fig. 3. Должность заполняющего анкету / Position of the

person completing the questionnaire

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

• средства, выделяемые на обеспечение безопасности, направляются только для удовлетворения требований законодательства. Технические:

• большой объем разрабатываемой документации;

70,0

59,8

60,0

50,0

40,0

30,0

20,0

10,0

3,9

0,0

1%

Причины внедрения СУОТ

Ж i Ь ■ крупная авария/происшествие

А Н ■ необходимость соблюдения

■ государственных и международных

90% норм и требований

■ требование заказчиков

Рис. 4/ Fig. 4. Причины внедрения системы управления охраной / Reasons for implementing an occupational health and safety management system

Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.

5% ^^^ Временной интервал

^^ ■ 1 год

i 31%4 .3 года

Н ■ 5 лет

1 ■ 6 месяцев

48% W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70 tf 60

0 50 g 40 S 30

1 20 ^ 10

0

58

I

каждое структурное подразделение (филиал, предприятие, цех) имеет

свой выделенный бюджет на мероприятия по безопасности и охране труда, защищает его самостоятельно в рамках внутренних процедур организации по планированию мероприятий на год и финансирования

соответствии с целями (стратегическими и годовыми) организации и защищенный в зависимости от других статей бюджета затрат организации

рассма как сос меропр!

Рис. 6/ Fig. 6. Принципы финансирования целевых мероприятий по производственной безопасности и охране труда / Principles of financing targeted measures for labor protection and industrial safety

Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.

Рис. 5 / Fig. 5. Временной интервал, необходимый для оценки

эффективности инноваций и инвестиций в безопасность / The

time interval required to evaluate the effectiveness of innovations

and investments in occupational health and safety

Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.

• устаревшее оборудование;

• отсутствие на данный момент информационной системы, включающей в себя возможность мониторинга данных в режиме реального времени в области ОТ, ПБ и ООС. Сопротивление персонала:

• работники не считают первостепенными вопросы охраны труда;

• отсутствие желания быть ответственными за выполнение мероприятий СУОТ;

• рабочий персонал компании в основном является возрастным, что говорит об устоявшемся «советском» менталитете. Фразу «а мы всегда так делали» использует каждый второй работник;

• встречается формальный подход в работе линейных руководителей в области ОТ, ПБ и ООС, отсутствует желание линейных руководителей участвовать в процессе улучшения системы управления безопасностью и охраной труда, работа ведется только после постановки конкретных задач или предъявления несоответствий. Организационные:

• сотрудникам в подразделениях иногда сложно выделить необходимое время для работы с профессиональными рисками;

• применение системы электронных торгов, договоров, морально и физически устаревших компьютеров увеличивает время на исполнение процедур СУОТ. Выполнение этой работы занимает много времени. По факту один специалист ОТ занимается только этой работой;

, 40

о

: 30

49

i

да, затраты на мероприятия по безопасности и охране труда являются защищенными

изменения проводятся с учетом уровня потенциальных рисков,

в случае сокращения финансирования и/или переноса исполнения мероприятий

нет, моту быть изменены с учетом новых параметров бюджетирования без учета потенциального влияния на уровень производственных рисков

Рис. 7/ Fig. 7. Защищенность статьи затрат на мероприятия по охране труда / Security of the costs for labor protection measures

Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.

• необходимость интеграции СУ ПБ, ОТ и ОС в единую систему;

• недостаточный контроль за соблюдением требований охраны труда со стороны непосредственных руководителей;

• нехватка информативной базы. Недостаток квалифицированного персонала:

• недокомплектованность штата;

• необходимость обучения персонала по OHSAS 18001/ТС0 45001;

• отсутствие на предприятиях молодых специалистов, которые с интересом и полной самоотдачей готовы совершенствовать систему управления безопасностью и охраной труда;

• дефицит грамотных специалистов по охране труда.

Другое:

• необходимость дополнительного обучения персонала при внедрении новых нормативный правовых актов (НПА);

• необходимость неоднократного разъяснения персоналу требований СУ.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА

Более половины организаций (58 %), отвечая на вопросы о финансах, рассматривают мероприятия и бюджет по производственной безопас-

25

17

30

Рис. 8 / Fig. 8. Рейтинг важности мер по повышению безопасности работы / Rating of the importance of measures to improve work safety

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Использование более современного и безопасного оборудования и технологий

19

Более серьезное отношение к вопросам безопасности со стороны самих руководителей

Более понятная система поощрений за соблюдение и наказаний за нарушения требований охраны и безопасности труда Возможность прекратить работу или отказаться от её выполнения в случае, если ее нельзя выполнить безопасно

Больше внимания/контроля соблюдения требований безопасности со стороны руководства

Более качественные и практические инструктажи и обучение по охране и безопасности труда

Возможность для работников более открыто высказывать свое мнение и давать предложения по повышению безопасности своей работы и работы коллег

Возможность для работников более активно участвовать в разработке мероприятий, которые помогут сделать работу более безопасной

Более правильная организация работы (меньше авралов и сверхурочной работы)

Больше наглядной информации по вопросам охраны труда (плакатов, листовок, знаков)

13

12

11

Более четкие и понятные инструкции и правила выполнения работ

8 10 12 14 16 18 20

8

8

0

2

6

ности и охране труда как неотъемлемую часть сводных планов мероприятий и финансирования организации в целом. Поэтому при изменении параметров бюджетирования (сокращении) в большинстве компаний (49 %) затраты на мероприятия по охране труда остаются защищенными (рис. 6, 7).

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ

Анализ результатов обработки ответов показал, что одним из основных методов повышения безопасной работы является использование современного и безопасного оборудования и технологий (19%). Далее следует более серьезное отношение к вопросам безопасности со стороны руководителей (13 %). Увеличение количества наглядной информации по вопросам охраны труда (плакаты, листовки, знаки) были отмечены 5 % организаций, а более четкие и понятные инструкции и правила выполнения работ - только 3 % (рис. 8).

В 79 % организаций структура службы охраны труда учитывает численность работников и количество объектов. При этом организации, выбравшие ответ «да», в 64 % из 79 % являются обрабатывающими производствами. Около 12 % организаций из 20 %, выбравшие ответ «нет», занимаются профессиональной, научной и технической деятельностью (рис. 9).

Структура службы охраны труда учитывает численность работников

организации, количества объектов/подразделений/филиалов

1%

■ да

■ нет

■ только в головной компании, в дочерних обществах и филиалах нет единой схемы подчинения

Рис. 9/ Fig. 9. Результаты опроса по вопросу учета численности работников организации, количества объектов/подразделений/ филиалов при формировании службы охраны труда / Headcount survey results of the organization, the number of facilities/divisions/ branches in the formation of the labor protection service Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Полученные ответы на проведенный опрос по теме «Важность демонстрации лидерства руководства в вопросах безопасности» оценивались по 10-балльной шкале. Выяснилось, что наиболее популярными практиками для 49 % организаций в «1 из 10-балльной шкалы» является личный пример руководства компании по соблюдению требований безопасности, а также участие руководства компании в проведении аудитов безопасности. Данная практика заняла первую позицию у 24 % опрошенных организаций в «9 из 10 балльной шкалы» и у 16 % организаций - в «10 из 10 балльной шкалы». Значимость данного меро-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Наименование практик

■ Реализовано частично

■ Реализовано полностью

■ Планируется к внедрению в следующем году

Не реализовано

Используется в практике не менее 6 м

И Есть подтверждение эффективное Планируется к внедрению в ближайшие 3 года (укажите конкретно)

Рис. 10/ Fig. 10. Практики укрепления здоровья / Health promotion practices

Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.

Рис. 11 / Fig. 11. Практики по оценке и снижению рисков, примененные в организации / Risk assessment and mitigation practices applied in the organization

Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.

приятия показывает, что работодатель вовлечен в вопросы, касающиеся охраны труда, поскольку не желает нести финансовые, трудовые и другие потери, поэтому активно принимает участие в обсуждениях и распределении средств на трудо-охранные мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для приобщения работников к здоровому образу жизни, с целью поддержания их здоровья, в организациях проводятся немало оздоровительных мероприятий (рис. 10). Но поскольку ни одна из организаций не ответила полностью на вопросы анкеты, то далее каждое из них (мероприятий) будет анализироваться более детально (табл. 2).

Коллективные спортивные мероприятия (командные соревнования по футболу, волейболу и т. п) являются наиболее популярной оздоровительной практикой для 60,4 % организаций. Однако в 39,8 % организаций не созданы и не развиваются физкультурно-спортивные клубы, призванные привлекать людей к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И РИСКИ

Переход от соблюдения установленных на государственном уровне требований в области обеспечения безопасности к оценке и управлению профессиональными рисками является основным направлением государственного реформирования управления охраной труда1. Одни и те же виды работ и производственные процессы могут осуществляться на разных предприятиях

1 Оценка и управление профессиональными рисками [Электронный ресурс] URL : https://eisot.rosmintrud.ru/otsenka-i-upravlenie-profession-alnymi-riskami

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Наименование практик

| Реализовано частично Реализовано полностью

Планируется к внедрению в ближайшие несколько ле

Не реализовано ■ Есть подтверждение эффективности

Рис. 12/ Fig. 12. Практики по информатизации, примененные в организации / Informatization practices applied in the organization

Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.

по-разному, в зависимости от используемого оборудования и иных причин социально-экономического и географического характера.

Индивидуальный подход работодателей к идентификации присущих именно его предприятию опасностей, а также участие в этом процессе самих работников, их информированность о существующих на их рабочих местах рисках также являются важнейшими инструментами повышения безопасности работы предприятий [6].

Выявление новых опасностей и управление наиболее значимыми рисками, в отличие от той же специальной оценки условий труда (проводимой раз в 5 лет сторонними организациями), направлены не на компенсацию работникам

13,4

16,7

16,

18,5

21,2

21,

24,4

24,4

29,7

29,5

30,

12

J6,C

19,6

7,1

18,6

24,

17,6

28,6

48,

26,7

2,3

9,4

24,4

77,1

75,6

71,4

65,

61

3,3

50,6

48,8

3,3

31,9

34,1

20,9

Таблица 1 / Table 1

Результаты опроса по вопросу реализации практик укрепления здоровья работников / Results of a survey on the implementation of

health promotion practices for employees

Показатели / Indicators Практики: / Practices:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14

Распределение ответов, %

Есть подтверждение эффективности 3,1 2,1 1,0 3,2 2,1 2,1 1,0 2,3 2,0 1,2 2,3 4 3,1 1,0

Используется в практике не менее 6 мес. 1,0 4,2 2,0 3,2 1,0 4,2 1,0 53,4 1,0 31,8 1,2 10 1,0 38,5

Не реализовано 9,4 36,4 14,1 16,0 15,5 24,2 31,3 5,6 13,9 4,7 31,4 5 39,8 6,3

Планируется к внедрению в ближайшие 3 года 3,1 5,2 3,0 2,1 2,1 3,2 3,1 2,3 5,0 3,5 1,2 2 3,1 27,1

Планируется к внедрению в следующем году 1,0 3,1 5,1 6,4 2,1 47,4 1,0 14,8 2,0 37,6 27,9 62 33,7 27,1

Реализовано полностью 60,4 25,0 33,3 44,7 42,3 18,9 29,2 21,36 51,5 21,2 36,0 17 19,4 1,0

Реализовано частично 21,9 24,0 41,4 24,5 35,1 2,1 33,3 2,3 24,8 1,2 2,3 4 3,1 38,5

1 - Коллективные спортивные мероприятия (командные соревнования по футболу, волейболу и т. п.); 2 - Компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях; 3 - Мероприятия по борьбе с курением; 4 - Мероприятия, направленные на борьбу с употреблением алкоголя; 5 - Организация комнат отдыха; 6 - Организация пунктов здорового питания для работников предприятия; 7 - Приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря; 8 - Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом на работе; 9 - Мероприятия, направленные на общее укрепление здоровья работников и повышение двигательной активности (занятия в тренажерных залах, посещение бассейна, забеги и кроссы и т. п.); 10 - Мероприятия, направленные на профилактику конкретных профессиональных заболеваний, связанных со спецификой экономической деятельности предприятия; 11 - Организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий; 12 - Санаторно-курортное лечение; 13 - Создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы; 14 - Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

вреда, причиняемого наличием на их рабочих местах вредных производственных факторов, а на предупреждение причинения ущерба их жизни и здоровью на ежедневной основе, выявление вновь возникающих опасностей самими работниками2.

Существует много методов оценки рисков. Работодатель вправе выбрать тот метод, который максимально соответствует его потребностям. В такой ситуации основной задачей на государственном уровне представляется оказание работодателям методической помощи при выборе наиболее адекватного метода оценки уровня риска путем разработки методических рекомендаций [7]. На диаграмме, представленной на рис. 11, показано распределение ответов организаций на применяемые практики по рискам. На горизонтальной оси представлен перечень используемых практик. По вертикальной оси - процентное соотношение предлагаемых ответов на вопрос.

Доля организаций, полностью реализовавших мероприятия, варьируется от 11 % (внедрение практик проведения оценки рисков по методикам HAZOP/HAZID) до 64,1 % (проведение независимого аудита системы управления безопасности и охраны труда (в целом или по ее элементам) силами работников организации).

2 OiRA: free and simple tools for a straightforward risk assessment process [Электронный ресурс] URL : https://osha.europa.eu/en/tools-and-resources/ oira https://oiraproject.eu/en

Внедрение и развитие системы цифрового управления в области охраны и безопасности труда имеет высокий потенциал для создания в масштабах страны единой систем управления, учета и анализа данных, необходимых для принятия управленческих решений по совершенствованию управления охраной труда от высшего уровня в виде государственного управления (Правительство, Министерство труда) до ведомственных и бюджетных государственных организаций, региональных и муниципальных органов власти, на всех уровнях бизнеса - крупном, среднем и малом [8].

Развитие цифровой (электронной) системы по управлению охраной труда согласуется с государственной Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» и некоторыми ее направлениями, целями и задачами по созданию необходимых правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств [9].

Доля организаций, внедривших все виды практик, представленных в табл. 4, варьируется от 9,4 % (системы виртуальной и дополненной реальности для проведения обучения на тренажерах, инструктажей и т. д.) до 48,9 % (системы контроля на транспортных средствах - контроль поведения водителя и соблюдения параметров скорости и маршрутов движения). Наивысший

Таблица 2/ Table 2

Результаты опроса по вопросу реализации применяемых в организации практик оценки рисков и их снижения / Results of a survey on the implementation of risk assessment and mitigation practices used in the organization

Показатели / Indicators

Практики: / Practices:

2

з

4

б

б

т

s

9

10

11

12 13 14 15

Распределение ответов, %

Не реализовано 68,3 31,0 23,0 18,0 9,6 27,6 15,7 30,7 12,4 48,8 11,8 17,0 18,7 36,1 37,7

Планируется к внедрению в ближайшие 3 года 4,9 1,2 4,6 4,5 1,1 3,4 1,1 2,3 2,2 8,3 3,2 5,7 4,4 4,2 6,5

Планируется к внедрению в следующем году 2,4 2,3 3,4 4,5 72,3 10,3 73,0 5,7 2,2 4,8 5,4 1,2 8,8 2,8 7,8

Реализовано полностью 11,0 41,4 44,8 48,3 17,0 38,0 10,2 48,8 64,1 16,7 45,2 42,0 40,6 37,5 19,5

Реализовано частично 13,4 24,1 24,2 24,7 9,6 20,7 15,7 12,5 19,1 21,4 34,4 34,1 27,5 19,4 28,5

1 - Внедрение практик проведения оценки рисков по методикам HAZOP/HAZID;

2 - Внутренняя процедура, определяющая порядок экономического расчета прямых и косвенных потерь/убытков от происшествий;

3 - Единая система управления и развития подрядных организаций по безопасности и охране труда на всех этапах выполнения работ;

4 - Оценка рисков безопасности и охраны труда при проектировании и реализации новых проектов;

5 - Практика остановки небезопасных работ до устранения выявленных нарушений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 - Применение карт анализа производственных и профессиональных рисков и оценка их влияния на операционные риски;

7 - Проведение внутренних расследований с определением корневых причин происшествий;

8 - Проведение независимого аудита системы управления безопасности и охраны труда (в целом или по ее элементам) с приглашением внешних профессиональных/отраслевых экспертов;

9 - Проведение независимого аудита системы управления безопасности и охраны труда (в целом или по ее элементам) силами работников организации;

10 - Программа по оценке человеческого фактора (здоровье и психоэмоциональное состояние) и рисков его совокупного влияния на производственные процессы на ответственных участках/оборудовании;

11 - Риск-ориентированный подход при разработке мероприятий по безопасности и охране труда, направленный на минимизацию потенциального ущерба;

12 - Риск-ориентированный подход при утверждении бюджетов текущих и капитальных затрат;

13 - Сводный реестр всех видов рисков с проекцией на производственные участки и виды производственных операций (картирование рисков);

14 - Система управления операционной эффективностью, включающая направления безопасности и охраны труда;

15 - Управление безопасностью производственных процессов (Process Safety Management).

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

1

показатель подтверждения эффективности составляет 75,6 % (датчики дистанционной оценки параметров условий труда на рабочих местах (для класса условий 3) при полной реализации в 14,4 % организаций. Самой невостребованной практикой являются «мобильные приложения для оценки рисков на рабочем месте и оперативного информирования о нарушениях» с долей организаций 77,2 %, в связи со сложной технической реализацией (рис. 12).

ВЫВОДЫ

Основу экономического благополучия любого предприятия составляет труд работника, поэтому регулирование социально - трудовых отношений во всех сферах трудовой деятельности, в том числе в охране труда, является эффективным элементом управления производством [10]. Важнейшим показателем эффективного использования труда является его производительность. В процессе труда на здоровье и работоспособность человека воздействуют различные факторы, которые определяют то, или иное состояние условий труда. Из множества факторов можно выделить:

Технические;

Эргономические;

Санитарно-гигиенические;

Психофизические;

Социально-бытовые;

Природно-климатические;

Экономические.

На некоторых производствах есть опасные и вредные производственные факторы, воздействия которых приводит к травме, заболеванию или общему снижению работоспособности работника. Благоприятные условия труда повышают его качества, содействуют росту производительности труда, определяя тем самым социально-экономическое значение охраны труда.

Как показал аназиз результатов опроса, при рассмотрении проблем, связанных с внедрением системы управления безопасностью и охраной труда, наиболее актуальной и значимой является финансовая. Поэтому мы полагаем, что было бы целесообразно включить затраты на модернизацию оборудования, обучение нового персонала, повышение квалификации персонала в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств фонда социального страхования (ФСС).

В блоке «финансирование» больше половины организаций согласилось с тем, что вопросы, касающиеся охраны труда и безопасности, рассматриваются с той же степенью важности, как и другие. Сегодня можно констатировать: предпринимаемые на государственном уровне меры помогают работодателю прийти к пониманию важности вопросов охраны и безопасности труда, которые являются такими же необходимыми элементами производственного процесса, как управление, финансы, оборудование и т.д. Немалый вклад в эту просветительскую деятельность внес процесс присоединения России к

Таблица 3/ Table 3

Результаты опроса по вопросу практик информатизации, применяемых в организации / Results of the survey on the issue of

informatization practices used in the organization

Показатели / Indicators Практики: / Practices:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Распределение ответов, %

Есть подтверждение эффективности (через показатели или оценку вышестоящего руководителя) 2,8 36,0 31,4 75,6 50,6 1,2 54,1 2,2 74,4 1,2 47,7 71,4 1,1 1,2 2,2 1,1 48,8 54,8

Не реализовано 61,6 1,2 24,4 7,3 21,0 40,0 17,6 31,8 9,8 77,2 2,3 3,6 20,9 65,9 24,4 34,1 8,2 2,4

Планируется к внедрению в ближайшие несколько лет 12,3 26,7 14,0 3,7 9,9 9,4 7,1 7,7 7,3 9,6 25,6 8,3 3,3 7,0 3,4 11,4 18,6 21,4

Реализовано полностью 12,3 36,1 30,2 13,4 18,5 24,7 21,2 28,6 8,5 3,6 24,4 16,7 35,2 9,4 48,9 23,9 24,4 21,4

Реализовано частично 11,0 36,0 31,4 75,6 50,6 24,7 54,1 29,7 74,4 8,4 47,7 71,4 39,6 16,5 21,1 29,5 48,8 54,8

1 - ERP-система организации имеет профильный модуль/блок по охране труда и здоровья; 2 - Автоматизированные системы контроля состояния здоровья работников (давление, пары алкоголя, температура тела); 3 - Автоматизированы администрирование, сбор, обработка и анализ статистических данных по оценке происшествий, профессиональных рисков, условий труда, по заболеваемости и медицинским осмотрам; 4 - Датчики дистанционной оценки параметров условий труда на рабочих местах (для класса условий 3); 5 - Единая информационная система (программа) по производственным и профессиональным рискам с возможностью проведения аналитики и построения прогнозных моделей; 6 - Единый информационный портал (внутренняя интранет-сеть) по безопасности и охране труда; 7 - Используются цифровые системы контроля за безопасностью и условиями труда, состоянием здоровья работников на опасных участках; 8 - Используются цифровые системы обучения и контроля знаний по охране и безопасности труда; 9 - Мобильные приложения для информирования работников о правилах и мерах безопасности на рабочем месте; 10 - Мобильные приложения для оценки рисков на рабочем месте и оперативного информирования о нарушениях; 11 - Раздел по безопасности и охране труда на внешней интернет-странице организации с регулярной публикацией профильной информации; 12 - Система для проведения медицинских консультаций на удаленных объектах (телемедицина); 13 - Система видео наблюдений на опасных производственных участках; 14 - Системы виртуальной и дополненной реальности для проведения обучения на тренажерах, инструктажей и т. д.; 15 - Системы контроля на транспортных средствах - контроль поведения водителя и соблюдения параметров скорости и маршрутов движения; 16 - Системы мониторинга нахождения работников на производственной площадке и разграничение прав доступа в опасной зоне; 17 - Телеметрические датчики параметров на опасных производственных объектах; 18 - Цифровая платформа обратной связи (онлайн опросы, информирование сотрудников и т. п.).

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

программе нулевого травматизма и запуск общественно-просветительской кампании «Здоровье. Ответственность. Труд», где популяризуются вопросы охраны труда и формируется культура безопасности.

Поскольку более половины респондентов -представителей обрабатывающих производств (лидеров по общему и смертельному травматизму) ответило, что наиболее преимущественным решением для повышения безопасности является модернизация и закупка современного оборудования, это является дополнительным аргументом для государственной финансовой поддержки этой сферы, в том числе за счет средств ФСС.

Анализируя вопросы, связанные с привязкой численности работников, количеством объектов/ подразделений/филиалов организации с необходимостью формирования и определения числа персонала службы охраны труда, можно сделать вывод, что при создании трудоохранных служб на производственных предприятиях данные показатели обязательно учитываются, в то же время в бюджетном секторе численность персонала в качестве предлога для формирования такой службы во внимание не принимается.

Однако, если рассматривать травматизм в медицине и социальной деятельности, то с каждым годом его уровень растет. Поэтому профильным министерствам необходимо учитывать вновь

принятые рекомендации Минтруда РФ по расчету численности службы охраны труда.

В качестве мероприятий для блока «укрепление здоровья» были выбраны мероприятия из типового перечня Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. №181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». Все эти мероприятия, в том числе спортивно-массовые могут быть реализованы за счет себестоимости. При этом одной из наименее популярных практик является ГТО, хотя она обязательна только для государственных служащих (Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортив-ном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)») и организуется за счет государственных средств.

Что касается таких мер как борьба с курением и алкоголем, организация комнат отдыха, то для их реализации предлагается также использовать средства ФСС.

В связи с тем, что в опросе принимали участие представители различных ВЭД, конкретные методы при рассмотрении вопросов, связанных с определением рисков, сильно различаются, поскольку каждое предприятие выбирает для себя оптимальное решение. Однако существуют и дру-

гие, универсальные способы решения проблем, проверки и самоконтроля, которые, напомню,

например, внутренний аудит, который прово- регулируются Федеральным законом «О государ-

дится силами самой организации. Как показали ственном контроле (надзоре) и муниципальном

результаты опроса, данный метод является весь- контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020

ма эффективным, как и другие механизмы само- № 248-ФЗ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гаврилин И.И., Савченко А.А. Технические науки в системе управления охраной труда как инструмент для повышения эффективности // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы - сборник статей 6 международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021; 75-81.

2. Zina Mantashyan Ghandilyan Creating safety culture through the system of notification and analysis of incidents / Zina Mantashyan Ghandilyan, Araceli Rodríguez Morillo, David García Bernal, Patricia Ramos Curado, Fernando Caba Barrientos, Mercedes Echevarría Moreno // Trends in Anaesthesia and Critical Care - 2018 - Volume 23

3. Пшеничная Д.С. Исследование и анализ СУОТ на предприятии / Д.С. Пшеничная, Ю.В. Сивков // Академический журнал Западной Сибири. 2021; 4(93)17)):25-273.

4. Туркина К.А., Волжанкина О.В. Разработка мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте // альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО 47 научной и учебно-методической конференции университета ИТМО. 2018;188-190.

5. Бурмантова А.А. Система управления безопасностью труда и здоровья персонала организации / А.А. Бурмантова // Сборник статей магистрантов ММА - 2020. 2020; 63-67.

6. Королева Г.А. Риск-ориентированный подход к внутреннему аудиту: опыт и проблемы / Г.А. Королева, М.А. Морозова // Вестник тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019;(3):16-23.

7. Новиков А.Е. Анализ методов оценки рисков / А.Е. Новиков // Innovation-2020. 2020;212-216.

8. Хрипунова М.Б. Эпоха цифровой экономики: цифровое образование как неотъемлемая часть цифровизации экономики / М.Б. Хрипунова, П.О. Литвин, И.В. Головинская // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019;3(14):159-164.

9. А.А. Короткий, О.А. Бахтеев, С.С. Костюков. Повышение безопасности внутризаводского и служебного автомобильного и электротранспорта путем внедрения современных цифровых устройств // Безопасность техногенных и природных систем 2021;(1):2-9.

10. Сорокин В.В. Роль службы охраны труда в формировании стратегии обеспечения безопасных условий труда на предприятии / В.В. Сорокин // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017;(26):34-40.

REFERENCES

1. Gavrilin I.I., Savchenko A.A. Technical sciences in the system of labor protection management as a tool for improving efficiency. Innovative trajectory of the development of modern science: formation, development, forecasts - a collection of articles of the 6th international scientific and practical conference. Petrozavodsk; 2021;75-81. (In Russ.).

2. Zina Mantashyan Ghandilyan Creating safety culture through the system of notification and analysis of incidents. Zina Mantashyan Ghandilyan, Araceli Rodríguez Morillo, David García Bernal, Patricia Ramos Curado, Fernando Caba Barrientos, Mercedes Echevarría Moreno. Trends in Anaesthesia and Critical Care. 2018;23.

3. Pshenichnaja, D.S. Research and analysis of occupational health and safety. D.S. Pshenichnaja, Ju.V. Sivkov. Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri = Academic Journal of Western Siberia. 2021;17(4(93)):25-273. (In Russ.).

4. Turkina K.A., Volzhankina O.V. Development of measures to improve working conditions at the workplace // Almanac of scientific works of young scientists of the ITMO University 47 scientific and educational conference of the ITMO University. 2018;188-190. (In Russ.).

5. Burmantova A.A. The system of management of labor safety and health of personnel of the organization. Collection of articles of MMA undergraduates. 2020;63-67. (In Russ.).

6. Koroleva G.A. Risk-oriented approach to internal audit: Experience and problems. Vestnik tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie = Bulletin of the Tver State University. Series: Economics and Management. 2019;(3):16-23. (In Russ.).

7. Novikov A.E. Analysis of risk assessment methods. Innovation. 2020;12-216. (In Russ.).

8. Hripunova M.B. The era of the digital economy: digital education as an integral part of the digitalization of the economy. Jekonomika i upravlenie: problemy, reshenija = Economics and Management: Problems, Solutions. 2019;14(3):159-164. (In Russ.).

9. Korotkij A.A. Bahteev O.A., Kostjukov S.S. Improving the safety of intra-factory and service automobile and electric transport through the introduction of modern digital devices. Bezopasnost' tehnogennyh i prirodnyh system = Safety of Technogenic and Natural Systems. 2021;(1):2-9. (In Russ.).

10. Sorokin V.V. The role of the labor protection service in the formation of a strategy for ensuring safe working conditions at the enterprise. Aktual'nye nauchnye issledovanija v sovremennom mire =Actual scientific research in the modern world. 2017;(26):34-40. (In Russ.)..

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Алексей Игоревич Комин - аналитик центра исследований охраны труда, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Aleksey I. Komin - Analyst, Labor Protection Research Center, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia ai_komin@vcot.info

Статья поступила в редакцию 26.12.2021; после рецензирования 08.01.2022, принята к публикации 11.01.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 26.12.2021; revised on 08.01.2022 and accepted for publication on 11.01.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.