Научная статья на тему 'ЛУЧШЕ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРИТЬ И ОДИН - ОТРЕЗАТЬ: НУЖНО ЛИ ТОРОПИТЬСЯ С ПРОВЕДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ?'

ЛУЧШЕ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРИТЬ И ОДИН - ОТРЕЗАТЬ: НУЖНО ЛИ ТОРОПИТЬСЯ С ПРОВЕДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛУЧШЕ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРИТЬ И ОДИН - ОТРЕЗАТЬ: НУЖНО ЛИ ТОРОПИТЬСЯ С ПРОВЕДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ?»

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. СЕМИНЯРЫ

С точки зрения технологии конституционных поправок, установленных статьей 136 Конституции РФ, «голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок к Конституции Российской Федерации» — формально избыточная процедура. Однако, как заявил глава фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе С. Миронов: «Мы с Путиным оканчивали один юридический факультет Санкт-Петербургского университета, я вас уверяю: наш Президент никогда никакую юридическую дефиницию не говорит просто так. Есть всенародное голосование, а есть референдум. Президент сказал так, как он сказал. Механизм мы разработаем».

Но какая бы ни была избрана форма выявления общественного мнения, отношения граждан страны к конституционной реформе 2020 — это будет процедура общественной оценки деятельности Президента Российской Федерации В.В. Путина и доверия к нему. Президент РФ нуждается в общественной поддержке. И, по моему мнению, здесь важна активная позиция институтов гражданского общества:

— образовательные организации должны проводить работу среди обучающихся и с их непосредственным участием — вести работу с населением, разъясняя смысл конституционной реформы в целом и отдельных поправок. Речь идет о разъяснительной работе, в том числе в рамках повышения юридической грамотности населения. Задействованы могут быть различные организационные и методические формы: от юридических клиник до публичных лекций;

— могли бы себя активно проявить и различные общественные образования, включая некоммерческие организации (профессиональные, военно-патриотические, молодежные, женские, ветеранские, экологические и др.);

— безусловно, свое слово должны сказать и политические партии, как основные институты гражданского общества, как основные «посредники» между государством и обществом.

Президент РФ В.В. Путин неоднократно брал на себя ответственность в самые сложные для страны времена, при решении внутренних вопросов и вопросов внешней политики. У него есть мужество и характер, чтобы брать на себя ответственность за последствия принимаемых решений. Сегодня настал момент, когда мы как представители гражданского общества должны проявить характер и гражданское мужество и поддержать Президента.

Прокопенко С.В., кандидат социологических наук, директор Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и переподготовки специалистов, доцент кафедры управления Сахалинского государственного университета

Лучше семь раз отмерить и один — отрезать: нужно ли торопиться с проведением конституционной реформы?

В январе 2020 года руководство Российской Федерации по меньшей мере трижды удивляло граждан страны:

— дважды удивил граждан страны Президент РФ: первый раз, достаточно неожиданно выступив с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в середине января1; второй — предложив «ряд конституционных поправок»2;

— третьей неожиданностью стала внезапная отставка Правительства РФ под руководством Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и последовавшие события с формированием нового состава Правительства РФ, утверждением новой структуры федеральных органов исполнительной власти3.

Однако наибольший резонанс вызвали высказанные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ предложения по изменению Конституции РФ: палитра комментариев разнообразна,

1 См.: О проведении совместного заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации для заслушивания послания Президента Российской Федерации: распоряжение Президента РФ от 4 января 2020 г. № 1-рп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/0001202001040038 (дата обращения: 05.02.2020).

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года // Российская газета. 2020. 16 января.

3 О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21. URL: http://publication.pravo.gov.ru/0001202001210023 (дата обращения: 05.02.2020).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 2 (50)

195

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. СЕМИНЙРЫ

от восторженных, до обвинительных. На наш взгляд, к настоящему времени мы не получили ответа на несколько важнейших вопросов:

— чем вызвана необходимость проведения конституционной реформы именно сейчас, в начале 2020 года;

— почему события с осуществлением конституционной реформы разворачиваются так быстро (15 января 2020 г. Президент РФ анонсировал реформу, в этот же день сформировал представительную, но, очевидно, не самую высокопрофессиональную в вопросах права рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию РФ; 20 января 2020 г. Президент РФ внес в Государственную Думу Проект закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»; 23 января 2020 г. Государственная Дума приняла Проект № 885214-7 в первом чтении, установив крайне «сжатые» сроки для направления поправок — «пятнадцатидневный срок» — до 6 февраля 2020 г., который, что было очевидно, пришлось перенести, и, как заявил А. Клишас, один из сопредседателей упомянутой рабочей группы: «Государственная Дума уже продлила срок рассмотрения предложений ко второму чтению законопроекта о поправке к Конституции Российской Федерации». И не исключил, что этот срок будет продлен еще раз, если возникнет такая необходимость, поскольку поступает большое количество предложений1);

— содержание внесенного Президентом РФ Проекта № 885214-7 закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»2, в основном, отражает тезисы, высказанные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, однако содержание Проекта № 885214-7 охватывает не только вопросы организации публичной власти, но и двух социальных выплат (п. 2 ст. 1 Проекта № 885214-7), в то же время спектр предложений о совершенствовании текста Конституции РФ намного шире (например, заявлено, что в России «возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности... свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм»3 — основа формирования новой (или возрождаемой) отечественной идеологии, но в рамках конституционной реформы эта проблематика не рассматривается);

— чем объяснить сокращение количества судей Конституционного Суда РФ с 19 (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ) до 11 (подп. «а» п. 1 ст. 1 Проекта № 885214-7 — новая редакция ч. 1 ст. 125 Конституции РФ);

— отчего не все предусмотренные Конституцией РФ нормы (резервы) реализованы до начала конституционной реформы и не нашли отражения в ее содержании (например, неясен механизм формирования Конституционного Собрания как имманентного элемента механизма пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ (ст. 135));

— предусмотренное статьей 2 Проекта № 885214-7 вынесение на общероссийское голосование Закона РФ о поправке Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» свидетельствует о том, что население в конституционную реформу будет включено «постфактум», после принятия названного Закона, а не на стадии его рассмотрения палатами Федерального Собрания РФ, но насколько такое «общероссийское голосование» достаточно для принятия столь важных для страны решений?

Уверены, что ответы на поставленные нами и иные вопросы, возникающие в ходе дискуссии о форме и содержании конституционной реформы 2020, должны быть представлены в полном объеме, все детали и нюансы технико-юридического характера разъяснены доступным языком всем гражданам Российской Федерации, просчитаны экономические и политические последствия реализации предложенных поправок в Конституцию РФ, в том числе спрогнозированы сценарии развития международно-правовых отношений. В конечном итоге важны не безупречность текста Конституции РФ и «совершенство регулирования организации публичной власти» в законодательстве, а их воплощение в деятельности всех субъектов управления для обеспечения достойного уровня жизни каждого гражданина Российской Федерации.

1 См. об этом подробнее: URL: http://legislation.council.gov.ru/events/news/113124/ (дата обращения: 05.02.2020).

2 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения: 28.01.2020).

3 Пункт 11 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г № 683 (Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ч. II, ст. 212).

196

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.