Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ 2020 И ДОВЕРИЕ ГРАЖДАН К ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ 2020 И ДОВЕРИЕ ГРАЖДАН К ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ 2020 И ДОВЕРИЕ ГРАЖДАН К ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. СЕМИНЙРЫ

рупции1 и с недавнего времени2 антикоррупционные стандарты сведены к трем федеральным законам — «О противодействии коррупции»3, «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»4 и «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»)5.

Аврамцев В.В., кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС, член научно-консультативного совета при Законодательном собрании Нижегородской области

Конституционные реформы 2020 и доверие граждан к публичной власти

Президент РФ в обращении к Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года предложил провести голосование граждан по всему предложенному им пакету конституционных поправок: «Учитывая, что предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности законодательной, исполнительной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок к Конституции Российской Федерации»6.

Уверены, что вопрос доверия к конституционной реформе 2020 — это вопрос доверия лично Президенту РФ. Да, В.В. Путин — всенародно избранный Президент РФ и в силу этого уже обладает таким доверием, однако общественная поддержка Президента РФ В.В. Путина существенно снизилась в результате пенсионной реформы.

Президент РФ поддержал реформу и лично взял на себя ответственность за эти преобразования. Умение брать на себя ответственность, особенно в сложных ситуациях, несомненно, является важным (а по моему убеждению, необходимым и обязательным) качеством руководителя. И то, что В.В. Путин обладает таким качеством, позволило ему сохранить достаточно высокий уровень доверия даже в этой очень непростой ситуации.

В этой связи «голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок к Конституции Российской Федерации» — это еще одна проверка доверия лично Президенту РФ В.В. Путину.

Развернулась дискуссия о формате (будет ли это референдум, или голосование пройдет иным способом, например, с использованием электронного голосования, апробированного на выборах в Мосгордуму в 2019 году или портала государственных слуг, на котором зарегистрированы десятки миллионов верифицированных пользователей?), сроках голосования, способах выявления мнения населения (по отдельным вопросам, по блокам вопросов, по проект Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»7 в целом), о правовых последствиях такого голосования.

1 О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы: указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г № 460 // Российская газета. 2010. 15 апреля.

2 См. об этом подробнее: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции: федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 15. Ч. I, ст. 2139.

3 О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. 1, ст. 6228.

4 О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50. Ч. 4, ст. 6953.

5 О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19, ст. 2306.

6 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года // Российская газета. 2020. 16 января.

7 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения: 28.01.2020).

19П

Юридическая наука и практика

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. СЕМИНЯРЫ

С точки зрения технологии конституционных поправок, установленных статьей 136 Конституции РФ, «голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок к Конституции Российской Федерации» — формально избыточная процедура. Однако, как заявил глава фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе С. Миронов: «Мы с Путиным оканчивали один юридический факультет Санкт-Петербургского университета, я вас уверяю: наш Президент никогда никакую юридическую дефиницию не говорит просто так. Есть всенародное голосование, а есть референдум. Президент сказал так, как он сказал. Механизм мы разработаем».

Но какая бы ни была избрана форма выявления общественного мнения, отношения граждан страны к конституционной реформе 2020 — это будет процедура общественной оценки деятельности Президента Российской Федерации В.В. Путина и доверия к нему. Президент РФ нуждается в общественной поддержке. И, по моему мнению, здесь важна активная позиция институтов гражданского общества:

— образовательные организации должны проводить работу среди обучающихся и с их непосредственным участием — вести работу с населением, разъясняя смысл конституционной реформы в целом и отдельных поправок. Речь идет о разъяснительной работе, в том числе в рамках повышения юридической грамотности населения. Задействованы могут быть различные организационные и методические формы: от юридических клиник до публичных лекций;

— могли бы себя активно проявить и различные общественные образования, включая некоммерческие организации (профессиональные, военно-патриотические, молодежные, женские, ветеранские, экологические и др.);

— безусловно, свое слово должны сказать и политические партии, как основные институты гражданского общества, как основные «посредники» между государством и обществом.

Президент РФ В.В. Путин неоднократно брал на себя ответственность в самые сложные для страны времена, при решении внутренних вопросов и вопросов внешней политики. У него есть мужество и характер, чтобы брать на себя ответственность за последствия принимаемых решений. Сегодня настал момент, когда мы как представители гражданского общества должны проявить характер и гражданское мужество и поддержать Президента.

Прокопенко С.В., кандидат социологических наук, директор Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и переподготовки специалистов, доцент кафедры управления Сахалинского государственного университета

Лучше семь раз отмерить и один — отрезать: нужно ли торопиться с проведением конституционной реформы?

В январе 2020 года руководство Российской Федерации по меньшей мере трижды удивляло граждан страны:

— дважды удивил граждан страны Президент РФ: первый раз, достаточно неожиданно выступив с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в середине января1; второй — предложив «ряд конституционных поправок»2;

— третьей неожиданностью стала внезапная отставка Правительства РФ под руководством Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и последовавшие события с формированием нового состава Правительства РФ, утверждением новой структуры федеральных органов исполнительной власти3.

Однако наибольший резонанс вызвали высказанные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ предложения по изменению Конституции РФ: палитра комментариев разнообразна,

1 См.: О проведении совместного заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации для заслушивания послания Президента Российской Федерации: распоряжение Президента РФ от 4 января 2020 г. № 1-рп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/0001202001040038 (дата обращения: 05.02.2020).

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года // Российская газета. 2020. 16 января.

3 О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21. URL: http://publication.pravo.gov.ru/0001202001210023 (дата обращения: 05.02.2020).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 2 (50)

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.