Научная статья на тему '«Лучше глаза береги желудок»: питание и напитки бурят в контексте «Зерцала мудрости» ламыпросветителя Э.-Х. Галшиева'

«Лучше глаза береги желудок»: питание и напитки бурят в контексте «Зерцала мудрости» ламыпросветителя Э.-Х. Галшиева Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
буряты / пища и напитки / долголетие / «Зерцало мудрости» («Бэлигэй Толи») / лама Галшиев / Цонкапа / the Buryats / The Mirror of Wisdom / Lama Galshiev / Tsongkhapa / food and drinks / long life

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Аякова Ж. А.

Статья посвящена системе питания бурят в контексте их бытовой и религиозной культуры. В популярном дидактическом произведении «Зерцало мудрости» («Бэлигэй Толи») ламы-просветителя Эрдэни-Хайбзун Галшиева (1855–1915) питание выступает не только как витальная необходимость, но обретает этическое измерение. Рассматриваемое сочинение представляет собой свод светских и религиозных правил для мирян и является ярким примером того, как буддийские ценности, определяющие духовные и социальные основы жизни бурят, инкорпорируются в их повседневную практику. Опираясь на сложные для восприятия мирянина буддийские тексты, лама Галшиев доступно и подробно регламентирует поведение, предписываемое в повседневной жизни, уделяя внимание такому обыденному компоненту культуры как пища и напитки. Здесь отражены исторически сложившиеся представления о потреблении пищи и характере народа во всей его уникальности, которые не могут быть понятны вне мировоззренческого контекста. Буряты убеждены, что связь с миром формируется через два тонких «инструмента» — образ жизни и рацион. Автор руководства говорит о необходимости осознанного питания, умеренности в еде и при этом щедрости в угощении. Пища должна не только насыщать, но и способствовать здоровью тела и ума, а здоровый желудок — основа долголетия, крайне важного в буддийском мировоззрении. Сегодня, казалось бы, обыденные, повседневные компоненты культуры, пища и напитки продолжают оставаться значимыми элементами этнического самосознания бурят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Take Care of Your Stomach More than Your Eyes”: Buryat Food and Drinks in the Context of Mirror of Wisdom by Lama and Educator E.-Kh. Galshiev

The article examines the food system of the Buryats in the context of their daily and religious life. The Mirror of Wisdom by Lama E.-Kh. Galshiev (1855–1915) presents food as a vital necessity that has moral and spiritual meanings. The Mirror of Wisdom is a set of secular and religious rules for laymen. It is a vivid example of how Buddhist values, which determine the spiritual and social foundations of Buryat life, are incorporated into their everyday practice. Drawing on the Buddhist texts, Lama Galshiev offers particular guidelines for everyday behavior and religious life in an accessible and detailed manner, including dietary practices. The book reflects historically developed ideas about food consumption and the character of the Buryats as people. The Buryats believe that the way of living and the dietary system create a connection to the outside world. The guide’s author discusses the need for mindful eating, eating in moderation, and being generous with treats. Today, this seemingly mundane component of culture, i.e., food and drinks, continues to be a significant element of Buryat ethnic identity.

Текст научной работы на тему ««Лучше глаза береги желудок»: питание и напитки бурят в контексте «Зерцала мудрости» ламыпросветителя Э.-Х. Галшиева»

DOI 10.31250/2618-8600-2024-1(23)-133-147 УДК 641.5 5/.56( = 512.31)

Бурятская государственная сельскохозяйственная Ж. А. Аякова академия им. В. Р. Филиппова

Улан-Удэ, Республика Бурятия, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7332-5952 E-mail: azhargal@yandex.ru

I «Лучше глаза береги желудок»: питание и напитки бурят в контексте «Зерцала мудрости» ламы-просветителя Э.-Х. Галшиева

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена системе питания бурят в контексте их бытовой и религиозной культуры. В популярном дидактическом произведении «Зерцало мудрости» («Бэлигэй Толи») ламы-просветителя Эрдэни-Хайбзун Галшиева (1855-1915) питание выступает не только как витальная необходимость, но обретает этическое измерение. Рассматриваемое сочинение представляет собой свод светских и религиозных правил для мирян и является ярким примером того, как буддийские ценности, определяющие духовные и социальные основы жизни бурят, инкорпорируются в их повседневную практику. Опираясь на сложные для восприятия мирянина буддийские тексты, лама Галшиев доступно и подробно регламентирует поведение, предписываемое в повседневной жизни, уделяя внимание такому обыденному компоненту культуры как пища и напитки. Здесь отражены исторически сложившиеся представления о потреблении пищи и характере народа во всей его уникальности, которые не могут быть понятны вне мировоззренческого контекста. Буряты убеждены, что связь с миром формируется через два тонких «инструмента» — образ жизни и рацион. Автор руководства говорит о необходимости осознанного питания, умеренности в еде и при этом щедрости в угощении. Пища должна не только насыщать, но и способствовать здоровью тела и ума, а здоровый желудок — основа долголетия, крайне важного в буддийском мировоззрении. Сегодня, казалось бы, обыденные, повседневные компоненты культуры, пища и напитки продолжают оставаться значимыми элементами этнического самосознания бурят.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: буряты, пища и напитки, долголетие, «Зерцало мудрости» («Бэлигэй Толи»), лама Галшиев, Цонкапа

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Аякова Ж. А. «Лучше глаза береги желудок»:

питание и напитки бурят в контексте «Зерцала

мудрости» ламы-просветителя Э.-Х. Галшиева.

Этнография. 2024. 1 (23): 133-147.

doi 10.31250/2618-8600-2024-1(23)-133-147

Z. Aiakova V. R. Filippov Buryat State Agricultural Academy

Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation ORCID: 0000-0002-7332-5952 E-mail: azhargal@yandex.ru

I "Take Care of Your Stomach More than Your Eyes": Buryat Food and Drinks in the Context of Mirror of Wisdom by Lama and Educator E.-Kh. Galshiev

ABSTRACT. The article examines the food system of the Buryats in the context of their daily and religious life. The Mirror of Wisdom by Lama E.-Kh. Galshiev (1855-1915) presents food as a vital necessity that has moral and spiritual meanings. The Mirror of Wisdom is a set of secular and religious rules for laymen. It is a vivid example of how Buddhist values, which determine the spiritual and social foundations of Buryat life, are incorporated into their everyday practice. Drawing on the Buddhist texts, Lama Galshiev offers particular guidelines for everyday behavior and religious life in an accessible and detailed manner, including dietary practices. The book reflects historically developed ideas about food consumption and the character of the Buryats as people. The Buryats believe that the way of living and the dietary system create a connection to the outside world. The guide's author discusses the need for mindful eating, eating in moderation, and being generous with treats. Today, this seemingly mundane component of culture, i.e., food and drinks, continues to be a significant element of Buryat ethnic identity.

KEYWORDS: the Buryats, The FOR CITATION: Aiakova Z. "Take Care

Mirror of Wisdom, Lama Galshiev, of Your Stomach More than Your Eyes": Buryat

Tsongkhapa, food and drinks, long life Food and Drinks in the Context of Mirror of

Wisdom by Lama and Educator E.-Kh. Galshiev. Etnografia. 2024. 1 (23): 133-147. (In Russian). doi 10.31250/2618-8600-2024-1(23)-0-133-147

ВВЕДЕНИЕ

Дидактическое сочинение ламы-просветителя Эрдэни-Хайбзун Гал-шиева «Зерцало мудрости» (полное название: «Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам») является одним из самых значительных произведений бурятской дореволюционной литературы. «Зерцало мудрости», написанное в жанре субхашита, представляет собой свод светских и религиозных наставлений для верующих мирян и является ярким примером того, как буддийские ценности, определяющие духовные и социальные основы жизни бурят, инкорпорируются в их повседневную практику. Лама Галшиев после обучения в Тибете в Гоман-дацане при монастыре Дрепунг, получив степень доромбо, вернулся в родной Кодунский (Кижингинский) дацан в 1897 г., где служил штатным ламой. Автор закончил свое сочинение, которое впоследствии стало популярным среди хоринских бурят, предположительно, к 1915 г. (Галшиев 1993: 346-350). В «Зерцале мудрости» лама Галшиев, опираясь на сложные для восприятия мирянина буддийские тексты мудрецов Индии, Тибета, Монголии, доступно и подробно регламентирует поведение бурят в семейной, духовно-нравственной, хозяйственной, общественной жизни. Без внимания не остались и такие обыденные компоненты культуры, как пища и напитки.

Наиболее полным собранием сведений по этнической истории и культуре бурят является коллективный труд Л. Л. Абаевой, Н. Л. Жуковской и др. (Буряты 2004). «Зерцало мудрости» как один из наиболее крупных памятников бурятской буддийской культуры, а также его тематическое разнообразие рассматриваются в работах Ч. Ц. Цыре-нова (2015), Э. С. Александровой (2012). Теме традиционного питания бурят посвящены работы В. А. Беляевой-Сачук (2020), Г. В. Махачкее-вой (2019), Н. И. Хамнаевой (2017), А. А. Бадмаева (2009), С. П. Анга-евой, Ю. Ц. Тыхеевой (1998), Г. Р. Галдановой (1993). Пища и напитки народов мира во всем их многообразии широко представлены в работах Е. Л. Жуковской (2002; 2008), Т. А. Ворониной (2001; 2004); С. А. Арутюнова (1981; 2001), коллективных трудах (Традиционная пища... 2001; Вкус Европы. 2020).

Традиции, связанные с пищей, отражают исторически сложившиеся представления о потреблении пищи и характере народа во всей его уникальности, они не могут быть поняты вне мировоззренческого контекста. Питание бурят и связанные с ним поведенческие аспекты дополняются рядом правил в соответствии с их религиозными представлениями. Буряты убеждены, что связь с миром формируется через два тонких инструмента — образ жизни и систему питания. Пища является не просто потребностью, она должна способствовать физическому и ментальному здоровью, которое и позволяет, в свою очередь, длительно и непрерывно

предаваться религиозной практике. В буддийском учении человеческая жизнь является драгоценностью, данной для практики и достижения высших духовных целей. Здоровье и долголетие необходимы для духовной реализации верующего и рассматриваются как «печати» благой кармы: чем длиннее жизнь буддиста, тем больше времени для накопления заслуг с целью благого перерождения. Поэтому мирянин не только следует традициям предков, но и молится «богам долголетия» (Галшиев 1993: 188).

«ЗЕРЦАЛО МУДРОСТИ»: ПИТАНИЕ БУРЯТ В КОНТЕКСТЕ БУДДИЙСКОГО УЧЕНИЯ

В «Зерцале мудрости» лама Галшиев уделяет особое внимание теме питания, которое не только рассматривается как витальная необходимость, но и обретает духовные ценностные смыслы. По мнению автора, пища должна и насыщать, и способствовать здоровью тела и ума, а здоровый желудок и вовсе является основой долголетия. Желудок считается своего рода «котлом» переваривания пищи, в котором поддерживается «огонь» жизни за счет умеренности в употреблении пищи, сочетаемости и легко-усвояемости продуктов, которые используются в пищу в соответствии с сезоном и условиями местности. Несоблюдение правил питания приводит к несварению, являющемуся корнем всех внутренних болезней (Асеева 2015: 239). Известно, что болезни желудка сложно поддаются лечению, носят затяжной и изнурительный характер.

Лучше глаза береги

Желудок — основу питания жизни.

Ослепнешь — можешь еще долго жить,

Испортишь желудок — долго не проживешь.

(Галшиев 1993: 178)

Лама Галшиев наставляет, указывая, что нужно беречь желудок как основу здоровья и долголетия. Следует принимать пищу тогда, когда появляется чувство голода, чтобы предыдущая пища полностью переварилась и усвоилась, тогда «любая пища покажется вкусной и пойдет на пользу». Не стоит наедаться досыта и наполнять свой желудок без меры, лучше «оставлять верхнюю часть полой и ненасыщенной», иначе возникнут «болезни от несварения пищи». Непереваренный избыток пищи загнивает в кишечнике, образуя гнилостные жидкости и газ, которые усиленно выводятся через «утомленные дыхательные пути», кожу и кишечник, поэтому, пишет автор, «никогда не принимайся за новую еду, не усвоив предыдущую» (Галшиев 1993: 178-179). Не следует принимать пищу перед сном, так как в это время «пища в желудке плохо переваривается и превращается в яд». При этом «если поел перед сном,

то на следующий день рано утром не принимай пищу», а «прими немного кипяченой воды». Основной прием пищи должен приходиться на первую половину дня, поэтому «ешь пораньше, чтобы не нажить болезней и чтобы восстановить силу тела» (Галшиев 1993: 178, 179).

Стоит заметить, что «Зерцало мудрости» в сжатой форме отражает содержание фундаментального трактата «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим) Чже Цонкапы (1357-1419), основателя тибетской традиции Гелуг, распространившейся среди монгольских народов. Ламрим стал руководством не только для монахов, но и для мирян, почитающих Цонкапу как «второго Будду». В разделе «О разумном питании» трактата автор говорит: «...не стоит есть лишь ради тела; опираясь на жизнь тела, я буду вести действительно чистый образ жизни» (Цон-капа 1994: 108-111).

В выборе пищи буряты исходили из ее полезности, старались, чтобы она была питательной и легко усваивалась: «Выбирай полезную для себя пищу и хорошую одежду, будь они и дорогими. Воздерживайся от всех материальных увлечений и береги тело наравне с жизнью» (Галшиев 1993: 177). Полезная пища содержит достаточно жиров и масел, способствующих продлению жизни «до ста лет». Считается, что жиры «улучшают пищеварение, очищают желудок и кишечник, улучшают цвет лица, укрепляют телесные силы и органы чувств», свежее масло «придает силы, стимулирует половую активность», старое масло полезно при «душевных расстройствах, потере памяти», а также помогает при ранах и язвах, топленое масло «обостряет умственные способности, улучшает пищеварение, продлевает жизнь» (Атлас тибетской медицины... 1994: 170).

Буряты не злоупотребляли сладкой пищей, сводили к минимуму употребление сахара и других сладостей, так как знали, что это «малополезно» и является причиной накопления «слизи» в организме, «ведь сахар проглатывают вместе со слюной, которую надо выплюнуть на землю». Вместо сладостей Галшиев советует употреблять плоды дико-росов и фрукты (Галшиев 1993: 181).

В холодное время года, а также в холодной и сырой местности желудок должен быть заполнен наполовину твердой пищей, на четверть — жидкостью, а еще одна четверть должна остаться пустой, чтобы было пространство для пищеварения. Для препятствия «болезням холода» в зимнее время рекомендуется употреблять баранину и конину «с горячим дыханием», так как болезни и расстройства организма возникают большей частью в связи с простудой. После принятия пищи не стоит лежать или засыпать, лучше прогуляться или «завести беседу» с приятными людьми (Галшиев 1993: 181).

Большое значение имеют соблюдение меры и качество пищи. Переедание и неразборчивость в пище являются признаками неведения, жадности и привязанности — того, что в буддийском учении считается клешами.

В еде нужно быть не только умеренным, но и аккуратным. Культ чистоты формировался благодаря буддийским текстам, где понятие «чистота», «чистый» весьма частотно: чистые земли, чистое сознание, чистые помыслы и т. д. Необходимо было держать в чистоте домашний алтарь гунгарбаа, на который каждое утро божествам бурханам преподносили подношение пищей (дэжээ): «Каждый день старательно мой посуду для еды. И высшие с чистоплотными привычками не побрезгуют принять у тебя пищу и питье» (Галшиев 1993: 166-167).

Чтобы пища приносила пользу, к ней не должно быть привязанности, она не должна становиться объектом удовольствия, беседы о еде считались низменными (Дикха-никая 2020: 238). Пищи должно быть не слишком мало: «...если [есть] слишком мало, [чувствуется] голод, ослабеваешь, отчего делаешься неспособным к благим занятиям». Однако не следует есть и слишком много, так как от переедания «трудно дышать, увеличиваются сонливость и вялость, теряешь работоспособность и не можешь избавляться от клеш» (Цонкапа 1994: 108).

Влечение к пище можно устранить путем развития «противоядия» к ней, размышлением о ее «трех аспектах ущербности»: ущербности поедаемого (ср.: «перемолотая зубами и увлажненная слюной, она [пища. — Прим. ред.] походит на рвоту»); ущербности переваренной пищи (ср.: «.став калом и мочой, пребывает в нижней части тела, и каждый день надо опорожняться; также от пищи возникают многие болезни»); ущербности добывания пищи, заключающейся в страхе потерять добытое, в ненасытности, подневольности, утрате дружбы (ср.: «.ради нее отец, сын и прочие ссорятся и дерутся между собой») (Цонкапа 1994: 109).

ГОЛОВА БАРАНА — МУЖЧИНАМ, А ЖЕНЩИНАМ — ГРУДИНКА

В основе традиционной бурятской кухни (буряад едеэн хоол) — мясные продукты. Бурятскую кухню трудно назвать разнообразной: и в будни, и в праздники употребляли одно и то же, только в праздники еды было больше. Например, по праздникам закалывают обычно барана, что является своеобразной ритуальной церемонией. Буряты владеют особым мастерством разделывания туши животного и приготовления его внутренностей, после которого не остается практически никаких отходов. Приготовленная голова барана (тоолэй) подносится на праздничной трапезе почетным гостям-мужчинам, а женщинам — грудинка (убсуун).

Известно, что в каноническом буддизме поедание мяса порицается, так как убийство всякого живого существа влечет негативные кармические последствия. Однако у бурят традиция «быть светильником самому себе», то есть все проверять на личном опыте, относится и к питанию в том числе. В некоторых текстах речь идет не о полном отказе от мяса,

но об ограниченном его употреблении. Галшиев замечает, что по возможности стоит избегать употребления мяса животного, так как «в сутрах колесницы много раз проповедовалось, что разложится корень страдания» (Галшиев 1993: 279).

Конечно, вегетарианство легче практиковать в регионах, где круглый год много растительной пищи, чем в сибирских регионах, монгольских степях или высокогорьях Тибета. Запрет на употребление мяса монахами может нарушаться по разным причинам, например по состоянию здоровья. Если у монахов, много лет придерживающихся вегетарианской диеты, появляются проблемы со здоровьем, ламы-лекари (эмчи) советуют употреблять в пищу немного мяса или мясной бульон. Таким образом, согласно показаниям может быть составлена диета, которая не исключает мясные продукты — с точки зрения буддийского учения такой рацион не возбраняется.

Покупное мясо, перед употреблением которого произносилась специальная мантра, считалось «очищенным». Необходимо осознавать, что оно «дано для кратковременного дела», так как в сутрах говорится, что такое соблюдение постепенно приводит к прекращению употребления мяса (Галшиев 1993: 280). Запрещалось монахам употреблять мясо животного, добытого путем воровства или забитого специально, иначе «попадешь в огненный дом царства ада — тама, где эта пища будет гореть в каждой твоей поре» (Галшиев 1993: 181). Кроме того, «монахи не должны есть мясо, если помогали забивать или видели, как забивают животное. После этого нужно воздерживаться от еды день и вечер. Во время больших сходок мясо следует покупать» (Цыремпилов 2013: 286).

В столовых крупных буддийских монастырей и школ, как правило, подают вегетарианские блюда. Есть следует в первой половине дня, так как «почтенный отшельник. избегает принимать пищу не вовремя, принимая пищу раз в день и воздерживаясь от нее ночью» (Дикха Никая 2020: 143). Буддийские учителя поддерживают отказ от мяса, однако отмечают: «.если вегетарианская диета отрицательно сказывается на вашем здоровье и ставит под угрозу саму вашу жизнь и практику Дхармы, тогда следует всерьез задуматься о приоритетах и решать этот вопрос индивидуально»1. Необходимо также осознавать, что спрос на мясо поддерживает его производство в гигантских масштабах за счет чудовищных условий содержания и воспроизводства животных для массового потребления. Поэтому проявление умеренности является признаком осознанного питания, то есть следует принимать пищу «как лекарство, без высокомерия и гордыни, только ради жизни» (Цонкапа 1994: 111).

Буддисты убеждены, что пища должна питать не только физически, но и духовно, то есть быть объектом рефлексии и медитативных практик.

1 Комментарий на седьмую практику Далай-ламы XIV. URL: http://dharmawiki.ru/index.php (дата обращения: 27.10.2022).

Пища должна насыщать тело, а сознание — оставаться ясным и свободным для распространения и практики Дхармы. Такая пища считается неоскверненной, «не порождает грехов и создает счастливое состояние ума» (Цонкапа 1994: 108). Вкушая еду, следует размышлять «о помощи дающим [вам пищу], о том, что сейчас веществом пищи [вы] собираете червей [в своем] теле, а впредь соберете [их как учеников, проповедуя] Дхарму, и о том, что будете осуществлять Благо всех существ» (Цонкапа 1994: 111). Необходимо помнить о том, что пища может быть вредной, стать причиной болезней, усугубляющихся следствием физического и духовного недугов.

ПЯТЬ ВИДОВ СКОТА ТАБААН ХУШУУН МАЛ

Много веков подряд буряты-скотоводы жили по степному закону, разводя пять видов скота табаан хушуун мал: коз, баранов, лошадей, коров и верблюдов. Считается, что эти животные, живя на одном плато, не вытаптывают пастбища и не враждуют между собой. Вместе они создают основу кочевой культуры и являются символами благосостояния кочевника. Скот служит источником мяса и шерсти, поэтому к своему скоту бурятам должно относиться с глубокой благодарностью: эти животные «дороже родной матери, поскольку отдали тебе даже мясо и шкуру своего тела», «кормят тебя молоком». Хозяин не должен бить или мучить животное, к «непослушному» животному необходимо быть терпеливым, «как сын поклоняется матери без гнева, сколько бы ни был побит ею». В результате такого поведения «не будут преследовать тебя болезни да чужая злость» (Галшиев 1993: 188, 279).

Буряты делили скот на животных «с горячим дыханием» (халуун хушуутай мал), к которым относили овцу и лошадь — их мясо считается полезным и целебным, — и животных «с холодным дыханием» (хуйтэн хушуутай мал) — к ним относятся корова и коза (Буряты 2004: 104). Из мяса животных делали летние заготовки (борсо) и зимние (ууса), перерабатывая его по безотходной технологии. Борсо, или борцок, — мясо, приготовленное путем усушки в естественных условиях на открытом воздухе после предварительного замачивания в соленой воде.

Из шкур домашних животных шили одежду (дохи, унты, рукавицы), постельные принадлежности, делали седла и ремни, из сухожилий мастерили тетиву для лука, селезенку тоже использовали при пошиве одежды. Из шерсти изготавливали войлок, без которого невозможно было утеплить жилище. Из костей изготавливались украшения и игрушки, они использовались в национальных играх hээр шалган (разбивание хребтовой кости) и шагай наадан (игра в баранью косточку). Каждая сторона шагай имеет свое название, соответствующее пяти видам скота. Табаан хушуун мал считаются пятью драгоценностями, дарующими жизнь, здоровье,

достаток, поэтому на алтаре каждого кочевника имелись их изображения или миниатюрные скульптурки.

ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ С МОЛОКОМ НОГООН САЙ

Особое место в традиционной культуре бурят занимает чаепитие. Отказ гостя от этого ритуала равносилен оскорблению хозяина дома. Самым распространенным напитком кочевника является прессованный зеленый чай ногоон сай. Он стал известен монгольским народам с конца XVI в. Возможно, элите монгольского общества были доступны изысканные сорта китайского чая, но широкое распространение в народе получил именно «кирпичный» прессованный чай (Жуковская 2002: 149). Каждая семья имела чаерезку (сайн тэбшэ) в виде небольшого деревянного корыта с серповидным ножом и ступку (уур) для его измельчения. Зеленый чай готовится с молоком (hYтэй ногоон сай), его подача является церемониальной и тесно связана с религиозными обрядами бурят. Первую пробу чая (дэжээ) преподносят божествам бурханам на домашний алтарь с произнесением мантры подношения (ввнг аа куунг) или брызгают чаем в чистой местности с просьбой о благополучии близким и всем живым существам. Если бурханам и хозяевам местности сахюусанам и сабдакам можно подносить чай без молока (хара сай), то гостям подавать чай без молока недопустимо, это считается крайним неуважением и предзнаменованием скорого обнищания и лишения домашнего скота. По бурятским традициям также недопустимо отказываться от чая и угощений.

Сегодня доступны разные сорта чая и множество других напитков, но традиционное бурятское чаепитие невозможно представить без зеленого чая с молоком. Гостеприимство начинается прежде всего с предложения свежезаваренного зеленого чая с молоком, который не только насыщает и хорошо утоляет жажду, но и полезен «для содействия пищеварению» (Галшиев 1993: 182). Действительно, зеленый чай обладает множеством полезных свойств, а молоко усиливает его питательные и целебные качества. К процессу приготовления чая стоит подходить осознанно, придавая ему сакральный смысл, мысленно обращаясь к традициям предков. Бурятские женщины взбивали чай неспешными движениями вверх-вниз по часовой стрелке (Намарха). Хозяйки чай варят в котле, зачерпнув чай, поднимают ковш над котлом на высоту до полуметра и выливают содержимое обратно в котел. Так делают 21 или 108 раз, при этом начитывают мантры, например мантру Зеленой Тары, проявляющуюся в 21 аспекте, или мантру Авалокитешвары. Так женщины добродетельно настраивались на целый день, а чай насыщался кислородом, становился питательным и целебным (эгээ шадалтай эм болохоо). Для калорийности в чай добавляют топленое масло (шара тоНон), прожаренную муку дикого ячменя цампу (замбаа). В сельской местности еще могут угостить зутаран-чаем

(зутараан сай) — классическим, с солью, или сладким, с черемуховой мукой (Беляева-Сачук 2020: 28). Древние буряты добавляли в чай костный мозг барана, растертое в порошок сушеное мясо, мелкие кусочки бараньего курдюка.

Рецепты приготовления чая незначительно отличаются в зависимости от региона. Современные буряты все реже используют котлы, ушло в прошлое древнее топливо аргал (сухой навоз крупного рогатого скота). Однако церемониальное приготовление чая для гостей можно наблюдать до сих пор. Готовят чай в открытой посуде, в которой кипятят воду с заваркой с добавлением молока и щепотки соли. Соль помогает восстановить в организме соляной баланс, нарушение которого характерно для жителей степных регионов. «Собираясь пить чай, клади в него щепотку соли. От этого быстрее усвоится пища, исчезнут болезни желудка». Не рекомендуется пить вчерашний заваренный чай и кипяченую воду, так как они становятся вредными, подобно яду (хоро болохо). Много чая пить также не рекомендуется: желудок не должен быть заполнен как «бурдюк», иначе «понизится жар огня в твоем желудке и быстро состарится тело» (Галшиев 1993: 180-182).

Кроме зеленого чая, для здоровья полезны кисломолочные продукты тарак, айрак. Галшиев советует пить их в небольших количествах, так как «они полезны для организма и необременительны для телесной и умственной деятельности» (Галшиев 1993: 181).

ОБ УМЕРЕННОСТИ И ЩЕДРОСТИ

Лама Галшиев указывает, что необходимо быть умеренным в еде, но щедрым в угощении. Воздерживаться в еде нужно дома и особенно в гостях: «В гостях много не ешь, хотя и приглашен с почестями», иначе ты потеряешь уважение, станешь «мишенью для шуток» и будешь сравним с «нищим, пришедшим на поминки». Также «каждый раз не заходи к соседям, когда они кушают, им это надоест, и тебе станет стыдно», а «если зашел во время еды, приличнее всего отказаться, сказав, что ты только что покушал» (Галшиев 1993: 180, 230).

Переедание, обжорство, согласно учению, выступают вариантами неконтролируемого влечения, являющегося одним из корневых клеш ума. Такое пищевое поведение демонстрирует потакание своим негативным качествам, особенно привязанности и неведению. Отдельно Галшиев предупреждает, что не стоит в больших количествах употреблять мясо «подобно хищному зверю, так как от них ум теряет остроту, а тело стареет быстрее» (Галшиев 1993: 180, 230).

Неразборчивость в пище чревата негативными последствиями для здоровья, нельзя «смешивать без разбору разную пищу», иначе можно уподобиться «старой собаке, которая ест все, что попадается, не

прожевывая». Буряты были приверженцами простой и довольно однообразной пищи, в минимальных количествах употребляли сладкое, соленое, мучное. К пище следует относиться почти интуитивно, но в то же время осознавая, что «если смешивать все не по вкусу и мере, то даже лекарство может превратиться в яд». Не стоит хранить продукты до порчи, так как это «нрав несчастной вороны, которая все прячет от себя» (Галшиев 1993: 177).

Щедрое угощение гостей является характерной чертой культуры бурят. Галшиев наставляет, что мудро угощать самой вкусной пищей, иначе «она потеряна без пользы», нельзя скупиться, даже нищему подавай еду и питье как званому гостю, указывает он, иначе обретешь «дурную славу». Жена должна знать, какую порцию угощения необходимо приготовить, чтобы не обсуждать в присутствии гостя, «сколько нужно приготовить пищи». Хозяевам важно, чтобы гости ушли сытые и довольные: каким было угощение, такая пойдет о хозяевах слава (Галшиев 1993: 170-171). Для того чтобы гости не застали врасплох, необходимо иметь в запасе «добрую пищу и ягоды», но если не хватило угощений, следует извиниться и сказать, что «сейчас не оказалось лучшего угощенья», главное — не сидеть молча, так как «гостям покажется, что тебе жалко продуктов». Чтобы гость чувствовал себя комфортно при вкушении блюда, не следует смотреть на угощение после того, как оно поставлено перед гостем, «будто боишься, как бы не съел много» (Галшиев 1993: 170-171). Хозяевам стоит позаботиться о том, чтобы дети не подходили к накрытому столу, пока за ним сидят взрослые, дети не должны шуметь и отвлекать взрослых.

АЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК АРХИ

У бурят традиционным алкогольным напитком считается архи — молочная водка, приготовленная на основе забродившей сыворотки из коровьего молока хурэмгэ. Употребление архи было привилегией зажиточных и уважаемых старейшин, отцов рода, только по большим праздникам или особым случаям (Положение. 1992). Архи использовали для проведения обрядов и ритуалов, а также лечения людей и скота. Считается, что популярное в обрядовой жизни бурят подношение алкогольных напитков сахюусанам и йидамам не может им навредить, так как в этом случае алкогольный напиток трансформируется в аршан (сакральный напиток), между тем человеку он может нанести необратимый вред и делает его зависимым. Архи не пили «для веселья», его подавали в ограниченном количестве как сакральный напиток, в качестве подношения в первую очередь бурханам на алтарь хозяина, а потом гостям. Так, при сватовстве в кругу близких родственников (15-30 человек) полагалось 30 порций молочной водки (Цыремпилов 2013: 285). Употребление архи

запрещалось женщинам, а мужчинам разрешалось после достижения 40 лет. Нарушившие эти запреты считались пьющими людьми, склонными к порокам и представляющими угрозу для себя и окружающих. «Хотя тебе и покажется вкусным архи, не пей его, опьяняющего организм. Иначе ты совершишь непристойные дела, и свои сокровенные слова выдашь другим» (Галшиев 1993: 211).

В буддийской традиции употребление алкогольных напитков строго порицается. В древних текстах говорится о шести дурных последствиях употребления опьяняющих напитков: «очевидная потеря богатства, возрастающие ссоры, подверженность болезням, приобретение дурной славы, бесстыдства и ослабление разума». Злоупотребляющий алкоголем человек «погружается в долги, словно в воду», «имеющий обыкновение спать днем, привыкший подниматься ночью», такой человек не способен вести нормальную жизнь. Не стоит водить дружбу с людьми, злоупотребляющими алкоголем, они относятся к «дурным друзьям», «недругам в облике друга», «друзьям лишь по выпивке» (Дикха Никая 2020: 660-661).

Чтобы отвратить буддистов от употребления алкоголя, буддийские учителя демонизировали напиток как источник великих страданий и сравнивали его с «большой рекой отравы из мозга свирепого белого льва, пены из пасти разъяренного слона, жала ядовитой змеи, меда злой пчелы, слюны бешеной собаки, костного мозга девяти демонических плясунов, зрачков волка, пожиравшего мертвецов, мяса трупа и утробной крови женщины.»2

За годы антирелигиозной кампании в бурятском обществе советского периода пьянство стало социальной катастрофой. Сегодня буддийские учения о вреде алкоголя играют немаловажную роль в осознании порочной привязанности к алкоголю и принятии трезвого образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ системы питания в рамках религиозного учения, в контексте традиционной кочевой культуры и определяемых ею норм социального общения приближает к пониманию традиционного сознания бурят. Представления, связанные с традиционным питанием, являясь одними из самых консервативных элементов культуры, позволяют возродить некоторые традиции питания, дают возможность провести сравнение разных традиций в контексте буддийского учения и сделать определенные выводы об общих и специфических элементах в системе питания бурят. «Зерцало мудрости» является здесь важным источником. Обращение

2 Падмасамбхава (История) происхождения алкоголя и наставление, разъясняющее (его) пользу и вред, изложенные наставником. URL: https://www.oum.ru/literature/buddizm/padmasambhava-istorija-proishogdenija-alkogolya/ (дата обращения: 27.06.2022).

к многовековым знаниям предков о пище и напитках помогает сегодня поддерживать здоровье и увеличивать продолжительность жизни как отдельных индивидов, так и всего общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Александрова Э. С. О тематическом своеобразии памятника «Бэлигэй толи» («Зерцало мудрости») Э.-Х. Галшиева // Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32). С. 190-194

Ангаева С. П., Тыхеева Ю. Ц. Чем богаты, тем и рады // Вестник Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1998. С. 90-99.

Арутюнов С. А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания / отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. М.: Наука, 2001. 293 с.

Арутюнов С. А., Воронина Т. А. Предисловие // Традиционная пища как выражение этнического самосознания / отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. М.: Наука, 2001. 293 с.

Асеева Т. А. Болезни органов пищеварения в тибетской медицине: симптоматика и лечение // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2015. № 1 (17). С. 239-256.

Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». М.: Галактика; Галарт, 1994. 592 с.

Бадмаев А. А. Будничное питание бурят в конце XIX — начале XX века // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 1 (37). С. 101-109.

Беляева-Сачук В. А. Буква «А» — начало ученья, чаю стакан — начало трапезы. Традиции чаепития в бурятской культуре // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. XVII. Вып. 2. С. 24-30.

Буряты / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. 633 с.

Вкус Европы. Антропологическое исследование культуры питания / отв. ред. М. Ю. Мартынова, О. Д. Фаис-Леутская. М.: Кучково поле; Музеон, 2020. 568с.

Воронина Т. А. Традиции в пище русских на рубеже XX-XXI веков // Традиционная пища как выражение этнического самосознания / отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. М.: Наука, 2001. С. 41-72.

Воронина Т. А. Традиции хлебопечения у разных народов мира. Краткий очерк // Хлеб в народной культуре: этнографические очерки / отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. М.: Наука, 2004. С. 12-82.

Галданова Г. Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1993. С. 141-150.

Галшиев Э.-Х. Зерцало мудрости. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1993. 352 с.

Дикха-никая (Собрание длинных поучений) / пер. с пали, статьи, коммент. и прил. А. Я. Сыркина; отв. ред. В. П. Андросов; Ин-т востоковедения РАН. М.: Наука, Вост. лит., 2020. 902 с.

Жуковская Н. Л. Напитки «белые», напитки «черные» — сакральная антитеза в пищевой традиции монголов // Хмельное и иное. Напитки народов мира. М.: Наука, 2008. С. 371-385.

Жуковская Н. Л. Не запивайте мясо тарбагана горячим чаем // Восточная коллекция. 2002. № 3. С. 146-154.

Кабицкий М. Е. Введение в тему: антропология пищи и питания сегодня // Этнографическое обозрение. 2011. № 1. С. 3-7.

Махачкеева Г. В. Влияние земледелия на систему питания в Предбайкалье во II половине XIX — I половине ХХ в. (на примере аларских бурят) // Oriental Studies. 2019. № 3. С. 378-389.

Положение 11 хоринских родов 1808 г. по управлению внутренними делами и судопроизводству // Обычное право хоринских бурят: памятники старомонгольской письменности. Новосибирск: Наука, 1992. С. 40.

Традиционная пища как выражение этнического самосознания / отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. М.: Наука, 2001. 293 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хамнаева Н. И. Питание народа Бурятии: традиции и создание новых пищевых продуктов // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. № 1. С. 85-93.

Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Кн. I / пер. А. Кугявичуса; под ред. А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 1994. 446 с.

Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII — нач. XX в.). Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2013. 335 с.

Цыренов Ч. Ц. Памятник бурятской буддийской культуры «Зерцало мудрости»: опыт сравнения с современными социально-психологическими теориями // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2015. Вып. 14. С. 103-107.

REFERENCES

Aleksandrova E. S. [The theme originality of the "Mirror of Wisdom" by E.-Kh. Galshiev]. Gumanitarnyy vector [Humanitarian vector], 2012, no. 4 (32), pp. 190-194. (In Russian).

Angayeva S. P., Tykheyeva Yu. Ts. [The richer you are, the happier you are]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the East Siberian State Technological University]. Ulan-Ude: VSTU Publ., 1998, pp. 90-99. (In Russian).

Arutyunov S. A. [Basic food patterns and their local variations among the peoples of Russia]. Traditsionnaya pishcha kak vyrazheniye etnicheskogo samosoznaniya [Traditional food as an expression of ethnic identity]. Moscow: Nauka Publ., 2001, pp. 10-17. (In Russian).

Arutyunov S. A., Voronina T. A. [Preface]. Traditsionnaya pishcha kak vyrazheniye etnicheskogo samosoznaniya [Traditional food as an expression of ethnic identity]. Moscow: Nauka Publ., 2001, pp. 5-9. (In Russian).

Aseyeva T. A. [Diseases of the digestive system in Tibetan medicine: symptoms and treatment]. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences], 2015, no. 1 (17), pp. 239-256. (In Russian).

Badmaev A. A. [Traditional food of the Buryats in the late 19th — early 20th centuries]. Arkheologiya, etnografia i antropologiya Yevrazii [Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia], 2009, no. 1 (37), pp. 101-109. (In Russian).

Belyayeva-Sachuk V. A. [The letter "A" is the beginning of study, a glass of tea is the beginning of a meal. Tea drinking traditions in Buryat culture]. Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki na Dal'nem Vostoke [Social and humanitarian sciences in the Far East], 2020, vol. 17, iss. 2, pp. 24-30. (In Russian).

Buryaty [The Butyats]. Moscow: Nauka Publ., 2004. 633 p. (In Russian).

Galdanova G. R. [Ritual food of the Mongolian peoples]. Iz istorii khozyaystva i material'noy kul 'tury tyurko-mongol 'skikh narodov [From the history of the economy and material culture of the Turkic-Mongolian peoples]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1993, pp. 141-150. (In Russian).

Kabitsky M. E. [Introduction to the topic: anthropology of food and nutrition today]. Etnograficheskoye obozreniye [Ethnographic Review], 2011, no. 1, pp. 3-7. (In Russian).

Khamnaeva N. I. [Food system of the Buryats: traditions and innovations]. Rossiyskiye regiony: vzglyad v budushcheye [Russian regions: towards a future], 2017, no. 1, pp. 85-93. (In Russian).

Makhachkeeva G. V. [Influence of agriculture on the food system in the Cisbaikalia in the second half of the 19th — the first half of the 20th centuries]. Oriental Studies, 2019, no. 3, pp. 378389. (In Russian).

Traditsionnaya pishcha kak vyrazheniye etnicheskogo samosoznaniya [Traditional food as an expression of ethnic identity]. Moscow: Nauka Publ., 2001. 293 p. (In Russian).

Tsyrempilov N. V. Buddizm i imperiya. Buryatskaya buddiyskaya obshchina v Rossii (18 — nachalo 20 veka) [Buddhism and Empire. Buryat Buddhist community in Russia (19th — early 20th centuries)]. Ulan-Ude: IMBT SB RAN Publ., 2013. 335 p. (In Russian).

Tsyrenov Ch. Ts. [The "Mirror of Wisdom" in the context of the modern socio-psychological theories]. VestnikBuryatskogogosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Buryat State University]. Ulan-Ude, 2015, vol. 14, pp. 103-107. (In Russian).

Vkus Evropy. Antropologicheskoe issledovanie kul'tury pitaniya [Taste of Europe. Anthropological Study of Food Culture]. Moscow: Kuchkovo Pole "Muzeon" Publ., 2020. 568 p. (In Russian).

Voronina T. A. [Baking traditions among different peoples of the world]. Khleb v narodnoy kul 'ture: Etnograficheskiye ocherki [Bread in folk culture: ethnographic essays]. Moscow: Nauka Publ., 2004, pp. 12-82. (In Russian).

Voronina T. A. [Traditions in the Russian food culture at the turn of the 19tll-20tl1 centuries]. Traditsionnaya pishcha kak vyrazheniye etnicheskogo samosoznaniya [Traditional food as an expression of ethnic identity]. Moscow: Nauka Publ., 2001, pp. 41-72. (In Russian).

Zhukovskaya N. L. ["White" drinks, "black" drinks — a sacred antithesis in the food tradition of the Mongols]. Khmel 'noye i inoye. Napitki narodov mira [Intoxicated and other. Drinks of the peoples of the world]. Moscow: Nauka Publ., 2008, pp. 371-385. (In Russian).

Zhukovskaya N. L. [Do not drink hot tea with tarbagan meat]. Vostochnaya kollektsiya [Oriental collection], 2002, no. 3, pp. 146-154. (In Russian).

Submitted: 28.11.2022 Accepted: 16.06.2023 Article published: 01.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.